Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV шкала «Настроение, с которым ребенок идет в школу»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
• 5 — ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в • 4 — спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения. • 3 — иногда бывают проявления сниженного настроения. • 2 — случаются проявления отрицательных эмоций:
■ тревожность, огорчение, иногда страх; ■ обидчивость, вспыльчивость, раздражительность. • 1 — преобладание депрессивного настроения или агрессии V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками». • 5 — ребенок общительный, инициативный, легко контактирует с • 4 — ребенок малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда • 3 — сфера общения несколько ограниченная: общается только с не • 2 — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ни • 1 — замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находить VI шкала «Общая оценка адаптированности ребенка» • 5 — высокий уровень адаптированпости. • 4 — уровень адаптированности выше среднем о. • 3 — средний уровень адаптированпости. • 2 — уровень адаптированности ниже среднего. • 1 — низкий уровень адаптированпости. После получения анкетного тес га необходимо подсчитать количество баллов по всем 6 шкалам. При получении суммы баллов от 19 до 30 (зона адаптации), ребенок адатирован к обучению в школе; при сумме баллов 13-18 (зона неполной адаптации), необходимо проведение кор-рекционных мероприятий; при сумме 0-12 баллов (зона дезадаптации), ребенок не адаптирован к обучению, необходимы консультации узких специалистов и проведение лечения. Контроль течения адаптации первоклассников осуществляет медицинская сестра под руководством врача, на основе получения от учителей всей необходимой информацию об успеваемости и поведении ребенка. Врачебному осмотру подлежат все первоклассники с неблагоприятным течением адаптации по мере выявления нарушений в состоянии здоровья. Мероприятия по ее коррекции намечают совместно врач и педагог, а при необходимости проводится консультация психолога или психиатра. В процессе наблюдения отмечают особенности адаптационного периода и соответствующие корригирующие мероприятия, если в них есть необходимость. При завершении адаптации в форме небольшого резюме пишут заключение о ее течении у данного ребенка и прилагают лист адаптации. Детей с выявленными отклонениями в состоянии здоровья, которые не подлежат обучению в общеобразовательной школе, направляют в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса об обучении ребенка в специальной (коррекционной) образовательной школе. Документы, представляемые при этом на ребенка, следующие: характеристика из детского сада, заключение о состоянии здоровья, представляемое психиатром, неврологом, отоларингологом, окулистом и другими специалистами по показаниям. Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии проводят при участии педиатра с привлечением других специалистов, таких как психоневролог, отиатр, офтальмолог, стоматолог, психолог, педагог-дефектолог. Выявление детей группы риска по отклонениям в развитии нужно проводить в течение первых 3-х лет жизни, чтобы уже в этом возрасте принимать меры по их лечению и коррекции развития. Установлено, что число детей, которые нуждаются в обучении в коррекционных учреждениях, составляет не более 5%. Около 15% детей недостаточно зрелые для обучения, и их успеваемость в школе очень низка. Дети, отстающие в развитии, должны посещать коррекционные группы в детском саду, где, начиная с трехлетнего возраста, их начинают готовить к школе. При посещении таких групп у детей улучшается внимание, развивается познавательная деятельность, уменьшается утомляемость, вследствие чего каждый третий ребенок может посещать обычную школу. Желательно, чтобы после корригирующих занятий в детском саду эти дети учились в течение 3-5 лет в специальных классах или в школах для умственно отсталых детей с осложненными формами поведения. При проведении корригирующих мероприятий особенно возрастает роль семьи. Быстрый темп изложения, недостаточное его повторение создает особые трудности при усвоении школьного материала и требует медленного и длительного повторения его дома при активном участии родителей. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННЫХ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК При решении вопроса о возможности обучения в школах с углубленным содержанием предметов необходимо учитывать степень «школьной» зрелости ребенка к моменту поступления в школу, уровень функциональных возможностей ведущих систем организма, уровень имеющихся функциональных нарушений, хронические заболевания, их возможный прогноз и вероятность снижения социальной адаптации и интеграции ребенка в результате прогрессирования патологии. Представляемые медицинские требования к здоровью детей, поступающих в ООУ с углубленным содержанием обучения, и выносимые на их основании медицинские заключения имеют рекомендательный характер. Однако при этом следует учитывать, что при наличии выраженных или склонных к прогрессированию заболеваний ребенок сможет справиться со значительными нагрузками ценой ухудшения здоровья. Медицинское заключение выносят на основании результатов профилактических осмотров, данных медицинского наблюдения, докумен- тов о пребывании в стационарах, выписок диагностических центров, диспансеров и др. Участковый педиатр выносит обоснованное решение и проводит разъяснительную работу с родителями и ребенком о возможном ухудшении здоровья при обучении в таких классах. В беседе с родителями обсуждают вопросы о состоянии здоровья ребенка, о наличии у него функциональных и хронических заболеваний, о негативном влиянии на здоровье ребенка интенсивной учебной нагрузки, о возможности прогрессирования функциональных нарушений и хронических заболеваний. При зачислении ребенка, страдающею хроническими заболеваниями, в классы с инновационным обучением необходимо строго соблюдать физиологически обоснованный режим дня и мигания, создать ребенку благоприятные условия для выполнения домашних заданий, отдыха, уменьшить объем или освободи п> школьника от дополнительных внешкольных нагрузок, повысить физическую активность ребенка и увеличить продолжительность пребывания его на свежем воздухе. О проведенной беседе с указанием ее даты, кратким содержанием беседы и рекомендациями делают запись в форме 112/у и 026/у-2000 При наличии в школе условий для проведения оздоровительных мероприятий, медицинские требования для приема в данное учреждение могут быть значительно снижены В случае зачисления (но требованию родителей) ребенка с выраженными нарушениями здоровья в школу с повышенным объемом образовательной нагрузки о решении родителей делают запись в форме 112/у и школьной карте. Если в процессе обучения наступает существенное ухудшение состояния здоровья ребенка, то вопрос о целесообразности дальнейшего его обучения в данном ООУ решает клинико-экспертная комиссия детской поликлиники. Решение заносят в указанные учетные формы. О вынесении заключения сообщают администрации школы, родителям ребенка. При этом в настоятельной форме рекомендуют перевести ребенка в массовую школу или в школу, где по расширенной программе организовано проведение оздоровительных мероприятий. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В школе учебно-воспитательный процесс проводят с учетом возрастных морфофункциональных возможностей детей и подростков. В начальной школе (1-4 классы — I ступень обучения) дети обучаются чтению, письму, счету, а также элементарным трудовым навыкам. В неполной средней школе (5-9 классы — II ступень) изучают основы наук, решают задачи профессиональной ориентации подростков. В средней об- щеобразовательной школе (10-11 классы — III ступень) завершают среднее образование школьников, осуществляют подготовку к трудовой и профессиональной деятельности. За последние годы значительно ускорился темп обучения, учебный материал излагают на более высоком уровне сложности, введена кабинетная система, технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Эти изменения способствовали интенсификации умственной деятельности школьников, увеличилась нагрузка на ЦНС, зрительный и слуховой анализатор. Профилактика переутомления заключается в рациональном составлении учебного расписания с учетом соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Организация учебного процесса необходимо строить с учетом физиологических принципов изменения работоспособности. В учебном процессе различают несколько периодов: врабатывания, высокой продуктивности, снижения работоспособности, или утомление. Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным. В середине учебной недели, четверти, года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия и др. Расписание уроков необходимо составлять с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. Необходимо чередовать в течение дня и недели для обучающихся детей I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения — предметы естественно-математического и гуманитарного цикла. Учебные занятия следует начинать не ранее 8-ми часов, без проведения нулевых уроков. Запрещается вводить пятидневную учебную неделю для учащихся 5-11 классов всех видов ООУ с углубленным изучением предметов, занятия проводят только в первую смену. В ООУ, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену. Для остальных школ организация учебных занятий по пятидневной учебной неделе допустима при условии работы школы не более чем в две смены. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 в начальных классах и не более 6 — в 5-11 классах. Максимально допустимая недельная нагрузка при разной продолжительности недели представлена в табл. 7-1. Таблица 7-1. Максимально допустимая недельная нагрузка при разной продолжительности недели
Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивают перерыв продолжительностью в 45 мин. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. Средняя продолжительность уроков должна составлять 45 мин. Проведение сдвоенных уроков в начальных классах запрещается. Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускают для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускают при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 мин. В 10-11 классах допускают проведение сдвоенных уроков по основным и профильным дисциплинам. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах должно составлять не более 40 мин. Независимо от продолжительности учебной недели количество уроков в день не должно быть более пяти, а в основной школе — не более шести. Для предупреждения утомления учащиеся должны иметь облегченный учебный день в середине недели. Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов и дисциплин. Урок должен включать вводную, основную и заключительную часть. Вводная часть необходима для организационных мероприятий и опроса, основная — для изложения нового материала, заключительная — для тренировки. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание в период высокой продуктивности работы, зависящей от смены, в которую занимается ребенок. Биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста прихо- дится на интервал 10-12 ч в I смену, и с 15 до 17 часов — во II смену. В эти часы отмечают наибольшую эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому основные предметы лучше изучать на втором и третьем уроках для учащихся младших классов; на втором, третьем и четвертом уроках — для учащихся среднего и старшего возраста Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на втором-четвертом уроках в середине учебной недели. Умственная работоспособность неодинакова у детей и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому учебную нагрузку в течение недели распределяют таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включают либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не рекомендуют группировать в один день школьного расписания. Не допускают постоянные занятия одних и тех же детей во II смену в течение нескольких лет. Для рационального составления школьного расписания необходимо учитывать дневную и недельную кривую умственной работоспособности учащихся, трудность предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Для оценки расписания используют ранговую шкалу трудности (Сивков И.Г., 1975). Дополнительно к таблице И.Г. Сивкова следует указать, что информатика, профильные и все новые предметы оценивают в 10 баллов (табл. 7-2). Таблица 7-2. Ранговая шкала трудности уроков
При изучении учебно-воспитательного процесса необходимо провести экспертную оценку соблюдения норм учебной нагрузки, т.е. провести суммирование числа уроков за неделю по классам и сопоставить их с нормативом. При этом подсчитывают сумму балов по дням недели в отдельных классах. Эти цифровые значения изображают графически. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников (9-11 классы). Для учащихся младшего и среднего возраста (5-8 классы) распределять учебную нагрузку в недельном цикле следуют таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. При неправильно составленном расписании наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели. Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 мин, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 мин (вместо одной большой перемены допускают после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 мин каждая). Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 мин, из которых не менее 30 минут необходимо отводить на организацию двигателыю-активных видов деятельности учащихся на спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях. Особое внимание врач школы должен обращать на продолжительность подготовки домашних занятий, превышение которой недопустимо (табл. 7-3) Начало самоподготовки для занимающихся в I смену рекомендуют с 16 ч (второй пик повышения работоспособности), а для занимающихся во II смену с 9 ч утра (первый пик повышения работоспособности). Для поддержания трудоспособности в течение учебного года предусмотрены каникулы, общей продолжительностью 4 месяца (летние, осенние, зимние, весенние). На каникулы, приходящиеся на учебный год, отводят один месяц, использование его зависит от решения педагогического совета школы и, как правило, в течение самой длинной третьей четверти выделяют детям начальной и средней школ 3-4 дополнительных выходных дня. Таблица 7-3. Продолжительность подготовки домашних занятий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.70.11 (0.011 с.) |