Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV шкала «Настроение, с которым ребенок идет в школу»

Поиск

• 5 — ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в
школу.

• 4 — спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.

• 3 — иногда бывают проявления сниженного настроения.

• 2 — случаются проявления отрицательных эмоций:

 

■ тревожность, огорчение, иногда страх;

■ обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

• 1 — преобладание депрессивного настроения или агрессии
(вспышки гнева, злости).

V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».

• 5 — ребенок общительный, инициативный, легко контактирует с
детьми, у него много друзей, знакомых.

• 4 — ребенок малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда
к нему обращаются дети.


• 3 — сфера общения несколько ограниченная: общается только с не­
которыми ребятами.

• 2 — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ни­
ми в контакт.

• 1 — замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находить­
ся в одиночестве; инициативен в общении, но часто проявляет негати­
визм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется.

VI шкала «Общая оценка адаптированности ребенка»

• 5 — высокий уровень адаптированпости.

• 4 — уровень адаптированности выше среднем о.

• 3 — средний уровень адаптированпости.

• 2 — уровень адаптированности ниже среднего.

• 1 — низкий уровень адаптированпости.

После получения анкетного тес га необходимо подсчитать количест­во баллов по всем 6 шкалам. При получении суммы баллов от 19 до 30 (зона адаптации), ребенок адатирован к обучению в школе; при сумме баллов 13-18 (зона неполной адаптации), необходимо проведение кор-рекционных мероприятий; при сумме 0-12 баллов (зона дезадаптации), ребенок не адаптирован к обучению, необходимы консультации узких специалистов и проведение лечения.

Контроль течения адаптации первоклассников осуществляет меди­цинская сестра под руководством врача, на основе получения от учите­лей всей необходимой информацию об успеваемости и поведении ре­бенка. Врачебному осмотру подлежат все первоклассники с неблагоп­риятным течением адаптации по мере выявления нарушений в состоя­нии здоровья. Мероприятия по ее коррекции намечают совместно врач и педагог, а при необходимости проводится консультация психолога или психиатра.

В процессе наблюдения отмечают особенности адаптационного пе­риода и соответствующие корригирующие мероприятия, если в них есть необходимость. При завершении адаптации в форме небольшого резюме пишут заключение о ее течении у данного ребенка и прилагают лист адаптации.

Детей с выявленными отклонениями в состоянии здоровья, которые не подлежат обучению в общеобразовательной школе, направляют в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса об обучении ребенка в специальной (коррекционной) образовательной школе. Документы, представляемые при этом на ребенка, следующие: характеристика из детского сада, заключение о состоянии здоровья, представляемое психиатром, неврологом, отоларингологом, окулистом и другими специалистами по показаниям.


Психологическое консультирование детей с отклонениями в разви­тии проводят при участии педиатра с привлечением других специалис­тов, таких как психоневролог, отиатр, офтальмолог, стоматолог, психо­лог, педагог-дефектолог.

Выявление детей группы риска по отклонениям в развитии нужно проводить в течение первых 3-х лет жизни, чтобы уже в этом возрасте принимать меры по их лечению и коррекции развития. Установлено, что число детей, которые нуждаются в обучении в коррекционных уч­реждениях, составляет не более 5%. Около 15% детей недостаточно зре­лые для обучения, и их успеваемость в школе очень низка. Дети, отста­ющие в развитии, должны посещать коррекционные группы в детском саду, где, начиная с трехлетнего возраста, их начинают готовить к шко­ле. При посещении таких групп у детей улучшается внимание, развива­ется познавательная деятельность, уменьшается утомляемость, вслед­ствие чего каждый третий ребенок может посещать обычную школу. Желательно, чтобы после корригирующих занятий в детском саду эти дети учились в течение 3-5 лет в специальных классах или в школах для умственно отсталых детей с осложненными формами поведения. При проведении корригирующих мероприятий особенно возрастает роль семьи. Быстрый темп изложения, недостаточное его повторение создает особые трудности при усвоении школьного материала и требу­ет медленного и длительного повторения его дома при активном учас­тии родителей.

ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННЫХ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК

При решении вопроса о возможности обучения в школах с углублен­ным содержанием предметов необходимо учитывать степень «школь­ной» зрелости ребенка к моменту поступления в школу, уровень функ­циональных возможностей ведущих систем организма, уровень имею­щихся функциональных нарушений, хронические заболевания, их возможный прогноз и вероятность снижения социальной адаптации и интеграции ребенка в результате прогрессирования патологии. Предс­тавляемые медицинские требования к здоровью детей, поступающих в ООУ с углубленным содержанием обучения, и выносимые на их осно­вании медицинские заключения имеют рекомендательный характер. Однако при этом следует учитывать, что при наличии выраженных или склонных к прогрессированию заболеваний ребенок сможет справиться со значительными нагрузками ценой ухудшения здоровья.

Медицинское заключение выносят на основании результатов про­филактических осмотров, данных медицинского наблюдения, докумен-


тов о пребывании в стационарах, выписок диагностических центров, диспансеров и др. Участковый педиатр выносит обоснованное решение и проводит разъяснительную работу с родителями и ребенком о воз­можном ухудшении здоровья при обучении в таких классах. В беседе с родителями обсуждают вопросы о состоянии здоровья ребенка, о нали­чии у него функциональных и хронических заболеваний, о негативном влиянии на здоровье ребенка интенсивной учебной нагрузки, о возмож­ности прогрессирования функциональных нарушений и хронических заболеваний.

При зачислении ребенка, страдающею хроническими заболевания­ми, в классы с инновационным обучением необходимо строго соблю­дать физиологически обоснованный режим дня и мигания, создать ре­бенку благоприятные условия для выполнения домашних заданий, от­дыха, уменьшить объем или освободи п> школьника от дополнительных внешкольных нагрузок, повысить физическую активность ребенка и увеличить продолжительность пребывания его на свежем воздухе. О проведенной беседе с указанием ее даты, кратким содержанием бесе­ды и рекомендациями делают запись в форме 112/у и 026/у-2000

При наличии в школе условий для проведения оздоровительных ме­роприятий, медицинские требования для приема в данное учреждение могут быть значительно снижены В случае зачисления (но требованию родителей) ребенка с выраженными нарушениями здоровья в школу с повышенным объемом образовательной нагрузки о решении родителей делают запись в форме 112/у и школьной карте.

Если в процессе обучения наступает существенное ухудшение состо­яния здоровья ребенка, то вопрос о целесообразности дальнейшего его обучения в данном ООУ решает клинико-экспертная комиссия детской поликлиники. Решение заносят в указанные учетные формы. О вынесе­нии заключения сообщают администрации школы, родителям ребенка. При этом в настоятельной форме рекомендуют перевести ребенка в массовую школу или в школу, где по расширенной программе организо­вано проведение оздоровительных мероприятий.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

В школе учебно-воспитательный процесс проводят с учетом возра­стных морфофункциональных возможностей детей и подростков. В на­чальной школе (1-4 классы — I ступень обучения) дети обучаются чте­нию, письму, счету, а также элементарным трудовым навыкам. В непол­ной средней школе (5-9 классы — II ступень) изучают основы наук, ре­шают задачи профессиональной ориентации подростков. В средней об-


щеобразовательной школе (10-11 классы — III ступень) завершают среднее образование школьников, осуществляют подготовку к трудо­вой и профессиональной деятельности.

За последние годы значительно ускорился темп обучения, учебный материал излагают на более высоком уровне сложности, введена каби­нетная система, технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Эти изменения способствовали интенсификации умственной деятельности школьников, увеличилась нагрузка на ЦНС, зрительный и слуховой анализатор.

Профилактика переутомления заключается в рациональном состав­лении учебного расписания с учетом соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Организация учебного процесса необходимо строить с учетом физи­ологических принципов изменения работоспособности. В учебном про­цессе различают несколько периодов: врабатывания, высокой продук­тивности, снижения работоспособности, или утомление. Отсюда следу­ет, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным. В середине учебной недели, четверти, года должны пла­нироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные за­нятия и др.

Расписание уроков необходимо составлять с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. Необходимо чередовать в течение дня и недели для обучающихся де­тей I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительно­го искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения — предметы естественно-математического и гуманитарного цикла.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8-ми часов, без прове­дения нулевых уроков. Запрещается вводить пятидневную учебную неделю для учащихся 5-11 классов всех видов ООУ с углубленным изучением предметов, занятия проводят только в первую смену. В ООУ, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обу­чаться в первую смену. Для остальных школ организация учебных за­нятий по пятидневной учебной неделе допустима при условии работы школы не более чем в две смены. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 в началь­ных классах и не более 6 — в 5-11 классах. Максимально допустимая недельная нагрузка при разной продолжительности недели представ­лена в табл. 7-1.


Таблица 7-1. Максимально допустимая недельная нагрузка при разной продолжительности недели

 

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка, ч
  При шестидневной неделе При пятидневной неделе
   
2-4    
     
     
     
8-9    
10-11    

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивают перерыв продолжительностью в 45 мин. Часы фа­культативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

Средняя продолжительность уроков должна составлять 45 мин. Про­ведение сдвоенных уроков в начальных классах запрещается. Для уча­щихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускают для проведения лабора­торных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назна­чения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускают при условии их прове­дения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продол­жительностью не менее 30 мин. В 10-11 классах допускают проведение сдвоенных уроков по основным и профильным дисциплинам.

В классах компенсирующего обучения количество учащихся не долж­но превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах должно составлять не более 40 мин. Независимо от продолжительности учебной недели количество уроков в день не должно быть более пяти, а в основной школе — не более шести. Для предупреждения утомления уча­щиеся должны иметь облегченный учебный день в середине недели.

Гигиенические требования к структуре урока едины для всех клас­сов и дисциплин. Урок должен включать вводную, основную и заклю­чительную часть. Вводная часть необходима для организационных ме­роприятий и опроса, основная — для изложения нового материала, зак­лючительная — для тренировки. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание в период высокой продуктивности работы, зави­сящей от смены, в которую занимается ребенок. Биоритмический опти­мум умственной работоспособности у детей школьного возраста прихо-


дится на интервал 10-12 ч в I смену, и с 15 до 17 часов — во II смену. В эти часы отмечают наибольшую эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому основные предметы лучше изучать на втором и третьем уроках для уча­щихся младших классов; на втором, третьем и четвертом уроках — для учащихся среднего и старшего возраста Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на втором-четвертом уроках в середине учебной недели.

Умственная работоспособность неодинакова у детей и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низ­ким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому учеб­ную нагрузку в течение недели распределяют таким образом, чтобы на­ибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включают либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Предметы, требующие больших затрат време­ни на домашнюю подготовку, не рекомендуют группировать в один день школьного расписания. Не допускают постоянные занятия одних и тех же детей во II смену в течение нескольких лет.

Для рационального составления школьного расписания необходимо учитывать дневную и недельную кривую умственной работоспособнос­ти учащихся, трудность предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Для оценки расписания используют ранговую шкалу трудности (Сивков И.Г., 1975). Дополни­тельно к таблице И.Г. Сивкова следует указать, что информатика, про­фильные и все новые предметы оценивают в 10 баллов (табл. 7-2).

Таблица 7-2. Ранговая шкала трудности уроков

 

Предметы Баллы
Математика, русский язык (для национальных школ)  
Иностранный язык  
Физика, химия  
История  
Родной я№ж, литература  
Естествознание, география  
Физкуль гура  
Труд  
Черчение  
Рисование  
Пение  

При изучении учебно-воспитательного процесса необходимо про­вести экспертную оценку соблюдения норм учебной нагрузки, т.е. про­вести суммирование числа уроков за неделю по классам и сопоставить их с нормативом. При этом подсчитывают сумму балов по дням недели в отдельных классах. Эти цифровые значения изображают графически.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее коли­чество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников (9-11 классы). Для учащихся младшего и среднего возрас­та (5-8 классы) распределять учебную нагрузку в недельном цикле сле­дуют таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. При неправильно составленном расписании наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 мин, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 мин (вместо одной большой перемены допускают после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 мин каждая). Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в под­вижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы раз­решается удлинять большую перемену до 45 мин, из которых не менее 30 минут необходимо отводить на организацию двигателыю-активных видов деятельности учащихся на спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

Особое внимание врач школы должен обращать на продолжитель­ность подготовки домашних занятий, превышение которой недопусти­мо (табл. 7-3)

Начало самоподготовки для занимающихся в I смену рекомендуют с 16 ч (второй пик повышения работоспособности), а для занимающихся во II смену с 9 ч утра (первый пик повышения работоспособности).

Для поддержания трудоспособности в течение учебного года предус­мотрены каникулы, общей продолжительностью 4 месяца (летние, осенние, зимние, весенние). На каникулы, приходящиеся на учебный год, отводят один месяц, использование его зависит от решения педаго­гического совета школы и, как правило, в течение самой длинной треть­ей четверти выделяют детям начальной и средней школ 3-4 дополни­тельных выходных дня.


Таблица 7-3. Продолжительность подготовки домашних занятий

 

Классы Продолжительность подготовки
1-й класс (со второго полугодия) ДО 1 Ч
2-й класс до 1,5 ч
3-й и 4-й класс до 2 ч
5-й и 6-й класс до 2,5 ч
7-й и 8-й класс доЗч
9-й-11-й класс до 4 ч


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.70.11 (0.011 с.)