Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина



Марфа Игнатьевна Кабанова
Отличительные черты характера «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - так пра­вильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин. Суровая и властная. Всех хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, своей инициативы. Кабаниха суеверна.
Противоречи­вость в характере и поступках героини Ее благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного бого­служения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Ка­терина покончила с собой.
Особенности речи Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого, Кабаниха позволяет себе и грубые выражения, но они не характерны для её речи. Властность Кабанихи сказы­вается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи. На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обря­довости, которую она поддерживает в своем доме. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными оборотами народной речи.
Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обыча­ев - таковы черты внутреннего облика героини, делающие её суровой и страшной охрани­тельницей «темного царства».

Катерина Кабанова

Место в доме Кабановых Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.
Чем Катерина отличается от других персонажей Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.
Мир, в котором живет героиня Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разру­шает мир Катерины.
В чем трагедия Катерины Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, кото­рого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Кате­рины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она гото­ва ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом».
о Катерине Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, не­понятная. «Такая уж я зародилась горячая - говорила она. - Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - признается она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»
Любовь в жизни Катерины Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и доброде­тели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и прав­дивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису.
Добролюбов о Катерине Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».
Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная жен­щина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Тра­гизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которо­го она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.

 

Смысл названия

для своей пьесы автор выбирает

многозначное название

Природное явление Социальное столкновение
Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается фи­нальная сцена пьесы. Столкновение убеждений консервативно на­строенных представителей более старшего по­коления со стремлением к свободе, возможно­сти выбора молодых героев пьесы.
Гроза как обещание мучений на том свете за грехи - «гиена огненная». Нравственные проблемы: ? проблема человеческого достоинства; ? проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения; ? проблема честности, справедливости и спо­собности сделать выбор.
Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

1. Замысел романа

? Записки в Англии 1860 год: Базаров -«...не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает ...Знает довольно много - энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесплоднейший субъект — ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки». ? И. С. Тургенев в письме к Случевскому 14 апреля 1862 г.: «Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей».

Сюжет и композиция

В центре повествования - фигура Базарова. Все сюжетные линии тянутся к нему: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова,

 

Базаров и Аркадий Кирсанов
Павел Петрович Кирсанов
Анна Сергеевна Одинцова
Родители Базарова
Ситников и Кукшина

 

Если расположить все события, происходящие в романе, в один ряд, то получится следующая закономерность:

Первый круг
Приезд в Марьино (М) Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию «нигилизма»: «...мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрица­ние - мы отрицаем».
Первая встреча с Одинцовой (О) Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова, уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим, к ка­кому разряду млекопитающих относится сия особа», «...этакое бо­гатое тело, хоть сейчас в анатомический театр», - так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин.
Приезд в имение родителей (Р) «...Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается "нечего сказать" отцу и матери...» (М. Горький)
«Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцо­вой (Базаров гостит у нее в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще происходят их встречи, тем сильнее оказываются чувства База­рова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любо­вью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным.
Второй круг
Приезд в Марьино (М) Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристо­кратией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов.
Базаров заезжает к Одинцовой (О) Любовь героя отвергнута Анна Сергеевной, она напугана силой чувств, на ко­торые он оказался способен: «...Вы меня не поняли...» - говорит Одинцова.
Базаров у родителей (Р) Евгений демонстрирует свое холодное отношение к родителям, тяго­тится их заботой и любовью, но скрыть привязанность и нежность к сво­им старикам перед смертью он не может.
Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг стано­вится кругом «развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама жизнь.

Теория Базарова

Базаров - нигилист, он сам так себя называет. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию все:
искусство «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» «Рафаэль гроша ломаного не стоит»
природу как предмет для восхищения «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
любовь «белиберда»
и даже... Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко госпо­дин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых: - Мы отрицаем - Все? - Все. - Как? Не только искусство, поэзию... но и ...страшно вымолвить... - Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим катего­ричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

Основные конфликты в романе





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.008 с.)