Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действие благодати божией как часть Божественного ДомостроительстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Божественная благодать есть проявление любви Божией, «милость и благоволение Бога к человеку»[203]. Рассуждая о любви Бога к тварному миру, прп. Максим часто говорит об освящающей благодати, сообщающей праведникам святость – причастие Божеству. Именно ей принадлежит усвоение плодов совершаемого таинства любви, которое «делает нас из людей богами» и по Домостроительству Божию, объемля собою все заповеди, распределяет их в тварном мире многоразличным образом[204]. Именно Господь дарует достойным сияние главной добродетели - любви, которая благодатью Божией обоживает человека в Боге. Освящающая благодать действует в соработничестве с человеком, направляющим свою волю к единению с Божественным, – благодаря добродетельной жизни и созерцаниям. Прп. Максим неоднократно подчеркивает, что именно Бог совершает в нас «всякое делание и созерцание, всякую добродетель и ведение, всякую победу и премудрость, всякую благость и истину; мы же соучаствуем в этом только своим добровольным расположением, желающим блага»[205]. Мы имеем только благо, «которое соизмеряется с добротой и благомыслием воспринимающего его. [И человек] стяжает только то и столько, сколько он отдает дарующему Владыке»[206]. Посредством благодати любовь и исправляет, обоживает человека, и одновременно очеловечивает в нем Бога – в той степени, в какой человек способен воспринять Божественные свойства[207]. Таким образом, любовь, поддерживаемая синергией благодати Божией и воли человека, устраняет пропасть между Божественным и тварным и соединяет их в таинстве любви. Прп. Максим Исповедник называет успешного подвижника блаженным, ибо он «соделал в себе Бога Человеком» и становится по благодати богом. В последнем он никогда не достигнет предела, поскольку любящий Господь, дарующий эту благодать, «обладает безграничной и превышающей всякую безграничность силой, совершающей это [благодеяние], которая никогда не достигнет конца вместе с тем, что происходит от нее… [Поэтому] никогда не прекращается божественное и всесветлое расположение к нам благости при преображении [нас] к обожению»[208]. Святой подчеркивает, что достойным для приятия Божественной благодати может стать каждый человек, ведь в каждом по естеству заложен соответствующий потенциал праведности. «Бог всем равно вложил по естеству возможность ко спасению, дабы каждый желающий мог усвоить себе божественную благодать»[209]. Каждый может стать вторым Мелхиседеком, или Авраамом, или вообще вместить в себя всех святых, если станет подражать «тропосам [210] [их добродетелей] и жительству»[211]. Прп. Максим Исповедник также рассуждает и о предваряющей благодати – той, которая сподвигает человека к покаянию и желанию спасения. Прежде всего, предваряющая благодать рассматривается в контексте Догмата Искупления, когда Божественное Слово снисходит к уму, погрязшему во грехах, чтобы спасти его от чувственных наслаждений, пристрастий и Божественного неведения. Сын как «Виновник нашего освящения»[212] воскрешает ум от смерти и возвращает его желание к тому, что заложено в естество, - к помышлениям о Боге[213]. Прп. Максим Исповедник также исследует участие Лиц Святой Троицы в деле раздаяния благодати. Так, Второе Лицо Святой Троицы – Божественное Слово беспредельно проявляется как в деятельности, так и в созерцании – в той степени, в которой достоин подвижник. Здесь речь снова идет об освящающей благодати, которой удостаиваются угодники Божии. Проявление Бога в человеке, причастие Его Божественным энергиям – это всегда взаимодействие, всегда результат волевого стремления человека к Божественному[214]. Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух усвояет нам Божию благодать. Дары Божественной благодати – совершенной любви к Богу и совершенной любви к ближнему подаются сообразно вере Духом Святым. Так, «во всяком даре, большем или меньшем, целиком и соразмерно присутствует Святой Дух»[215]. Прежде всего, Святой Дух мирохранительно присутствует во всем сущем и более в тех, кто более причастен Богу-Сыну. Святой Дух ведает о каждом, проникает во всех и сподвигает обладающих разумом на действие в согласии с естеством. Он побуждает людей к покаянию, «приводит [их] в сознание греховности»[216]. А тем, кто истинно верит во Христа, Святой Дух дарует благодать сыновства, усыновляет их Богу. Есть и более высокая степень Божественной причастности – когда Святой Дух действует как Производитель премудрости, когда «чистыми умозрениями о неизреченном формирует ум… для обожения»[217]. Этого общения «как со своими»[218] удостаиваются подвижники, чистые душой и телом, исполняющие заповеди, сделавшие себя достойными обожествляющего вселения. Сравнивая прп. Максима Исповедника с предшественниками, отметим согласие его учения со свт. Григорием Богословом. Он также приписывает проявление добродетели Богу и Его человеколюбию: «хваля добродетель, буду хвалить Самого Бога, от Которого в людях добродетель и дар возрождения или возвращения к Нему через сродное озарение. Ибо из многих и великих даров, которые мы получили и получим еще от Бога…, дар наибольший и наипаче свидетельствующий о Божием к нам человеколюбии есть наше к нему стремление и сродство с Ним. Что солнце для существ чувственных, то Бог для духовных: одно освещает мир видимый, Другой — невидимый; одно телесные взоры делает солнцевидными, Другой разумные естества — богоподобными»[219]. Таким образом, по мысли свт. Григория Богослова, возможность обожения подается Богом. При этом, рассуждая о действии Лиц Святой Троицы, он подчеркивает роль Святого Духа в деле обожения: «Дух всегда был… совершающим, а не совершаемым;… освящающим, а не освящаемым; приводящим к обожению, а не вводимым в обожение»[220]. Роль благодати Божией понимается прп. Максимом схожим образом с псевдо-Дионисием. Благодать Божия (по псевдо-Дионисию, благость) вводит все сущее в бытие и поддерживает его в нем Своей силой[221]. Более того, благодати отводится весьма важное значение в процессе стяжания обожения (хотя у псевдо-Дионисия слово «благодать» здесь прямо не упоминается): так, Господь, проникнув в души, передает им священный свет, позволяя чувствовать сначала неяркие лучи, а «потом показывает Себя больше и начинает сиять им с избытком "за то, что возлюбили много" (ср. Лк. 7, 47), и постоянно возвышает их к Себе соответственно их способности взирать наверх»[222]. Таким образом, его мысль, хотя и не имеет столь строгого оформления, как впоследствии у прп. Максима, сформулирована здесь достаточно четко: человек приобщается Божественного света (т.е. Божественных свойств, достигает обожения) по воле Божией, но соразмерно силе своей любви к Богу. Божественный Промысл В учении прп. Максима о любви Промысл Божий занимает одно из центральных мест. «Высшая цель промысла - возвращение к Богу всего, исшедшего от Него, обожение твари через соединение с Богом. Ко всему этому ведет всеустрояющая воля Божия, которая и есть промысл»[223]. Святой подчеркивает, что Божественное попечение о мире направлено на соединение всех, разделенных пороком, в духовной любви. Тот, кто не проявляет добродетели терпения, «живет вне Божественной любви и цели Промысла»[224]. А стремящийся подражать Богу по доброй воле делает Божию цель соединения всех людей с Господом своей целью - дабы все стали благими и пребывали в Божией любви[225]. Таких угодников Своих Господь наделяет славой и блаженством, обетованием вечной, нетленной жизни, становясь для них центром этой жизни, каковым для тела является душа. Душа приобретает непреложность, тело – бессмертие, и человек достигает обожения[226] (сравним с псевдо-Дионисием, который также видит Божий Промысл в том, чтобы «души с сопряженными с ними телами переставить к совершенной жизни и бессмертию»[227]). Из вышеизложенного следует, что цель Божественного Промысла достигается в синергии Бога и человека, при добровольном его посредничестве, соработничестве Творцу в деле спасения его самого и всего тварного мира. В этом со-трудничестве достигается единение, в жертвенной любви человека ради Христа – подобие жертвенному подвигу Спасителя по любви и Богоподобие. Прп. Максим отмечает, что проявление Божественного Промысла также заключается в уподоблении различных существ общим видам – до тех пор, пока их воля, их стремление не объединятся с логосом разумной сущности, заложенной в их природе, - так, чтобы всё было едино, тождественно и созвучно, и единый логос созерцался у всех. И тогда Господь «покажет действенной обоживающую всех благодать»[228]. Другим аспектом Промысла Божия является «сохранение естества неумаляемым, в соответствии с логосом его бытия,… и проявление этого естества как совершенного, в соответствии с приобретенным по благодати логосом благобытия»[229]. Под естеством в данном случае прп. Максим понимает не только природу человека, но и всё тварное бытие, которое по Промыслу Божию и благодати в своей совокупности пребывает совершенным[230]. Прп. Максим Исповедник выделяет и еще один аспект Божественного Промысла: земное наказание за грех и обращение зла во благо человеку. Расщепивший в поклонении тварному «умную силу любви»[231], которая была предназначена Одному лишь Творцу, человек наказывается страданием. Однако и наказание, и страдание следует считать промыслительными, поскольку они призваны возвращать эту силу любви к своему Творцу (ср. у псевдо-Дионисия: «от изобилия человеколюбия… [Господь] и отошедших нас к себе обращает и призывает»[232]; «и тех, которые удаляются от Него, Он не оставляет Своей любовью, но старается их удержать, умоляет их не пренебрегать Тем, Кто любит и осыпает их благами, Кто терпеливо переносит, когда они безрассудно Его обвиняют, и Сам же защищает их»[233]). Иногда Господь попускает проявиться людскому своеволию, дабы от случившихся в результате беспорядочной суеты и расстройства возвратить влечение человека к Богу, которое было изначально заложено в его природу. Прп. Максим Исповедник выделяет три причины страданий, которые Господь использует как врачество греховных страстей: 1. наказание за забытые и/ или неисправляемые грехи; 2. избавление от внутренней злобы, очищение души и научение ее опытности; 3. пример мужества и терпения, явленного одним для остальных[234]. По мысли прп. Максима, Господь изначально предусмотрел в уме разумных существ способность к высшему, духовному наслаждению, благодаря которой человек мог бы «[постоянно] изведывать сладость Бога»[235]. Однако после грехопадения люди по своему греховному произволению и вопреки естеству стали ошибочно искать земного, чувственного наслаждения, а то, в свою очередь, отдалило ум от Божественной любви. Тогда благий и любящий Господь, как противоядие, внедрил в естество муку, которая должна вытравливать из души «яд [земного] наслаждения»[236], препятствующий человеку достичь блаженства и истинного наслаждения бытия с Богом. Даже телесную смерть Господь предусмотрел промыслительно, дабы поставить предел безудержному стремлению ума к чувственному наслаждению и укоренению во грехах. Душа, очищенная страданием, уже не оставляет в себе ничего дурного, заслуживающего наказания, и человек возвращается к добродетели, когда-то добровольно отпав от нее. Наслаждение, руководящее волей человека, не уничтожается полностью, но видоизменяется посредством благодати в наслаждение Божественное и любовь к Богу[237]. Поскольку страстному рождению каждого человека предшествует наслаждение, каждый обязан платить за это греховное наслаждение собственными «утруждениями» и подлежит закону смерти. Казалось бы, ничто не могло разорвать этот замкнутый круг, так как всё родившееся новое находилось под тиранией греховного наслаждения. Поэтому «для исправления страдающего естества»[238] Господь предусмотрел Искупление, Крестную смерть Спасителя, – как «утруждение и смерть, одновременно несправедливые и беспричинные»[239].
Искупление Как отмечают исследователи творений святого, «идея Христа… является самой важной и основной идеей в системе прп. Максима, сообщая ей по существу христоцентрический характер, составляя в ней основу для разрешения всех вопросов и влияя на разработку всех ее частей»[240]. И это объяснимо. Подвиг Искупления, значение которого содержится и в Боговоплощении, и в Крестной смерти Спасителя, в Его Воскресении и Вознесении на небо, называют средоточием домостроительства Сына[241]. Его следует считать центральным, поскольку, пройдя все эти этапы Своей земной жизни, Господь совершил наше спасение, в объективном его понимании[242], обновил человека и избавил его от смерти. Это спасение стало неизреченным даром любящего Бога, и без его совершения человеку невозможно было бы исцелить пораженное грехом естество, которое по причине греха пресуществилось из нетления в тление. Иисус Христос взял на Себя нашу человеческую природу, пораженную грехом, и восставил ее благодаря «непреложности» Своего произволения, то есть отсутствия в Нем гномической воли и подчинения воли физической, природного компонента человеческой воли, воле Божественной. «И как через одного человека [Адама], добровольно отвратившего свое произволение от блага, естество всех людей изменилось из нетления в тление, так и через одного человека Иисуса Христа, не отвратившего [Свое] произволение от блага, произошло для всех людей восстановление естества из тления в нетление»[243]. В своем гимне о любви прп. Максим Исповедник пишет об основной цели Божественного Искупления – исцелении человеческого естества с тем, чтобы каждый человек получил возможность обожения, реализовав своей жизнью субъективную сторону спасения, зависящую от него самого. Господь «премудро разделил века, одни предназначив на осуществление того, чтобы Ему стать Человеком, а другие - на осуществление того, чтобы человека сделать богом»[244]. Самостоятельно, без Божественной помощи, человек не мог бы спастись, поэтому Господь воплощается, соединяя в Себе Божественную и человеческую природу, и исцеляет ее. Прп. Максим говорит о том, что Своим подвигом Господь наш Иисус Христос «непреложно соединив с Собой по ипостаси [человеческое] естество,… [вернул] естеству [человеческому] чистоту сил [души], … дабы обновить [в нем] силу любви»[245]. Любви истинной, соответствующей изначальному замыслу Творца о Своем творении, направленной к Богу и приводящей человека к Нему. Подвиг Искупления – это подвиг Божественной любви, предуведанный от вечности – на Предвечном Совете Божием, состоящем в том, чтобы «Самому… [Богу] непреложно смешаться с естеством человеческим через истинное соединение по ипостаси и с Собою неизменно соединить естество человеческое так, чтобы и Самому стать Человеком,… и человека сделать богом через соединение с Собою»[246]. Любовь Божия также проявляется в Боговоплощении, когда Второе Лицо Пресвятой Троицы, «будучи совершенным и сверхсовершенным»[247], воплощается, соединяя в Себе по Ипостаси тварную человеческую природу, во всем подобную нам, кроме греха. По человеколюбию Бог осуществил Свое совершенное вочеловечивание; в человечестве Иисуса Христа обожение совершилось вполне и совершенно, и тем самым Господь положил начало для других веков – таинственного обожения людей, которое Он совершит в достойных по богатству Своей благости, явленному в полноте в конце времен. Прп. Максим Исповедник отмечает, что по Своему человеколюбию Господь родился в подобии плоти греха, что означает приятие на себя по Домостроительству Божиему тления и природных (негреховных) страстей[248]. Бог-Слово облачается в человеческое естество, чтобы остановить центробежные силы его греховного распыления, разъединения и рассогласования и противоположным этому «собрать его в Себе уже соединившимся и не обладающим никаким различием»[249]. По мысли прп. Максима, ипостасное соединение Божественной и человеческой природ в Иисусе Христе приводит «человечество к тождеству с Божеством»[250] (не по сущности). Рассуждая о Боговоплощении, прп. Максим Исповедник высказывает самобытную мысль о том, что Господь, по Своей неизреченной благости желая, чтобы всякая тварь приобщалась Божественной благодати и даруемых блаженств, «всегда и во всем… желает осуществляться таинству Своего воплощения»[251]. Подобно тому, как по неизреченному человеколюбию Бог-Слово соделывает Богородицу Своею Матерью, приняв от Нее Рождение по человечеству, так и в нас Он сначала творит веру – по благодати, а потом «становится Сыном нашей веры, воплощаясь от нее в добродетелях соответственно [духовному] деланию»[252]. Любовь Божия также проявляется во всей полноте и в земном учении Иисуса Христа. Своей земной жизнью Он начертал всем христианам «всеславный путь любви,... ведущей к Богу и… являющейся Богом»[253]. Путь, который заключается в возлюблении Бога и ближнего, соблюдении Божественных заповедей и стяжании добродетелей. При рассмотрении Домостроительного значения земной жизни и учения Спасителя прп. Максим большое внимание уделяет искушениям Христа в пустыне. Иисус Христос по причине рождения во плоти наследовал естественные человеческие страсти, такие как восприимчивость к холоду, зною, голод, страдание, боль и т.п. Лукавые же силы, увидев в Нем естественные страсти, пытались внедрить посредством их и страсти неестественные, греховные, искушая земными наслаждениями (как мы видим, слово, очень часто употребляемое прп. Максимом, означающее причину преслушания Адама и последующего уклонения всех людей ко греху). Христос не нуждался в этих искушениях, но допустил лукавую силу до Себя, чтобы истощить ее и «поразить… [одним] соприкосновением [с Собою]»[254]. Тем самым, Он исцелил страстность человеческого естества в отношении к наслаждению. Любовь Божия проявляется и в кенозисе – умалении Спасителя до положения раба; здесь прп. Максим Исповедник цитирует ап. Павла: «Бог — Творец [человеческой] природы и мудрый Целитель ее,… ради любви к нам уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп. 2:7),… и весь ради нас, от нас и через нас настолько стал человеком, что неверующие и Богом Его не считали»[255]. Безусловно, апогеем Искупительного подвига Спасителя и проявления Им жертвенной любви следует считать Его Крестные страдания и смерть. Господь наш Иисус Христос мученически умер на Кресте – выдержал самую позорную казнь, чтобы Своей смертью вновь возвратить к жизни умершего[256]. После того как Спаситель отражает искушения в пустыне и тем самым исцеляет человеческое естество от приверженности земному наслаждению, Он добровольно берет на Себя муку и страдание, чтобы окончательно вытравить начала и власти смерти из человеческого естества. Кроме того, «оставшись неодолимым для страданий,… явившись страшным для смерти, [Господь] изгнал из естества [человеческого] страстность в отношении к боли, от которой малодушно убегала воля человека, в силу чего он постоянно и против желания был угнетаем страхом смерти, придерживаясь рабства наслаждения ради того, чтобы жить»[257]. Этим Крестным подвигом Он освободил, очистил человека от примешавшегося к его естеству зла во всех его проявлениях. В другом фрагменте своих трудов прп. Максим развивает похожую мысль: Своими страстями на Кресте Спаситель даровал людям возможность бесстрастия[258], Своею смертью – вечную жизнь, Своим подвигом восстановил естество человека в первозданной способности к обожению. Иисус Христос упразднил рабство, приобретенное Адамом в результате грехопадения. По мысли прп. Максима, сначала Адам, преступив Божественную заповедь, образовал рождение, происходящее от наслаждения. Такому рождению последовало утруждение, ведущее к смерти. По Своему человеколюбию Господь положил человеческой природе начало второго рождения – от Духа Святого, которое меняет установленную закономерность: не от земного наслаждения ведет к утруждению и смерти, а от утруждения – к истинному наслаждению и вечной жизни. Последнее изменение – результат утруждения и безвинной, свободной от наслаждения, добровольной смерти Иисуса Христа, осудившей не естество человека, но коренящийся в нем грех, и упразднившей смерть как таковую. Господь уничтожил замкнутость человеческой жизни: греховное рождение и смерть – «и всех, духовно возрожденных Им,… соделал свободными от лежащей на них вины»[259]. Уподобившись по Воплощении человеку во всем, кроме греха, Господь идет до конца в его спасении. Он даже нисходит во ад, «уподобившись нам и снизойдя в преисподние места земли (Еф.4:9), куда человека толкнула тирания греха»[260], и тем самым одерживает окончательную победу над царством диавола. Воскресение Спасителя является центральным моментом Искупления; оно удостоверяет действительность совершенного Им дела Искупления[261]. Прп. Максим рассматривает Воскресение как преображение человеческого естества в нетление – по причине непреложности произволения к благу, проявленного Иисусом Христом. Своим примером Господь показал, что «человек, не изменяющий произволения, вновь может получить обратно бессмертную природу… [и вернуть] через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие»[262]. Прп. Максим Исповедник называет Искупление объемлющим все века таинством, которое «явило… самое глубинное основание Отеческой Благости»[263]. Центральная роль в осуществлении его отводится Христу, в Котором было предуведано «соединение предела и беспредельности, меры и безмерности, края и бескрайности, Творца и твари, покоя и движения»[264] и устранялась пропасть между Божественным и тварным. Иисус Христос был призван вывести людей из грешной земли на духовное небо (из этого фрагмента усматривается значение Вознесения Господня), «от порока - к добродетели, от неведения - к познанию истины Божией, от тления - к нетлению и от смерти - к бессмертию,… из мира чувственно-явленного и текущего в мир постоянный и духовный, из жизни прекращающейся - в жизнь нерасторжимую и [вечно] пребывающую»[265]. И все для исполнения конечной цели – чтобы привести творение к обожению и «благодаря обожению соделать его еще более превосходным, чем первое творение»[266]. При этом предведением о Христе, совершенным на Предвечном Совете, обладала вся Святая Троица. «Христос был предуведан не в том, чем Он являлся Сам по Себе по природе, но в том, чем Он стал позднее ради нас по Домостроительству»[267], то есть по Своему человечеству. Искупительный подвиг Христа есть необходимое условие для обожения, которое совершается действием Святого Духа и приводит обоженное творение к Богу-Отцу. При этом среди составляющих Искупления прп. Максим Исповедник больше и чаще всего выделяет Боговоплощение. Может быть, оттого, что, по его мысли, Бог продолжает снисходить и вочеловечиваться в человеке сообразно его способности усваивать Божественные свойства, и человек по благодати и взаимной любви с Богом достигает обожения[268] – полноты благ. Бог становится человеком ради обожения, человек делается богом по причине Боговоплощения. «Идея воплощения,… приводя к идее обожения, снова возвращается к себе, получая приращение в своей интенсивности (обожение есть особенно глубокое воплощение)… Все от Бога, все есть Его воплощение, и все должно возвыситься к Богу, к обожению, к более глубокому воплощению»[269]. Непреходящее значение подвига Господа нашего Иисуса Христа заключается еще и в том, что Он упразднил разделение, возникшее от проникновения греха в мир. Так, Он устранил различие мужского и женского начал посредством того, что вернул логосу человеческого естества исходную для него бесстрастность. Он соединил землю и рай, землю и небо, чувственное и умопостигаемое и, наконец, объединил тварное с нетварным[270]. В едином контексте учения о любви прп. Максим развивает учение о Теле Христовом. Господь желает обожения всякой твари; Его подвиг, дарованные Им Таинства, весь Промысл Божий направлены на то, чтобы «возращение тела [творилось] в созидание самого себя любовию»[271]. По мысли прп. Максима, тайна, предуготовленная до начала времен, заключается в том, что мы все «предопределены быть во [Христе] как члены тела Его»[272]. Господь примером Своей земной жизни, Своей любви дал «нам тропос, приводящий к… всеблаженному концу посредством правильного употребления природных сил»[273]. Всех стремящихся к Богу пусть и разными способами Господь соединит воедино и «соберет полноту Святой Церкви, украшенную с помощью многих [людей] многими красотами добродетели»[274]. Господь будет местом всех спасенных, становясь всем для всех, соотносительно с праведностью каждого и мере претерпеваемых ими страданий ради достижения праведности и объединения с Богом в любви[275]. Рассуждая об Искуплении Спасителя, прп. Максим Исповедник развивает ряд мыслей свт. Григория Богослова. В частности, свт. Григорий также подчеркивает, что «Сын Божий… столько же для тебя человек, сколько ты ради Него делаешься богом»[276]. По человеколюбию Сын Божий принимает то, чем не был, не изменяя того, чем был. В чуде Боговоплощения и затем всего Искупления соединяется несоединимое: «рождение с девством, бесчестие с тем, что выше всякой чести, бесстрастное со страданием, бессмертное с тленным»[277]. Диавол «уловляется покровом плоти, чтобы, приразясь как к Адаму, сретить Бога»[278] (вспомним у прп. Максима рассуждения об искушениях Господа: Христос допустил лукавую силу до Себя, чтобы истощить ее и «поразить… [одним] соприкосновением [с Собою]»[279]). На Кресте Христос соединяет добрых и злых воедино союзом любви[280]. Свт. Григорий Богослов подчеркивает: Господь стал человеком для нас, чтобы и мы соделались богами ради Него. «Он восприял худшее, чтобы дать лучшее»[281], совокупил далекое между собой (тварное и нетварное) «через сродство посредствующего с тем и другим, … и открылось новое таинство - человеколюбивое Божие смотрение о падшем через непослушание»[282]. Искупление Спасителя он называет «врачеванием нашей немощи», возвращением к древу жизни, Божиим детоводительством[283]. Оно направлено на то, чтобы человеку «через соединение с Ним приобщиться свойственного Ему»[284]. Анализируя труды прп. Максима Исповедника, мы приходим к выводу о том, что при объяснении всеобщего значения Искупления святой отчасти опирался на работы псевдо-Дионисия Ареопагита. Так, он продолжает, существенно доработав и углубив, мысль о том, что по Своему человеколюбию[285] Господь приобщается нашей природы одной из Своих Ипостасей с той целью, чтобы возвысить «человеческую удаленность»[286] и «Себе уподобить тех, с кем вошел в единение по мере их готовности к обожению»[287]. Возможность обожения происходит от Иисуса Христа (ср. у прп. Максима: началом обожения положено Боговоплощение) посредством восприятия «по мере сил каждого, Божия образа»[288] (здесь прослеживается мысль о подобии Богу как реализации Божия образа, восприятия его). Псевдо-Дионисий, как и затем прп. Максим, ставит примером земную жизнь Спасителя, Его человеколюбие, «глядя на которое, мы учимся… не воевать ни с самими собой, ни друг с другом,… но по мере сил… трудиться в божественном, в соответствии с Промыслом Иисуса,… соделывающего от века предопределенный неизреченный мир, примиряющий нас с Ним в духе, а через Него и в Нем – с Отцом»[289]. В контексте учения о любви псевдо-Дионисий созвучен прп. Максиму в том, что в устремленной к Богу любви Господь «сближает многочисленные различия, существующие между нами»[290] и возводит тварное к божественной жизни. Иными словами, псевдо-Дионисий также замечает объединяющую силу любви, которая вочеловечивает Бога и человека приближает к Богоподобию. Подводя итог изложенному в данной главе, отметим, что, по мысли прп. Максима, домостроительное попечение Божие о тварном мире целиком проникнуто любовью: Господь желает, чтобы созданное Им творение получило полноту благ и пребывало в любви и блаженстве, достигнув обожения. Данной идеей объединены все составляющие Божественного Домостроительства. Об этом свидетельствует и Предвечный Совет, и логосы творений, причастные Богу, в которых заложено стремление к Божественному, и Божия благодать, призывающая, укрепляющая и освящающая человека, и Промысл Божий о всякой твари, и, наконец, Искупление Господа нашего Иисуса Христа. Без Его воплощения, Крестного подвига и Воскресения не совершилось бы наше спасение. По любви «Бог становится человеком, вочеловечивается - по Своему человеколюбию. И человек становится богом по благодати, обожается - чрез свое боголюбие»[291]. О ступенях восхождения человека к Богу пойдет речь в следующей главе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.201 (0.013 с.) |