Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Божественное домостроительствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ К СВОЕМУ ТВОРЕНИЮ Понятие Божественного Домостроительства Божественное Домостроительство, или Божественная икономия[178], в понимании древнегреческих святых отцов, есть не что иное, как отношение Бога к тварному миру, деятельность Бога в творении. Божественная икономия проявляется с сотворения мира из ничего. Сотворение мира не есть результат, продиктованный Божественной необходимостью; это акт свободного Божественного воления[179], реализация во времени того, что было задумано Богом в вечности. Божественное Домостроительство также включает в себя учения о Божественном Промысле, Искуплении и спасении человека и всей твари. Промысл Божий о мире означает непрестанное попечение Творца о бытии Своих творений: направление их к благому, исправление в них зла, пресечение его и обращение к пользе. Промысл Божий содержит в себе два действия: мирохранение и мироправление. Первое означает, что всё в мире, бытие всякой твари постоянно поддерживается силою Божией. Под мироправлением понимается собственно управление миром по воле Божией[180]. Понятие Искупления является центральным для Божественного Домостроительства. В нем реализуется цель Господня – обожение человека и, посредством его, остального тварного мира. Искупление начинается с Воплощения Сына Божия и охватывает всю земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа, Его Крестную смерть, сошествие во ад, Воскресение из мертвых и Вознесение на небо. Понимая конечную цель Искупления Христа Спасителя – дарование твари возможности вкушать полноту Божественных благ в обожении, можно с уверенностью утверждать, что Оно было продиктовано бесконечной - превышающей всякую земную любовь - любовью Бога к Своему творению. Одним из благодатных плодов Искупления стало обожение человеческого естества в Иисусе Христе, обожение домостроительное. Во время земной жизни Спасителя оно проявилось во время Преображения Господня. Возвращаясь к Боговоплощению как к исходной точке домостроительного Искупления, следует добавить, что до него домостроительное значение имеет и проявление Бога в тварном мире. Это тоже часть икономии, когда Бог, сотворяя мир, открывает Себя человеку. Богопознание – важнейшая часть Домостроительства. Доступное человеку, оно является необходимым условием обожения. Способность познавать Бога в Его проявлениях и, на вершине Богопознания, убежденность в том, что Бог непознаваем по существу, есть признак восходящего движения человека к Богу и приближения его к высшей цели - обожению. Подвиг Богопознания осуществим только с помощью нисходящей к человеку Божественной благодати. Она даруется Духом Святым; без нее невозможно ни укрепиться в добре и победе над грехом, ни познать Божественное откровение в мире. «Отец открывает Себя через Сына в Духе Святом, и это откровение Троицы всегда будет… домостроительным, поскольку без благодати, полученной от Духа Святого, никто не может узнать в Христе Сына Божия и, узнав Сына, подняться до познания Отца»[181]. От благодати Святого Духа познается Сын, Который приводит нас к Отцу. Далее мы более подробно рассмотрим понимание Божественного Домостроительства прп. Максимом Исповедником во взаимосвязи с его учением о любви, а также сравним это учение в указанном аспекте с основными предшественниками.
Проявление Бога в творении По мысли прп. Максима, в деле Домостроительства участвуют все Лица Святой Троицы: «Отец - благоволя, Сын - самодействуя, а Святой Дух - существенно исполняя во всех благоволение Отца и самодействие Сына»[182]. При этом Богу-Сыну – Божественному Логосу принадлежит центральное значение: Он – Творец и Промыслитель мира и «является действующим началом… в богопознании: мы познаем, прежде всего, Логоса и лишь в Нем существенно Сущих в Нем Отца и Духа»[183]. Прп. Максим подчеркивает вечность знания Бога о мире: Господь сотворил мир по Своему благому волению, при этом ведение о мире существовало в Боге вечно[184]. Под этим Божественным ведением в данном контексте прп. Максим понимает Божественные логосы как идеи, хотения, замыслы всего сущего, формирующие принципы и законы мироздания, существующие «прежде веков» в Самом Боге - Логосе[185]. Логосы устанавливают «для каждой вещи норму ее существования, ее путь к совершенству, т. е. к обожению, ее образ приобщения Божественным энергиям»[186]. Именно потому, что логосы всех творений и вещей, получивших бытие от Бога, существовали и существуют в Боге и имеют происхождение от Него, они причастны Ему: «или умом, или словесностью, или чувством, или жизненным движением, или сущностной и свойственной пригодностью»[187]. Каждое творение имеет бытие, движение и разумное устроение (логос). «Этими основными свойствами… дается представление и об образе бытия Творческой Премудрости, Высочайшего Логоса, существенно сущего в Бытийности и имеющего существенно сущую в себе Жизнь»[188]. Логосы индивидуальных вещей содержатся в идеях более общих, как виды в роде, а всё вместе в Логосе – Боге-Слове, Который есть Начало и Конец всего тварного. «Он есть выражение Божественной воли, ибо именно Им Отец сотворил всяческая в Духе Святом»[189]. По мысли прп. Максима, каждое творение создано причастным Богу с той целью, чтобы ум человека посредством созерцаний чувственного, причастного Божественному, прокладывал себе тем самым путь к Богу, удобно возносясь к Нему. Иная причина в том, что всякий служащий твари вместо Творца, не сможет уже оправдать своего неведения Бога, ибо каждая тварь, причастная Божественному, ясно возвещает о своем Создателе[190]. В человека – высшее творение Бога, созданное Им по Образу Своему, Господь по человеколюбию закладывает духовные логосы Премудрости и нравственности, чтобы благодаря им человек мог найти и шествовать путем праведности, ведущим его к Богу[191]. Таким образом, мы убеждаемся, что логос человека изначально подчинен высшей Божественной цели – соединению с Богом в благе, и это есть должное доказательство домостроительной Божией любви. В идее о проявлении Бога в мире и Богопознании через познание тварного мира, который есть «великая и преславная книга Божия»[192], прп. Максим продолжает мысль свт. Григория Богослова, согласно которому в этой книге бытия «открывается самым безмолвием проповедуемый Бог»[193]. В мире тварном все связано Богом[194] узами любви, «закон любви управляет небом», родительской любви подражают земля и воздух, море и суша «человеколюбиво передают друг другу человека и богато и щедро расточают ему свои сокровища»[195]. Рассуждения прп. Максима о проявлении Бога в мире во многом перекликаются с псевдо-Дионисием, хотя заметно, насколько более глубоко и системно прп. Максим подходит к данному аспекту своего учения. Господь, по псевдо-Дионисию, - Причина всего сущего, Которая содержит это сущее «заранее»[196] в Самой Себе и затем приводит его в исполнение (из потенциального в действительное) по Своей благости (ср. у прп. Максима: логосы всех вещей, которые существуют в Боге от вечности). У псевдо-Дионисия тоже встречается понятие «логос», однако в отличие от прп. Максима, по мысли которого логосу человека присуща любовь, по псевдо-Дионисию, его определяющей характеристикой является Прекрасное: «Из этого Прекрасного всему сущему дано быть прекрасным в соответствии с собственным логосом; и благодаря Прекрасному происходит… любовь…; и все объединяется Прекрасным; и Прекрасное есть Начало всего как творческая Причина, все в целом и движущая, и соединяющая любовью к собственному очарованию»[197]. Согласно псевдо-Дионисию, Господь творит мир по любви – но по любви к добру и ради добра; эта Любовь предсуществует в Добре в избытке и сподвигает творить мир[198]. Среди мыслей псевдо-Дионисия, схожих с прп. Максимом, следует отметить то, что, по его мнению, все тварное изначально так или иначе причаствует Богу своим бытием. Бытие называется им важнейшим, первым из причастий Божественному[199]. Далее он говорит, что все сущее не только бытие, но и благоденствие имеет, получив и то, и другое от Бога[200] (ср. у прп. Максима: все сущее обладает склонностью к благобытию (то есть к благости и мудрости), но реализует эту возможность по благодати и собственным усилиям). Наконец, псевдо-Дионисию также принадлежит мысль о том, что Господь «всё друг с другом соединяет в неслиянном единстве»[201] и, как солнце, «собирает рассеянное»[202]. Прп. Максим также развивает мысль о необходимости единства, о том, чтобы соединить разделенное; однако эта мысль проявляется у него намного глубже и многогранней: и с точки зрения соединяющей роли любви, и в понимании Догмата Искупления Иисуса Христа, и во встречном движении человека к обожению как к освященному единству сначала в себе, а потом и во вне – в макрокосмосе. Таким образом, подводя промежуточный итог, можно сделать вывод о том, что, хотя прп. Максим и заимствует ряд утверждений у своих предшественников, однако развивает их и многим из них придает новый, более глубокий и системный смысл (в частности, роли любви).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.166.215 (0.008 с.) |