Обожение в понимании предшественников прп. Максима 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обожение в понимании предшественников прп. Максима



Свт. Григорий Богослов

В богословии свт. Григория обожение играет важнейшую роль. Так же, как и у прп. Максима, оно приобретает одно из центральных значений, ведь в нем заключается спасение человека. Ради него «мы и получили бытие»[577], к нему должны стремиться, чтобы удостоиться вечных благ. Как и в дальнейшем прп. Максим, свт. Григорий Богослов говорит о совершеннейшем обладании и созерцании добра в будущем, которое сейчас доступно не полностью, гадательно. Одним из признаков совершенного обожения будет созерцание чистым умом чистой истины, Источника блага[578]. Чистый ум приблизится «к Уму чистейшему»[579]. Свт. Григорий полагает Царствие Небесное в созерцании Святой Троицы, «Которая будет тогда озарять яснее и чище и всецело соединится со всецелым умом»[580].

Святитель также подчеркивает, что обожится не только душа, но и тело, вместе с ней вступая «в наследие грядущей славы… И как по естественному союзу с плотью сама разделяла ее тягости, так сообщает ей свои утешения, всецело поглотив ее в себя и соделавшись с ней единым духом, и умом, и богом»[581].

По мысли свт. Григория Богослова в полноте обожение наступит по отшествии из здешней жизни, когда ум и слово «соединятся со сродным себе, когда образ взойдет к Первообразу, к Которому теперь стремится»[582]. Одно открывается еще здесь, но большее – впоследствии, «как награда за добродетель и за обнаруженное еще здесь стремление к сему Свету, то есть за уподобление Ему»[583].

По мысли свт. Григория, Бог всегда остается и постигаемым, и непознаваемым одновременно. Имея первое, Он тем самым привлекает человека к себе; обладая вторым, вызывает удивление и желание человека приблизиться к Нему; посредством этого желания Господь очищает и через очищение соделывает нас богоподобными, а затем беседует «как с присными - беседовать Богу, вступившему в единение с богами и познанному ими»[584].

Сравнивая труды свт. Григория и прп. Максима, следует отметить, что в стяжании обожения свт. Григорий придает ключевое значение созерцанию, тогда как прп. Максим неоднократно подчеркивает важность любви. Любовь как основа и венец добродетелей, как то, что увенчивает деятельное любомудрие и сопровождает созерцание, руководит человеком на пути к обожению и сочетает с Богом в единстве любви. Кроме того, свт. Григорий, в основном, рассуждает об обожении самого человека, тогда как прп. Максим присваивает человеку космическое назначение – обожение всей твари.

Псевдо-Дионисий Ареопагит

Предшествуя прп. Максиму, псевдо-Дионисий понимает под обожением спасение, блаженство, нетление и бессмертие, ведение Бога, причащение умом Его божественного света, единение с Ним, равенство ангелам и Богосыновство[585], «у подобление… Богу»[586]. Это обожение вечной жизни, после Воскресения. Пока же, в земном своем существовании, человек способен достигать частичного обожения, пребывая с Богом. Это люди, которые любят истину и благо, удаляются от обольщения мирским, любят тишину и носят покой в душе и доброту в сердце, благодарят Бога и «еще в настоящей жизни являют святость жизни будущей»[587].

При этом псевдо-Дионисий подчеркивает, что в большей степени обожения сподобляются в мистическом богословии. Больший свет способны узреть те, кто более стремится к Богу, кто больше возлюбил. Таких Господь просвещает светом и сияет им с избытком[588]. Иными словами, псевдо-Дионисий также ставит любовь одним из факторов достижения обожения. В то же время суждение прп. Максима Исповедника о любви как о главной движущей силе, приводящей человека и Бога друг к другу, у псевдо-Дионисия еще четко не оформлено. Если, по мысли прп. Максима Исповедника, обожение является целью любви, то у псевдо-Дионисия этой цели служит иерархия – посредством ее мы будем достигать обожения любовью к заповедям и их исполнением[589]. С другой стороны, псевдо-Дионисий отмечает, что «самое первое движение ума к божественному есть любовь к Богу»[590], и признает, что без любви обожение невозможно.

В качестве итога к данной главе следует отметить, что достижение человеком обожения замыкает таинственный круг взаимного общения Божественного и человеческого, в котором происходит "прекрасное взаимовращение" вочеловечивания Бога и обожения человека[591]. Синергия Божественного и человеческого: Искупления Иисуса Христа, обоживающей благодати и собственных усилий человека – направлена на достижение общей цели – приобщение человеком Божественных свойств и обретение единства с Богом во взаимной любви – как самого человека, так и остального тварного мира.

Прп. Максим Исповедник вслед за своими предшественниками анализирует путь нравственного возрастания человека в Боге. Уже на этапе деятельного любомудрия человек частично достигает обожения, руководствуясь любовью к Богу и ближнему, соблюдая заповеди, молясь, достигая бесстрастия и, как награды, – совершенной любви. В то же время прп. Максим (как и его предшественники) подчеркивает, что созерцание превосходит деятельность, хотя, несомненно, продолжает необходимо поддерживаться добродетельной жизнью. Следовательно, в созерцании подвижник достигает большей высоты, большей близости к Богу, большего освящения. Созерцание, неотъемлемо сопровождаясь молитвой, тоже проходит ступени: от естественного к богословскому ведению и мистической тайне соединения с Богом в обожении. В мистическом богословии подвижник встречается с Божественным Мраком, который одновременно есть неизреченный, непознаваемый свет (апофатические категории). Это высшая точка духовного роста человека, который однако не прекращается – в этом принципиальная мысль прп. Максима (заимствованная им у свт. Григория Нисского). Как бесконечен Господь в Своем величии и красоте Божественных свойств и любви, так бесконечны могут быть любовь человека к Богу и Богопознание.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной аттестационной работы являлось системное изложение учения о любви прп. Максима Исповедника в контексте Домостроительного значения нисходящей любви Божией к человеку и восходящей любви человека к Богу, венцом которой является мистическое богословие – премысленное соединение с Божественным и созерцание Святой Троицы.

Кроме того, в качестве одной из задач аттестационной работы было заявлено сравнить данное учение с основными предшественниками прп. Максима, на которых он опирался при разработке своих богословских трудов – свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, псевдо-Дионисия Ареопагита, Евагрия Понтийского и блж. Диадоха Фотикийского.

Для достижения поставленной цели были рассмотрены творения прп. Максима, все имеющиеся труды, переведенные на русский язык; из них для дальнейшего анализа отобраны те, в которых учение о любви нашло свое отражение[592].

В основу первой главы легло описание понятия любви у прп. Максима, в том числе анализ греч. «агапэ» и «эрос» в их понимании святым, – в сравнении со свт. Григорием Богословом, свт. Григорием Нисским, псевдо-Дионисием и блж. Диадохом Фотикийским.

Во второй главе были представлены результаты систематизации учения о любви в икономическом аспекте – как проявления любви Божией к Своему творению. Данный аспект рассматривался в системном изложении учений о проявлении Бога в тварном мире, благодати Божией, о Божественном Промысле, Искуплении и спасении человека и всей твари.

Третья глава посвящалась описанию аскетической системы прп. Максима в ее связи с учением о любви. Мистический аспект учения о любви, заявленный в теме аттестационной работы, намеренно раскрывался нами более широко, в развитии – через призму аскетической системы целиком, поскольку, по мысли прп. Максима Исповедника, мистическому соединению с Богом и обожению должно предшествовать прохождение таких ступеней духовно-нравственного возрастания, как деятельное любомудрие и созерцание, и на каждой из них подвижник достигает возможной меры любви к Богу и ближнему.

Анализ трудов прп. Максима Исповедника позволил сделать вывод о том, что, несмотря на кажущееся расположение излагаемых мыслей святого лишь «по механической ассоциации»[593], без какой-либо внешней систематизации учения в большинстве его творений (что может объясняться выбранными жанрами сотниц либо ответов на вопросы в некоторых из них), учение о любви характеризуется необычайной внутренней стройностью. Более того, можно с уверенностью утверждать, что учение о любви прп. Максима является системообразующим в его богословии.

На основании этого вывода и было построено деление аттестационной работы на главы: в первой главе общее описание любви в понимании святым; во второй – икономический аспект Божией любви – любви по снисхождению Бога к человеку; в третьей – восхождение человека к Богу.

Прп. Максим делает принципиальный вывод: любовь есть то, что ведет и приводит к спасению, к обожению не только самого человека, но и окружающего тварного мира. Путь этого спасения был пройден Господом нашим Иисусом Христом по человечеству: и добродетели, и ведения, «и соединения с Богом по восхождении ко Отцу»[594]. Совершив его однажды в Домостроительном подвиге Искупления, Бог продолжает совершать его в каждом верующем – так, что «каждый подвижник… как бы представляет собой Христа»[595]. По благодати Божией, которая является составляющей Божественного Домостроительства, любящий Бога и ближнего возвышается до обожения, становится богом, причастником по благодати Божественных свойств.

Обожение предуготовано человеку от вечности. В логосе его природы заложено бытие, и благобытие (благость и премудрость), и приснобытие (обожение). И именно любовь есть то средство, благодаря которому человек приходит в единство и с самим собою, и с окружающим миром. Образ его существования приходит в консонанс с замыслом Бога о человеке, с логосом его природы, который направлен исключительно к Богу. Объединившись в себе, человек объединяет всё вокруг, когда «каждый — для каждого и все — для всех, и, более того, для Бога скорее, чем друг для друга имеют единое существование, являя собою (и в естестве, и в воле) наиединственнейший логос бытия и Бога, мыслимого в этом логосе»[596].

Дальнейшая разработка темы может идти по пути углубления анализа влияния предшественников на творчество прп. Максима Исповедника, на становление его аскетическо-богословской системы в целом и учения о любви в частности, а также выявления ее самобытных отличий.

 

 


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

 

Источники:

1. Григорий Богослов, свт. Послания. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

2. Григорий Богослов, свт. Слова. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

3. Григорий Богослов, свт. Стихи. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

4. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

5. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

6. Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

7. Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

8. Диадох Фотикийский, блж. Указание последних пределов, или верха совершенства главнейших добродетелей [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

9. Евагрий Понтийский. Евагрия монаха наставления о подвижничестве [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

10. Евагрий Понтийский. Слово о молитве. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

11. Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

12. Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

13. Максим Исповедник, прп. Письмо к Иоанну постельничему о печали по Боге. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

14. Максим Исповедник, прп. Творения: в 2-х т. М.: Мартис, 1993.

15. Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

16. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

17. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

18. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Церковной иерархии. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

19. Псевдо-Дионисий Ареопагит. Письма к разным лицам. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

 

Литература

 

1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. – 415 с.

2. Давыденков О., иерей. Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. [Электронный ресурс]// Электронная библиотека ФДО ПСТГУ

3. Дионисий (Шлёнов), иером. «Ареопагитики». http://www.pravenc.ru/text/%D0%90%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%85.html

4. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html

5. Зенько Ю. М. Евангельское понятие любви-αγαπη и актуальные проблемы христианской антропологии и психологии [Электронный ресурс] // Христианская психология и антропология: [web-сайт]. http://www.xpa-spb.ru/articles/13.html (06.02.12)

6. Карсавин Л. Святые отцы и учители Церкви [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/02/karsav/kars_11.html#12

7. Лосский В.Н. Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://www.psylib.ukrweb.net/books/vsr0290/txt05.htm

8. Лосский В.Н. Боговидение (глава 7. Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник.) [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://www.psylib.ukrweb.net/books/lossv03/txt07.htm

9. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://www.psylib.ukrweb.net/books/ (25/02/2012)

10. Лосский В.Н. По образу и подобию. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://azbyka.ru/dictionary/25/losskij_po_obrazu_i_podobiju_00-all.shtml (25/02/2012)

11. Малков П. Ю. «Любовь есть бесконечный Бог» (православное учение о любви)// Богословский сборник. 1997, № 1. С. 42-78.

12. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. [Электронный ресурс]// http://krotov.info/library/13_m/mey/patr_00.html

13. Минин П. Мистика преп. Максима Исповедника. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://eduhmao.ru/info/5/4955/35759/ (15.10.12)

14. Флоровский Г., прот. Восточные отцы V-VIII вв. 2-е изд. М., 1992.

 


[1] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Тайна Боговоплощения. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html

[2] Флоровский Г., прот. Восточные отцы V-VIII вв. 2-е изд. М., 1992.

[3] Указанный литературный список представлен не полностью и включает только основные труды. Полный перечень см. в Разделе «Источники и литература» данной Аттестационной работы.

[4] Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I – LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М: Мартис, 1993. С. 10. Предисловие С.Л. Епифановича

[5] Вторая часть – Амбигва к Фоме – не использовалась. Альтернативное название труда, объединяющего обе части, – «Изъяснение трудных мест в словах св. Григория Богослова»

[6] Подлинность «Умозрительных глав» подвергается сомнению.

[7] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 74) // Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. Пер. с др.-греч., вступит. статья и комм. А. И. Сидорова. – М.: Мартис, 1993. С. 142.

[8] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. Пер. с др.-греч., вступит. статья и комм. А. И. Сидорова. – М.: Мартис, 1993. С. 146.

[9] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki, п. 91.

[10] Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I – LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М: Мартис, 1993. С. 19. Вступление.

[11] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 147.

[12] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 147.

[13] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 147.

[14] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 152.

[15] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (III: 100) // Творения. Кн. 1… С. 134.

[16] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы, гл. 91.

[17] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 147.

[18] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 91

[19] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Божественный Логос. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html

[20] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 147.

[21] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вступление // Творения. Кн. 2… С. 19.

[22] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 150.

[23] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 150.

[24] Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божия (II: 7) // Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. Пер. с др.-греч., вступит. статья и комм. А. И. Сидорова. – М.: Мартис, 1993. С. 235.

[25] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 150 – 151.

[26] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Домостроительство. Тайна творения, промысла и суда. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html

[27] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (III: 46) // Творения. Кн. 1… С. 126.

[28] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XXI. // Творения. Кн. 2… С. 60.

[29] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XXI. // Творения. Кн. 2… С. 61.

[30] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 151.

[31] Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Слово 12) // Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. Пер. с др.-греч., вступит. статья и комм. А. И. Сидорова. – М.: Мартис, 1993. С. 79.

[32] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIV. // Творения. Кн. 2… С. 158.

[33] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 148.

[34] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 151.

[35] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 151.

[36] Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[37] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Учение о человеке. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html

[38] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Глава 100.

[39] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Учение о человеке. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html

[40] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вступление // Творения. Кн. 2… С. 24.

[41] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XXVI // Творения. Кн. 2… С. 73.

[42] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XXX // Творения. Кн. 2… С. 88.

[43] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 1) // Творения. Кн. 1… С. 97.

[44] Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Слова 10 – 11) // Творения. Кн. 1… С. 79

[45] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вступление // Творения. Кн. 2… С. 26.

[46] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XL // Творения. Кн. 2… С. 105.

[47] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вступление // Творения. Кн. 2… С. 26.

[48] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вступление // Творения. Кн. 2… С. 26 – 27.

[49] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 40) // Творения. Кн. 1… С. 138.

[50] Максим Исповедник, прп. Толкование на молитву Господню // Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. Пер. с др.-греч., вступит. статья и комм. А. И. Сидорова. – М.: Мартис, 1993. С. 185; Максим Исповедник, преп. Главы о любви (I: 81) // Творения. Кн. 1… С. 104.

[51] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 82) // Творения. Кн. 1… С. 104.

[52] Максим Исповедник, прп. Толкование на молитву Господню // Творения. Кн. 1… С. 185.

[53] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 189.

[54] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 9) // Творения. Кн. 1… С. 97.

[55] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIV. // Творения. Кн. 2… С. 157.

[56] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. п. 91.

[57] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIV. // Творения. Кн. 2… С. 157.

[58] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. п. 91.

[59] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005, стр. 96.

[60] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 151.

[61] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 146.

[62] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 97.

[63] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 96.

[64] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 16) // Творения. Кн. 1… С. 98.

[65] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 151.

[66] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 151.

[67] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 149.

[68] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 149.

[69] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 149.

[70] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 150.

[71] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 149.

[72] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 152.

[73] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 152.

[74] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 152.

[75] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LXII. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[76] Максим Исповедник, прп. Письмо к Иоанну постельничему о печали по Боге. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[77] Максим Исповедник, прп. Письмо к Иоанну постельничему о печали по Боге.

[78] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 82) // Творения. Кн. 1… С. 143.

[79] Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Слово 7) // Творения. Кн. 1… С. 77.

[80] Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Слово 9) // Творения. Кн. 1… С. 78.

[81] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (II: 10; I: 61, 17) // Творения. Кн. 1… С. 108, 102, 98.

[82] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 70) // Творения. Кн. 1… С. 103.

[83] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 61) // Творения. Кн. 1… С. 102.

[84] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 71) // Творения. Кн. 1… С. 103.

[85] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 71) // Творения. Кн. 1… С. 103.

[86] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 71) // Творения. Кн. 1… С. 103.

[87] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 55) // Творения. Кн. 1… С. 140.

[88] Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Слова 20 - 21) // Творения. Кн. 1… С. 82.

[89] Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Слово 20) // Творения. Кн. 1… С. 82.

[90] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 75) // Творения. Кн. 1… С. 142.

[91] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 98) // Творения. Кн. 1… С. 145.

[92] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 95.

[93] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (III: 15) // Творения. Кн. 1… С. 122.

[94] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 20) // Творения. Кн. 1… С. 98.

[95] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 56) // Творения. Кн. 1… С. 101.

[96] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 15) // Творения. Кн. 1… С. 98.

[97] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 55, 57) // Творения. Кн. 1… С. 101, 102.

[98] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 62) // Творения. Кн. 1… С. 102.

[99] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 22) // Творения. Кн. 1… С. 136.

[100] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 30) // Творения. Кн. 1… С. 137.

[101] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 152.

[102] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 152 – 153.

[103] Зенько Ю. М. Евангельское понятие любви-αγαπη и актуальные проблемы христианской антропологии и психологии [Электронный ресурс] // Христианская психология и антропология: [web-сайт]. http://www.xpa-spb.ru/articles/13.html (06.02.12)

[104] Зенько Ю. М. Евангельское понятие любви-αγαπη… // Христианская психология и антропология: [web-сайт]

[105] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (III: 8) // Творения. Кн. 1… С. 122.

[106] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 2) // Творения. Кн. 1… С. 97.

[107] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 38) // Творения. Кн. 1… С. 100.

[108] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 38) // Творения. Кн. 1… С. 100.

[109] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (III: 100) // Творения. Кн. 1… С. 134.

[110] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 100) // Творения. Кн. 1… С. 100.

[111] Максим Исповедник, прп. Комм. пер. к «Главам о любви» // Творения. Кн. 1… С. 267.

[112] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 12) [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://krotov.info/history/05/3/areopagi.html

[113] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 15)

[114] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 11) // Творения. Кн. 1… С. 98.

[115] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 11) // Творения. Кн. 1… С. 98.

[116] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (II: 6) // Творения. Кн. 1… С. 107 - 108.

[117] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (II: 47) // Творения. Кн. 1… С. 113 - 114.

[118] Малков П. Ю. «Любовь есть бесконечный Бог» (православное учение о любви) // Богословский сборник. 1997, № 1. С. 69.

[119] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (II: 48) // Творения. Кн. 1… С. 114.

[120] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (III: 98) // Творения. Кн. 1… С. 134.

[121] Св. ап. Павел в своем гимне любви также воспевает именно любовь – агапэ.

[122] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Отношение к святоотеческой письменности. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html

[123] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 17. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[124] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 1.

[125] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 89.

[126] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 89.

[127] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 89

[128] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 147.

[129] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Три стороны подвижнической жизни. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html

[130] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 150.

[131] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 146 - 147; Умозрительные и деятельные главы. Гл. 91 [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[132] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 91.

[133] Там же.

[134] Там же.

[135] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 12.

[136] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LXII. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[137] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 23.

[138] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 16.

[139] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 17.

[140] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 82) // Творения. Кн. 1… С. 104.

[141] Диадох Фотикийский, блж. Указание последних пределов, или верха совершенства главнейших добродетелей. П. 9. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[142] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 63.

[143] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С.

[144] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 91.

[145] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 15.

[146] Там же.

[147] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Отношение к святоотеческой письменности. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html

[148] Григорий Богослов, свт. Стихи. Определения, слегка начертанные. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[149] Там же.

[150] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 6. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[151] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 11. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[152] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 22. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[153] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 22. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[154] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Глава 100.

[155] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 22. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[156] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 33. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[157] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 17. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[158] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 2. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[159] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 11. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[160] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 1. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[161] Там же.

[162] Лосский В.Н. Боговидение. Гл. 4. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://www.psylib.ukrweb.net/books/lossv03

[163] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 1.

[164] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 2.

[165] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 4.

[166] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 4.

[167] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Глава 15. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[168] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Глава 5.

[169] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 8.

[170] Флоровский Г., прот. Восточные отцы V-VIII вв. 2-е изд. М., 1992. С. 97.

[171] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 12). [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[172] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 13).

[173] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 12).

[174] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 1).

[175] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 7).

[176] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 13).

[177] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 13).

[178] «Икономия (οίκονομία; от οίκος — дом и νόμος; — закон) буквально означает «искусство управления домом». На русский язык οίκονομία обычно переводится как «домостроительство». (прим. иер. О. Давыденкова. Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций).

[179] Лосский В.Н. По образу и подобию. Глава «Апофаза и Троическое богословие». [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://azbyka.ru/dictionary/25/losskij_po_obrazu_i_podobiju_00-all.shtml (25/02/2012)

[180] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005, С. 171.

[181] Лосский В.Н. По образу и подобию. Глава «Апофаза и Троическое богословие». [Электронный ресурс

[182] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос II. // Творения. Кн. 2… С. 30.

[183] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Тайна Троичности. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html

[184] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 4) // Творения. Кн. 1… С. 134.

[185] Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. Слово II. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[186] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005, С. 160.

[187] Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. Слово II. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[188] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Тайна Троичности. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html

[189] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Глава V. Тварное бытие. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://www.psylib.ukrweb.net/books/ (25/02/2012)

[190] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LI. // Творения. Кн. 2… С. 141.

[191] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LI. // Творения. Кн. 2… С. 141.

[192] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 6. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[193] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 6. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[194] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 25. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[195] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 6. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki

[196] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (1: 7).

[197] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 7).

[198] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 10).

[199] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (5: 6, 9).

[200] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (5: 8).

[201] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 4).

[202] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (11: 2).

[203] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005, С. 316.

[204] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 146.

[205] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIV. // Творения. Кн. 2… С. 155.

[206] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIV. // Творения. Кн. 2… С. 156.

[207] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 153.

[208] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XXII. // Творения. Кн. 2… С. 65.

[209] Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. Слово XXVI (V,22).

[210] Тропос в данном контексте означает способ достижения, проявление.

[211] Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. Слово XXVI (V,22).

[212] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005, С. 319.

[213] Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. Слово XXIII (V,19).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.846 с.)