Тема 3. Особенности русского менталитета и отражение его в произведениях Н. С. Лескова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Особенности русского менталитета и отражение его в произведениях Н. С. Лескова



Задание: ознакомиться с 3 – 4 произведениями (см. тексты для анализа) и проанализировать по выбору 2 – 3 произведения.

Предметом размышлений должны стать особенности русского менталитета, то есть особенности мировидения и миропонимания русского человека. Попытайтесь оценить литературное произведение с точки зрения сегодняшнего дня. Находят ли отражение в современной действительности те проблемы, которые волновали Н.С.Лескова? Какие коррективы в эти проблемы внесла жизнь? Что осталось неизменным? Какие закономерности духовного бытия стоят за тем или иным явлением?

Анализ представить в виде жанра эссе, то есть в свободной и одновременно лапидарной форме. Помните о том, что в жанре эссе основополагающее значение имеют идеи и мысли самого эссеиста, который находит в чужом художественном тексте поддержку своим взглядам. Может иметь место и аргументированная полемика с автором.

Тексты для анализа: Леди Макбет Мценского уезда. Воительница. Очарованный странник. Заячий ремиз. Тупейный художник. Человек на часах. Левша. Соборяне. При желании студент может обратиться и к другим произведениям писателя.

 

Тема 4. Патриархальное сознание героев и его особенности: анализ трех писем

(роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история»)

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Вначале внимательно прочитайте предложенные вопросы, потом фрагмент из романа. Подумайте над вопросами.
  2. Фрагмент 1. Письмо Заезжалова. Какие сведения о герое можно почерпнуть из первого фрагмента его письма? (Возраст, тип личности, отношение к адресату, ментальные особенности)
  3. Найдите ключевые слова во фрагменте, передающем первую реакцию Петра Ивановича на письмо Заезжалова («Что за дичь?» и т.д.). Попытайтесь объяснить, почему дядя Александра Адуева забыл про деревенских знакомых.
  4. Фр. 2. Вычлените из второй части письма Заезжалова те места, которые свидетельствуют о патриархальном укладе, сформировавшем героя. Какие иллюзии свойственны провинциалу? Сформулируйте их. Как вы думаете, они носят временный или устойчивый характер?
  5. Объясните итоговую реакцию Петра Ивановича на письмо Заезжалова. Найдите в абзаце сильную текстовую позицию. Объясните ее.
  6. Фр.3. Остановимся на семантике фамилии «Горбатова». Какое идиоматическое выражение положено в основу ее? Приведите свои аргументы.
  7. Что недоговаривает Петр Иванович, читая начало письма Горбатовой? Почему Заезжалова герой «не помнит», а Горбатову «помнит»? Почему Петр Иванович нахмурился, вспомнив прошлое?
  8. Фр.4. Найдите во фрагменте выражения, образы, словечки, характеризующие стиль письма героини как псевдоромантический. Когда и под влиянием чего сформировался этот стиль героини? Распространяется ли он на всю ее жизнь? Какой результат он дал?
  9. Проанализируйте динамику реакции на письмо Петра Ивановича. Почему он читает письмо не целиком, а лишь выборочно? Какой смысл скрыт за такого рода чтением? Почему фамилия героини набрана в тексте курсивом? Что меняет графика в смысле текста?
  10. Фр.5. Как вы думаете для чего Гончаров добавил постскриптум к письму героини? Найдите в этом фрагменте важные смысловые детали. Есть ли здесь слова в «дамской» огласовке? Какая героиня Гоголя (в комедии «Ревизор») читала романы Загоскина? Есть ли перекличка между нею и Марьей Горбатовой?
  11. Сравните реакцию на письмо Горбатовой с реакцией на письмо Заезжалова. Почему второе письмо не разделило участь письма Заезжалова?
  12. Охарактеризуйте авторскую иронию во фрагментах 4 и 5. За счет чего она создается?
  13. Фр.6. Кто такой деверь? Когда Петр Иванович уехал в Петербург? Похож ли он в этом отношении на своего племянника Александра?
  14. Охарактеризуйте содержание письма матери Александра. В чем оно похоже на два предыдущих письма и в чем отлично от них?
  15. Что в письме матери Александра останавливает и настораживает Петра Ивановича? Почему?
  16. Сравните постскриптум письма матери Адуева с постскриптумом письма Марьи Горбатовой. Чем они отличаются? Как характеризуется Адуева через своё письмо?
  17. Какой смысл имеют три письма для характеристики Александра Адуева?

Раздел 3. История отечественной литературы третей трети Х1Х в. (V семестр)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.004 с.)