Сочетание литературы конца 18-19 веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочетание литературы конца 18-19 веков.



 

Классицистический просветительский 18 век Крылов соединяет с веком классического реализма 19 века.[3] Именно классический реализм 19 века становится золотым веком реализма, золотым веком для развития реалистического направления. Прежде всего, это сказалось в романах русских писателей в романистике 2 половины 19 века. Мы пока об этом пока говорить не будем, но стоит иметь в виду, что реалистические искания начинают быть главной тенденцией в литературном развитии 19 века. Эта мысль будет проходить красной нитью через весь наш разговор о литературе первой половины 19 века, хотя этот золотой век наступит чуть позднее, если говорить о прозе. Но подготовка к нему шла всю 1 половину 19 века.

Итак, Крылов - одна из тех фигур, которая стоит у истоков грандиозного реалистического искусства 19 века, соединяя его с классицизмом 18-го.

Но в истории русской литературы, как в истории мировой литературы, был еще один пик, или точнее сказать, целая ГОРНАЯ СТРАНА со своими малыми и великими вершинами. Конечно же, этот огромный горный массив, и с малыми, и с великими вершинами, – это романтизм. К развитию романтизма Крылов не имел практически никакого отношения, был по сути своей не причастен романтическому мироощущению, мировидению. [4] Если говорить в более конкретном философском плане, то Крылов, категорически противостоит романтизму в связи с тем, что романтики ориентируются не на здравый смысл (о котором П. Очень долго толковала в связи с миропониманием Крылова, а главное, его героев). Романтики, напротив, устремлены к иному миру – миру противоречивых чувств, переживаний, и собственно говоря, диалектике мысли, которая определяется единством и борьбой противоположностей. [5]

Вспомним масштаб и неожиданность социально-политических и социально-экономических перемен в конце 18 – начале 19 веков.

Великая французская революция (1789-1793) гг. Наполеоновское правление, наполеоновский и антинаполеоновский, соответственно, бой, Отечественная война 1812 года, которая закончилась по сути своей в Париже только в 1815 году, хотя она уже переросла рамки Отечественной войны к этому времени. Все эти перемены, все эти достаточно неожиданные потрясения, предопределили осознание изначальной и неизбывной, неизменной противоречивости и изменяемости мира, общества, человека. Ощущение (еще когда-то высказанное древними греками) что все в мире изменяется, понимание того, что эта противоречивость неизменна, появляется на рубеже 18-19 веков. В это время приходит глубокое осознание того, что развитие рождается из противоречия, а без противоречивости оно невозможно. И в то же время осознается очень важная глубокая мысль о цельности и взаимосвязанности всего в мире – мира природы и мира человека, общественных коллизий и психологического развития, внутреннего развития человека и т.д.

Более того, в это время мыслящая часть человечества приходит к пониманию того, что есть некие общие универсальные законы в историческом процессе и в развитии самого человека. При этом эти законы каким-то образом связаны между собой – внутренний мир человека и общественных отношений, мир истории. Все это находится в определенной и достаточно сложной взаимосвязи. И понять, какие же универсальные начала объединяют весь этот мир, и все эти противоречия – становится одной из важнейших задач мыслящей части человечества, духовной элиты, если хотите. Особенно ясно это становится после никого не удовлетворивших результатов Великой французской революции с тяжелейшими потрясениями, кровопролитием времен якобинства, которое ужасало всех, даже людей самых прогрессивных устремлений. [6]

Эти неудовлетворительные итоги ВФР налагают отпечаток и на восприятие той философии, которая, казалось бы, подготовила ВФР – а эта философия французских просветителей 18 века.

3 имени, которые мы обычно называем, когда говорим о французской просветительской философии: Дидро, Вольтер, Руссо. (Есть еще 1 имя - Монтескьё). Эти философы, эти мыслители теперь уже вызывают некое недоверие, особенно трое из них - кроме Руссо (Руссо – особое место, отдельная ниша в просветительской философии, которая стоит отдельного разговора, в истории философии нам будут об этом говорить). Неудовлетворительные результаты ВФР связывают с неудовлетворительностью ее философской базы, которая держалась на идеях рационализма.

Все кроме Руссо были представителями явной рационалистической философии, рационалистической логики, по которой все противоречия, в частности, в истории человечества, происходят из-за логических ошибок, и если организовать общество логично, с внутренней четкой логической структурой, то якобы все эти противоречия исчезнут.

Так вот ВФР обнажила истину, которая противоречит этому утверждению, оказывается, что любое развитие невозможно без внутреннего противоречия, без столкновения хотя бы старого и нового, противоречий традиционных старых идей и новых, которые отвергают старые, противоречат им. И поэтому рационалистическая логика в абсолюте своем не работает. И это разочарование налагает отпечаток на новые искания и основание, становление, развитие новых философских систем. Слово «система» здесь очень важно. Новые философские конструкции, идеи, школы, искания и т.д. стремятся к системному осмыслению противоречивости мира как неизбывного начала. Они ищут глубинные универсальные законы, которые здесь могут и должны действовать. Они ищут глобальные исторические закономерности и сущности. При этом они размышляют о том, как в рамках всей мировой истории этот огромный масштаб осмысления действительности характерен для этой новой философии, которая ляжет в основу романтизма.

С одной стороны интерес к философско-исторической тематике, а с другой стороны, это интерес к внутреннему миру человека, так называемой интроспекции – погружению во внутренний мир. И вообще проблема личности выдвигается едва ли не на первый план. Да, вот проблема философии, истории и проблема личности и отсюда развитие психологических школ, психологического учения и психологии как науки. Это все, приходится на самый конец 18 и в основном на начало 19в.

Здесь мы должны назвать такие имена крупнейших немецких философов…(в итоге мы их не назвали)

Причем если просветительская философия сконцентрировалась в основном во Франции (мы называли 4 имени), т.е. чаще всего Франция была светочем развития просветительской рационалистической философии, то теперь центр философских и психологических исканий переходит в Германию. И неслучайно замечательная книга, которая может осознаваться как некая программа вообще в философии и даже шире - как миропонимание романтичного - это книга Жермена де Сталь «О Германии», посвящена именно Германии, немецким писателям и философам.

Важнейшие для психологии и философии романтизма идеи – это идеи извечного онтологического противоречия. (Онтологическое = бытийное, связанное с пониманием бытия человечества) Онтологическое противоречие – это противоречие между миром мечты, идеала и миром действительным, так называемое романтическое двоемирие. В противоречии между мечтой и действительностью, высоким идеалом, высокими устремлениями человеческого духа, свободы. А главная идея романтизма – идея свободного человеческого духа.[7] Этот свободный, устремленный к высшим началам человеческий дух противостоит обыденной действительности. И это практически обязательный мотив, как минимум фон, на котором развивается романтический сюжет. Это противоречие между миром мечты и миром действительного, между миром свободного духа и его высоких устремлений и миром пошлой общественно-исторической практики.

При этом надо сказать, что есть разные тенденции уже внутри романтического миропонимания, как философии, так и творческого, литературного миропонимания. И здесь мир мечты может быть связан с высокими гражданскими устремлениями, с идеей свободы политической. И тогда это так называемый гражданский романтизм. А очень часто романтизм связан с повышенным ощущением необходимости принести себя в жертву, ради высокой цели. (Это очень характерно для Рылеева).

С одной стороны, неистовое вольнолюбие, часто связанное с политическими взглядами, (в частности декабристы были такими романтиками в своем поэтическом творчестве), а с другой стороны, романтическое двоемирие порождало иные настроения. Не мечтательно-восторженные, а напротив – великий скептицизм и разочарование. Скептицизм как одна из основных идей романтической философии тоже должен быть учтен, потому что очень часто романтизм неверно связывают с восторженной мечтательностью.

Скептицизм вплоть до пессимизма. [8]

Недостаточность и недостижимость идеала – вот что мучает романтиков с акцентом на скептическом и пессимистическом восприятии мира. И это будет особенно характерно для романтизма 30-х годов в России. В России это уже будет романтизм Лермонтова с его безысходностью, с его отчаянностью и пессимизмом. Пример - «И скучно, и грустно» - стихотворение, где он произносит реквием по собственной жизни. Преодоление этого скептицизма связано с очень серьезными усилиями, которые не всегда оказываются благотворными. Хотя в творчестве Лермонтова есть довольно многие стихотворения, показывающие его способность преодолеть разочарованность, которая, например, звучит в стихотворении «И скучно, и грустно». Так вот абсолютная разочарованность, пессимизм свойственные «И скучно, и грустно» преодолеваются, предположим, в стихотворении «Когда волнуются желтеющие нивы». Внутренняя борьба между миром мечты и миром разочарования в данном случае – это очень важная составляющая романтического искусства и, в частности, романтической литературы в России.

Понятно, что и романтики, и философы, и писатели разочаровываются в тех абстракциях, которые порождала рационалистическая философия. Абстрактная рационалистическая философия стремится к общему знанию и, соответственно, высказыванию. Романтики делают ставку на другое. В романтизме как бы присутствует своеобразный антиклассицизм. Если классицизм стремится к глобальным обобщениям, то здесь очень многое связано со стремлением к особенному, а особенное связывается с национальным. Поэтому человек мыслится с его национальной основой: не человек вообще, как это было в классицизме.

Пример. Памятник в Одессе Дюку де Ришелье. Или: на Красной площади памятник Минину и Пожарскому. Они нисколько не похожи на людей начала 17 века. Их ромбы напоминают классицистические статуи людей античности. Почему? Потому что для классицизма это неважно. Они не стремятся к познанию исторической и национальной особенности. И памятник Дюка де Решелье, ставший символом Одессы, установленный в начале 19 века, и памятник Минина и Пожарского - это классицистическое искусство. А вот романтики будут делать акцент на национальной и исторической особенности, в том числе в формах (если это архитектура), или, например, на уровне костюма. И дальше это будет проникновение в психологию человека конкретной эпохи и конкретной нации. И здесь очень важно, чтобы понять эту психологию, особенности национального мышления, национальной ментальности.

Очень характерен в этой связи интерес к средневековью вообще и к средневековому искусству в частности. Средневековье – это время зарождения, формирования и становления нации. Если обратить внимание, на какие идеалы ориентируются, к какому искусству апеллируют романтики в отличие от классицистов, мы увидим, что они ориентируются не на античность. Ведь классицизм – это следование классическим образцам античности.

Романтики апеллируют к искусству фольклорному, которое особое развитие получает как раз в средние века. И, например, друг Гёте, знаменитый историк, писатель и философ Гертнер, акцентирует внимание всех исследователей филологии, которая в это время зарождается, на обязательности изучения национального своеобразии литератур через изучение народных песен. Вся Европа начинает изучать свое народное искусство, свой фольклор. Свой фольклор так же очень активно изучает В.А. Жуковский, который стоит у истоков русского романтизма. Если же романтики и апеллируют к античности, как, например, апеллирует Батюшков, то античность видится как отдаленный идеал чего-то несбыточного, золотого века,который не вернуть, и он вписывается в эту систему двоемирия – мира мечты, недостижимого идеала, которым выступает античность и мира реальной общественной исторической практики сегодняшней эпохи.

Недоверие к просветительскому рационализму ведет и к обращению романтиков к иррациональному. Когда мы изучал искусство 18 века, должны были заметить, что кроме мифологических героев, которые не являются реалистичными, потому что имеют мифическое основание, фактически иррационального, мистического в этих произведениях не было. И это неслучайно, потому что рационализм, естественно, очень равнодушен и даже враждебен фантастическому, иррациональному. А романтизм, напротив, как и средние века, с их религиозностью и мистицизмом, очень интересуются этой сферой человеческого сознания. Иррациональное, фантастическое и бессознательное – вот что становится во главу угла очень многих романтических сюжетов.

Для большинства романтиков характерно увлечение мистическими мучениями. Новалис, 1 из крупнейших немецких ромнатиков-законодателей романтического миропонимания, писал что «Мистические учения – это синтез логического и интуитивного познания, интуитивного мышления». Важно то, что логическое все-таки остается, но только как 1 из составляющих, и очень большое место занимает интуиция, на которую классицисты и вообще рационалисты практически никогда не делали большой ставки. Для них интуиция была чем-то очень шатким и недостоверным. А интуитивизм, который разовьется в 20 веке, имеет глубокие связи с романтизмом. [9] Романтизм в данном случае опирается на интуитивизм, на то, что связано с не рациональным познанием, с надэмпирическим опытом.

Со всем этим в известной степени связана и критика романтиков классицистического принципа подражания образцам и подражания природе (уже в чисто литературном плане и плане искусства). Это начало искусства критикуется романтиками во имя свободы духа, свободы творчества, свободы писателя. Не свободы от каких-то политических ограничений – цензуры, власти и пр. в данном случае свобода не имеет политического смысла. А свободы от ограничивающего художника в его фантазии требования быть верным природе и следовать образцам. Вообще подражательное начало романтиками не принимается, или принимается с большими оговорками. Таким образом, как главный тезис романтического искусства провозглашается свобода духа и отсюда авторская поэтика. Поэтика автора, не поэтика того или иного искусства, поэтика того или иного жанра. В эпоху классицизма, например в трактате Николя Буало «Об искусстве поэзии» есть четкие рамки, как должна писаться ода, идиллия и т.д. Теперь романтизм отвергает эти требования (NB! Романтизм – в большой мере есть антиклассицизм) и провозглашает свободу творчества индивидуума, писательской индивидуальности. Отсюда понятие поэтика автора. Поэтический мир автора, не в точности следование требованиям, нормам для определенного жанра или вида искусства. (Если плохо в этом разбираемся, обратиться к учебнику Хализева по теории литературы, потому что половину курса будем говорить о романтизме, а П. рассказывает в общих чертах.)

ИРОНИЯ

Романтики уделяли повышенное внимание явлению иронии. Иронический взгляд на мир, – 1 из важнейших моментов романтической личности. (П. съест нас, если будем говорить, что романтик – это мечтательный дурак, смотрящий на мир через розовые очки). Так назыв. романтическая ирония - это не просто использование иронии как некого риторического или поэтического изобразительно-выразительного средства, как на теорлите. Романтическая ирония – понятие гораздо более глобальное и серьезное, оно связано с тем скептицизмом, как базовой философской идеей романтического взгляда на мир и романтического искусства в частности. Романтическая ирония говорит о том, что все в мире относительно. Так возникает внутреннее противоречие в самом романтизме и романтической личности. Ведь, с одной стороны, она устремлена к высшим внеличностным идеалам, устремленность духа к высшим ценностям, а с другой стороны, она готова все подвергнуть скептической, иронической интерпретации. Если более примитивный вариант романтического мировидения - это Ленский из «Евгения Онегина», то гораздо более сложное романтическое явление романтического мировидения – сам Евгений, хотя все это изображено в реалистическом, по сути, романе.

NB! Не путать:

1) Романтический герой, романтическая личность по своему миропониманию романтическому. Такие романтические личности есть сегодня в реальной жизни, потому что они исповедуют романтический взгляд на жизнь. Романтический метод описания, романтическая позиция автора. Они могут сочетаться.

2) Но есть другой вариант: писатель с реалистическим подходом, методом будут описывать романтического героя. «ЕО» – реалистическоий роман, но большинство его героев романтические личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.012 с.)