Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издательство Института Психотерапии

Поиск

Москва

 

Овчарова Р. В.

Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Ин­ститута Психотерапии, 2003. - 319 с.

Общая картина семейного воспитания и всей жизни в семье во многом определяется тем, как люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями. При большом инте­ресе исследователей к феномену семьи и семейным отношениям вни­мания к такому явлению, как родительство, родительская любовь, уделяется недостаточно. Данное пособие является одной из попыток восполнить имеющийся пробел. В нем рассмотрены теоретические основы формирования родительства, психология родительства, ос­новы семейного консультирования и психотерапии, родительство в аспекте перинатальной психологии, технологии психологического сопровождения родительства.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой психологии образования, аспирантам и студентам-психоло­гам, социальным педагогам.

ISBN 5-89939-101-4

© Р. В. Овчарова, 2003

© Изд-во Института Психотерапии, 2003

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................... 5

Глава 1. Теоретические основы формирования родительства...........7

1.1. Теоретические подходы к пониманию сущности феномена родительства....7

1.2. Компоненты феномена родительства..................................10

1.3. Факторы, определяющие формирование родительства.......27

1.4. Родительство как надындивидуальное целое......................33

Глава 2. Психология формирования родительства..........................44

2.1. Психология семьи в аспекте формирования родительства....44

2.2. Психологическая сущность представлений о родительстве......................54

2.3. Родительская любовь как психологический феномен........72

2.4. Родительская любовь как единство любви матери и отца....................96

Глава 3. Родительство в аспекте перинатальной психологии..........116

3.1. Психологические исследования материнства....................116

3.2. Психологическая готовность к материнству......................119

З.3. Психологические особенности беременных женщин, готовых и не готовых к материнству.....138

3.4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.................. 148

Глава 4. Психологическое сопровождение родительства................160

4.1. Родительство и воспитание родителей...............................160

4.2. Основные концепции воспитания родителей....................169

4.3. Модели психологического сопровождения родительства.......................... 173

4.4. Диагностика семьи и семейного воспитания......................178

Глава 5. Методические основы семейного консультирования и психотерапии 213

5.1. Техника семейного консультирования................................213

5.2. Коррекционные родительские группы................................221

5.3. Методика семейной терапии, ориентированной на ребенка.......................228

5.4. Методика семейной терапии при акцентуациях характера подростков.....237

Глава 6. Технологии психологического сопровождения родительства.............242

6.1. Понятие «технология» в профессиональной деятельности психолога.......242

6.2. Программа формирования психологической готовности к материнству...246

6.3. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви «Семь шагов».....................................256

6.4. Технология психологической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков......262

Общий список использованной литературы...................................311

ВВЕДЕНИЕ

 

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жиз­ненным предназначением, важным состоянием и значительной со­циально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические по­следствия имеют непреходящее значение. То, от чего оно зависит и как можно вмешиваться в процесс формирования родительства, на наш взгляд, представляет собой значимую социально-психологичес­кую проблему. Характер родительства отражается на качестве потом­ства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние ро­дительства.

К сожалению, на данный момент мы не имеем четкого определе­ния понятия «родительство». Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований — как в оте­чественной психологической науке, так и за рубежом. В научных тру­дах раскрыты различные функции семьи, оценена роль родителей в воспитании ребенка, исследованы взаимоотношения детей и роди­телей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания, а также многое другое, имеющее отношение к феномену семьи. При очень большом научном интересе к развитию детей в семье самим родите­лям уделяется намного меньше внимания. А для того чтобы наиболее полно владеть объективной информацией о развитии семьи и иметь возможность эффективно вести ее психологическое сопровождение, необходимо изучать институт семьи не только со стороны ребенка, но и со стороны родителей.

Данное пособие является одной из попыток восполнить имею­щийся пробел. В его теоретической части мы пытаемся дать опреде­ление родительства, описать его феноменологию, определить груп­пы факторов, влияющие на его формирование и функционирование. Особое внимание уделено психологии семьи в аспекте формирова­ния родительства, подробно исследован такой компонент родитель­ства, как родительская любовь. Родительство рассматривается в ипо­стасях отцовства и материнства.

По нашему глубокому убеждению, общая картина семейного вос­питания и всей жизни в семье во многом детерминируется тем, как

люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями. В пособии приведены результаты наших исследо­ваний, касающихся представлений о родительстве у людей разного пола, возраста, с разным образованием, профессией, количеством детей в семье, различными личностными особенностями.

Формирование и функционирование родительства нуждается в психологическом сопровождении. Поэтому вторая часть книги со­держит наше представление о технологии психологического сопро­вождения родительства. В ней отражены различные направления ра­боты с родителями: психодиагностика, психокоррекция, психотера­пия, консультирование. Мы сочли необходимым представить конк­ретные программы психологического сопровождения родительства: по формированию психологической готовности к материнству, кор­рекции детско-родительских отношений, развитию родительских чувств и другие.

В книге использованы материалы исследований[1][1], проведенных под руководством автора на кафедре общей и социальной психоло­гии Курганского государственного университета в 1999-2002 гг.

Я выражаю глубокую признательность моим аспирантам и сту­дентам, внесшим своими исследованиями серьезный вклад в разра­ботку проблемы психологии родительства.

Мне приятно, что книга будет опубликована Издательством Ин­ститута психотерапии и быстро найдет практическое применение. Благодарю за предоставленную возможность ее выпуска генерально­го директора Института М. Г. Бурняшева.


Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА [2] [2]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.006 с.)