Белёвский период. Период белёвского уединения (1802-1808 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Белёвский период. Период белёвского уединения (1802-1808 гг.)



В Белево в его имении, в маленьком домике проходят годы очень важного внутреннего развития, он занимается самопознанием, изучает не только философию, но и психологию. Неслучайно становится 1 из основателей психологического романтизма (кажется, то же самое, что и философский романтизм). Мир чувств, внутренних переживаний, мир души – то, что интересует Жуковского прежде всего. Замечательная библиотека Ж. сохранилась и находится в библиотеке Томского университета, который постоянно издает тома, посвященные его заметкам.Это удивительно тонкие замечания, показывающие, как внимательно и серьезно Ж. вчитывался в тексты своих предшественников

Кроме гигантской школы, собственных читательских университетов (видимо, это метафора П. J) Ж., конечно же, занимается творчеством. 1805 и 1806 года связаны с сильным увлечением Ж. с Машей Протасовой и дают взрыв лирического творчества. Любовное влечение воплощается в гениальных произведениях Ж., хотя никакой эротики в любовных стихотворениях нет. Именно здесь, в белёвском уединении, рождается стихотворение, ставшее этапом становления оригинального творчества. До этого Ж. в основном занимался переводом. Несмотря на то, что Ж. считал, что «Переводчик в прозе – раб, а переводчик в стихах – соперник», переводческая деятельность есть переводческая деятельность. Первая его по сути оригинальная элегия – стихотворение «Вечер». Сделаем акцент на 2-х моментах.

1. Элегия «Вечер» - очень точная формулировка программы жизни. (NB! У Ж. было желание сформулировать свои принципы и следовать им до конца => Ж. очень последовательный): «Быть другом мирных сел, любить красы природы» и «Творца, друзей, любовь и счастье воспевать». Тематический ряд, на который он указывает: Бог (религиозная тематика), дружба, любовь, смысл жизни (по сути это философская проблематика). При этом характерное ощущение внутренней связи с природой – ощущение абсолютного внутреннего единения с природой (оно переходит от сентиментализма и к романтикам). Иногда идеализирование природы – это явно (он сел мирно и не видит никаких социальных противоречий, которые потом будет видеть Пушкин). Важно ощущения растворения в природе и некого пантеистического приятия природы.

2. Художественное открытие Ж., связанное с тем, что он утверждает так наз. принцип лирического биографизма. Он пишет, конечно же, о себе, хотя он пишет, романтически идеализируя ситуацию. Но важно, что восприятие окружающего мира (в данном случае описываются окрестности Белева), описание его происходит через глубинные внутренние ощущения – личностные. Здесь проявляется личностное начало, индивидуальность его взгляда на мир. Некая субъективность в позитивном отношении. Вместе с тем лирический биографизм не замкнут на одном человеке, а открыт для восприятия другими. Это стремление выразить то, что «важно для меня, но созвучно для других». Принцип лирического биографизма будет одним из главенствующих в творчестве Ж.

 

3) Расцвет творчества В.А. Жуковского. (1808 – середина 20-х гг). Датировка Прохоровой! После белевского уединения наступает период достаточно бурной деятельности – не только творческой, но и организационной. Это расцвет творчества Ж., который все обозначают по-разному. Начало (в этом все сходятся) в 1808 году, когда он принимает на себя издание «Вестника Европы» - журнал, основанный Карамзиным, и продолжает карамзинистскую линию в журналистике, усиливает отдел поэзии, в частности собственными стихами и привлекает поэтическую молодежь, которая следует за Карамзиным. (Прим.: Карамзин к этому времени уже ушел из литературы в историографию).

В это же время Ж. начинает заниматься новым для себя жанром баллады. Причем жанр баллады – не новый в России, поскольку Карамзин делал свои пробы, но не очень удачно. Жанр баллады становится под пером Ж. одним из самых популярных на период примерно с 1808 по 1815 год в русской литературе и в романтизме в частности. Неслучайно с легкой руки Батюшкова Жуковского начинают называть «балладным автором». Первая баллада, которая прославила его имя – «Людмила». Вторая – «Светлана». Причем «Светлана» в отличие от «Людмилы» была оригинальной балладой, хотя и восходит к тому же бюргеровскому сюжету (Первая баллада «Людмила» (1808) переделана из баллады немецкого поэта Бюргера («Lenore». См. примечание из Википедии в конце). Но бюргеровский сюжет в «Светлане» настолько сильно переосмыслен и трнасформаирован, что его можно прочитать с лупой J.

А сюжет «Людмилы» гораздо более близок к бюргеровской «Леноре». В зо-х годах Ж. попробует еще раз обратиться к «Леноре» и сделать просто перевод. Очень любопытно сравнить все три текста, насколько замечателен и оригинален текст по сравнению с двумя другими.

Иногда ограничивают период расцвета творчества Ж. 1815-ым годом. П. думает, что это не совсем справедливо, т.к. достаточно большая часть его стихотворений, связанных с философией искусства (такая философия искусства в стихах) появилась как раз в период с 1819 по 1821 год. И это очень значимый вклад в развитие не только собственно поэзии, но и российской эстетики. Это стихотворения «Невыразимое» (1819), «К мимо пролетевшему знакомому гению (1819)», «Лалла рук» и.д. Ж. воссоздает в поэтической форме философию романтического искусства, основанную на стремлении одухотворить жизнь через ее соединение с поэзией. Он провозглашает тезис «Жизнь и поэзия - одно».

 

БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМИ! Внешне это кажется похожим на реалистическое искусство, которое провозглашает в частности зрелый Пушкин, который говорит, что «где жизнь, там и поэзия» (Вообще это слова критика Ивана Кириллевского, который сказал так о Пушкине и тот его поддержал). Идея «где жизнь, там и поэзия» - не одно и то же с тем, что провозглашает Ж. в стихотворении «Жизнь и поэзия - одно». Пушкин идет от жизни к поэзии, и в этом смысле для него сдвигаются рамки поэзии за счет включения непоэтических предметов того, что раньше оказывалось за рамками в поэзии. Например, сломанный забор, который Пушкин описывает в авторских отступлениях в «Евгению Онегину». Сломанный забор описывает не деланный поэт. Для реалиста это кажется вполне естественным и нормальным, ведь «поэзия – там, где жизнь».

А формула Ж. «Жизнь и поэзия - одно» основывается совсем на другой базе. Для Ж. жизнь должна быть одухотворена через поэзию, т. е жизнь как бы подтягивается до поэзии, а не поэзия опускается до реальной жизни. Романтики одухотворяют жизнь, поэтизируют ее – и тогда она становится предметом их искусства. Это методологически разные подходы! Обратить на это внимание!

   

 

Ж. 1 из первых в русской поэзии столько рассуждает о природе вдохновения. Любопытно стихотворение «Лалла рук» (1821) (это перевод из Томаса Мура, величайшего ирландского писателя, но очень самостоятельный, с большим привнесением слова самого Ж.). Ж. в этом стихотворении пишет о вдохновении, называя его «гением чистой красоты». Пушкин позднее повторит эту форму в стихотворении «К А. П. Керн» (Я помню чудное мгновенье), но это стихотворение не столько о любви, сколько о поэзии! Когда АСП говорит:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

не имеется в виду гениальная красота А.П. Керн, а имеется в виду она как муза, вдохновляющая поэзию. И для Ж. это гораздо важнее, чем правильные черты лица. Перед АСП является не земная женщина, а более высокое создание. А для Жуковского «гений чистой красоты» – это вообще мужское начало. Дело не в половой любви, а в возвышенной красоте, которая позднее, скажет, Ф. М. Достоевский «спасет мир». В своем стихотворении АСП скрыто процитировал своего учителя. То, что он считал Ж. своим учителем подтверждается надписью к портрету Жуковского, где он признается Ж. в своей любви, отмечая «пленительную сладость его стихов».

 

Расцвет творчества Ж. можно ограничить срединой 20-х гг., когда действительно становится совершенно ясно, что первое лицо русской литературы – А. С. Пушкин. Причем Жуковский – 1 из первых учителей, который смог благородно и открыто вести себя в отношении к переигравшему его ученику. Он так же ответил Пушкину подписью к портрету «Победителю-ученику от побежденного учителя». Это подпись, сделанная в 1720 году в связи с выходом «Руслана и Людмилы». Это благородство личности, величие духа человека, который умеет признать в 20-летнем Пушкине победителя-ученика. Причем для читателей это не было истиной, не вызывающей сомнений.

Ж. сумел понять гениальность Пушкина еще в 1815 году, когда в период расцвета своего творчества Ж. был 1 из организаторов «Арзамаса». Причем к этому времени Ж. был автором не только знаменитых баллад, но и стихотворения, посвященного Отечественной войне «Певец во стане русских воинов», которое все заучивали наизусть.

Так, Ж. отличался прозорливостью, ведь смог увидеть талант того, кто шел ему на смену.

 

Наконец, в 1815 году пишет 1 из самых знаменитых философских стихотворений «Теон и Эсхин». Важно обратить внимание на столкновение двух философских систем (взглядов, программ, жизненных стратегий). Теон олицетворяет собой стратегию поведенческую философию стои ков, которой был близок сам Жуковский. (Стоицизм – предтеча христианства с его идеей смирения и терпения, отнесения высших благ иному миру) Автор не ограничивается выражением философии стоицизма, а сталкивает 2 философских взгляда, и в диалог вступает 2-й герой Эсхин, который олицетворяет собой эпикурейскую идею - «наслаждение одним сегодняшним днем. Эта философия приводит к рабству героя, который возвращается на свою родину с разбитыми сердцем и душой, что еще более трагично. И торжество идеи Теона, который говорит, что высший смысл – в единении душ, которое пусть даже состоится даже в ином мире. Эта идея очень важна для Ж., который, как известно, потерял свою возлюбленную Машу Протасову, на которой не только Ж.-у не дали жениться, но она еще и рано умерла. Платоническая любовь к ней оказалась перед трагическим испытанием.

 

В связи с этим важно еще 1 стихотворение, которое так же обозначает верность Ж. стоическим ценностям – «Воспоминание».

 

Расцвет творчества Ж. заканчивается в 1825 году во многом не только, потому что новаторство в поэзии из рук у нег забирает АСП, но и потому, что с 1825 года он почти не занимается творчеством. Еще в 1815 его привлекли к обучению русскому языку будущей жены Николая I. В дальнейшем, с 1826 года он становится наставником будущего царя Александра II (Александра Николаевича). Во многом ему надо сказать спасибо за появление одного из самых просвещенных царей на русском престоле в 1856 году. Ж. сделал очень много для его воспитания и образования. Занятия эти отвлекли его от поэтического творчества, и фактически до 1841 года он был занят воспитанием наследника. В 1841 году он уходит в отставку и живет в основном за границей, что связано с его поздним браком и невозможностью его жены Елизаветы, дочери известного немецкого художника Е.Рейтерна, жить в российском климате. Они живут в Германии. До конца жизни Ж. практически не появляется в России, но в эти годы Ж. создает довольно много произведений, и в частности прощальные стихотворения, исполненные очень глубокой философской мыли, очень лиричные.

Заканчивая обзор творческой биографии Ж., нужно сказать, что основное его творчество приходится на период первой четверти 19 века.

 

Из Википедии

Баллада в России

Баллада явилась в русской литературе в начале XIX века, когда отжившие свой век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии. Первая русская баллада, и притом — оригинальная и по содержанию, и по форме — «Громвал» Г. П. Каменева (1772—1803). Но главнейшим представителем этого рода поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский (1783—1852), которому современники дали прозвище «балладника» (Батюшков), и который сам в шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая его баллада «Людмила» (1808) переделана из Бюргера («Lenore»). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время, — говорит Белинский, — когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали. Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Жуковский перевёл лучшие баллады Шиллера, Гёте, Уланда, Зейдлица, Соути, Мура, В. Скотта. Оригинальная его баллада «Светлана» (1813) была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы».

Баллада как сюжетное стихотворное произведение представлено такими образцами, как «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Ему принадлежат также баллады «Бесы» и «Утопленник», Лермонтову — «Воздушный корабль» (из Зейдлица); Полонскому — «Солнце и месяц», «Лес» и др. Целые отделы баллад находим в стихотворениях графа А. К. Толстого (преимущественно — на древнерусские темы) и А. А. Фета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.014 с.)