Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Ранние романтические произведения
Почему Горький выбирает романтический тип героя?
| • Время начала творчества А. М. Горького приходится на рубеж веков, период, который в истории принято называть сложным временем.
| • Это период, когда происходит разрушение прежнего и появление нового.
| • Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих ценностях.
| • Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим, отжившим, возникает необходимость найти «нравственный идеал».
| • Таким идеалом для писателя Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных ситуациях.
|
Характерные признаки романтического произведения:
герой противопоставляется «толпе»;
герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени;
необычный пейзаж (морской, степной), обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.
|
Рассказ Горького «Старуха Изергиль»
• Рассказ-размышление о смысле жизни
• Главный герой - исключительная личность
|
| Особенности композиции:
|
| состоит из трех самостоятельных частей
|
| сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования
|
| первая и третья часть - легенды - противоположны по содержанию
|
| центральная часть - рассказ о старухе Изергиль
| Сравнение двух главных героев:
Параметры для сравнения
| Ларра
| Данко
| Внешность
| «красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»
| красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»
| Жизненная позиция
| ? он не похож на других людей - не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»;
? «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени - «наказание ему в нем самом»
| ? «лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке»;
? «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость
| Итог жизни
| одиночество
| Послесловие
| от Ларры осталась только тень, бродящая по степи
| от гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой
| Вывод
| крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям
| альтруист, выражающий высшую степень любви к людям
| антиидеал
| романтический идеал
|
Старуха Изергиль
| • Идеал и антиидеал -два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) - альтруизм (Данко).
| • Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования.
| Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко:
| Ларра и Данко
| Старуха Изергиль
| Прожили бурную и мятежную жизнь, стремились к независимости.
|
| Данко
| Старуха Изергиль
| Воплощают высший идеал любви к людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям.
|
| Ларра
| Старуха Изергиль
| Не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха Изергиль «жадно», беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от него (Ларры), она платила за это, «тратила» себя, не жалея.
|
| Ларра и Данко
| Старуха Изергиль
| Итог жизни - одиночество. Старуха Изергиль «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век.
|
| Старуха Изергиль приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать собой.
|
Пьеса «На дне»
Смысл названия
• В пьесе М. Горького отразились все основные противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира (пьеса написана в 1902 году). Перечень названий, которые последовательно давал Горький своей пьесе, показывает напряженность и направление поиска: «Без солнца» -> «Ночлежка» -> «В ночлежном доме» -> «На дне».
| • Философская проблематика, прежде всего, отразилась в спорах о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма.
| • Размышление о правде и спор о предназначении человека.
|
Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки - в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности:
| Клещ
| «Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо...вот она, правда!»
| Анна
| «Не помню - когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь моя дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...»
| Актер(стихи Пьера Беранже)
| Господа! Если к правде святой Честь безумцу, который навеет Мир дорогу найти не умеет, - Человечеству сон золотой...
| Лука
| Считает, что правда не нужна человеку. Для человека важнее всего утешение, или даже обман - «золотой сон» (подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, «обух для людей»), человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание.
| Сатин
| Призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По мнению героя, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающейся на настоящее, не отрывающейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда, «Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!» «Ложь - религия рабоа и хозяев... Правда - бог свободного человека!»
| Речь идет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь.
|
А.А. Блок. Основные темы лирики
Свое творчество А. А. Блок осмыслял в его единстве, называя все написанное романом в стихах, а трехтомник, в который вошли стихи, драмы, поэмы - «трилогией вочеловеченья».
|
Стихи о «Прекрасной даме»
• Прекрасная дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты.
• Лирический герой - служитель Прекрасной дамы, ожидающий преображения жизни.
• Поэт готов отрешиться от всего реального и земного, замкнуться на своих переживаниях: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. В стихах этого цикла звучит мотив тревоги, ощущение близкой катастрофы, одиночества, тоски.
| Особенности поэтической речи:
Фантастичность и загадочность изображаемого.
| Неопределенно-личные предложения.
| Особенные эпитеты: «руки незримые», «сны невозможные», «шаги несуществующие».
|
Стихи о России
В лирике Блока слышится постоянное обращение к России. Не только в безвоздушном пространстве фантазии, но и в определенном, русском воздухе, на просторе русских полей помещает он свою лирику. Содержание и дух своего лиризма Блок не мыслит вне глубочайшей связи с Россией. Особый отпечаток своей души он выводит из новейшей истории.
|
Стихи
| Особенности содержания и стиля
| «Россия» (1908 г
| Тема родины в этом стихотворении уходит корнями в глубокое прошлое. Это сыновняя исповедь об эпохе, временах «лет темных и глухих», но уже предвещающих стихийные ветры революции - с разбойным посвистом, уничтожением усадеб. Но эта тема «свободы без креста» проходит лишь намеком, неосознанным предчувствием:
И невозможное возможно, Дорога долгая легка...
| «На поле Куликовом» цикл (1908 г.)
| Духовный итог всех предыдущих лет - новая философия жизни, новое преставление о ее сущности, как бы синтез прежних концепций «храма» и «стихии»: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...
В «Поле Куликовом» возникает женский образ - особенный, сообразный всему остальному. В этом образе нет ничего от земных женщин, это словно возвращение в поэзию Блока самой Вечной Женственности - но преобразившейся, с другим лицом:
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..
| ...Испепеляющие годы!
Есть немота - то гул набата
Безумья ль в вас, надежды ль весть
Заставил заградить уста.
От дней войны, от дней свободы -
В сердцах, восторженных когда-то,
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть роковая пустота.
Эту пустоту Блок стремится заполнить Россией, он говорит о России с каким-то болезненным стоном любви и тоски. Он называет ее своей женой, своей бедной женою, своей жизнью; он нищую страну свою и круг её низких, нищих деревень принимает глубоко в сердце и безумно хочет разгадать ее загадку и ее рыдания.
|
Поэма «Двенадцать»
• Поэма «Двенадцать» написана за три дня, в январе 1918 г., Поставив точку в конце поэмы, Блок записал в дневнике: «Сегодня я - гений».
• В поэме звучит музыка разыгравшейся стихии, ею наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте ветра, и в маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка - на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (черный) музыки лишен.
|
Основной художественный прием - антитеза, контраст что же противопоставляется в поэме?
|
Старый мир
| Новый мир
| буржуй
| красноармейцы
| писатель-вития
| ветер
| товарищ поп
| снег
| пёс
|
Стихия цвета
| «Черный вечер. Белый снег» Черное - старое, уходящее, белое - новое, устремленное в будущее. Жестокое разделение - таково время, никаких полутонов. А еще в поэме возникает красный цвет - цвет знамени, крови, революции.
| Стихия музыки
| 2 глава - ритм марша; 3 глава - частушка, 9 глава - городской романс.
| Стихия природы
| Безудержная, веселая, жестокая. «Ветер - на всем божьем свете!» Космический масштаб, ветер сбивает с ног, загоняет в сугробы представителей старого мира. «Ветер веселый и зол, и рад. Крутит подолы, прохожих косит, рвет. Мнет и носит большой плакат: «Вся власть Учредительному собранию».
Ветер сопровождает «Двенадцать» («Гуляет ветер, порхает снег, идут двенадцать человек»). Ветер играет красным флагом. Снег крутит, порхает, переходит в метель, «снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Метель в душе Петрухи. Начинается пурга.
| Стихия душ человеческих
| Безудержная, жестокая, непостижимая у «двенадцати»: «В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз» (бубновый туз - знак каторжника) Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!», т. е. дозволено все.
Ненависть к старому миру выливается в призыв «Пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую».
| 8 глава
| Самая страшная глава. Скучно! Все без меры: горе, радость, тоска. Скучно - это серо, серо - это безлико.
| 11 глава
| Идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
| Стихия вседозволенности
| Всё это жестоко, непостижимо, безудержно, страшно! Но все-таки впереди «двенадцати» - Христос. Он словно выводит их с метельных улиц Петрограда в миры иные.
| Появление Иисуса Христа
| С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Иисус Христос.
|
В статье «Интеллигенция и революция», написанной почти одновременно с поэмой, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной».
|
|