Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производственный характер социальной ответственности бизнеса. Общие понятия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С позиций менеджмента все предприятия (фирмы) имеют общую черту все они являются организациями. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.Все сложные организации имеют общие для всех них характеристики. К ним относятся: ресурсы, зависимость от внешней среды, горизонтальное и вертикальное разделение труда, подразделение, необходимость управления. Сущность и содержание процесса управления проявляются в его функциях. С этих позиций управление организацией понимается как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Управление в современном мире выступает не только как составная часть совместного, комбинированного труда, но и как функция реализации собственности. В центре управления - люди, являющиеся основой любой организации. С этих позиций управление - это и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. С точки зрения системного подхода к организации и управлению ею все организации являются открытыми системами, т.е. характеризуются взаимодействием с внешней средой. Объектом управления со стороны менеджмента на предприятии выступают несколько групп функциональных процессов: маркетинг, исследования и разработки, производство, финансы, персонал и др. Этика деловых отношений в организации- это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят: этическая оценка внутренней и внешней политики организации; моральные принципы членов организации; моральный климат в организации; нормы делового этикета. Организация создается, существует и функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов своей внутренней среды - ее целей, структуры, функций, технологии и персонала. Каждый менеджер, на каком бы уровне он ни находился, стремится к достижению целей, находясь в некоей структуре, выполняя определенные задачи, соблюдая требования технологии и руководя подчиненными ему людьми. Шкала оценки «этично - неэтично» должна работать постоянно, независимо от того, осваивается ли новая технология или вводятся в действие новые должностные инструкции для какого-либо менеджера. Для обеспечения нужного уровня этичности при функционировании внутренней среды организации осуществляют различные меры, как, например: 1) разрабатывают этический кодекс организации; 2) периодически проводят обучение персонала, в первую очередь менеджеров, основам этики менеджмента; 3) формируют орган типа комитета, призванный следить за соблюдением норм этики и разрешать возникающие на почве этических нарушений проблемы и конфликты. Внешняя среда организации включает в себя большое число элементов: это и конкуренты, и потребители продукции, производимой данной организацией, и поставщики сырья, материалов и т.п., и источники трудовых ресурсов, и организации-инвесторы, и отдельные акционеры, органы государственного администрирования. В опосредованном виде на организацию оказывают влияние и такие факторы, как состояние и уровень развития экономики, уровень развития и особенности культуры, национальные обычаи, привычки, вкусы, настроения и ожидания общества. Множество субъектов оказывает влияние на организацию, и она взаимодействует с ними - в разных видах, в разных формах и с разной интенсивностью. Все виды и формы взаимодействия, вся деятельность организации, начиная с момента формирования и до окончания ее жизненного цикла, должны быть постоянно оцениваемы с позиции социальной ответственности. В каждой компании имеется определенная система общепризнанных нравственных процедур, обязательных для всех работников. Ядро корпоративной этики формируется основателями организации и непосредственно связано с их жизненным опытом и мировоззрением. Репутация и авторитет руководителя, эффективность его работы воспринимаются подчиненными как данность, и они начинают подражать ему. Этика национального хозяйствования формируется совместными усилиями в сфере государства, деловых кругов, профсоюзного, гражданского общества и церкви. В последнее десятилетие этической стороне деловых отношений в организациях стали придавать все большее значение. В западных странах это объясняют тем, что общество стало более осведомленным в области деловых отношений и предъявляет повышенные требования к этическому уровню организации. Признаками этичной организации являются следующие: организация как коллективный член общества: заботится о соблюдении законов; содействует законотворчеству, добровольно предоставляя имеющуюся информацию о дополнительных мерах, необходимых в данной отрасли промышленности; соблюдает фундаментальные нормы общественной морали, не прибегая к обману, коррупции и т.п.; за границей действует с уважением к законам принимающей стороны. Организация как производитель: ориентируется на производство безопасных и надежных товаров по справедливым ценам. Организация как работодатель: заботится о безопасности производства; заботится о хорошем эмоциональном состоянии своих работников; не допускает гендерной, возрастной, национальной и др. дискриминации. Организация как субъект управления ресурсами: заботится об их эффективном использовании; заботится об эстетике занимаемого земельного участка. Организация как объект инвестирования: полностью и правдиво предоставляет информацию о своем экономическом положении. Организация как конкурент: не принимает участия в нечестной конкуренции; не принимает участия в необоснованном ограничении конкуренции. Организация как участник социального развития: стимулирует нововведения и внедряет новую продукцию и технологии; не забывает, что ее деятельность оказывает воздействие на качество жизни и признает связанную с этим ответственность. На макроуровне этические проблемы проявляются в отношениях между организациями (недобросовестная конкуренция), организациями и государством, производителями продукции и потребителями (недобросовестная реклама, навязанный спрос, утаивание информации о потребительских характеристиках), организациями и инвесторами, организациями и местными сообществами, организациями и окружающей средой (сокрытие истинной информации, перенос производства в менее "строгие" регионы", подкуп чиновников). На микроуровне, т.е. непосредственно в организациях, эти проблемы возникают при принятии управленческих решений, взаимоотношении между руководителями и подчиненными (методы воздействия на подчиненных), в случае служебных разоблачений (допустимость информирования о неблаговидных поступках), в отношении положения женщин в организации (карьерные ограничения, сексуальные домогательства), при оказании "взаимных услуг" (подарки, одолжения в дополнение или в обход формальных отношений). Для предотвращения или разрешения подобного рода проблем необходимо выработать свод моральных стандартов (кодекс корпоративной этики), который содействовал бы участникам деловых отношений в успешном выполнении их профессиональных задач, способствовал согласованию интересов деловой сферы и общества. Этические кодексы содержат ресурсы для решения широкого круга задач, позволяют повысить эффективность управления компанией. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса. Этический кодекс выполняет основные функции: -формирует доверие к компании со стороны референтных внешних групп (описание политики по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам); - регламентирует поведение персонала в сложных этических ситуациях; - развивает корпоративную. Выделяют следующие типы корпоративных этических кодексов: регулятивный документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса; краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации; подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т.п. Кодексы разъясняют, какими личными качествами должны обладать работники; принципы взаимодействия "начальник-подчиненный"; принципы взаимодействия с внешними организациями; позиции представителей компании при ведении переговоров; особенности деятельности работников в других государствах; использование работниками компании служебной информации и многое другое. Кодексы содержат две части: идеологическую (миссия, цели, ценности) и нормативную (стандарты рабочего поведения). Этический кодекс может быть разработан для компании в целом, и в этом случае он содержит общие для всех как для менеджеров, так и для рядовых исполнителей, этические правила. Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е годы XX в. в США. Особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться в 60-е годы, во время различных социальных потрясений. Новая парадигма управления потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е годы этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента. Этика бизнеса - научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых ситуациях. Наиболее разрабатываемыми вопросами в этике бизнеса являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, способы повышения этического уровня организации, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение. Этика бизнеса - изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Этику бизнеса разделяют на макроэтику и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями; под микро-этикой - исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций. В системе моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне рассматривают моральные отношения между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками; на вертикальном - моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами. Этика бизнеса имеет отношение и к формированию экономических институтов, и к функционированию профессионалов бизнеса. Экономические институты общества неизбежно вторгаются в область морали, и с этой точки зрения значение макроуровня этики бизнеса трудно переоценить. Этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений и т.д. Этические нормы, стандарты обязательно должны присутствовать в любом явлении и процессе менеджмента. Сущность этики менеджмента - в благородстве действий, как отдельного менеджера, так и организации в целом. Содержание сущностной категории «этика менеджмента» раскрывается в конкретных действиях и поведении менеджеров и организаций. Категория «этика менеджмента» находится в тесной связи с другими категориями менеджмента. Связь этики с методами управления происходит через: а)этику выбора конкретных методов управления; б)этику конкретного использования (реализации) этих методов; в)этику восприятия конкретными людьми методов управления; г)этику влияния выбранных и реализованных методов на повышение уровня этичности менеджмента. В российском обществе все более заметное влияние на экономическую, социальную и политическую жизнь страны оказывают менеджеры и предприниматели. Этическими характеристикам деловой российской жизни являются: полуправовое регулирование деятельности; сила неформальных отношений; избирательная этика в деловых отношениях; использование силовых методов; независимость и отстраненность от политики; создание "команд" и централизация управленческих функций; технократизм и патернализм руководства; трудоголизм; повышенная склонность к риску и диверсификация деятельности; высокая степень адаптивности и быстрота реакции; сдержанное отношение к благотворительности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.189 (0.009 с.) |