Тема 9. Русский язык и культура речи: прошлое, настоящее и перспективы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Русский язык и культура речи: прошлое, настоящее и перспективы развития



Русский язык и культура речи как основа преемственности поколений. Языковой вкус. Языковая мода. Разумный и неразумный консерватизм в российской филологической культуре (А.С. Шишков, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, А.П. Чехов, В.В. Маяковский и др.).

Проблемы вандализации языка в современном российском обществе. Канцеляризмы в современном русском языке.

Взаимосвязь культуры речи и культуры проведения человека в обществе. Этические и правовые нормы речи. Речевой этикет. Эвфемизмы. Языковые способы манипуляции сознанием человека. Языковая политика в СССР и в Российской Федерации.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Тема семинарского занятия Количество часов по формам обучения
очная заочное (1-ое высшее) заочное (2-ое высшее)
1. Тема 1 Русская орфография и пунктуация      
2. Тема 1 Структурные и коммуникативные свойства языка. Речевое общение      
3. Тема 2 Нормы литературного языка. Совершенствование речевых навыков      
4. Тема 2 Современный русский литературный язык и стили речи      
5. Тема 3 Культура русской речи и эффективность общения      
6. Тема 4-5 Системность русской лексики      
7. Тема 6 Трудные случаи русской орфографии и пунктуации      
8. Тема 7 Текст как наивысшая языковая и речевая единица.      
9. Тема 8 Официально-деловая письменная речь.      
Итого        

Планы семинарских занятий

 

Тема 1. Семинар 1

«РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»

1. Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, исторический и смысловой) и их значение для правописания.

2. Морфемы и типы морфем русского языка (корневые и служебные). Особенности их правописания.

3. Предложения простые и сложные. Способы осложнения простого предложения.

4. Знаки препинания в сложном предложении.

5. Диагностический диктант.

Литература

Основная

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *[3]

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Логос, 2009.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006. *

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Дополнительная

Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М., 2002.

Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка. / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костоморов. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2003*.

Краткий справочник по современному русскому языку: Учебное пособие / Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. - 4-е изд., испр. – М: АСТ-Пресс, 2010.

Орфографический словарь русского языка. Изд. 2-е / Авт-сост. Новинская Н.И. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005*.

Орфографический словарь. СПб.: Виктория плюс, 2003*.

Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. Д. Черняк. - М.: Юрайт-Издат, 2011.

Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М., 2001.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Под ред. И.Б. Голуб. - 10-е изд., – М.: Айрис-пресс, 2005 *.

Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф.В.И. Максимова. – 2-е изд, стереотипное. – М.: Гардарики, 2005 *.

Современный русский литературный язык: Новое издание: Учебник /Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. – М: Высшая школа, 2009.

 

Тема 1. Семинар 2

«Структурные и коммуникативные свойства языка. Речевое общение»

1. Язык – знаковая система. Формы существования языка.

2. Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.

3. Основные единицы речевого общения.

4. Организация вербального взаимодействия. Невербальные средства общения.

5. Эффективность речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи.

Литература

Основная

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: Учебн. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006. *

Сидоров Е.В. Общая теория речевой коммуникации: Учебное пособие /Е.В. Сидоров.– М: РГСУ, 2010.

Дополнительная

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлииская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003*.

Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка. / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костоморов. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2003*.

Изюмская С. С. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / С. С. Изюмская. – М: Дашков и Ко, 2010 г.

Культура русской речи. Учебник для вузов. / Ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. -М., 1999.,с.94-112

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 9-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002.

Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов ("Cogito ergo sum") (ГРИФ)- 2-е изд. /Штрекер Н.Ю.: Юнити-Дана, 2011 г.

Русский язык и культура речи. Учебник для вузов. /Ред. В.И.Максимов. –М., 2002 *, с.5-51.

Современный русский литературный язык: Новое издание: Учебник /Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. – М: Высшая школа, 2009.

Толковый словарь русского языка конца ХХ ВЕКА. Языковые изменения. – СПб.,1998.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. Учебное пособие. М., 1997,с.35-90.

 

Тема 2. Семинар 3

«Нормы литературного языка.

Совершенствование речевых навыков»

1. Нормы литературного языка как историческое и социальное явление.

2. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка.

3. Основные характеристики словесного ударения в русском языке. Семантические и грамматические функции словесного ударения.

4. Причины возможных ошибок в ударении. Произносительные варианты.

5. Лексические и грамматические нормы и их нарушения.

Литература

Основная

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Логос, 2009.

Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: Учебн. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006. *

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Дополнительная

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. — М., 2000.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1997.

Изюмская С. С. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / С. С. Изюмская. – М: Дашков и Ко, 2010 г.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 сл. / С.И. Ожегов; Под общ. Ред. проф. Л.И.Скворцова – 24-е изд., испр., – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004*.

Орфографический словарь русского языка. Изд. 2-е / Авт-сост. Новинская Н.И. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005*.

Орфоэпический словарь русского языка. / Ред. Р.И.Аванесов. На­чиная с 5-го издания.

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М„ 1999.

Русский язык и культура речи. Учебник для вузов. / Ред. В.И.Максимов. –М., 2002 *, с.5-51.

Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В.И.Максимова. – 2-е изд, стереотипное. – М.: Гардарики, 2005 *.

Русский язык и культура речи: Практикум/ Под ред. проф. В.И. Макси-мова. – 2-е изд, стереотипное. – М.: Гардарики, 2005 *.

Современный русский литературный язык: Новое издание: Учебник /Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. – М: Высшая школа, 2009.

Современный русский литературный язык: Практикум по курсу: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2004. - 413 с.

Стилистика и стили: Учебное пособие; словарь - 2-е изд. (ГРИФ) /Романова Н.Н., Филиппов А.В.- М.: Флинта: МПСИ, 2009 г.

Толковый словарь русского языка конца ХХ ВЕКА. Языковые изменения.-СПб,1998.

 

Тема 2. Семинар 4

«Современный русский литературный язык и стили речи»

1. Литературный язык как высшая форма национального языка. Этапы становления современного русского литературного языка.

2. Понятие о стилях речи русского языка (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический).

3. Сфера функционирования и жанровое разнообразие научного стиля.

4. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Литература

Основная

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Логос, 2009.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006. *

 

Дополнительная

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлииская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003*.

Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка. / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костоморов. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2003*.

Изюмская С. С. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / С. С. Изюмская. – М: Дашков и Ко, 2010 г.

Культура русской речи. Учебник для вузов. / Ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. -М., 1999.,с.94-112

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 9-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 9-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учебное пос. для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Скворцов. - М.: Академия, 2010.

Современный русский литературный язык: Учеб. пособие / К. И. Демидова, Т. А. Зуева. - М: Флинта: Наука, 2007.

Современный русский литературный язык: Учебник для вузов (под ред. Костомарова В.Г., Максимова В.И.) – М.: Юрайт-Издат, 2010.

Стилистика и стили: Учебное пособие; словарь - 2-е изд. (ГРИФ) /Романова Н.Н., Филиппов А.В.- М.: Флинта: МПСИ, 2009г.

Толковый словарь русского языка конца ХХ ВЕКА. Языковые изменения. – СПб.,1998.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. Учебное пособие. М., 1997,с.35-90.

 

Тема 3. Семинар 5

«Культура русской речи и эффективность общения»

1. Понятие жанра. Порождение и понимание текстов разных жанров.

2. Жанровые особенности научно-исследовательской деятельности: доклад, научное сообщение, реферат, курсовая работа и др.

2. Жанры-рассуждения: обоснование темы, аргументация, мотивация, выводы. Языковые средства и специальные приемы жанров-рассуждений.

4. Реферирование текста. Виды текстов: конспект, тезис, аннотация.

5. Типы важнейших словарей русского языка. Терминологические и профессиональные словари.

 

Литература

Основная

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Логос, 2009.

Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: Учебн. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010.

Руднев, В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы: Учебно-методическое пособие / В. Н. Руднев; РАП. - М.: РАП;: Эксмо, 2009. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006. *

Сидоров Е.В. Общая теория речевой коммуникации: Учебное пособие /Е.В. Сидоров.– М: РГСУ, 2010.

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Дополнительная

Изюмская С. С. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / С. С. Изюмская. – М: Дашков и Ко, 2010 г.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учебное пос. для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Скворцов. - М.: Академия, 2010.

Современный русский литературный язык: Практикум по курсу: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2004. - 413 с.

Современный русский литературный язык: Учеб. пособие / К. И. Демидова, Т. А. Зуева. - М: Флинта: Наука, 2007.

Современный русский литературный язык: Учебник для вузов (под ред. Костомарова В.Г., Максимова В.И.) – М.: Юрайт-Издат, 2010.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1997.

Карлина Н.Н. Марков В.Т. и др. Языковые средства выражения типовых элементов содержания научных текстов. – М.,1987.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 9-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002.Русский язык и культура речи. Учебник для вузов./Ред. В.И.Максимов. – М., 2002 *.

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М„ 1999.

Скворцов Л.И. Культура русской речи; словарь-справочник. М.,1995.

Стернин И.А. Русский язык делового общения. – Воронеж,1995.

Толковый словарь русского языка конца ХХ ВЕКА. Языковые изменения.-СПб,1998.

 

Тема 4-5. Семинар 6

«СИСТЕМНОСТЬ РУССКОЙ ЛЕКСИКИ»

1. Стилистическая характеристика лексики русского языка. Распределение лексики русского языка по стилям речи: общеупотребительная лексика и лексика маркированная (разговорная, научная (специальная), официально-деловая и т.д.).

2. Стилистическая окраска (маркировка) лексики русского языка. Система стилистических помет у слов: одобр., неодобр., шутл., презр., уничижит. и др.

3. Слова с прямым и переносным значением. Фразеологизмы русского языка.

4. Синонимия и антонимия русского языка.

5. Омонимия и паронимия русского языка.

Литература

Основная

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: Учебн. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006. *

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Дополнительная

Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу вы­ражений. Любое издание.

Алефиренко Н. Ф., Семененко Н.Н. Фразеология и паремиология: учебное пособие для бакалаврского уровня филологического образования / Н. Ф. Алефиренко, Н. Н. Семененко. – М: Флинта: Наука, 2009.

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

Большой толково-фразеологический словарь Мехельсона, в 3-х томах (электронная версия) *.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1997.

Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка. / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костоморов. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2003*.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 9-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002 *.

Руднев В.Н. Лексикология современного русского литературного языка. М.,2002.

Русский язык и культура речи: Практикум/ Под ред. проф. В.И. Максимова. – 2-е изд, стереотипное. – М.: Гардарики, 2005 *.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учебное пос. для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Скворцов. - М.: Академия, 2010.

Словарь антонимов русского языка. – М., 1984.

Словарь новых слов русского языка./Под ред. Н.З.Котеловой. – СПб., 1995.

Словарь омонимов русского языка. – М., 1974.

Современный русский литературный язык: Практикум по курсу: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2004. - 413 с.

Толковый словарь русского языка конца ХХ ВЕКА. Языковые изменения. – СПб.,1998.

Черняк В.Д. Синонимия в русском языке/ В.Д. Черняк. - М.: ИЦ «Академия», 2010.

Тема 6. Семинар 7

«Трудные случаи русской орфографии и пунктуации»

1. Трудные случаи русской орфографии и пунктуации.

Правописание глагольных окончаний и суффиксов причастий.

2. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и прилагательных.

3. Правописание частиц НЕ и НИ.

4. Правописание наречий, предлогов и союзов.

5. Предложение как единица коммуникации. Знаки препинания в сложном предложении.

6. Построение синтаксических конструкций с привлечением текстов юридического профиля.

Литература

Основная

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Логос, 2009.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006. *

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Дополнительная

Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М., 2002.

Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка. / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костоморов. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2003*.

Орфографический словарь русского языка. Изд. 2-е / Авт-сост. Новинская Н.И. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005*.

Краткий справочник по современному русскому языку: Учебное пособие / Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. - 4-е изд., испр. – М: АСТ-Пресс, 2010.

Орфографический словарь. СПб.: Виктория плюс, 2003*.

Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М., 2001.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Под ред. И.Б. Голуб. - 10-е изд., – М.: Айрис-пресс, 2005 *.

Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф.В.И. Максимова. – 2-е изд, стереотипное. – М.: Гардарики, 2005 *.

Современный русский литературный язык: Новое издание: Учебник /Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. – М: Высшая школа, 2009.

Современный русский литературный язык: Практикум по курсу: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2004. - 413 с.

 

Тема 7. Семинар 8

«Текст как наивысшая языковая и речевая единица»

1. Текст как тематическое, смысловое и структурное единство.

2.Признаки текста (целостность; смысловая и композиционная оформленность; отнесённость к стилям языка и речи; структурно-семантическая типология текстов (описание, повествование, рассуждение)) Универсальность как признак текста.

3. Понятия «подтекст», «контекст», «надтекст», «затекстовая информация».

4. Грамматические и лексические особенно­сти, затрудняющие восприятие текста.

5. Основные причи­ны возникновения двусмысленности и способы их прео­доления.

Литература

Основная

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006. *

Сидоров Е.В. Общая теория речевой коммуникации: Учебное пособие /Е.В. Сидоров.– М: РГСУ, 2010.

Дополнительная

Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.

Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

Плещенко Т.П. и др. Стилистика и культура речи: Практические занятия. Учебное пособие для студентов вузов. Мн. Минск.: ТетраСистема, 1999 *.

Русский язык конца XX столетия. – М., 1996.

Современный русский литературный язык: Новое издание: Учебник /Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. – М: Высшая школа, 2009.

Современный русский литературный язык: Практикум по курсу: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2004. - 413 с.

Современный русский литературный язык: Учеб. пособие / К. И. Демидова, Т. А. Зуева. - М: Флинта: Наука, 2007.

Современный русский литературный язык: Учебник для вузов (под ред. Костомарова В.Г., Максимова В.И.) – М.: Юрайт-Издат, 2010.

 

Тема 8. Семинар 9

«Официально-деловая письменная речь»

1. История русского делового письма. Унификация языка деловых бумаг.

2. Типы документов. Требования к оформлению реквизитов документов.

3. Язык и стиль судебных документов.

4. Анализ текста судебного документа (протокола судебного заседания, постановления суда, решения суда и пр.) с точки зрения лексики, грамматики, синтаксиса, стилистики, использования в нем языковых средств и его композиционной структуры.

 

Литература

Основная

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *[4]

Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: Учебн. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010.

Руднев, В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы: Учебно-методическое пособие / В. Н. Руднев; РАП. - М.: РАП;: Эксмо, 2009. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006. *

Сидоров Е.В. Общая теория речевой коммуникации: Учебное пособие /Е.В. Сидоров.– М: РГСУ, 2010.

Язык и стиль судебных документов: Практическое руководство (практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение материалом для сотрудников судебной системы, аппарата судебного департамента, юристов) / Касьянюк Т.Н. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. *

Дополнительная

Данилов Е.П. Образцы судебных документов с комментариями. – М.: Юрайт-Издат, 2006*.

Дускаева, Л.Р. Стилистика официально-деловой речи: учебное пособие для студ. вузов/ Л.Р. Дускаева, О.В. Протопопова. - М.: Академия, 2011.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 9-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002.

Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения. Этика. Прагматика. Психология / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. - М: Флинта: Наука, 2009.

Стернин И.А. Русский язык делового общения. – Воронеж,1995.

Техника юридического письма: Учебн.-практ. Пособие. – 3-е изд. – М.: 2001.

Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Правила оформления документов: Комментарий к ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Язык и стиль судебных документов. Практические рекомендации по оформлению судебных актов. – С-Пб.: КАДИС, 2003 *.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Русский язык и культура речи» в первую очередь имеет практическую на­правленность, поскольку предполагает выработку навыков собственно языкового и речевого анализа специальных текстов. С одной стороны, концептуальный уровень дисциплины требует от студента особого внимания к существенным вопросам, выражающим основное содержание изучаемых тем, с целью овладения специальными лингвистическими знаниями (знанием терминов, понятий, процессов, законов и т.п.). С другой - изучение данного курса должно способствовать практическому применению полученных лингвистических знаний для построения текстов, продуктивного участия в процес­се общения, достижения своих коммуникативных целей.

Некоторые рекомендации по изучаемым темам:

Тема 1. Раскрыть понятия знака, речевой деятельности, речевого взаимодействия, общения и определить их взаимосвязь. Выделить и знать основные функции языка. Обратить внимание на положение русского языка в современном мире и роль каждого носителя русского языка в его сохранении.

Усвоить понятие «языковая норма» и признаки языковой нормы. Определить роль языковой нормы в развитии литературного языка, основные причины изменения языковых норм и тенденции их развития. Уметь отличать понятия «норма ударения», «норма произношения», «лексическая норма», «морфологическая норма», «синтаксическая норма». Особое внимание обратить на основные случаи нарушения норм и причины возможных ошибок в ударении, произношении, словоупотреблении, использовании форм частей речи, построении предложений.

С целью совершенствования практических навыков культурной речи необходимо выполнить специальные задания, упражнения, тесты, проверочные и контрольные работы по данной теме.

Тема 2. Раскрыть понятие «литературный язык», выделив его основные признаки. Проследить путь становления и этапы развития литературного языка, обратив особое внимание на особенности его развития и положения на современном этапе.

Данная тема включает достаточно большой объем важной информации, необходимой в первую очередь для приобретения навыков анализа и составления текстов разных функциональных стилей. В этом случае изучать данную тему рекомендуется с использованием образцов текстов разных стилей, чтобы теоретические знания осваивались и закреплялись на конкретных примерах. Для данной работы можно использовать тексты из предлагаемой учебной литературы, пособий и учебно-методического комплекса.

По данной теме необходимо знать основные признаки текстов каждого из функциональных стилей современного русского языка. Уметь анализировать текст с позиции его принадлежности к тому или иному стилю речи. Уметь отличать тексты книжного (научного, публицистического, официально-делового, художественного) и разговорного стилей.

Тема 3. Раскрыть понятия «культура речи», опираясь на ее основные аспекты, «речевой этикет». Уметь отличать сущность определений «точность», «понятность», «богатство», «выразительность» речи и т.д. Уметь раскрывать понятие «культура межличностного и профессионального общения юриста».

С целью совершенствования навыков грамотного письма и говорения необходимо особое внимание обратить на приобретение практического навыка, выполняя специальные задания, упражнения, тесты, проверочные и контрольные работы.

Иметь представление о жанровом разнообразии текстов и их классификации. Научиться разбираться в понятиях «жанр-побуждение», «жанр-ретроспекция», «жанр-полилог», «жанр-описание», «повествова-тельный жанр», «жанр-рассуждение», «рекламные жанры». Изучить основные признаки текстов разных жанров и научиться создавать тексты докладов, научных сообщений, рефераты. Усвоить возможные способы выражения, языковые средства, специальные приемы и ре­чевые нормы научных и публицистических текстов разных жанров. Изучить основные требования к созданию и грамотному написанию реферата как текста научного стиля, а также доклада как формы устного выступления. Усвоить правила создания таких видов текстов, как конспект, тезисы, аннотация.

Тема 7-8. Иметь представление о разных видах деловых документов, знать основные правилах их создания, оформления и грамотного написания. Уделить внимание основным требованиям к языку и стилю судебных документов и юридических текстов.

Изучить особенности (признаки) судебной речи, знать основные требования к ее созданию. Усвоить основные правила создания публичной судебной речи.

Обратить внимание на особенности использования в речи юриста элементов разговорной речи и языка художественных текстов.

Освоить основные признаки текста и уметь отличать типы языковых манипуляций сознанием человека (уловки). Знать сущность категорий «подтекст», «контекст», «предтекст», «надтекст», «текст в тексте», «метатекст». Изучить основные причи­ны возникновения двусмысленности текста и знать способы их прео­доления. Освоить основные правила воспроизведения текстов разных видов с целью того, чтобы текст был правильно воспринят адресатом.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемым звеном подготовки высококвалифицированных, самостоятельно мыслящих специалистов. Практика показывает, что сегодняшние студенты нуждаются в овладении более со­вершенными, по сравнению со школьными, умениями и навыками совре­менного русского правописания и устного выступления. Успешное усвоение теоретических знаний по курсу «Русский язык и культура речи» и их практическое применение с целью повышения речевой культуры возможно в том случае, если помимо овладения данным курсом на основных видах учебных занятий - лекциях и семинарах, студент сумеет организовать свою самостоятельную работу. В этом плане данное пособие содержит необходимый минимальный комплекс практических заданий, способствующих организации самостоятельного обучения и проверке полученных знаний.

Так как в рамках вузовского курса «Русский язык и культура речи» тренировке практических навыков грамотного письма и организации речи отводится недостаточное количество часов, основные рекомендации по организации самостоятельной работы направлены на совершенствование практического применения лингвистических знаний. Таким образом, ниже предложенный минимальный комплекс практических заданий[5], даст возможность студенту активизировать мыслительные процессы и закрепить навыки культуры речи, нацелит его на самостоятельное восприятие тенденций, происходящих в современном языке и современной речи, и будет способствовать подготовке к зачету.

При организации самостоятельной работы по курсу «Русский язык и культура речи» студенту следует:

1) внимательно изучить список основной и дополнительной учебной, научной и справочной литературы и использовать рекомендованную литературу в процессе самоподготовки;

2) по мере изучения той или иной темы данного курса, а также с целью повышения грамотного письма проверять свои теоретические знания, отвечая на вопросы в разделе «Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы» рекомендованного учебника «Русский язык и культура речи» под редакцией В.И.Максимова[6] или данного пособия;

3) практические навыки по русскому языку и культуре речи проверять и закреплять, выполняя тестовые и практические задания, предложенные в данном пособии для самоподготовки студентов.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Расскажите о роли языка в жизни общества. Приведите примеры, характери­зующие развитие языка в современном мире.

2. Как Вы определяете современное состояние русского языка и речи: нор­мальное, ненормальное? Можно ли говорить о взаимосвязи культуры обще­ства и культуры речи?

3. Расскажите о роли русского языка в современном мире.

4. Приведите примеры устойчивых выражений официально-делового и на­учного стилей.

5. Выпишите самостоятельно и, пользуясь словарем, объясните лексичес­кое значение 8-10 устойчивых оборотов речи юристов.

6. Как вы понимаете термины «фразеологизм», «устойчивый оборот речи», «клише», «канцеляризм», «слово-паразит»?

7. Расскажите об основных способах словообразования в современном русском языке.

8. Расскажите о раздельном правописании слов русского языка.

9. Расскажите о склонении имен прилагательных и причастий и о правопи­сании окончаний полных имен прилагательных и причастий.

10. Расскажите о правописании гласных и согласных в приставках.

11. Расскажите о правописании букв - е и - о после шипящих и после ц в корнях слов.

12. Расскажите, по каким основным признакам распределяются слова по частям речи русского языка. Дайте определение знаменательным и служебным частям речи.

13. Дайте определение имени существительного. Расскажите, какими по­стоянными признаками характеризуется имя существительное, о его роли в предложении.

14. Расскажите о том, как изменяются имена существительные, а также о правописание и в окончаниях имен существительных в единственном числе.

15. Дайте определение имени прилагательного. Расскажите о разрядах прилагательных по значению.

16. Расскажите о правописании - о и - е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

17. Перечислите разряды имен прилагательных по значению, объясните характерные грамматические особенности каждого разряда.

18. Чем различаются краткие и полные формы качественных прилагатель­ных? Какова их стилистическая функция?

19. Расскажите об особенностях склонениях количественных и порядко­вых числительных.

20. Расскажите об особенностях склонения местоимений.

21. Дайте определение глагола. Расскажите о видах и наклонениях глаго­ла и о правописании глаголов в условном и повелительном наклонениях.

22. Расскажите о правописании безударных гласных в личных окончаниях гла­голов I и II спряжений, а также о правописании -тся и -ться в глаголах.

23. Расскажите о лексико-грамматических признаках глагола и прилага­тельного у причастия.

24. Расскажите правописании не с глаголами, причастиями и деепричасти­ями.

25. Расскажите и составьте таблицу на правописание - н - и -нн- в суффиксах полных и кратких форм имен прилагательных и причастий.

26. Дайте определение части речи - наречие. В чем особенность его лекси­ко-грамматических признаков?

27. Расскажите о слитном и раздельном написании наречий в русском языке.

28. Расскажите об употреблении дефиса в местоимениях и наречиях.

29. Расскажите об употреблении ь после шипящих в конце слов.

30. Назовите служебные части речи. Расскажите об их отличии от самосто­ятельных частей речи.

31. Расскажите о слитном и раздельном написании не с существительными, прилагательными и наречиями на -о (-ё).

32. Расскажите о написании не и ни с местоимениями и наречиями.

33. Расскажите об общеупотребительных, диалектных и профессиональ­ных словах.

34. Дайте свое определение понятия «профессиональная лексика юриста». Приведите свои примеры профессиональной юридической лексики.

35. Расскажите об однозначных и многозначных словах. Найдите и выпи­шите из словаря два однозначных и два многозначных слова из юридической сферы употребления.

36. Расскажите, почему изменяется словарный состав языка и речи, почему заимствуются слова из других языков.

37. Назовите основные отличительные признаки простого предложения.

38. Расскажите о второстепенных членах предложения.

39. Расскажите об употреблении тире между подлежащим и сказуемым. Приведите примеры предложений из юридических текстов с тире между подле­жащим и сказуемым.

40. Расскажите о сложносочиненных предложениях. Подберите самостоя­тельно из юридических текстов примеры сложносочиненных предложений, в котором одно предложение имеет подлежащее и сказуемое, а другое - один главный член предложения.

41. Расскажите об однородных членах предложения. Подберите самостоятель­но из юридических текстов примеры предложений с однородными членами.

42. Расскажите об обращении и о знаках препинания при нем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.64.8 (0.214 с.)