III. Работа по IV главе повести. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Работа по IV главе повести.



1. Рассказать о поведении бабушки по время пожара.

2.Беседа по вопросам.

— Какие чувства и особенности характера проявились у каждого из героев во время сложной драматической ситуации? (Наиболее ярко характер человека раскрывается в минуту опасности, в критические моменты жизни. Дед растерялся, пришел в отчаяние, сразу поверил, что уже ничего нельзя изменить, и почти не сопротивлялся несчастью. Он то тихонько выл, то оглушительно кричал, давал бессмысленные приказания, бегал, суетился. Увидев, что бабушка бежит прямо в огонь за купоросом, он Григорию Ивановичу приказывает остановить ее, сам же ни одного шага не делает в сторону бабушки.

При спасении коня... выпускает повод из рук и бросается в сторону, приказывал бабушке остановить обезумевшее от страха животное. Когда нянька жалуется, что не может отыскать Алешу, он прогоняет ее, не заботясь об исчезновении мальчика. После пожара он говорит бабушке: «Милостив Господь бывает до тебя, большой тебе разум дает...» И тут же добавляет оскорбительную фразу: «На краткое время, на час, а дает!..» Бабушка только усмехнулась, хотела что-то сказать, но не сказала. По тем временам доля жены такова, что она должна была подчиняться мужу беспрекословно, выполнять его волю. Вот она, умная, сильная, решительная, смелая, должна была подчиняться тщедушному, безмерно злобному существу.)

— Каков Яков во время пожара? («...Яков, обувая сапоги, прыгал на них, точно ему жгло подошвы, и кричал: «Это Мишка поджег, поджег да ушел, ага!» После пожара сидел на крыльце и плакал, и дед послал бабушку его успокаивать. Из этой драматической ситуации дед извлекает для себя выгоду: он понимает неблаговидность своего поведения во время пожара и как можно скорее старается стереть это впечатление и снова заявить о своих хозяйских правах: «Григория рассчитать надо это его недосмотр! Отработал мужик, отжил!» А Григорий — совладелец этой мастерской.

Бабушка ведет себя как настоящая героиня. В первые же минуты несчастья она преображается, исчезают привычная легкость и уступчивость, на смену приходит смелость, решительность. Она говорит строгим, крепким голосом, дает четкие и нужные распоряжения. Она бросается в огонь, чтобы предотвратить взрыв и уберечь всех от неминуемой смерти. Бабушка просит людей о помощи сердечно и рассудительно. Она останавливает коня, смело бросается ему под ноги и спокойствием и лаской воздействует на животное. Она успевает позаботиться и об Алеше: «Уйди! Задавят, уйди...» И после пожара бабушка, вся обожженная, не чувствует свою боль, а чужую. «Не спишь, боишься? Не бойся...» Она находит силы утешать и поддерживать других.)

 

IV. Изучение V и VII глав повести.

1. Чтение по ролям V главы повести (с. 61—6З).

 

2. Подведение итогов по V главе — вывод.

— Чему учил дед внука? (Грамоте, «... будь хитер, это лучше, а простодушность — та же глупость, понял? Баран простодушен».)

 

3. Чтение учителем VII главы повести.

 

4. Беседа по вопросам.

— Почему Алеша «дома смирный, а на улице ни на что не похож!»?

— Почему он был виновником всех скандалов? («... Возмущала жестокость уличных забав... Я не мог терпеть, когда ребята стравливали... «Мальчишки бежали за ним,...камнями... на голову пригоршни пыли».)

«...Еще более тяжелым впечатлением улицы был мастер Григорий Иванович». Почему встреча с мастером была «тяжелым впечатлением»? (Ему было стыдно перед ним за то, что он, проработавши на деда много лет, стал нищим. Однажды он спросил бабушку: «Отчего дедушка не кормит его?» В этом вопросе стыд, признание вины, укор за несправедливость... Кому? Конечно же, не деду, которого вопросы нравственности не интересовали, а себе самому, хотя вины его в этом нет. «...бабушке тоже стыдно...» (86 с.), потому что несправедливо. И она понимает, что возмездие грядет. («Помяни мое слово — горестно накажет нас Господь за этого человека! Накажет...»)

— Сбылось ее предсказание?

Вывод. Заложенные в характере Алексея доброта и справедливость живут в нем и в условиях стяжательства, жестокости; живет в нем по-прежнему тяга к чистому, светлому; добрые начала его души поддерживают бабушка, Цыганок, мать, прежняя, не сломленная жизнью, Григорий Иванович, отец, о котором постоянно напоминали мастер, восхищаясь им, и дед, явно не любивший отца, а затем Хорошее Дело.

 

Домашнее задание: глава VIII, ответы на вопросы:

— Каким человеком представляется нам Алексей?

— Кто оказал на него влияние и какое?

 

Урок 60

Тема: А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Кто оказал на Алексея влияние?

— Каким человеком представляется он нам? (С раннего детства его душа была открыта для всего доброго, чистого, светлого. Первым человеком, кто помог ему сохранить эту тягу к добру и справедливости, была бабушка, обогатившая его своей бескорыстной любовью к миру, «насытив крепкой силой для трудной жизни».

Самые яркие впечатления подарил ему безродный подкидыш Цыганок, который жил в той же среде, что дядья Яков и Михаил, издевавшиеся над окружающими, сын дяди Якова, Саша, которого даже дед не любил, но оставался простым, ласковым, похожим на большого ребенка. Алексей обожал Цыганка, удивляясь «до немоты» способностям его фантазии, восторженности, неукротимой любви к жизни.

Мастер Григорий Иванович учил его терпению, выдержке, учил жить, потому что сиротское житье трудное.

Воспоминания мастера Григория об отце. («Отец твой... козырь (умный, опытный, самостоятельный человек) был, он все понимал...», Цыганка (Ты не Каширин, ты Пешков) создавали в его воображении образ отца-великана, честного, справедливого все понимающего. И сам Алексей был честным, справедливым, бескорыстным и добрым, поэтому и не мог видеть, когда обижают животных, обижают слабых.)

 

III. Изучение новой темы, работа по главе VIII.

1. Беседа по вопросам.

— «Но особенно крепко заставил и потянул меня к себе... Хорошее Дело. Почему? (Зачитать описание внешности, комнаты.)

— Что обидело Алексея? («... Ты.., не ходи ко мне. Хорошо?»)

— Как Хорошее Дело воспринял бабушкин рассказ?

— Какова его главная мысль. («Нельзя жить чужой совестью, да, да!» Перед Алешей — ученый, очевидно, химик. Алеша случайно становится свидетелем творческого процесса, рождения мысли, воплощения ее в бесчисленных экспериментах. («Скверно пахнет?» «Это, брат, весьма хорошо!»), и его захватывает увлеченность человека своим делом, Алешу трогает внимание Хорошего Дела к бабушкиным историям, напоминающее отношение самого автора, хотя он до конца не понимает слез квартиранта, восхищающегося талантом русского народа. Хорошее Дело гордится тем, что живут такие люди, как бабушка, на русской земле. Он прост, деликатен, скромен, умеет уважать человека, радоваться красоте природы. Он прощает людям презрительное отношение к себе, понимая, что это идет от темноты, невежества, непонимания того, что человек может беспокоиться не о собственном благополучии, а бескорыстно служить делу. «Чужой — понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой...» Каширины, брат, хорошего не любят...! И, оказывается, не только Каширины.)

Задание: зачитать текст «Прощание Алеши с Хорошим Делом». С. 79.

«Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, — лучших людей ее.

Автор рассказал о дружбе взрослого человека и ребенка. Если бы сам Алексей был менее чутким, он никогда бы не понял Хорошего Дела, да и постоялец не нашел бы пути к его сердцу. Дружба «с одним из лучших людей» оказала огромное влияние на Алешу. Она доказывает то, что сам мальчик был незаурядной личностью, вызвавшей интерес большого человека. Сам Горький убежден и нас убеждает в том, что положительное начало в человеке неискоренимо, неистребимо.

 

Домашнее задание: дочитать главы ХII, ХIII повести.

 

Урок 61

Тема: А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО»

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме.

1.Чтение учителем главы ХII.

2. Беседа по вопросам.

— Что автор называет «свинцовыми мерзостями»? (С. 80.)

— В чем уверен автор? («... русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».)

— Чем «изумительна жизнь наша»? («... Сквозь... пласт... победно прорастает яркое, здоровое, творческое...».)

Вывод. Алеша — это «яркое, здоровое и творческое» начало, которое победно «прорастает» сквозь пласт «скотской дряни»; его чуткость, справедливость, доброта, привлекают самых «лучших людей», которые помогли ему взглянуть на жизнь более широко и осмысленно, скупые, полные глубокого смысла фразы Хорошего Дела («Нельзя жить чужой совестью, да, да!», «деньги, брат, ерунда». «Всякую вещь надо уметь взять — понимаешь? Это очень трудно — уметь взять!» — это о жизни, о бабушке: «Хороша у тебя бабушка, — о, какая земля!», «...записывай, что бабушка рассказывает, — это, брат, очень годится...»; о бабушкиных сказаниях: «Это — страшно верное, наше:..», «Это — страшно русское»; об отношении людей: «Чужой — понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой...»; о природе: «Славно, брат? То-то!») вошли в душу мальчика и стали его жизненными вехами (ориентирами).

3. Пересказ ХIII главы повести.

 

III. Подведение итогов урока.

— Как вы понимаете выражение «Свинцовые мерзости дикой русской жизни»?

— Почему так часто ссорились в доме Кашириных?

Домашнее задание: задание по группам: I группа — инсценируйте одну из сцен: «Разговор с дедом», «Разговор с Цыганком», «Ученье» и т. д. II группа — подготовьте сценарий «История Цыганка», «Дедушка не злой и не страшен», «Бабушка — самый близкий друг Алеши», «Алеша и дом Кашириных».

 

Урок 62



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.017 с.)