Рабочая программа лекционного курса – 34 часа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа лекционного курса – 34 часа



Методическая записка

 

 

Учебный курс «История русской литературы Х1Х века» изучается на филологическом отделении факультета филологии и журналистики в течение трех семестров. Материал курса делится в связи с литературными эпохами: период романтизма и начала развития критического реализма, эпоха расцвета критического реализма, литература критического реализма последней трети Х1Х века.

Русская литература первой трети Х1Х века характеризуется развитием двух ведущих литературных направлений – романтизма и критического реализма. Они сформировались как новые художественно-эстетические системы в сложном процессе сосуществования, борьбы, в конечном счете, исчезновения последних ярких явлений классицизма, просветительского реализма, сентиментализма. Наиболее острой для русской литературы этой эпохи стала проблема литературного языка. Ее решением были обусловлены новые связи с европейской традицией, стремление создать русскую литературу, не уступающую по своим художественным достоинствам европейским литературам. Наряду с этим, проблема языка обусловила обращение к национальным истокам, стремление сохранить своеобразие национальной духовной культуры и литературы. Бурное литературное движение в первые десятилетия Х1Х века привело к появлению нового типа писателя, новых отношений литературы и общественной жизни, появление литературно-критических и художественных журналов, альманахов, повышение статуса литературы и театра в жизни эпохи. Оба литературных направления – романтизм и реализм – по-разному решали эти проблемы и в области эстетической рефлексии и в области художественных исканий. Русский романтизм представлен психологическим, гражданским, философским течениями, которые развивались с 1820 –х до 1840-хгг и русский критический реализм, формирование которого также приходится на 1820-е годы.

Романтизм имеет своей основе философско-эстетический персонализм, в связи с этим его художественные устремления связаны с вниманием к внутреннему миру личности, исключительной, неповторимой, как правило, одинокой, находящейся в дисгармонии, конфликте с миром. Творчество выступает результатом самовыражения поэта. Приоритет личностного начала обусловил подчеркнутый лиризм, использование символики, мифопоэтики, философичность романтических произведений. Внимание к национальному своеобразию, обращенность к прошлому нации сформировали развитие исторических тем, развитие романтического историзма с его интересом к местному и историческому колориту, героике прошлого, противостоящего современности с его обыденностью, ординарностью. Приоритетным для романтиков становится фольклорно-этнографический материал. Народоведческие искания эпохи не только идейно близки романтикам, но и широко используются для формирования сюжетов, вставных эпизодов, тем, мотивов. В жанровой системе романтизма долгое время ведущими являются лирические формы (несколько разновидностей элегии, посланий, песни, романсы, «отрывки», фрагменты, «сны», «фантазии», сонеты), малые эпиграмматические формы (антологии, эпиграммы, экспромты, надписи и др.), очень популярны лироэпические жанры (баллады, думы, поэмы). Прозаические жанры в русском романтизме появляются к середине 1820-х годов – это исторические, фантастические, утопические, философские повести, новеллы, «сказки». Романтизм конца 1820-30-х гг тяготеет к созданию крупных форм (циклов, авторских сборников, книг, романов). Русская романтическая драматургия представлена историческими замыслами и созданиями декабристов, мистериальными формами, романтическими драмами с ярким мелодраматическим элементом.

Реализм отмечен тяготением к объективации художественного образа. В литературном произведении это обусловило полифонизм, диалогичность отношений автора и героев, многообразие хронотопов. Типологию героев стали составлять современные «герои нашего времени», исторические личности, героини, персонажи с отчетливо выраженной национальной духовностью, социально определенные персонажи – «маленький человек», «значительное лицо», «бедный чиновник», «бедный художник», целая группа «великосветских» героев и др. Жанры реалистического течения русской литературы формируются в контексте поступательного развития русского романа и повести. Три романа этой литературной эпохи - «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (1830 г.), «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова(1841 г.), «Мертвые души» Н.В.Гоголя (1 том 1842 г.) представляют блистательное начало развития русского классического романа, который станет одним из великих созданий русской духовной культуры Х1Х века. Драматургия Пушкина, комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума», комедии Н.В.Гоголя являются в истории русского театра и драматургии началом развития сценического реализма и реалистической эстетики национального театра.

 

Практическое занятие №1

Баллады В.А. Жуковского

 

1. Основные этапы жизни и творчества В. А. Жуковского. Возникновение интереса к балладам, издание баллад

 

2. Баллады в романтическом творчестве поэта

· Эстетика жанра

· Романтическая баллада как жанр, споры о балладе в русской критике

· Жуковский-создатель баллад в русской поэзии

· Переводные баллады авторы, герои и сюжеты английских, немецких, оссианических баллад, тематическая классификация

 

3. Поэтика баллад В. А. Жуковского

Баллада «Светлана»

· Место в системе балладного творчества, история создания, Посвящение, финал

· Реальное и фантастическое время и пространство в балладе

· Героиня и персонажи баллады. Фольклорный колорит баллады.

· Образ балладника и особенности повествования

Баллада «Лесной царь» (перевод из Гете)

· Особенности перевода (см.статью М. Цветаевой Два «Лесных царя»

· Фантастический и реальный миры в балладе, время, пространство.

· Основное событие и драматизм баллады

«Мщение» (перевод из Уланда) как образец «рыцарской» баллады

· Мотив рока и его воплощение в основных событиях сюжета

· «рыцарский» колорит балладного мира: конь и всадники

· Особенности повествования

 

 

Литература:

Тексты баллад В.А.Жуковского необходимо читать по академическим собраниям сочинений.

1. Определение жанра баллады. См. КЛЭ, ЛЭС, Словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. Тимофеев. – М., 1974.

2. Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма //Русский романтизм.- Л., 1978. – 138-163

3. Биография В. А. Жуковского. См.: Русские писатели Биобибл. словарь. Т.1. – М., 1981.

4. См.: Комментарии и примечания к балладам в кн.:В. А. Жуковский. Полн.собр.соч. и писем в 20-т.: т.3. Баллады. - М., 2007.

5. Семенко И.М. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. Л., 1975, гл. 1, 2, 3.

6. Душина Л.Н. История создания «Светлана» В. А. Жуковского // Пути анализа литературного произведения. Сб. статей. – М., 1981. – 188-194.

7. Цветаева М. Два лесных царя // В кн.: Зарубежная поэзия в переводах В.А.Жуковского.В 2-х тт. Т.2. М.: 1985.

8. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы изучения творчества В. А. Жуковского.- Томск, 1985.- С.80-94, 183-197 или Янушкевич А.С. В мире Жуковского. Томск, 2006.- С.91-107.206-222.

 

 

Практическое занятие №2

 

Лирика А.С. Пушкина

 

Вариант 1.

Вариант 2

Практическое занятие № 3

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Вариант 1.

Вариант 2.

Практическое занятие № 4

Циклы в творчестве А.С.Пушкина

Вариант 1.

Вариант 2.

Практическое занятие №5

Поэзия М. Ю. Лермонтова

Вариант 1

Практическое занятие №6

Лирика М.Ю. Лермонтова

Вариант 2.

Практическое занятие №7

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Вариант 1. Жанровая поэтика романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1.Творческая история романа. Движение от цикла повестей к роману.

2. Смысл названия и его реализация в художественной структуре романа (единый герой, споры о герое времени). Роль Предисловий к роману и к Журналу Печорина.

3. Жанровая поэтика кавказской повести и повесть «Бэла»

А)Традиционный романтический мотив бегства в мир естественных людей, любви к героине патриархального мира и его развитие у Лермонтова.

Б)Особенности повествования и роль Максима Максимыча в повести

3. «Княжна Мери» и традиции «светской повести»

А)Жанровая поэтика «светской повести» (хронотоп, любовный треугольник). Сравнить с повестями А.А.Бестужева_Марлинского «Испытание», «Фрегат «Надежда».

Б)Печорин – герой светской повести и автор дневника

В)Сюжетные линии «Печорин и Вера Лиговская» и «Печорин и доктор Вернер», их роль в повести

4. «Фаталист» и традиции философской новеллы

А)Смысл спора героев и роль «эксперимента» в его разрешении

Б)Фаталист ли Печорин?

В)Почему «Фаталист» – эпилог романа?

 

 

Литература:

 

1.Белинский В.Г. Роман М.Лермонтова «Герой нашего времени»(любое издание).

2.Мануйлов В.А. О.В.Миллер. Роман «Герой нашего времени». Комментарий. Спб., 1996.

2.Лермонтовская энциклопедия. М.:1982.

3.Эйхенбаум Б.М.Статьи о Лермонтове. М.: Л.: 1961.С.258-286, или в кн: Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Сборник статей. Л, 1986. С.317-337.

4.Виноградов И.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М.:1987. С.7 – 49.

5.Тамарченко Н.Д. Философская новелла М.Ю.Лермонтова «Фаталист». // Русская словесность. 1994, №2.

6.Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: 2002.С.198-205.

 

Дополнительная литература:

1. Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова // Литературное наследство. Т.43-44. М.:1941. С.564-626.

2. Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. М:1976. С.5-31, 104-120.

3. М. Ю. Лермонтов: pro et contra. Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Санкт-Петербург, 2002.

Вариант 2.

Практическое занятие №8

Вариант I

Вариант II

Практическое занятие №9

Вариант 1.

Вариант 2.

Коллоквиум

Вариант I

Коллоквиум

Вариант II

Батюшков К.Н.

Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб.: 1994.

 

Жуковский В.А.

 

Веселовский А.Н. Поэзия чувства и сердечного воображения. СПб., 1999 (репринтное издание)

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. 2 - е изд. М., 1995.

Янушкевич А.С. Этапы проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского. Томск. 1985. 2-е изд., 2006.

 

И.А.Крылов

 

Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов. // Полн. Собр.соч. Т.8. М. – Л.: 1955.

.

Виноградов В.В. Язык и стиль басен Крылова // Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. М.: 1990. С.148 – 181.

 

Грибоедов А.С.

 

Грибоедов в воспоминаниях современников. М.:1980.

Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М.: 1971.

Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.: 1969.

Грибоедов.Материалы к биографии. Л.: 1989.

Борисов Ю.Н. «Горе от ума» и русская стихотворная комедия. Саратов: 1978.

 

Декабристская литература

 

.

В.Н. Касаткина. Поэзия гражданского подвига. Учебное пособие. М.: 1987.

Фризман Л.Г. Декабристы и русская литература. М.:1988.

 

А.С.Пушкин

Пушкинская энциклопедия. М., 1999

А.С. Пушкин. Энциклопедия для школьников. Под ред. В.И.Коровина. М., 1999.

Онегинская энциклопедия. Т.1-«.Под ред. Н.И.Михайловой. М., 1999-2002

 

Анненков П.А. Материалы для биографии А.С. Пушкина.М.: 1984.

Архангельский А.Н. Герои Пушкина. Опыт литературной характерологии. М., 1999

Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.

Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1998

Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. М., 1999. (гл.1У)

Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999.

М.Ю.Лермонтов

 

Лермонтовская энциклопедия. М., 1982, 2-е изд.1992

Белинский В.Г.Герой нашего времени. Сочинение М.Лермонтова;Стихотворения Лермонтова. // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9-ти т. М.: 1979. Т.4.

Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М., - 1961

 

Лермонтов: pro et contra. М., 2006.

Мануйлов В.А., О.М.Миллер Комментарий к роману «Герой нашего времени» Л., 1991

Журавлева А.И. Поэтика Лермонтова. М.: 2002.

 

 

Н.В.Гоголь

Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя. // Белинский В.Г. Собр. соч. в 9-ти т. Т.1.М.: 1976. Статьи о «Мертвых душах» Т.5.М.:1979.

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: 1995.

 

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978, 1988

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С.251 – 293

Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987

 

 

в) дополнительная литература:

 

Фридман Н.К. Поэзия Батюшкова. М.: 1972.

Кошелев В.А. Константин Батюшков: странствия и страсти. М.: 1987.

Жуковский и русская литература ХУ111 – Х1Х вв.Сборник научных статей. Л., 1986

Жуковский и русская культура. Сборник научных трудов. Л.. 1987.

Винницкий И.Ю. Дом толкователя. Поэтическая семантика и историческое воображение В.А.Жуковского. М., 2006.

Литературное наследие декабристов. Л.: 1975.

Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Ч.1-2. Л.:1961

Гордин М.А.Жизнь Ивана Крылова. М.: 1985.

Крылов в воспоминаниях современиков. М.: 1982

Летопись жизни и творчества А.С.Пушкина., 1799-1826. Сост. М.А.Цявловская. Л, 1951,2-е изд.1991.

Пушкин в воспоминаниях современников.: В 2-х тт. СПб.: 1999.

Стихотворения А.С.Пушкина 1820-30-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика. Сборник статей. Л., 1974.

Сурат И. Пушкин: Биография и лирика. М., 1999.

Томашевский Б.В. Пушкин. Кн.1 – 2.М.,1955, 1990. 2-е изд.

Пушкин в русской философской критике. Под ред. Р.Гальцевой. М.,1990.

Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Пути эволюции. Л., 1987

Алпатова Т.А. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка2. Взаимодействие прозы и поэзии. М., 1993.

Михайлова Н.И. Собранье пестрых глав. О романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. М., 1994.

Кошелев ВА. Онегина воздушная громада. СПб., 1999.

Моцарт и Сальери. Движение во времени. М., 1997.

Смирнов А.А. Романтическая лирика А.С. Пушкина как художественная целостность. М., 2007.

Лирика А.С.Пушкина. Комментарий к одному стихотворению. М, 2006.

Висковатов П.А. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. М.: 1987.

Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова // Литературное наследство.Т.43-44. М., 1941 или Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. М.: 1990.

Виноградов И.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М.: 1987. (ст. Философский роман Лермонтова)

Герштейн Э. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» М., 1978

Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. М., 1976

Логиновская Е. А. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». М. 1977.

Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова М., 1985

Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. Л., 1961

Роднянская И.Б.Статьи о литературе. М.. 1990 (статья «Демон ускользающий»)

Соловьев Д.С.Лермонтов. // Соловьев Д.С. Статьи о литературе. М., 1994

Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь.Лермонтов. М., 1982

Ходанен Л.А. Миф в творчестве русских романтиков. Томск, 2000

Ходанен Л.А. Поэмы Лермонтова. Фольклорно-мифологические традиции. Кемерово, 1990

Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова или «Мертвые души»

Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы.

Мережковский Д.С. Гоголь и черт: Исследование.// Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991

Белый А.Мастерство Гоголя. Пг., 1934. 2-е изд. 1999.

Виноградов И.А. Гоголь- художник-мыслитель: христианские основы миросозерцания. М., 2000

Воропаев В.А. Гоголь. Жизнь и творчество. М.: 1998.

Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Новгород. 1997. С.61 – 82

Гоголь: история и современность. К 175-летию со дня рождения. Сборник статьей. М., 1985

Гоголь. Материалы и исследования. М., 1995.

Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.,- Л., 1959.

Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.-Л.: 1966.

Дилакторская О.Г. Художественый мир петербургских повестей Н.В.Гоголя. // Гоголь Н.В. Петербургские повести. М.: 1995. Серия «Литературные памятники». Фантастическое в Петербургские повестях Гоголя Владивосток., 1986

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996

Манн Ю.В. В поисках живой души. Мертвые души.: Писатель – критика – читатель. 2-е изд. М.: 1984.

Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971

Розанов В.В. Два этюда о Гоголе// Розанов В.В. Соч. Л.: 1990. С.5-24.

Сурков Е.А. Русская повесть 1820-30-хгодов Х1Х века. Кемерово, 1984

А Иваницкий А.И. Гоголь. Морфология земли и власти. М., 2000.

Гольденберг.Х. Мифологемы в творчестве Гоголя. Волгоград, 2008

Гоголь и славянский мир. Сб. ст. Томск, 2007

Рассадин Ст. Спутники. М.: 1983

Вацуро В.Э. Антон Дельвиг – литератор // Дельвиг А.А. Сочинения. Л.: 1986

Бухмейер К.Н. Н.М.Языков. // Языков Н.М. Стихотворения и поэмы.

Л.:1988.

Гиллельсон Л.И. Жизнь и творчество П.А.Вяземского. Л.: 1969.

Ивинский Д.П. Князь П.А.Вяземский и А.С.Пушкин. М.: 1994.

Лебедев Е.Н. Тризна. М.: 1985.

 

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

1. Русский филологический портал: www.philology.ru

2. Портал периодических изданий: www.magazine.ru

3. Российские электронные библиотеки: Информационно-интерактивный портал: www.elbib.ru

4. Словарь литературоведческих терминов: www.gramma.ru

5. Фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ): www.feb-web.ru

6. Литературно-поэтический журнал: www.poezia.ru

7. Сайт, посвященный А.С. Пушкину: http://pushkin.niv.ru

8. Сайт, посвященный М.Ю. Лермонтову: http://lermontov.niv.ru/

 

Методическая записка

 

 

Учебный курс «История русской литературы Х1Х века» изучается на филологическом отделении факультета филологии и журналистики в течение трех семестров. Материал курса делится в связи с литературными эпохами: период романтизма и начала развития критического реализма, эпоха расцвета критического реализма, литература критического реализма последней трети Х1Х века.

Русская литература первой трети Х1Х века характеризуется развитием двух ведущих литературных направлений – романтизма и критического реализма. Они сформировались как новые художественно-эстетические системы в сложном процессе сосуществования, борьбы, в конечном счете, исчезновения последних ярких явлений классицизма, просветительского реализма, сентиментализма. Наиболее острой для русской литературы этой эпохи стала проблема литературного языка. Ее решением были обусловлены новые связи с европейской традицией, стремление создать русскую литературу, не уступающую по своим художественным достоинствам европейским литературам. Наряду с этим, проблема языка обусловила обращение к национальным истокам, стремление сохранить своеобразие национальной духовной культуры и литературы. Бурное литературное движение в первые десятилетия Х1Х века привело к появлению нового типа писателя, новых отношений литературы и общественной жизни, появление литературно-критических и художественных журналов, альманахов, повышение статуса литературы и театра в жизни эпохи. Оба литературных направления – романтизм и реализм – по-разному решали эти проблемы и в области эстетической рефлексии и в области художественных исканий. Русский романтизм представлен психологическим, гражданским, философским течениями, которые развивались с 1820 –х до 1840-хгг и русский критический реализм, формирование которого также приходится на 1820-е годы.

Романтизм имеет своей основе философско-эстетический персонализм, в связи с этим его художественные устремления связаны с вниманием к внутреннему миру личности, исключительной, неповторимой, как правило, одинокой, находящейся в дисгармонии, конфликте с миром. Творчество выступает результатом самовыражения поэта. Приоритет личностного начала обусловил подчеркнутый лиризм, использование символики, мифопоэтики, философичность романтических произведений. Внимание к национальному своеобразию, обращенность к прошлому нации сформировали развитие исторических тем, развитие романтического историзма с его интересом к местному и историческому колориту, героике прошлого, противостоящего современности с его обыденностью, ординарностью. Приоритетным для романтиков становится фольклорно-этнографический материал. Народоведческие искания эпохи не только идейно близки романтикам, но и широко используются для формирования сюжетов, вставных эпизодов, тем, мотивов. В жанровой системе романтизма долгое время ведущими являются лирические формы (несколько разновидностей элегии, посланий, песни, романсы, «отрывки», фрагменты, «сны», «фантазии», сонеты), малые эпиграмматические формы (антологии, эпиграммы, экспромты, надписи и др.), очень популярны лироэпические жанры (баллады, думы, поэмы). Прозаические жанры в русском романтизме появляются к середине 1820-х годов – это исторические, фантастические, утопические, философские повести, новеллы, «сказки». Романтизм конца 1820-30-х гг тяготеет к созданию крупных форм (циклов, авторских сборников, книг, романов). Русская романтическая драматургия представлена историческими замыслами и созданиями декабристов, мистериальными формами, романтическими драмами с ярким мелодраматическим элементом.

Реализм отмечен тяготением к объективации художественного образа. В литературном произведении это обусловило полифонизм, диалогичность отношений автора и героев, многообразие хронотопов. Типологию героев стали составлять современные «герои нашего времени», исторические личности, героини, персонажи с отчетливо выраженной национальной духовностью, социально определенные персонажи – «маленький человек», «значительное лицо», «бедный чиновник», «бедный художник», целая группа «великосветских» героев и др. Жанры реалистического течения русской литературы формируются в контексте поступательного развития русского романа и повести. Три романа этой литературной эпохи - «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (1830 г.), «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова(1841 г.), «Мертвые души» Н.В.Гоголя (1 том 1842 г.) представляют блистательное начало развития русского классического романа, который станет одним из великих созданий русской духовной культуры Х1Х века. Драматургия Пушкина, комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума», комедии Н.В.Гоголя являются в истории русского театра и драматургии началом развития сценического реализма и реалистической эстетики национального театра.

 

Рабочая программа лекционного курса – 34 часа

  Темы лекций и практических занятий кол-во час.
1. Лекция «Литературное движение 1800-25-х гг. Поэзия К.Н. Батюшкова.» 2 часа
2. Лекция «Романтизм Жуковского» 2 часа
3. Лекция «Гражданский романтизм декабристов» 2 часа
4. Лекция «Русский театр начала ХIХ века и драматургия А.С. Грибоедова» 2 часа
5. Лекция «Литературное движение 1825-1842 гг. Лицейская и петербургская поэзия А.С. Пушкина. 2 часа
6. Лекция «Романтизм Пушкина» 2 часа
7. Лекция «Историческая трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Михайловская лирика. 2 часа
8. Лекция «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 2 часа
9. Лекция «Болдинское творчество А.С. Пушкина» 2 часа
10. Лекция «Художественно-исторические жанры в творчестве А.С.Пушкина 1830-х гг. Фантастическая повесть «Пиковая дама» 2 часа
11. Лекция «Лирика А.С.Пушкина последнего десятилетия. Философская поэма «Медный всадник» 2 часа
12. Поэты пушкинской поры. Поэзия Е.А.Баратынского. 2 часа
13. Лекция «Литературное движение 1830-х гг. Лирика М.Ю.Лермонтова». 2 часа
14. Лекция «Поэмы и драматургия Лермонтова» 2 часа
15. Лекция «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 2 часа
16. Лекция «Повести Гоголя» 2 часа
17. Лекция «Драматургия Гоголя» 2 часа
18. Лекция «Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор духовной прозы Гоголя. 2 часа  

 

 

Вопросы и задания к практическим занятиям

Система практических занятий предполагает более углубленное изучение литературного процесса первой половины Х1Х века, отдельных выдающихся произведений или группы произведений авторов данной эпохи. Практические занятия следует рассматривать как важнейшее дополнение к лекционному курсу. Планы семинарских занятий составлены таким образом, чтобы максимально организовать самостоятельный поиск студентов в русле заданной проблемы и на примере одного художественного произведения или ряда произведений сформировать понимание основополагающих черт художественного творчества писателя. Одним из принципов, положенных в основу разработки, является изучение произведения в историко-литературной эпохе и в контексте творчества писателя. Вместе с тем, центральная задача рассмотрения произведения на практических занятиях – анализ элементов поэтики, которая конкретно воплотила историко-литературное и индивидуально-авторское содержание в их диалектическом единстве.

В процессе изучения произведений студенты должны познакомиться с разными типами литературоведческих исследований: мемуарно-биографический и история текста произведения, историко-литературный, историко-функциональный (произведение в оценках критики), жанрово-типологический, анализ поэтики и мифопоэтики, а также, в отдельных случаях, составить представление о культурологическом и искусствоведческом (театроведческом) подходах к произведению.

В течение семестра предполагается проведение 8 практических занятий по модульной или вариантной системе. Каждое занятие, кроме первого, имеет 2 варианта, объединенные общей проблематикой или блоковой темой. На практическое рассмотрение вынесено 8 блоковых тем:

 

1. Баллада как один из ведущих жанров романтизма.

2. Лирика А.С. Пушкина.

3. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

4. Циклы в творчестве А.С. Пушкина 1830-х гг.

5. Лирика М.Ю. Лермонтова.

6. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

7. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель», комедия Н.В.Гоголя «Ревизор».

8. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».

 

Варианты тем занятий различаются не только по материалу, но и по аспектам изучения. В варианте первом доминирует типолого-жанровый аспект, изучение поэтики. Он предназначен для литературоведческих групп. В варианте втором больше историко-литературных, функциональных подходов к произведениям.

Кроме аудиторных занятий изучение курса предполагает ведение самостоятельной работы по изучению произведений, входящих в программный список, и научной литературы по творчеству писателя. Для проверки самостоятельной работы предусмотрены 1 коллоквиум и письменная работа по анализу одного стихотворения.

В течение семестра предлагается сдать 1 тему в форме коллоквиума:

 

1. Исторический роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

2. Духовная проза Н.В.Гоголя: «Выбранные места из переписки с

друзьями».

 

Вынесение этих тем на коллоквиумы как форму проверки самостоятельной работы по изучению творчества А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя обусловлено особой сложностью этих созданий, их программным значением в творчестве авторов и особой ролью в развитии русской литературы.

В качестве особой формы работы над темами по лирике русских поэтов данного периода предлагается выполнить небольшую письменную работу по анализу одного стихотворения.

 

 

Практическое занятие №1

Баллады В.А. Жуковского

 

1. Основные этапы жизни и творчества В. А. Жуковского. Возникновение интереса к балладам, издание баллад

 

2. Баллады в романтическом творчестве поэта

· Эстетика жанра

· Романтическая баллада как жанр, споры о балладе в русской критике

· Жуковский-создатель баллад в русской поэзии

· Переводные баллады авторы, герои и сюжеты английских, немецких, оссианических баллад, тематическая классификация

 

3. Поэтика баллад В. А. Жуковского

Баллада «Светлана»

· Место в системе балладного творчества, история создания, Посвящение, финал

· Реальное и фантастическое время и пространство в балладе

· Героиня и персонажи баллады. Фольклорный колорит баллады.

· Образ балладника и особенности повествования

Баллада «Лесной царь» (перевод из Гете)

· Особенности перевода (см.статью М. Цветаевой Два «Лесных царя»

· Фантастический и реальный миры в балладе, время, пространство.

· Основное событие и драматизм баллады

«Мщение» (перевод из Уланда) как образец «рыцарской» баллады

· Мотив рока и его воплощение в основных событиях сюжета

· «рыцарский» колорит балладного мира: конь и всадники

· Особенности повествования

 

 

Литература:

Тексты баллад В.А.Жуковского необходимо читать по академическим собраниям сочинений.

1. Определение жанра баллады. См. КЛЭ, ЛЭС, Словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. Тимофеев. – М., 1974.

2. Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма //Русский романтизм.- Л., 1978. – 138-163

3. Биография В. А. Жуковского. См.: Русские писатели Биобибл. словарь. Т.1. – М., 1981.

4. См.: Комментарии и примечания к балладам в кн.:В. А. Жуковский. Полн.собр.соч. и писем в 20-т.: т.3. Баллады. - М., 2007.

5. Семенко И.М. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. Л., 1975, гл. 1, 2, 3.

6. Душина Л.Н. История создания «Светлана» В. А. Жуковского // Пути анализа литературного произведения. Сб. статей. – М., 1981. – 188-194.

7. Цветаева М. Два лесных царя // В кн.: Зарубежная поэзия в переводах В.А.Жуковского.В 2-х тт. Т.2. М.: 1985.

8. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы изучения творчества В. А. Жуковского.- Томск, 1985.- С.80-94, 183-197 или Янушкевич А.С. В мире Жуковского. Томск, 2006.- С.91-107.206-222.

 

 

Практическое занятие №2

 

Лирика А.С. Пушкина

 

Вариант 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.155 с.)