Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин)



ШиПеНье ПеНистых БоКаЛов

И ПунШа ПЛамеНь ГоЛуБой… (А.Пушкин)

Аллюзия – стилистическая фигура: намек на реальное историческое, политическое, литературное явление, которое мыслится как общеизвестное и поэтому не называется. Напр., в стихотворении А.Блока «Пушкинскому Дому» строки «Всадник бронзовый, летящий // На недвижном скакуне» являются аллюзией на поэму Пушкина «Медный всадник».

Алогизм – намеренное нарушение в речи логических связей.

«Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н. Гоголь).

Амфибрахий – трехсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя безударными.

È - È / È -È / È - È /

Не ветер/ бушует/ над бором…/ (Н. Некрасов)

Анакруса

1/ сверхметрические безударные слоги в начале стиха, являющиеся «лишними» для данной стопы.

È - È / È - È / È - È / È -

Русалка / плыла по / реке го/лубой,

È/ È - È /È - È / È -

О /заряе /ма полной / луной. (M. Лермонтов)

2/ все безударные слоги, стоящие в начале стиха перед первым ударным.

Анапест – трехсложная стопа, в которой вслед за двумя безударными слогами располагается ударный слог.

È È - / È È - / È È - / È

О, весна,/ без конца/ и без кра/ю… (А.Блок)

Анафора

1/ стилистическая фигура, основанная на повторении одного и того же слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих строк, строф, фраз.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день. (А. Пушкин)

2/ повторение одинаковых звуков в начале нескольких слов /фоническая анафора – вид звукового повтора/;

3/ повторение одинаковых мотивов в начале эпизодов /композиционная анафора/.

Анахронизм – сознательное или ошибочное нарушение хронологического правдоподобия, перенесения явлений или событий из одной эпохи в другую.

Напр., в трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» героиня (в I в. до н.э.) требует у служанки «бумаги и чернил».

Антитеза – стилистическая фигура, представляющая собой сопоставление резко контрастных или прямо противоположных определений.

Напр.: Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог! (Г. Державин)

Античное стихосложение – метрическое стихосложение, основанное на явлении изохронизма (равновременности); достигается упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе.

Архетипы – (греч. – первообраз, модель). В «аналитической психологии» и эстетике К.Юнга – универсальные психические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в мифе, ритуале, актах психической деятельности, художественном творчестве. Образы-архетипы – древнейшие повторяющиеся образы-мотивы. Напр., архетипы «матери», «тени», «города» и др.

Архитектоника – внешняя организация литературного текста как единого целого: взаимосвязь и соотношение всех его частей, а также каждой части с целым. (Включается в более широкое понятие композиции).

Элементы архитектоники:

Надтекстовые: заглавие, эпиграф, посвящение.

Текстовые:

1/ статическое описание (характеристика); 2/ динамическое изображение; 3/ диалог; 4/ монолог; 5/ внутренний монолог; 6/ письмо персонажа; 7/ авторская ремарка; 8/ лирическое отступление.

П

1/ портрет (паспортный, выразительный, отвлеченный; статический, динамический); 2/ пейзаж; 3/ разговор; 4/ событие; 5/ сцена, эпизод.

Ш

Глава, часть, том, явление, акт, действие, произведение, дилогия, трилогия, тетралогия.

Ассонанс – 1/ повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков: П а р а б а р а б а нов.

2/ неточная рифма, т.е. созвучие клаузул, в которых совпадают ударные гласные и не совпадают согласные. Напр.: рук а – стен а – уд а р – разм а х …

Ассоциативность в литературе – прием неожиданного композиционного связывания элементов художественного текста (деталей, образов, эпизодов, психологических состояний) на основе их сходства, смежности или контраста. В отличие от причинно-следственных связей, ассоциативность необычно соотносит разнородные явления, когда автор и читатель выявляют между ними неочевидные семантические связи

Белый стих – стих нерифмованный. Пример – стихотворение Пушкина «…Вновь я посетил…»

Бессоюзие – стилистическая фигура, основанная на опущении союзов, связывающих однородные члены или части сложного предложения. Придает речи динамичность, насыщенность. Напр.:

Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин)

Богатая рифма – рифма, в которой согласные звуки совпадают и до и после ударного гласного: страх – ко страх; и злучаетсяслучай но сть.

Венок сонетов – цикл стихотворений из 15 сонетов. В последнем, т.н. "магистральном", сонете сконцентрирован замысел всего произведения. Первая строка "магистрала" начинает первый сонет, заканчивающийся второй строкой магистрала; второй сонет начинается второй строкой магистрала и заканчивается его третьей строкой и т.д. В России писали Вяч. Иванов, В.Брюсов, М.Волошин и др.

Верлибр – (свободный стих) – стих, для которого характерна свободная структура: отсутствие метра, строфики, рифмы и некоторых других элементов. Отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки. Напр.: А.Блок «Она пришла с мороза раскрасневшаяся…», М.Кузмин «Александрийские песни».

Версификация – стихосложение, а также учение о нем.

Вольный стих – сочетание разностопных стихотворных строк.

А судь/и кто? / За древ/ности/ю лет /

К свобод/ной жиз/ни их / вражда / непри/мири/ма… (А. Грибоедов)

Гекзаметр – в античном стихосложении – шестистопный дактиль; у русских поэтов – пятистопный дактиль с хореем. Цезура делит стих на полустишия.

- È È / - È È / - È // È/ - È È/- È È / - È

Все уж у/венчаны / гости; // и/ной обо/няет, заж/мурясь… (А. Пушкин)

Гипердактилическая рифма – рифма, имеющая в клаузуле более двух безударных слогов: подхв атывая – подхох атывая.

Гипербола – троп, основанный на непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления.

… раздирает рот

зевота

Шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)

Градация – фигура, представляющая собой последовательное расположение слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

Не жалею, не зову, не плачу,

А/ Когда пробьет последний час природы, б/ Мы все учились понемногу

Состав частей разрушится земных; Чему-нибудь и как-нибудь,

Все зримое опять покроют воды, Так воспитаньем, слава богу,

И божий лик изобразится в них! У нас немудрено блеснуть.

(Ф. Тютчев) (А. Пушкин)

Ирония – иносказание, выражающее затаенную насмешку. Относится к тропам или фигурам.

Ты все пела? Это – дело… (И. Крылов)

Каламбурная рифма – рифма, основанная на каламбуре – игре слов, одинаково произносимых, но различных в смысловом отношении.

Вы, щенки, за мной ступайте,

Будет вам по калачу.

Да смотрите ж, не болтайте,

А не-то поколочу. (А.Пушкин)

Катрен – четверостишие.

Клаузула – окончание стиха: заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога. Различают следующие виды клаузул: мужскую, женскую, дактилическую и гипердактилическую.

Композиция – построение литературного произведения как художественного целого; содержательная художественная форма. Выражается не только во внешнем строении литературного текста (см.: «архитектоника»), но и во внутренней организации самой художественной мысли:

а/ в выборе повествования как в выборе «точки зрения» ( от 1 лица; от 3 лица; форма «сказа»; дневник; переписка; несобственно-прямая речь; монолог; диалог; «поток сознания»; полифония; др. виды взаимодействия авторского голоса и голосов персонажей); б / в плотности повествования; в / в строении подтекста, минус-текста и т.д.; г / в организации художественного времени и художественного пространства (хронотопа).

Кульминация – элемент сюжета, момент наибольшего напряжения в развитии действия.

Литота – троп: художественное преуменьшение.

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить. (Н. Некрасов)

Лексика – словарный состав общенационального языка, индивидуального стиля того или иного писателя (исконная лексика, архаизмы, неологизмы, диалекты, профессиональная лексика, жаргоны, синонимы, омонимы и др.).

Лирический герой – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания; художественный «двойник» автора, вырастающий из текста целого лирического цикла или всего творчества как жизненная роль, как лицо, наделенное индивидуальной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а иногда и чертами пластического облика. Напр., лирический герой Есенина.

Мелодика – система интонаций (см.: «интонация»); элемент стиховой формы.

Метафора – троп, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства или по контрасту.

«Тихо льется с кленов листьев медь…» (С. Есенин)

«Жизни гибельный пожар…» (А.Блок)

Метод художественный (творческий) – это: 1/ способ воспроизведения действительности; 2/ способ выражения авторской позиции; 3 / способ эстетического воздействия на аудиторию; 4/ способ построения литературного текста. Творческий метод – всегда определенная система принципов художественного обобщения жизни (типизации, идеализации). Реализуется в стиле. В современном литературоведении «метод» нередко заменяют понятием «художественная система» (романтизм, реализм, модернизм и т.п.)

Метонимия – троп, основанный на замещении одного слова, понятия другим, имеющим вещественную связь с первым. Напр., «ч итать Пушкина» (вместо «читать книги Пушкина»); «Не то на серебре, – на золоте едал» (А. Грибоедов) – на серебряной и золотой посуде.

Метр – общая схема звукового ритма, в силлабо-тонике – правильное стопосложение.

È - / È - / È - / È - /È

ШиПеНье ПеНистых БоКаЛов

И ПунШа ПЛамеНь ГоЛуБой… (А.Пушкин)

Аллюзия – стилистическая фигура: намек на реальное историческое, политическое, литературное явление, которое мыслится как общеизвестное и поэтому не называется. Напр., в стихотворении А.Блока «Пушкинскому Дому» строки «Всадник бронзовый, летящий // На недвижном скакуне» являются аллюзией на поэму Пушкина «Медный всадник».

Алогизм – намеренное нарушение в речи логических связей.

«Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н. Гоголь).

Амфибрахий – трехсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя безударными.

È - È / È -È / È - È /

Не ветер/ бушует/ над бором…/ (Н. Некрасов)

Анакруса

1/ сверхметрические безударные слоги в начале стиха, являющиеся «лишними» для данной стопы.

È - È / È - È / È - È / È -

Русалка / плыла по / реке го/лубой,

È/ È - È /È - È / È -

О /заряе /ма полной / луной. (M. Лермонтов)

2/ все безударные слоги, стоящие в начале стиха перед первым ударным.

Анапест – трехсложная стопа, в которой вслед за двумя безударными слогами располагается ударный слог.

È È - / È È - / È È - / È

О, весна,/ без конца/ и без кра/ю… (А.Блок)

Анафора

1/ стилистическая фигура, основанная на повторении одного и того же слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих строк, строф, фраз.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день. (А. Пушкин)

2/ повторение одинаковых звуков в начале нескольких слов /фоническая анафора – вид звукового повтора/;

3/ повторение одинаковых мотивов в начале эпизодов /композиционная анафора/.

Анахронизм – сознательное или ошибочное нарушение хронологического правдоподобия, перенесения явлений или событий из одной эпохи в другую.

Напр., в трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» героиня (в I в. до н.э.) требует у служанки «бумаги и чернил».

Антитеза – стилистическая фигура, представляющая собой сопоставление резко контрастных или прямо противоположных определений.

Напр.: Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог! (Г. Державин)

Античное стихосложение – метрическое стихосложение, основанное на явлении изохронизма (равновременности); достигается упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе.

Архетипы – (греч. – первообраз, модель). В «аналитической психологии» и эстетике К.Юнга – универсальные психические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в мифе, ритуале, актах психической деятельности, художественном творчестве. Образы-архетипы – древнейшие повторяющиеся образы-мотивы. Напр., архетипы «матери», «тени», «города» и др.

Архитектоника – внешняя организация литературного текста как единого целого: взаимосвязь и соотношение всех его частей, а также каждой части с целым. (Включается в более широкое понятие композиции).

Элементы архитектоники:

Надтекстовые: заглавие, эпиграф, посвящение.

Текстовые:

1/ статическое описание (характеристика); 2/ динамическое изображение; 3/ диалог; 4/ монолог; 5/ внутренний монолог; 6/ письмо персонажа; 7/ авторская ремарка; 8/ лирическое отступление.

П

1/ портрет (паспортный, выразительный, отвлеченный; статический, динамический); 2/ пейзаж; 3/ разговор; 4/ событие; 5/ сцена, эпизод.

Ш

Глава, часть, том, явление, акт, действие, произведение, дилогия, трилогия, тетралогия.

Ассонанс – 1/ повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков: П а р а б а р а б а нов.

2/ неточная рифма, т.е. созвучие клаузул, в которых совпадают ударные гласные и не совпадают согласные. Напр.: рук а – стен а – уд а р – разм а х …

Ассоциативность в литературе – прием неожиданного композиционного связывания элементов художественного текста (деталей, образов, эпизодов, психологических состояний) на основе их сходства, смежности или контраста. В отличие от причинно-следственных связей, ассоциативность необычно соотносит разнородные явления, когда автор и читатель выявляют между ними неочевидные семантические связи

Белый стих – стих нерифмованный. Пример – стихотворение Пушкина «…Вновь я посетил…»

Бессоюзие – стилистическая фигура, основанная на опущении союзов, связывающих однородные члены или части сложного предложения. Придает речи динамичность, насыщенность. Напр.:

Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин)

Богатая рифма – рифма, в которой согласные звуки совпадают и до и после ударного гласного: страх – ко страх; и злучаетсяслучай но сть.

Венок сонетов – цикл стихотворений из 15 сонетов. В последнем, т.н. "магистральном", сонете сконцентрирован замысел всего произведения. Первая строка "магистрала" начинает первый сонет, заканчивающийся второй строкой магистрала; второй сонет начинается второй строкой магистрала и заканчивается его третьей строкой и т.д. В России писали Вяч. Иванов, В.Брюсов, М.Волошин и др.

Верлибр – (свободный стих) – стих, для которого характерна свободная структура: отсутствие метра, строфики, рифмы и некоторых других элементов. Отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки. Напр.: А.Блок «Она пришла с мороза раскрасневшаяся…», М.Кузмин «Александрийские песни».

Версификация – стихосложение, а также учение о нем.

Вольный стих – сочетание разностопных стихотворных строк.

А судь/и кто? / За древ/ности/ю лет /

К свобод/ной жиз/ни их / вражда / непри/мири/ма… (А. Грибоедов)

Гекзаметр – в античном стихосложении – шестистопный дактиль; у русских поэтов – пятистопный дактиль с хореем. Цезура делит стих на полустишия.

- È È / - È È / - È // È/ - È È/- È È / - È

Все уж у/венчаны / гости; // и/ной обо/няет, заж/мурясь… (А. Пушкин)

Гипердактилическая рифма – рифма, имеющая в клаузуле более двух безударных слогов: подхв атывая – подхох атывая.

Гипербола – троп, основанный на непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления.

… раздирает рот

зевота



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.076 с.)