В предложении «Архитектор покрывает свои ошибки плющом, хозяйка - майонезом» тире ставится 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В предложении «Архитектор покрывает свои ошибки плющом, хозяйка - майонезом» тире ставится



1) между подлежащим и сказуемым в простом предложении

2) в неполном предложении при пропуске одного из членов

3) в бессоюзном сложном предложении при противопоставлении

4) в бессоюзном сложном предложении при указании во втором предложении причины того, о чем говорится в первом

5) как авторский знак, не обусловленный основными правилами пунктуации.

Неправильно поставлено ударение в одном из слов


1) (дело) возбужден о ', ан а 'лог

2) аг е 'нт, арах и с

3) алког о 'ль, (морские) п о 'рты

4) апартам е' нты, сн а 'добье

5) таб у ', свек о 'льный


16. Неправильно поставлено ударение в одном из слов ряда:


1) за ё м, торт ы'

2) сир о' ты, докум е' нты

3) э кспертный, позвон и' шь

4) христиан и 'н, ждал а'

5) н а' чал (говоритъ), язык о' вые (способности)


17.Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:


1) абонемент на цикл концертов

2) предостеречь от опасности

3) гостиница для командировочных

4) неприглядная темень

5) управляющий фермы


18. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

1) возглавить движение

2) испытывать интерес

3) вопреки общего мнения

4) благодаря разлуке

5) управлять предприятием

19. Лексическое значение слова указано неверно в пример:

1) Афера - фальшивая банкнота.

2) Демагог - неподготовленный оратор.

3) Лайнер - большое быстроходное судно, а также большой пассажирский самолет.

4) Вещий - пророческий, предвидящий будущее; мудрый.

20. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

1) Экспонировать - вкладывать финансовые средства в осуществление какого-либо проекта.

2) Никчемный - ни для чего не годный, бесполезный, плохой.

3) Ничком (лежать) - опрокинувшись на спину, вверх лицом.

4) Нувориш - представитель высшей законодательной власти в некоторых странах.

5) Некролог - портрет умершего человека, устанавливаемый на панихиде.

21. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

1)Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.

2) Докладчик сделал небольшой экскурс в историю российско-американских отношений.

3) Девушки таяли в смущении от косных взглядов нескромного поручика.

4) Прерогатива принимать законы принадлежит Государственной Думе.

 

22. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

1) Ломоносов - предтеча многих великих русских ученых.

2) Нередко коллеги заводили разговор о своих защитах диссертаций, желая посильнее уязвить засидевшегося в ассистентах преподавателя.

3) После переезда Алла долго не могла найти старую кастрюлю и с подозрением спрашивала меня, не сдала ли я ее в утиль как ненужный хлам.

4) Все детали предстоящей поездки мы обсуждали сообща, и Петр участвовал в сборах с энтузиазмом завзятого флегматика.

5) По сообщениям газет, во время концерта неожиданно упала фрамуга, висевшая под потолком зрительного зала.

В приведенном ниже художественном тексте присутствуют элементы другого стиля речи. Определите, какого именно.

Честь имею донести вашему благородию, что в Михалковской роще близ старой балки, перейдя мостик, усмотрен мною без всяких признаков жизни повесившийся труп мертвого Человека, назвавшийся, как видно из бумаг, отставным рядовым Степаном Максимовым Качаговым 51 года.

1) разговорного

2) научного

3) газетно-публицистического

4) официально-делового

24. Приведенный ниже текст принадлежит следующему стилю речи:

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научному

…Вадька малая, но она работала на заводе - все подростки работали. Дак вот в эти дни вся Стромынка, Преображены и дальше на Владимирку - все было заполнено народом. Кто ехал на лошадях, навелосипедах, тачки везли, пешком шли, узлы тащили, с детьми,
стариками... многим и идти-то было некуда:.. Боялись немцев, не верили, что в Москву немцев не пустят, просто бежали. А мы верили…

25. Речевые ошибки допущены в предложении:

1) В этом сезоне я купил постоянный абонент на концерты симфонического оркестра.

2) В подтверждение своих слов я хотел бы зацитировать афоризм известного писателя.

3) Алчность и жестокость не имеют права на существование в цивилизованном обществе.

4) На сцене музыкального театра сегодня состоится первая премьера популярного мюзикла.

26. Речевые ошибки допущены в предложении:

1) Тот, кто предполагает, что революцию совершают вожди, просто не понимают роли народных масс в истории.

2) Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.

3) Татьяна была добра и внимательная ко всем, с кем была даже просто знакома.

4) По окончании сочинения необходимо тщательно проверить, нет ли в нем речевых ошибок.

Часть II. Анализ текста

27. Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что в некоторых вопросах (кроме первого) может быть несколько правильных ответов.

(1) Римляне, сограждане и друзья! Судите меня по своему разумению и пробудите свои чувства, чтобы вы смогли судить лучше.

(2) Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше. И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше,
но потому, что я любил Рим больше.

(З) Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами или чтобы Цезарь был мертв и вы все жили свободными людьми? Цезарь любил меня, и я его оплакиваю, он был удачлив, и я радовался этому, за доблести я чтил его, но он был властолюбив - … я убил его. За любовь -..., за его доблести - почет, за его властолюбие - смерть. Кто здесь настолько низок, чтобы желать стать рабом? Кто здесь настолько одичал, что не хочет быть римлянином? Кто здесь настолько гнусен, что не хочет любить свое отечество? (Речь Брута после убийства Юлия Цезаря)

Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

1) Я любил Цезаря не меньше, чем вы.

2) Цезарь был властолюбив и хотел сделать вас рабами.

3) Я убил Цезаря ради вашей свободы.

4) Среди вас; есть те, кто желает стать рабом.

5) Я поступил с Цезарем несправедливо, но я не мог совладать с собой.

29. Какое слово (слова) можно поставить на месте многоточия во втором предложении абзаца 3?


1) к тому же

2) поэтому

3) поскольку

4) несмотря на это

5) однако


Какие отношения устанавливаются между парами

Простых предложений во втором предложении абзаца 3?


1) уступительные

2) причины - следствия

3) общего – частного

4) тезиса – аргумента

5) определительные


В качестве синонимов в тексте употреблены слова


1) римляне - друзья

2) рабы - свободные люди

3) низкий - гнусный

4) отечество - Рим

5) оплакивать - радоваться


Какое из слов является антонимом к слову чтить (чтил) в абзаце 3?


1) уважать

2) преклоняться

3) пресмыкаться

4) презирать

5) игнорировать


33. Какое слово (слова) употреблено в тексте в переносном значении?

1) свободные (люди)

2) (настолько) низок

3) властолюбие

4) одичал

5) любил (Рим)

Какие средства выразительности речи использованы в первом

Предложении абзаца 3?


1) олицетворение

2) антитеза

3) метафора

4) инверсия

5) метонимия

35. Какие средства выразительности использованы в трех последних

предложениях абзаца 3?

1) риторический вопрос

2) оксюморон (соединение несоединимых понятий)

3) ирония

4) многосоюзие

5) параллелизм

Практические задания

для самоподготовки студентов

Задание 1. Внимательно прочитайте тексты №1, №2 и №3. В первом и третьем - вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, а во втором - расставьте только знаки. Выделите и выпишите идею (основную мысль) в каждом из текстов. Аргументируйте свое отношение к написанному. Во вто­ром тексте - определите метод преподнесения материала, который выбран его автором. В первом и во втором текстах выделите логическую и коммуни­кативную стороны в организации общения. Выпишите из данных текстов примеры использования этих сторон. Второй текст разбейте на отдельные суждения. Выпишите в одну колонку суждения утвердительные, а в другую - суждения отрицательные.

Текст № 1

Смысл и ценность орфографии в ее единстве. Чем ид...альнее это един­ство тем легче взаимопонимание... Все неправильные непривычные со­кр...щения и т.п. - все это замедляет восприятие ост...навливая на себе наше внимание. Всем извес...но как трудно читать безграмотное пис...мо на каждой оши.-.ки спотыка...ш...ся а иногда и просто не сразу понима...ш... написан...е... Писать бе.-.рамотно значит пос...гать на время людей к кото­рым мы адресу...мся а потому совершен...о не...допустимо в правильно организован...ом обществе (Л.В. Щерба).

Текст № 2

Мы русские люди любим поговорить и послушать но ораторское искус­ство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях уче­ных заседаниях на парадных и обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло беззвучно тускло «уткнув брады» не зная куда девать руки. Нам говорят слово а мы в ответ десять потому что не умеем говорить коротко и вовсе не знакомы с той грацией речи когда при наименьшей зат­рате сил достигается известный эффект.

А сколько анекдотов можно было бы рассказать про адвокатов вызы­вавших своим косноязычием смех даже у подсудимого!

И в древности и в новейшее время ораторство было одним из сильней­ших рычагов культуры. Немыслимо чтобы проповедник новой религии не был в то же время и увлекательным оратором. Все лучшие государствен­ные люди в эпоху процветания государств лучшие философы поэты рефор­маторы были в тоже время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере и искусство говорит считалось обяза­тельным. Быть может и мы когда-нибудь дождемся что наши юристы про­фессора и вообще должностные лица обязанные по службе говорить дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием как не уметь читать и писать и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным (А.П. Чехов).

Текст № 3

Истин_ый вкус состоит н_ в безотчетном отторжени_ такого_то слова или оборота но в чу_стве соразмерност_ и сообразност_ (А.С. Пушкин).

Литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *[7]

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Логос, 2009.

Краткий справочник по современному русскому языку: Учебное пособие / Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. - 4-е изд., испр. – М: АСТ-Пресс, 2010.

Руднев, В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы: Учебно-методическое пособие / В. Н. Руднев; РАП. - М.: РАП;: Эксмо, 2009. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006. *

Современный русский литературный язык: Практикум по курсу: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2004. - 413 с.

Современный русский литературный язык: Учеб. пособие / К. И. Демидова, Т. А. Зуева. - М: Флинта: Наука, 2007.

Современный русский литературный язык: Учебник для вузов (под ред. Костомарова В.Г., Максимова В.И.) – М.: Юрайт-Издат, 2010.

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Задание 2. Составьте опорный конспект главы учебника, используя пред­ложенный образец:

 

Метаинформация Основная информация Примеры
«Иностранизация» русского языка в конце XX-XXI вв.   В наш язык из английского и других европейских языков активно проникают заимство­ванные слова и выражения. Дайджест, экск­люзив, супершоп, саммит, электо­рат, гипермаркет, импичмент.  
Конспект составлен по: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 11-е изд. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2010, с. 5- 45.*

Задание 3. Составьте опорный конспект главы учебника (по образцу предыдущего задания).

Литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006.*

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

 

Задание 4. Внимательно прочитайте текст. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите его стилевую принадлежность. Выпишите из текста маркированную лексику. Попробуйте сами составить 3-4 предло­жения к новой редакции законопроекта «О русском языке как государствен­ном языке РФ».

Текст

Законопроект внесенный группой депутатов регулирует порядок офици­ального использования русского языка. Документ требует соблюдения на территории России основных норм языка запрещает использование в СМИ и «официальных сферах» бранных слов и «выражений унижающих человечес­кие достоинство» а также предписывает дублировать рекламные тексты на иностранном языке русскими надписями аналогичного содержания.

Литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006.*

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Задание 5. Объясните, какие нормы русского литературного языка и русской литературной речи (лексические, грамматические, орфоэпические, стилистические) нарушены в следующих предложениях. Исправьте допу­щенные ошибки. Задание выполняется в виде таблицы.

1. Наш герой был легкомысленен.

2. Сегодня день солнечный и зноен.

3. По обоим сторонам улицы стояли милиционеры.

4. Судя по материалам следствия, отделение банка находится недалеко от метро. Оно открылось недавно.

5. «В котором году Вы родились?», - еще раз решил уточнить судья у истца.

6. Отработав весь день, за нами приехала машина.

7. Я лично не согласен с методами ведения следствия.

8. Присяжные сидели молча и не разговаривали.

9. Расследуется дело о хищении чулков с нашего предприятия.

10. Следователь взял с полки пухлую папку и отнес ее к прокурору.

11. «Господин судья! Я это сделал, двигаемый лучшими побуждения­ми», - сказал обвиняемый на суде.

12. Выполняя контрольную, я пользовался двуязычным словарем.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Верный вариант   Неверный вариант   Тип нарушения литературной нормы

Литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006.*

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Задание 6. Используя в качестве аналогии предыдущее задание, при­ведите свои примеры предложений, содержащих нарушения лексических, грамматических, орфоэпических и стилистических норм.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Верный вариант   Неверный вариант   Тип нарушения литературной нормы
Только что мы почтили вставанием память умер­ших адвокатов. К сожале­нию, уважение к мертвым теперь редко встречается. Только что мы почти­ли вставанием память умерших адвокатов. К сожалению, это редко встречается.   Стилистический  

Литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006.*

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Задание 7. Внимательно прочитайте текст. Определите его стилевую принадлежность, указав конкретные экстралингвистические и лингвистические признаки. Исправьте ошибки в речи депутатов и других выступавших. Нарушения каких норм литературного языка и речи мы видим в данном тексте? Выпишите неверно составленные слова и предложения. Отредактируйте их с точки зрения современной литературной нормы. Какую статью закона о рус­ском языке нарушили некоторые из участников его обсуждения?

Текст

В авангарде защитников русского языка оказались депутаты тувинской, татарской, удмурдской и немецкой национальности. Но изложить свои мыс­ли на литературном русском языке удалось далеко не всем.

Первым «отличился» один из авторов законопроекта, депутат из Тувы. «К сожалению, даже половину зала мы не составляем»,- начал он, оглядев полупустой зал. А закончил свою речь депутат еще более изысканно: «Наде­юсь, тенденции отказа русскому народу в праве иметь такой закон в этом зале особо звучать не будут».

Профессор Московского лингвистического университета почин депута­тов решительно поддержал: «Уважаемые члены слушаний! Я представляю здесь того представителя совета по русскому языку при правительстве, кото­рый должен участвовать в обсуждении законопроекта». Сначала профессор заявил, что «в российских республиках сложилось состояние государствен­ного билингвизма», а потом сообщил, что обсуждаемый законопроект «дол­жен восполнить правовую лакуну». Далее оратор употребил еще несколько фраз вроде «закон был принят на истоке XX века» или «в Конституции пропи­сан государственный статус русскому языку».

Депутат от Татарии обогатил русский язык парой новых слов: «офранцузизация» и «ассимилизация». А профессор Московского педуниверситета при­няла вызов колллег по цеху и занялась словотворчеством. «Все началось еще в перестройку. С демократизации и деилогизации», - доверительно сообщила она. «Камнеугольная основа, - продолжала профессор. - В недрах правитель­ства возникает недофинансирование или, наоборот, совсем не финансирова­ние... Почему мы этого стесняемся сейчас говорить? Наиважнеистая статья... А выражение «сникерсни»!? Это должно караться законом! Нужно кончать обсуждение и выносить закон на чтение!» (из газеты «Коммерсант!»» № 194).

Литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006.*

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложения из рассказов М. Зощен­ко. Найдите примеры иноязычной лексики и определите лексическое значение каждого заимствованного слова. Ответьте на вопрос: к какому пласту русской лексики относятся данные предложения (научная лексика, официально-дело­вая лексика, публицистическая лексика, разговорная лексика)? Исправьте ре­чевые ошибки в этих предложениях.

(1) Товарищ Иванов с апогеем рассказывал. (2) Он говорил экспромтом. (3) Вы посмотрите на этот эпизод! (4) Что нужно сделать, чтобы был правильный дефект речи? (6) Сказали - надо обращаться по дистанции (вместо - по инстан­ции). (7) Врач констатировал ей лечиться в санатории (в значении «советовал»).

Литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006.*

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Задание 9. Внимательно прочитайте данный текст. К какому стилю речи он относится? Найдите примеры терминологической лексики в тексте. Выпишите лексическое значение каждого из терминов.

Текст

Необходимая оборона состоит в отражении нападения: нападение это должно быть несправедливое, ибо здесь право противопоставляется непра­ву. Это есть употребление личных сил гражданина на защиту какого-нибудь права. Но употребление личных сил может быть допущено только при отсут­ствии помощи со стороны общественной власти. В этом случае человек вы­нужден сам себя защищать. Отсюда видно, что необходимая оборона есть вынужденная защита против несправедливого нападения (А.Ф. Кони).

Литература

Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова Л.В. М., 2000.

 

Задание 10. Внимательно прочитайте следующий фрагмент текста. Ответьте на вопросы: 1) к какому типу текста (диалог, монолог) он относится; 2) найди­те примеры слов с переносным значением и выпишите их, указывая переносное значение; 3) какую фигуру речи использовал в своем ответе А.Ф. Кони.

Текст

В.Д. Спасович, защищавший подсудимого по делу об утоплении крес­тьянки Емельяновой ее мужем, по окончании судебного следствия сказал А. Ф. Кони: «Вы, конечно, откажетесь от обвинения: дело не дает никаких красок - и мы могли бы еще сегодня собраться у меня на юридическую беседу». Кони ответил: «Нет, краски есть, они на палитре самой жизни и в роковом стечении на одной узкой тропинке подсудимого, его жены и его любовницы».

Литература

1. Толковый словарь русского языка (любое издание).

Задание 13. Внимательно прочитайте следующий фрагмент текста, от­ветьте на вопросы: 1) к какому типу текста (диалог, монолог, полилог) он относится; 2) найдите примеры слов с переносным значением и выпишите их, указывая переносное значение; 3) какую фигуру речи использовал в своем ответе А.Ф. Кони.

Текст

Председатель - судья, а не сторона, и, ведя уголовный процесс, он дер­жит в руках чашу со святыми дарами. Он не смеет наклонить ее ни в ту, ни в другую сторону - иначе дары будут пролиты... (А.Ф. Кони).

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов н/Д., 2000.

2. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М,, 2001.

 

Задание 14. Внимательно прочитайте данный текст. К какому стилю речи он относится? Найди примеры терминологической лексики в тексте. Выпишите лексическое значение каждого из терминов.

Текст

«...Вы должны помнить, - обращался Кони к присяжным, - что, быть может, по настоящему делу, которое произвело большое впечатление в об­ществе, вам приходилось слышать разные разговоры и мнения, которые объясняли дело то в ту, то в другую сторону, - я бы советовал вам забыть их; вы должны помнить только то, что увидите и услышите на суде, и по­мнить, что то, вы слышали вне стен суда, были мнения, а то, что вы скаже­те, будет приговор; то, что вы слышали вне стен суда, не налагает на вас нравственной ответственности, а ваш приговор налагает огромную ответ­ственность перед обществом и перед подсудимой, судьба которой в ваших руках.

...Вы обязуетесь судить по убеждению совести, не по впечатлению, а по долгому, обдуманному соображению всех обстоятельств дела; вы не долж­ны поддаваться мимолетным впечатлениям, вы должны смотреть во всех обстоятельствах дела на их сущность».

Литература

Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова Л.В. М., 2000.

Задание 15. Внимательно прочитайте следующий фрагмент текста «Днев­ника» Ю. Нагибина. Ответьте на вопросы: 1) найдите в тексте архаизм и опреде­лите его тип; 2) какую фигуру речи использовал в своем тексте Ю. Нагибин.

Сейчас чуть сдвинули простыню, и я увидел его лоб, лучшее, что было в его лице. Дальше не надо смотреть. Пусть так и останется в памяти - его чело.

 

Литература

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов н/Д., 2000. С. 234-246.

 

Задание 16. Самостоятельно подберите текст юридического профиля и проанализируйте его с точки зрения:

1) объекта речи (от чьего лица ведется рассказ);

2) типа текста (описание, повествование, рассуждение);

3) использования лексики в тексте (общеупотребительная, научная или научно-публицистическая, официально-деловая);

4) наличия или отсутствия в тексте методов определения и объяснения.

 

Литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006.*

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1999. С. 90-107. С. 146-153.

Задание 17. Внимательно прочитайте текст. Определите, используя учеб­ную литературу, каким способом связаны предложения в тексте. К какому структурно-семантическому типу (описание, повествование, рассуждение) он относится? Определите стилевую принадлежность этого текста. Опреде­лите, есть ли в данном тексте психологические аргументы. Поясните свой ответ. Составьте конспект данного текста по плану: выбор темы сообще­ния, цель сообщения, возможный поиск материала для сообщения, начало, развертывание и завершение сообщения. К каким изобразительно-вырази­тельным средствам прибегает автор, чтобы убедить читателей в верности своих суждений?

Текст

У нас во многих случаях, совсем было забылось понятие о том, что суд есть состязание двух сторон, и что нельзя ни удовлетворить, ни обвинить одну сторону, не выслушав другой. Как ни просто это понятие, оно не при­сутствовало, оно нарушалось ежедневно и бессознательно, и от того су­дебный приговор нередко принимал вид произвольного или случайного дей­ствия и служил он не к исходу из неизвестности, а к возбуждению новых нескончаемых недоумений. Оживить в сознании это коренное начало вся­кого суда и поставить его так, чтобы оно впредь было ненарушимо, чтоб оно составляло азбуку правосудия, без которой нельзя шагу сделать в его книге, - это одно составляет уже для нас важное приобретение.

Суд наш был до сих пор беден и внутреннею и внешнею силой; но негде было ей развиваться, когда ей простору не было, не было своего, резко очер­ченного круга, в котором она могла бы свободно и сознательно совершать свои отправления. В отправления суда имела право вмешиваться власть пра­вительственная, если не прямо, то косвенно, и низшие органы суда были совсем подавлены надзором административной власти. Высшая админист­рация не могла уничтожать судебные приговоры, но могла ревизовать де­лопроизводство, требовать отчетов, налагать взыскания на суд и судей. Не­добросовестным и ленивым судьям не было от этого помехи, но, сколько бывало судей честных, горячих и деятельных, которым приходилось бросать свои должности только потому, что они чувствовали себя в зависимости от секретарей губернского правления или от правителя губернаторской канце­лярии! Что может быть унизительнее для суда, и какого результата можно ожидать при такой зависимости? Новый устав снимает с судьи это иго, и предоставляет суду свой круг деятельности, в который ни прямо, ни косвен­но не может вмешиваться общая администрация (К.П. Победоносцев).

Литература

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1999. С.136-171. С.154-171.

Задание 18. Внимательно прочитайте статью современного лингвиста С.И. Виноградова. Самостоятельно определите: 1) идею данного текста; 2)примеры каких фигур речи приводит в своей статье автор. Выпишите эти фигуры речи и самостоятельно определите их стилевую и стилистическую необходимость. Объясните, каким образом созданы неологизмы в данном тексте.

Текст

Язык парламентского общения в России

Причиной лексической бедности может стать примитивная структури­зация картины мира: «Нельзя по-прежнему считать народное образование сферой непроизводственной, социальной: у нас производится наш важ­нейший продукт - человек», - буквальные слова из депутатского выступле­ния.

Не обогащают, а обедняют речь, лишая ее естественности и простоты, не к месту использованные термины. В демографии, может быть, вполне приемлемы обороты воспроизводство человека, воспроизводство нового поколения, но в парламентской речи их чужеродность становится вполне очевидной; «Рассматривая проект социального развития села и одобряя расходы соцкультбыт, мы даем «добро» увеличению издержек на воспро­изводство человека». «Мы сегодня женщины рассматриваем только как рабочею силу, забыли, что она предназначена для воспроизводства нового поколения» (I съезд народных депутатов РСФСР. Стенографический от­чет). Строй и лексика последней фразы таковы, будто речь идет о каком-то орудии или приспособлении.

Антитезой лексическому примитивизму и заштампованности являются факты творческого использования языка - и их немало в парламентской речи. Встречаются здесь слова, создаваемые по известным моделям, но от­сутствующие в общем употреблении: «вечнострой», «врагомания», «нео-столыпинцы». Выразительны сочетания типа «слаборазвитая сверхдержа­ва», некоторые из таких словосочетаний входят если не в язык, то в исто­рию. В свое время много шума наделала характеристика, которую дал Ю. Афанасьев депутатам первого съезда народных депутатов СССР: «агрес­сивно-послушное большинство».

Литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006.*

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Задание 19. Внимательно прочитайте данный текст. Проанализируйте и выпишите из него примеры логических аргументов. Все ли они понятны Вам? Использует ли автор данного текста изобразительно-выразительные средства? Если использует, то какие именно? Попробуйте самостоятельно составить текст, подобрав для доказательства свих доводов 5-6 логических и психологических аргумента.

Текст

Основной источник получения сведений о судебной системе (во всяком случае, для тех, кому еще не приходилось «судиться») - средства массовой информации.

Между тем, в положении сторон имеются существенные различия. Если судебная власть должна быть беспристрастной всегда и во всем, то к дея­тельности средств массовой информации такое требование вряд ли при­емлемо. На прессу, радио и телеканалы влияют многие факторы, особен­но рыночные отношения. Специфика рынка для СМИ заключается хотя бы в том, что им далеко не безразлично насколько то или иное издание популярно среди населения. Уровень спроса определяют размер тиража, популярность среди определенного круга читателей и спрос, как извест­но, далеко не всегда служит объективными критериями положительной общественной значимости, позитивной правовоспитательной ориентации, высокого уровня подачи материала и т.д. Существуют издания, не утруж­дающие себя юридическим анализом освещаемых правовых конфликтов и путей их разрешения, но сумевшие поднять на себя спрос за счет сенса­ционности. Не является секретом и то обстоятельство, что направленность информационной политики того или иного издания, телеканала, инфор­мационной программы определяется его акционерами, а иногда и одним лишь руководством.

Основные претензии судей к прессе сводятся к обвинению журналистов в склонности к сенсациям (90% опрошенных), некомпетентности и юриди­ческой неосведомленности (88%), в предвзятости, тенденциозности, необъек­тивности оценок и суждений (82%), использовании непроверенной, недо­стоверной информации (80%), оскорбительном характере подаче материа­лов (45.7%), ангажированности и политиканстве (37%).

Приведенные данные являются лишь субъективным отражением дей­ствительности. Но они подтверждают взаимную неадекватность оценок, которая отрицательным образом сказывается на взаимоотношениях между судьями и журналистами, создаю порой психологическую напряженность между ними (Настольная книга судьи. Введение в профессию. М., 2000).

Литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 28-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. *

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2006.*

Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие: 4-е изд./ Г. Я. Солганик. – М.: Академия, 2010.

Задание 20. Внимательно прочитайте приведенные ниже фразеологизмы. Объясните их лексическое значение и определите способ возникновения в язы­ке.

Привести к общему знаменателю; дело не станет (за этим); Иван, не помня­щий родства; сматывать удочки; играть первую скрипку; дать задний ход; вер­нуть к жизни; бить челом; во всю ивановскую; в поте лица; сдавать в архив; блудный сын; спустить на тормозах; земля обетованная; дело хозяйское; зуб за зуб.

Литература

Словарь русской фразеологии (любое издание).

Задание 21. Самостоятельно подберите примеры текстов, где встреча­ются языковые манипуляции (уловки). Выпишите примеры уловок и про­комментируйте их. (Задание выполните в виде таблицы).

 

Уловка Ее тип
По сообщению надежных источников из правительства, в стране в ближайшее вре­мя ожидается новый этап борьбы с кор­рупцией (из прессы). Представление мнения как факта, сокрытие ис­точника информации.  

 

Литература

Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения. Этика. Прагматика. Психология / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. - М: Флинта: Наука, 2009.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1996.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)

Студенты заочной формы обучения (1-ое высшее) изучают курс «Русский язык и культура речи» на 1 курсе 1 семестра. Учебным планом предполагается контрольная работа, которая выполняется в соответствии с требованиями, изложенными в методической разработке «Контрольная работа студента: структура и оформление». – М., Российская академия правосудия, 2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.146 с.)