Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Путь духовного возрастания в сравнении с предшественникамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Свт. Григорий Богослов Сравнивая труды свт. Григория Богослова с творениями прп. Максима Исповедника в контексте аскетики и духовно-нравственного возрастания человека, можно найти ряд сходств и различий. Сам свт. Григорий был глубоким созерцателем, более других он говорит о созерцании Святой Троицы. «Даже когда [он] рассуждает и обсуждает – непрестанно возносится к созерцанию»[399]. Он описывает свое созерцание уединенным и удаленным от суеты; оно имеет «безмолвие душевное и телесное, советует удалиться умом в самого себя и отвратиться от чувств, чтобы неоскверненному беседовать с Богом и чистому озаряться лучами Духа, без всякой примеси дольнего и омраченного, без всяких преграждений Божественному свету, пока не приду к Источнику здешних озарений и не буду остановлен в желании и стремлении тем, что зерцала упразднятся действительностью»[400]. Вместе с тем, в творениях свт. Григория не содержится системного изложения аскетики, хотя он и отмечает, что деятельность приводит к созерцанию[401], и созерцание превосходит деятельность (также у прп. Максима): «В созерцании могут упражняться совершенные, а в деятельности многие»[402]. Однако и то, и другое хорошо и вожделенно: созерцание «возносится превыше земного, входит во Святая Святых и возводит ум наш к тому, что сродно с ним; [деятельность], приемля к себе Христа и служа Ему, доказывает любовь свою делами»[403]. Прекрасно созерцание, прекрасна и деятельность; каждое есть свой путь ко спасению и «приводит к одной какой-либо из вечных и блаженных обителей»[404]. Таким образом, в этих высказываниях можно усмотреть неких два параллельных пути, два вида добродетелей, доступных людям в зависимости от их натуры и способностей. С другой стороны, в одном из «Слов» свт. Григорий описывает деятельно-созерцательную добродетельность аскетической жизни, которая приводит к соединению с Богом, как нечто общее. Успешные в ней подвижники «живут… среди людей, но выше всего человеческого;… ничего не имеют в мире, но обладают всем премирным; живут сугубой жизнью и одну презирают, о другой же заботятся; … через отрешение от твари соединены с Богом; не знают любви страстной, но горят любовью божественной, бесстрастной; их наследие - Источник света, и еще здесь - Его озарения, ангельские псалмопения, всенощное стояние, переселение к Богу ума предвосхищаемого; чистота и непрестанное очищение, как незнающих меры в восхождении и обожении»[405]. Из этого фрагмента следует, что свт. Григорий наделяет преуспевающего подвижника и аскезой, и божественным созерцанием. Свт. Григорий Богослов высказывает мысль, которую позже мы встречаем у прп. Максима: «Любовь доставляет ведение»[406]. И еще: «кто возлюбил, тот будет возлюблен; а кто возлюблен, в том обитает Бог (Ин. 14:21–23). А в ком Бог, тому невозможно не сподобиться света; первое же преимущество света - познавать самый свет»[407]. При этом, однако, святитель подчеркивает, что достижение ведения посредством любви «лучше уважаемого многими пути ума и его тонкостей»[408]. Эту мысль прп. Максим не поддерживает (хотя можно предположить, что свт. Григорий Богослов высказался в данном контексте не об обожении ума, а о надменном знании, лишенном любви); напротив, прп. Максим полагает, что ум, сопутствуя любви в Богопознании, тоже просвещается и обоживается. Интересно понимание свт. Григорием Богословом тьмы и света. По его мысли, тьма есть препятствие свету, есть обманчивый свет, противоположный истинному, который выдает себя за него[409]. «Для него мрак есть нечто, что должно быть преодолено, как некая преграда свету;… не является условием высочайшего познания, когда познание становится незнанием»[410]. Святитель прямо называет мраком, тьмою супротивную силу, которую нужно отринуть, чтобы приблизиться к свету. «Потом, как чада совершенного Света, соделаемся совершенным светом!»[411], то есть достигнем обожения. Указанное отличие в понимании свт. Григорием Богословом и прп. Максимом следует считать ключевым: в понятии Божественного мрака прп. Максим Исповедник примыкает к свт. Григорию Нисскому и псевдо-Дионисию Ареопагиту. Свт. Григорий Нисский Свт. Григорий Нисский рассматривает путь аскетического возрастания на примере жизни Моисея, аллегорически толкуя ее как восхождение к Боговидению. Он высказывает принципиальную мысль, впоследствии поддержанную прп. Максимом, о том, что у добродетели нет предела совершенства[412]. На пути богопознания святитель, так же как и затем прп. Максим Исповедник, выделяет три этапа[413]: 1) катарсис, то есть очищение души от страстей; 2) обретение естественного видения; 3) собственно боговидение. По мысли свт. Григория Нисского, катарсис, то есть очищение души, необходим для восхождения к богопознанию, так как человека отделяет от Бога его греховность. Этап очищения души по сути представляет собой всю жизнь Моисея, предшествующую его восхождению на гору Синай. Моисей видит свет Божества в неопалимой купине, прообразующей Боговоплощение. К этому его возводит чистое и праведное житие: «Таковое добродетельное житие возводит нас к ведению оного света, который нисходит даже до естества человеческого, возсиявая… от земного куста и превосходя светлостью лучей небесные светила»[414]. Понеся труды и скорби, неизбежные на пути очищения своей души, делатель подходит к созерцанию. «Когда, кто... умом, достигшим чистоты,… вкусит… жизни, удаленной от удовольствий,… тогда возводится он к созерцанию превысшего Естества. Путем же к таковому ведению бывает для него чистота… А сие значит, что намеревающемуся приступить к созерцанию всего сущего, должно очистить себя во всем, быть чистым и не скверным по душе и по телу, омывшим с себя нечистоту соответственно душе и телу, - чтобы могли мы оказаться чистыми пред Тем, Кто видит сокровенное»[415]. Вторым этапом, выделяемым святителем Григорием на пути восхождения к богопознанию, представляется восхождение очистившего себя от страстей подвижника на гору при звуке труб: «Подлинно крутая и неприступная гора — богословие, и к подгорию его едва подходит большая часть людей; разве кто Моисей, и при восхождении будет вмещать в слух звуки труб...» [416]. И наконец, третьим этапом становится уже собственно боговидение. Моисей видит Бога уже не во свете, как при купине, а во мраке (ту же мысль находим у псевдо-Дионисия и прп. Максима). Мрак не позволяет нам видеть Бога так, как мы видим окружающий мир, ибо Бог непознаваем в Своей сущности. Святитель Григорий пишет: «В том и познание наше, что не знаем, потому что искомое выше всякого познания, как бы неким мраком, объято отовсюду непостижимостью… Божество в самом естестве Своем то самое и есть, что выше всякого ведения и постижения» [417]. Святитель Григорий, предшествуя прп. Максиму и псевдо-Дионисию, делает акцент на апофатическом характере богопознания[418] - мы можем лишь выявить, кем Бог НЕ является: «Слово Божие… запрещает людям уподоблять Божество чему либо познаваемому (Исх. 20,4); так как всякое понятие, согласно с каким либо удобопостижимым представлением составляемое по некоему естественному уразумению и предположению, созидает Божий кумир, а не возвещает о Самом Боге» [419]. Войдя в Божественный мрак и получив от Бога заповеди добродетельной жизни, «возводится Моисей к совершеннейшему тайноводству в мгновенном ему Божьею силою предуказании некоей скинии»[420]. Введение Моисея в нерукотворную скинию – это, как пишет святой Григорий, некий предел созерцания. Эта скиния – образное откровение Моисею о Христе, о Боговоплощении. В самой скинии видит святой Григорий прообраз Христа Спасителя: «Скиния же сия да будет Христос, Божия сила и Божия Премудрость»[421]. Далее свт. Григорий подробно развивает следующую важнейшую мысль: так как Бог непознаваем в Своей сущности, то и путь богопознания не имеет предела. Здесь святитель возвращается к уже намеченной им мысли: «Посему, так как доказано, что нет иного предела добродетели, кроме порока: а Божество не допускает противоположного: то следует, что естество Божие неограниченно и беспредельно» [422]. Как пишет свт. Григорий, это желание к дальнейшему восхождению питается духовным наслаждением уже постигнутым благом: «Ибо по причине уже приобретенного, вожделевая не оставлять недостигнутою еще выше усматриваемую высоту, непрерывно продолжает стремление к горнему,… непрестанно обновляя усилие к полету… Посему говорим, что Моисей… не полагает себе никакого предела в стремлении к горнему: но однажды вступив на лестницу, на которой, как говорит Иаков, утверждается Бог (Быт. 23,13), непрестанно восходит на высшую и высшую ступень и не престает возвышаться»[423]. По мысли свт. Григория Нисского, стремящийся к совершенству становится другом Божиим: «Одно только признавать драгоценным и вожделенным — соделаться Божиим другом, что, по моему рассуждению, и есть совершенство жизни»[424]. Подводя итог вышесказанному, отметим, что прп. Максим Исповедник во многом опирался на труды свт. Григория Нисского при построении своей нравственно-аскетической системы. Наряду с псевдо-Дионисием он заимствовал у святителя трехступенчатый путь нравственного возрастания и понятие о Божественном мраке. В то же время прп. Максим подчинил эти идеи единой цели – не Богопознанию (так как, по мысли прп. Максима, это сопутствующий обожению результат), но достижению обожения – посредством руководящей любви. Псевдо-Дионисий Ареопагит Как отмечалось ранее, в своих размышлениях о мистическом, апофатическом богословии прп. Максим Исповедник во многом опирался на «Ареопагитики». Апофазу и мистическое богословие следует считать отличительной особенностью трудов псевдо-Дионисия; им уделено большинство размышлений автора. Псевдо-Дионисий утверждает, что Господь непостижим мыслью и невыразим словом, потому что превышает и мысль, и слово[425]. Он познается по причастию[426], из устройства всего сущего[427], но не по сущности (также мыслит и прп. Максим). При этом, согласно схолии прп. Максима (заметке на полях к соответствующим размышлениям псевдо-Дионисия) применительно к Богу «отрицания не противоречат утверждениям, ибо Бог выше и всякого отрицания, и утверждения»[428]. Познание Бога через незнание – апофатическое богословие (также у прп. Максима) псевдо-Дионисий называет божественнейшим и понимает под ним единение с Богом, превосходящее ум, так что тот, оставляя самого себя, соединяется с Божественным светом[429]. Боговидный обóженный ум становится причастным сверхбожественному свету по прекращении какого-либо размышления, какой-либо умственной деятельности, отрешившись от чувственного и умопостигаемого[430]. Как было отмечено выше, прп. Максим Исповедник заимствует как у свт. Григория Нисского, так и у псевдо-Дионисия понятие Божественного Мрака, обладающего сверхъестественным сиянием, подразумевая под этим преимущество, а не недостаток, как и во всем остальном Божественном[431]. Под Мраком понимается неприступный свет, в котором живет Бог[432]. Мистический Мрак совершенного неведения, превосходящего всякое ведение, сопровождается безмолвием и безмыслием[433]. Псевдо-Дионисий, как за ним и прп. Максим, утверждает, что в пресветлом Мраке безмолвия и полного отсутствия деятельности, чувств, ведения разум исполняется ярчайшим светом и постигает «совершенные, неизменные и подлинные таинства Богословия»[434], соединяясь с Тем, «Кто превосходит любую сущность и любое ведение»[435]. Такое постижение непостижимости и премысленное соединение с Богом доступно только тем, кто прошел «все ступени божественных совершенств» и от всего отрешился[436] (ср. прохождение ступеней нравственного возрастания, по прп. Максиму). Анализ данного фрагмента учения псевдо-Дионисия позволяет сделать вывод о том, что прп. Максим заимствовал его. Однако существенным, на наш взгляд, отличительным моментом следует считать то, что прп. Максим, в отличие от псевдо-Дионисия, настаивает на возможности мистической апофатики премысленно созерцать Святую Троицу[437], тогда как Дионисий подчеркивает, что «Троичность и единство Божие имеет сверхчисленный характер, ибо Бог вне меры и числа»[438].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.221 (0.012 с.) |