Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическое развитие как важный показатель состояния здоровьяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Определяют морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки[13]: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры). При изучении физического развития детей исследуют не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков — степень их полового созревания. Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения в физическом развитии (гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции. У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахит, туберкулез, дизентерия, гипотрофия), отмечается замедление роста, снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. Вместе с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием. Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно. Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы[14]. для того чтобы получить эти нормы, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физического развития возрастно-половой группы. для каждой области выводятся свои стандарты исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий. О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет местные стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения. Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка. Уровень и степень гармоничности физического развития вычисляют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с помощью оценочных таблиц (шкалы регрессии и центильных интервалов). Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Частота обследования ребенка определяется темпами его физического развития. Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, рекомендуется проводить обследование перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования заносят в индивидуальную карту.
РАЗДЕЛ III. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОУ Глава 1. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ДОУ Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это учреждение по уходу и присмотру за детьми, направленное на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению. В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ[15] от 22 июля 2010 г. № 91 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. СанПиН 2.4.1.2660-10» и на основании ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства. Будущие педагоги ДОУ должны знать и выполнять требования, которые предъявляются к земельному участку ДОУ и его функциональным зонам, зданию, помещениям и оборудованию.
Подраздел 1.1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНОМУ УЧАСТКУ Размеры, планировка и оборудование участка могут быть различными и зависят от типа детского учреждения, контингента детей, их возраста. От правильного планирования и проектирования дошкольных учреждений зависит не только выполнение задач воспитания и обучения детей, но и в значительной мере состояние их здоровья, а также физическое и психическое развитие. Земельный участок является обязательной составной частью дошкольного учреждения, предназначен для воспитания, оздоровления и отдыха детей. Выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам. Запрещается строительство детских учреждений в непосредственной близости от коммунальных и промышленных предприятий, гаражей, автостоянок. Через территорию ДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации. От зоны проезда транспорта до границ ДОУ должно быть не менее 25 м. При строительстве ДОУ в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 следует учитывать радиус их пешеходной доступности (в городах не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах — не более 500 м). В настоящее время вместимость вновь строящихся ДОУ не должна превышать 350 мест, а вместимость учреждений, пристроенных к торцам жилых домов и встроенных в жилые дома, — не более 150 мест. Основным гигиеническим требованием к участку является чистота почвы, так как почва, загрязненная отбросами, может стать средой для сохранения и развития микроорганизмов — возбудителей инфекционных болезней и яиц глистов. Земельный участок должен быть сухим, с глубоким залеганием подпочвенных вод, следует отдавать предпочтение площадкам, несколько возвышающимся над местностью и имеющим склон для стока дождевой воды и тающего снега. Земельный участок должен иметь ограждение высотой не более 1,6 м. Не рекомендуются сплошные кирпичные или железобетонные ограждения.
Подраздел 2.2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИИ Участок дошкольного учреждения включает в себя зону застройки, групповые площадки, физкультурную площадку (одну или несколько), кольцевую дорожку, при достаточной площади огород-ягодник, хозяйственную зону, а также необходимые проезды и проходы. Зеленые насаждения должны составлять не менее 50% от площади участка. К ним относятся защитные полосы, живая изгородь, газоны, цветники, огород-ягодник и насаждения на групповых и общих площадках участка. Зеленые насаждения играют огромную роль в создании благоприятных условий воздушной среды в микроклимате как на участке, так и в здании дошкольного учреждения. Они снижают скорость движения ветра, увлажняют воздух, снижают интенсивность инсоляции, повышают содержание в воздухе легких ионов, снижают запыленность и загазованность воздуха. По периметру земельного участка располагается полоса деревьев или кустарниковых насаждений шириной не менее 1,5 м. Зона санитарного разрыва между групповыми площадками и хозяйственной зоной должна быть не менее З м. Для озеленения участка рекомендуется использовать насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Не допускается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками. Деревья и кустарники на участке рассаживают таким образом, чтобы они не препятствовали доступу солнечных лучей и дневного света в помещения: кустарники — не ближе 5 м, а деревья — не ближе 15 м от стен здания. Деревья не должны затенять более половины площади групповых и физкультурных площадок. На территории земельного участка должны быть установлены светильники для обеспечения искусственной освещенности (не менее 10 лк на поверхности земли). Воспитательно-оздоровительная работа, проводимая на воздухе, учитывает принцип групповой изоляции и возрастных психофизиологических особенностей детей. Каждая возрастная группа имеет отдельную групповую площадку (вблизи выхода из помещения группы), изолированную от других групп кустарником. Площадь их определяется из расчета 7,2 м² на одного ребенка ясельного возраста и 9 м² - дошкольного возраста. Покрытие групповых площадок в зависимости от возрастной принадлежности детей может быть травяным или иметь утрамбованный грунт, беспыльным, в районах с вечномерзлыми грунтами — дощатым. Асфальтовое покрытие использовать не рекомендуется (при нагревании в жаркую погоду оно может выделять вредные химические продукты). Групповые площадки для детей ясельного возраста располагают в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп, и они должны иметь сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и песочницам, так как трава в этих местах вытаптывается, образуя неровности на поверхности. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес из расчета 2 м² на одного ребенка. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли. Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек. Навесы для детей ясельного возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию ДОУ и использовать как веранды. Игровые площадки для детей ясельного возраста до 1 года оборудуют манежем (2,5 х 2,5 м), настилом (5 х 6 м). На площадках для детей ясельного возраста устанавливают игровое оборудование. Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами. Игровое оборудование должно соответствовать возрасту и росту детей и иметь документ, подтверждающий его качество в безопасность. Установка оборудования осуществляется согласно инструкции предприятия-изготовителя. Поверхность оборудования не должна иметь выступающих травмоопасных элементов. Для покрытия конструкций применяют материалы стойкие к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. Все используемые полимерные материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам. Ежегодно (весной) на игровых площадках проводят смену песка, новый песок[W4] должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения[W5]. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей (химических, механических, радиологических), проводят смену песка. Для проведения физкультурных занятий на открытом воздухе на территории участка в ДОУ оборудуют одну или несколько физкультурных площадок. Они включают в себя зону с оборудованием для подвижных игр, зону с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами, беговую дорожку, яму для прыжков, полосу препятствий. Для проведения закаливающих процедур и игр с водой в летнее время вблизи физкультурной площадки предусматривается устраивать открытые плавательные бассейны площадью от 32 до 60 м² с переменной глубиной от 0,4 м до 0,8 м. При бассейне оборудуют ножную ванную шириной 1 м. Содержание и эксплуатация закрытых бассейнов (для обучения детей плаванию) должны соответствовать гигиеническим требованиям. Все групповые площадки объединяет кольцевая дорожка шириной 1,5 м для езды на велосипедах, педальных автомобилях, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения[W6]. Хозяйственная зона должна быть изолирована от остальных площадок, располагаться со стороны пищеблока в глубине (на границе) участка и иметь твердое покрытие и самостоятельный въезд. В хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора и пищевых отходов. На площадке с твердым покрытием устанавливают раздельные промаркированные контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1—2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. При сухой и жаркой погоде полив участка следует проводить не менее 2 раз в день, а уборку территории — после него. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники очищают и дезинфицируют. Въезды и входы на территорию ДОУ, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, контейнерной площадке для сбора мусора покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
Глава 2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ ДОУ
Планируя строительство детского учреждения, надо предусматривать запасные лестницы и дополнительные выходы на случай быстрой эвакуации или изоляции групп. Даже в здании небольшого дошкольного учреждения, например яслей или детского сада, предназначенного для 25 детей, должно быть не менее двух выходов — основного и запасного. В ДОУ, рассчитанных на большее количество детей, допускается устройство общего входа в две группы ясельного возраста (при расположении одной из них на втором этаже). Устройство общего входа для групп дошкольного возраста допускается в дошкольном учреждении не более чем на четыре группы. Необходимо обратить внимание и на художественное оформление детских учреждений, так как оно воспитывает у детей вкус, любовь к красоте, создаст хорошее настроение. Здания яслей и детских садов рекомендуется строить в два этажа. Наблюдения показали, что подъем детей и персонала на третий этаж и выше неблагоприятно сказывается на их сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Большая этажность затрудняет быструю эвакуацию детей из здания (пожар, землетрясение и т.д.). В зданиях дошкольных учреждений, имеющих два этажа, второй этаж, как правило, надо отводить для детей старшего возраста. Ночные группы желательно размещать на первом этаже. Лестницы должны обеспечивать удобные и неутомительные подъем и спуск и возможность одновременного передвижения большое количество детей. При проектировании лестниц учитывают среднюю длину шага детей и высоту подъема ноги - поэтому глубина ступеней лестницы составляет 27—30 см, а высота подъема — 12— 14 см. Ширина лестницы должна быть не менее 1,3 м, а каждый марш лестницы должен иметь не менее 10— 13 ступеней. Лестницы ДОУ с целью предупреждения несчастных случаев и травм ограждаются решетками высотой 1,5 м с пролетами между прутьями не более 10 см. Лестницы должны иметь двойные перила: низкие (50 см от пола) для детей и более высокие — для взрослых (0,85 м). Перила окрашивают в яркие цвета.
Подраздел 2.1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ ПОМЕЩЕНИЙ ДОУ
Главной частью здания ДОУ является групповые ячейки (изолированные помещения, принадлежащие каждой группе детей), состоящие из основных и вспомогательных помещений, имеющих удобную связь с остальными частями здания. В комбинированном дошкольном учреждении (ясли-сад) предусмотрены З группы помещений: для детей преддошкольного возраста, дошкольного возраста (табл.2.1) и административно-хозяйственные. Это обусловлено особенностями воспитательно-оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми разных возрастов. Таблица 2.1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.135.82 (0.01 с.) |