Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками
Похожие статьи вашей тематики
Помещик и его отличительная черта
| Как это черта проявляется в характере Чичикова
| Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность
| Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек председатель палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны... сказал ей [жене]; «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»
| Коробочка - мелочная скаредность
| Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой все разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки.
| Ноздрев - самовлюбленность
| Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех - вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех...»
| Собакевич - грубая прижимистость и цинизм
| Даже Ноздрев замечает, что в Чичикове нет «...никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».
| Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение
| Во время осмотра города N «...оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а затем герой «...свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».
| Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.
|
Губернское общество
? Гоголь в заметках к первому тому поэмы пишет: «Идея города - возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до делания совершенных глупостей».
? Это тоже царство «мертвых душ», праздности, внутреннего убожества.
|
Иван Антонович «кувшинное рыло»
| Именно о нем в 3 главе мы читаем рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения». Это о нем Гоголь пишет: «Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! Гордость, благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи...»
| Полицеймейстер «чудотворец»
| «Полицеймейстер, точно, был чудотворец,... в ту же минуту кликнул квартального, и, кажется, всего два слова шепнул ему на ухо да прибавил только: «Понимаешь!»... а уж там, в другой комнате, появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, - это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны... Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места, или место для него».
| Роль чиновников в «Повести о капитане Копейкине» и в истории приобретения мертвых душ Чичиковым
Капитан Копейкин
| Павел Иванович Чичиков
| участник героической войны 1812 г.
| приобретатель, подлец
| простой и честный, наивный и пострадавший
| лицемер, подхалим и авантюрист
| ищет справедливости у чиновников в Петербурге
| старается сыскать знакомства с чиновниками а губернском городе
| не удостоен вниманием чиновников присутственных мест Петербурга
| принят и «обласкан» чиновниками всех уровней губернского города
| равнодушие, бюрократическая канитель, презрение к искалеченному бедняку
| внимание к благообразному авантюристу
| не вызвал к себе, своей участи не сострадания, не понимания
| сумел добиться признания себя в городе как значительного лица
| капитана Копейки на судят
| Чичикова славят
| сначала его не хотели замечать, но он заставил не только заметить, но и бояться себя
| сначала осчастливил, а затем привел в смятение губернский город
| Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука - все это не случайные явления в среде чиновников как в губернском городе N, так и в Петербурге. Одинаково равнодушны и бесчеловечны чиновники, изображенные Гоголем в поэме.
|
Лирические отступления
Глава
| Лирические отступления и вставные эпизоды
| Первая
| Рассуждение о толстых и тонких.
| Вторая
| Рассуждение о двух типах характеров.
| Третья
| Рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения».
| Четвертая
| Мысль о живучести Ноздревых.
| Пятая
| Размышление Чичикова о «славной бабешке». Думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме».
| Шестая
| Воспоминания автора о юности. Размышление о человеке («И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек...»).
| Седьмая
| О двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым.
| Восьмая
| О силе власти исправника.
| Девятая
| О бунте крестьян селения Вшивая-Спесь.
| Десятая
| Повесть о капитане Копейкине.
| Одиннадцатая
| «Русь! Русь!...» Дорога. Рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне. Рассуждение о добродетельном герое и герое-подлеце. Тройка.
|
Смысл названия
Попробуем понять, какой смысл Н. В. Гоголь вкладывал в название своей поэмы.
Мертвые души
Так называли умерших крестьян, которые по ревизским спискам до новой ревизии числились живыми.
| Помещики и чиновники, живущие и здравствующие, но образ жизни, который они ведут, может определить их как мертвых.
Жажда наживы убила все лучшие человеческие качества и чувство гражданского долга.
| «Приобретение - вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Автор приводит читателя к выводу о том, что виной «омертвения» души человеческой является стяжательство.
|
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» стала гениальным обличением крепостничества как такого социально-экономического строя, который закономерно порождает культурную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который является вершителем судеб государства.
| Роман И.А. Гончарова "Обломов"
Замысел романа
? Роман появился накануне отмены крепостного права в России.
? Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, - вспоминал он позднее, - у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».
А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.
| 2. Жанр, сюжет и композиция
? «Обломов» - реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.
? Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.
? Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.
? Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени - около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.
? Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге - Пшеницына, Захару - Анисья.
|
|