Тема 6. Тесты по творчеству Л. Н. Толстого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Тесты по творчеству Л. Н. Толстого



ВАРИАНТ 1

  1. Определите, из какого произведения данный отрывок. Назовите героя, которому он принадлежит речь. Охарактеризуйте авторскую позицию по отношению к герою:

«От воспоминаний штабс-капитан??? невольно перешел к мечтам и надеждам. «Каково будет удивление и радость Наташи, - думал он, шагая в своих стоптанных сапогах по узенькому переулочку, - когда она вдруг прочтет в «Инвалиде» описание, как я первый влез на пушку и получил Георгия. Капитана же я должен получить по старому представлению. Потом очень легко я в этом же году могу получить майора по линии, потому что много перебито, да и еще, верно, много перебьют нашего брата в эту кампанию. А потом опять будет дело, и мне, как известному человеку, поручат полк… подполковник… Анну на шею… полковник» - и он был уже генералом, удостаивающим посещением Наташу...»

 

  1. Назовите 3-4 эпизодических героев из автобиографической трилогии Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

 

  1. Проанализируйте содержание и стиль приведенного диалога. Определите внутренние установки героев и их соответствие внешней, звучащей речи. Какова при этом авторская позиция? Как она проявляется?

- Но, Анна, - сказал Вронский убедительным, мягким голосом, стараясь успокоить ее, - все-таки необходимо сказать ему, а потом уж руководиться тем, что он предпримет.

- Что ж, бежать?

- Отчего ж и не бежать? Я не вижу возможности продолжать это. И не для себя, - я вижу, что вы страдаете.

- Да, бежать, и мне сделаться вашею любовницей?- злобно сказала она.

- Анна! Укоризненно-нежно проговорил он.

- Да, - продолжала она, сделаться вашею любовницей и погубить всё…

Она опять хотела сказать: сына, но не могла выговорить этого слова.

Вронский не мог понять, как она со своею сильною, честной натурой, могла переносить это положение обмана и желала выйти из него; но он догадывался, что главная причина этого было то слово сын, которого она не могла выговорить. Когда она думала о сыне и его будущих отношениях к бросившей его отца матери, ей так становилось страшно то, что она сделала, что она не рассуждала, а, как женщина, старалась только успокоить себя лживыми рассуждениями и словами, с тем чтобы всё оставалось по-старому и чтобы можно было забыть про страшный вопрос, что будет с сыном.

 

  1. Что лично Вы считаете художественным достижением Толстого? Аргументируйте свой ответ.

ВАРИАНТ 2

  1. Определите, из какого произведения данный отрывок. Назовите героя, которому принадлежит речь. Охарактеризуйте авторскую позицию по отношению к герою:

«Странно, - думал???, глядя на своего командира, - только семь недель, как он принял полк, а как уж во всем его окружающем – в его одежде, осанке, взгляде – видна власть полкового командира, эта власть, основанная не столько на летах, на страшинстве службы, на военном достоинстве, сколько на богатстве полкового командира. Давно ли, - думал он, - этот самый Батрищев кучивал с нами, носил по неделям ситцевую немаркую рубашку и едал, никого не приглашая к себе, вечные битки и вареники! А теперь! Голландская рубашка уж торчит из-под драпового с широкими рукавами сюртука, десятирублевая сигара в руке, на столе шестирублевый лафит, - все это закупленное по невероятным ценам через квартирмейстера в Симферополе, - и в глазах это выражение холодной гордости аристократа богатства, которое говорит вам: хотя я тебе и товарищ, потому что полковой командир новой школы, о не забывай, что у тебя шестьдесят рублей в треть жалованья, а у меня десятки тысяч проходят через руки, и поверь, что я знаю, как ты готов полжизни отдать за то только, чтобы быть на моем месте».

 

  1. Назовите 3-4 эпизодических героев из повести Толстого «Хаджи-Мурат».

 

  1. Проанализируйте содержание и стиль приведенного диалога. Определите внутренние установки героев и их соответствие внешней, звучащей речи. Какова при этом авторская позиция? Как она проявляется?

- Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович? – поспешно обратился император Александр к Кутузову, в то же время учтиво взглянув на императора Франца.

- Я поджидаю, ваше величество, - отвечал Кутузов, почтительно наклоняясь вперед.

Император пригнул ухо, слегка нахмурясь и показывая, что он не расслышал.

- Поджидаю, ваше величество, - повторил Кутузов (князь Андрей заметил, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа, в то время как он говорил это «поджидаю»). – Не все колонны еще собрались, ваше величество.

Государь расслышал, но ответ этот, видимо, не понравился ему; он подал сутуловатыми плечами, взглянул на Новосильцева, стоявшего подле, как будто взглядом этим жалуясь на Кутузова.

- Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Ларионович, где у нас не начинают парада, пока не придут все полки, - сказал государь, снова взглянул в глаза императору Францу, как бы приглашая его если не принять участия, то прислушаться к тому, что он говорит; но император Франц, продолжая оглядываться, не слушал.

- Потому и не начинаю, государь, - сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что-то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде, и не на Царицыном лугу, - выговорил он ясно и отчетливо.

 

  1. Что лично Вы считаете художественным достижением Толстого? Аргументируйте свой ответ.

 

ВАРИАНТ 3

1. Определите, из какого произведения данный отрывок. Назовите героя, которому принадлежит речь. Охарактеризуйте авторскую позицию по отношению к герою:

«Нынче я исповедаюсь, очищаюсь от всех грехов, - думал я, - и больше уж никогда не буду… (тут я припомнил все грехи, которые больше всего мучали меня). Буду каждое воскресенье ходить непременно в церковь, и еще после целый час читать Евангелие, потом из беленькой (25 рублевая ассигнация - А.К.), которую я буду получать каждый месяц, когда поступлю в университет, непременно два с полтиной (одну десятую) я буду отдавать бедным, и так, чтобы никто не знал: и не нищим, а стану отыскивать таких бедных, сироту или старушку, про которых никто не знает.

У меня будет особенная комната, и я буду сам убирать ее и держать в удивительной чистоте; человека же ничего для себя не буду заставлять делать. Ведь он такой же, как я. <…> Буду составлять лекции и даже вперед проходить предметы, так что на первом курсе буду первым и напишу диссертацию; на втором курсе уже вперед буду знать все, и меня могут перевести прямо в третий курс, так что восемнадцати лет кончу курс первым кандидатом с двумя золотыми медалями, потом выдержу на магистра, на доктора и сделаюсь первым ученым в России… даже в Европе я могу быть первым ученым…»

 

2 Назовите 3 эпизодических героев из повести Толстого «Смерть Ивана Ильича».

3. Проанализируйте содержание и стиль приведенного диалога. Определите внутренние установки героев и их соответствие внешней, звучащей речи. Какова при этом авторская позиция? Как она проявляется?

-«Сказать или не сказать? – думала она, глядя в его спокойные ласковые глаза. – Он так счастлив, так занят своими скачками, что не поймет этого как надо, не поймет всего значения для нас этого события».

- Но вы не сказали, о чем вы думали, когда я вошел, - сказал он, перервав свой рассказ, - пожалуйста, скажите!

Она не отвечала и, склонив немного голову, смотрела на него исподлобья вопросительно своими блестящими из-за длинных ресниц глазами. Рука ее, игравшая сорванным листом, дрожала. Он видел это, и лицо его выразило ту покорность, рабскую преданность, которая так подкупала ее.

- Я вижу, что случилось сто-то. Разве я могу быть минуту спокоен, зная, что у вас есть горе, которого я не разделяю? Скажите ради бога! – умоляюще повторил он.

«Да, я не прощу ему, если он не поймет всего значения этого. Лучше не говорить, зачем испытывать?» - думала она, все же глядя на него и чувствуя, что рука ее с листком все больше и больше трясется.

- Ради бога! – повторил он, взяв ее руку.

- Сказать?

- Да, да, да…

- Беременна, - сказала она тихо и медленно.

Листок в ее руке задрожал еще сильнее, но она не спускала с него глаз, чтобы видеть, как он примет это. Он побледнел, хотел что-то сказать, но остановился, выпустил ее руку и опустил голову. «Да, он понял все значение этого события», - подумала она и благодарно пожала ему руку.

 

4. Что лично Вы считаете художественным достижением Толстого? Аргументируйте свой ответ

 

ВАРИАНТ 4

  1. Определите, из какого произведения данный отрывок. Назовите героя, чье сознание передается в отрывке. Охарактеризуйте авторскую позицию по отношению к герою: «Он хотел теперь быть только лучше, чем он был прежде. Во-первых, я этого дня он решил, что не будет больше надеяться на необыкновенное счастье, какое ему должна была дать женитьба, и вследствие этого не будет пренебрегать настоящим. Во-вторых, он уже никогда не позволит себе увлечься гадкою страстью, воспоминанье о которой так мучало его, когда он собирался сделать предложение. Притом вспоминая брата Николая, он решил сам с собою, что никогда уже он не позволит себе забыть его, будет следить за ним и не выпустит его из виду, чтобы быть готовым на помощь, когда ему придется плохо. Потом и разговор брата о коммунизме, к которому тогда он так легко отнесся, теперь заставил его задуматься. Он считал переделку экономических условий вздором, н6о он всегда чувствовал несправедливость своего избытка в сравнении с

бедностью народа…»

 

 

2. Назовите 3-4 эпизодических героев из повести Толстого «Хаджи-Мурат».

 

3 Проанализируйте содержание и стиль приведенного диалога. Из какого он произведения? В чем его особенность? Каков смысл его?. Какова авторская позиция? Как она проявляется?

«Потом он затих, перестал не только плакать, перестал дышать и весь стал внимание: как будто он прислушивался не к голосу, говорившему звуками, но к голосу души, к ходу мыслей, поднимавшемуся в нем.

- Чего тебе нужно? – было первое ясное, могущее быть выражено словами понятие, которое он услышал. – Что тебе нужно? Чего тебе нужно? – повторил он себе. – Чего? Не страдать. Жить, - ответил но.

- И опять он весь предался вниманию такому напряженному, что даже боль не развлекала его.

- Жить? Как жить? – спросил голос души.

- Да, жить, как я жил прежде: хорошо, приятно.

- Как ты жил прежде, хорошо и приятно? – спросил голос. И он стал перебирать в воображении лучшие минуты приятной жизни. Но – странное дело – все эти лучшие минуты приятной жизни казались теперь совсем не тем, чем казались они тогда. Все – кроме первых воспоминаний детства».

 

4. Что лично Вы считаете художественным достижением Толстого? Аргументируйте свой ответ

2. Примерная тематика письменных работ для студентов заочного отделения

1.1. Русская литература на рубеже ХVIII-Х1Х веков: литературные течения и направления.

Литература (номера из библиографического списка): № 7, 12, 13, 17, 26, 75.

1.2. Основные художественные особенности элегического романтизма (на примере творчества одного из писателей – Жуковского, Батюшкова, Баратынского)

Литература: № 7, 12, 13, 17, 26, 33, 45, 51, 84, 98, 116.

 

1.3. Основные художественные особенности одического романтизма (на примере творчества одного из поэтов-декабристов – Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера)

Литература: № 7, 12, 13, 17, 26, 33, 51, 84, 98.

 

1.4. Традиции и новаторство в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Литература: № 17, 87, 96, 115.

 

1.5. Философская лирика Пушкина 30-х годов: состав, проблематика, художественные особенности

Литература: № 7, 10, 13, 21, 29, 51, 70, 73, 99.

 

1.6. Монографический анализ одной из поэм Пушкина (история создания, конфликт, проблематика, художественное решение проблемы героя)

Литература: № 12, 13, 17, 26, 34.

 

1.7. Романтический герой лирики Лермонтова: характер миропереживания, способы выражения лирического «я», особенности ритмико-интонационной структуры произведений.

Литература: № 7, 12, 14, 17, 21, 29, 33, 56, 99.

 

1.8 «Петербургские повести» Гоголя: проблема объединения в цикл, особенности сюжетов, фантастическое и реальное в тексте, философская проблематика произведений.

Литература: № 12, 17, 31, 36, 38, 39, 85.

 

1.9 «Ревизор» - «лучшая русская комедия» (В.Набоков). Проблема взаимодействия комического и драматического в произведении, общерусский масштаб изображения, проблематика, конфликт.

Литература: №17, 31, 36, 39, 85,86.

 

1.10. Принцип оппозиции героев и его художественный смысл в романах И.А.Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов».

Литература: №12, 17, 23, 32, 40.

 

1.11. «Денисьевский цикл» Ф.И.Тютчева.

Литература: №7, 26, 29, 30, 53, 84, 104, 105.

 

1.12. «Панаевский цикл» Н.А.Некрасова.

Литература: № 7, 26, 46, 65, 106.

 

1.13. Поздние повести И.С.Тургенева: экзистенциальные проблемы в произведениях, их художественные особенности

Литература: №8, 37, 39, 49, 62, 94.

 

1.14Приемы и средства создания речевой характеристики героев в пьесах А.Н.Островского.

Литература: 15, 17, 27, 80, 96, 112.

 

1.15. Региональные особенности литературы: на примере творчества уральского писателя Ф.М.Решетникова.

Литература: № 17, 25, 119, 122

 

1.16. Русский национальный характер в произведениях Н.С.Лескова

Литература: № 8, 49, 55, 59, 69, 82.

 

1.17. Художественный гротеск в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина

Литература: №17, 25, 41, 50, 55, 59, 67, 93.

 

1.18. Поэтика поздних романов Ф.М.Достоевского (на примере одного)

Литература: №5, 26, 47, 55, 57, 59, 63, 74, 79, 101, 108, 113, 117

 

1.19. Достоевский в восприятии русской философской критики (Бердяев, Розанов, Мережковский)

Литература: № 5, 19, 26, 47, 55, 59, 63, 74, 101, 117.

 

1.20. Философия истории в романе Толстого «Война и мир».

Литература: № 1, 8, 18,44, 47, 68, 76, 78, 111.

 

1.21. Принципы изображения характеров в романе Толстого «Анна Каренина»

Литература: № 1, 8, 18, 44, 60, 81, 111, 113.

 

1.22. «Анна Каренина» и «Крейцерова соната» Толстого: сравнительный анализ

Литература: № 1, 8, 18, 44, 60, 81, 111, 113.

 

1.23. Православный и мусульманский миры: проблема взаимоотношения и взаимопонимания (по повести Толстого «Хаджи-Мурат»)

Литература: № 1, 8, 18,44, 47, 68, 76, 78, 111.

 

1.24. Рассказы В.М.Гаршина: поэтика, особенности сюжета, конфликты, проблема героя

Литература: № 3, 17, 28, 55, 68.

 

1.25. Жанр рассказа-сценки в творчестве А.П.Чехова

Литература: №11, 20, 24, 39, 47, 52, 54, 55, 63, 97, 102

1.26. Проблема подтекста в прозе А.П.Чехова

Литература: №11, 20, 24, 39, 47, 52, 54, 55, 63, 97, 102

 

1.27. Новаторство Чехова-драматурга (на примере одной из пьес)

Литература: № 16, 20, 24, 39, 47, 52, 54, 55, 63, 91, 97, 102

3. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

Очная форма обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.049 с.)