Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 10. О лирике Пушкина – 1.

Поиск

Речь пойдет о бесспорном гении в русской литературе. На прошлой лекции я остановилась на периодизации его творчества. На прошлой лекции вы меня спросили, являются ли открытые финалы признаком гения. Нет, речь идет о другом. Речь о неоднозначности ситуации, интерпретации характеров, которые представлены художником, неоднозначности внутреннего мира и действия.

1. Первый период творчества Пушкина – период формирования поэта. Пушкин подарил России очень важную тему – тему счастливого ученичества. В плане творческого ученичества, литературного ученичества он был счастливым человеком. И это счастье было в том, что он сумел воспринять и синтезировать все завоевания его предшественников. Это тот случай, когда поэт практически ни от чего не отказался. У него звучит такая мысль: «Наследник всех своих родных». Вот Пушкин в творческом смысле был наследником всех своих родных.

Счастливая пора ученичества представлена и в «Онегине», начало 8-й главы, лирической отступление, которое он начинает с описания лицея:

 

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал.

 

Это круг его интересов. «Цицерона не читал» - это метафора, потому что Пушкин, конечно, был знаком с его творчеством.

«В эти годы являться муза стала мне» - пишет Пушкин. И дальше он пишет о музе:

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

 

Творчество воспринимается как пир. Кстати, представление пира как игры воображения, творчества будет характерно и для Боратынского.

«И славу нашей старины, // И сердца трепетные сны» - это слова, в которые нужно внимательно вчитываться. 8-я глава пишется в 30-м году, редактируется в этом же. Пушкин уже очень зрелый поэт. И что отличает эту характеристику? Есть интерес к истории, патриотизму и чувства, переживания (элегический оттенок) души человеческой.

Элегический романтизм открывается в русской литературе с помощью Жуковского, а период 1817-20 г. характеризуется как расцвет романтизма, но уже в лицейские годы Пушкина звучат мотивы, связанные с романтизмом(«Желание»), но Пушкин, конечно, усваивает эти модные идеи и образы. Романтический дискурс входит в его творчество. Уже в лицейские годы у Пушкина звучали романтические мотивы.

Но прежде всего это диалог с писателями 18 в., а это в первую очередь, конечно же, Державин. Жуковский дебютировал только в 95-м году. Пушкин вспоминает в «Онегине»: "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил". Это ощущение связи, сопричастности – чрезвычайно важно для АСП. Для Пушкина это ощущение связи нес, конечно же, Державин. И не случайно «Воспоминания в Царском селе», которое прочитано АСП на экзамене, где присутствовал Державин, написано в державинском тоне. Пушкин здесь демонстрирует мастерское владение возвышено-торжественной интонацией. Конечно, он иногда грешит излишней тяжеловесностью, но это вполне оправданное явление в той системе, которую он создает в стихотворении:

 

«Навис покров угрюмой нощи.

На своде дремлющих небес».

 

Стихотворение по широте охвата: безусловно, есть историческая тема, величественный пейзаж. Он обращает внимание на памятники. Это памятники сподвижникам Екатерины. Екатерининское время предстает как время славы, как Золотой век не только русского дворянства, но и вообще России, которая расширяла свои границы. Современная тема – тема 12-го года, связанная с патриотическими мотивами АСП. Звучит явная антинаполеоновская риторика: «Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!» И это вполне закономерно для свидетеля ужасающих бедствий. АСП в данной ситуации видит в нем только врага Отечества, но позднее он изменит свою точку зрения. Также возникает тема славы и прославления русских воинов. Молодой АСП видит проходящих мимо окон Лицея воинов как борцов «За Русь, за святость алтаря». В изначальном варианте эта строка звучала: «За Русь, за веру, за царя». Но АСП под влиянием продекабристских настроений исправляет эту строчку. Это очень типичная ситуация, когда у нас начинают исправлять историю. Но АСП не говорит о том, о чем говорили герои 12-го года – он делает переоценку. Одно дело, как себя позиционировали герои, другое – как мы к этому относимся. АСП выступает как патриот своей страны. Напомню, что стихотв. написано для чтения на публичном экзамене (8 января 1815 г.) при переходе с младшего трехлетнего курса лицея на старший.

Между тем, лицейские годы – это усвоение идей политического либерализма. Это усваивалось АСП и его друзьями на лекциях Куницына, который вошел в историю как один из тех людей, которые оказали влияние на формирование мировоззрения АСП. Надо сказать, что эти мотивы проявились в стихотв. «Лицинию». Надо сказать, что АСП играет роль поэта-свободолюбца, чтобы замаскировать излишне смелые идеи, он маскирует это под древнеримский текст. Поэтому от имени поэта-свободолюбца АСП говорит, что в мире все продажно:

…законы, правота,

И консул, и трибун, и честь, и красота.

 

Конечно же, АСП говорил о злободневных проблемах своей страны, не о Римской империи. Стиль этого стихотворения тоже высокий, торжественный, напоминающий сатиру Ювенала с жестким политическим высказыванием в адрес власти.

АСП был, прежде всего, учеником Жуковского в Арзамасе, он не принимал классицистов начала века – он принимал классицизм в его классических образцах – в лице Ломоносова и Державина, но он не принимает классицизм, который ушел со сцены, и эпигонов, последователей классицизма, которые пытаются его реанимировать. В этом смысл столкновения архаистов и новаторов. В этом смысле АСП высмеивает новых певцов классицизма. В его стихотв. «К другу стихотворцу» он пишет:

 

Страшися участи бессмысленных певцов,

Нас убивающих громадою стихов!

Здесь понимается под «громадою стихов» эта тяжеловесность и длину псевдоклассицистических поэм. Напомню, что к «Другу стихотворцу» - дебютное стихотв. Стихотворение было написано еще под криптонимом «НКШП», псевдонимом, состоящим из букв в обратной последовательности. Было напечатано в 1814-м году журнале «Вестник Европы». Был поставлен вопрос о профессионализме лит. творчества. Поэт – это не только тот, кто зарабатывает, но и тот, кто пишет за деньги – не тот, кто хочет нажиться, а тот, кто выбирает этот способ существования. До этого поэты не жили своим трудом: они были писателями-аматёрами (от фр. amateur – любитель). Иногда их называют дилетантами, но это несправедливо: дилетант – это непрофессионал в плане качества, он не претендует на какое-то высокое место в истории, а вот аматёр может претендовать.

Вставал вопрос о профессионализации, вставал и перед Сумароковым, вставал и перед Карамзиным, но, по сути, это положение формируется только к 20-м годам 18-го века. (Наверное, опечатка: 19 века) АСП пишет:

Поэтов - хвалят все, питают - лишь журналы;

Катится мимо их Фортуны колесо.

 

Он замечает еще момент: с помощью журналов можно зарабатывать на жизнь, и в этом смысле АСП говорит о начале того процесса, который сейчас исследователи называют «журнализацией литературы», т.е. литература становится неотъемлемой частью журнала. Стихи поэта, несомненно, опубликуют в книге, но первая публикация – журнальная. Она дает имя и автору, и журналу. Не публикуй, например, журнал Достоевского или Толстого, это бабушка надвое сказала, выйдет ли он в тираж.

2. Следующий период – 17-20 годы, после лицея. Петербургский. Период расцвета романтизма, которым АСП не мог не овладеть и не мог не понять. Пушкин начинает свою самостоятельную жизнь в Петербурге. АСП в своих письмах, оценках, творчестве отдает дань романтизму как элегическому (что хар-но для Жуковского и Батюшкова), так и гражданскому (название дал Кюхельбекер).

Причем именно то название, которое дал гражданскому романтизму Кюхельбекер, он говорил, что они – «романтики славяне», т.е. приверженцы славянизмов, архаической лексики с апелляцией к истории славянства, России и Древней Руси, где объединились три славянских народа – русские, украинцы и белорусы. Вот это ощущение связи со славянским миром важно для АСП. У Пушкина в стихотв. «Муза» (1821 г.) есть тенденция к сплетению разных поэтик, разные манеры и традиции и стремление добиться нового качества, стремление усвоить все то, что было создано предшественниками. Но как это усвоить? Академик Виноградов отмечал его поразительное умение варьирования стилей.

3. В Петербургском периоде наиболее известны три стихотв., которые связаны с гражданским романтизмом. «Вольность», «Послание к Чаадаеву» и «Деревня». Своеобразная триада политического свободолюбия АСП. АСП, действительно, увлекается в эти годы политической философией, философией французского либерализма, в частности. И учится на наиболее древних образцах философии французского просветительства: Вольтер, Дидро и Руссо. И это ложится в основу творчества поэта. При этом

АСП говорит в оде «Вольность» о своей связи с историей русской общественной мысли. И это явный «привет» Радищеву. Пушкинская мысль здесь развивается вокруг идеи просвещенной монархии. Не только просвещенной (это широкое понятие), это монархия, ограниченная властью закона – конституционная монархия, один из постулатов философии декабристов. Некоторые говорят, что АСП здесь высказывается против монархии в целом. Нет, он высказывается против единовластного властителя. Он не говорит о необходимости уравнивания полит. прав монарха и народа, он пишет: «Владыки! вам венец и трон

Дает Закон — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

 

Этот закон воспринимается поэтом как некий гарант для деятельности монарха и свободы собственного народа. Неизвестно, кого именно АСП называл «самовластительным злодеем». Скорее всего, здесь действует обобщающий, типический образ, включающий черты Наполеона, Александра Первого и черты Павла Первого. Происходит синтез черт. Вместе с тем АСП говорит, что не только самовластительный злодей угрожает государству, но и анархия, пренебрежение законом, которое может происходить на уровне народа. (Когда происходит, например, казнь Людовика XVI) И есть третий момент: АСП сравнивает с янычарами тех, кто убил Павла Первого. Вовсе не из сочувствия – он делает это в связи с неприятием политического противостояния. Неприятие любого беззакония.

Вот в чем пафос этого стихотворения (если вы помните, в первоначальном варианте «Памятника» АСП писал: «вослед Радищеву восславил я свободу»).

Еще одно стихотворение, о котором мы должны упомянуть в этой теме – это «К Чаадаеву». Здесь АСП соединяет черты унылой элегии (элегии в стиле Жуковского, он с этого начинает) с идеей о том, что необходимо посвятить свою жизнь борьбе за свободу. В этом заключается умение АСП соединить элегическое и патриотическое начало. Он соединяет малые формы с большими.[29] Он расширил элегический настрой гражданским высоким наполнением, и заканчивается стихотв. очень по-рылеевски:

Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья…

 

Это абсолютно рылеевская строчка. В «Деревне» АСП использует также отработанный жанр элегии. И начинается стихотв. картиной пастушеского благополучия и приятной сельской жизни. Это поэтическая обитель, и она должна быть совершенно чужда политических и общественных бед, но здесь (и это очень редкий переход) проходит совершенно иная тема (даже не вдохновения и идиллии) – тема гражданских бед. Здесь тоже есть тема общества, но здесь поэт, прежде всего, призывает к обличениию барского ига, которое насильственно присвоило все. Призыв поэта к гражданскому действию. АСП закончил всего-навсего Лицей. Лицей – это не одно из лучших учебных заведений России, но это не уровень университета. Но, тем не менее, творческий гений АСП складывается благодаря самостоятельному чтению, он чрезвычайно много читал. Несмотря на это, АСП очень точно анализирует экономическую проблему феодального строя (проблема присвоения труда). Очень важный момент, что АСП в «Деревне» обращается к Александру Первому с надеждой, с поощрительным призывом, с надеждой, что «по мании царя» падет крепостное право. Это не просто утопия, как иногда говорят исследователи, - уже тогда создавались проекты по антикрепостнической реформе, хотя Александр так и не решил эту проблему. Здесь АСП предстает как публицист, пытающийся решить одну из важнейших проблем своей эпохи. Александр Первый это стихотв. не разрешил публиковать, печатать его было нельзя, вместе с тем он его одобрил. Вот эта лицемерная политика царя.

Что же того, что вызвало негодование царя, что привело к Южной ссылке? Это ода «Вольность». Тем более, это воспоминание о смерти Павла Первого, что, естественно, не могло быть одобрено Александром. Попытка вмешаться в политическое устройство России, упоминание о странных обстоятельствах смерти Павла I. Также в «Сказке» высмеивается Александр Первый и его союз с Австрией и Пруссией, эпиграмма на Аракчеева и другие политические идеи того времени, это овсе не могло вызвать с одной стороны преклонение поэтов перед АСП: Батюшков и Жуковский видели в нем своего преемника, и в то же время АСП развивает некоторую политическую идею. Но в целом это творчество лирическое и связанное с гражданской тематикой. В конце периода выйдет «Руслан и Людмила».

Чем отличается АСП от поэтов-декабристов? У АСП главный герой – это юность, которая протестует против всякого подавления личности. Мы говорили о Конституции, о крепостном праве. Но теперь давайте посмотрим на его творчество с высоты птичьего полета. Здесь очень важно протестующее начало, связанное с широтой мысли и полнотой жизни. Творчество АСП не ограничивается политическими идеями. Декабристы в этом смысле были гораздо аскетичнее: для них была важна идея, служащая конкретной цели. АСП же считает, что цель поэзии – поэзия.

Южная ссылка.

Романтические настроения АСП развивались на Юге. Что характерно, этот период начался и закончился двумя стихотв., которые рисуют образ морской стихии. Первое стихотв. – «Погасло дневное светило». Второе – знаменитое «Послание к морю». Пушкин в своей романтической лирике является в традиционных романтических амплуа. Он осваивает поэтику Батюшкова, он является то изгнанником, то странником, вместе с тем он находит особые слои в романтической теме и находит определенный колорит.

«Погасло дневное светило» - это классическая элегия. Мне хотелось бы сказать о тех критериях, по которым мы оцениваем это стихотв. как образец романтической элегии. В центре – романтический герой, душе которого неведом покой. Он находится в постоянном стремлении к некому иному: «другие берега», или в более широком смысле – движение к бесконечному. И в этом смысле романтическое настроение – это стремление к бесконечности, неведомому. Так называемому трансцендентному. Так вот это понятие связано с «вещью в себе». АСП пишет:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

 

«Шми-шуми…»- рефрен.

Ветрило- парус.

Картиной стихотворения становится романтический пейзаж. АСП использует эпитеты «угрюмого», «грозного». Причем акцент делается именно на эмоциональном, субъективном восприятии поэта. Причем, подчеркивается характер стихии – это именно стихии. Душа героев противоречива.

Это комплекс романтических стихотворений, когда воспоминание открывает душу героя: когда он мечтает, «воспоминаньем упоенный», в другом случае – когда он бежит от этих воспоминаний. Вот это ощущение связи со старым миром разбавляется мыслью о новом, желанием новых впечатлений.

Романтическим идеалом для АСП, конечно, становится герой Байрона. И это видно во втором стихотв. «Послание к морю». Море здесь наделяется еще более явными чертами живого существа. «Ты ждал, ты звал»- мужской род, живой контакт. Это важный момент. Помимо всего прочего, герой Байрона несет образ мира угрюмого и необъятного, постоянно меняющегося. Неслучайно АСП пишет о Байроне:

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

 

Смысл не в том, что Байрон писал о море, а в том, что душа Байрона – как море: непредсказуема, не понята до конца. И второй образ, который здесь возникает – это образ Наполеона. Еще в 1821 г. АСП на смерть Наполеона откликнулся большой исторической элегией. В 12-м году для АСП Наполеон еще тиран и враг, потому что в это время шла война, а сейчас (10 лет прошло), АСП оценивает неоднозначно его фигуру: это историческая личность. АСП пишет:

Чудесный жребий совершился:

Угас великий человек.

 

Здесь видна очень противоречивая диалектическая позиция по отношению к Наполеону: с одной стороны он ставленник свободы (он пришел к власти с этой идеей свободы), а с другой – он погубил ее, став единовластным императором Франции. И АСП подчеркивает, что очень важно, что Наполеон принес России: и вот акцент уже делается не на бедах, а на том, что он указал ей путь: русские осознали себя как нацию, способную победить властителя Европы. Это вступление русских в Париж было очень важно для нас. Для АСП Наполеон – это также олицетворение нового века, а еще олицетворение корысти этого времени: «Мы метим все в Наполеоны» - скажет Пушкин в «Онегине». Также есть намек на это в «Пиковой даме» (образ Германа «профиль Наполеона и душа Мефистофеля»).

И, конечно, самое важное – это стихотв., посвященное АСП Наполеону, - «Герой», где он переходит от элегического начала к форме диалога поэта, для которого важна жажда творческой фантазии

Тьмы низких истин мне дороже.

Нас возвышающий обман…

 

и историк, для которого важна историческая точность. Дело в том, что в 30-м году, которым датируется стихотв. «Герой», вышли мемуары Наполеона, которые его показали как героя мужественного, благородного. АСП отнесся к этому неоднозначно. Смысл этого стихотв. как раз в том, что Наполеон возвысился над страхом. И это АСП оценил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.152 (0.016 с.)