Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Определение любви по прп. Максиму исповедникуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема любви в трудах прп. Максима Исповедника занимает одно из центральных мест, упрочивая стройность и целостность его мировоззрения. Система богословских и философских воззрений святого зиждется на учении о любви, придавая ей значение одновременно основы и венца всяческих благ. Прп. Максим Исповедник соглашается с точкой зрения, бытующей еще со времен античности, что любовь является наиглавнейшей добродетелью [7], которая содержит в себе и собирает воедино все иные виды добродетелей[8]. Любовь как «всегда верная, никогда не отпадающая и всегда неизменной пребывающая»[9] есть образ всех благ. Драгоценнее ее «нет ничего из того, что после Бога»[10]. Она и вера – основа благочестия, которое удостоверяет верующего в бытии Бога. Она и надежда, поставляющая сущее Благо (то есть Бога) своей основой. И духовное наслаждение, радующееся в вере и надежде об обладании благами будущими, как настоящими. И непадательное смирение - основа добродетелей и залог познания себя и победы над гордостью. Она и кротость, равно отстраняющаяся от хулы и похвалы, славы и бесчестия. Она и душевное благородство, способное без вражды относиться к обидчикам. Она и милосердие, облегчающее чужое несчастье и помнящее о ближних. «Воздержание и стойкость, долготерпение и доброта, мир и радость … Любовь есть свершение всяческих благ, будучи верной, неукоснительной и всегда пребывающей, она ведет и приводит живущих в ней к Богу, Наивысшему Благу и Причине всякого блага»[11]. Этот отрывок из «Послания Иоанну Кубикуларию о любви» можно считать своего рода гимном любви прп. Максима Исповедника. Отмеченные святым свойства истинной любви, к которой призваны люди, необычайно тесно перекликаются здесь с пониманием любви, воспетой в послании ап. Павла к Коринфянам: «Любовь долготерпит [сравним кротость, долготерпение и душевное благородство в «Послании к Иоанну…»], милосердствует [милосердие] ,.. не гордится [т.е. обладает смирением, по прп. Максиму] ,… все покрывает, всему верит [вера], всего надеется [надежда], все переносит [она есть «воздержание и стойкость, долготерпение и доброта»[12]]. Любовь никогда не перестает [является «всегда пребывающей» [13] ]» (1 Кор. 13: 4-8), потому что «она имеет Бога, единственного Неперестающего и Неизменного. И человека, живущего в соответствии с ней, любовь делает таковым же»[14]. Любовь бесконечна, вечна, именно в ней возможно бесконечное усовершенствование сотворенного, стремящегося к своему Творцу: «Вера и надежда [существуют] до некоего [предела], а любовь, соединяясь на беспредельные века в высшем единении с Пребесконечным, пребывает всегда, все время возрастая. Поэтому любовь из них больше (1 Кор. 13: 13)»[15]. По мысли прп. Максима, любовь есть исполнение веры и надежды (сравним у ап. Павла: «когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13: 10)). Вера созидает истину и есть основа надежды и любви. Надежда представляет собой силу, скрепляющую веру и любовь. «Надежда есть крепость … любви и веры, … обеим им показующая верность (веруемого) и достолюбезность (любимого), и путь к тому творить собою научающая»[16]. А любовь есть исполнение веры и надежды и уверенность в том, в бытие чего верит вера и на чье будущее осуществление надеется надежда. Любовь «дарует собою вкушение его [предмета желания] в настоящем»[17], «вводя собою (и в себе) обладание сим, как настоящим и вкушение того, как присущего»[18] (сравним у ап. Павла «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12)). Далее прп. Максим делает важнейший вывод: любовь есть то, что представляет человека сущим по образу Божию. Логосу человеческой природы присуща любовь (логос здесь как Божественная идея; как формирующий принцип, по которому творение получает свое бытие[19]). Любовь руководит разумом, а тот, в свою очередь, всем остальным, подвластным нам; и лишь благодаря любви сам разум не подпадает под власть того, что должно быть подвластно ему. Любовь устраняет рассогласование воли, возникшее в результате грехопадения, и убеждает ее действовать в согласии с естеством, с природой, чьи свойства изначально заложены в нас Богом. Любовь придает созвучие волям и желаниям многих; в ее власти сделать так, чтобы мы все обладали одним естеством, одной волей, одним хотением и стали «[созвучными] с Богом и друг с другом, не отдаляясь от Бога и друг от друга»[20]. Поэтому «нет ничего любезнее Богу, [чем любовь], ибо она разделенных сводит воедино и может соделать единое и невозмутимое тождество по духу во многих или во всех [людях]»[21]. Таким образом, любовь, по прп. Максиму, обладает связующим началом. Цель любви, по Домостроительству Божию, предел ее деятельности в достижении единства, в добровольном сочетании Бога и людей друг другу. Через взаимоотдачу происходит подобие свойств, и Господь соделывается человеком по любви, чтобы потом любовь проявила человека как бога[22], т. е., иными словами, чтобы человек достиг обожения. Таким образом, целью любви является обожение – подобие человека Богу в благе, насколько это доступно человеку. Это подобие достигается посредством исполнения заповедей, к чему призывал Сам Господь, а прп. Максим напомнил: «Данное подобие [подобие Богу в благе] осуществляется… тогда, когда любят Господа Бога от всего сердца, души и силы, и когда [любят] ближнего, как самого себя»[23]. Соблюдение заповеди по послушанию есть один из признаков любви, а в любви сохраняется «нераздельное единение с Заповедовавшим [Господом]… Нарушивший ее через непослушание… расторгает свое единство по любви с Заповедовавшим»[24]. По любви достигается «всецелая внутренняя связь с Первым Благом и с всеобщим Промыслом о естестве всего рода [человеческого]. Выше этого нельзя подняться боголюбцу, прошедшему через все образы благочестия»[25]. Имея своей целью достижение единства между Богом и людьми и обожение человека, любовь действует в трех направлениях:
Рассмотрим определения любви в каждом из этих направлений более подробно.
Бог есть Любовь Продолжая мысль ап. Иоанна о том, что «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:8), прп. Максим называет Бога источником благости и мудрости, которые, в свою очередь, есть свойства любви. «Он представляется благим и премудрым, как самосущая Любовь и Ведение, как Благо и Истина»[26]. Размышляя о Боге, прп. Максим прославляет Его человеколюбие. По любви Господь произвел из небытия в бытие Свои творения – не потому, что имел в этом нужду, но для того, чтобы они наслаждались, «вкушали соразмерное причастие Ему, а Сам бы Он веселился о делах Своих, видя их радующимися и всегда ненасытно насыщающимися Ненасытимым»[27]. Ради Своей любви к человеку Господь воплотился, стал «совершенным Человеком, чтобы избавить естество человеческое от… лукавой безысходности»[28], «делая Себя ответственным за наше исправление и, более того, даже вменяя нам, как Благий, славу совершённого [Им]»[29]. По человеколюбию Своему, облачившись в наше естество, Создатель этого естества, непреложно соединил его с Собою «по ипостаси, дабы остановить распыление этого естества и собрать его в Себе уже соединившимся и не обладающим никаким различием, [порожденным греховной] волей, ни относительно Него, ни относительно себя самого»[30]. По человеколюбию Своему Господь проповедовал и жил, как человек, являя людям силу долготерпящей любви. Прп. Максим подчеркивает, что любовь способна побеждать зло, поражать диавола, замышляющего погибель человека. Злословимый и страдающий, Христос терпит и не перестает благодетельствовать, являя тем самым дела любви и пример поведения. «Вместо ненависти Он показывает любовь и благостью повергает отца зла. Ради этого Он претерпел столь великое зло от них [противящихся Ему] или, сказать точнее, ради них, даже до смерти подвизавшись, как подобает человеку, за заповедь любви»[31]. Наконец, ради любви Своей к человеку, превосходящей всякую иную любовь, Господь уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп. 2:7). Для победы над грехом в человеке «пошел Он на смерть, за нас принял мучения, изъязвлен был за грехи наши и мучим был за беззакония наши, дабы ранами Его мы исцелились (Ис. 53:2-5)»[32]. Прп. Максим Исповедник подчеркивает, что Спаситель прошел этот крестный путь, чтобы вернуть природе человека чистоту сил души и «обновить [в нем] силу любви» [33], что есть не что иное, как показанный человеку путь к обожению. «Любовь есть путь истины (Ин. 14:6), и ею называет Себя Слово Божие, Которое представляет Богу и Отцу идущих этим путем чистыми от всяческих страстей. Она есть дверь (Ин. 10:9)»[34], войдя в которую, человек становится способен созерцать красоту Святой Троицы. Здесь снова прп. Максим прибегает к своему излюбленному средству передачи духовного смысла через зримые вещи – к аллегории: до воплощения Сына Божия путь любви, заповеданный человеку Богом, был покрыт терниями (что есть не что иное, как себялюбие). Себялюбие, ложная любовь с неправильным целеполаганием, направленностью на себя, уклонением от истинной цели в результате грехопадения, мешали человеку идти к Богу, объединиться с Ним в любви. Господь напомнил человеку об этом пути. Он «Своими страстями ради нас предзапечатлел в Себе и предоставил его всем [уже] чистым от [всяких] препятствий… Надлежащим образом Он убедил нас настолько придерживаться Его и друг друга, насколько Он Сам Собою, предвосхищая это, показал, пострадав ради нас»[35]. Христос как Новый Адам исполнил заповеданное всем людям – стяжание обожения, объединение мира с Богом и в Боге. От Бога-Творца, любящего Свое творение, все исходит, и все же должно к Нему возвратиться. Именно по любви – самому ценному из всех стяжаний, «всему пришедшему в бытие от Бога свойственно собираться к Нему постоянно и непреложно»[36].
Любовь человека к Богу В своих творениях прп. Максим Исповедник подчеркивает, насколько высок был замысел Бога о человеке, как велико было значение его в мире – «объединения всего в Боге»[37]! Господь наделяет первого человека всем, что должно было помочь ему облегчить эту задачу. Прежде всего, он получает все силы и задатки для жизни в духе, и любовь к Богу положена в основу его природы. Господь создал природу человека подобной Себе, «отображающей в себе Его собственную благость, устроил ее во всем себе самой равной, не буйной, мирной, не возмутительной, с Богом и с самой собою тесно любовью связанной, – такой, по коей мы Бога объемлем вожделенно (т.е. как вожделенное благо), а друг друга сочувственно (как одного сущих естества)»[38]. Итак, любовь к Богу была заложена в человеке изначально. Онануждалась «только в движении, в осуществлении, чтобы человек мог из рая земного взойти в рай мысленный (2 Кор.12:2), в непосредственное общение с Богом»[39]. Но достижение первым человеком обожения в раю прерывается его грехопадением. В результате земное, плотское, чувственное заполняет жизнь людей; грех расхищает духовные порывы души, страстная любовь заменяет духовную и вытесняет Бога из души человека. В основе своего бытия падший человек ставит стремление к наслаждению и телесное самолюбие - обоготворение твари вместо Творца[40]. Неведение Бога и забвение Его «удаляет… полностью от Божественной любви»[41], повергая человека в пучину зол. Но, несмотря на грехопадение, добродетель любви по-прежнему доступна человеку; более того, она является кратчайшим путем ко спасению. Стяжание истинной, сообразной с духовным познанием, любви к Богу предстает, по прп. Максиму, средством к избавлению человека от зла и смерти. «Посредством… присущей нашей природе божественной любви мы добровольно становимся превыше случайной смерти естества» [42]. «Любовь есть благое расположение души, в соответствии с которым она ничего из сущего не предпочитает ведению Бога. Но навык такой любви невозможно приобрести тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному»[43]. Духовная любовь к Богу должна заменить, вытеснить душевную любовь к телу и миру сему. Признаком любви к Богу прп. Максим считает способность стоять выше мирских вещей, приводящих «в волнение все человеческое», а именно: яств, денег и славы[44]. Отрекаясь от сей мнимой любви к мирскому, человек тем самым отвергает желание наслаждения и страх перед страданием и освобождается от самолюбия[45]. Человек может созидать в себе добродетель любви посредством разума, если тот, будучи наиглавнейшей силой человеческой природы, будет устремляться к своей Причине[46] (т.е. к Богу), а не застревать в земном и чувственном. Иными словами, любовь человека прежде всякого другого должна иметь своей целью Бога, и жизнь его должна руководиться стремлением приблизиться к Божественному. Прп. Максим Исповедник призывает искать Божественную любовь, ибо «при непоколебимом пребывании … [ее] в нас мы получим [от Бога] вечную и неизреченную радость и утверждение души»[47]. Достигнув этого, мы увидим «славу Божию, благодаря которой и происходит [наше] соединение по благодати с Богом, пробуждающее ум от всякого неведения и падения»[48]. Проявлением Божественной любви является парение ума в собеседовании о Боге и о Божественном[49], то есть в постоянном памятовании Бога и помышлениях о Нем. При этом прп. Максим Исповедник уточняет, из чего состоит любовь человека к Богу, - одновременно из страха Божия и влечения к Нему. Эти два чувства объединяются для образования единой любви весьма промыслительно: страх Божий не перейдет в ненависть, поскольку соединяется с влечением к Богу; и влечение не станет пренебрежением, ибо соединяется с благоразумным страхом. «Любовь… усвояет себе из страха и расположения только то, что по природе сродно ей, и вместе с тем, расположением она убивает ненависть, а почтительным страхом далеко изгоняет пренебрежение»[50]. Под страхом в данном случае не следует понимать боязнь наказания за грехи, ибо любовь изгоняет такой страх совершенно (1 Ин. 4: 18). Прп. Максим подчеркивает, что страх Божий, образующий любовь к Богу, душа «имеет всегда сопряженным с собою»[51], и такой страх «начертывает в сердце закон настоящей любви, навечно сохраняя нетленной у святых… их любовь к Богу и друг к другу, которая блюдется ими как священное установление и как образ жизни»[52]. В одном из других своих творений прп. Максим определяет страх и любовь как начало и конец (совершенство) премудрости, которая, в свою очередь, есть начало и конец спасения человека. К концу премудрость «сама собою естественно оказывается любовью, исполняя духовным обрадованием тех, которые сожительством с нею заменили обладание всеми видимыми благами»[53]. Далее святой рассуждает о том, что любовь возникает из обоживающих добродетелей. «Нет ничего выше любви к Богу»[54], предназначение ее высоко: она соединяет людей с Богом и друг с другом и устремляет душу ввысь, поверх греховной власти рождения, тления и движений ума, и «сливается, насколько то возможно природе человеческой, в неком любовном объятии с Самим Богом, таинственным образом созидая чистое и божественное сожитие [с Ним]»[55]. Таким образом, любовь есть и наиглавнейшая добродетель, и одновременно конец всех добродетелей [56] - как «безупречное наслаждение и нераздельное единение с Благом по природе тех, кто сопричаствует Ему»[57]. В данном смысле любовь называется концом всех добродетелей по достижению человеком цели, заложенной Богом в человеческое естество, - приближению к Богу и соединению с Ним. Ибо «она всех ходящих в ней ведет, приводит и приближает к верховнейшему из благ Богу, виновнику всякого блага»[58]. Если любовь – одно из свойств Божиих[59], то она есть и самое полное проявление образа Божия в нас, самое действенное средство достижения обожения. Неслучайно прп. Максим сравнивает любовь с истинной виноградной Лозой, привившись к которой, любящее творение «удостаивается стать причастником Божественного качества»[60], т.е. опять-таки удостаивается обожения, будучи качественно подобным Богу в благе. «Таинство любви делает нас из людей богами», - говорит прп. Максим, - и «единообразно объемлет [собою все] заповеди»[61].
Любовь к ближнему По мысли прп. Максима, любовь к ближнему, усовершенствуя любящего, позволяет, насколько то возможно, увидеть духовными очами Бога; она есть «дверь, коей входящий вступает во Святая Святых и сподобляется быть достойным зрителем неприступной красоты Святые и царственные Троицы»[62]. Любовь к ближнему прп. Максим считает доказательством любви к Богу и верным ее проявлением: «Действо и доказательство совершенной любви к Богу есть искреннее и благожелательное расположение к ближнему»[63]. Если человек не любит ближнего, то и Бога любить не может: «Не любящий ближнего не соблюдает заповедь. А не соблюдающий заповедь не может полюбить и Господа»[64]. Любовь к Богу и ближнему нельзя считать чем-то раздельным, но единым, тождественным, поскольку и та, и другая любовь обладает силой единения, сочетания людей друг другу. И той, и другой любовью мы обязаны Богу[65]. Любя Творца, мы должны почитать и Его творение. Человек обязан поступать так, в первую очередь, по заложенному в него логосу естества (природы), который устанавливает для людей «равночестие» и исключает «всякое неравенство, проявляющееся вследствие предубеждения к какому-либо человеку, поскольку этот логос всех заключает в самом себе единой силой тождества»[66]. Противоположностью любви к ближнему является самолюбие. Когда человек побеждает в себе самолюбие – матерь всех зол, вместо них в душе укореняются добродетели, укрепляющие силу любви. Эта сила любви приводит к согласию задуманное Богом естество человека (логос) и фактический образ его существования. С одной стороны, она уравнивает и делает одинаковым «всякое неравенство и различие, [возникающие] во всех вследствие [греховной] воли»[67], а с другой – приводит к неравенству настолько более высокому, насколько теперь «каждый сознательно привлекает к себе ближнего и его предпочитает самому себе, [по сравнению с тем, как]… раньше отталкивал его и был склонен возвышаться над ним»[68]. Совершенная любовь к ближнему сочетается со смирением, считающим всех лучшими себя. Сила любви также освобождает человека от наносного и не присущего ему изначально мысленного усложнения, которое возникло вследствие проявлений греховной воли, рассогласованной с логосом естества. Вместо этого любящий человек добровольно «собирает себя в единую простоту и тождество, сообразно которым никто никоим образом не отделяет своего от общего, но каждый - для каждого и все - для всех, и, более того, для Бога скорее, чем друг для друга имеют единое существование, являя собою (и в естестве, и в воле) наиединственнейший логос бытия и Бога, мыслимого в этом логосе»[69]. Посредством человеколюбия воля сочетается с природой, и в них обеих существует и начинает согласно действовать один и тот же «миролюбивый и не склонный к мятежу логос, движение которого никогда не направлено к чему-либо иному помимо Бога»[70]. Этот логос сохраняется в нас «невредимым и незапятнанным»[71] при условии очищения, последующего хранения себя от страстей и стяжании добродетелей. Руководствуясь такой любовью, верные стремятся к сочетанию с Богом и друг с другом и достигают соединения в себе разорванных частей человеческого естества. Любовь есть их «истинное и безупречное богомудрие…, концом которого является Благо и Истина»[72] - достижение наряду с Божественной любовью и любви к ближнему, «обладающей неукоснительным постоянством благ»[73]. Возрастающий в любви к ближнему избрал «божественный и блаженный путь»; подъяв на себя подвиг стойкого пребывания в любви, он может успешно достичь предела этого пути, если будет незыблемо придерживаться «человеколюбия, братолюбия, странноприимничества, нищелюбия, сочувствия, сострадания, смирения, кротости, душевного благородства, терпения, негневливости, долготерпения, стойкости, доброты, спокойствия, благоволения и миролюбия ко всем»[74], то есть всех тех добродетелей, которые являются проявлениями любви к ближнему. Твердой основой любви к ближнему прп. Максим Исповедник считает благую совесть, которая старается следовать заповедям Господним и тем самым исповедует «устами благодати Того, в Кого [верует] … Все это присуще сердцу тех, кто стремится к истинному спасению»[75]. Важную роль в стяжании и укреплении любви к ближнему святой также отводит покаянию, которое он называет «печалью по Боге»[76]. Именно от него происходит такая любовь, которая побуждает человека заботиться о ближнем так же, как Господь – по Своему милосердию. Эта богоугодная печаль «любящих и соблюдающих ее вводит в Небесное Царство»[77]. Прп. Максим призывает по мере сил любить всякого человека, но поначалу хотя бы воздерживаться от ненависти. Однако замечает, что и этого человек не в состоянии сделать, если не презрит всего земного[78]. Любовь к человеку следует ставить выше всего видимого, предпочитать собственному телу, потому что любовь к ближнему «образует любовь к Богу и есть полнота всякой заповеди Божией»[79]. При этом прп. Максим Исповедник словами старца поучает ученика, что для стяжания совершенной любви к оскорбившему отречься от мира и всего мирского недостаточно. Евангельская любовь к ближнему, даже к ненавидящему и оскорбляющему, достижима только тогда, когда человек познал цель Господню [80] - спасение всякого человека, усвоение ему Божественных свойств, его обожение. Любовь к ближнему предполагает равность – способность любить равно всякого человека[81]. Если человек одного любит, другого ненавидит, а третьего – то любит, то ненавидит в зависимости от совершённых поступков, такая любовь не достигла еще совершенства[82]. Только равная любовь совершенна, ибо уподобляется Богу, «равно любящего всех и хотящего, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4)»[83]. Совершенная любовь к ближнему не предполагает разделения; наоборот, будучи подобной любви Божией, она единение всех ставит своей целью. «Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков соответственно их различному внутреннему настрою»[84], добрых она любит, как друзей, а недобрых, как заповедано любить врагов, – «благодетельствует им, долготерпит и переносит причиняемые ими [скорби]. Она вообще не помышляет о зле, [но даже] страдает за них»[85]. Пример сему даровал нам Господь Иисус Христос, когда пострадал за всех и «всем равно даровал надежду воскресения»[86]. Любящий Христа старается Ему подражать. И как Христос любил всех людей, так заповедано и нам. Дела любви к ближнему, которые показал нам Господь наш Иисус Христос, суть следующие: 1) благотворение людям, 2) долготерпение в ответ на поношение и неблагодарность, 3) всепрощение, не вменяя зла[87]. Проявление любви к человеку, дело любви – «сострадать и благодетельствовать ближнему, быть терпеливым к нему и переносить [все], что исходит от него»[88], без подозрений, гневных слов и движений души. Плодом стяжания такой любви является укрощение гнева[89], ибо «любовь к ближнему противостоит гневу,… [так как] вызывает презрение к богатству и славе»[90]. Тот, кто искренно любит ближнего и до конца сохраняет союз любви, удостаивается высокого звания – быть другом Божиим[91]. Любящий ближнего своего неизменно, не взирая ни на какие злокозненности, уподобляется Самому Христу, который показал нам пример любви, «благоволив пострадать за нас»[92]. Напротив, если человек нарушает заповедь любви к ближнему, он сам себя удаляет от Бога. Прп. Максим предупреждает, что горечь досады на ближнего свидетельствует о предпочитании не любви, а временного[93]. Злопамятный «попечение о плоти превращает в похоть и… служит твари вместо Творца»[94] и есть законопреступник, достойный вечной муки[95]. Ненавидящий брата своего, завидующий ему, злоречивый, клеветник «совершенно чужд любви к Богу»[96] и сам себя делает повинным вечному осуждению[97]. Прп. Максим увещевает, что не противящийся злу, исходящему от ближнего, своим ответным гневом побеждает это зло и в другом, и в себе. Себя сохраняет «негневливым, невозмутимым и беспечальным», незлобием научает огорчающего и обоих подводит «под иго [Божией] любви»[98]. Победе помогает молитва за ближнего, прощение и оправдание его, терпение и поставление самого себя причиной искушения[99], благословение и благожелательство ему. «Таков путь любомудрия по Христу; тот, кто не шествует этим путем, не соводворится с Ним [в Царстве Небесном]»[100]. За верность в любви даруется «благодать…, которая ведет обоживаемого к Богу, Творцу человека»[101] и усвояет ему Божественные свойства. Достигший любви к ближнему облекается в нового человека, «созданного в Духе по Христу и по образу Творца,… [украшенного] ясным образом добродетелей и безошибочным словом мудрости»[102].
1.4. Ἀγάπη и ἔρως в трудах прп. Максима Исповедника Слову «любовь» в русском языке соответствует четыре греческих аналога, благодаря которым достигается цель более глубокой передачи соответствующей смысловой нагрузки на то или иное высказывание о любви. Эти слова следующие: · Сторгэ (ή στοργή) – «нежное, сердечное отношение, привязанность, главным образом, родителей к детям или детей к родителям»[103]; · Филия (ή φιλία) – любовь в широком, но и более простом и заземленном, а не возвышенном понимании: от любви к еде, деньгам, к себе до любви к другу; нежная любовь; любовь как привязанность, дружба; · Эрос (ὁ ἔρως) – «желание, стремление, страсть к кому-либо, страстная любовь» [104]; · Агапэ (ή αγάπη) – наиболее возвышенная из всех форм любви; жертвенная, самоотверженная, бескорыстная, сострадательная, совершенная любовь к Богу и ближнему; любовь Бога к Своему творению. Для выражения понятия любви в положительном смысле прп. Максим Исповедник употребляет последние два слова – эрос и агапэ и, безусловно, по количеству использований в своих трудах, отдает предпочтение агапэ – любви чистой, постоянной, духовной, совершенной. Слова φιλία и его однокоренную производную – φιλαυτία он использует скорее в негативном контексте, обозначая ими соответственно безрассудную любовь к телу и себялюбие[105]. По прп. Максиму любовь-агапэ означает и любовь к Богу (для ее выражения αγάπη используется в абсолютном большинстве случаев), и любовь к ближнему – всегда в самом возвышенном и святом ее понимании. Именно она есть та добродетель, которая становится результатом бесстрастия[106]; ее свойством «является долготерпение и доброта»[107], ее делами – «сердечное благодетельствование ближнему, великодушие, терпение и благоразумное пользование вещами»[108]; она есть равная, совершенная, духовная любовь. Именно любовь-агапэ «пребывает всегда, все время возрастая»[109], стяжавший ее «стяжал Самого Бога, поскольку Бог есть любовь»[110] - ὁ Θεὸς ἀγάπης ἐστίν (1 Ин. 4: 16). Следует отметить, что ряд предшественников прп. Максима, оказавших сильное влияние на его мировоззрение, в частности, свт. Григорий Нисский и псевдо-Дионисий Ареопагит, отождествляли агапэ и эрос. «Особенно это характерно для «Ареопагитик», где «эрос» даже частично вытесняет «агапэ»[111]. Так, псевдо-Дионисий пишет: «те, кто правильно слышит божественное, увидят, что, изъясняя божественное, священные богословы в имена Приязнь [ агапэ ] и Любовь [ эрос ] вкладывают один и тот же смысл»[112]. И далее говорит: «Назовем ли мы Эрос божественным, либо ангельским, либо умственным, либо душевным, либо физическим, давайте представим Его себе как некую соединяющую и связывающую Силу, подвигающую высших заботиться о низших, равных общаться друг с другом, а до предела опустившихся вниз обращаться к лучшим, пребывающим выше»[113]. Прп. Максим, хотя и следует за псевдо-Дионисием, не придавая понятию «эрос» негативного смысла, однако и не разделяет его восторженного мнения о первостепенном значении эроса в понимании роли любви, высказываясь о нем гораздо более умеренно. Так, рассуждая о содействии добродетелей в стяжании умом любви к Богу[114], он говорит о такой любви как об эросе. Однако здесь, по всей видимости, «эрос» употребляется вместо «агапэ» с единственной целью передать желание, стремление человека приблизиться к Божественному (что доказывает окончание соответствующей «Главы о любви»: «… благодаря… [чистой молитве ум] воспаряет к Богу»[115]). И в другой главе прп. Максим, рассуждая о чистой молитве, говорит о любви человека к Богу как об эросе: «Есть два состояния чистой молитвы:… [второе соответствует] подвизающимся в созерцании [и возникает]… от Божественной любви [ эроса ] и высшей чистоты… Признак [второго состояния] – восхищение ума Божественным и беспредельным светом в самом порыве молитвы, когда он… чувствует… лишь одного Того, Кто Своей любовью [ агапэ ] так озаряет его»[116]. То есть в молитвенном порыве человек устремляется к Богу - по любви к Нему (эросу), желая встречи с Ним. И Господь отвечает ему, встречает его совершенной, святой, озаряющей любовью - агапэ. Таким образом, прп. Максим Исповедник говорит об эросе применительно к Божественной любви, стремящейся к Богу в молитве. Кроме того, в его понимании эрос получает значение противовеса желаниям похоти. Святую, милующую, жертвенную любовь к ближнему прп. Максим называет исключительно агапой. Данный вывод иллюстрирует и следующий фрагмент: «Есть [средства], останавливающие движение страстей и не позволяющие им возрастать, и есть другие, умаляющие и уменьшающие их. Например, пост, труд и бдение не позволяют возрастать желанию [похоти], а… созерцание, молитва и любовь [ эрос ] к Богу уменьшают и низводят на нет его. Подобным же образом дело обстоит и с яростью… Любовь [ агапэ ], сострадание, доброта и человеколюбие уменьшают ее»[117]. Далее прп. Максим Исповедник «высказывает… весьма неожиданную мысль о том, что и сами эти плотские страсти, под действием Божией благодати преображаются в высшие и подлинные проявления духа в его стремлении к горним высотам чистого богопознания»[118]. Он уже прямо противопоставляет земное желание (как вожделение, похоть) Божественной страсти-эросу. Вожделевательная (желательная) сила души должна вытеснять присущие ей страсти Божественным эросом, тогда как раздражительная (яростная) – духовной любовью – агапэ: «У кого ум всегда с Богом, у того и желание [вожделение] перерастает в божественную страсть [ эрос, желание Бога], а ярость [раздражительность] вся целиком превращается в божественную любовь [ агапэ ]… [Ум], тесно связав с собой страстную часть свою, превращает ее… в нескончаемую божественную страсть [ эрос ] и непрестанную любовь [ агапэ ]»[119], а та душа, «страстная сила которой целиком устремилась к Богу»[120] в любви-эросе, получает достоинство совершенной. И все же, хотя из вышеприведенных отрывков следует, что эрос и агапэ сопровождают друг друга на пути восхождения души и ума к Богу, любовь-агапэ превосходит любовь-эрос как то состояние, которое, упраздняя остальные, «никогда не перестает»[121] (1 Кор. 13: 8), ибо стяжание ее означает достижение высокого идеала любви Божественной и соединение с Богом, Который Сам есть любовь-агапэ.
Определения любви у прп. Максима Исповедника и блж. Диадоха Сравнивая прп. Максима Исповедника с его предшественниками, С.Л. Епифанович, исследовавший его труды, отмечает, что в разработке своего учения о любви прп. Максим опирался на блж. Диадоха Фотикийского[122]. О жизни этого святого известно крайне мало, кроме того, что он жил в V в., был епископом Фотики (Эпир) и славился святой жизнью и премудрым учением. В созвучии с прп. Максимом блж. Диадох называет любовь «полнотой закона совершенства во Христе»[123], которая «самую душу чрез добродетели сочетавает с Богом»[124]. Рассуждая о действии благодати Божией, он отмечает, что если образ Божий в человеке благодать восставляет в Таинстве Крещения, то черты подобия Божия она придает в соработничестве с человеком в течение его жизни, «добродетель за добродетелью расцвечивая в душе, и от славы в славу лик ее возводя»[125]. Вершиной же добродетели является любовь – «высшая черта богоподобия»[126]. Именно любовь делает человека подобным Богу: «светлая черта любви будучи приложена, показывает, что черты образа Божия всецело возведены в благолепие богоподобия»[127]. Здесь необходимо уточнить, что прп. Максим Исповедник, хотя и берет за основу понимание блж. Диадохом роли любви в стяжании человеком подобия Божия, однако серьезно углубляет и несколько изменяет истоки этого понимания: как указывалось выше, по мнению прп. Максима, любовь есть то, что уподобляет человека Богу уже по образу[128], а в подобии должно раскрыться и возрасти. Отличительной особенностью творений прп. Максима от трудов блж. Диадоха является раскрытие им понятия любви в рамках стройной трехступенчатой аскетической системы, анализирующей достижение человеком обожения через 1) практическую философию (деятельное любомудрие), 2) созерцание (ведение) и 3) мистическое богословие[129] (об этом речь пойдет далее (см. Главу III)). Кроме того, принципиально новой мыслью в учении прп. Максима Исповедника о любви, которую в трудах блж. Диадоха мы не находим, становится идея высокого призвания человека - к объединению посредством любви всего тварного в Боге[130]. Блж. Диадох, вслед за ап. Павлом (1 Кор. 13: 13) и предвосхищая прп. Максима в его рассуждениях относительно взаимодействия веры, надежды и любви[131], утверждает, что любящий Бога «много паче себя»[132], укрепляемый Богом в такой любви, превосходит веру, будучи «полной любовью держащим Чтимого верою»[133]. Иными словами, как и у прп. Максима, по мысли блж. Диадоха, любовь обладает как настоящим тем, во что вера только верит, и любящий «бывает гораздо больше своей веры, как сущий весь в любви»[134]. В рассуждениях о любви к Богу блж. Диадох, так же как и позже прп. Максим, отмечает, что причиной отстранения человека от Бога и охлаждения любви к Нему является самолюбие (сравним у прп. Максима Исповедника: самолюбие обоготворяет тварь вместо Творца, разрушает единую связь человека и Бога в любви). «Кто себя любит, тот Бога любить не может… Себялюбивый естественно ищет своей славы … [Напротив, тот], «кто себя не любит по причине преизобильного богатства любви Божией, тот только воистину и Бога любит. Таковый никогда уже не ищет славы своей, но всегда - одной славы Божией»[135]. Как и прп. Максим Исповедник, считавший основой любви благую совесть[136], следующую Евангельским заповедям, блж. Диадох предупреждает, что неспокойная совесть препятствует искренней любви и вере, и для возвращения к ним требуется очищение себя «теплейшею молитвою и вниманием»[137]. Далее, как и прп. Максим Исповедник, блж. Диадох отмечает пользу страха Божия для стяжания Божественной любви: «Никто не может любить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия, ибо душа в действенную любовь приходит после того…, как очистится и умягчится [его] действием»[138]. Страх Божий достигается теми, кто перестает заботиться о житейских попечениях. В то же время, по мысли блж. Диадоха, страх «свойствен только еще очищающимся праведникам, с [o] среднею… мерою любви», а значит, он временен и существует только до тех по
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.158 (0.016 с.) |