Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Две придут сами, третью приведут. (А. Пушкин)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оксюморон (оксиморон) – троп, основанный на сочетании резко контрастных, антиномичных понятий, явлений или признаков. «Ей весело грустить, такой нарядно обнаженной». (А. Ахматова) Олицетворение – троп, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. (А. Пушкин) Онегинская строфа – строфа из 14 стихов (трех катренов и заключительного двустишия), написанных четырехстопным ямбом. Первый катрен – с перекрестной рифмой; во втором рифмуются смежные строки, в третьем – рифмы охватные; в заключительном двустишии – смежная рифма (АбАбВВггДееДжж). Охватные (кольцевые) рифмы – рифмы, расположенные через две строки, по схеме АББА. Параллелизм – стилистическая фигура: тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф). Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцветали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила. Парные (смежные) рифмы – рифмы, стоящие рядом, по схеме ААББ. Пентаметр – вид гекзаметра, в котором третья и шестая дактилические стопы лишены безударных слогов. Стих, написанный пентаметром, рассекается цезурой на полустишия, каждое из которых состоит из двух дактилей и одного ударного слога. - È È / - È È / - // - È È / - È È / - Мальчик от/цу помо/гал. // Отрок, о/ставь рыба/ка! (А. Пушкин) Перенос (анжанбеман) – несовпадение синтаксического и ритмического деления, перенесение части фразы из одного стиха в другой. Его зовут Алеко – он Готов идти за мною всюду. (А. Пушкин) Перекрестные рифмы – рифмы, расположенные через строку, по схеме АБАБ. Перифраз – троп, основанный на замене названия предмета, явления описанием существенных его признаков. Он в том покое поселился, Где деревенский сторожил Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил. (А. Пушкин) Пиррихий – вспомогательная стопа, состоящая из двух безударных слогов. È È / È - / È È / È - / Адми / ралтей / ская / игла / (А.Пушкин) Поэтика – 1) область теории литературы, изучающая звуковое, словесное и образное строение литературного текста. Различают поэтику общую (теоретическую), частную (описательную) и историческую; 2) целостная система художественных средств (образных, композиционных, сюжетных, ритмичных, речевых и др., определяющих своеобразие отдельного литературного произведения, всего творчества писателя, какого-либо жанра, целого литературного направления. Напр., поэтика «Сентиментального путешествия» Стерна, поэтика романов Достоевского, поэтика классицизма. Предмет литературы – человек в его многообразных отношениях к миру. Пролог – факультативный элемент сюжета: вступительная часть, предваряющая общий смысл, основные мотивы произведения или знакомящая читателя с теми событиями, которые предшествуют основному повествованию. Напр., «Вступление» в поэме Пушкина «Медный всадник». Развязка – элемент сюжета: заключительный этап в развитии конфликта. Реминисценция – напоминание, (воспоминание) о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция может быть бессознательной, но нередко это содержательный прием, рассчитанный на память и ассоциации читателя: Я вас любил. Любовь еще (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги. (И.Бродский) Рефрен – стихи, повторяющиеся после каждой строфы или после определенного сочетания их. Ритм – периодическое повторение каких-либо элементов текста (звуковых, речевых, изобразительных и т.д.). Ритмика – элемент стиха: ритмическая организация или система ритмических вариаций того или иного стихотворного размера, целого поэтического текста. Напр., ритмика пушкинского 4-стопного ямба, ритмика поэмы Есенина «Пугачев». Рифма – созвучие клаузул. Роды, виды, жанры литературные. Род литературный – способ (тип) высказывания, изображение человека в жизненном процессе, Основные роды: эпический, лирический, драматический, Род – ствол, от которого идут отпочкования – виды и жанры. Вид – тип художественной структуры, характерный для группы литературных произведений, выделяющийся в пределах рода. Виды лирических произведений: ода, стансы, элегия, послание, дума, эпиграмма, пейзажная миниатюра, любовная исповедь, песня, романс и др. Виды эпических произведений: эпопея, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк, эссе, басня; Виды драматических произведений: трагедия, комедия, драма, мелодрама, трагикомедия, водевиль, фарс. Жанр – конкретизация вида: по тематике (роман воспитания, бытовая повесть); по композиции (роман путешествия, сонет); по методу исследования жизни (сатирическая новелла, романтическая поэма) и др. Соотнесенность терминов «род – вид – жанр» в современном литературоведении не является общепринятой. Иногда «жанр» рассматривают как более широкое понятие (род), а «вид» как его дополнительную характеристику. Сарказм – едкая язвительная насмешка, высшая степень иронии. Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи. (Ждущей смерти твоей с нетерпением). (Н.Некрасов) Сатира – один из способов художественного отражения действительности, основанный на беспощадном осмеянии и обличении отрицательных явлений, раскрывающий их несообразность, внутреннюю несостоятельность. Напр., в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Секстина – шестистрочная строфа, состоящая из четверостишия с перекрестной или кольцевой рифмовкой и парно зарифмованного двустишия /аБаБвв или АббАвв/, а также шестистишие с двумя тройками рифм /АбАбАб/. Пример секстины: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам. С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. (А.Пушкин) Силлабическая система) стихосложения(силлабика) – система стихосложения, основу которой образует явление изосиллабизма (равносложности). Страшно со львом любым брань есть совершати, Или со медведем борьбу содевати. (С. Полоцкий) Силлабо-тоническая система стихосложения (силлабо-тоника) – система, сочетающая принципы изотонизма и изосиллабизма, основанная на упорядочном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. Символ – это о б р а з, обладающий всей предметной, изобразительной полнотой, и одновременно з н а к, и н о с к а з а н и е, указывающее на глубинные смысловые планы, «просвечивающие» через образ. Символ не может быть однозначно «расшифрован», смысл его многослоен и динамичен. Напр., символичны образы «вишневого сада» и «звука лопнувшей струны» в пьесе Чехова «Вишневый сад». Синекдоха – троп, основанный на перенесении значения с одного предмета на другой по количественному признаку: а) целое обозначается как часть или наоборот «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н.Гоголь); б) единственное число употребляется вместо множественного или наоборот «И слышно было до рассвета, как ликовал «француз» (М.Лермонтов). Сонет – твердая стихотворная форма, лирическое стихотворение из 14 строк, образующих два катрена (на 2 рифмы) и два терцета (на 2 или 3 рифмы). Напр., сонеты Ф.Петрарки, В.Шекспира, А.Пушкина и др. Составная рифма – рифма, состоящая из двух или трех слов. «тем горше нам – коршунам» (О.Мандельштам). Спондей – два рядом стоящих ударных слога в ямбе и хорее: «Был день». Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим. Различают сравнения: 1) простые («щеки алые, словно маков цвет»); 2) степенные («чернее ночи»); 3) отрицательные – Не тростник высок колышется, Не дубравушки шумят, Молодецкий посвист слышится, Под ногой сучки трещат. (Н.Некрасов) Стансы – лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший, объединенных одной темой, но одновременно обладающих относительной смысловой и композиционной законченностью. Напр., «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» А. Пушкина. Стилизация – воспроизведение существенных черт стиля, манеры какого-либо писателя, литературного направления. Стиль (художественный) – это «закон художественной формы», сообщающий явлению ощутимую целостность, единство и колорит. Предстает как устойчивая система средств художественной выразительности, характеризующая творчество писателя («индивидуальный стиль»), отдельное произведение (стиль в узком смысле), целое литературное направление, художественную эпоху, национальную литературу («большой стиль»). Стих – 1) художественная речь, фонетически расчлененная на короткие, соизмеримые, графически оформленные отрезки; противоположна прозе; 2) ритмическая единица, речевой отрезок данного ритмического строя. Стих обычно совпадает со строкой, но иногда пишется в несколько строк («лесенка» у Маяковского и др. поэтов ХХ в.). Стопа – мера стихотворного ритма, состоящая из определенного количества слогов. Строфа – группа стихов, скрепленных общей рифмовкой и интонацией. Сюжет – динамика художественного целого; действие произведения во всей его полноте; художественно упорядоченная цепь изображенных событий, движений, жестов; способ исследования жизни и человека в развитии. Наиболее наглядно представлен в эпических и драматических произведениях как «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей – истории роста и организации того или иного характера» (М.Горький). Элементы классического (линейного) сюжета: пролог; экспозиция, завязка (прямая, задержанная, обратная); развитие действия (перипетии), кульминация; развязка действия; эпилог. Тактовик – неклассическая форма стиха, близкая тоническому стиху. Междуударный интервал колеблется от 0 до 2-х или от 1 до 3-х слогов. Тема – проблемный жизненный материал, положенный в основу произведения. Текст (литературный) – лингвистически организованный художественный смысл. Литературный текст и литературное произведение – не одно и то же: литературное произведение – это текст в индивидуальном читательском восприятии. Терцет – строфа, состоящая из трех стихов. Два терцета заканчивают сонет. Терцина – вид трехстишия. Строится по принципу «бесконечной цепи» так, что средняя строка каждой терцины рифмуется с двумя крайними строками следующей терцины. Схема: АБА/БВБ/ВГВ. Терцинами написаны «Божественная комедия» Данте, стихотворение Пушкина «В начале жизни школу помню я…» Тетралогия – четыре литературных произведения, объединенных общим замыслом. Напр., «Пряслины» Ф.Абрамова. Тоническая система стихосложения (/тоника ) –система, основу которой образует явление изотонизма (равноударности). Количество безударных слогов между ударными произвольно, т.е. междуударный интервал – не фиксированный (0/8). Точная рифма – полное совпадение рифмующихся звуков. Нам – вол нам. Трилогия – три литературных произведения, объединенных общим замыслом. Напр., «Живые и мертвые» К.Симонова. Триолет – стихотворение, состоящее из восьми стихов на две рифмы по схеме: Аб бАбА Аб. Кроме того, здесь четвертый и седьмой стих полностью повторяют первый, а восьмой – второй; твердая стихотворная форма. Твой лик загадочный и нежный Как отраженье в глубине, Явился медленно ко мне. Твой лик загадочный и нежный Возник в моем тревожном сне. Встречаю призрак неизбежный: Твой лик загадочный и нежный, Как отраженье в глубине. (В.Брюсов) Тропы – слова и выражения, употребленные в переносном смысле (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, перифраз, оксюморон и др.). Фабула – событийный «костяк», схема сюжета; объективная последовательность событий в их причинно-следственной, хронологической связи. Фигуры (стилистические) – поэтический синтаксис; обороты речи, отступающие от норм речевой естественности (антитеза, анафора, инверсия, риторический вопрос, параллелизм, градация и др.). Фоника – звуковая организация поэтической речи. Включает в себя 1) все явления звуковых повторов (аллитерацию, ассонанс, анафору, эпифору), 2) звукопись, 3) рифму. Холостые стихи – стихи, не имеющие рифмованной пары. Во Францию два гренадера Из русского плена брели, И оба душой приуныли Дойдя до немецкой земли. (Г.Гейне) Хорей – двусложная стопа, в которой ударение падает на первый слог. - È / - È / - È / - È / Мчатся / тучи, / вьются / тучи. / (А.Пушкин) Художественное время и художественное пространство – важнейшие характеристики образа, обеспечивающие целостное восприятие художественной картины мира и организующие композицию произведения. Пространственно-временные модели обладают ценностной, символико-идеологической, эмоционально-психологической содержательностью (как исторически закрепленной, так и создаваемой в индивидуальных художественных системах. Художественное содержание – жизненный материал, «пропущенный» сквозь мысли, чувства, волю, идеалы писателя и воплотившийся в определенной художественной форме. Художественная форма – способ существования художественного содержания; единство и взаимодействие художественных образов. Цезура – особый вид паузы. Малая цезура отделяет в стихе одно слово от другого; большая цезура делит стих на полустишия. 1). Минувшее / проходит предо мною. (А.Пушкин) 2). Урну с водой уронив, // об утес ее дева разбила. (А./Пушкин) Эвфемизм – фигура, представляющая собой замену грубых или резких слов, выражений более мягкими, как бы устраняющими остроту истинного смысла. У Шекспира: «Крадет – экое глупое слово; мудрый человек сказал бы – перемещает». Экспозиция – исходная часть (элемент) сюжета, изображение общественной среды, бытовой обстановки и психологической ситуации, в которой складывались характеры действующих лиц, или исторических условий, в которых развиваются события. Экспозиция может быть: прямой – предваряющей события; задержанной – когда дается после завязки; обратной – если располагается в финале произведения. Элегия – лирический жанр, стихотворение, выражающее философские размышления, грустные раздумья, скорбь. Напр., "Элегия" («Безумных лет угасшее веселье…») А. Пушкина. Эпилог – заключительная часть произведения, сообщающая о судьбе персонажей через значительный промежуток времени после развязки. Эпитет – троп, художественное определение. Может быть выражен: 1) существительным (старуха – зима); 2) прилагательным (седые туманы); 3) наречием («ты любишь горестно и трудно ), 4) деепричастием («их ведет, грозя очами, командир седой»); 5) причастием («замирающий звук»). Эпифора – фигура, повторение в конце нескольких стихотворных строк слова или словосочетания. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.Блок) Ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге. È - / È - / È - / È - / Пора! / Пора! / Рога / трубят!../ (А.Пушкин)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.111 (0.014 с.) |