Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альтернативные формы семьи и бракаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Альтернативные семейные стили К альтернативным семейным стилям отнесем единобрачные модели, которым присущи те или иные нетрадиционные характеристики. Строго говоря, имеются в виду фактические браки, "последовательная полигамия" и семья с неродными родителями. Фактические браки приобретают все возрастающую популярность в западном мире. Не осталась в стороне и Россия. Молодые люди во всех странах полагают, что ни любовные клятвы, ни заверения в вечной верности не делают брак устойчивым, отношения могут быть стабильными в большой мере благодаря рождению желанного ребенка. Исходя из этого, юноши и девушки предпочитают интенсивное общение, которое подразумевает и сексуальную близость, но юридически оформляют свои отношения, как правило, лишь в случае, когда по обоюдному согласию зачинают ребенка. Эти контакты, даже существующие достаточно долго, правовым закреплением могут и не завершиться. По свидетельству Л. Русселя, проанализировавшего статистический материал по пяти странам (Дания, Франция, Голландия, Швеция и США), широкое распространение фактических браков начинается с середины 70-х годов. В связи с тем что для многих молодых людей сожительство предшествует официальному браку, то его вполне можно охарактеризовать как временную, но в большинстве случаев непременную ступень к правовому закреплению эмоционально и психологически оправдавших себя отношений. В России не проводилось в буквальном смысле такого рода опросов. Однако имеется ряд косвенных данных о распространенности сожительства. Сотрудники Центра демографии и экологии человека под руководством А. Г. Вишневского, обобщив статистику микропереписи 1994 г., впервые смогли с большой достоверностью оценить долю лиц, живущих в незарегистрированном браке в целом по стране. По их свидетельству, сожительствовали 6,5% мужчин и 6,7% женщин, считавших себя состоящими в браке. Среди женщин наиболее интенсивно незарегистрированные брачные союзы формируются в самых молодых возрастах: 16—20 лет. К 26 годам показатель существенно снижается и наименьшее значение имеет в промежутке между 30—33 годами (8, с. 70—72). Нет сомнения, реальное распространение незарегистрированных браков в России превышает уровень 7%. Повторные браки - вовсе не современное открытие. Они в прошлом проявлялись как реакция на половозрастную асимметрию. Англия, Франция – ок.30% всех браков заключались вдовцами. С точки зрения американского социолога Б. Адамса, повторные браки в США встречались всегда, но до текущего столетия почти все они были следствием овдовения. Сейчас же иное положение дел: в 1900 г. 3% всех новобрачных приходилось на разведенных; в 1930 г. — 9%; в 1975 г. — 25%. В пределах пяти лет после развода 3/4 бывших супругов вступают в брак. При этом более склонны к последовательной полигамии черные, менее образованные и женщины с низкими доходами. В России: а) рост за последние полтора десятилетия удельного веса повторных браков как среди мужчин, так и среди женщин; б) заключение повторных союзов к началу 90-х годов стало событием равновероятным для обоих полов; в) устойчива и незначительна доля вдовых среди вступающих в последовательно полигамные отношения. В то же время нельзя не отметить и определенного своеобразия протекания этого процесса в сельской местности. Сотрудники упомянутого Центра демографии и экологии показали, что тенденция роста последовательной полигамии "корректируется неравномерным вступлением в повторный брак разошедшихся в зависимости от года развода. В течение двадцати пяти лет число повторных браков в условных поколениях снижается, особенно заметно у мужчин и женщин-горожанок". Рост уровня разводимости наряду с постепенным отказом от заключения последовательно полигамных браков — один из показателей изменения ценностей и стереотипов традиционной семьи и поиска новых ее моделей. Семьи с неродными родителями. Повторные союзы, особенно в тех случаях, когда женщина, имеющая ребенка, рожает еще от нового партнера, сопровождает клубок трудно разрешимых противоречий. Пределы семьи становятся расплывчатыми, характер же отношений женщины с бывшим мужем-отцом и актуальным мужем-отцом, ребенка с матерью, отцом и отчимом, сводных братьев (сестер) между собой — неопределенными и запутанными. Американские социологи установили ряд эмпирических закономерностей, характерных для подобных семей. Во-первых, супруги, прожившие совместно более семи лет, высказывают большую свободу как в наказании, так и в поощрении неродных детей по сравнению с теми, кто состоял в таких семьях менее трех лет. Во-вторых, пасынки лучше приспосабливаются, чем падчерицы: девочки хуже мальчиков ладят как с родными, так и с неродными родителями. В-третьих, отношения между мачехой и ее приемными детьми являются самыми сложными и непредсказуемыми. И, в-четвертых, близость во взаимоотношениях между падчерицей-пасынком и родителями уменьшается, когда дети вступают в подростковый период. Аналогичные проблемы существуют и в российских семьях с "неродными" родителями. Однако отечественные исследователи, в принципе, игнорируют так называемую "сводную" семейную модель. Единственное исключение — Т. Гурко, которая хотя и мельком, но все же затронула некоторые сюжеты. Согласно ее наблюдениям, девочки из семей с отчимом хуже учатся в сравнении с подростками из первобрачных семей; реже ориентированы на поступление в вуз в сравнении с девочками из материнских моделей, чаще курят. Как бы то ни было, определенную целостность "сводной" модели придают дети. Вновь созданная семья расширяется в своих очертаниях, где через детей оказываются связанными несколько взрослых — прежние или новые супруги, их родственники по восходящей и по боковой линиям. Сегменты "мать—дети" образуют наиболее стабильные звенья в этой сложной сети. Таким образом, мы наблюдаем нечто вроде перехода от патрилинейной и нуклеарной системы к модели расширенной семьи при преобладании матрилинейности. Представленные типы отношений, безусловно, единобрачны. Отличие от классической моногамии в основном стилевое. Часто сюда же включают и "Годвин-брак" (У. Годвин — английский анархо-социалист — впервые обосновал желательность такой формы взаимоотношений). О частоте распространения раздельного проживания супругов в России можно судить по прямым наблюдениям и переписям населения. По приблизительным оценкам, доля супругов, живущих отдельно, составляла по переписи населения 1970 г. 3,4% мужчин, считавших себя женатыми, 5,8% женщин, считавших себя замужними. По переписи населения 1979 г. мужчин, проживающих без жен, оказалось также 3,4%, жен без мужей — 3,5%. Здесь не обойтись без одного комментария. Раздельное проживание супругов ни в коем случае не должно ассоциироваться с "сепаратизмом". "Брачный сепаратизм", как известно, это попытка разрешить напряжение, возникшее между мужем и женой, путем их временного разъезда; перманентное же раздельное проживание, по замыслу Годвина, предотвращает самую возможность возникновения такого состояния. Годвин-брак представляет собой маргинальную форму между альтернативным стилем жизни (когда речь идет исключительно о раздельном проживании) и альтернативой единобрачия (когда речь идет в том числе и о соревновательности в экспрессивной сфере). Обратимся к рассмотрению последних. Альтернативные браки Возникновение любых альтернатив можно рассматривать как вызов неравенству. По-видимому, в нашем конкретном случае неравноправие полов привело к прорыву самовыражения и как к одному из его последствий — формированию альтернативных (классической моногамии) браков. Если описанные в предыдущем параграфе модели семьи в отечественной специальной литературе мало анализировались, то к изучению генезиса и принципов функционирования альтернативных моделей исследователи, по большому счету, практически не приступали. Описание одной из форм альтернативного брака принадлежит сербскому юристу М. Босанацу, который дал ей название — конкубинат (лат. concubinatus от con (cum) — вместе и cubo — лежу, сожительствую). Под ним понимается длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить брак. Это не анонимная жизнь, нравственно заранее предполагающая верность партнеров, совместную заботу о потомстве, возможность материального содержания одного члена союза другим. Казалось бы, по определению, конкубинат не что иное, как брак де-факто. Но дальнейшая конкретизация радикально меняет его смысл. Юрист утверждает, что "избыток" женщин предоставляет мужчинам шанс наряду с официальной семьей (жена и дети) образовать параллельный союз с другой женщиной, имеющей от него "внебрачного" ребенка, или сохранить неформальную связь с "первой" женой, юридически оформив брак с бывшей конкубиной. Следовательно, конкубинат суть длительная, правом не закрепленная связь, в которой мужчина фактически имеет вторую сексуальную партнершу и общего с ней ребенка, а эта женщина — ребенка с отцом, но без узаконенного мужа. Встречаются ли подобные отношения в нашей стране? Безусловно. Правда, как широко они распространены, однозначно сказать затруднительно, ибо, во-первых, до последнего времени само стремление расширить поисковый горизонт, мягко выражаясь, не поощрялось; во-вторых, исследование новых моделей подразумевало применение, наряду с количественными методами, и качественных, последнее требовало овладения специальными навыками. Многократно сложнее высветить женскую бигамию. Голод, осознавая терминологическую нестрогость, обозначает женскую бигамию — суаньнантажем (sojgnan-tage — от франкского глагола sunnjon — заботиться, беспокоиться). Суаньнантаж — это устойчивый брачный союз (т. е. приводящий к рождению ребенка) замужней женщины преимущественно с холостым мужчиной. Холостяк принимает на себя не только нравственные, но и экономические обязательства — заботиться о своем ребенке. На протяжении XX в. во многих странах в периоды социальных катаклизмов в молодежной среде возникают специфические объединения— коммуны, которые претендуют на занятие места семьи. В России они были преимущественно распространены в 20-е годы. Обобщая опыт российских коммун, можно сказать, что кое в чем он пригодился при организации студенческих и рабочих общежитий. Выполнить же роль нового показательного института коллективной жизни коммуны не смогли. Нечто подобное наблюдалось особенно широко в 70-е — 80-е гг. в Германии (И. Хайдер), во Франции (Л. Руссель), в Англии (Р. Рапопорт) и США (Р. Вейс). В Германии в начале 70-х годов коммуны представлялись обывателю ужасным кошмаром. С тех пор наступило определенное успокоение. Они стали менее радикальными, часто менее политизированными и в чем-то "обуржуазились". Общим для всех форм коммун является лишь то, что большое число не связанных родством (часто и браком) людей собираются в квартире (или в доме) для совместного ведения хозяйства. Количество жилищных сообществ, в принципе, незначительно. К примеру, в 1981 г. в ФРГ только 5% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет жили в них. Каждая четвертая или пятая община включала и детей. Совместное выполнение работ по дому и воспитание детей дают то преимущество, что они могут быть распределены между большим количеством лиц. Выполняемое в идеальном случае по очереди дежурство по дому и уходу за детьми особенно разгружает женщин от одностороннего прикрепления к обязанностям хозяйки и матери. Группа контролирует справедливое распределение работ по дому и уходу за детьми. Общины финансируют и ведут хозяйство из кооперативной кассы. Остаток личного дохода члены сообщества, как правило, оставляют себе. Возникает более высокая степень материальной защищенности для отдельного лица, потому что в моменты отсутствия заработка и денег солидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка. Коллективное владение средствами производства имеется в сельских коммунах, жилых и производственных кооперативах. Многие группы пользуются вместе принесенными членами сообщества предметами длительного пользования. Трудности, однако, возникают, поскольку не все члены коммуны пользуются вещами одинаково аккуратно, а также при выходе кого-либо из группы, когда встает вопрос о выкупе коллективно приобретенного предмета пользования. Утопические представления — вроде отмены парных отношений, ориентации на промискуитет и тому подобное так, как их пытаются реализовать в коммунах, — большей частью терпят крах. По утверждению Р. Вейса, в Гарвардской лаборатории коммунальной психиатрии проводили наблюдения над такими сообществами. В большинстве коммун разделялась идеология отказа от сексуальных табу. Однако в реальной практике индивиды вскоре осознавали невозможность полагаться на экспрессивную преданность нескольких партнеров. Одним из результатов такого рода разочарований являлось то, что "старшие" пары отделялись от "промискуитетных" коммун и переходили в парные сообщества с тем, чтобы защитить свой интимный мир. Легко предвидеть, что у некоторых обывателей сложится впечатление о кризисном состоянии моногамии. К великому сожалению, так думает даже часть специалистов. Один из них, например, пишет: «Сексуальная революция" XX в. сопровождается ломкой традиционной моногамии, заменой ее "семьей-коммуной", гипертрофированием роли секса в жизни человека». Однако Голод утверждает, что это примитивизированное идеологическое клише. Во всех промышленно развитых странах (разумеется, и в России) базовой семьей, несмотря на существенную ее трансформацию, как и в прошлом, остается моногамия, на ее фоне все альтернативы выглядят небольшими вкраплениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 3162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.101.251 (0.013 с.) |