Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В его икономическом и мистическом аспектахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Автор: _____________/Крылова Ю.О./ подпись Научный руководитель: Доцент, зав. каф. теологии ФДО ПСТГУ, Кандидат богословия _____________/ Малков П.Ю./ подпись Дата_______________
Москва 2012 год ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3 ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЮБВИ ПО ПРП. МАКСИМУ ИСПОВЕДНИКУ.. 7 1.1. Бог есть Любовь. 9 1.2. Любовь человека к Богу. 11 1.3. Любовь к ближнему. 14 1.4. Ἀγάπη и ἔρως в трудах прп. Максима Исповедника. 17 1.5. Определения любви у прп. Максима Исповедника и блж. Диадоха. 20 1.6. Определения любви у других предшественников прп. Максима. 23 ГЛАВА 2. БОЖЕСТВЕННОЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ К СВОЕМУ ТВОРЕНИЮ.... 27 2.1. Понятие Божественного Домостроительства. 27 2.2. Проявление Бога в творении. 28 2.3. Действие благодати Божией как часть Божественного Домостроительства. 30 2.4. Божественный Промысл. 33 2.5. Искупление. 35 ГЛАВА 3. ВОСХОЖДЕНИЕ К МИСТИЧЕСКОМУ СОЗЕРЦАНИЮ БОГА В ЛЮБВИ КАК ПУТЬ К ОБОЖЕНИЮ.... 43 3.1. Ступени нравственного возрастания. 43 3.1.1. Деятельное любомудрие, или добродетель. 44 3.1.2. Созерцательное любомудрие, или ведение. 47 3.1.3. Познание Бога в мистическом богословии; связь с Богом в любви – высшее состояние. 51 3.1.4. Путь духовного возрастания в сравнении с предшественниками. 53 3.2. Роль молитвы в аскетической практике и стяжании любви. 58 3.2.1. Понимание роли молитвы Евагрием Понтийским и сравнение ее с учением прп. Максима Исповедника. 63 3.3. Любовь и обожение. 67 3.3.1. Обожение как призвание человека. 71 3.3.2. Обожение в понимании предшественников прп. Максима. 74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 77 ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.. 79
Понимание истинной любви и стяжание ее всей своей жизнью является основной задачей каждого христианина. О первостепенном значении любви мы находим свидетельства в Евангелии и Апостольских Посланиях. Любовь – это одно из имен Божиих и есть Сам Бог (1 Ин. 4: 16). «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Господь воплотился по человеколюбию Своему, чтобы спасти человека; претерпев жестокие страдания на Кресте, Он до конца остался верным Своей любви (Ин. 13: 1). Почему же любовь так важна, почему ее считают главной добродетелью еще со времен античности, а в христианстве стяжание ее приобретает возвышенный, духовный, Богоподобный смысл?! Евангелие емко отвечает на этот вопрос. Господь любит человека превыше всякого земного чувства и призывает его, воспитывает в нем, ждет от него ответной высокой, духовной любви. Не потому что нуждается в ней, а потому что, будучи совершенно благим, являясь самосущей Любовью и Благом, желает блаженства своему творению, которое достигается в приобщении Божественным свойствам, в Богоподобии, в обожении. Так, Господь говорит: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного,… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 44-45, 48). Истинная любовь усыновляет человека Богу. Отсюда, из этой высокой цели сыновнего призвания человека как образа Божия к Его подобию, усваивается необходимость для спасения человека в соблюдении главных заповедей - о любви к Богу и ближнему (Мф. 22: 37-40), ибо на этих заповедях зиждется все. Исполняя заповеди, совершенствуясь в добродетелях, человек приближается к Своему Творцу, возвращается в Отчий дом, соединяется с Богом в любви. Понимание того, как стяжать, сохранить и приумножить истинную любовь, во все времена сохраняет свою исключительную актуальность, становясь жизненно важной необходимостью особенно теперь, в наши дни, когда по причине умножения беззакония, во многих эта любовь охладевает (Мф. 24: 12), разуверяется и теряется в пучинах греха. Господь промыслительно оставил нам сокровища Богословской мысли – творения святых отцов, чтобы мы искали и находили путь Истины. Учение о любви прп. Максима Исповедника следует считать центральным, системообразующим компонентом его трудов. Любовь объединяет единой идеей большинство произведений святого. Прп. Максим указует путь возрастания в любви для достижения обожения – главной цели человеческой жизни и рассматривает средства к стяжанию такой любви. С другой стороны, он, с присущей ему богословской глубиной личного опытного познания Бога, анализирует Домостроительное значение Искупления Сына Божия и, в особенности, Боговоплощения как встречное проявление любви Господа к падшему творению. Прп. Максим отмечает, что Бог предопределил для человека обожение – как состояние, спасительное не только для самого человека, но и объединяющее весь макрокосмос посредством преодоления разобщенности и возвращения к единству. Обожение определяет спасение человека для вечности. К обожению и Богоподобию человека приводит любовь. Однако после грехопадения он не способен достичь Богоподобия сам. И Господь промыслительно предусматривает свершение величайшей тайны Боговоплощения, предопределенной еще на Предвечном Совете. По Ипостаси Божественная природа соединяется с тварной, чтобы исцелить человеческое естество от греха. По мысли прп. Максима, тайна Боговоплощения делит всю историю тварного мира на два периода: период Боговоплощения и период обожения человека[1]. Боговоплощение, завершившись нисхождением Бога в мир, создает возможность восхождения человека к Богу. В Искуплении Господь завершает объективную сторону спасения, и начинается спасение субъективное, зависящее от воли самого человека и его духовно-нравственного возрастания: в доброделании, созерцаниях и, наконец, в мистическом, премысленном соединении с Божественным – то есть способности вместить Божественные свойства, главным из которых является Любовь. Прп. Максим Исповедник отмечает, что Бог продолжает вочеловечиваться в человеке в той степени, в которой сам человек способен усвоить Божественное. Бог воплощается по Своему человеколюбию, и человек обоживается по своему боголюбию. Цель данной работы заключается в комплексном изучении трудов прп. Максима Исповедника в контексте его учения о любви, с раскрытием Домостроительного значения любви Божией и направленной навстречу Богу любви человека, проявляющейся в духовном возрастании, которое завершается мистическим соединением с Божеством в обожении. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Выявить круг сочинений прп. Максима Исповедника, в которых раскрывается учение святого о любви; 2. Сделать выборку цитат на интересующую тему; 3. Систематизировать выбранные цитаты согласно разработанному плану работы; 4. С учетом заявленной темы изложить идеи автора в виде целостной системы и разъяснить их; 5. Сравнить учение о любви прп. Максима (в разрезе глав или ключевых подпунктов) с основными предшественниками, которые оказали влияние на его мировоззрение: свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, псевдо-Дионисий Ареопагит, Евагрий Понтийский, блж. Диадох Фотикийский. Практическая ценность аттестационной работы заключается в попытке более глубокого изучения сходств и различий учения о любви прп. Максима в сравнении с его предшественниками. Обзор литературы по теме. При подготовке данной аттестационной работы привлекалась следующая основная литература, посвященная трудам прп. Максима Исповедника: · Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Данное исследование следует считать основным при подготовке аттестационной работы; оно помогло разобраться в богословско-аскетической системе прп. Максима в целом и сформировать более осознанное понимание трудов святого. · Флоровский Г.В. Прп. Максим Исповедник[2]. Данная работа использовалась в качестве дополнительной к предыдущему исследованию. · Различные труды В.В. Лосского: Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Боговидение; По образу и подобию. В данных работах, помимо прочего, проанализировано Домостроительное значение подвига Искупления, и сравниваются труды святых отцов, в том числе прп. Максима, в контексте мистического Богословия. · Минин П. Мистика прп. Максима Исповедника. Рассматривается мистическое богословие прп. Максима. · Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество; также его комментарии к трудам прп. Максима[3]. Статьи и комм. этого автора к трудам прп. Максима, объясняющие значение принципиальных положений учения святого с учетом их перевода с греческого, помогли более точно понять исходные источники. · Различные небольшие по объему статьи. Необходимо отметить, что при написании аттестационной работы указанная литература являлась вспомогательным средством; в большей степени при ее подготовке привлекались и анализировались первоначальные источники – творения прп. Максима Исповедника. Среди них нужно особенно выделить следующие: · «Вопросоответы к Фалассию», одно из позднейших творений святого, подведение итогов его подвижнической жизни[4]. · «Амбигва к Иоанну», первая часть «Амбигв»[5] - труд, написанный чуть раньше Вопросоответов, но не менее содержательный. Вопросответы к Фалассию и Амбигва к Иоанну в большей степени использовались при подготовке второй и третьей глав аттестационной работы, соответственно рассматривающих Домостроительный и аскетический аспекты учения о любви. · «Послание к Иоанну Кубикуларию о любви» - короткое, но емкое по содержанию произведение, объемлющее собой все ключевые мысли святого о роли любви в деле спасения человека и всего мира. · Главы о любви, которые вследствие их относительной простоты для прочтения принято относить к наиболее ранним произведениям прп. Максима. Анализ данного творения нашел большее отражение в первой и третьей главе, в части учения о деятельном любомудрии, созерцании и молитве. При написании аттестационной работы также анализировались (но в меньшей степени) такие произведения святого, как «Слово о подвижнической жизни», «Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Толкование на молитву Господню», «Умозрительные и деятельные главы»[6], «Письмо к Иоанну постельничему о печали по Боге». Структура работы. Аттестационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе дается обобщающее понимание понятия любви в трудах прп. Максима, которое содержит трехсоставность и вместе с тем единство: нисходящую любовь Божию, восходящую любовь к Богу и любовь к ближнему. Во второй главе рассматривается учение прп. Максима о любви в его Домостроительном аспекте, что фактически представляет собой более детальное и системное раскрытие проявлений Божией любви к тварному миру. В третьей главе рассматривается путь возрастания в любви к Богу и ближнему, увенчиваемый мистическим соединением с Богом в обожении. В каждой из глав проводится сравнительный анализ учения о любви прп. Максима и его предшественников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.87.182 (0.007 с.) |