Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лагерная тема в творчестве солженицына. «один день ивана денисовича» и «последний бой майора Пугачева» В. Т. Шаламова. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Лагерная проза — явление уникальное не только в русской, но и в мировой литературе. Личный творческий опыт бывших узников ГУЛАГа: А.Солженицына, В.Шаламова и др., позволил им не только запечатлеть ужасы гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеч. сущ-я. Александр Исаевич Солженицын. 1941 - мобилизован в армию. Проходит путь от Орла до Восточной Пруссии. В 1945 г. капитана С. арестовывают за критику Сталина в письме другу детства, кот-е было просмотрено контрразведкой, затем - лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме в пригороде Мск. С 1949 г. - лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. С. - «вечный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Джамбульской области. В 1956 г. - реабилитация и сельская школа в поселке Торфопродукт, где он учительствует, снимая комнату у Матрены Захаровой (прототип для «Матрениного двора»). С сер. 50-х годов начинается наиболее плодотворный период творчества, работа над «Архипелагом ГУЛАГ» (1958-1968; 1979)). 1970 г. - лауреат Нобелевской премии; но из СССР не выезжал (боялся лишиться гражданства). Его положение в СССР все ухудшается: его исключают из Союза писателей, начинается травля. В 1974 г. лишают совет. гражданства и высылают из СССР. В 1988 г. С. было возвращено гражданство СССР, а в 1990 г. в «Новом мире» публик. романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В 1994 г. вернулся в Россию. В середине 50-х годов наступил новый этап в развитии нашей страны. Наступает период "оттепели". Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход повести С. "Один день Ивана Денисовича". В ней ясно было показано, что наиболее пострадал от сталинщины тот "простой советский человек", именем которого клялись сталинисты всех мастей. «Один день…» - 1962г. в журнале “Новый мир”. Она сразу стала событием общественной жизни. В ней автор практически открыл для отечественного читателя лагерную тему, продолжив разоблачение сталинской эпохи. Его принимают в союз писателей и даже выдвигают на Ленинскую премию. С. предлагает новую концепцию личности: его герои - Матрена, Иван Денисович, - люди не рефлексирующие, живущие некими природными, как бы данными извне, не ими выработанными представлениями. И, следуя этим представлениям, важно выжить физически в условиях, вовсе не способствующих физическому выживанию, но не ценой потери собственного человеческого достоинства. С образом Ивана Денисовича в лит-ре утвердилась новая этика, выкованная в лагерях. Шухов, не желая потерять челов. достоинство, вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни - иначе просто не выжить. В этом смысле писатель отрицает общепринятые романтические представления о гордом противостоянии личности трагич. обстоят-вам. Чисто народная, мужицкая практичность И. Д. помогает ему выжить и сохранить себя человеком.
Правда о ГУЛАГе показала "всему прогрессивному человеч-ву" органическое родство всех отвратительных разновидностей тоталитаризма, будь то гитлеровские "лагеря смерти" (Освенцим), или сталинский Архипелаг ГУЛАГ - те же лагеря смерти, направленные на истребление собственного народа. Единственное, что подтверждает индивидуальность, - лагерный номер. Человеческая жизнь обесценена. Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата Шухова, воевавшего в батарее С. в советско-германскую войну (но никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока “пленников” и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные герои рассказа – все взяты из лагерной жизни, с их подлинными биографиями. В «Одном дне…» образ лагеря - воплощение отгороженности от большого мира; временная структура замкнутая – один день. Главные свойства лагерного пространства — отгороженность и обозримость (на вышке часовой видит все). Внутри свои единицы закрытого пространства - барак, рабочие объекты. Даже степь (в русской культуре образ-символ воли) оказывается приравнена к несвободному, заколюченному пространству зоны. Варлам Тихонович Шаламов 1907 - родился в Вологде. Вел активную студенческую жизнь, участвовал в митингах, дискуссиях, демонстрациях. 1929 г. — арестовывается при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Получает 3 года заключения в лагерях. Октябрь 1931 г. — освобождается. 1932 г. — возвращается в Москву и начинает работать в профсоюзных журналах. 1937 г. — арестован за контрреволюционную деятельность. Осужден на 5 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. 1943 г. — арест по доносу солагерников «за антисоветские высказывания» и за похвалу в адрес Бунина. 1943 г. — осужден за антисоветскую агитацию на 10 лет лагерей. Колыма. 1945 — тяжело больным находится в больнице. 1945 г. — работает с лесорубами в тайге. Решается на побег. 1945-1946 — в наказание за побег направляется на общие работы на штрафной прииск. 1946 г. — направляется на работу фельдшером. 1949 – 1950 - Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради». 1951 г. — окончание срока заключения. Продолжает писать стихи, отправляет в Мск к Б.Л.Пастернаку. Получает ответ. Начинается переписка. 1953 г. — встреча с Б.Л.Пастернаком, кот-й помогает установить контакты с лит. кругами. 1954 г. — начинает работу над первым сборником «Колымские рассказы». 1961 г.-1967гг - издает первую книжку стихов «Огниво»; создает сборник рассказов; завершает сборники рассказов колымского цикла.
1962-1964 — работает внештатным внутренним рецензентом журнала «Новый мир». Принят в Союз писателей СССР. 1979 г. — направляется в пансионат для престарелых и инвалидов. 1982 г. — умирает. Шаламов с полным основанием чувствовал себя первопроходцем, первооткрывателем лагерной темы, первооткрывателем этой страны в стране – «архипелага ГУЛАГ» как позже назовет ее Солженицын. «Автор – писал о себе Ш. – считает лагерь отрицательным опытом для человека – с первого до последнего часа. Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь – отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для». И тем не менее он писал о лагере, считая это своим безусловным нравственным долгом. В рассказах и записях Ш. есть прямые параллели между Колымой и Освенцимом, а в некоторых своих суждениях он считает Колымские лагеря гораздо более жестокими, чем тот же Освенцим. Но признать сходство подразумевало и другое, куда более серьезное – признать глубинное, сущностное родство сталинизма и фашизма, родство режимов. «Последний бой майора Пугачева» Ш. высоко ценил героический порыв к свободе, «взрывное» в человеке, об этом говорит «Последний бой майора Пугачева». По свидетельству автора, после войны в северо-восточные лагеря стали прибывать заключенные, прошедшие войну и вражеский плен. Это были люди иной закалки, «со смелостью, умением рисковать, верившие только в оружие». Но главное, эти люди обладали инстинктом свободы, который в них пробудила война.. Они не были развращены лагерным рабством и не были еще истощены до потери сил и воли. «Вина» же их состояла в том, что они побывали в окружении или в плену. И герою рассказа, майору Пугачеву, одному из тех, еще не сломленных людей, ясно: «их привезли на смерть – сменить вот этих живых мертвецов», которых они встретили в советских лагерях. Тогда он собирает столь же решительных и сильных заключенных, готовых либо умереть, либо стать свободными. Писатель стремится показать события или поведение людей с разных сторон, но не анализирует «душу» своих героев. Как прожектором, выхватывает он из темноты лагерной жизни событие, не стараясь его объяснить или даже понять. Ибо жизнь в лагере иррациональна. Это, по выражению заключенных, «страна чудес», где происходят вещи непонятные и необъяснимые для людей, живущих вне лагеря. Говоря о человеке в лагере, Шаламов отмечает то, о чем другие писатели не могут или не хотят говорить – в лагере умирают даже те, кому удается выжить. Причины физической и моральной смерти носили характер чисто материальный – голод и труд. Для Солженицына Иван Денисович, добросовестно, с увлечением работающий в лагере – символ человека не сдавшегося, сохранившего самое важное – любовь к работе, к творчеству. Шаламов смотрит на это иначе. Для него работа в лагере – рабский труд, недостойный человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.005 с.) |