Особенности художественного творчества Языкова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности художественного творчества Языкова



… когда он пишет не на темы социально-философские, социально-политические. А на темы природы или на общефилософские темы.. Что ценно в творчестве Языкова для развития собственно поэтического языка Языков как никто другой в русской литературе (даже Пушкин не может оспорить первенство, они, по крайней мере, на равных), он сумел противостоять гладкости стиха. Вот Пушкина многие обвиняли в том, что у него слишком гладкий стих, легко читаемый, не задерживающий мысли. Это, с одной стороны, плюс, а с другой стороны, для истинных любителей поэзии это минус, потому что не заставляет задуматься над каждым отдельным выражением.

Стилеобразующий принцип гладких стихов Языковым переосмысливается. Он намеренно стремится к неровному стилю. В отличие от поэтов пушкинской плеяды, у которых даже в народных песнях отсутствуют просторечия, Языков вводит просторечия. Он сталкивает понятия из разных лексических рядов. Он очень любит создавать неологизмы, которыми будет богата лирика конца 19 – начала 20 века. Языков стал изобретать сложные, многосоставные эпитеты, например, «чернокудрявый», «бурновеличавая», глагол «мужествовать» и т.д. Так, Языков делал попытки расширения русской языковой поэтической базы. Неслучайно его чтили современники за то, что язык Языкова – особый язык.


[1] Липецкий потоп — 1-я постановка комедии А. А. Шаховского «Урок кокеткам, или
Липецкие воды» (1815).

[2] Хотя это понятие не очень устойчиво, не очень четко определено в литературоведении, но, тем не менее, его использовать можно).

[3] Не путать понятия классицистический и классический!!! Классический – это образцовое, наиболее ярко проявляющее те или иные черты, тенденции, идеи и пр.) «Классический критический реализм», - иногда добавляют некоторые учебники, но П. не стала бы давать такое уточнение. Это справедливое замечание сейчас господствует в умах филологов, лучше давать наиболее широкое наименование – реализм.

 

[4] Хотя его тенденция к исканию нового в какой-то степени категориально связывает его с романтиками, потому что романтизм всегда основан на искании, прорыве в новое. Это в общем философском плане.

[5] П. говорит, что философский словарь должен быть нашей настольной книгой, если мы хотим разобраться в литературе русской и зарубежной, поскольку в мировой литературе все в большой степени завязано на философии J).

 

[6] Забегая вперед скажу, что декабристы, в большинстве своем категорически отвергали путь Робеспьера и несправедливо их называть якобинцами – это очень серьезная гипербола. Большинство не было якобинцами. Большинство, в частности, Никита Воронов, 1 из участников АРЗМАСА, уже упоминавшийся на лекции, ужасалось якобинским преступлениям.

[7] Духа, хотя и неизменно связанного с внеличностными ценностями.Совсем не обязательно связанными с религиозными ценностями, но в любом случае связанными с внеличностными духовными ценностями, которые прямо связанны с какой-то традиционной религией: христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом и в любом случае)

[8] Различать эти философские понятия: скептицизм – это сомнение, но не есть отрицание высших смыслов, а пессимизм – абсолютное разочарование, безыдеальность.

[9] Нужно сказать, что романтическая философия, миропонимание никогда не умирало и никогда не умрет. Романтизм и реализм развиваются по графику синусоиды: то реализм главенствует, то романтические начала - мнение П. и ее препода.

[10] См. в гугле Школа классического немецкого идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель)

[11] Мы путаем понятия. В том числе в разговоре о Чацком мы путаем 2 вещи. Одно дело выступать против злоупотребления крепостным правом. Жуковский выступал против злоупотребления крепостным правом, он считал, что надо ограничить права помещиков, которые у них есть в отношении крепостных. Но он никогда не выступал против отмены крепостного права как такового.

[12] П. упоминала, что отцами-основателями русского реализма как литературного направления первой четверти 19 века становится 3 кита русской литературы: А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, И.А. Крылов.

[13] Хотя для романтиков комедия как жанр чрезвычайно не характерна в отличие от элегии, поэмы и трагедии (которая тоже присутствовала)

[14] Проследи развитие. Для классицистов было характерно четкое следование канонам одного жанра - > Романтики объявляют свободу творчества и свободу от жанровых рамок - > Эту идею наследуют реалисты и развивают ее, уходя дальше в этой своей свободе

[15] Фонвизин должен быть обязательно упомянут как прямой предшественник Грибоедова.

[16] Катенина мы упоминали в связи с полемикой о элегии и оде, и, главное, о балладе. Катенин был противником Жуковского и написал свою балладу на сюжет бюргеровской «Леноры». Катенин был одним из близких друзей Грибоедова не только в плане личного общения, но и в плане творческом в то время, когда Грибоедов еще не выдал в свет комедию «Горе от ума». Когда ее в рукописях почитало большинство образованной публики, Катенин в письме Грибоедову, которое тоже имело хождение в обществе, сказал о том, что он нарушил правила искусства.

[17] Пушкин тоже оказался в письме Грибоедову и не только еще в письме Вяземскому буквально сразу после прочтения потрясенный этой комедией

[18] В 1968 год – ввод советских войск в Чехословакию. В ночь на 21 августа 1968 года войска пяти государств Варшавского договора (СССР, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии) пересекли границы Чехословакии с целью подавления «пражской весны» – движения коммунистов-реформаторов. Только в августе-сентябре в результате иностранной военной интервенции погибли более 80 и были ранены около 700 чехословацких граждан. Пребывание в стране иностранных войск продолжалось 23 года и завершилось в июне 1991 года, когда ее территорию покинул последний советский солдат.

В 60-е годы было самое крупное антисоветское выступление в странах Варшавского договора, социалистических странах. (+ См. Венгерское восстание 1956 года).

В 1968 году на Красную площадь вышло несколько человек с транспарантами против поведения советского правительства и советских войск. Понятно, куда их отправили что с ними сделали. Но сам факт. Принцип того же поведения, что и у декабристов, у Чацкого. Они не могут молчать.

[19] Хотя в «Мизантропе» там тоже более сложная ситуация. Альцест, главный герой, имеет сходство с Чацким и достаточно серьезные позитивные начала.

[20] Это почти та же ситуация с диссидентами, которые вышли на площадь, а их люди в погонах забрали и отправили в места не столь отдаленные. Общество, к сожалению, не услышало диссидентов 1968 года.

 

[21] Знать близко к тексту, если не наизусть.

[22] Отсюда знаменитое выражение «умеренность и аккуратность» Молчалина. Этот принцип исповедовал в свое время и Фамусов: его идеал – Максим Петрович, который кланялся не уставая и даже не берег свой лоб, а готов был его расшибить ради наград.

[23] Чацкий и Фамусов – герои одного времени – конца 1810-начала 1820 годов. И фамусовы, и чацкие встретились на Сенатской площади (нарицательное) по разные стороны баррикад.

[24] Консерватизм от англ. глагола to conserve – сохранять.

[25] «Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах - соперник» (В.А.Жуковский)

[26] У Красовского в учебнике написано, что май.

[27] Разногласия отца и сына воплотятся потом в «Скупом рыцаре»

[28] До этого с 1826 по 1830 год он жил то в Москве, то в Петербурге. Постоянного места пребывания не было.

[29] У Юли: Послание- жанр легкой поэзии, малая форма, но Пушкин включает в малые формы элегическое.

[30] Как известно, сначала в черновике стояло пояснение «Во след Радищеву», которое потом Пушкин убрал.

[31] http://feb-web.ru/feb/irl/il0/i22/i22-1132.htm

[32] Люди естественные - понятие восходит к Руссо, к французской философии 18 века.

[33] Безымянный герой – один из приемов романтического произведения

[34] Важнейшая черта романтического героя – стремление к свободе

[35] само оно возникло гораздо позднее, и об этом до сих пор ведутся споры, но, наверное, правильнее считать, что это была середина 50-х годов – то есть во время Добролюбова и критиков революционной демократии и их оппонентов

[36] Вообще Германия некий «законодатель мод» в литературоведении и вообще в искусствоведении: это крупнейший центр философы и эстетики

[37] Романтизм и роман, хотя и однокоренные слова, далеко не являются по смыслу одним и тем же!

[38] Пушкин печатал и сдавал роман очень долго, более 7 лет, и это центральное произведение, которое лежит на середине его творческого пути (23-30 гг.). В 31 г. он вносил правки и дополнения. Издавал 7 лет, а печатал еще дольше. Читатель смог познакомиться с целостным произведением только в 33 году.

[39] Спрашивает на контрольных и экзаменах, какие детали подчеркивает Пушкин!

[40] Такой энциклопедией духовной жизни главного героя станет роман «Герой нашего времени» Лермонтова

[41] В контрольных вопросах есть вопрос о поэте и поэзии, и там нужно будет упомянуть Ленского не только с ролью его в сюжете, но и в сопоставлении с Онегиным. + прототипами Ленского являются два хорошо знакомых поэта Пушкина – Веневитинов и Кюхельбекер.

[42] Здесь – важный новаторский момент Пушкина как романиста, совершенно необычный ход: он приводит как минимум два варианта развития судьбы Ленского.

[43] Внимательно посмотреть 8 главу и авторское отступление о том, что же такое действительно счастливый человек.

[44] Они потому и называются отступлениями, так как автор отступает от развития сюжета и любовной фабулы

[45] П. советует просмотреть его. Можно также просмотреть комментарий Набокова.

[46] Тут П. распространяется о том, что Пушкин, конечно, не знал, что это середина его творческого пути.

[47] «Граф Нулин» с его легкой основой создается в самые драматические исторические дни – 13-14 декабря 1825 года, когда Пушкин не знал, что происходит в Петербурге (был в Михайлово).

[48] Изначально Пушкин хотел назвать поэму «Мазепа», так как именно он противостоял Петру.

[49] Об этом Вяземский говорил и в стихотворении «Синод», которое по тематике очень близко «Негодованию». Возможно, название «Синод» расслышано неточно.

[50] Его называли «зимним царствованием». Жестко подавлялось всякое инакомыслие, была жесткая цензура и т.д.

[51] Есть перекличка со стихотворением Боратынского.

[52] Прочитать эту статью с хорошим комментарием. Разобраться с названием, потому что оно необычно. Прохорова намеренно комментариев не дает.

[53] Есть спор о том, к чему принадлежит Россия – Европе, Азии, Евразии. Но история литературы доказывает, что РФ по культурному ходу принадлежит Европе, хоть географически – Евразия.

[54] Мы наверняка знаем роман Стендаля «Красное и черное», написанное в 1831 годуJ.

[55] «Архивны юноши» — так иронически назвал служащих этого архива А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин».

[56] В общество входили также И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, А. С. Хомяков, М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии — трудов Ф. Шеллинга, И. Канта, Ф. Шлегеля и других. (Википедия)

[57] Для Пушкина это красота, что выражено в стихотворении «К А.П.К.»(К Анне Петровне Керн) словами «гений чистой красоты»

[58] Это университет с более давними традициями, чем собственно русские университеты. Из российских университетов самый старший университет – МГУ. Что касается российских университетов (которые были на территории Российской империи), самый старший и богатый своими серьезными научными педагогическими традициями, - это Дерптский университет. Сейчас он находится в городе Тарту в Эстонии. Это был немецкий университет, созданный так называемыми прибалтийскими немцами. Преподавание велось на немецком языке долгие годы. Сейчас это одна из серезных научных баз. При этом одна из лучших школ русистики находится в Тарту, потому что там долгое время преподавал Ю.М.Лотман и заведовал кафедрой русской литературы в советской литературе. Сейчас там очень активно поддерживаются лотмановские традиции, там есть лотмановские чтения, лотмановское издание.

[59] Поля́рная звезда́» — литературный и общественно-политический альманах, издававшийся А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в Вольной русской типографии в 1855—1868 гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.016 с.)