Лагерная тема в творчестве солженицына. «один день ивана денисовича» и «последний бой майора Пугачева» В. Т. Шаламова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лагерная тема в творчестве солженицына. «один день ивана денисовича» и «последний бой майора Пугачева» В. Т. Шаламова.



Лагерная проза — явление уникальное не только в русской, но и в мировой литературе. Личный творческий опыт бывших узников ГУЛАГа: А.Солженицына, В.Шаламова и др., позволил им не только запечатлеть ужасы гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеч. сущ-я.

Александр Исаевич Солженицын. 1941 - мобилизован в армию. Проходит путь от Орла до Восточной Пруссии. В 1945 г. капитана С. арестовывают за критику Сталина в письме другу детства, кот-е было просмотрено контрразведкой, затем - лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме в пригороде Мск. С 1949 г. - лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. С. - «вечный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Джамбульской области. В 1956 г. - реабилитация и сельская школа в поселке Торфопродукт, где он учительствует, снимая комнату у Матрены Захаровой (прототип для «Матрениного двора»). С сер. 50-х годов начинается наиболее плодотворный период творчества, работа над «Архипелагом ГУЛАГ» (1958-1968; 1979)). 1970 г. - лауреат Нобелевской премии; но из СССР не выезжал (боялся лишиться гражданства). Его положение в СССР все ухудшается: его исключают из Союза писателей, начинается травля. В 1974 г. лишают совет. гражданства и высылают из СССР. В 1988 г. С. было возвращено гражданство СССР, а в 1990 г. в «Новом мире» публик. романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В 1994 г. вернулся в Россию.

В середине 50-х годов наступил новый этап в развитии нашей страны. Наступает период "оттепели". Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход повести С. "Один день Ивана Денисовича". В ней ясно было показано, что наиболее пострадал от сталинщины тот "простой советский человек", именем которого клялись сталинисты всех мастей.

«Один день…» - 1962г. в журнале “Новый мир”. Она сразу стала событием общественной жизни. В ней автор практически открыл для отечественного читателя лагерную тему, продолжив разоблачение сталинской эпохи. Его принимают в союз писателей и даже выдвигают на Ленинскую премию.

С. предлагает новую концепцию личности: его герои - Матрена, Иван Денисович, - люди не рефлексирующие, живущие некими природными, как бы данными извне, не ими выработанными представлениями. И, следуя этим представлениям, важно выжить физически в условиях, вовсе не способствующих физическому выживанию, но не ценой потери собственного человеческого достоинства. С образом Ивана Денисовича в лит-ре утвердилась новая этика, выкованная в лагерях. Шухов, не желая потерять челов. достоинство, вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни - иначе просто не выжить. В этом смысле писатель отрицает общепринятые романтические представления о гордом противостоянии личности трагич. обстоят-вам. Чисто народная, мужицкая практичность И. Д. помогает ему выжить и сохранить себя человеком.

Правда о ГУЛАГе показала "всему прогрессивному человеч-ву" органическое родство всех отвратительных разновидностей тоталитаризма, будь то гитлеровские "лагеря смерти" (Освенцим), или сталинский Архипелаг ГУЛАГ - те же лагеря смерти, направленные на истребление собственного народа. Единственное, что подтверждает индивидуальность, - лагерный номер. Человеческая жизнь обесценена.

Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата Шухова, воевавшего в батарее С. в советско-германскую войну (но никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока “пленников” и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные герои рассказа – все взяты из лагерной жизни, с их подлинными биографиями. В «Одном дне…» образ лагеря - воплощение отгороженности от большого мира; временная структура замкнутая – один день. Главные свойства лагерного пространства — отгороженность и обозримость (на вышке часовой видит все). Внутри свои единицы закрытого пространства - барак, рабочие объекты. Даже степь (в русской культуре образ-символ воли) оказывается приравнена к несвободному, заколюченному пространству зоны.

Варлам Тихонович Шаламов

1907 - родился в Вологде. Вел активную студенческую жизнь, участвовал в митингах, дискуссиях, демонстрациях. 1929 г. — арестовывается при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Получает 3 года заключения в лагерях. Октябрь 1931 г. — освобождается. 1932 г. — возвращается в Москву и начинает работать в профсоюзных журналах. 1937 г. — арестован за контрреволюционную деятельность. Осужден на 5 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. 1943 г. — арест по доносу солагерников «за антисоветские высказывания» и за похвалу в адрес Бунина. 1943 г. — осужден за антисоветскую агитацию на 10 лет лагерей. Колыма. 1945 — тяжело больным находится в больнице. 1945 г. — работает с лесорубами в тайге. Решается на побег. 1945-1946 — в наказание за побег направляется на общие работы на штрафной прииск. 1946 г. — направляется на работу фельдшером. 1949 – 1950 - Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради». 1951 г. — окончание срока заключения. Продолжает писать стихи, отправляет в Мск к Б.Л.Пастернаку. Получает ответ. Начинается переписка. 1953 г. — встреча с Б.Л.Пастернаком, кот-й помогает установить контакты с лит. кругами. 1954 г. — начинает работу над первым сборником «Колымские рассказы». 1961 г.-1967гг - издает первую книжку стихов «Огниво»; создает сборник рассказов; завершает сборники рассказов колымского цикла.

1962-1964 — работает внештатным внутренним рецензентом журнала «Новый мир». Принят в Союз писателей СССР. 1979 г. — направляется в пансионат для престарелых и инвалидов. 1982 г. — умирает.

Шаламов с полным основанием чувствовал себя первопроходцем, первооткрывателем лагерной темы, первооткрывателем этой страны в стране – «архипелага ГУЛАГ» как позже назовет ее Солженицын. «Автор – писал о себе Ш. – считает лагерь отрицательным опытом для человека – с первого до последнего часа. Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь – отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для». И тем не менее он писал о лагере, считая это своим безусловным нравственным долгом. В рассказах и записях Ш. есть прямые параллели между Колымой и Освенцимом, а в некоторых своих суждениях он считает Колымские лагеря гораздо более жестокими, чем тот же Освенцим. Но признать сходство подразумевало и другое, куда более серьезное – признать глубинное, сущностное родство сталинизма и фашизма, родство режимов.

«Последний бой майора Пугачева»

Ш. высоко ценил героический порыв к свободе, «взрывное» в человеке, об этом говорит «Последний бой майора Пугачева». По свидетельству автора, после войны в северо-восточные лагеря стали прибывать заключенные, прошедшие войну и вражеский плен. Это были люди иной закалки, «со смелостью, умением рисковать, верившие только в оружие». Но главное, эти люди обладали инстинктом свободы, который в них пробудила война.. Они не были развращены лагерным рабством и не были еще истощены до потери сил и воли. «Вина» же их состояла в том, что они побывали в окружении или в плену. И герою рассказа, майору Пугачеву, одному из тех, еще не сломленных людей, ясно: «их привезли на смерть – сменить вот этих живых мертвецов», которых они встретили в советских лагерях. Тогда он собирает столь же решительных и сильных заключенных, готовых либо умереть, либо стать свободными.

Писатель стремится показать события или поведение людей с разных сторон, но не анализирует «душу» своих героев. Как прожектором, выхватывает он из темноты лагерной жизни событие, не стараясь его объяснить или даже понять. Ибо жизнь в лагере иррациональна. Это, по выражению заключенных, «страна чудес», где происходят вещи непонятные и необъяснимые для людей, живущих вне лагеря.

Говоря о человеке в лагере, Шаламов отмечает то, о чем другие писатели не могут или не хотят говорить – в лагере умирают даже те, кому удается выжить. Причины физической и моральной смерти носили характер чисто материальный – голод и труд. Для Солженицына Иван Денисович, добросовестно, с увлечением работающий в лагере – символ человека не сдавшегося, сохранившего самое важное – любовь к работе, к творчеству. Шаламов смотрит на это иначе. Для него работа в лагере – рабский труд, недостойный человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.005 с.)