Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В. В. Маяковский. Темы и образы в ранней лирике.
Противопоставление
| мечта
| действительность
| стремление к гармонии
| невозможность гармонических отношений в современной поэту жизни
| поэт
| толпа
|
Ранимость и чуткость поэтической души
Внешнее представление о поэте
| Какой поэт на самом деле
| ? С первого же появления Маяковского
в печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана.
? Высокий, странно выглядевший в неизменной желтой кофте («Чтобы не походить на вас!»), этот хулиган - горлан был ненавистен определенной категории публики.
| За внешностью, напускной грубостью Маяковского скрывается ранимая и чуткая душа поэта, одинокая и не всегда понятая. Маяковский одинок, и одинок его лирический герой: Время!
Хоть ты, хромой богомаз,лик намалюй мойв божницу уродца века!Я одинок, как последний глазу идущего к слепым человека!
|
Лирический герой раннего Маяковского
Это
| - сильная бунтующая личность, протестующая против начавшейся мировой войны и социальных несправедливостей
| -личность, противопоставляющая себя обывателям
| - одинокий герой
| - автором создается образ, который несет на себе печать трагизма.
| - одинокий лирический героя ранней лирики Маяковского окружен антиподами
| - временами автор одевает на своего маску циника и пошляка от великого отчаяния, устав бороться с «громадиной зла»
|
Почему автор создает образ такого лирического героя?
• чтобы быть услышанным, чтобы обратили внимание
• из-за стремления шокировать окружающих грубыми выпадами, пойти вразрез с общественной моралью, бросить вызов общественности
• но поэт отказывается от такой позы, раскрывая душу, полную сострадания и любви к людям
|
Почти в каждом стихотворении из ранней мучительную любовь и веру в человека:
| Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!
(«Скрипка и немножко нервно»)
| Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают
- значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
(«Послушайте!»)
| С. А. Есенин. Тема родины и природы в лирике.
Поэт о своем отношении к теме Родины и природы
| «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине, Чувство Родины - основное в моем творчестве».
| «Все мое творчество - о России, Россия - главная тема моих стихов. - Без этой темы я не был бы поэтом».
| «Родина - это то, что просто и весомо, ясно; это то, что может устоять против любого урагана».
|
Стихи о Родине и природе
Стихи 1910-1914 гг.
Название стихотворения
| Его содержание и художественные особенности
| «Сыплет черемуха снегом» (1910 г.)
| Читается:
- свежесть и сила восприятия природного мира юным поэтом
- полноценное и многообразное принятие всего богатства природы.
Примеры метафор и эпитетов:
- «сыплет черемуха снегом;
- «никнут шелковые травы»;
- «Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной!»
| «Край любимый! Сердцу снятся...» (1914 г.)
| В стихотворении поэт одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком.
Художественные приемы;
- «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных» (риторическое обращение);
- вызванивающие ивы;
- «гарь в небесном коромысле» - (эпитеты и метафоры).
|
Стихи 1914-1917 гг.
Характерной особенностью этого периода является то, что вместе с природой прославляются патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной России.
|
Название стихотворения
| Его содержание и художественные особенности
| «Гой ты, Русь моя родная!» (1914 г.)
| Обращается ко всей стране, но задерживает внимание читателя на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, на «коротком спасе» в деревенских церквах. Поэт разворачивает панораму деревенской жизни: замученные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки приятно слышать «звонкий, как сережки», девичий смех, видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность просторов: «Не видать конца и края - только синь сосет глаза».
| «Край ты мой заброшенный...» (1914 г.)
| В строчках стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене. В то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность.
| «Запели тесаные дроги» (1916 г.)
| В стихотворении возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой - поэтичнейший «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дрогам. И вот из этого противоречия выплескивается признание:
О Русь, малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
| «Я снова здесь в семье родной» (1915 г.)
| В стихотворении поэт любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «вечерней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным».
| «О верю, верю счастье есть» (1917 г.)
| В стихотворении мы слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятистиший звенит «златая Русь», волнуется «неуемный ветер». Поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь «взмахнуть крылами», чтобы «отправиться в неизведанный дальний полет».
| Стихи последних лет жизни поэта
Название стихотворения
| Его содержание и художественные особенности
| «Русь советская» (1924 г.)
| Стихотворение показывают сложное отношение автора к произошедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учится постигать «е каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с другой - «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной деревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны». Новый свет другого поколения не греет.
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой.
В своей стране я словно иностранец.
| «Возвращение на родину» (1924 г.)
| Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный железный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь богу негде помолиться».
| «Письмо к матери»(1924 г.)
| Есенин сливает образ матери с Отчизной, и оттого переживания близости к ней обостряются необычайно. Поэт надеется на свое обновление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни.
| «Неуютная жидкая пунность» (1925 г.)
| В стихотворении «поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне:
Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны. А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.
|
А. А. Ахматова. Основные темы лирики
1. Ахматова в период раннего творчества - акмеистка
Акмеизм - литературное направление, которое проповедует теорию «искусство для искусства», «красоты ради самой красоты».
|
Любовная лирика
Название стихотворения
| Его содержание и художественные особенности
| Книги «Вечер»,«Четки», «Белая стая»
| В стихах, вошедших в эти сборники, Ахматова очень женственна, но в нежности ее поэтического слова звучит одновременно и властность, и энергия. Сочетание нежности и беззащитности с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонаций отчаяния и веры, молитвы и проклятий - все это отличает художественный мир Ахматовой, ее неповторимый стиль.
| «Хочешь знать,как все это было?»
| Миниатюра, зарисовка, в нескольких строчках которой вся история любви.
| «Смятение»
| Лирический роман, в котором в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет.
| «Небывалая осеньпостроила купол...»
| В этом стихотворении тема любви раскрывается по-новому. Любовные переживания лирической героини включают в себя все существование, всю жизнь. Такая любовь стала более богатой и многоцветной, а в минуты потрясений и более трагедийной.
| | | |
Стихи о Родине
Тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей в годы Первой мировой войны высказать свое отношение к этому историческому событию.
|
Название стихотворения
| Его содержание и художественные особенности
| «Молитва»
| Молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет.
| «Мне голос был...»
| Стихотворение отличает строгая, библейская форма. Ахматова «озвучивает» в этом стихотворении голос интеллигенции, которая принимает решение остаться со своим народом, несмотря на свое отношение к революции.
| «Все расхищено, предано, продано»
| Старый мир разрушен, новый еще только начинает строиться. Ахматова теряет со смертью старого мира то, что было для нее родным домом, но поэтесса произносит слова, благословляющие вечную в своей прелести мудрую новизну жизни.
|
|