Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обожение в понимании предшественников прп. Максима↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Свт. Григорий Богослов В богословии свт. Григория обожение играет важнейшую роль. Так же, как и у прп. Максима, оно приобретает одно из центральных значений, ведь в нем заключается спасение человека. Ради него «мы и получили бытие»[577], к нему должны стремиться, чтобы удостоиться вечных благ. Как и в дальнейшем прп. Максим, свт. Григорий Богослов говорит о совершеннейшем обладании и созерцании добра в будущем, которое сейчас доступно не полностью, гадательно. Одним из признаков совершенного обожения будет созерцание чистым умом чистой истины, Источника блага[578]. Чистый ум приблизится «к Уму чистейшему»[579]. Свт. Григорий полагает Царствие Небесное в созерцании Святой Троицы, «Которая будет тогда озарять яснее и чище и всецело соединится со всецелым умом»[580]. Святитель также подчеркивает, что обожится не только душа, но и тело, вместе с ней вступая «в наследие грядущей славы… И как по естественному союзу с плотью сама разделяла ее тягости, так сообщает ей свои утешения, всецело поглотив ее в себя и соделавшись с ней единым духом, и умом, и богом»[581]. По мысли свт. Григория Богослова в полноте обожение наступит по отшествии из здешней жизни, когда ум и слово «соединятся со сродным себе, когда образ взойдет к Первообразу, к Которому теперь стремится»[582]. Одно открывается еще здесь, но большее – впоследствии, «как награда за добродетель и за обнаруженное еще здесь стремление к сему Свету, то есть за уподобление Ему»[583]. По мысли свт. Григория, Бог всегда остается и постигаемым, и непознаваемым одновременно. Имея первое, Он тем самым привлекает человека к себе; обладая вторым, вызывает удивление и желание человека приблизиться к Нему; посредством этого желания Господь очищает и через очищение соделывает нас богоподобными, а затем беседует «как с присными - беседовать Богу, вступившему в единение с богами и познанному ими»[584]. Сравнивая труды свт. Григория и прп. Максима, следует отметить, что в стяжании обожения свт. Григорий придает ключевое значение созерцанию, тогда как прп. Максим неоднократно подчеркивает важность любви. Любовь как основа и венец добродетелей, как то, что увенчивает деятельное любомудрие и сопровождает созерцание, руководит человеком на пути к обожению и сочетает с Богом в единстве любви. Кроме того, свт. Григорий, в основном, рассуждает об обожении самого человека, тогда как прп. Максим присваивает человеку космическое назначение – обожение всей твари. Псевдо-Дионисий Ареопагит Предшествуя прп. Максиму, псевдо-Дионисий понимает под обожением спасение, блаженство, нетление и бессмертие, ведение Бога, причащение умом Его божественного света, единение с Ним, равенство ангелам и Богосыновство[585], «у подобление… Богу»[586]. Это обожение вечной жизни, после Воскресения. Пока же, в земном своем существовании, человек способен достигать частичного обожения, пребывая с Богом. Это люди, которые любят истину и благо, удаляются от обольщения мирским, любят тишину и носят покой в душе и доброту в сердце, благодарят Бога и «еще в настоящей жизни являют святость жизни будущей»[587]. При этом псевдо-Дионисий подчеркивает, что в большей степени обожения сподобляются в мистическом богословии. Больший свет способны узреть те, кто более стремится к Богу, кто больше возлюбил. Таких Господь просвещает светом и сияет им с избытком[588]. Иными словами, псевдо-Дионисий также ставит любовь одним из факторов достижения обожения. В то же время суждение прп. Максима Исповедника о любви как о главной движущей силе, приводящей человека и Бога друг к другу, у псевдо-Дионисия еще четко не оформлено. Если, по мысли прп. Максима Исповедника, обожение является целью любви, то у псевдо-Дионисия этой цели служит иерархия – посредством ее мы будем достигать обожения любовью к заповедям и их исполнением[589]. С другой стороны, псевдо-Дионисий отмечает, что «самое первое движение ума к божественному есть любовь к Богу»[590], и признает, что без любви обожение невозможно. В качестве итога к данной главе следует отметить, что достижение человеком обожения замыкает таинственный круг взаимного общения Божественного и человеческого, в котором происходит "прекрасное взаимовращение" вочеловечивания Бога и обожения человека[591]. Синергия Божественного и человеческого: Искупления Иисуса Христа, обоживающей благодати и собственных усилий человека – направлена на достижение общей цели – приобщение человеком Божественных свойств и обретение единства с Богом во взаимной любви – как самого человека, так и остального тварного мира. Прп. Максим Исповедник вслед за своими предшественниками анализирует путь нравственного возрастания человека в Боге. Уже на этапе деятельного любомудрия человек частично достигает обожения, руководствуясь любовью к Богу и ближнему, соблюдая заповеди, молясь, достигая бесстрастия и, как награды, – совершенной любви. В то же время прп. Максим (как и его предшественники) подчеркивает, что созерцание превосходит деятельность, хотя, несомненно, продолжает необходимо поддерживаться добродетельной жизнью. Следовательно, в созерцании подвижник достигает большей высоты, большей близости к Богу, большего освящения. Созерцание, неотъемлемо сопровождаясь молитвой, тоже проходит ступени: от естественного к богословскому ведению и мистической тайне соединения с Богом в обожении. В мистическом богословии подвижник встречается с Божественным Мраком, который одновременно есть неизреченный, непознаваемый свет (апофатические категории). Это высшая точка духовного роста человека, который однако не прекращается – в этом принципиальная мысль прп. Максима (заимствованная им у свт. Григория Нисского). Как бесконечен Господь в Своем величии и красоте Божественных свойств и любви, так бесконечны могут быть любовь человека к Богу и Богопознание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной аттестационной работы являлось системное изложение учения о любви прп. Максима Исповедника в контексте Домостроительного значения нисходящей любви Божией к человеку и восходящей любви человека к Богу, венцом которой является мистическое богословие – премысленное соединение с Божественным и созерцание Святой Троицы. Кроме того, в качестве одной из задач аттестационной работы было заявлено сравнить данное учение с основными предшественниками прп. Максима, на которых он опирался при разработке своих богословских трудов – свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, псевдо-Дионисия Ареопагита, Евагрия Понтийского и блж. Диадоха Фотикийского. Для достижения поставленной цели были рассмотрены творения прп. Максима, все имеющиеся труды, переведенные на русский язык; из них для дальнейшего анализа отобраны те, в которых учение о любви нашло свое отражение[592]. В основу первой главы легло описание понятия любви у прп. Максима, в том числе анализ греч. «агапэ» и «эрос» в их понимании святым, – в сравнении со свт. Григорием Богословом, свт. Григорием Нисским, псевдо-Дионисием и блж. Диадохом Фотикийским. Во второй главе были представлены результаты систематизации учения о любви в икономическом аспекте – как проявления любви Божией к Своему творению. Данный аспект рассматривался в системном изложении учений о проявлении Бога в тварном мире, благодати Божией, о Божественном Промысле, Искуплении и спасении человека и всей твари. Третья глава посвящалась описанию аскетической системы прп. Максима в ее связи с учением о любви. Мистический аспект учения о любви, заявленный в теме аттестационной работы, намеренно раскрывался нами более широко, в развитии – через призму аскетической системы целиком, поскольку, по мысли прп. Максима Исповедника, мистическому соединению с Богом и обожению должно предшествовать прохождение таких ступеней духовно-нравственного возрастания, как деятельное любомудрие и созерцание, и на каждой из них подвижник достигает возможной меры любви к Богу и ближнему. Анализ трудов прп. Максима Исповедника позволил сделать вывод о том, что, несмотря на кажущееся расположение излагаемых мыслей святого лишь «по механической ассоциации»[593], без какой-либо внешней систематизации учения в большинстве его творений (что может объясняться выбранными жанрами сотниц либо ответов на вопросы в некоторых из них), учение о любви характеризуется необычайной внутренней стройностью. Более того, можно с уверенностью утверждать, что учение о любви прп. Максима является системообразующим в его богословии. На основании этого вывода и было построено деление аттестационной работы на главы: в первой главе общее описание любви в понимании святым; во второй – икономический аспект Божией любви – любви по снисхождению Бога к человеку; в третьей – восхождение человека к Богу. Прп. Максим делает принципиальный вывод: любовь есть то, что ведет и приводит к спасению, к обожению не только самого человека, но и окружающего тварного мира. Путь этого спасения был пройден Господом нашим Иисусом Христом по человечеству: и добродетели, и ведения, «и соединения с Богом по восхождении ко Отцу»[594]. Совершив его однажды в Домостроительном подвиге Искупления, Бог продолжает совершать его в каждом верующем – так, что «каждый подвижник… как бы представляет собой Христа»[595]. По благодати Божией, которая является составляющей Божественного Домостроительства, любящий Бога и ближнего возвышается до обожения, становится богом, причастником по благодати Божественных свойств. Обожение предуготовано человеку от вечности. В логосе его природы заложено бытие, и благобытие (благость и премудрость), и приснобытие (обожение). И именно любовь есть то средство, благодаря которому человек приходит в единство и с самим собою, и с окружающим миром. Образ его существования приходит в консонанс с замыслом Бога о человеке, с логосом его природы, который направлен исключительно к Богу. Объединившись в себе, человек объединяет всё вокруг, когда «каждый — для каждого и все — для всех, и, более того, для Бога скорее, чем друг для друга имеют единое существование, являя собою (и в естестве, и в воле) наиединственнейший логос бытия и Бога, мыслимого в этом логосе»[596]. Дальнейшая разработка темы может идти по пути углубления анализа влияния предшественников на творчество прп. Максима Исповедника, на становление его аскетическо-богословской системы в целом и учения о любви в частности, а также выявления ее самобытных отличий.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Источники: 1. Григорий Богослов, свт. Послания. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 2. Григорий Богослов, свт. Слова. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 3. Григорий Богослов, свт. Стихи. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 4. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 5. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 6. Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 7. Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 8. Диадох Фотикийский, блж. Указание последних пределов, или верха совершенства главнейших добродетелей [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 9. Евагрий Понтийский. Евагрия монаха наставления о подвижничестве [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 10. Евагрий Понтийский. Слово о молитве. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 11. Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 12. Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 13. Максим Исповедник, прп. Письмо к Иоанну постельничему о печали по Боге. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 14. Максим Исповедник, прп. Творения: в 2-х т. М.: Мартис, 1993. 15. Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 16. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 17. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 18. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Церковной иерархии. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki 19. Псевдо-Дионисий Ареопагит. Письма к разным лицам. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki
Литература
1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. – 415 с. 2. Давыденков О., иерей. Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. [Электронный ресурс]// Электронная библиотека ФДО ПСТГУ 3. Дионисий (Шлёнов), иером. «Ареопагитики». http://www.pravenc.ru/text/%D0%90%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%85.html 4. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html 5. Зенько Ю. М. Евангельское понятие любви-αγαπη и актуальные проблемы христианской антропологии и психологии [Электронный ресурс] // Христианская психология и антропология: [web-сайт]. http://www.xpa-spb.ru/articles/13.html (06.02.12) 6. Карсавин Л. Святые отцы и учители Церкви [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/02/karsav/kars_11.html#12 7. Лосский В.Н. Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://www.psylib.ukrweb.net/books/vsr0290/txt05.htm 8. Лосский В.Н. Боговидение (глава 7. Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник.) [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://www.psylib.ukrweb.net/books/lossv03/txt07.htm 9. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://www.psylib.ukrweb.net/books/ (25/02/2012) 10. Лосский В.Н. По образу и подобию. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://azbyka.ru/dictionary/25/losskij_po_obrazu_i_podobiju_00-all.shtml (25/02/2012) 11. Малков П. Ю. «Любовь есть бесконечный Бог» (православное учение о любви)// Богословский сборник. 1997, № 1. С. 42-78. 12. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. [Электронный ресурс]// http://krotov.info/library/13_m/mey/patr_00.html 13. Минин П. Мистика преп. Максима Исповедника. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://eduhmao.ru/info/5/4955/35759/ (15.10.12) 14. Флоровский Г., прот. Восточные отцы V-VIII вв. 2-е изд. М., 1992.
[1] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Тайна Боговоплощения. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html [2] Флоровский Г., прот. Восточные отцы V-VIII вв. 2-е изд. М., 1992. [3] Указанный литературный список представлен не полностью и включает только основные труды. Полный перечень см. в Разделе «Источники и литература» данной Аттестационной работы. [4] Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I – LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М: Мартис, 1993. С. 10. Предисловие С.Л. Епифановича [5] Вторая часть – Амбигва к Фоме – не использовалась. Альтернативное название труда, объединяющего обе части, – «Изъяснение трудных мест в словах св. Григория Богослова» [6] Подлинность «Умозрительных глав» подвергается сомнению. [7] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 74) // Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. Пер. с др.-греч., вступит. статья и комм. А. И. Сидорова. – М.: Мартис, 1993. С. 142. [8] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. Пер. с др.-греч., вступит. статья и комм. А. И. Сидорова. – М.: Мартис, 1993. С. 146. [9] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki, п. 91. [10] Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I – LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М: Мартис, 1993. С. 19. Вступление. [11] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 147. [12] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 147. [13] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 147. [14] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 152. [15] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (III: 100) // Творения. Кн. 1… С. 134. [16] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы, гл. 91. [17] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 147. [18] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 91 [19] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Божественный Логос. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html [20] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 147. [21] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вступление // Творения. Кн. 2… С. 19. [22] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 150. [23] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 150. [24] Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божия (II: 7) // Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. Пер. с др.-греч., вступит. статья и комм. А. И. Сидорова. – М.: Мартис, 1993. С. 235. [25] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 150 – 151. [26] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Домостроительство. Тайна творения, промысла и суда. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html [27] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (III: 46) // Творения. Кн. 1… С. 126. [28] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XXI. // Творения. Кн. 2… С. 60. [29] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XXI. // Творения. Кн. 2… С. 61. [30] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 151. [31] Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Слово 12) // Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. Пер. с др.-греч., вступит. статья и комм. А. И. Сидорова. – М.: Мартис, 1993. С. 79. [32] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIV. // Творения. Кн. 2… С. 158. [33] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 148. [34] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 151. [35] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 151. [36] Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [37] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Учение о человеке. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html [38] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Глава 100. [39] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Учение о человеке. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html [40] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вступление // Творения. Кн. 2… С. 24. [41] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XXVI // Творения. Кн. 2… С. 73. [42] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XXX // Творения. Кн. 2… С. 88. [43] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 1) // Творения. Кн. 1… С. 97. [44] Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Слова 10 – 11) // Творения. Кн. 1… С. 79 [45] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вступление // Творения. Кн. 2… С. 26. [46] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XL // Творения. Кн. 2… С. 105. [47] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вступление // Творения. Кн. 2… С. 26. [48] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вступление // Творения. Кн. 2… С. 26 – 27. [49] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 40) // Творения. Кн. 1… С. 138. [50] Максим Исповедник, прп. Толкование на молитву Господню // Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. Пер. с др.-греч., вступит. статья и комм. А. И. Сидорова. – М.: Мартис, 1993. С. 185; Максим Исповедник, преп. Главы о любви (I: 81) // Творения. Кн. 1… С. 104. [51] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 82) // Творения. Кн. 1… С. 104. [52] Максим Исповедник, прп. Толкование на молитву Господню // Творения. Кн. 1… С. 185. [53] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 189. [54] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 9) // Творения. Кн. 1… С. 97. [55] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIV. // Творения. Кн. 2… С. 157. [56] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. п. 91. [57] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIV. // Творения. Кн. 2… С. 157. [58] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. п. 91. [59] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005, стр. 96. [60] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 151. [61] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 146. [62] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 97. [63] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 96. [64] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 16) // Творения. Кн. 1… С. 98. [65] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 151. [66] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 151. [67] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 149. [68] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 149. [69] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 149. [70] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 150. [71] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 149. [72] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 152. [73] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 152. [74] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 152. [75] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LXII. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [76] Максим Исповедник, прп. Письмо к Иоанну постельничему о печали по Боге. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [77] Максим Исповедник, прп. Письмо к Иоанну постельничему о печали по Боге. [78] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 82) // Творения. Кн. 1… С. 143. [79] Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Слово 7) // Творения. Кн. 1… С. 77. [80] Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Слово 9) // Творения. Кн. 1… С. 78. [81] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (II: 10; I: 61, 17) // Творения. Кн. 1… С. 108, 102, 98. [82] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 70) // Творения. Кн. 1… С. 103. [83] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 61) // Творения. Кн. 1… С. 102. [84] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 71) // Творения. Кн. 1… С. 103. [85] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 71) // Творения. Кн. 1… С. 103. [86] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 71) // Творения. Кн. 1… С. 103. [87] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 55) // Творения. Кн. 1… С. 140. [88] Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Слова 20 - 21) // Творения. Кн. 1… С. 82. [89] Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Слово 20) // Творения. Кн. 1… С. 82. [90] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 75) // Творения. Кн. 1… С. 142. [91] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 98) // Творения. Кн. 1… С. 145. [92] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 95. [93] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (III: 15) // Творения. Кн. 1… С. 122. [94] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 20) // Творения. Кн. 1… С. 98. [95] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 56) // Творения. Кн. 1… С. 101. [96] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 15) // Творения. Кн. 1… С. 98. [97] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 55, 57) // Творения. Кн. 1… С. 101, 102. [98] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 62) // Творения. Кн. 1… С. 102. [99] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 22) // Творения. Кн. 1… С. 136. [100] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 30) // Творения. Кн. 1… С. 137. [101] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 152. [102] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 152 – 153. [103] Зенько Ю. М. Евангельское понятие любви-αγαπη и актуальные проблемы христианской антропологии и психологии [Электронный ресурс] // Христианская психология и антропология: [web-сайт]. http://www.xpa-spb.ru/articles/13.html (06.02.12) [104] Зенько Ю. М. Евангельское понятие любви-αγαπη… // Христианская психология и антропология: [web-сайт] [105] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (III: 8) // Творения. Кн. 1… С. 122. [106] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 2) // Творения. Кн. 1… С. 97. [107] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 38) // Творения. Кн. 1… С. 100. [108] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 38) // Творения. Кн. 1… С. 100. [109] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (III: 100) // Творения. Кн. 1… С. 134. [110] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 100) // Творения. Кн. 1… С. 100. [111] Максим Исповедник, прп. Комм. пер. к «Главам о любви» // Творения. Кн. 1… С. 267. [112] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 12) [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://krotov.info/history/05/3/areopagi.html [113] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 15) [114] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 11) // Творения. Кн. 1… С. 98. [115] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 11) // Творения. Кн. 1… С. 98. [116] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (II: 6) // Творения. Кн. 1… С. 107 - 108. [117] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (II: 47) // Творения. Кн. 1… С. 113 - 114. [118] Малков П. Ю. «Любовь есть бесконечный Бог» (православное учение о любви) // Богословский сборник. 1997, № 1. С. 69. [119] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (II: 48) // Творения. Кн. 1… С. 114. [120] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (III: 98) // Творения. Кн. 1… С. 134. [121] Св. ап. Павел в своем гимне любви также воспевает именно любовь – агапэ. [122] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Отношение к святоотеческой письменности. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html [123] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 17. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [124] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 1. [125] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 89. [126] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 89. [127] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 89 [128] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 147. [129] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Три стороны подвижнической жизни. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html [130] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 150. [131] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 146 - 147; Умозрительные и деятельные главы. Гл. 91 [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [132] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 91. [133] Там же. [134] Там же. [135] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 12. [136] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LXII. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [137] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 23. [138] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 16. [139] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 17. [140] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (I: 82) // Творения. Кн. 1… С. 104. [141] Диадох Фотикийский, блж. Указание последних пределов, или верха совершенства главнейших добродетелей. П. 9. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [142] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 63. [143] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. [144] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 91. [145] Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 15. [146] Там же. [147] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Отношение к святоотеческой письменности. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html [148] Григорий Богослов, свт. Стихи. Определения, слегка начертанные. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [149] Там же. [150] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 6. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [151] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 11. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [152] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 22. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [153] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 22. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [154] Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. Глава 100. [155] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 22. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [156] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 33. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [157] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 17. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [158] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 2. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [159] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 11. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [160] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 1. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [161] Там же. [162] Лосский В.Н. Боговидение. Гл. 4. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://www.psylib.ukrweb.net/books/lossv03 [163] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 1. [164] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 2. [165] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 4. [166] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 4. [167] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Глава 15. [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [168] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Глава 5. [169] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 8. [170] Флоровский Г., прот. Восточные отцы V-VIII вв. 2-е изд. М., 1992. С. 97. [171] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 12). [Электронный ресурс] // [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [172] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 13). [173] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 12). [174] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 1). [175] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 7). [176] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 13). [177] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 13). [178] «Икономия (οίκονομία; от οίκος — дом и νόμος; — закон) буквально означает «искусство управления домом». На русский язык οίκονομία обычно переводится как «домостроительство». (прим. иер. О. Давыденкова. Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций). [179] Лосский В.Н. По образу и подобию. Глава «Апофаза и Троическое богословие». [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://azbyka.ru/dictionary/25/losskij_po_obrazu_i_podobiju_00-all.shtml (25/02/2012) [180] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005, С. 171. [181] Лосский В.Н. По образу и подобию. Глава «Апофаза и Троическое богословие». [Электронный ресурс [182] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос II. // Творения. Кн. 2… С. 30. [183] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Тайна Троичности. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html [184] Максим Исповедник, прп. Главы о любви (IV: 4) // Творения. Кн. 1… С. 134. [185] Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. Слово II. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [186] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005, С. 160. [187] Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. Слово II. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [188] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Тайна Троичности. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://krotov.info/history/07/sirin_al/epif_01.html [189] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Глава V. Тварное бытие. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://www.psylib.ukrweb.net/books/ (25/02/2012) [190] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LI. // Творения. Кн. 2… С. 141. [191] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LI. // Творения. Кн. 2… С. 141. [192] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 6. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [193] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 6. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [194] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 25. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [195] Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 6. [Электронный ресурс]// [web-сайт] http://agios.org.ua/wiki [196] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (1: 7). [197] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 7). [198] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 10). [199] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (5: 6, 9). [200] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (5: 8). [201] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (4: 4). [202] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (11: 2). [203] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005, С. 316. [204] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 146. [205] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIV. // Творения. Кн. 2… С. 155. [206] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIV. // Творения. Кн. 2… С. 156. [207] Максим Исповедник, прп. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Творения. Кн. 1… С. 153. [208] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XXII. // Творения. Кн. 2… С. 65. [209] Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. Слово XXVI (V,22). [210] Тропос в данном контексте означает способ достижения, проявление. [211] Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. Слово XXVI (V,22). [212] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005, С. 319. [213] Максим Исповедник, прп. Амбигва к Иоанну. Слово XXIII (V,19).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.84.30 (0.01 с.) |