Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проза 1840-х годов: тематические доминанты и жанровые предпочтения. «натуральная школа» в оценке В. Г. Белинского («взгляд на русскую литературу 1847 года»).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(из лекции) В 30-е-40-е годы появляется тяготение к нравоописательной повести. По месту действия бывает светская нравоописательная повесть (место действия и социальная принадлежность героя). Действие происходит в светском обществе, а действующие лица принадлежат высшим кругам дворянства. Но иногда действие может происходить в провинции (там тоже есть своего рода светское общество), а также на Кавказе, куда ездили отдыхать обеспеченные люди. Кавказская тема очень важна для русской повести, это связано с тем, что шла долголетняя война за присоединение и удержание Кавказа в Российской империи. Поэтому в произведения того времени широко представлено русское офицерство. И представительство элитарной части общества, так как тогда офицерские корпуса состояли из людей знатных с хорошей родословной. Можно выделить некий подтип в жанровой системе повестей - кавказские повести. Они были чрезвычайно популярны, писатель мог проявить умение описывать романтические страсти на фоне романтического пейзажа (главенство романтизма в это время), сцены сражений. Непосредственное влияние на характер этого периода русской литературы оказало то идейное движение, которое проявилось в половине тридцатых годов в московских кружках молодых идеалистов. Но не только в выработке общих теоретических положений заключалась характерная сторона сороковых годов, а и в той интимной, психической работе, в том душевном процессе, которое переживало большинство лучших людей 40-х годов и который яркой нитью отразился на большинстве художественных произведений того времени. Главные роли в этом душевном процессе играли осознание ужасов крепостного права, какого даже приблизительно не имело предшествовавшее поколение, и душевная раздвоенность: с одной стороны - возвышенные мечты и идеалы, воспринятые из величайших созданий человеческого гения, с другой - полное сознание бессилия в борьбе даже с обыкновенными житейскими неудачами, разъедающая, обезволивающая рефлексия, гамлетизм. В этой душевной раздвоенности - ключ к пониманию почти всех выдающихся произведений в период 1840 - 1860 годов. (из лекции) На смену романтизму как главному литературному направлению постепенно приходит реализм. Он трактуется довольно широко и разнообразно, но важнее всего осознать это как определенное литературное направление, которое начинает формироваться как критический реализм; отличается от романтизма установок на объективность повествования; характерно выявление в связи с объективностью причинно-следственных связей явлений, что предполагает глубокий исторический анализ, анализ среды, определяющей человека и тот или иной рисунок личности; это стремление посмотреть на героя со стороны - разделение автора и персонажа, стремление к объективизации персонажа. В статьях «Русская литература в 1845 году» и «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский отчётливо сформулировал основные принципы нового литературного течения: народность, обращение к простому, обычному человеку, к толпе, к мужику, верность действительности и национальная самобытность, тесная связь с современностью и её актуально-злободневной проблематикой, сатира на социальные вехи, критика тогдашнего политического режима. Расширение и актуализация проблематики, ориентация на трудовые слои населения обозначали крутой поворот отечественной литературы к национальной самобытности. В. Г. Белинский "Взгляды на русскую литературу 1847 года" Какая литературная школа, по мнению Белинского, стала главенствующей в русской литературе? - Натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литературы. С одной стороны, нисколько не преувеличивая дела по каким-нибудь пристрастным увеличениям, мы можем сказать, что публика, то есть большинство читателей, за нее: это факт, а не предположение. Теперь вся литературная деятельность сосредоточилась в журналах, а какие журналы пользуются большею известностью, имеют более обширный круг читателей и большее влияние на мнение публики, как не те, в которых помещаются произведения натуральной школы? Какие романы и повести читаются публикою с особенным интересом, как не те, которые принадлежат натуральной школе, или, лучше сказать, читаются ли публикою романы и повести, не принадлежащие к натуральной школе? Какая критика пользуется большим влиянием на мнение публики или, лучше сказать, какая критика более сообразна с мнением и вкусом публики, как не та, которая стоит за натуральную школу против риторической? Кто является родоначальником этой школы? -... Литература наша была плодом сознательной мысли, явилась, как нововведение, началась подражательностью. Но она не остановилась на этом, а постоянно стремилась к самобытности, народности, из риторической стремилась сделаться естественною, натуральной. Это стремление, ознаменованное знаменитыми и постоянными успехами, и составляет смысл и душу истории нашей литературы. И мы не обинуясь скажем, что ни в одном русском писателе это стремление не достигло такого успеха, как в Гоголе. -Одни говорят (и очень справедливо на этот раз), что натуральная школа основана Гоголем;другие, отчасти соглашаясь с этим, прибавляют еще, что французская неистовая словесность (лет десять тому назад, как уже скончавшаяся вмале) еще больше Гоголя имела участие в порождении натуральной школы. В чем обвиняли писателей этой школы? Как Белинский доказывает несостоятельность этих обвинений? -... Для обращения к действительности нужно было обратить все внимание на толпу, на массу, изображать людей обыкновенных, а не приятные только исключения из общего правила, которые всегда соблазняют поэтов на идеализирование и носят на себе чужой отпечаток. Это великая заслуга со стороны Гоголя, но это-то люди старого образования и вменяют ему великое в преступление перед законами искусства. -... Теперь обвиняют писателей натуральной школы за то, что они любят изображать людей низкого звания, делают героями своих повестей мужиков, дворников, извозчиков, описывать углы, убежища голодной нищеты и часто всяческой безнравственности. Чтобы устыдить новых писателей, обвинители с торжеством указывают на прекрасные времена русской литературы, ссылаются на имена Карамзина и Дмитриева, избравших для своих сочинений предметы высокие и благородные, и приводят пример забытого теперь изящества чувствительную песенку: "Всех цветочков боле розу я любил"... Какое понятие Белинский вкладывает в слово "натуральный", говоря о "натуральной школе"? - Литература наша была плодом сознательной мысли, явилась как нововведение, началась подражательностью. Но она не остановилась на этом, а постоянно стремилась к самобытности, народности, из риторической стремилась сделаться естественной, натуральной. Это стремление, ознаменованное заметными и постоянными успехами, и составляет смысл и душу истории нашей литературы. - Выражение "натуральная школа" было впервые употреблено Булгариным в 1846 году с намерениями унизить писателей определенного направления за их склонность к изображению "грязной натуры", а на самом деле за обличительный характер их творчества. Белинский подхватил это выражение и, переосмыслив его, утвердил как название гоголевской школы в русской литературе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.61.243 (0.014 с.) |