Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина
Марфа Игнатьевна Кабанова
| Отличительные черты характера
| «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин. Суровая и властная. Всех хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, своей инициативы. Кабаниха суеверна.
| Противоречивость
в характере и поступках героини
| Ее благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина покончила с собой.
| Особенности речи
| Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого, Кабаниха позволяет себе и грубые выражения, но они не характерны для её речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи. На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своем доме. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными оборотами народной речи.
| Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев - таковы черты внутреннего облика героини, делающие её суровой и страшной охранительницей «темного царства».
| Катерина Кабанова
Место в доме Кабановых
| Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.
| Чем Катерина отличается от других персонажей
| Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.
| Мир, в котором живет героиня
| Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины.
| В чем трагедия Катерины
| Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом».
| о Катерине
| Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная.
«Такая уж я зародилась горячая - говорила она. - Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - признается она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»
| Любовь в жизни Катерины
| Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису.
| Добролюбов о Катерине
| Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным».
Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».
| Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.
Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.
|
Смысл названия
для своей пьесы автор выбирает
многозначное название
Природное явление
| Социальное столкновение
| Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы.
| Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы.
| Гроза как обещание мучений на том свете за грехи - «гиена огненная».
| Нравственные проблемы:
? проблема человеческого достоинства;
? проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;
? проблема честности, справедливости и способности сделать выбор.
| Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.
| Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"
1. Замысел романа
? Записки в Англии 1860 год: Базаров -«...не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает...Знает довольно много - энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесплоднейший субъект — ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки».
? И. С. Тургенев в письме к Случевскому 14 апреля 1862 г.: «Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей».
|
Сюжет и композиция
В центре повествования - фигура Базарова. Все сюжетные линии тянутся к нему: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова,
|
Базаров
| и
| Аркадий Кирсанов
| Павел Петрович Кирсанов
| Анна Сергеевна Одинцова
| Родители Базарова
| Ситников и Кукшина
|
Если расположить все события, происходящие в романе, в один ряд, то получится следующая закономерность:
Первый круг
| Приезд в Марьино
(М)
| Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию «нигилизма»: «...мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем».
| Первая встреча с Одинцовой (О)
| Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова, уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих относится сия особа», «...этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр», - так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин.
| Приезд в имение родителей (Р)
| «...Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается "нечего сказать" отцу и матери...» (М. Горький)
| «Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцовой (Базаров гостит у нее в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще происходят их встречи, тем сильнее оказываются чувства Базарова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любовью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным.
| Второй круг
| Приезд в Марьино (М)
| Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристократией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов.
| Базаров заезжает к Одинцовой (О)
| Любовь героя отвергнута Анна Сергеевной, она напугана силой чувств, на которые он оказался способен: «...Вы меня не поняли...» - говорит Одинцова.
| Базаров у родителей (Р)
| Евгений демонстрирует свое холодное отношение к родителям, тяготится их заботой и любовью, но скрыть привязанность и нежность к своим старикам перед смертью он не может.
| Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг становится кругом «развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама жизнь.
|
Теория Базарова
Базаров - нигилист, он сам так себя называет. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию все:
| искусство
| «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» «Рафаэль гроша ломаного не стоит»
| природу как предмет для восхищения
| «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
| любовь
| «белиберда»
| и даже...
| Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:
- Мы отрицаем
- Все?
- Все.
- Как? Не только искусство, поэзию... но и...страшно вымолвить...
- Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.
|
Основные конфликты в романе
|