Схема оценки физического развития по региональным стандартам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема оценки физического развития по региональным стандартам



Для девочек

Оволосение лобка: Р.

Р0 - отсутствие волос

Р1 - единичные волосы

Р2 - волосы на центральном участке лобка, более густые, длинные

Р3 - волосы густые, длинные, вьющиеся на всем участке лобка

Оволосение подмышечных впадин:: Ах

Ах0 - отсутствие волос

Ах1 - единичные волосы

Ах2 - волосы редкие, на центральном участке впадины

Ах3 – волосы густые, вьющиеся, длинные на всей подмышечной области

Развитие молочной железы: Ма

Ма0 - железы не выдаются

Ма1 - железа несколько выдается, околососковый кружок вме­сте с соском образует конус

Ма2 - железа значительно выдается, вместе с соском и околососковым кружком образует конус

Ма3 - железы значительно выдаются, сосок поднимается над околосос-ковым кружком, тело железы округлой формы

Менструальная функция: Ме

Ме0 - отсутствие менструаций

Ме1 - менархе в момент обследования

Ме2 - неустойчивый менструальный цикл

Ме3 - регулярные менструации в течение года

Определение костного возраста проводится при помощи рентгенографии костей запястья и кисти и определения сроков формирования и развития ядер окостенения. Полученные рентгенограммы сравнивают с возрастными рентгенограммами - стандартами развития костей кисти и запястья. Процесс оссификации костей кисти и запястья - наиболее надежный показатель степени соматической зрелости. Однако - этим показателем пользу­ются редко. Рентгенография кисти делается по показаниям в слу­чае, когда все другие признаки указывают на резкую степень отклонения в биологическом развитии.

Для каждого возрастного периода есть наиболее информатив­ные показатели биологического развития. В дошкольном и младшем школьном возрасте (с 5,5 до 10 лет) главным признаком биологической зрелости является чис­ло постоянных зубов, у детей среднего и старшего школьного воз­раста (с 11 до 16 лет) развитие вторичных половых признаков.

Оценку показателей биологического возраста конкретного ре­бенка проводят путем сопоставления их со средними показателями уровня биологического развития детей данного пола и возраста (таблица 6). Эта таблица может быть использована в любом регио­не с поправкой на средний возраст Ме. Например, если для дан­ного региона средний возраст Ме не 13, а 14 лет, то таблица используется со сдвигом всех показателей на 1 год как для де­вочек, так и для мальчиков.

3. Варианты заключений при оценке биологического возраста.

Возможные варианты заключения при оценке биологического возраста:

*0 биологический возраст соответствует паспортному;

*1 биологический возраст отстает от паспортного;

*2 биологический возраст опережает паспортный.

Констатировать отставание или опережение темпов возраст­ного развития следует лишь при отставании или опережении по­казателей на 2 и более года от хронологического возраста. При меньшем (до 2х лет) несоответствии показателей биологического и паспортного возраста говорят об индивидуальном варианте раз­вития (может быть обусловлен наследственными конституциональ­ными особенностями).

4. Акселерация, понятие.

АКСЕЛЕРАЦИЯ - процесс уско­рения роста и дифференцировки (созревания) различных структур и функций организма.

5. Ретардация, понятие.

РЕТАРДАЦИЯ- процесс замедления роста и дифференцировки (со­зревания) различных структур и функций организма.

6. Физическое развитие: понятие.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - совокупность морфологических и функцио­нальных признаков организма. Под физическим развитием следует понимать:

· рост – количественное увеличение массы тканей и органов, образование новых соединений за счет поступающих в организм веществ;

· развитие – качественные изменения, дифференцировка органов

и тканей, их функциональное совершенствование, появление новых функций.

7. Соматоскопические методы исследования физического развития.

Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.

Соматоскопия включает:

1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

2) определение степени жироотложения;

3) оценку степени полового созревания;

4) оценку состояния кожных покровов;

5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

6) осмотр зубов и составление зубной формулы.

 

8. Соматометрические методы исследования физического развития детей.

Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.

9. При каких сочетаниях значений длины и массы тела у ребенка дается оценка “нормальное физическое развитие”?

Оценку “нормальное физическое развитие”получают дети и подростки с длиной тела (ростом) ниже средней, средней, выше средней, высокой и массой тела в пределах М-1 σ R до М+2 σ R (для детей до 3х лет в пределах М-1 σ R до М+1 σ R).

10. Оценка физического развития по шкалам регрессий: показатели, варианты оценок.

Оценку физического развития этим методом проводят по сово­купности основных показателей: рост, масса тела, окружность груди. Для скрининговой оценки используется только два показателя - рост и масса тела, т.к. окружность груди тесно коррели­рует с массой тела.

Для оценки физического развития пользуются стандартами фи­зического развития детей Волгоградской области. Оценочные шкалы стандартов физического развития включают среднею арифметическую и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратичного отклонения). Эти оценочные таблицы устанавливают для конкретных значений ро­ста не среднюю величину зависимого признака, а диапазон его нормальных колебаний. Определен диапазон дефицита или избытка зависимого признака при конкретном росте.

Оценка физического развития осуществляется на основании сопоставления антропометрических показателей, полученных при обследовании ребенка с данными таблицы.

В таблице, соответствующей возрасту и полу ребенка, находят его рост (длину тела), затем строго по горизонтальной строке соответствующий данному росту диапазон нормальных колебаний массы ребенка. В зависимости от того, попадает ли значение массы тела в этот диапазон, окажется ли ниже минимального или выше максимального - дается оценка.

Варианты оценки

1. Нормальное физическое развитие.

Оценку “нормальное физическое развитие”получают дети и подростки с длиной тела (ростом) ниже средней, средней, выше средней, высокой и массой тела в пределах М-1 σ R до М+2 σ R (для детей до 3х лет в пределах М-1 σ R до М+1 σ R).

2. Отклонения в физическом развитии оценивается как: 2.1. Дефицит массы тела (масса тела меньше значений минимального предела, “нормы” относительно роста: I степень - от М–1σR до М-2σR; II степень - ниже М–2σR.

2.2. Избыток массы тела (масса тела больше значений максимального предела “нормы” относительно роста): I степень - от М+2σR до М+3σR; II степень - выше М + 3σR

2.3.Низкий рост - вариант роста меньше указанных в таблице (ниже М– 2 σ ).

Таблица 12

Метод сигмальных отклонений

Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Поскольку для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.

Однако существенным недостатком метода является изолированная оценка признаков вне их взаимосвязи. Кроме того, использование методов параметрической статистики для оценки антропометрических показателей, имеющих асимметрию в распределении (масса тела, окружность грудной клетки, мышечная сила рук) может привести к искажению результатов.

Метод шкал регрессии

Для взаимосвязанной оценки показателей физического развития предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Далее строят оценочные таблицы, в которых наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков, (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение значений признаков – при обратной связи, т. е. при увеличении или уменьшении длины тела на 1 см масса тела и окружность грудной клетки изменяются на коэффициент регрессии (Ry/x). Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частная сигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки.

Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием. Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятый каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития.

Однако использование метода параметрической статистики может привести к искажению результатов при оценке признаков, имеющих асимметрию в распределении. Кроме того, масса тела оценивается в зависимости лишь от длины тела и не учитывается влияние широтных размеров.

Уровень резистентности.

Для определения степени резистентности предлагается использовать подсчет кратности острых заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.

Рекомендованы следующие возрастные критерии для определения групп часто болеющих детей:

1 год жизни – 4 острых заболевания в год и более

2-3 год жизни – 6 острых заболевания в год и более

4-6 год жизни – 5 острых заболевания в год и более

 

22. Кратность острых заболеваний у детей старше 6 лет на протяжении года, позволяющая отнести их к часто болеющим детям.

Состояния организма

Изучаются различные показатели функционального состояния организма ребенка (артериальное давление, частота пульса и дыхания, формула крови, содержание гемоглобина крови и др.), оценивается их соответствие возрастным нормам.

Шестой критерий здоровья – наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития

24. Показания для отнесения ребенка к 1 группе здоровья.

Здоровые дети, которые по указанным критериям не имеют отклонений (не имеющие хронических заболеваний, с нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем, редко болеющие, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе).

 

25. Показания для отнесения ребенка ко 2 группе здоровья.

дети с факторами риска по возникновению патологии, функциональными отклонениями в состоянии здоровья, но без симптомов хронического заболевания; с измененной резистентностью, отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии (ПА – дети раннего возраста только с факторами риска в анамнезе).

26. Показания для отнесения ребенка к 3 группе здоровья.

дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в стадии компенсации. Состояние компенсации определяется редкими (1-2 раза в год) обострениями хронических заболеваний, отсутствием длительного субфебрилитета после обострений, единичными острыми заболеваниями, нормальным уровнем функций организма.

27. Показания для отнесения ребенка к 4 группе здоровья.

дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в стадии субкомпенсации (без значительного нарушения самочувствия, могущие посещать детские учреждения)

28. Показания для отнесения ребенка к 5 группе здоровья.

дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, которые в момент исследования находятся в больнице или на постельном режиме в домашних условиях.

29. Врачебное наблюдение за детьми 1 группы здоровья.

Дети 1 группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей (календарная диспансеризация). Врачебные назначения детям этой группы включают в себя профилактические, воспитательные и общеоздоровительные мероприятия.

Для девочек

Оволосение лобка: Р.

Р0 - отсутствие волос

Р1 - единичные волосы

Р2 - волосы на центральном участке лобка, более густые, длинные

Р3 - волосы густые, длинные, вьющиеся на всем участке лобка

Оволосение подмышечных впадин:: Ах

Ах0 - отсутствие волос

Ах1 - единичные волосы

Ах2 - волосы редкие, на центральном участке впадины

Ах3 – волосы густые, вьющиеся, длинные на всей подмышечной области

Развитие молочной железы: Ма

Ма0 - железы не выдаются

Ма1 - железа несколько выдается, околососковый кружок вме­сте с соском образует конус

Ма2 - железа значительно выдается, вместе с соском и околососковым кружком образует конус

Ма3 - железы значительно выдаются, сосок поднимается над околосос-ковым кружком, тело железы округлой формы

Менструальная функция: Ме

Ме0 - отсутствие менструаций

Ме1 - менархе в момент обследования

Ме2 - неустойчивый менструальный цикл

Ме3 - регулярные менструации в течение года

Определение костного возраста проводится при помощи рентгенографии костей запястья и кисти и определения сроков формирования и развития ядер окостенения. Полученные рентгенограммы сравнивают с возрастными рентгенограммами - стандартами развития костей кисти и запястья. Процесс оссификации костей кисти и запястья - наиболее надежный показатель степени соматической зрелости. Однако - этим показателем пользу­ются редко. Рентгенография кисти делается по показаниям в слу­чае, когда все другие признаки указывают на резкую степень отклонения в биологическом развитии.

Для каждого возрастного периода есть наиболее информатив­ные показатели биологического развития. В дошкольном и младшем школьном возрасте (с 5,5 до 10 лет) главным признаком биологической зрелости является чис­ло постоянных зубов, у детей среднего и старшего школьного воз­раста (с 11 до 16 лет) развитие вторичных половых признаков.

Оценку показателей биологического возраста конкретного ре­бенка проводят путем сопоставления их со средними показателями уровня биологического развития детей данного пола и возраста (таблица 6). Эта таблица может быть использована в любом регио­не с поправкой на средний возраст Ме. Например, если для дан­ного региона средний возраст Ме не 13, а 14 лет, то таблица используется со сдвигом всех показателей на 1 год как для де­вочек, так и для мальчиков.

3. Варианты заключений при оценке биологического возраста.

Возможные варианты заключения при оценке биологического возраста:

*0 биологический возраст соответствует паспортному;

*1 биологический возраст отстает от паспортного;

*2 биологический возраст опережает паспортный.

Констатировать отставание или опережение темпов возраст­ного развития следует лишь при отставании или опережении по­казателей на 2 и более года от хронологического возраста. При меньшем (до 2х лет) несоответствии показателей биологического и паспортного возраста говорят об индивидуальном варианте раз­вития (может быть обусловлен наследственными конституциональ­ными особенностями).

4. Акселерация, понятие.

АКСЕЛЕРАЦИЯ - процесс уско­рения роста и дифференцировки (созревания) различных структур и функций организма.

5. Ретардация, понятие.

РЕТАРДАЦИЯ- процесс замедления роста и дифференцировки (со­зревания) различных структур и функций организма.

6. Физическое развитие: понятие.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - совокупность морфологических и функцио­нальных признаков организма. Под физическим развитием следует понимать:

· рост – количественное увеличение массы тканей и органов, образование новых соединений за счет поступающих в организм веществ;

· развитие – качественные изменения, дифференцировка органов

и тканей, их функциональное совершенствование, появление новых функций.

7. Соматоскопические методы исследования физического развития.

Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.

Соматоскопия включает:

1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

2) определение степени жироотложения;

3) оценку степени полового созревания;

4) оценку состояния кожных покровов;

5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

6) осмотр зубов и составление зубной формулы.

 

8. Соматометрические методы исследования физического развития детей.

Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.

9. При каких сочетаниях значений длины и массы тела у ребенка дается оценка “нормальное физическое развитие”?

Оценку “нормальное физическое развитие”получают дети и подростки с длиной тела (ростом) ниже средней, средней, выше средней, высокой и массой тела в пределах М-1 σ R до М+2 σ R (для детей до 3х лет в пределах М-1 σ R до М+1 σ R).

10. Оценка физического развития по шкалам регрессий: показатели, варианты оценок.

Оценку физического развития этим методом проводят по сово­купности основных показателей: рост, масса тела, окружность груди. Для скрининговой оценки используется только два показателя - рост и масса тела, т.к. окружность груди тесно коррели­рует с массой тела.

Для оценки физического развития пользуются стандартами фи­зического развития детей Волгоградской области. Оценочные шкалы стандартов физического развития включают среднею арифметическую и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратичного отклонения). Эти оценочные таблицы устанавливают для конкретных значений ро­ста не среднюю величину зависимого признака, а диапазон его нормальных колебаний. Определен диапазон дефицита или избытка зависимого признака при конкретном росте.

Оценка физического развития осуществляется на основании сопоставления антропометрических показателей, полученных при обследовании ребенка с данными таблицы.

В таблице, соответствующей возрасту и полу ребенка, находят его рост (длину тела), затем строго по горизонтальной строке соответствующий данному росту диапазон нормальных колебаний массы ребенка. В зависимости от того, попадает ли значение массы тела в этот диапазон, окажется ли ниже минимального или выше максимального - дается оценка.

Варианты оценки

1. Нормальное физическое развитие.

Оценку “нормальное физическое развитие”получают дети и подростки с длиной тела (ростом) ниже средней, средней, выше средней, высокой и массой тела в пределах М-1 σ R до М+2 σ R (для детей до 3х лет в пределах М-1 σ R до М+1 σ R).

2. Отклонения в физическом развитии оценивается как: 2.1. Дефицит массы тела (масса тела меньше значений минимального предела, “нормы” относительно роста: I степень - от М–1σR до М-2σR; II степень - ниже М–2σR.

2.2. Избыток массы тела (масса тела больше значений максимального предела “нормы” относительно роста): I степень - от М+2σR до М+3σR; II степень - выше М + 3σR

2.3.Низкий рост - вариант роста меньше указанных в таблице (ниже М– 2 σ ).

Таблица 12

Схема оценки физического развития по региональным стандартам

Варианты оценки физиче­ского развития Рост (длина тела)   Масса тела  
1. Нормальное Средний, высокий Выше среднего Ниже среднего Высокий от М-1σR до М+2σR
2. Дефицит массы тела I степени II степени Любые варианты роста   от М-1σR до М-2σR ниже М-2σR
3. Избыток массы тела I степени II степени Любые варианты роста   от М+2σR до М+3σR выше М+3σR
4. Низкий рост Ниже М-2σ Любые значения массы тела

Варианты роста от “ниже среднего” до “высокий” не влияют на оценку физического развития. Поэтому в заключении оценка ро­ста может отсутствовать, можно ограничиться записью “Дефицит массы тела” или “Избыток массы тела”, указав лишь параметр, отклоняющийся от нормы.

Если ребенок имеет низкий рост (ниже М–2σ), оценка дли­ны тела приобретает определяющее значение и обязательно указы­вается в записи оценки физического развития.

Избыточная масса тела не всегда свидетельствует об излиш­ней полноте ребенка. Избыток массы и ожирение не однозначные понятия. Избыточ­ной массой (весом) следует считать превышение ее от 10 до 20% по отношению к долженствующему при данной длине тела. Превышение массы тела на 20-29% свидетельствует об ожирении 1-ой степени, 30-40% - 2-ой степени, 50-100% - 3-ей степени, выше 100% - 4-ой степени.

У 1/3 тучных детей нет ожирения, а избыток массы тела обу­словлен хорошим развитием мускулатуры и тяжелым скелетом.

Иной вариант - вес ребенка приближается к нормальному, за счет выраженного развития жировой ткани при слабом развитии костно-мышечной системы (узкокостные, так называемые грацильные дети).

 

11. При каких сочетаниях значений длины и массы тела у ребенка дается оценка “дефицит массы тела”?

Дефицит массы тела (масса тела меньше значений минимального предела, “нормы” относительно роста: I степень - от М–1σR до М-2σR; II степень - ниже М–2σR.

12. При каких сочетаниях значений длины и массы тела у ребенка дается оценка “избыток массы тела”?

Избыток массы тела (масса тела больше значений максимального предела “нормы” относительно роста): I степень - от М+2σR до М+3σR; II степень - выше М + 3σR

Избыточная масса тела не всегда свидетельствует об излиш­ней полноте ребенка. Избыток массы и ожирение не однозначные понятия. Избыточ­ной массой (весом) следует считать превышение ее от 10 до 20% по отношению к долженствующему при данной длине тела. Превышение массы тела на 20-29% свидетельствует об ожирении 1-ой степени, 30-40% - 2-ой степени, 50-100% - 3-ей степени, выше 100% - 4-ой степени.

У 1/3 тучных детей нет ожирения, а избыток массы тела обу­словлен хорошим развитием мускулатуры и тяжелым скелетом.

Иной вариант - вес ребенка приближается к нормальному, за счет выраженного развития жировой ткани при слабом развитии костно-мышечной системы (узкокостные, так называемые грацильные дети).

 

13. При каких сочетаниях значений длины и массы тела у ребенка дается оценка “низкий рост”?

Низкий рост - вариант роста меньше указанных в таблице (ниже М– 2 σ ).

14. В каких случаях при оценке физического развития необходимо привлекать данные о развитии подкожного жирового слоя?

Для того, чтобы избежать диагностических ошибок при оценке физического развития, рекомендуется привлекать данные о разви­тии подкожно-жирового слоя.

1. Выявляется все дети, масса тела которых превышает верхнюю границу возрастной нормы (более чем на + 2б).

2. У этих детей измеряется жировая складка в следующих точках:

*3 на уровне пупка на 5 см влево;

*4 ниже угла левой лопатки вертикально или наклонно;

*5 на бедре (ребенок сидит, ноги согнуты в коленном суставе под углом 90°, складка измеряется вдоль паховой складки).

Наиболее точно толщину жировой складки можно измерить калипером или штангенциркулем.

Полученные данные сравнивают с таблицами средних показате­лей толщины кожно-жировой складки.

Если у ребенка избыточная масса тела сочетается с увеличе­нием хотя бы одной или нескольких жировых складок, диагноз ожи­рения можно ставить с большей вероятностью.

15. Укажите технологию (последовательность действий) при оценке физического развития.

1. Произвести измерение и взвешивание по общепринятой методике.

2. Провести осмотр (состояние осанки, форма грудной клетки, форма ног, степень развития вторичных половых признаков).

3. Определить хронологический возраст ребенка и отнести его к определенной возрастной группе.

4. Выбрать метод оценки и таблицы антропометрических показате­лей, по которым будет проводиться оценка.

5. Дать оценку каждому отдельному показателю и их совокупности.

6. Определить врачебную тактику дальнейшего наблюдения за ребенком.

16. Методы изучения физического развития детей и подростков.

При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:

1) гетероморфность и гетерохронность развития;

2) наличие полового диморфизма и акселерации;

3) зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.

Кроме того, при разработке шкал для оценки показателей физического развития необходимо учитывать и особенности статистического распределения этих показателей. Поэтому к методам оценки физического развития должны предъявляться следующие требования:

1) учет гетерохронности и гетероморфности роста и развития индивидуума и полового диморфизма;

2) взаимосвязанная оценка показателей физического развития;

3) учет возможностей асимметрии распределения показателей;

4) малая трудоемкость, отсутствие сложных расчетов.

Существуют различные способы индивидуальной и групповой оценки физического развития детского населения.

Рассмотрим методы индивидуальной оценки физического развития.

Метод сигмальных отклонений

Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Поскольку для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.

Однако существенным недостатком метода является изолированная оценка признаков вне их взаимосвязи. Кроме того, использование методов параметрической статистики для оценки антропометрических показателей, имеющих асимметрию в распределении (масса тела, окружность грудной клетки, мышечная сила рук) может привести к искажению результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.082 с.)