Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)
Градация – фигура, представляющая собой последовательное расположение слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин) Гротеск – художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении, на совмещении резких контрастов – реальности и фантастики, трагического и комического, острого сарказма и добродушного юмора. Гротеск нарушает границы правдоподобия, выводит образ за пределы вероятного, деформируя его, как, напр., в стихотворении Маяковского «Прозаседавшиеся». Дактиль – трехсложная стопа, в которой ударение падает на первый слог. - È È / - È È / - È È / - È È / Тучки не/бесные, / вечные / странники…/ (М. Лермонтов) Дактилическая рифма – рифма, имеющая в клаузуле два безударных слога: обильн ая – бессильн ая. Диалог – речевое общение между двумя или более лицами; компонент словесно – художественного текста, воспроизводящий это общение. Дилогия – два литературных произведения, объединенных общим замыслом. Напр., «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова. Диссонанс (консонанс) – неточная рифма, в которой согласные звуки совпадают, а рифмующиеся ударные гласные различаются: т а ющая – в е ющая – л и к – сн е г (А. Блок) Дистих – строфа, состоящая из двух стихотворных строк. Гляжу, как безумный, на черную шаль, И хладную душу терзает печаль. (А. Пушкин) Дольник (паузник) – ритмическая форма, переходная от силлабо-тонического стиха к тоническому; в ее основе ощущается какая-либо трехсложная стопа с "пропуском" 1-2 слогов в стихе. Паузы, возникающие на месте "пропусков", делят стих на ритмические доли (ударные слоги с прилегающими безударными). Соответственно различают трехдольник, четырехдольник и др. Междуударный интервал колеблется в диапазоне 1–2 слогов. Ö - È / È - È / È - È / Ö - È / Девуш/ка пела / в церковном / хоре / È - Ö / È - È / È - Ö / È - О всех / усталых/ в чужом / краю, О всех ко/раблях, / ушедших/ в море,/ О всех, / забывших/ радость/ свою. (А, Блок) Женская рифма – рифма, имеющая в клаузуле один безударный слог: пра вил – заста вил. Завязка – элемент сюжета, изображение возникающих противоречий, начинающих развитие событий в произведении, завязывание основного конфликта.
Звукопись – использование звукового состава слова для усиления выразительности поэтической речи. Формы звукописи: Звуковая скрепа – соединение (скрепление) при помощи звуков двух или более слов, имеющих между собою также логические или синтаксические связи. Ей ра но нра вились ро м ан ы. (А. Пушкин) Звуковая гамма – развернутая звуковая скрепа, повторения звукосочетания гласного и согласного /иногда несколько согласных звуков/, из которых один постоянный, другой переменный. Т оск а любв и Татьяну го нит, И в с ад и де т она грус тить, И вдруг не дв и ж н ыоч и кло нит, Тн /а /и,е / И л ен ь е йдал ее ступ ить. Пр и под ня л а ся гру д ь, ла нит ы Мг н ов енн ым пл а м ене м покры т ы… (А. Пушкин) Звукообраз – художественный образ, в создании которого существенна роль звукописи. Часто реализуется в форме звукоподражания – приблизительного воспроизведения звуками речи звуков, присущих тем или иным явлениям действительности. Св и ще т ве т е р, с ер е бряный в ет е р В ш елко в ом ш ел ес т е с н еж ного ш ума. (С.Есенин) Инверсия – стилистическая фигура: необычный порядок слов в предложении. Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин) Интонация –совокупность звуковых средств языка, фонетически организующих речь путем расчленения ее сообразно смыслу на фразы и синтагмы, устанавливающих между частями фразы смысловые отношения; сообщающих фразе повествовательное, вопросительное, повелительное и др. оттенки значений, выражающих различные чувства. Интонация не только связана с семантико-синтаксической структурой отдельного предложения, но, выражая различные эмоциональные установки автора, воплощает идейно-образное содержание произведения в целом. состав интонации 1/ повышения и понижения голоса (мелодия); 2/ перерывы в речи (паузы); 3/ расстановка фразовых ударений (динамика речи); 4/ относительное ускорение и замедление отдельных групп слов (темп). интонационные типы стиха: 1/ Напевный – ориентированный на воспроизведение «музыкальной» основы стиха; его основные формы: а/ песенная, характеризующаяся строфической симметричностью, замкнутостью интонации, б/ романсная, дающая сложный, сквозной рисунок изменчивой интонации, характеризуется звуковыми и мелодическими повторами, «кружениями».
а/ Сквозь волнистые туманы б/ Там, в ночной завывающей стуже, Пробирается луна, В поле звезд отыскал я кольцо. На печальные поляны Вот лицо возникает из кружев, Льет печальный свет она. Возникает из кружев лицо. (А. Пушкин) (А.Блок) 2/ Говорной – воспроизводящий интонацию живой речи; его основные формы: а/ ораторская, характеризующая приподнятостью, торжественностью тона, б/ разговорная, которой присуща естественность, непринужденность. А/ Когда пробьет последний час природы, б/ Мы все учились понемногу Состав частей разрушится земных; Чему-нибудь и как-нибудь, Все зримое опять покроют воды, Так воспитаньем, слава богу, И божий лик изобразится в них! У нас немудрено блеснуть. (Ф. Тютчев) (А. Пушкин) Ирония – иносказание, выражающее затаенную насмешку. Относится к тропам или фигурам. Ты все пела? Это – дело… (И. Крылов) Каламбурная рифма – рифма, основанная на каламбуре – игре слов, одинаково произносимых, но различных в смысловом отношении. Вы, щенки, за мной ступайте, Будет вам по калачу. Да смотрите ж, не болтайте, А не-то поколочу. (А.Пушкин) Катрен – четверостишие. Клаузула – окончание стиха: заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога. Различают следующие виды клаузул: мужскую, женскую, дактилическую и гипердактилическую. Композиция – построение литературного произведения как художественного целого; содержательная художественная форма. Выражается не только во внешнем строении литературного текста (см.: «архитектоника»), но и во внутренней организации самой художественной мысли: а/ в выборе повествования как в выборе «точки зрения» ( от 1 лица; от 3 лица; форма «сказа»; дневник; переписка; несобственно-прямая речь; монолог; диалог; «поток сознания»; полифония; др. виды взаимодействия авторского голоса и голосов персонажей); б / в плотности повествования; в / в строении подтекста, минус-текста и т.д.; г / в организации художественного времени и художественного пространства (хронотопа). Кульминация – элемент сюжета, момент наибольшего напряжения в развитии действия. Литота – троп: художественное преуменьшение. Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (Н. Некрасов) Лексика – словарный состав общенационального языка, индивидуального стиля того или иного писателя (исконная лексика, архаизмы, неологизмы, диалекты, профессиональная лексика, жаргоны, синонимы, омонимы и др.). Лирический герой – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания; художественный «двойник» автора, вырастающий из текста целого лирического цикла или всего творчества как жизненная роль, как лицо, наделенное индивидуальной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а иногда и чертами пластического облика. Напр., лирический герой Есенина. Мелодика – система интонаций (см.: «интонация»); элемент стиховой формы. Метафора – троп, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства или по контрасту.
«Тихо льется с кленов листьев медь…» (С. Есенин) «Жизни гибельный пожар…» (А.Блок) Метод художественный (творческий) – это: 1/ способ воспроизведения действительности; 2/ способ выражения авторской позиции; 3 / способ эстетического воздействия на аудиторию; 4/ способ построения литературного текста. Творческий метод – всегда определенная система принципов художественного обобщения жизни (типизации, идеализации). Реализуется в стиле. В современном литературоведении «метод» нередко заменяют понятием «художественная система» (романтизм, реализм, модернизм и т.п.) Метонимия – троп, основанный на замещении одного слова, понятия другим, имеющим вещественную связь с первым. Напр., «ч итать Пушкина» (вместо «читать книги Пушкина»); «Не то на серебре, – на золоте едал» (А. Грибоедов) – на серебряной и золотой посуде. Метр – общая схема звукового ритма, в силлабо-тонике – правильное стопосложение. È - / È - / È - / È - /È
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.012 с.) |