Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанр рассказа военных лет. «Оборона Семидворья» Платонова, «Речной трактир» Бунина

Поиск

Жанр рассказа военных лет. «Оборона Семидворья» Платонова, «Речной трактир» Бунина

Андрей Платонович П. (1899, пригород Воронежа - 1951, Москва). Наст. фамилия Климентов.

Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 г. публиковал свои произведения, сотрудничая с газетами как поэт, публицист и критик. В 1920-х годах сменил свою фамилию на Платонов. В 1922 - начало творч. пути - в Краснодаре выходит его единственная книга стихов «Голубая глубина» (Брюсов положительно откликается). К.10х-сер.20х гг – период жур-ки и публицистики; одновременно выступил как автор рассказов; пишет фантастич произв-я, пишет в классич. манере, создает сатирич. произв-я. К концу 20-х годов - автор 3 сборников прозы. 1931 г. - После резкой критики рассказов «Усомнившийся Макар» и «Впрок» пытается перестроиться и «отказывается» от своих произведений. Пишет два варианта покаянного письма в «Лит. газету» и «Правду». Его не печатают. В дальнейшем как художник предстает с новым стилем. Получил возможность перевести дух только с роспуском РАППа. 1934 г. – П. включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии; привёз рассказ «Такыр», и вновь началось его преследование: разгромная статья в «Правде» (1935); журналы снова перестали брать его тексты и возвращали уже принятые. Во время ВОВ в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати.

Основные жанры платоновской прозы военных лет — очерк и рассказ. Темы — героизм народа, разоблачение фашистской идеологии, вера в победу над врагом. П. интересовала природа солдатского подвига, внутреннее состояние, мгновение мысли и чувств героя перед самим подвигом. Философские размышления о жизни и смерти в годы войны стали еще более интенсивными. Ряд рассказов и очерков П. посвящен разоблачению идеологии фашизма и ее применения на «практике» («Неодушевленный враг» и др.). Для Платонова как автора военной прозы чужды фальшивый прямолинейный оптимизм, лозунговый патриотизм. Трагическое в произведениях этих лет раскрывается через судьбы «тружеников войны», в изображении безысходного горя тех, кто потерял близких и родных. При этом П. избегает и художественных изысков, и грубого натурализма. Очерк «Оборона Семидворья» был подвергнут критике в «Правде», однако никаких оргвыводов не последовало.

Иван Алексеевич Бунин (1870, Воронеж — 1953, Париж)

До 11 лет воспитывался дома. 1881 - поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под рук-вом старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи. 1887 — дебют в печати. 1891, 1989, 1901 – сборники стих-й «Стихотворения»,«Под открытым небом», «Листопад» (1901). 1895 — лично познакомился с А. П. Чеховым

В рассказах и повестях показал

§ Оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900)

§ Жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911)

§ Гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915).

§ Резкое неприятие Октябрьской революции и власти большевиков

§ Воссоздание прошлого России, детства и юности писателя.

§ Трагичность человеч. сущ-я («Митина любовь»), «Тёмные аллеи».

Не принял революцию. 1918 - перебирается из большевистской Москвы в занятую австрийскими войсками Одессу. 1920 - эмигрирует во Францию. Исходное убеждение: все революции - «кровавая игра». В эмиграции вёл активн. общественно-полит. деят-ть: выступал с лекциями, сотрудничал с русскими полит. партиями и орг-ми, печатал статьи. Вторую мировую войну провёл на съёмной вилле «Жаннет» в Грасе

. В эмиграции написал свои лучшие произв-я: «Митина любовь», «Солнечный удар» (1925), цикл рассказов «Тёмные аллеи» (1938-40). 1929—1954 гг. - произв-я Б. в СССР не издавались. С 1955 года — наиболее издаваемый в СССР писатель первой волны русской эмиграции. Некот-е произв-я в СССР напечатаны только с началом перестройки. В годы второй мировой войны создал цикл рассказов «Темные аллеи». В рассказах - богатство проявлений и оттенков чувства любви. Перед нами и своеволие любви, любовь как вечное ожидание чуда, раздвоение чувства, жестокие последствия подавленного чувства и т.д.

 


Лироэпическое творчество в годы войны (А.Т. Твардовский «Василий Теркин», З.Н.Гиппиус «Последний круг»).

Александр Трифонович Твардовский (1910, деревня Загорье Смоленской губернии - 1971,Мск область). Детство в многодетной семье крестьянина-кузнеца. В 30-е годы Твардовские во время коллективизации были «раскулачены» и сосланы на Север. С 1924 г. начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет. Первые стихи опубликованы в смоленских газетах в 1925-1926 годах. 1932 г. - поступил в Смоленский педагогический институт; одновременно ездил в качестве корреспондента в колхозы, писал в местные газеты статьи о переменах в сельской жизни.

В 1936 г. - приехал в Мск, поступил на филолог. фак-т Мск института истории, философии и литературы (МИФЛИ); 1939 – окончил и призван в армию. 1939-1940 - в кач-ве корреспондента военной газеты участвовал в войне с Финляндией. Был активным участников Великой Отечественной войны. Спец. корром фронтовой печати прошел от Москвы до Кенигсберга.

После войны, помимо основной литературной работы, в течение ряда лет был главным редактором журнала «Новый мир», отстаивал на этом посту принципы истинно художественного реалистического искусства. Содействовал вхождению в лит-ру ряда художников - прозаиков и поэтов: Ф. Абрамова, А. Солженицына, Ю. Трифонова.

 

Василий Теркин

В годы войны Твардовский часто выступал в армейской и фронтовой печати. Главный труд военных лет - лирико-эпическая поэма «Василий Теркин» (1941-1945). Эта, как назвал ее сам поэт, «Книга про бойца» воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Василий Теркин олицетворяет весь народ. В нем нашел художественное воплощение русский нац. характер, его существенные черты и качества. Замысел поэмы и истоки образа ее главного героя относятся к периоду финской кампании 1939-1940 годов когда на страницах газеты «На страже Родины» появилась условная лубочная фигура веселого, удачливого бойца Васи Теркина, созданная коллективными усилиями. По окончании войны с Финляндией Т-й по-новому обратился к работе над образом Теркина, чувствуя, что герой должен измениться. Весной 1941 г. поэт работает над главами будущей поэмы, но начало войны отодвигает эти планы. Возобновление - 1942 г. Начинается новый этап работы над произведением: «Изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее герой, форма - композиция, жанр, сюжет. Изменился хар-р поэтич повествования о войне - родина и народ, народ на войне стали главными темами». Первая публикация «ВТ» - «Красноармейская правда» (1942 г.), «От автора» и «На привале». С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в этой газете, в журналах «Красноармеец» и «Знамя» и др. С 1942 г. поэма несколько раз выходила отдельными изданиями. В итоге Тёркин перестал быть условной фигурой «необыкновенного» человека, «богатыря», он стал проще, конкретнее, типичнее, олицетворяя собою весь воюющий народ. Народная мудрость и оптимизм, выносливость, терпение и самоотверженность, житейская смекалка, неиссякаемый юмор - все это сплавляется в живой и целостный человеч хар-р. В книге война изображена, как она есть - в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического с возвышенным и трагедийным. «Книга про бойца» - это поэтическое утверждение народного единства.

Своеобразие сюжетно-композиционного построения книги определяется самой военной действительностью. «На войне сюжета нету», - заметил автор в одной из глав. И в поэме как целом, нет завязки, кульминации, развязки. Но внутри глав с повествовательной основой есть свой сюжет, между этими главами возникают отдельные сюжетные связки. Общее развитие событий, раскрытие характера героя, при всей самостоятельности отдельных глав, четко определяется самим ходом войны. «Жанровое обозначение «Книги про бойца»… совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах… У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца». «В.Т.» отличается редкостным богатством языка и стиля, поэтики и стиха. Книга отмечена необычайной широтой и свободой использования средств устно-разговорной, литературной и народно-поэтической речи. В ней естественно употребляются пословицы и поговорки.

Зинаида Николаевна Гиппиус (по мужу Мережковская, 1869, Белёв – 1945 – Париж)

Родилась в обрусевшей немецкой дворянской семье. Семья часто переезжала с места на место. Стихи начала писать с 7 лет. Уже для первых поэтических упражнений девочки были характерны самые мрачные настроения. В 1888 году Зинаида с матерью отправились на дачу в Боржом. Здесь она познакомилась с Д. С. Мережковским. В 17 лет вышла за него замуж. В СПб Мережковский познакомил Г. с известными литераторами (Григорович, Майков); она сблизилась с молодым поэтом Н. М. Минским и редакцией «Северного вестника». С этим журналом были связаны первые лит. опыты писательницы. Стихотворения, опубликованные в «Северном вестнике, получили скандальную известность. 1890 – дебют Гиппиус в прозе (рассказ «Простая жизнь» в «Вестнике Европы). В Париже Г. работала над дневниками. Сохранив воинствующе резкое неприятие большевизма, супруги остро переживали свою отчуждённость от родины. По инициативе Гиппиус в Париже было создано общество «Зелёная лампа» (1925—1939), призванное объединить лит. круг эмиграции. В последние годы вернулась к поэзии: взялась за работу над (напоминавшей «Божественную комедию») поэмой «Последний круг» (опублик. в 1972 году), оставшейся незавершённой.

«Последний круг»

В своих дневниках и в переписке с друзьями Гиппиус ставит любовь выше всех других добродетелей в жизни на земле. Любовь — это постоянная верность, встреча и единство с другими. Любовь сильнее веры. Неустанные поиски идеальной любви, которая объемлет духовное и физическое в едином процессе восстановления божественного, бессмертного начала в человеческом облике, составляют главную особенность метафизики Зинаиды Гиппиус

 

Ад, в представлении Гиппиус, это прежде всего «беспредельность, в кот-й нет ни любви, ни дружбы, ни забытья, ни даже смерти. Только метафизическая тошнота и «горестно-сердечная

боль» ведомы его обитателям. Ад, бесконечный, темный и холодный океан, своими «кромешной тьмой» и холодом наказывает грешников за «нелюбовь» в их жизни на земле.

Поэма «Последний круг» представляет собою поэтическое резюме этических и религиозных взглядов Г: любовь, высшая добродетель на земле, соединяет Землю и Небо в одно нераздельное целое. Любовь стирает все противоречия и уничтожает все препятствия. Путь к Божественной Любви лежит через «чашу испытаний», которую нужно испить до дна, и через смиренное принятие на себя креста страдания. Сюжет поэмы такой: некая душа блуждает по аду в поисках души своего прежде умершего любимого мужа, чтобы воссоединиться с ней, и в конце концов отыскивает ее в раю. В аду она встречается с новым Дантом, потомком Алигьери, который решил повторить его путь в царство мертвых, и рассказывает ему о своей земной жизни, о муже, о друзьях и говорит одну интересную вещь, среди других, тоже интересных. Она говорит, что на земле была поэтом и женщиной, но когда садилась писать, чувствовала себя мужчиной.


Варлам Тихонович Шаламов

1907 - родился в Вологде. Вел активную студенческую жизнь, участвовал в митингах, дискуссиях, демонстрациях. 1929 г. — арестовывается при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Получает 3 года заключения в лагерях. Октябрь 1931 г. — освобождается. 1932 г. — возвращается в Москву и начинает работать в профсоюзных журналах. 1937 г. — арестован за контрреволюционную деятельность. Осужден на 5 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. 1943 г. — арест по доносу солагерников «за антисоветские высказывания» и за похвалу в адрес Бунина. 1943 г. — осужден за антисоветскую агитацию на 10 лет лагерей. Колыма. 1945 — тяжело больным находится в больнице. 1945 г. — работает с лесорубами в тайге. Решается на побег. 1945-1946 — в наказание за побег направляется на общие работы на штрафной прииск. 1946 г. — направляется на работу фельдшером. 1949 – 1950 - Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради». 1951 г. — окончание срока заключения. Продолжает писать стихи, отправляет в Мск к Б.Л.Пастернаку. Получает ответ. Начинается переписка. 1953 г. — встреча с Б.Л.Пастернаком, кот-й помогает установить контакты с лит. кругами. 1954 г. — начинает работу над первым сборником «Колымские рассказы». 1961 г.-1967гг - издает первую книжку стихов «Огниво»; создает сборник рассказов; завершает сборники рассказов колымского цикла.

1962-1964 — работает внештатным внутренним рецензентом журнала «Новый мир». Принят в Союз писателей СССР. 1979 г. — направляется в пансионат для престарелых и инвалидов. 1982 г. — умирает.

Шаламов с полным основанием чувствовал себя первопроходцем, первооткрывателем лагерной темы, первооткрывателем этой страны в стране – «архипелага ГУЛАГ» как позже назовет ее Солженицын. «Автор – писал о себе Ш. – считает лагерь отрицательным опытом для человека – с первого до последнего часа. Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь – отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для». И тем не менее он писал о лагере, считая это своим безусловным нравственным долгом. В рассказах и записях Ш. есть прямые параллели между Колымой и Освенцимом, а в некоторых своих суждениях он считает Колымские лагеря гораздо более жестокими, чем тот же Освенцим. Но признать сходство подразумевало и другое, куда более серьезное – признать глубинное, сущностное родство сталинизма и фашизма, родство режимов.

«Последний бой майора Пугачева»

Ш. высоко ценил героический порыв к свободе, «взрывное» в человеке, об этом говорит «Последний бой майора Пугачева». По свидетельству автора, после войны в северо-восточные лагеря стали прибывать заключенные, прошедшие войну и вражеский плен. Это были люди иной закалки, «со смелостью, умением рисковать, верившие только в оружие». Но главное, эти люди обладали инстинктом свободы, который в них пробудила война.. Они не были развращены лагерным рабством и не были еще истощены до потери сил и воли. «Вина» же их состояла в том, что они побывали в окружении или в плену. И герою рассказа, майору Пугачеву, одному из тех, еще не сломленных людей, ясно: «их привезли на смерть – сменить вот этих живых мертвецов», которых они встретили в советских лагерях. Тогда он собирает столь же решительных и сильных заключенных, готовых либо умереть, либо стать свободными.

Писатель стремится показать события или поведение людей с разных сторон, но не анализирует «душу» своих героев. Как прожектором, выхватывает он из темноты лагерной жизни событие, не стараясь его объяснить или даже понять. Ибо жизнь в лагере иррациональна. Это, по выражению заключенных, «страна чудес», где происходят вещи непонятные и необъяснимые для людей, живущих вне лагеря.

Говоря о человеке в лагере, Шаламов отмечает то, о чем другие писатели не могут или не хотят говорить – в лагере умирают даже те, кому удается выжить. Причины физической и моральной смерти носили характер чисто материальный – голод и труд. Для Солженицына Иван Денисович, добросовестно, с увлечением работающий в лагере – символ человека не сдавшегося, сохранившего самое важное – любовь к работе, к творчеству. Шаламов смотрит на это иначе. Для него работа в лагере – рабский труд, недостойный человека.


Жанр рассказа военных лет. «Оборона Семидворья» Платонова, «Речной трактир» Бунина

Андрей Платонович П. (1899, пригород Воронежа - 1951, Москва). Наст. фамилия Климентов.

Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 г. публиковал свои произведения, сотрудничая с газетами как поэт, публицист и критик. В 1920-х годах сменил свою фамилию на Платонов. В 1922 - начало творч. пути - в Краснодаре выходит его единственная книга стихов «Голубая глубина» (Брюсов положительно откликается). К.10х-сер.20х гг – период жур-ки и публицистики; одновременно выступил как автор рассказов; пишет фантастич произв-я, пишет в классич. манере, создает сатирич. произв-я. К концу 20-х годов - автор 3 сборников прозы. 1931 г. - После резкой критики рассказов «Усомнившийся Макар» и «Впрок» пытается перестроиться и «отказывается» от своих произведений. Пишет два варианта покаянного письма в «Лит. газету» и «Правду». Его не печатают. В дальнейшем как художник предстает с новым стилем. Получил возможность перевести дух только с роспуском РАППа. 1934 г. – П. включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии; привёз рассказ «Такыр», и вновь началось его преследование: разгромная статья в «Правде» (1935); журналы снова перестали брать его тексты и возвращали уже принятые. Во время ВОВ в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати.

Основные жанры платоновской прозы военных лет — очерк и рассказ. Темы — героизм народа, разоблачение фашистской идеологии, вера в победу над врагом. П. интересовала природа солдатского подвига, внутреннее состояние, мгновение мысли и чувств героя перед самим подвигом. Философские размышления о жизни и смерти в годы войны стали еще более интенсивными. Ряд рассказов и очерков П. посвящен разоблачению идеологии фашизма и ее применения на «практике» («Неодушевленный враг» и др.). Для Платонова как автора военной прозы чужды фальшивый прямолинейный оптимизм, лозунговый патриотизм. Трагическое в произведениях этих лет раскрывается через судьбы «тружеников войны», в изображении безысходного горя тех, кто потерял близких и родных. При этом П. избегает и художественных изысков, и грубого натурализма. Очерк «Оборона Семидворья» был подвергнут критике в «Правде», однако никаких оргвыводов не последовало.

Иван Алексеевич Бунин (1870, Воронеж — 1953, Париж)

До 11 лет воспитывался дома. 1881 - поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под рук-вом старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи. 1887 — дебют в печати. 1891, 1989, 1901 – сборники стих-й «Стихотворения»,«Под открытым небом», «Листопад» (1901). 1895 — лично познакомился с А. П. Чеховым

В рассказах и повестях показал

§ Оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900)

§ Жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911)

§ Гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915).

§ Резкое неприятие Октябрьской революции и власти большевиков

§ Воссоздание прошлого России, детства и юности писателя.

§ Трагичность человеч. сущ-я («Митина любовь»), «Тёмные аллеи».

Не принял революцию. 1918 - перебирается из большевистской Москвы в занятую австрийскими войсками Одессу. 1920 - эмигрирует во Францию. Исходное убеждение: все революции - «кровавая игра». В эмиграции вёл активн. общественно-полит. деят-ть: выступал с лекциями, сотрудничал с русскими полит. партиями и орг-ми, печатал статьи. Вторую мировую войну провёл на съёмной вилле «Жаннет» в Грасе

. В эмиграции написал свои лучшие произв-я: «Митина любовь», «Солнечный удар» (1925), цикл рассказов «Тёмные аллеи» (1938-40). 1929—1954 гг. - произв-я Б. в СССР не издавались. С 1955 года — наиболее издаваемый в СССР писатель первой волны русской эмиграции. Некот-е произв-я в СССР напечатаны только с началом перестройки. В годы второй мировой войны создал цикл рассказов «Темные аллеи». В рассказах - богатство проявлений и оттенков чувства любви. Перед нами и своеволие любви, любовь как вечное ожидание чуда, раздвоение чувства, жестокие последствия подавленного чувства и т.д.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.7.212 (0.014 с.)