Ранние романтические произведения 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранние романтические произведения



Почему Горький выбирает романтический тип героя?
• Время начала творчества А. М. Горького приходится на рубеж веков, период, который в истории принято называть сложным временем.
• Это период, когда происходит разрушение прежнего и появление нового.
• Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих ценностях.
• Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим, отжившим, возникает необходимость найти «нравственный идеал».
• Таким идеалом для писателя Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных ситуациях.

 

Характерные признаки романтического произведения: герой противопоставляется «толпе»; герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени; необычный пейзаж (морской, степной), обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.

Рассказ Горького «Старуха Изергиль»

• Рассказ-размышление о смысле жизни • Главный герой - исключительная личность
  Особенности композиции:
состоит из трех самостоятельных частей
сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования
первая и третья часть - легенды - противоположны по содержанию
центральная часть - рассказ о старухе Изергиль

Сравнение двух главных героев:

Параметры для сравнения Ларра Данко
Внешность «красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза» красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»
Жизненная позиция ? он не похож на других людей - не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, то есть делать, что хо­чешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»; ? «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племе­ни - «наказание ему в нем самом» ? «лучший из всех», «он любил лю­дей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке»; ? «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугав­шимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над собой. Сопле­менники «наказывают» Данко за гор­дость
Итог жизни одиночество
Послесловие от Ларры осталась только тень, бродящая по степи от гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой
Вывод крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям альтруист, выражающий высшую степень любви к людям
антиидеал романтический идеал

 

Старуха Изергиль
• Идеал и антиидеал -два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) - альтруизм (Данко).
• Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования.

Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко:

Ларра и Данко Старуха Изергиль
Прожили бурную и мятежную жизнь, стремились к независимости.
Данко Старуха Изергиль
Воплощают высший идеал любви к людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям.
Ларра Старуха Изергиль
Не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха Изергиль «жадно», беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от него (Ларры), она платила за это, «тратила» себя, не жалея.
Ларра и Данко Старуха Изергиль
Итог жизни - одиночество. Старуха Изергиль «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век.
Старуха Изергиль приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожерт­вовать собой.

Пьеса «На дне»

Смысл названия

• В пьесе М. Горького отразились все основные противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира (пьеса написана в 1902 году). Перечень названий, которые последовательно давал Горький своей пьесе, показывает напряженность и направление поиска: «Без солнца» -> «Ночлежка» -> «В ночлежном доме» -> «На дне».
• Философская проблематика, прежде всего, отразилась в спорах о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма.
• Размышление о правде и спор о предназначении человека.

 

Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки - в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности:
Клещ «Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Изды­хать надо...вот она, правда!»
Анна «Не помню - когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь моя дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...»
Актер(стихи Пье­ра Беранже) Господа! Если к правде святой Честь безумцу, который навеет Мир дорогу найти не умеет, - Человечеству сон золотой...
Лука Считает, что правда не нужна человеку. Для человека важнее всего утешение, или даже обман - «золотой сон» (подлинная правда жизни, ибо она слишком су­рова, «обух для людей»), человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тя­жело, что нужно нести ему сострадание.
Сатин Призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По мнению героя, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающейся на настоящее, не отрываю­щейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда, «Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!» «Ложь - религия рабоа и хозяев... Правда - бог свободного человека!»
Речь идет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь.

А.А. Блок. Основные темы лирики

Свое творчество А. А. Блок осмыслял в его единстве, называя все написанное романом в стихах, а трехтомник, в который вошли стихи, драмы, поэмы - «трилогией вочеловеченья».

Стихи о «Прекрасной даме»

• Прекрасная дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. • Лирический герой - служитель Прекрасной дамы, ожидающий преображения жизни. • Поэт готов отрешиться от всего реального и земного, замкнуться на своих переживаниях: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. В стихах этого цикла звучит мотив тревоги, ощущение близкой катастрофы, одиночества, тоски.

Особенности поэтической речи:

Фантастичность и загадочность изображаемого.
Неопределенно-личные предложения.
Особенные эпитеты: «руки незримые», «сны невозможные», «шаги несуществующие».

Стихи о России

В лирике Блока слышится постоянное обращение к России . Не только в безвоздушном пространстве фантазии, но и в определенном, русском воздухе , на просторе русских полей помещает он свою лирику. Содержание и дух своего лиризма Блок не мыслит вне глубочайшей связи с Россией. Особый отпечаток своей души он выводит из новейшей истории.

 

Стихи Особенности содержания и стиля
«Россия» (1908 г Тема родины в этом стихотворении уходит корнями в глубокое прошлое. Это сыновняя исповедь об эпохе, временах «лет темных и глухих», но уже пред­вещающих стихийные ветры революции - с разбойным посвистом, уничтоже­нием усадеб. Но эта тема «свободы без креста» проходит лишь намеком, не­осознанным предчувствием: И невозможное возможно, Дорога долгая легка...
«На поле Кули­ковом» цикл (1908 г.) Духовный итог всех предыдущих лет - новая философия жизни, новое престав­ление о ее сущности, как бы синтез прежних концепций «храма» и «стихии»: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... В «Поле Куликовом» возникает женский образ - особенный, сообразный всему остальному. В этом образе нет ничего от земных женщин, это словно возвра­щение в поэзию Блока самой Вечной Женственности - но преобразившейся, с другим лицом: О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..
...Испепеляющие годы! Есть немота - то гул набата Безумья ль в вас, надежды ль весть Заставил заградить уста. От дней войны, от дней свободы - В сердцах, восторженных когда-то, Кровавый отсвет в лицах есть. Есть роковая пустота. Эту пустоту Блок стремится заполнить Россией, он говорит о России с каким-то болезненным стоном любви и тоски. Он называет ее своей женой, своей бедной женою, своей жизнью; он нищую страну свою и круг её низких, нищих деревень принимает глубоко в сердце и безумно хочет разгадать ее загадку и ее рыдания.

Поэма «Двенадцать»

• Поэма «Двенадцать» написана за три дня, в январе 1918 г., Поставив точку в конце поэмы, Блок записал в дневнике: «Сегодня я - гений». • В поэме звучит музыка разыгравшейся стихии, ею наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте ветра, и в маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка - на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (черный) музыки лишен.

 

Основной художественный прием - антитеза, контраст что же противопоставляется в поэме?

 

Старый мир Новый мир
буржуй красноармейцы
писатель-вития ветер
товарищ поп снег  
пёс

 

Стихия цвета «Черный вечер. Белый снег» Черное - старое, уходящее, белое - но­вое, устремленное в будущее. Жестокое разделение - таково время, никаких полутонов. А еще в поэме возникает красный цвет - цвет знамени, крови, революции.
Стихия музыки 2 глава - ритм марша; 3 глава - частушка, 9 глава - городской романс.
Стихия природы Безудержная, веселая, жестокая. «Ветер - на всем божьем свете!» Космический масштаб, ветер сбивает с ног, загоняет в сугробы пред­ставителей старого мира. «Ветер веселый и зол, и рад. Крутит подолы, прохожих косит, рвет. Мнет и носит большой плакат: «Вся власть Уч­редительному собранию». Ветер сопровождает «Двенадцать» («Гуляет ветер, порхает снег, идут двенадцать человек»). Ветер играет красным флагом. Снег крутит, порхает, переходит в метель, «снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Метель в душе Петрухи. Начинается пурга.
Стихия душ человеческих Безудержная, жестокая, непостижимая у «двенадцати»: «В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз» (бубновый туз - знак каторжника) Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!», т. е. дозволено все. Ненависть к старому миру выливается в призыв «Пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую».
8 глава Самая страшная глава. Скучно! Все без меры: горе, радость, тоска. Скучно - это серо, серо - это безлико.
11 глава Идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль.
Стихия вседозволенности Всё это жестоко, непостижимо, безудержно, страшно! Но все-таки впереди «двенадцати» - Христос. Он словно выводит их с ме­тельных улиц Петрограда в миры иные.
Появление Иисуса Христа С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Иисус Христос.

 

В статье «Интеллигенция и революция», написанной почти одновременно с поэмой, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной».




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.0.112 (0.009 с.)