Теоретические подходы к пониманию психологической сущности феномена родительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические подходы к пониманию психологической сущности феномена родительства



Характерная черта целостности любой системы — способность к самосохранению в процессе постоянного движения, изменения и раз­вития. Все это в полной мере можно отнести и к родительству как комплексному образованию, представляющему собой систему.

Рассматривая феномен родительства, необходимо прояснить воп­рос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары еще и ребенка или детей. Семья является исторически конкретной систе­мой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а так­же малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной мо­ральной ответственностью. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относитель­но самостоятельного образования.

Системный подход предполагает признание семьи как единого це­лого, единого психологического и биологического организма, призна­ние всеобщих семейных взаимосвязей (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1999). Поэтому, рассматривая феномен родительства с точки зрения системного подхода, мы будем описывать его в тесной взаи­мосвязи с семейной системой.

На ранних стадиях развития человеческого общества индивиду­альное родительство было не институализировано, уходом за детьми и их воспитанием занималась вся община (И. С. Кон, 2001). Позже, в среде феодализировавшейся и раннефеодальной знати широко рас­пространился институт «воспитательства» — обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи. Нормативные предписания и реальное родительское поведение никогда и нигде не совпада­ли полностью. Родительское поведение различалось не только от со­словия к сословию, но и от семьи к семье.

В XV — XVI вв. внимание к детям заметно возрастает, однако преж­де всего это было связано с повышением требовательности и строго­сти. Теологи того времени говорят исключительно об обязанностях детей по отношению к родителям и ни слова — о родительских обя­занностях. Вплоть до середины XVIII в. родительские чувства зани­мают незначительный объем в личной переписке и дневниках. Лишь к концу XVIII — началу XIX вв. детоцентрическая ориентация проч­но утвердилась в общественном сознании, сделав любовь родителей одной из главных нравственных ценностей (И. С. Кон, 2002).

Б. Ф. Ломов (1991) исходил из того, что психические явления орга­нически вписаны во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира, являются системными и выражают органичес­кое единство уникальных свойств.

Используя принципы системного подхода, применительно к фе­номену родительства можно констатировать следующее.

1. Феномен родительства системно детерминирован, то есть пред­ставляет собой относительно самостоятельную систему, одновре­менно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

2. Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать на двух уровнях: и как сложную комплексную структуру индивида, и как надындивидуальное целое. Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.

3. Феномен родительства одновременно предстает в нескольких пла­нах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации. Анализ и описание родительства должны охваты­вать все планы презентации феномена. Прежде всего это план ин­дивидуально-личностных особенностей женщины либо мужчи­ны, влияющих на родительство. Следующий план охватывает обо­их супругов в единстве их ценностных ориентации, родительских позиций, чувств и т. д., то есть анализируется родительство по от­ношению к семейной системе. Третий план фиксирует родитель­ство во взаимосвязи с родительскими семьями. Наконец, четвер­тый план раскрывает родительство по отношению к системе об­щества.

4. Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархичес­ки организованы и представлены на нескольких уровнях: макро­уровень — уровень общества, мезоуровень — уровень родительс­кой семьи, микроуровень — уровень собственной семьи и, наконец, уровень конкретной личности. Нами будут рассмотрены пер­вые три уровня. 5. Феномен родительства — явление динамическое, включающее процесс становления и развития.

Для осмысления родительства как особого психологического яв­ления нами был использован феноменологический подход. Он пред­ставляет собой интуитивное раскрытие сущности явления (предме­та), которое идентично его данности, то есть является достоверным. Причем при «схватывании» сущности явления само сознание чело­века являет себя как особый феномен (Э. Гуссерль, 1994).

Феномен в психологии — общее понятие, относящееся к предме­там и явлениям объективной или субъективной реальности, позна­ваемой и познанной (К. К. Платонов, 1981).

Феноменологический подход использует принципы понимаю­щей, а не объясняющей психологии, в отличие от ортодоксального и некоторых других подходов. В этом случае явление рассматривается многомерно, а не толкуется однозначно.

Феноменологическая практика базируется на четырех основных принципах (В. Д. Менделевич, 2001): понимания, «эпохе», бесприст­растности и точности. Применительно к феномену родительства принципы можно трактовать следующим образом.

1. Принцип понимания, как уже было сказано выше, противопос­тавляется принципу объяснения. Он требует учитывать влияние субъективного фактора, определяющего переживания и поведе­ние человека, и на основе этого понимания делать общие выво­ды. Этот принцип предполагает лишь глубокое проникновение в суть феномена, рассуждение, а не однозначное объяснение наблю­даемых явлений.

2. Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть его заключается в том, чтобы во время феноменологического ис­следования абстрагироваться от привычных стереотипов и шаб­лонов, не пытаться приписать наблюдаемые проявления фено­мена определенным стандартам, а стараться лишь вчувствовать­ся. То есть, исследуя феномен родительства, мы можем предпола­гать многовариантность того или иного явления, проявления фе­номена, а не выводить категоричные суждения.

3. Принцип беспристрастности и точности описания требует исклю­чить влияние субъективного опыта исследователя, морально-нравственных установок и прочих оценочных категорий. Точность описания требует тщательности в подборе слов и терминов для передачи смысла наблюдаемого феномена родительства.

4. Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен роди-тельства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающе­го мира и себя. Кроме того, необходимо принимать во внимание историческо-культуральную контекстуальность. Как сложный психологический феномен родительство имеет опре­деленную структуру. Компонентная структура является одной из веду­щих характеристик в контексте системного анализа. Принципиальным связующим компонентом между свойствами целого объекта и свойства­ми его частей, как компонентов системы, выступает комплексное взаи­модействие компонентов (В. И. Степанский, А. К. Осницкий, 1977). Авторы считают, что употребление термина «комплексное» подразуме­вает наличие определенной структуры взаимодействия, причем под структурой здесь понимается совокупность межкомпонентных функци­ональных связей, которые объединяют компоненты в единое целое.

Таким образом, родительство как психологическое явление явля­ется сложной структурой, которая может быть рассмотрена с точки зрения системного, комплексного и феноменологического подходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.80.203 (0.021 с.)