Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

Поиск
Помещик и его отли­чительная черта Как это черта проявляется в характере Чичикова
Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной прият­ным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень поря­дочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; про­курор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек председатель палаты - что он знающий и почтен­ный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны... сказал ей [жене]; «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»
Коробочка - мелочная скаредность Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой все разложено с такой же ста­рательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки.
Ноздрев - самовлюбленность Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех - вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то лов­кость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обык­новению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех...»
Собакевич - грубая при­жимистость и цинизм Даже Ноздрев замечает, что в Чичикове нет «...никакого прямоду­шия, ни искренности! Совершенный Собакевич».
Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хра­нение Во время осмотра города N «...оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а затем герой «...свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».
Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встре­чается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

Губернское общество

? Гоголь в заметках к первому тому поэмы пишет: «Идея города - возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до делания совершенных глупостей». ? Это тоже царство «мертвых душ», праздности, внутреннего убожества.

 

Иван Антонович «кувшинное рыло» Именно о нем в 3 главе мы читаем рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения». Это о нем Гоголь пишет: «Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! Гордость, благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи...»
Полицеймейстер «чудотворец» «Полицеймейстер, точно, был чудотворец,... в ту же минуту кликнул квартального, и, кажется, всего два слова шепнул ему на ухо да прибавил только: «Понимаешь!»... а уж там, в другой комнате, появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, - это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны... Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места, или место для него».

Роль чиновников в «Повести о капитане Копейкине»
и в истории приобретения мертвых душ Чичиковым

Капитан Копейкин Павел Иванович Чичиков
участник героической войны 1812 г. приобретатель, подлец
простой и честный, наивный и пострадавший лицемер, подхалим и авантюрист
ищет справедливости у чиновников в Пе­тербурге старается сыскать знакомства с чиновниками а губернском городе
не удостоен вниманием чиновников при­сутственных мест Петербурга принят и «обласкан» чиновниками всех уров­ней губернского города
равнодушие, бюрократическая канитель, презрение к искалеченному бедняку внимание к благообразному авантюристу
не вызвал к себе, своей участи не сострада­ния, не понимания сумел добиться признания себя в городе как значительного лица
капитана Копейки на судят Чичикова славят
сначала его не хотели замечать, но он заста­вил не только заметить, но и бояться себя сначала осчастливил, а затем привел в смяте­ние губернский город
Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука - все это не случайные явления в среде чиновников как в губернском городе N, так и в Петербурге. Одинаково равнодушны и бесче­ловечны чиновники, изображенные Гоголем в поэме.

Лирические отступления

Глава Лирические отступления и вставные эпизоды
Первая Рассуждение о толстых и тонких.
Вторая Рассуждение о двух типах характеров.
Третья Рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения».
Четвертая Мысль о живучести Ноздревых.
Пятая Размышление Чичикова о «славной бабешке». Думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме».
Шестая Воспоминания автора о юности. Размышление о человеке («И до та­кой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек...»).
Седьмая О двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым.
Восьмая О силе власти исправника.
Девятая О бунте крестьян селения Вшивая-Спесь.
Десятая Повесть о капитане Копейкине.
Одиннадцатая «Русь! Русь!...» Дорога. Рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне. Рас­суждение о добродетельном герое и герое-подлеце. Тройка.

 

Смысл названия

Попробуем понять, какой смысл Н. В. Гоголь вкладывал в название своей поэмы.

Мертвые души

Так называли умерших крестьян, кото­рые по ревизским спискам до новой реви­зии числились живыми. Помещики и чиновники, живущие и здрав­ствующие, но образ жизни, который они ведут, может определить их как мертвых. Жажда наживы убила все лучшие челове­ческие качества и чувство гражданского долга.
«Приобретение - вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает назва­ние не очень чистых». Автор приводит читателя к выводу о том, что виной «омертвения» души человеческой является стяжательство.

 

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» стала гениальным обличением крепостничества как такого социально-экономического строя, который закономерно порождает куль­турную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который является вершителем судеб государства.

Роман И.А. Гончарова "Обломов"

Замысел романа

? Роман появился накануне отмены крепостного права в России. ? Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, - вспоминал он позднее, - у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине». А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.

2. Жанр, сюжет и композиция

? «Обломов» - реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман. ? Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком. ? Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает. ? Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени - около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории. ? Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге - Пшеницына, Захару - Анисья.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 8177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.127 (0.007 с.)