Основные принципы этики бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы этики бизнеса



В современной этике бизнеса принято придерживаться следующих основополагающих принципов:

1. Честность, порядочность и надежность

Честность, порядочность и надежность – наиболее ценимые по всему миру и в России принципы деловой этики, поскольку следование этим принципам создает основу эффективных деловых отношений – взаимное доверие. Взаимное доверие является важнейшим морально-психологическим фактором бизнеса, который обеспечивает предсказуемость деловых отношений, уверенность в обязательности делового партнера и стабильности совместного бизнеса.

2. Уважение прав собственности

Как принцип деловой этики уважение к праву собственности конкретизируется в следующем:

· Недопустимость нелицензированного использования чужой собственности.

· Стремление к балансу взаимной выгоды при совершении сделок суть переходу права собственности.

· Корректное использование торговой марки.

· Точное следование технологии по лицензии франчайзинга.

· Недопустимость плагиата – использования чужой интеллектуальной собственности.

· Недопустимость нарушения авторских прав.

· Согласование долей собственности в совместных проектах.

3. Коллегиальность

Как принцип деловой этики коллегиальность и профессионального консилиума выражается в следующем:

· Стремление к принятию коллегиальных решений и оказание взаимной помощи в вопросах жизненно важных заключений (профессиональные консилиумы) и чрезвычайных «форс-мажорных» ситуациях, требующих объединения усилий.

· Стремление к коллективных поискам решения трудных производственных задач в рамках одного предприятия или сложных профессиональных задач в рамках одного профессионального или отраслевого объединения.

· Уважительное отношение к коллегам, включая как коллективные, общенациональные или религиозные поводы, так и события личной жизни.

· Помощь менее опытным коллегам.

· Поддержка коллег в сложной для них ситуации.

4. Критика, исправление этических ошибок и бесконфликтность

Как принцип деловой этики право на критику, исправления этических ошибок и бесконфликтности конкретизируется в следующем:

· Умение и возможность критиковать работу руководства, коллег и деловых партнеров без ущемления личного достоинства критикуемых.

· Отказ от неконструктивной критики в адрес участников деловых отношений.

· Умение правильно воспринимать критику в свой адрес.

· Принятие всех необходимых мер для исправления допущенной в деловых отношениях этической ошибки независимо от делового статуса и сроков давности ошибки.

· Стремление воздерживаться от действия или бездействия, порождающего конфликты в деловых отношениях.

· Действовать конструктивно для урегулирования деловых конфликтов на основе баланса интересов участников деловых отношений.

5. Экологический принцип

Начиная со второй половины ХХ века в число основных общепринятых моральных норм деловой этики входит экологический принцип, который реализуется в следующем:

· Ненанесение ущерба природе.

· Незагрязнение среды обитания человека и животных.

· Забота об утилизации отходов предпринимательской деятельности, использование очистных сооружений.

· Правильное хранение и транспортировка экологически опасных веществ.

· Экономное –расходование природных ресурсов, включая использование воды, а также применение тепло- и энергосберегающих технологий.

· Забота о чистоте и гигиеническом состоянии, включая состояние воздуха, рабочих мест и служебных помещений общего пользования.

6. Гедонистический принцип

Гедонистический принцип деловой этики основан на соблюдении естественного права человека стремиться к наслаждению и избегать страданий. Этот принцип заключается в следующем:

· Изготовление товаров, которые являются комфортными, безопасными, имеющими привлекательный дизайн и приятными для потребителей.

· Предоставление потребителям услуг, которые являются комфортными, безопасными и приятными, включая интерьер.

· Выполнение работы и осуществление делового общения с проявлением внешней приветливости, доброжелательности для создания хорошего настроения и приятного впечатления.

· Избежание жалоб и необоснованных опасений, а также сокрытие личных проблем и плохого настроения в общении с коллегами по работе, клиентами и контрагентами.

7. Благотворительность

Благотворительность иотносится к числу принципов деловой этики предпринимательства и выражается в следующем:

· Инициативное проявление доброй воли и оказание безвозмездной помощи нуждающимся членам общества.

· Самостоятельная реализация или безвозмездная финансовая, овеществленная или профессиональная поддержка социальных программ здравоохранения, просвещения, культуры и др.

· Самостоятельная реализация или безвозмездная поддержка экологических программ.

8. Корпоративная социальная ответственность

Корпоративная социальная ответственность определяется как ведение бизнеса таким образом, чтобы соответствовать либо превышать этические, законные, коммерческие или публичные ожидания общества.

В последнее десятилетие возросло количество компаний, которые признали преимущества, получаемые бизнесом в результате применения политик и практик корпоративной социальной ответственности. Опыт таких компаний был подкреплен растущими объемами эмпирических исследований, которые демонстрируют позитивное влияние корпоративной социальной ответственности на экономические показатели бизнеса без ущерба интересам акционеров.

Помимо этого, компании поощряются к внедрению или развитию корпоративной социальной ответственности в результате давления со стороны государства, потребителей, поставщиков, сотрудников, сообществ, инвесторов, общественных организаций и иных заинтересованных сторон. Принцип корпоративной социальной ответственности, может выражаться в разработке и реализации предприятиями и организациями следующих программ и мероприятий:

· Социальные программы для работников предприятия или организации и членов их семей.

· Социальные программы для населения по месту деятельности предприятия или организации.

· Мероприятия по развитию образования, включая повышение компьютеризации.

· Мероприятия по развитию здравоохранения, включая борьбу с алкоголизмом, табакокурением, наркотиками и ВИЧ-инфекцией.

· Антидискриминационные мероприятия, включая равноправие мужчин и женщин, равные права для представителей разных национальностей, рас и религий.

· Мероприятия по борьбе с коррупцией.

· Мероприятия по совершенствованию безопасности труда.

· Природоохранные мероприятия, включая предотвращение негативного воздействия на природу, переработку отходов производства, энергосбережение, восстановление природных ресурсов.

9. Профессионализм, компетентность и информированность

Профессионализм подразумевает обладание человеком определенных деловых качеств и способностей, необходимых для успешного исполнения своих профессиональных обязанностей.

Принцип профессионализма выражается в следующем:

· Отношение к работе как «служению» своему делу и обществу в целом.

· Обеспечение высокого качества производимых товаров и услуг.

· Уважение, доверие, сотрудничество и взаимопомощь по отношению к коллегам.

· Честная cамконкуренция с другими представителями своей профессии.

· Уважение к представителям других профессий.

· Ведение «здорового» образа жизни для наилучшего выполнения профессиональных обязанностей.

· Стремление приобретать нужную квалификацию и знания для выполнения своих обязанностей наиболее профессиональным образом. Это достигается, во-первых, неукоснительным соблюдением всех требований профессиональных кодексов или стандартов; во-вторых, постоянной самостоятельной работой для повышения своего профессионального уровня (прохождением тренингов, обучения и пр.).

· Выполнение своих должностных обязанностей с уровнем компетентности, требуемым на данной должности.

· Исполнение своих обязанностей с высокой степенью вежливости.

· Обязанность при принятии решений учитывать не только экономическую целесообразность, но и решения, принимаемые другими лицами, а также интересы других заинтересованных сторон деловых отношений.

· В соответствующих обстоятельствах (когда профессионал понимает свою возможную некомпетентность) привлекать к обсуждению проблемы независимых экспертов и консультантов или своих коллег. То есть, способность заявить о некомпетентности по какому-либо вопросу является важным фактором деловой этики.

10. Информированное согласие

Информированное согласие означает недопустимость скрывать какую-либо информацию от акционеров (собственников), членов советов директоров и иных заинтересованных лиц при принятии решения, затрагивающего их права и законные интересы. Ситуация, когда менеджеры скрывают важные факторы, могущие повлиять на решения, принимаемые советом директоров или общим собранием акционеров, является одним из грубейших нарушений одного из основополагающих прав участников корпоративных отношений – права на исчерпывающую и достоверную информацию.

11. Раскрытие информации

Требование о раскрытии информации обо всех действиях или бездействии, критичных с точки зрения этики, является одним из важнейших условий внедрения этики в деятельность компании. Поэтому утаивание информации в спорных ситуациях, даже если данная информация все-таки соответствовала рамкам этических правил, должно признаваться этическим нарушением, даже если это не причинило неблагоприятных последствий.

Для упрощения процедуры раскрытия информации целесообрано разработать образцы внутрикорпоративных документов (справок, служебных записок и пр.), которые будут содержать основания, содержание и объяснение, почему подлежит раскрытию та или иная информация.

12. Конфиденциальность и профессиональная тайна

Под конфиденциальностью подразумевается уважение и защита секретности дел компании, акционеров, директоров и менеджеров и иных участников корпоративных отношений. Соблюдение конфиденциальности означает сохранение в тайне только информации о добросовестном и законопослушном поведении. Когда речь идет о некомпетентности, утаивании информации, подлежащей раскрытию, тогда вступают в силу обязательные правила раскрытия информации, вплоть до направления информации о противозаконном или неэтичном поведении в руководящие органы компании или в компетентные государственные органы.

Конфиденциальность включает в себя следующие компоненты:

· Охрана информации, относящейся к деятельности компании и не подлежащей раскрытию – то есть, информации, относящейся к коммерческой тайне.

· Соблюдение полной секретности в отношении бизнеса и, финансовых и личных дел акционеров, директоров, менеджеров, сотрудников и контрагентов компании.

· Неразглашение информации третьим лицам, включая государственные органы, если требования третьих лиц не основаны на законе. В условиях высокого уровня административного давления на бизнес и коррупциогенности такие ситуации могут иметь место.

· Разглашение информации третьим лицам может быть только в случаях, когда: а) либо имело место требование, основанное на законе; б) либо имело место согласие заинтересованного лица, чьи интересы затрагиваются данной информацией.

· Обеспечение осторожности в ходе любых переговоров – устных, письменных или других – для предотвращения распространения конфиденциальной информации и проявление особой осторожности при использовании любых средств телекоммуникации.

· Ограничение доступа к любым конфиденциальным или важным документам.

· Уважение прав коллег и подчиненных на секретность их персональных дел, кроме случаев, когда интересы блага компании или права и законные интересы участника корпоративных отношений могут быть подвергнуты риску в результате неразглашения информации.

Для придания должной строгости и регламентированности режиму конфиденциальности рекомендуется установить и соблюдать общее правило, согласно которому любая информация, получаемая в профессиональной деятельности собственника, директора, менеджера или работника и касающаяся деятельности компании или ее контрагентов, должна рассматриваться как конфиденциальная.

Наиболее надежным и гарантированным методом сохранения служащим конфиденциальной информации является его твердое и неукоснительное решение не обсуждать ее с кем бы то ни было, даже с коллегами, не имеющими доступа к данной информации, а также с родственниками.

13. Действия при конфликте интересов

Конфликт интересов возникает, когда сталкиваются финансовые и индивидуальные интересы директора, менеджера или работника и интересы компании. В связи с этим руководство и все сотрудники должны получить четкие инструкции о своих действиях в сферах, где потенциально может возникнуть конфликт интересов.

Особую значимость действия в случае конфликта интересов приобретают для высшего руководства компании: директоров и топ-менеджеров. Нередки ситуации, когда члены советов директоров имеют свой собственный бизнес, владеют собственными компаниями, являются генеральными директорами других компаний.

Следует учитывать следующие факторы (сферы), в которых может возникнуть конфликт интересов для директора, менеджера, работника:

А. Финансовые инвестиции. Сотрудники не должны инвестировать в компании, конкурирующие с фирмой – их работодателем, или фирмы, являющиеся контрагентами своей компании. Однако, так или иначе вопрос «малозначительности» инвестиций является оценочной категорией, поэтому сотрудник должен уведомлять об этом непосредственное руководство.

Б. Внеслужебная предпринимательская или иная экономическая деятельность в других компаниях. Если сотрудник, директор или менеджер имеет другой бизнес или иную работу, то это объективно отрывает время и силы, которые могли быть приложены для процветания компании. Поэтому должно быть обязательным для всех директоров, менеджеров и работников раскрытие информации о посторонних деловых интересах, которые бы отвлекали существенную часть времени или внимания от исполнения прямых должностных обязанностей или иным образом отрицательно сказывались на ее деятельности.

В. Подарки. Не допускается принятие работником, директором или менеджером сколь-нибудь ценных подарков. В противном случае даритель может расценить действия одаряемого как принятие определенных обязательств со стороны компании. Это может повлечь вовлечение директора, менеджера или работника в ситуацию конфликта интересов.

Г. Работа или предпринимательская деятельность родственников. Следует учитывать, что работа или предпринимательская деятельность родственников директоров, менеджеров или работников может повлечь возникновение конфликта интересов в случаях, когда они работают или имеют бизнес в фирмах–конкурентах или фирмах–контрагентах компании. Поэтому такие директора, менеджеры и работники, во-первых, должны раскрывать информацию об этом; во-вторых, не принимать участия в обсуждении и решении вопросов, если речь идет о потенциальном конфликте интересов.

14. Защита и надлежащее использование активов корпорации

Директора и топ-менеджеры компании должны брать на себя письменно оформленное этическое обязательство не совершать злоупотреблений с активами компании и прилагать все усилия по их надлежащему использованию. Исходя из специфики деятельности компании, объема ее оборотов, распределения полномочий и ответственности между советом директоров и исполнительными органами каждая компания может разработать свои этические процедуры по защите активов, которые будут носить обязательный характер для директоров и менеджеров.

15. Соответствие осуществляемой деятельности требованиям закона и иных правовых норм

Соблюдение законности является необходимым условием этичного поведения директоров и менеджеров. Иными словами, нельзя соблюдать этику, не соблюдая перед этим нормы и требования законодательства. В российских условиях выполнение этого требования осложняется противоречивостью, неясностью и расплывчатостью законодательства. Нередко спорные ситуации вообще не регламентируются законом, примером чего является отсутствие в России законодательных норм, регулирующих правовой режим инсайдерской информации. Компании могут выходить из такой ситуации, восполняя пробелы законодательства в своих учредительных и внутренних документах (естественно в пределах, не выходящих за императивные ограничения закона).

16. Направление информации о чьем-либо незаконном или неэтичном поведении в руководящие органы компании или в государственные органы

Еще одним условием для внедрения этики в деятельность российских компаний является изменение российского менталитета в отношении практики направления информации о чьем-либо незаконном или неэтичном поведении в руководящие органы компании или в государственные органы. Такие действия в обиходе еще называют «стукачеством» или «доносительством». Следует учитывать, что практика такого рода еще не сформировалась и, более того, нередко неправильно воспринимается судами.

Однако, зарубежный опыт показывает высокую эффективность таких действий при внедрении этических стандартов в деятельность компании, особенно в случаях материального поощрения таких действий со стороны руководства компании. Поэтому рекомендуется устанавливать в этических кодексах компаний основания и порядок направления информации о чьем-либо противозаконном или неэтичном поведении в адрес руководства компании. Естественно должна быть гарантирована независимая и беспристрастная процедура рассмотрения таких обращений без каких-либо негативных последствий для авторов обращений.

17. Борьба с коррупцией

С точки пресечения коррупции необходима борьба с «черными кассами» организаций и индивидуальных предпринимателей (денежными средствами, не отраженными в официальной отчетности), поскольку именно из них расходуются деньги на коррупционный подкуп.

Следует воздействовать на экономико-коррупционную преступность путем жесткого внедрения открытости (прозрачности) принятия экономически значимых решений государственными должностными лицами. Нарушение порядка открытости должно рассматриваться в качестве коррупционного деяния без доказывания каких-либо вредоносных последствий.

Поскольку российское государство пока бездействует и не внедряет эффективные механизмы противодействия коррупции, могут использовать зарубежный опыт и внедрять эти механизмы самостоятельно. Для этого соответствующие нормы должны быть указаны во внутренних документах компании.

Можно рекомендовать следующие нормы противодействия коррупции для внедрения во внутренние документы компании:

Внедрение эффективного системы контроля за финансовыми потоками компании.

Превращение ревизионной комиссии и комитета по аудиту совета директоров в реально действующие структуры.

Создание системы мониторинга за коррупциогенно опасными сферами компании.

Введение системы дисциплинарных и материальных санкций за нарушение установленных антикоррупционных процедур.

Этика бизнеса является одной из разновидностей профессиональной этики. Этика бизнеса представляет собой синтез теории этики и традиционного обучения ведению дел. Изучение этики бизнеса помогает профессиональным бизнесменам свободнее ориентироваться в сложных этических проблемах, возникающих при принятии решений в деловых отношениях.

Этика бизнеса прошла длительный путь развития от общефилософских и религиозных принципов, регулирующих поведение бизнесмена в традиционном обществе, до строгой научной дисциплины в ХХ веке. В наше время этика бизнеса является не столько простым набором моральных стандартов, сколько эффективной методологией, позволяющей бизнесменам успешно анализировать и решать этические вопросы в деловой сфере.

Предпринимательство в России имеет свои особенности в этическом плане. На этические представления и нормы предпринимательского поведения в России оказали влияние целый ряд факторов, обусловленных историческим развитием и географическим положением страны. В наши дни деловая этика современного российского предпринимателя находится в стадии становления. Российской особенностью является локальное формирование моральных принципов и этических норм предпринимательства на основе общности направления бизнеса, в рамках неформальных деловых объединений, корпораций или даже отдельных компаний.

Основные принципы этики бизнеса содержатся в декларациях, принятых на международных форумах предпринимателей, в документах ассоциаций бизнесменов, а также в этических кодексах корпораций.

Контрольные опросы

1. В чём заключается специфика этики бизнеса?

2. Что такое микроэтика и макроэтика?

3. Какие мыслители оказали существенное влияние на формирование этики бизнеса?

4. Как связан менталитет русского народа с особенностями русского предпринимательства?

5. Сравните особенности поведения современного отечественного предпринимателя с дореволюционным периодом.

6. Как повлияло христианство на поведение отечественных предпринимателей?

7. Чем были обусловлены проблемы русских предпринимателей в начале 90-х годов XX века?

8. Какие характерные черты поведения современных российских предпринимателей вы можете назвать?

8.Почему необходимо изучение этики бизнеса в современной России?

9. Какова связь между религией и бизнесом в современном мире?

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭТИКА

 

Этикет руководителя

В деловом общении «сверху–вниз», т. е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель. Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.

1. Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, какой он есть.

2. При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

3. Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

4. Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

5. Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

6. Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» – спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла. Делая замечание, нужно учитывать возраст, пол и темперамент работника.

7. Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего, не поблагодарят. Если не поможет – на вас ляжет вся ответственность.

8. Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

9. Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

10. Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

11. Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

13. Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

14. Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них. Но утаивание ошибок – проявление слабости и непорядочности.

15. Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.

16. Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного – кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжениях [12].

Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и так называемый «доброволец».

Приказ – официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению. Он издается в ситуациях, не требующих обсуждения, в экстремальных случаях, в отношении недобросовестных сотрудников.

Приказ необходим при даче поручений, входящих в круг прямых обязанностей подчиненного, при определении сроков выполнения задания и т. п. Однако тон его всегда должен быть вежливым и корректным, не сопровождаться угрозами и упреками. Приказная форма управления, бесспорно, подавляет инициативу работников, освобождает их от личной ответственности, лишает возможности доверительного сотрудничества.

Служебный этикет рекомендует избегать формы приказа во всех случаях, когда распоряжение можно выразить в виде просьбы. Обращение руководителя с просьбой демонстрирует его расположение к подчиненному, доверие к нему, веру в его творческие и профессиональные возможности. Конечно, чаще всего просьба руководителя воспринимается подчиненным как приказ, но выполняется с большим энтузиазмом.

Следует обратить внимание на важный этический момент: поручения, не входящие в круг непосредственных обязанностей подчиненного, следует давать только в форме просьбы. Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникнет никакого сомнения, что это приказ.

Вопрос лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу, или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. «Есть ли смысл заняться этим?», «Как мы должны это сделать?». При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.

«Доброволец». Вопрос – «Кто хочет это сделать?» – подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.

Руководитель будет лучше воспринят людьми, если он:

· будет первым приветствовать собеседника, независимо от его положения (подчиненный или партнер);

· будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;

· будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на «вы»;

· не будет без особой необходимости отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;

· будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

· установит четкий порядок, при котором максимально уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;

· установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;

· не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности;

· обладает искусством собеседования, то есть умеет выслушать человека;

· умеет эффективно пользоваться «бессловесной информацией», то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседника;

· умеет осторожно использовать слово «я»;

· будет высказываться кратко и по существу; будет избегать назидательности;

· будет всегда безупречно одет;

· всегда выполняет обещания в срок.

Все названное имеет важное значение для удачного решения любого производственного вопроса. Чтобы эффективно организовать деятельность сотрудников и привести группу к успеху, лидер должен руководствоваться следующими основами деловой толерантности:

Научитесь управлять собой в любых ситуациях. Будьте доброжелательны, тактичны, выдержанны. Помните, что лицо, излучающее оптимизм, доброжелательность притягивает людей как магнит. Вежливость и приветливость – одно из важнейших правил ведущих западных фирм.

Приветствуйте своих коллег, когда приходите на работу. Дайте им понять, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

Ко всем подчиненным обращайтесь на «вы», так как если с одним подчиненным обращаться на «ты», а с другим на «вы», то возникает впечатление, что среди сотрудников у вас есть приближенные. Местоимение «вы» не только демонстрирует культуру общения, но и служит непременным условием нормального психологического климата и трудовой дисциплины.

Научитесь терпеливо слушать других. Это такое же искусство, как и умение общаться. Для этого усвойте, по крайней мере, следующие правила: помогите собеседнику раскрепоститься, старайтесь не перебивать, не отвергать высказывания только потому, что вы с ними не согласны; не теряйте тему разговора, вопросы задавайте заинтересованно, сдерживайте раздражение или гнев.

Отдавая поручения сотрудникам, «держите в уме» ситуацию (если у вас есть время для объяснений) и личность сотрудника. Однако поручения всегда лучше отдавать в сослагательном, а не в повелительном наклонении, избегать жаргона, некорректных слов.

Ведь большинство людей не любят когда с ними говорят в приказном тоне. Суть этой установки прекрасно выражена Т. Питерсом и У. Терменом: «Обращайтесь с людьми как со взрослыми, относитесь к ним как к партнерам, уважайте их достоинство, будьте к ним внимательны» [14].

Не унижайте достоинства людей, критикуйте осторожно и только действия и поступки, а не личность человека. Никогда не обвиняйте людей в непонимании, упрямстве, неумении сдерживаться. Не преследуйте за критику снизу. Будьте самокритичны – это только укрепит ваш авторитет.

Цените самостоятельных людей. Они – ваша опора, они создают здоровый психологический микроклимат и помогают руководить. В то же время не обрастайте «любимчиками» и избегайте навязчивых людей. Не злоупотребляйте правом единоначалия, чаще советуйтесь с сотрудниками, обсуждайте с ними цели – тогда они будут их считать своими и смогут вам помочь в их осуществлении.

Подбирайте работу подчиненным в соответствии с их характером. Помните, что люди предпочитают выполнять ту работу, которая у них хорошо получается и которая их интересует.

Например, экстраверт любит работать с людьми, интроверт – в одиночку; нервные, легко возбудимые люди требуют спокойной обстановки; интеллектуалам не хватает терпения для монотонной работы. Поэтому экстраверта нельзя оставлять одного, интроверту лучше всего поручить работу с бумагами, интеллектуалу – сложную работу, требующую использования всех способностей.

Будьте готовы брать ответственность на себя в случае неудачи, а не искать «козла отпущения» среди подчиненных. Ваша задача – установить объективные причины неудачи и найти выход из создавшейся ситуации.

Ни один человек не может постичь другого человека и даже самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно его, поскольку взрослый человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального развития; любой человек что-то скрывает о себе, что-то приписывает себе, поэтому толерантность в деловом общении – одно из важнейших правил коммуникации современного человека. Толерантность как средство, метод, как проявление уважения, залог удачи в безумном мире бизнеса. Все люди разные, в мире огромное количество убеждений, взглядов, религий, предприятий, компаний, коллективов. И наш мир – это система коммуникаций, где так важно уметь найти контакт с любым человеком. Толерантность подсказывает как это сделать. В отношении к подчиненным руководитель должен проявлять максимум корректности, вежливости и тактичности.

Руководитель должен стремиться как можно чаще поощрять коллектив в целом и отдельных его сотрудников, даже в том случае, когда успех достигнут главным образом благодаря его заслугам. Как показали исследования, положительные меры воздействия оказываются более эффективными, чем отрицательные.

С точки зрения мотивирования подчиненных наихудшей является ситуация, когда последние не получают ни положительного, ни отрицательного подкрепления, так как это свидетельствует о полном безразличии к ним руководства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Важно соблюдать принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 4749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.182.101 (0.087 с.)