Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственный характер социальной ответственности бизнеса. Общие понятия.

Поиск

С позиций менеджмента все предприятия (фирмы) имеют общую черту все они являются организациями. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.Все сложные организации имеют общие для всех них характеристики. К ним относятся: ресурсы, зависимость от внешней среды, горизонтальное и вертикальное разделение труда, подразделение, необходимость управления. Сущность и содержание процесса управления проявляются в его функциях. С этих позиций управление организацией понимается как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Управление в современном мире выступает не только как составная часть совместного, комбинированного труда, но и как функция реализации собственности. В центре управления - люди, являющиеся основой любой организации. С этих позиций управление - это и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

С точки зрения системного подхода к организации и управлению ею все организации являются открытыми системами, т.е. характеризуются взаимодействием с внешней средой. Объектом управления со стороны менеджмента на предприятии выступают несколько групп функциональных процессов: маркетинг, исследования и разработки, производство, финансы, персонал и др.

Этика деловых отношений в организации- это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят: этическая оценка внутренней и внешней политики организации; моральные принципы членов организации; моральный климат в организации; нормы делового этикета.

Организация создается, существует и функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов своей внутренней среды - ее целей, структуры, функций, технологии и персонала. Каждый менеджер, на каком бы уровне он ни находился, стремится к достижению целей, находясь в некоей структуре, выполняя определенные задачи, соблюдая требования технологии и руководя подчиненными ему людьми.

Шкала оценки «этично - неэтично» должна работать постоянно, независимо от того, осваивается ли новая технология или вводятся в действие новые должностные инструкции для какого-либо менеджера. Для обеспечения нужного уровня этичности при функционировании внутренней среды организации осуществляют различные меры, как, например:

1) разрабатывают этический кодекс организации;

2) периодически проводят обучение персонала, в первую очередь менеджеров, основам этики менеджмента;

3) формируют орган типа комитета, призванный следить за соблюдением норм этики и разрешать возникающие на почве этических нарушений проблемы и конфликты.

Внешняя среда организации включает в себя большое число элементов: это и конкуренты, и потребители продукции, производимой данной организацией, и поставщики сырья, материалов и т.п., и источники трудовых ресурсов, и организации-инвесторы, и отдельные акционеры, органы государственного администрирования. В опосредованном виде на организацию оказывают влияние и такие факторы, как состояние и уровень развития экономики, уровень развития и особенности культуры, национальные обычаи, привычки, вкусы, настроения и ожидания общества.

Множество субъектов оказывает влияние на организацию, и она взаимодействует с ними - в разных видах, в разных формах и с разной интенсивностью. Все виды и формы взаимодействия, вся деятельность организации, начиная с момента формирования и до окончания ее жизненного цикла, должны быть постоянно оцениваемы с позиции социальной ответственности.

В каждой компании имеется определенная система общепризнанных нравственных процедур, обязательных для всех работников. Ядро корпоративной этики формируется основателями организации и непосредственно связано с их жизненным опытом и мировоззрением. Репутация и авторитет руководителя, эффективность его работы воспринимаются подчиненными как данность, и они начинают подражать ему.

Этика национального хозяйствования формируется совместными усилиями в сфере государства, деловых кругов, профсоюзного, гражданского общества и церкви. В последнее десятилетие этической стороне деловых отношений в организациях стали придавать все большее значение. В западных странах это объясняют тем, что общество стало более осведомленным в области деловых отношений и предъявляет повышенные требования к этическому уровню организации. Признаками этичной организации являются следующие: организация как коллективный член общества: заботится о соблюдении законов; содействует законотворчеству, добровольно предоставляя имеющуюся информацию о дополнительных мерах, необходимых в данной отрасли промышленности; соблюдает фундаментальные нормы общественной морали, не прибегая к обману, коррупции и т.п.; за границей действует с уважением к законам принимающей стороны.

Организация как производитель: ориентируется на производство безопасных и надежных товаров по справедливым ценам.

Организация как работодатель: заботится о безопасности производства; заботится о хорошем эмоциональном состоянии своих работников; не допускает гендерной, возрастной, национальной и др. дискриминации. Организация как субъект управления ресурсами: заботится об их эффективном использовании; заботится об эстетике занимаемого земельного участка. Организация как объект инвестирования: полностью и правдиво предоставляет информацию о своем экономическом положении.

Организация как конкурент: не принимает участия в нечестной конкуренции; не принимает участия в необоснованном ограничении конкуренции. Организация как участник социального развития: стимулирует нововведения и внедряет новую продукцию и технологии; не забывает, что ее деятельность оказывает воздействие на качество жизни и признает связанную с этим ответственность.

На макроуровне этические проблемы проявляются в отношениях между организациями (недобросовестная конкуренция), организациями и государством, производителями продукции и потребителями (недобросовестная реклама, навязанный спрос, утаивание информации о потребительских характеристиках), организациями и инвесторами, организациями и местными сообществами, организациями и окружающей средой (сокрытие истинной информации, перенос производства в менее "строгие" регионы", подкуп чиновников).

На микроуровне, т.е. непосредственно в организациях, эти проблемы возникают при принятии управленческих решений, взаимоотношении между руководителями и подчиненными (методы воздействия на подчиненных), в случае служебных разоблачений (допустимость информирования о неблаговидных поступках), в отношении положения женщин в организации (карьерные ограничения, сексуальные домогательства), при оказании "взаимных услуг" (подарки, одолжения в дополнение или в обход формальных отношений).

Для предотвращения или разрешения подобного рода проблем необходимо выработать свод моральных стандартов (кодекс корпоративной этики), который содействовал бы участникам деловых отношений в успешном выполнении их профессиональных задач, способствовал согласованию интересов деловой сферы и общества.

Этические кодексы содержат ресурсы для решения широкого круга задач, позволяют повысить эффективность управления компанией. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.

Этический кодекс выполняет основные функции:

-формирует доверие к компании со стороны референтных внешних групп (описание политики по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам);

- регламентирует поведение персонала в сложных этических ситуациях;

- развивает корпоративную.

Выделяют следующие типы корпоративных этических кодексов: регулятивный документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса; краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации; подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т.п. Кодексы разъясняют, какими личными качествами должны обладать работники; принципы взаимодействия "начальник-подчиненный"; принципы взаимодействия с внешними организациями; позиции представителей компании при ведении переговоров; особенности деятельности работников в других государствах; использование работниками компании служебной информации и многое другое.

Кодексы содержат две части: идеологическую (миссия, цели, ценности) и нормативную (стандарты рабочего поведения). Этический кодекс может быть разработан для компании в целом, и в этом случае он содержит общие для всех как для менеджеров, так и для рядовых исполнителей, этические правила.

Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е годы XX в. в США. Особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться в 60-е годы, во время различных социальных потрясений. Новая парадигма управления потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е годы этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.

Этика бизнеса - научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых ситуациях. Наиболее разрабатываемыми вопросами в этике бизнеса являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, способы повышения этического уровня организации, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение. Этика бизнеса - изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации.

Этику бизнеса разделяют на макроэтику и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями; под микро-этикой - исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций.

В системе моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне рассматривают моральные отношения между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками; на вертикальном - моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами.

Этика бизнеса имеет отношение и к формированию экономических институтов, и к функционированию профессионалов бизнеса. Экономические институты общества неизбежно вторгаются в область морали, и с этой точки зрения значение макроуровня этики бизнеса трудно переоценить.

Этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений и т.д. Этические нормы, стандарты обязательно должны присутствовать в любом явлении и процессе менеджмента. Сущность этики менеджмента - в благородстве действий, как отдельного менеджера, так и организации в целом.

Содержание сущностной категории «этика менеджмента» раскрывается в конкретных действиях и поведении менеджеров и организаций. Категория «этика менеджмента» находится в тесной связи с другими категориями менеджмента. Связь этики с методами управления происходит через:

а)этику выбора конкретных методов управления;

б)этику конкретного использования (реализации) этих методов;

в)этику восприятия конкретными людьми методов управления;

г)этику влияния выбранных и реализованных методов на повышение уровня этичности менеджмента.

В российском обществе все более заметное влияние на экономическую, социальную и политическую жизнь страны оказывают менеджеры и предприниматели. Этическими характеристикам деловой российской жизни являются:

полуправовое регулирование деятельности;

сила неформальных отношений;

избирательная этика в деловых отношениях;

использование силовых методов;

независимость и отстраненность от политики;

создание "команд" и централизация управленческих функций;

технократизм и патернализм руководства;

трудоголизм;

повышенная склонность к риску и диверсификация деятельности;

высокая степень адаптивности и быстрота реакции;

сдержанное отношение к благотворительности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.189 (0.009 с.)