Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин)↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ШиПеНье ПеНистых БоКаЛов И ПунШа ПЛамеНь ГоЛуБой… (А.Пушкин) Аллюзия – стилистическая фигура: намек на реальное историческое, политическое, литературное явление, которое мыслится как общеизвестное и поэтому не называется. Напр., в стихотворении А.Блока «Пушкинскому Дому» строки «Всадник бронзовый, летящий // На недвижном скакуне» являются аллюзией на поэму Пушкина «Медный всадник». Алогизм – намеренное нарушение в речи логических связей. «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н. Гоголь). Амфибрахий – трехсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя безударными. È - È / È -È / È - È / Не ветер/ бушует/ над бором…/ (Н. Некрасов) Анакруса – 1/ сверхметрические безударные слоги в начале стиха, являющиеся «лишними» для данной стопы. È - È / È - È / È - È / È - Русалка / плыла по / реке го/лубой, È/ È - È /È - È / È - О /заряе /ма полной / луной. (M. Лермонтов) 2/ все безударные слоги, стоящие в начале стиха перед первым ударным. Анапест – трехсложная стопа, в которой вслед за двумя безударными слогами располагается ударный слог. È È - / È È - / È È - / È О, весна,/ без конца/ и без кра/ю… (А.Блок) Анафора – 1/ стилистическая фигура, основанная на повторении одного и того же слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих строк, строф, фраз. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. (А. Пушкин) 2/ повторение одинаковых звуков в начале нескольких слов /фоническая анафора – вид звукового повтора/; 3/ повторение одинаковых мотивов в начале эпизодов /композиционная анафора/. Анахронизм – сознательное или ошибочное нарушение хронологического правдоподобия, перенесения явлений или событий из одной эпохи в другую. Напр., в трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» героиня (в I в. до н.э.) требует у служанки «бумаги и чернил». Антитеза – стилистическая фигура, представляющая собой сопоставление резко контрастных или прямо противоположных определений.
Напр.: Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог! (Г. Державин) Античное стихосложение – метрическое стихосложение, основанное на явлении изохронизма (равновременности); достигается упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе. Архетипы – (греч. – первообраз, модель). В «аналитической психологии» и эстетике К.Юнга – универсальные психические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в мифе, ритуале, актах психической деятельности, художественном творчестве. Образы-архетипы – древнейшие повторяющиеся образы-мотивы. Напр., архетипы «матери», «тени», «города» и др. Архитектоника – внешняя организация литературного текста как единого целого: взаимосвязь и соотношение всех его частей, а также каждой части с целым. (Включается в более широкое понятие композиции). Элементы архитектоники: Надтекстовые: заглавие, эпиграф, посвящение. Текстовые: 1/ статическое описание (характеристика); 2/ динамическое изображение; 3/ диалог; 4/ монолог; 5/ внутренний монолог; 6/ письмо персонажа; 7/ авторская ремарка; 8/ лирическое отступление. П 1/ портрет (паспортный, выразительный, отвлеченный; статический, динамический); 2/ пейзаж; 3/ разговор; 4/ событие; 5/ сцена, эпизод. Ш Глава, часть, том, явление, акт, действие, произведение, дилогия, трилогия, тетралогия. Ассонанс – 1/ повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков: П а р а б а р а б а нов. 2/ неточная рифма, т.е. созвучие клаузул, в которых совпадают ударные гласные и не совпадают согласные. Напр.: рук а – стен а – уд а р – разм а х … Ассоциативность в литературе – прием неожиданного композиционного связывания элементов художественного текста (деталей, образов, эпизодов, психологических состояний) на основе их сходства, смежности или контраста. В отличие от причинно-следственных связей, ассоциативность необычно соотносит разнородные явления, когда автор и читатель выявляют между ними неочевидные семантические связи Белый стих – стих нерифмованный. Пример – стихотворение Пушкина «…Вновь я посетил…» Бессоюзие – стилистическая фигура, основанная на опущении союзов, связывающих однородные члены или части сложного предложения. Придает речи динамичность, насыщенность. Напр.:
Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин) Богатая рифма – рифма, в которой согласные звуки совпадают и до и после ударного гласного: страх – ко страх; и злучается – случай но сть. Венок сонетов – цикл стихотворений из 15 сонетов. В последнем, т.н. "магистральном", сонете сконцентрирован замысел всего произведения. Первая строка "магистрала" начинает первый сонет, заканчивающийся второй строкой магистрала; второй сонет начинается второй строкой магистрала и заканчивается его третьей строкой и т.д. В России писали Вяч. Иванов, В.Брюсов, М.Волошин и др. Верлибр – (свободный стих) – стих, для которого характерна свободная структура: отсутствие метра, строфики, рифмы и некоторых других элементов. Отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки. Напр.: А.Блок «Она пришла с мороза раскрасневшаяся…», М.Кузмин «Александрийские песни». Версификация – стихосложение, а также учение о нем. Вольный стих – сочетание разностопных стихотворных строк. А судь/и кто? / За древ/ности/ю лет / К свобод/ной жиз/ни их / вражда / непри/мири/ма… (А. Грибоедов) Гекзаметр – в античном стихосложении – шестистопный дактиль; у русских поэтов – пятистопный дактиль с хореем. Цезура делит стих на полустишия. - È È / - È È / - È // È/ - È È/- È È / - È Все уж у/венчаны / гости; // и/ной обо/няет, заж/мурясь… (А. Пушкин) Гипердактилическая рифма – рифма, имеющая в клаузуле более двух безударных слогов: подхв атывая – подхох атывая. Гипербола – троп, основанный на непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. … раздирает рот зевота Шире Мексиканского залива. (В. Маяковский) Градация – фигура, представляющая собой последовательное расположение слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Не жалею, не зову, не плачу, А/ Когда пробьет последний час природы, б/ Мы все учились понемногу Состав частей разрушится земных; Чему-нибудь и как-нибудь, Все зримое опять покроют воды, Так воспитаньем, слава богу, И божий лик изобразится в них! У нас немудрено блеснуть. (Ф. Тютчев) (А. Пушкин) Ирония – иносказание, выражающее затаенную насмешку. Относится к тропам или фигурам. Ты все пела? Это – дело… (И. Крылов) Каламбурная рифма – рифма, основанная на каламбуре – игре слов, одинаково произносимых, но различных в смысловом отношении. Вы, щенки, за мной ступайте, Будет вам по калачу. Да смотрите ж, не болтайте, А не-то поколочу. (А.Пушкин) Катрен – четверостишие. Клаузула – окончание стиха: заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога. Различают следующие виды клаузул: мужскую, женскую, дактилическую и гипердактилическую. Композиция – построение литературного произведения как художественного целого; содержательная художественная форма. Выражается не только во внешнем строении литературного текста (см.: «архитектоника»), но и во внутренней организации самой художественной мысли: а/ в выборе повествования как в выборе «точки зрения» ( от 1 лица; от 3 лица; форма «сказа»; дневник; переписка; несобственно-прямая речь; монолог; диалог; «поток сознания»; полифония; др. виды взаимодействия авторского голоса и голосов персонажей); б / в плотности повествования; в / в строении подтекста, минус-текста и т.д.; г / в организации художественного времени и художественного пространства (хронотопа).
Кульминация – элемент сюжета, момент наибольшего напряжения в развитии действия. Литота – троп: художественное преуменьшение. Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (Н. Некрасов) Лексика – словарный состав общенационального языка, индивидуального стиля того или иного писателя (исконная лексика, архаизмы, неологизмы, диалекты, профессиональная лексика, жаргоны, синонимы, омонимы и др.). Лирический герой – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания; художественный «двойник» автора, вырастающий из текста целого лирического цикла или всего творчества как жизненная роль, как лицо, наделенное индивидуальной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а иногда и чертами пластического облика. Напр., лирический герой Есенина. Мелодика – система интонаций (см.: «интонация»); элемент стиховой формы. Метафора – троп, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства или по контрасту. «Тихо льется с кленов листьев медь…» (С. Есенин) «Жизни гибельный пожар…» (А.Блок) Метод художественный (творческий) – это: 1/ способ воспроизведения действительности; 2/ способ выражения авторской позиции; 3 / способ эстетического воздействия на аудиторию; 4/ способ построения литературного текста. Творческий метод – всегда определенная система принципов художественного обобщения жизни (типизации, идеализации). Реализуется в стиле. В современном литературоведении «метод» нередко заменяют понятием «художественная система» (романтизм, реализм, модернизм и т.п.) Метонимия – троп, основанный на замещении одного слова, понятия другим, имеющим вещественную связь с первым. Напр., «ч итать Пушкина» (вместо «читать книги Пушкина»); «Не то на серебре, – на золоте едал» (А. Грибоедов) – на серебряной и золотой посуде. Метр – общая схема звукового ритма, в силлабо-тонике – правильное стопосложение. È - / È - / È - / È - /È ШиПеНье ПеНистых БоКаЛов И ПунШа ПЛамеНь ГоЛуБой… (А.Пушкин) Аллюзия – стилистическая фигура: намек на реальное историческое, политическое, литературное явление, которое мыслится как общеизвестное и поэтому не называется. Напр., в стихотворении А.Блока «Пушкинскому Дому» строки «Всадник бронзовый, летящий // На недвижном скакуне» являются аллюзией на поэму Пушкина «Медный всадник». Алогизм – намеренное нарушение в речи логических связей.
«Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н. Гоголь). Амфибрахий – трехсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя безударными. È - È / È -È / È - È / Не ветер/ бушует/ над бором…/ (Н. Некрасов) Анакруса – 1/ сверхметрические безударные слоги в начале стиха, являющиеся «лишними» для данной стопы. È - È / È - È / È - È / È - Русалка / плыла по / реке го/лубой, È/ È - È /È - È / È - О /заряе /ма полной / луной. (M. Лермонтов) 2/ все безударные слоги, стоящие в начале стиха перед первым ударным. Анапест – трехсложная стопа, в которой вслед за двумя безударными слогами располагается ударный слог. È È - / È È - / È È - / È О, весна,/ без конца/ и без кра/ю… (А.Блок) Анафора – 1/ стилистическая фигура, основанная на повторении одного и того же слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих строк, строф, фраз. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. (А. Пушкин) 2/ повторение одинаковых звуков в начале нескольких слов /фоническая анафора – вид звукового повтора/; 3/ повторение одинаковых мотивов в начале эпизодов /композиционная анафора/. Анахронизм – сознательное или ошибочное нарушение хронологического правдоподобия, перенесения явлений или событий из одной эпохи в другую. Напр., в трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» героиня (в I в. до н.э.) требует у служанки «бумаги и чернил». Антитеза – стилистическая фигура, представляющая собой сопоставление резко контрастных или прямо противоположных определений. Напр.: Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог! (Г. Державин) Античное стихосложение – метрическое стихосложение, основанное на явлении изохронизма (равновременности); достигается упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе. Архетипы – (греч. – первообраз, модель). В «аналитической психологии» и эстетике К.Юнга – универсальные психические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в мифе, ритуале, актах психической деятельности, художественном творчестве. Образы-архетипы – древнейшие повторяющиеся образы-мотивы. Напр., архетипы «матери», «тени», «города» и др. Архитектоника – внешняя организация литературного текста как единого целого: взаимосвязь и соотношение всех его частей, а также каждой части с целым. (Включается в более широкое понятие композиции). Элементы архитектоники: Надтекстовые: заглавие, эпиграф, посвящение. Текстовые: 1/ статическое описание (характеристика); 2/ динамическое изображение; 3/ диалог; 4/ монолог; 5/ внутренний монолог; 6/ письмо персонажа; 7/ авторская ремарка; 8/ лирическое отступление. П 1/ портрет (паспортный, выразительный, отвлеченный; статический, динамический); 2/ пейзаж; 3/ разговор; 4/ событие; 5/ сцена, эпизод. Ш
Глава, часть, том, явление, акт, действие, произведение, дилогия, трилогия, тетралогия. Ассонанс – 1/ повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков: П а р а б а р а б а нов. 2/ неточная рифма, т.е. созвучие клаузул, в которых совпадают ударные гласные и не совпадают согласные. Напр.: рук а – стен а – уд а р – разм а х … Ассоциативность в литературе – прием неожиданного композиционного связывания элементов художественного текста (деталей, образов, эпизодов, психологических состояний) на основе их сходства, смежности или контраста. В отличие от причинно-следственных связей, ассоциативность необычно соотносит разнородные явления, когда автор и читатель выявляют между ними неочевидные семантические связи Белый стих – стих нерифмованный. Пример – стихотворение Пушкина «…Вновь я посетил…» Бессоюзие – стилистическая фигура, основанная на опущении союзов, связывающих однородные члены или части сложного предложения. Придает речи динамичность, насыщенность. Напр.: Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин) Богатая рифма – рифма, в которой согласные звуки совпадают и до и после ударного гласного: страх – ко страх; и злучается – случай но сть. Венок сонетов – цикл стихотворений из 15 сонетов. В последнем, т.н. "магистральном", сонете сконцентрирован замысел всего произведения. Первая строка "магистрала" начинает первый сонет, заканчивающийся второй строкой магистрала; второй сонет начинается второй строкой магистрала и заканчивается его третьей строкой и т.д. В России писали Вяч. Иванов, В.Брюсов, М.Волошин и др. Верлибр – (свободный стих) – стих, для которого характерна свободная структура: отсутствие метра, строфики, рифмы и некоторых других элементов. Отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки. Напр.: А.Блок «Она пришла с мороза раскрасневшаяся…», М.Кузмин «Александрийские песни». Версификация – стихосложение, а также учение о нем. Вольный стих – сочетание разностопных стихотворных строк. А судь/и кто? / За древ/ности/ю лет / К свобод/ной жиз/ни их / вражда / непри/мири/ма… (А. Грибоедов) Гекзаметр – в античном стихосложении – шестистопный дактиль; у русских поэтов – пятистопный дактиль с хореем. Цезура делит стих на полустишия. - È È / - È È / - È // È/ - È È/- È È / - È Все уж у/венчаны / гости; // и/ной обо/няет, заж/мурясь… (А. Пушкин) Гипердактилическая рифма – рифма, имеющая в клаузуле более двух безударных слогов: подхв атывая – подхох атывая. Гипербола – троп, основанный на непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. … раздирает рот зевота
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.01 с.) |