Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 11. О лирике Пушкина – 2Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
О лирике Пушкина. Мы с вами прослеживали путь с 1814 по 1830 годы. От исторической элегии «Наполеон» 1821-го года, «Послание к морю» 1824-го к стихотворению «Герой» 30-го года. В пушкинской интерпретации император Франции становится наряду с Байроном, он тоже «властитель дум». Наполеон противоречивая фигура, рассматривая АСП конкретно-историческом и легендарно-мифологическом отношении. И в этом видно не только развитие мировоззрения АСП, но и его настроения. В годы Южной ссылки и последующей за ней ссылке в Михайловское – это серьезный период. Его освобождение – в 27-м (или в 26, проверь) году. Все эти периоды связаны и с минутами высочайшего воодушевления, и с минутами кризиса. Эти минуты духовного кризиса не могут быть оценены только со знаком «минус»: любой период проходит через время сомнений и отрицаний. А соответственно, эти минуты кризиса – это отказ от старых установок и поиска новых. И на этих кризисах сказывались общественные события, как в России, так и в мире. 1823 г. – стало очевидным противоречие внутри декабристского движения и в мировой тенденции к освободительным целям. Эти кризисы, связанные с поражением Испанской революции, греческого движения против турецкого ига, были достаточно серьезные во Франции (1822-23 года). Эти события приводили к тяжелым эмоциональным переживаниям АСП, отраженным в лирике. Лирика становится своего рода дневником писателя. Публицистика соединяется с лирикой.
АСП приходит к философскому осмыслению событий (не в публицистическом плане, как в оде «Вольность» и в «К Чаадаеву»). 1823 г. – стихотв. «Свободы сеятель пустынный…», где переосмысляется евангельский сюжет с сеятелем (на это указывает эпиграф из Луки). Используется библейская лексика, которая всегда придавала торжественность гражданским стихам. Библейская лексика, которая обычно передавала высокий и архаичный, торжественный, гражданский стиль. «Изыде сеятель сеяти семена своя» - так звучит эпиграф. Нет социального адресата. Говоря о народе, АСП имеет в виду все общество, мир в целом, который не способен принять «дары свободы». АСП сравнивает его со стадом, которому впору носить только «ярмо с гремушками да бич». В этом трагедия сеятеля, не сумевшего поднять и повести за собой народы. Тяжелые переживания отразились и в стихотв. «Демон», написанном тоже в 1823 г. Для АСП тема демона не так характерна, как для Лермонтова. Но и АСП эту тему затрагивает. На первый план здесь выходит демон как «злобный гений», который сеет в душу каждого человека яд сомнения. Каждый проходит через этот период искушения демоном. И это может быть не один период. Может, для АСП эти переживания не так глубоки, как для Лермонтова. Для АСП демон не станет постоянным спутником в его творчестве, но он как мыслящий человек не может не откликнуться на этот мотив и тему испытаний, через которые проходит человек. И здесь возникает проблема: не бывает незыблемой ценности, которая не подверглась бы сомнению и испытанию. И эта проблема аксиологическая – проблема ценностей. Для АСП эта проблема в том, чтобы быть «с веком наравне». Эта цитата звучит во втором послании АСП к Чаадаеву. Ранее мы говорили о послании 18-го года, здесь же тема служения Отечеству уходит, но есть размышление, к чему должен стремиться истинно мыслящий человек, достойный звания гражданина своего Отечества и представителя своего времени. Мотивы сомнения, мотивы скуки, связанной с сомнением во всем, этот комплекс отразился и в знаменитом стихотворении, построенном в форме диалога, «Сцена из Фауста» (1825 г.). Надо иметь в виду, что это самостоятельное стихотв АСП, хотя он имел в виду знаменитый сюжет, в том числе отразившийся и у Гете (легенда древняя). Но, так или иначе, АСП имеет в виду всю цепь этих произведений и вступает в диалог с самим Гете. АСП уже в самой первой строке начинает разговор о скуке: «Мне скучно, бес» - обращается Фауст к Мефистофелю. И далее следует размышление Мефистофеля о том, что такое скука: «Вся тварь разумная скучает». Эпитет «разумная» здесь поставлен не случайно: для АСП очень значима связь рационального (т.е. разума) и скуки. 25-й год – АСП пишет «Онегина» - скучающего героя Онегина показывает в эпическом разрезе, но здесь говорится о скуке на уровне лирике. Это подтверждается его письмом приблизительного того же года (25-го) к Рылееву, где он пишет, что в нынешнее время разумный человек не может не скучать: скука – это черты мыслящего человека. Романтическое сознание – это всегда устремленность к бесконечному. И в этой связи смысл более глубокий: скука и сомнение связаны с извечной недостижимостью идеалов. Это трансцендентное. Скука здесь – не безделие, а то, что связано с неприятием обыденных ценностей и недостижимостью идеала. В 20-е годы АСП проявляет удивительно зрелую оценку, взвешенность в оценках. Казалось бы, 20-летний молодой человек в ссылке, но он не приходит к крайним суждениям. Очень часто его в этот период ассоциирует с революционным сознанием. Но мы видим по стихотв. «Кинжал» (1821 г.), что АСП отдал дань этой революционной восторженности в борьбе за свободу и готовности принять насилие как способ борьбы за свободу. В этом стихотв. об убийстве студентом консервативно настроенного агента России в Германии Коцебу (в сознании прогрессивной молодежи Германии он являл собой образ регрессивно настроенного человека). И известно, что первая реакция АСП была одобрительная, он симпатизировал этому порыву. Дань этому порыву отразилась в этом стихотв, но не более того. Не надо переоценивать. В 1822 г. АСП пишет «Послание к цензору». Как мы знаем, у АСП есть два стихотв. посланий к цензору – 22-го и 24-го года. Я прошу в обязательном порядке прочитать первое из них. Первое наиболее значимо. Здесь поэт демонстрирует удивительную взвешенность, не то, что в «Кинжале», где кинжал – символ справедливости. Речь идет здесь о цензуре, об отношении свободомыслящего человека к цензуре: «Что нужно Лондону, то рано для Москвы». Цензура, принятая в Англии, не нужна в России, АСП пишет об этом: русский народ не готов к самоконтролю, мы нуждаемся во внешнем регулировании. Это отношение к цензуре АСП сохраняет на протяжение всей своей жизни. В то же время он говорит о том, что регулирование должно быть цивилизованным, а цензор должен быть просвещенным. В большей мере, это утопия, но иного не дано. Он создает образ идеального цензора: «Он должен ум иметь прямой и просвещенный» (чаще всего цензорами становились люди с высшим образованием, профессора университетов), «он сердцем почитать привык алтарь и трон» (АСП не подвергает сомнению эти ценности), «но мысли и не теснит и разум ценит он» (важна терпимость и толерантность цензуры по отношению к мыслящему писателю). Во второй части он создает сатирический образ цензора – глупца и труса. И это было почти реальное обращение к двум цензорам того времени – Красовскому и Беркову. Это лица эпохи, ставшие символами темного начала. Пушкин прекрасно понимал, что отношения свободолюбивого поэта с цензурой могут весьма драматичными. И еще один аспект здесь: отношение истинного свободолюбца с теми радикалами, которые могут придти к власти. АСП в 1825 г., практически накануне декабристского восстания, пишет «Андрей Шенье», где АСП пишет о предощущении того, что произойдет в жизни страны. Шенье – французский поэт к. 18 века, очень много сделавший для проповеди свободных идей во Франции и казненный якобинцами за несогласие с их методами власти. Эта элегия построена как песня Шенье как сторонника «свободы просвещенной» и бешенства народа, которое использует якобинцы. Эта песня прерывается лирическими замечаниями автора. Отношение АСП с декабристами не так просто, как раньше писали в советские годы. АСП сочувствовал антикрепостническим, свободы слова, но не разделял идею революционного насилия. И неизвестно, что было бы, если б АСП доехал до Петербурга 14-го декабря. Впрочем, есть свидетельство самого поэта, который признался царю в 26-м году, что не смог бы не пройти на Сенатскую площадь. Но мы должны учитывать психологию достойного человека, себя уважающего, при таком разговоре с царем. Не может порядочный человек отказаться от друзей. Это дворянская этика. Что касается оценки АСП декабристского движения в лирике. Это стихотворение «Стансы», которое написано сразу же после событий 25-го года. Это стихотв. начинается так: В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни.
Декабристы под следствием, Пушкин пишет очень оптимистическое стихотворение, где воспоминает о том, что Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни
и желает новому царю «во всем быть пращуру подобным», быть «работником на троне» и не забывает о такой черте, как милосердие. Вот что важно для АСП в новой обстановке. Он стремится спасти друзей от кары, но вместе с тем он рассматривает возможность дальнейшего движения страны: оно связано с реформами сверху. АСП не ограничивается размышлениями над трагедией – он размышляет о перспективах и видит в них возможность реформ сверху. Между тем, он пишет «Во глубине сибирских руд», где он утверждает о своей поддержке друзьям. Нужно заметить, как важно для АСП было важно понятие чести. Одна из кар, которая постигла декабристов, - лишение дворянского звания. Эта процедура происходила так: ломали шпагу над головой осужденного. И в стихотв. очень важен образ меча: «И братья меч вам отдадут». У АСП не бывает лишних слов. Имеется в виду возвращение дворянского звания. Для АСП проблема чести – одна из центральных. Очень широк спектр проблем, которые волновали АСП в 20-е годы. У него есть такой образ в стихотв. «Эхо»: истинный писатель должен быть эхом своего народа. И его, Пушкина, не могла не волновать после ссылки в Михайловское падение читательского отношения к нему. Все чаще в прессе не просто непонимание АСП, а неприятие. Это очень тяжелое ощущение у пишущего. Отношение писателя и аудитории – важная тема в творчестве любого автора. Одна из причин этого отхода от АСП, его либерально настроенные друзья начали обвинять его в ренегатстве (отступничестве, прислужничестве царю) после «Стансов». Пушкин вынужден был ответить друзьям. Царь пытался сделать АСП придворным поэтом, поэтому он стал личным цензором Пушкина: Красовский и Берков не имели прежней власти. С одной стороны глупый цензор уже не имел власти над Пушкиным, но с другой – если приговор произнесен свыше, то оспаривать его негде. Пушкин тоже пытался использовать эту ситуацию в целях высокой литературы, прогресса, пытался использовать близость к царю для того, чтобы подвигнуть власти к реформам. Это было понятно многими как прислуживание. Поэтому в 1828 г. Пушкин был вынужден написать стихотворение «К друзьям», где он говорил: Нет, я не льстец, когда царю Хвалу свободную слагаю.
Вот эта идея свободы творчества АСП не покидает: он пытается служить России, не вступая в конфликт с властью. Здесь впервые возникает острая проблема сотрудничества с властью, которая жива в лит-ре и по сей день. Целая серия стихотворений выходит из-под его пера в эти годы: «Пророк» (1826 г), «Поэт» (1827 г), «Поэт и толпа» (1829 г.) и сонет «Поэту» (1830 г.). В некоторых из них не обходится («Поэт и толпа» и «Поэту») не без определенного полемического перехлеста. Они входят в полемический дискурс, отвечая на нападки современников. Нападки правых (газета «Северная пчела» Булгарина) и левых («Московский телеграф» Полевого). АСП выступает в этом споре со стихотв. «Поэт и толпа» (первое название – «Поэт и чернь») и «Поэт». Этот полемический запал виден даже в строчке: «Поэт, не дорожи любовию народной» - из стихотворения «Поэту». Важен идеал поэта-олимпийца (уже не бунтаря и не проповедника), поэт, возвышающийся над толпой и миром и созерцающий (этот идеал проповедовал еще один поэт - Веневитинов). Примером такого образа поэта-олимпийца становится Гете. В этих стихотворениях важно, кому противостоит олимпиец. Под народом или чернью не подразумевается никакой социальной группы – речь идет о тех людях, которые не способны принять высокой поэзии. Эпиграф Пушкина: «Идите прочь, профаны». АСП вспоминает традицию изгнания профанов, нежелания поэта говорить с людьми, которые несведущи. При этом АСП понимает, что для них важно поучение и развлечение, это практически та же толпа, которой нужно «ярмо с гремушками да бич». Есть небольшая перекличка. АСП не собирается обслуживать эту толпу, но не все поняли эту идею. Белинский, например, упрекал Пушкина в небрежении к читателю из народа. Достоевский же в своей речи на открытии памятника Пушкину в 1821 г. говорил, что Пушкин здесь бросает вызов светской черни. Но у АСП нет никаких социальных акцентов. Для Пушкина здесь важна формула «единый властитель». [Solus rex- «единый властитель».] («Ты царь: живи один», сонет «Поэту»). Поэт для него самодостаточен и самоценен, ему не нужно никому служить: «Мы рождены для вдохновенья, Для сладких звуков и молитв».
Некрасов с этим будет спорить, прямо цитировать его в стихотв. «Поэт и толпа» и придет к другим выводам. Проблема, на самом деле, в том, что охлаждение читателя связано с такой позицией АСП. За этим стояло сознание Пушкина: он принял образ гетевского поэта. Но читатель не готов к такой поэзии. Тургенев тоже выступил с речью на открытии памятника. Звучала такая мысль, что изменились потребности читателя, охлаждение к АСП было неслучайным: потребность читателя была не в поэте-олимпийце, а в 30-е и 40-е годы возникла необходимость в иной позиции: поэт должен быть поэтом «мести и печали», глубоких раздумий. Каким позиционировал себя Лермонтов. Каким выступил Некрасов в 40-е годы (в 46-м году он становится уже авторитетным писателем). Пушкин же продолжает верить в то, что поэт – это божественное существо, и это божественное происхождение акцентируется им в стихотв. «Пророк» (26-го года) и «Поэт» (27-го года). В этих стихотв. высвечиваются два представления: языческое и христианское. Если в «Пророке» вызывает поэта к служению шестикрылый серафим, то в «Поэте» бог искусств Аполлон. Но идея одна: преображение человека в поэта. Для АСП становится важным разделение жизни поэта на три сферы: светскую (в этой жизни поэт может быть ничтожнее других), к которой АСП относился со снисходительной иронией. Вторая сфера – деятельная, жизнь профессионального поэта. Здесь важно стихотв. «Разговор книгопродавца с поэтом», которое сначала было предисловием к «Онегину» (первая глава появилась в свет с таким предисловием). В этом стихотв. сталкиваются две позиции. Что характерно для Пушкина, он разделяет позицию двух сторон в стихотв. диалоге. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» - это становится важным для АСП, он получает большие гонорары. В дальнейшем Достоевский будет придерживаться этой же позиции: важно то, что тебе заплатили, но никогда не писать на заказ. Не писать под диктовку денег, но созданную рукопись можно выторговать. Последняя сфера – это бытие Поэта, служение высшим началам. Вдохновение и сладкие звуки, нечто высшее. Поэтический мир АСП разнообразен и противоречив. С 20-х годов начинается зрелый путь, но иногда кажется, что одно стихотв. противоречит другому. Сошлюсь, на «19 октября», манифест дружбы, и «Что дружба? Легкий пыл похмелья» - с лермонтовским настроением (написано буквально через несколько дней после первого). Настроение просветленности (например, как в «На холмах Грузии…») сменяет глубокий пессимизм. Стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» написано в таком же настроении и датировано Днем его рождения. Это символизирует ту печаль, которая накопилась. Пушкинские стихотворения того периоды посвящаются теме любви. Несомненно, он обожествляет и превозносит образ любви, тема любви – как тема поклонения божеству. Это особенно ярко проявляется в стихотв. «Мадонна». В то же время важный аспект – альтруизм любви, который звучит в стихотв. «Я вас любил». Оно тоже печально, но печаль здесь не трагична, стихотв. заканчивается пожеланием счастья. Пушкина затрагивали и общественные темы, которые он соотносил с личным. Тема собственного достоинства звучит в стихотв. «Моя родословная». Это сквозная тема в творчестве АСП 20-х годов. Но тема личного достоинства здесь напрямую связана, как отношение к истории и собственному роду, потому что твой род – это часть истории страны. Так ощущает себя АСП. Он акцентирует пушкинскую линию в своей родословной и противопоставляет ее новой знати. Эта оппозиция старой знати и новой характерна не только для АСП, но и для тех, кто принадлежал к родовитому дворянству. Представители такого дворянства гордились не просто своей историей, а независимостью – представитель такой знати раньше мог на равных говорить с царем. В какой-то степени род Пушкина, может быть, древнее рода Романовых. И для человека 20-30-х годов это было важно. Ощущение себя частью рода, способного на независимую позицию. «Моя родословная» - стихотв. полемическое, связанное с нападками на аристократизм АСП. Это стихотв. 30-го года. Для АСП становится важна связь с действительностью. Реальность, которая одухотворена поэтическим словом – на этом почве рождается (NB!) поэзия действительности. То, что становится смыслом поэзии АСП 20-х и 30-х годов. Именно так обозначил идею пушкинского творчества близкий знакомый поэта Иван Васильевич Киреевский, яркий критик. Дальше эта идея поэзии действительности была очень удачно разработана Белинским в цикле статей «Сочинения Пушкина». Эта поэзия действительности ярко проявилась в пейзажной лирике АСП, например, в стихотв. «Осень». Написано оно октавой, очень редкой в рус. лит-ре строфой. Поражает умение АСП использовать самый простой эпитет, который придает зрительность образу и делает его эмоционально окрашенным: «В багрец и в золото одетые леса». Здесь нет особой метафорики, речь не идет даже о цветах. Речь идет именно о багреце и золоте – это эмоционально окрашенные слова. Эта удивительная простота и изобразительность лирики АСП достойна поклонения. Набоков, лучший переводчик АСП с русского на англ., говорил, что слово у Пушкина больше своего номинального смысла и он вспоминал это в связи со стихотв. «Мороз и солнце…». Но АСП не только в таком оптимистическом ракурсе писал о зиме, есть еще стихотв. «Бесы» (1830). «Зима. Что делать нам в деревне?» Все это многообразие и многоплановость пейзажной лирики говорит о свободным владении Пушкиным стилистическим багажом и возможностью его применять.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.124 (0.01 с.) |