Нравственный смысл любви и дружбы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственный смысл любви и дружбы



 

В первобытную эпоху человеческая солидарность была основана на кровном родстве. Во времена цивилизованных обществ единство людей стало обеспечиваться с помощью права, государства, религии и этики. Но самыми возвышенными формами человеческой солидарности стали любовь и дружба, потому что они основаны на отношении человека к человеку как к личности.

Что такое любовь? В самом широком понимании любовь – это космическая сила, объединяющая все сущее. Такое видение любви было свойственно и древним грекам, и христианам, и даже Зигмунду Фрейду. В этой трактовке любовь– это сила притяжения, благодаря которой становится возможным бытие мира. В христианском учении любовь фактически отождествляется с Богом (вспомним слова апостола Иоанна, что “Бог есть любовь”), создателем мира и силой, которая спасает его от распада. Сатана, соответственно, ассоциируется с отталкиванием, хаосом, небытием. Таким образом, христиане придают любви одновременно и онтологический характер, и нравственное измерение.

Но в широком значении любовь можно понимать как любую связь, которая проявляется в нашем мире (например, химическая реакция соединения, питание растения или животного), и в которой нет ничего собственно нравственного.

В чем же заключается специфика человеческой любви?

· человеческая любовь основана не только на бессознательном влечении, но и на сознательном выборе объекта любви.

· человеческая любовь представляет собой отношение к какой-либо положительной ценности. Любовь – это переживание ценности (в качестве подобной ценности может выступать собственный ребенок, абстрактная истина или родная страна). Человеческая любовь предполагает нравственное измерение.

· человеческая любовь имеет эмоциональную природу. Любовь – это чувство особой близости, возникающее по отношению к другим людям, Родине, Богу и т. д.

· человеческая любовь имеет личностный характер. Любовь напрямую не служит целям продолжения человеческого рода. Родить ребенка можно и без любви. Любовь также не вполне вписывается в социум, поскольку не подчиняется никаким нормам, не допускает благоустройства в этом мире. Любовь нужна лишь отдельным личностям. Но зачем?

Здесь необходимо вспомнить самое первое и самое точное определение любви, которое дал древнегреческий философ Платон. По его мнению, любовь – это жажда целостности. В мифе об Андрогине он символически описал процесс распада единого человека на части. Исходя из этого, любовь выступает у Платона как наилучший способ обретения изначальной целостности, интеграции всех сущностных сил личности, ее приобщения к высшему бытию. В состоянии любви личность человека начинает расширяться и “любимое включается мною в состав моей сущности, становится онтологически спаянным с моим “я” и моей жизнью” [55]. Таким образом любовь к супругу, ближнему, Родине и даже Богу можно трактовать как процесс расширения собственной личности.

Итак, мир человеческой любви чрезвычайно разнообразен. Обычно выделяют следующие ее разновидности: половую, родительскую, братскую (или любовь к ближнему) и любовь к Богу.

В нравственном отношении во всех религиях и в большинстве философских учений наиболее высоко оцениваются безусловная родительская любовь и чисто идеальная любовь к Богу (или высшему миру).

Огромное этическое значение христианства заключается в том, что оно впервые возвело любовь к ближнему в ранг высшей ценности. Достаточно вспомнить проповедь о любви апостола Павла: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так это могу и горы переставлять, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится , не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит”. Христианство в отношении к любви уникально, поскольку в других религиях основой человеческих взаимоотношений признаются совсем другие добродетели. В исламе, иудаизме и конфуцианстве – это уважение, в буддизме и джайнизме – сострадание.

Но нет ни одной религии, которая бы придавала духовно-нравственное значение половой любви. Во всех религиях половая любовь объявляется исключительно чувственной. Исходя из такой оценки, христианство половую любовь считает греховной. Христианская этика допускает половые взаимоотношения исключительно потому, что невозможно сразу исправить греховную природу людей. На Востоке половая любовь тоже не рассматривается как духовный феномен, но отношение к ней совершенно иное. Например, в исламе плотская, чувственная любовь считается благом, даром Аллаха. Мусульманский рай – это место, где можно бесконечно предаваться любовным утехам. В Китае, Индии и Японии половая любовь признается просто естественной, поэтому не возвышается в нравственном отношении, но и не признается греховной.

Философия как и религия не очень высоко ценит половую любовь. Среди сотен мыслителей едва наберется десяток тех, кто придавал ей духовное значение. Это французский ученый Блез Паскаль, немецкие романтики Шлегель, Гете, Шиллер, немецкие идеалисты Шеллинг, Фейербах, русские религиозные философы В. Соловьев и Н. Бердяев, а также Э. Фромм.

Остановимся на оценке половой любви, которую дал наш отечественный философ Владимир Соловьев. Он считал, что половая любовь имеет исключительно высокое нравственное предназначение, поскольку только она способна одухотворить плоть. В своей знаменитой книге “Смысл любви” он писал, что “мнимо духовная любовь есть явление не только ненормальное, но и совершенно бесцельное, ибо то отделение духовного от чувственного, к которому она стремится, и без того наилучшим образом совершается смертью. Истинно же духовная любовь... есть торжество над смертью, не отделение бессмертного от смертного, вечного от временного, а превращение смертного в бессмертное, восприятие временного в вечное. Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность – ее перерождение, спасение, воскресение” [50].

Таким образом, высшая нравственная задача половой любви состоит в достижении духовно-телесного единения двух личностей противоположного пола. Но единение в любви не предполагает полного слияния, исчезновения собственного “я”, растворения его в другом. Если такое происходит, то это означает смерть любви. Когда теряется личность, то исчезает и любовь. Любовь есть связь, предполагающая сохранение целостности личности, ее индивидуальности. Любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранить свою целостность. Парадокс любви в том, что два существа составляют одно целое и все же остаются двумя существами [55]. Каждая личность уникальна, поэтому невозможно полностью отождествиться даже с любимым человеком. Как писал Рильке: “Любовь – это нежное бережение одиночества любимого человека”.

Но все же следует признать, что половая любовь и мораль сосуществуют не бесконфликтно. Начнем с того, что неясно, что выше в ценностном отношении: любовь или мораль. Кто кого должен судить? Должна ли любовь получить оправдания со стороны морали или, наоборот, мораль состоятельна только тогда, когда не противоречит любви. Августин Блаженный в свое время предложил свое разрешение данной проблемы, он провозгласил новое золотое правило нравственности: “Люби, и делай, что хочешь”. Но проблема заключается в том, что он писал вовсе не о половой любви, а о любви к Богу.

Вышеупомянутое противоречие, на первый взгляд, выглядит все же разрешимым, так как любовь включает в себя высшие моральные ценности: благо, истину и красоту. Любовь является наилучшей формой преодоления эгоизма и отчуждения между людьми. Любовь возвышает человека, вызывает стремление к самосовершенствованию, бескорыстной отдаче, заботе о других и т. д. Но, с другой стороны, любовь часто противоречит традициям и обычаям общества, в том числе и морали как нормативной системе. Например, мораль одобряет только супружескую любовь, но она встречается довольно редко, так как традиционный брак был основан не на половой любви, а на требованиях социума. Другая трудность состоит в том, что та возвышенная романтическая любовь , о которой мы говорили, получила широкое распространение только в эпоху Нового времени. В древнем мире женщина не считалась полноценной личностью, поэтому любовь к женщине лишалась всякого нравственного значения.

Дружба – форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности. Этимологически понятие дружбы обнаруживает близость к понятиям родства, товарищества и любви. В первобытном обществе дружба связывалась с символическим породнением (кровная дружба, побратимство, братство по оружию) и часто была принципиально нерасторжима, а права и обязанности друзей жестко фиксировались традицией. С разложением общинно-родовых связей понятие дружбы постепенно отделяется от родства и сближается с товариществом, основанным на общности интересов. Усложнение взаимоотношений личности и общества обостряет потребность в эмоциональном контакте и психологической интимности, что приводит к индивидуализации дружбы , сближению ее с любовью и, наконец, к представлению о друге как об alter ego (другом “я”).

Любовь и дружба – это не одно и тоже, но между ними больше общего, чем отличного. Общего так много (стремление к духовному единству, к преодолению эгоизма и т. д.), что можно сказать, что дружба – это форма любви, которую в Древней Греции называли “филиа”. Такая любовь-дружба, основана прежде всего на исповедании общих ценностей.

Но есть между двумя этими феноменами и существенные различия.

· в дружеских отношениях отсутствует сексуальное влечение. Дружба возникает не под влиянием какой-то природной склонности, а в результате свободного выбора.

· в дружбе мало сентиментальности. Друзей объединяют не эмоции, не нежная привязанность, а общие взгляды на жизнь.

· дружба по своей природе бескорыстна. В ней нет практической, утилитарной надобности.

· в дружбе мало эгоизма. В отличие от любви, в которой всегда присутствует чувство собственности, она почти не знает ревности. Друзей может быть много.

· дружба самая асоциальная форма солидарности. Дружба выделяет людей из стада. Если любовь часто оформляется в семейный союз, который имеет социальную природу, то дружба не вписывается в социальные институты. Дружба предельно индивидуалистична, она соединяет людей на высшем уровне их личностного развития.

· дружба – это союз равных людей. Очень хорошо об этом написал Шатобриан: “Чтобы быть близкими друзьями, два человека должны постоянно тянуться друг к другу, но в то же время отталкиваться один от другого: они должны иметь гений равной силы, но разного свойства...”

· дружба имеет мужской характер. Это самый спорный тезис, который, тем не менее, поддерживают многие мыслители. Они считают, что женщины от природы не способны дружить. Ларошфуко объясняет это тем, что “женщины в большинстве своем оттого так безразличны к дружбе, что она кажется им пресной в сравнении с любовью”.

Настоящую дружбу нелегко адекватно описать, но выделим неписанные правила, следуя которым можно сохранять и укреплять близкие отношения между друзьями: уважать внутренний мир друга; не быть назойливым, не поучать; оказывать эмоциональную поддержку; добровольно помогать в случае нужды; сохранять доверенные тайны; быть терпимым к остальным его друзьям; не критиковать друга публично; защищать друга в его отсутствии [22]. Настоящая дружба представляет собой очень высокое в нравственном отношении явление, поэтому она так редко встречается в жизни.

Таким образом, любовь и дружба являются самыми высшими в нравственном отношении формами человеческой солидарности, поскольку они позволяют человеку преодолевать свой эгоизм и отчуждение.

 

Таким образом, нравственные ценности отражают отношение индивида к миру и к самому себе с точки зрения высшего блага. Они задают ориентиры для человеческой деятельности и составляют основу морали. Добро является самой высшей нравственной ценностью и определяет внутреннюю сущность других моральных понятий и явлений. Долг и совесть представляют собой те внутренние механизмы, благодаря которым функционирует мораль. Любовь и дружба являются теми нравственными чувствами, которые служат идеалом межличностных отношений.

 

Контрольные вопросы

1. Возможно ли дать однозначное определение понятия добра?

2. В каких учениях добро рассматривается как абсолютная ценность?

3. Что такое совесть?

4. В чем может заключаться долг перед самим собой?

5. Какие существуют виды любви?

6. Чем отличается дружба от любви?

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.192.241 (0.012 с.)