Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление этики предпринимательства в России

Поиск

 

Предпринимательская деятельность в России имеет многовековые традиции. Путь «из варяг в греки», на котором возникло первое древнерусское государство, возвысил представителей купечества, в кругах которого ценились солидарность и верность «купеческому слову». В те времена кодексами деловой этики – уставами – осуждалась только фальсификация товара, а остальные правила делового взаимодействия были «неписанными», т.е. оставались на совести предпринимателей. Долгое время на Руси существовала меновая торговля, и только в XIV веке для обслуживания торговых сделок стали использовать монеты. В таких условиях торговли особо ценились честность и порядочность купцов, которые своим именем отвечали за качество продаваемого товара.

Предпринимательство в России имеет свои особенности именно в этическом плане. На этические представления и нормы предпринимательского поведения в России оказали влияние ряд факторов, обусловленных историческим развитием и географическим положением страны.

Суровый климат в аграрной стране вырабатывал силу и стойкость у русских людей, и одновременно делал их осторожными. Кроме того, он способствовал формированию зависимости от капризов погоды, а не от собственной деятельности. Характерной стала и сезонная аритмия: 7 месяцев вынужденного бездействия зимой и 5 месяцев бурной активности летом способствовали развитию неравномерных темпов работы.

Огромная территория способствовала развитию коллективизма. Протяженность границ порождала чувство уязвимости и уверенность в том, что можно выжить только «всем миром». Подозрительность к иностранцам была вызвана частыми нападениями со стороны соседей, которые отличались как другой верой, так и иными культурными традициями. Кроме того, протяженность территории не позволяла государственным структурам быстро оказать помощь отдаленным регионам страны.

Только при сильной центральной власти государство добивалось положительных результатов в развитии. Склонность к авторитарным методам управления определяла пассивность населения, конформизм, поскольку принимаемые решения не подлежали обсуждению. В стране в целом слабо была развита демократическая традиция. Чиновники пользовались большими привилегиями и властью, с которой нельзя было спорить, что способствовало развитию коррупции. Законы защищали прежде всего интересы государства, а не граждан, поэтому люди не испытывали уважения к законодательству и стремились обойти его нормы. Российские предприниматели испытывали постоянную зависимость от государства, поскольку оно всегда оказывало поддержку тем отраслям производства, в развитии которых было само заинтересованно[7].

Следует отметить, что большинство русских предпринимателей имели корни в крестьянской среде, что сказывалось на их поведении. Многим русским предпринимателям была свойственна скромность в быту, им достаточно было обеспечения основных жизненных потребностей. Часто они стремились вести натуральное хозяйство и не зависеть от внешних факторов.

Существенным регулятором деловых отношений Древней Руси была глубокая религиозность предпринимателей. Принятие христианства на Руси сильно повлияло на образ мышления русского человека, на предпринимателей в том числе. Помощь ближнему была показателем христианского милосердия, это в значительной степени способствовало развитию благотворительности. Стремление к Богу было важнее страсти к деньгам, поэтому ценилась способность пожертвовать свои средства для блага других людей. Например, купцы стремились искупить перед Богом и людьми грех любостяжания искренней и глубокой верой, паломничеством к святым местам, подачей милостыни и иными «благими делами» - благотворительностью.

Бытовало твердое убеждение, что успешному предпринимательству способствует покровительство святых – своих для каждого ремесленного и торгового цеха. В годы владычества Золотой Орды на Руси начинает формироваться национально-религиозная идея предпринимательства, основанная на общерусском патриотизме. Так, известные своей высокой репутацией купцы периодически привлекались московскими и региональными князьями для выполнения важных поручений с политической целью, поскольку предприниматели переходили «с земли на землю и знаемы всеми и в Ордах, и во Фрязях (в Западной Европе)».

В период становления Московской Руси после Золотой Орды деловые люди – торговцы и ремесленники – выросли до граждан, получивших право землевладения и выражения собственных этических и политических взглядов в крестоцеловальной записи, в соблюдении которых клялись русские цари. Правда, по мере усиления государственных начал и формирования «служилой экономики» возрастали возможности бюрократии, что приводило к произволу чиновников и, соответственно, расцвету коррупции. Деловая этика в те времена входила в зависимость от властей: торговля не шла без посулов взяток, на что еще в 1662 году посадские купцы жаловались царю. Не стеснялись подкупа, обмана и подлога и иностранные купцы – сохранились письменные жалобы русских купцов и на плутовство английских, голландских и немецких торговцев.

Период петровских преобразований характеризовался официальным утверждением идеи благотворительности предпринимательства для государства и общества. Генеральный регламент 1721 года и другие государственные постановления условием достижения «общего блага» провозглашали развитие торговли, художеств и мануфактур, «которыми все прочие благоучреждения государства процветают и богатятся…».

В России середины XVIII столетия оформилось и распространилось понятие «совершенный купец» – идеал нравственного хозяйствования. По инициативе Коммерц-коллегии переводились на русский язык и были с интересом читаемы европейские книги о деловой этике. Так, популярным среди деловых людей был трактат Ж. Савари «Совершенный негоциант», написанный еще в 1675 году, в котором перечислялись профессионально-этические стандарты эффективного предпринимателя: знание предмета, опытность, предусмотрительность, осторожность, расчетливость, бережливость и верность слову, особенно необходимая для прочной репутации. Сами российские купцы описывали тип идеального предпринимателя, обеспечивающего процветание дела своей порядочностью, добронравием и строгостью к себе.

В первой половине ХIХ века предпочтение товара более дорогого, но высокого качества стало отличительной чертой русского рынка. «Дорого, но мило, дешево да гнило» – говорила народная пословица. Стремление производить и продавать высококачественные товары стало важным элементом деловой этики. Возникла конкуренция не только товаров, но и товарных знаков. «Высокопробностью товара» был особо знаменит Савва Васильевич Морозов, добившийся «славы товаров» строгой приемкой, тщательной многоступенчатой сортировкой и добросовестностью при продаже.

Среди просвещенных купцов, как и во времена Московской Руси, высоко ценилась гражданская позиция и патриотизм: предпринимательские проекты затрагивали не только торгово-промышленные, но и общесоциальные вопросы. Так в России зарождалась корпоративная социальная ответственность.

Российские предприниматели внедряли свои этические нормативы, из которых сложился декларируемый эталон деловой этики. Основными элементами деловой этики являлись честность, верность данному слову, надежность, компетентность. Нравственный образец дополнялся набором профессиональных качеств: трезвость расчета, решительность, знание рынка, способность организовать работу, установить связи и привлечь инвестиции.

Известные своей порядочностью и деловыми качествами предприниматели зачастую самим фактом своего участия в управлении компанией обеспечивали привлечение капиталов. Нередко, новое товарищество возможно было учредить только при условии, что его возглавит предприниматель, нравственность которого не вызывала сомнений. В те времена для иностранных предпринимателей слово российского партнера зачастую имело большее значение, чем подписанное соглашение. Деловая элита жестко осуждала отступление от эталона деловой этики, что приводило к приостановке или ограничению деловых контактов. Устное обвинение в нечестности вызывало разрыв деловых отношений и приводило к отказу обвиняемого от должности. Российский стандарт деловой морали терял «цеховой» или корпоративный характер и становился универсальным.

Справедливости ради, следует отметить, что в период новой предпринимательской эпохи XIX века в российскую промышленность, торговлю, финансовое дело хлынули представители различных социальных групп, не имевшие представления о традиционной сословной предпринимательской нравственности: "биржевые зайцы» – спекулянты, без деловых талантов – «люди со связями», нечистые на руку бывшие чиновники –это противодействовало развитию деловой этики.

Россия нелегко постигала нравственные законы предпринимательства, но к началу ХХ века смогла стать крупнейшей мировой державой: российский рубль обменивался на золото, экспорт российской сельхозпродукции был на уровне мировых лидеров, российских инженеров приглашали за рубеж для развития промышленности. Историки и эксперты в сфере деловой культуры утверждают, что Россия смогла догнать и превзойти экономически развитые страны во многом благодаря ускоренной эволюции деловой этики – принципов, на основе которых строятся деловые отношения.

В 1912 году, на двенадцать лет раньше, чем это произошло в США, российское деловое сообщество на национальном уровне приняло свой первый этический кодекс «Семь принципов ведения дел в России» – перечень основополагающих этических традиций предпринимательства в России:

1. Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дела. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель.

Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Большое влияние на формирование этических норм русских предпринимателей оказали старообрядцы, поскольку в начале XX века, составляя 1,5 % всего населения России, 2/3 всех крупных предпринимателей-миллионеров были выходцами из этой конфессии (Рябушинские, Морозовы, Солдатенковы). Это было обусловлено рядом причин исторического и идеологического характера. В основе взглядов старообрядцев лежало представление о единстве материального и духовного начала, они считали, что не существует «чистого» духа без материи, спасение заключалось в преобразовании окружающего пространства. Гонения со стороны официальной власти и церкви способствовали солидарности и объединению старообрядцев между собой. Кроме того, условия жизни вынуждали их заниматься промышленностью и торговлей. Старообрядцы не всегда селились в пригодных для сельского хозяйства районах, поэтому им необходимо было искать другие источники существования[42].

Бурное развитие капиталистических отношений, начавшееся после реформ 1861 года, внесло определенные изменения в поведение русских предпринимателей. Процесс первоначального накопления капитала, проходивший в сжатые сроки, привел в бизнес много необразованных и деспотичных людей, легко идущих на нарушение норм этики.

Говоря о дореволюционной этике предпринимателей, следует отметить и отношение к ним со стороны общества. В России никогда не любили богатых людей, к ним относились с недоверием. Считалось, что большие деньги можно получить только нечестным путем. У простых людей были основания недолюбливать купцов. Это отражалось, как в поговорках: «Купцу плюй в глаза, ему все Божья роса», так и в частушках: «Московское купечество, Изломанный аршин, Какой ты сын отечества, Ты просто сукин сын». У Салтыкова-Щедрина есть признание некоего купца Ижбурдина:

«Прежде как мы торговали, привезет, бывало, тебе мужичок кулей десяток, ну и свалишь, а за деньгами приходи, мол, через неделю. А придет он через неделю, и знать его не знаю, ведать не ведаю, кто ты таков. Уйдет бедняга, и управы никакой на тебя нет, потому что и градоначальник, и вся подъячная братия твою руку тянет. Таким-то родом и наживали капиталы, а под старость грехи перед Богом замаливали».

Различным было и отношение к разным видам предпринимательской деятельности. Более всего уважали промышленников: фабрикантов и заводчиков – «людей дела». За ними шли представители торгового бизнеса. К тем же, кто занимался коммерческим учетом, даже без всякого оттенка ростовщичества и из самых дешевых процентов, относились пренебрежительно. Возможно, именно поэтому банковское дело в России было развито слабо, к концу XIX века в России не существовало крупных банкирских домов, какие были среди промышленников.

В конце XIX века экономическая необходимость потребовала выработки этических принципов ведения дел, среди которых на первое место выходили честность и порядочность, верность данному слову, целеустремленность, уважение к частной собственности, к власти и т.д.

«Прибыль – превыше всего, но честь превыше прибыли» – таковым был девиз русской газеты «Биржевые ведомости». Идея христианской помощи ближнему привела к широкому развитию благотворительности и меценатству. Широко известны династии коммерсантов Абрикосовых, Алексеевых, Бахрушиных, Боткиных, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых. В среде староверов, к которым многие из них относились, считалось, что богатство дано Богом только в пользование, и он потребует отчета. Благотворительность, таким образом, для них являлась внутренней потребностью. До сих пор существуют созданные на их деньги Боткинская больница, Третьяковская галерея.

Но при этом, парадоксальным было и то, что русские промышленники, долгое время, расходуя огромные средства на благотворительность, фактически не заботились о нуждах собственных рабочих. Только в последней четверти XIX века при некоторых фабриках стали создаваться детские сады, школы, больницы и т.п. Складывалась некая система патернализма предпринимателя по отношению к наемному работнику.

Так, много делал для своих рабочих Т.С. Морозов. С 1870 года при его мануфактуре открылась собственная больница, а также родовспомогательное отделение с 8 койками и колыбельная для младенцев на 36 кроваток. Все содержание в этих учреждениях было исключительно за счет фирмы. Кроме того, на фабрике был скотный двор на 20 голов (для молока в колыбельную и больницу), конный двор со 100 лошадьми, пекарня, квасная (квасом рабочие на фабрике пользовались также бесплатно). По желанию каждый из работников мог устроить свой огород. Через 10 лет к услугам всех работников фирмы были новая двухэтажная больница на 200 коек, построенная с учетом новейших веяний в медицине, народное училище для детей и учебные мастерские, библиотека на 6460 томов, богадельня для престарелых.

События 1917 года резко изменили отношение к предпринимателям и привели к формированию совершенно иных норм поведения. Частная собственность была отменена, а люди, занимающиеся коммерческой деятельностью, были объявлены вне закона.

Поэтому, применительно к советскому периоду мы сталкиваемся не столько с этикой предпринимателей, сколько с партийной этикой. Постановления и решения партии рассматривались как руководство к действию. На первом месте всегда были интересы коллектива, общества, а не личности. Распространены были товарищеские суды, так называемые суды чести. На собраниях при всем коллективе обсуждались неблаговидные с точки зрения общественной морали поступки: тунеядство, пьянство, прогулы, семейные скандалы и т.п.. Несмотря на то, что моральные представления советского времени за точку отсчета брали интересы дела коммунизма, они включали в себя общечеловеческие нормы. Не случайно многие современники сравнивали «Моральный кодекс строителей коммунизма» с десятью заповедями Моисея. В советском обществе приветствовались такие личностные качества как патриотизм, альтруизм, преданность делу – они были характерны для многих руководителей. Несомненно, положительным моментом советской системы хозяйствования была забота о социальных нуждах своих работников. Каждое предприятие имело свою столовую, больницу, профилакторий, клуб, библиотеку, детский сад, лагеря отдыха[7].

После распада Советского Союза Россия оказалась в сложных экономических и социальных условиях. Переход к рынку был связан со значительными социальными потрясениями. Все это отразилось на поведении первых российских бизнесменов - «новых русских». Ситуация, в которой они оказались, во многом напоминала положение второй половины XIX века. России вновь пришлось ускоренными темпами проходить этап первоначального накопления капитала. Дореволюционные традиции ведения дел были утрачены, а советские не соответствовали условиям рынка. В результате, у российских предпринимателей отсутствовали элементарные нормы ведения дел. Если в советские времена на неотесанность партнеров закрывали глаза, так как они выступали как представители государства, гарантировавшего выполнение даже невыгодных контрактов, то после распада СССР, когда никаких гарантий нельзя было получить, такое поведение российских бизнесменов вызывало недоверие. Нестабильность политической системы, недостаточность законодательной базы, дезорганизация системы управления, задержка платежей также негативно сказались на отношении к «новым русским» со стороны иностранных партнеров.

Для отечественного бизнеса 90-х годов было характерно:

· связь с бывшей партийно-комсомольской номенклатурой (что не новый товарищ по бизнесу, то старый товарищ по партии);

·близость к криминальной среде. В советское время именно теневая экономика развивалась по законам рынка, поэтому в 90-е годы она оказалась наиболее жизнеспособной;

· непрофессионализм российских бизнесменов. Большинство экономистов в стране изучали «плановую» экономику. С другой стороны, в бизнес пришли люди, не имеющие экономического образования, но отличающиеся деловой активностью;

· предпочтение отдавалось торговле и посредничеству, а не производственным сферам, так как именно спекулятивные операции гарантировали возможность быстрого роста капитала;

· практиковалось криминальное поведение на рынке финансовых инвестиций: мошенничества, аферы, финансовые пирамиды;

· высокий уровень коррупции. Россия, по оценкам экспертов, на протяжении многих постперестроечных лет занимает 80-е места из списка 100 стран;

· стремление скрыть значительную часть доходов («черная бухгалтерия»), что обусловлено несовершенством налогового законодательства и уже сложившейся привычкой - не делиться прибылью с государством.

· Более десяти лет деятельности российских предпринимателей в условиях рыночной экономики сформировали определенные стандарты поведения, на которых сказались особенности, как национального менталитета, так и экономического и политического развития страны. Р. Дж. Льюис, специалист по кросс-культурному взаимодействию, отмечает следующие особенности поведения российских бизнесменов:

·часто действуют командой: на переговоры приходят самые опытные, решения принимаются сообща после некоторых совещаний;

· важное значение имеют личные неформальные отношения между сторонами, они нередко вершат чудеса в ситуациях, кажущихся безнадежными;

· консервативны и нелегко принимают изменения, поэтому предлагать новые идеи нужно не спеша, без нажима;

· российская история никогда не знала демократии, поэтому русскому человеку трудно идти на открытую и прямую дискуссию, вследствие этого преобладают авторитарные методы ведения дел;

· с недоверием относятся к законам, официальным директивам, поэтому легче воспринимают то, что подается как личная рекомендация;

· присутствует надежда на почти мгновенное, сказочное обогащение («халява»), расчет на собственные силы делается редко;

· контракт для отечественных бизнесменов не имеет такой обязательной силы как на Западе.

Бурное развитие «дикого рынка» в России привело к появлению в отечественном фольклоре такого карикатурного персонажа как «новый русский», олицетворяющего все худшие стороны отечественного предпринимателя 90-х. Во многом мифологический персонаж, он предстает в образе человека с низким уровнем образования и ничтожной общей культурой. Он безвкусно одет, чаще всего связан с криминальным миром, источник его доходов – воздух, он стремится к безудержному потреблению.

В настоящее время, отечественные бизнесмены отходят от методов «дикого капитализма» и стремятся вести дела в соответствии с международными нормами. Класс предпринимателей очищается от случайных людей, а многие вчерашние «новые русские» сняли малиновые пиджаки и массивные золотые цепи, осознали необходимость, как в образовании и повышении квалификации, так и соответствии нормам поведения, отвечающим их статусу «делового человека». С конца 90-х в России поступательно идет процесс формирования зрелых форм культуры рыночного общества.

В наши дни деловая этика как «кодекс чести» современного российского предпринимателя находится в стадии становления. Российской особенностью является локальное формирование моральных принципов и этических норм предпринимательства на основе общности направления бизнеса, в рамках неформальных деловых объединений, корпораций или даже отдельных компаний. В корпоративном управлении, независимо от сферы деятельности акционерного общества, деловая этика складывается в обстановке присущих современной России высоких политических и экономических рисков, высокого уровня криминальности и коррупции, противоречивого отношения общества к бизнесу и предпринимателям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.016 с.)