Готов ли ребенок к овладению письмом? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готов ли ребенок к овладению письмом?



На нелинованной бумаге следует продолжить ваш образец.

∏_∏_∏_ ∏_┌┐_∏_┌┐

 

Оценивается умение управлять движениями своей руки.

Все задания должны выполняться не чаще 1 раза в 3-4 месяца, чтобы оставаться малознакомыми.

Итоговый контроль

I. Заполнить пробелы:

1. Игра – это деятельность по ориентации в .

2. Дошкольный возраст является сензитивным для развития такого психического процесса как .

3. становится своего рода психотерапией для ребенка.

4. Противоречие социальной ситуации развития дошкольника: ребенок , но это осуществить в современных исторических условиях невозможно.

5. В основе кризиса 7 лет лежит возникшая новая жизнь, жизнь .

 

II. Установите соответствие:

А. Кризис 3 лет 1. Эгоцентризм

В. Кризис 7 лет 2. Манерничанье

3. Своеволие

4. Потеря непосредственности

5. Упрямство

 

III. Выберите правильный ответ.

1. Ведущий тип деятельности дошкольного возраста:

а) изобразительная;

б) игровая;

в) учебная;

г) трудовая;

д) общение.

 

2. На основе возникновения личного сознания возникает кризис:

а) 1 года;

б) 3 лет;

в) 10-11 лет;

г) 32 года;

д) все ответы неверные.

 

 

Тема: Психология младшего школьного возраста

Цель занятия: Уметь характеризовать психологические и личностные особенности младшего школьного ворота. Знать структуру и особенности учебной деятельности.

Информационный материал

Младший школьный возраст (6(7) – 10(11) лет) выделился исторически недавно, его появление связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

1. Социальная ситуация развития

Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью (табл. 4)

Таблица 4.

У дошкольника

«ребенок – взрослый» «ребенок – дети»

 

У младшего школьника

«ребенок – взрослый» «ребенок – сверстники»

 

«ребенок – учитель» «ребенок – родители»

 

1) Дифференцируется система «ребенок – взрослый».

2) Система «ребенок – учитель» становится доминирующей.

2. Ведущий тип деятельности

Учебная деятельность – деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.

Предметом ее становится самоизменяющийся субъект, осуществляющий эту деятельность.

Структура учебной деятельности:

1) учебная задача – это то, что ученик должен освоить;

2) учебное действие это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником;

3) действие контроля – это указание на правильность осуществления действия, соответствующего образцу;

4) действие оценки – определение того, достиг ли ученик результат или нет.

 

3. Основные психологические новообразования возраста:

- произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация. Развитие словесно-логического мышления;

- осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Возраст сензитивный для закрепления мотива достижения успеха. Формируется самооценка личности.

 

4. Типичные психопатологические синдромы дошкольного и младшего школьного возраста:

а) синдром ухода и бродяжничества;

б) синдром патологического фантазирования.

Основная литература:

 

1. Лукацкий, М. А. Психология: учебник для медицинских вузов, [рек. УМО по мед. и фармац. образованию для студ. мед. вузов] / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 661 с. - (Психологический компендиум врача).

2. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с.

3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 672 с. - (Высшее образование).

Дополнительная литература:

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: научное издание / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 533,[3] c. - (Психология: Классические труды).

2. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие / Н. Н. Заваденко. - [б. м.], 2005. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Психология).

3. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник/ А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.-397с.

4. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.- Ч. 1. - 104 с

5. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учебное пособие/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004.- 478с.- (Высшее профессиональное образование)

6. Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка: монография / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. - М.: Педагогика, 1991. - 231 с.: рис. - (Образование. Педагогические науки. Возрастная физиология).

7. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.: ил. - (Программа "Обновление гуманит. образования в России")

 

Работа на занятии

Задание1.

Вам предлагается два специальных приема графического выражения детьми младшего школьного возраста субъективных трудностей в общении (Т.Ю. Андрущенко)

I. «Мой круг общения» - прием предназначен для выявления круга и характера взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями.

Инструкция: «Давай мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты».

Ход работы:

1. «Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения».

Консультант рисует круг и, советуясь с ребенком, последовательно делит его на сектора (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуются два сектора: «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет сектора «сверстников» и «взрослых». В зависимости от целей беседы, понимания ребенком предмета обсуждения, необходимости упрощения и др. отведение пространства разным сферам общения может быть несколько иным.

2. «Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться близко. Это могут быть и симпатичные люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные. Ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам».

Консультант вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняет возраст, обстоятельства взаимодействия.

3. «Давай обозначим в твоем кругу людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает».

В ходе этой процедуры обозначения (штриховка прямоугольника красным или синим) консультант узнает многие подробности, например, повод, приведший к затруднению в общении, меру вины в создавшихся плохих отношениях. На этом этапе можно выяснить и обозначить выраженность модальности (через частоту штриховки каждого прямоугольника тем или иным цветом).

4. «Давай в большом круге нарисуем еще два круга. В самом же центре поместим тебя, напишем твое имя. А теперь, используя два карандаша: темный – «недоброжелательный» и светлый – «радостный», покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радости, кто и насколько друг другу неприятен».

Консультант вместе с ребенком обозначает меру взаимной симпатии и антипатии. Например, если симпатии и антипатии обоюдны, ярко выражены то между центром и соответствующим прямоугольником на внешней окружности проводится линия соответствующего цвета уловной мерой в 3 интервала.

II. «Радости и огорчения моей жизни» - прием направлен на выяснение преобладающей модальности переживаний ребенка в разные возрастные периоды.

Ход задания:

1. Изображается «дорога жизни» ребенка от рождения до настоящего момента, на которой выделяются интервалы, связанные с пребыванием дома, в яслях, в детском саду, в школе (по классам).

2. Выделяются два пространства – над и под линией. Сверху светлым цветом обозначаются периоды, связанные с радостными событиями, общением; внизу темным – периоды, окрашенные грустными событиями, огорчениями. Интенсивность цветовой штриховки (редкая / сплошная) свидетельствует об интенсивности переживаний.

Степень благополучия мироощущения мы определяем отношением (дробью) количества радостных периодов жизни к количеству неблагополучных периодов. Величина больше единицы свидетельствует о преобладании благополучных, радостных периодов жизни (радостное мироощущение). Величина меньше единицы говорит о преобладании отрицательных переживаний ребенка (неблагополучное мироощущение).

Задание 2.

Выполните предложенную психодиагностическую методику «Уровень эмпатии».

Инструкция: Вам предлагается опросник, состоящий из 36 утверждений. Оцените каждое из них, используя один из 6 вариантов ответов:

А - не знаю – 0 баллов

Б - никогда или нет – 1 балл

В - иногда – 2 балла

Г - часто – 3 балла

Д - почти всегда – 4 балла

Е - всегда или да – 5 баллов

Опросник:

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота старших.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю о современных музыкальных направлениях

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в свой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем пейзажи.

13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьёзных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, я хочу угадать, как сложится его жизнь.

25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем - то помочь.

26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои сокурсники иногда задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.

Интерпретация результатов

От 82 до 90 баллов. Очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время Вы сами очень ранимы. Будучи в растроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своём психическом здоровье.

От 63 до 81 балла. Высокая эмпатийность: вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом oтноситесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов. Нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что ее правильно примут. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12 — 36 баллов. Низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее. Очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Итоговый контроль

I. Заполнить пробелы:

1. В школе возникает новая структура социальных отношений .

2. Действие оценки – это определение того, достиг ли ученик или нет.

3. В младшем школьном возрасте мышление приобретает и характер.

II. Верно или неверно?

1. Для младшего школьника взрослый человек – это беспрекословный авторитет.

2. Предметом учебной деятельности являются изучаемые дисциплины.

3. В этом возрасте формируются мнемоприемы (приемы опосредованной памяти).

4. Учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована.

III. Выберите правильный ответ.

1. Структура учебной деятельности включает в себя:

а) задачу;

б) действие;

в) контроль;

г) рефлексию.

2. Учебная деятельность – это:

а) деятельность по усвоению знаний;

б) деятельность по усвоению науки и культуры;

в) деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя;

г) все ответы верны.

3. Ведущая социальная система младшего школьника:

а) «ребенок – родитель»;

б) «ребенок – учитель»;

в) «ребенок – сверстники»;

г) «ребенок – взрослый».

 

 

Тема: Психология подросткового возраста

Цель занятия: Знать психологические особенности подросткового возраста. Уметь пользоваться приемами и методами саморазвития познавательных процессов.

Информационный материал

Подростковый возраст (12-15 лет), причем 11-12 лет – препубертатный период (снижается общее самоуважение), 13-15 лет – пубертатный.

Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считается критическим.

1. Социальная ситуация развития: «Вступление во взрослую жизнь». Ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к окружающим и самому себе:

- ослабляются эмоциональные связи родителей и ребенка;

- отношения с учителями становятся более сложными и дифференцированными;

- происходит переориентация общения с родителями на сверстников.

Противоречие социальной ситуации развития: в связи с высокими, но не синхронными темпами физического и психического развития возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в условиях недостаточной социальной зрелости не всегда возможно.

2. Ведущий тип деятельности: интимно-личностное общение. Психология общения в подростковом периоде и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей:

- потребности в обособлении;

- потребности в принадлежности, включенности в какую-нибудь группу, общность.

Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность.

3. Основные психологические новообразования подросткового периода:

I.- память становится логической («вспомнить – значит мыслить»);

- мышление: развивается понятийное мышление, которое ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности;

- это сензитивный период для развития общих и специальных способностей;

II. - развитие самосознания;

- осознание устойчивости своей личности во времени;

- становление образа «Я».

Основным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости, т.е. состояния, когда основная масса потребностей подростка ничем не отличается от таковых у взрослых. Однако он по-прежнему учащимся и находится на иждивении у родителей, лишен ряда гражданских прав. В этом и кроется основная психосоциальная причина кризиса подросткового возраста.

4. Симптомы кризиса переходного возраста:

1) «вторая волна» эгоцентризма;

2) упрямство и стремление к самостоятельности;

3) изобилие и напряженность переживаний;

4) критичность;

5) «юношеский максимализм»;

6) эмоциональная неустойчивость;

7) противоречивость в поведении (15-16 лет).

Основная литература:

 

1. Лукацкий, М. А. Психология: учебник для медицинских вузов, [рек. УМО по мед. и фармац. образованию для студ. мед. вузов] / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 661 с. - (Психологический компендиум врача).

2. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с.

3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 672 с. - (Высшее образование).

Дополнительная литература:

1. Бандурка, А.М. Основы психологии и педагогики: учебное пособие/ А.М. Бандурка, В.А.Тюрина, Е.И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. -250с. – (Высшее образование)

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: научное издание / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 533,[3] c. - (Психология: Классические труды).

3. Денисова, О.П. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.П. Денисова. – М.: Флинта, 2013. – 240 с. – Режим работы: http://e.lanbook.com/view/book/12978/

4. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.- Ч. 1. - 104 с

5. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.: ил. - (Программа "Обновление гуманит. образования в России")

 

Работа на занятии

Задание 1.

Перед вами таблица, которая позволяет тренировать распределяемость внимания.

 

ο + ڤ + Ο ο ڤ
+ ڤ + ڤ + ڤ ڤ
ο ڤ + + Ο ڤ +
+ ο ο ڤ + + Ο
+ ڤ ο + Ο ڤ +
ڤ + ڤ ο + + ο

 

Вам надо сосчитать, сколько в таблице знаков по порядку, начиная с нижнего левого угла, таким образом: один крестик, один кружок, два крестика, один квадрат, два кружка, три крестика

Каждый раз, когда начинаем считать сначала, надо поворачивать рисунок на 90. Запомнить последовательность фигур очень сложно.

 

Задание 2.

Сравнение близких по значению понятий – один из приемов развития мышления.

Сравните понятия: любопытство и любознательность, настойчивость и упрямство, гордость и тщеславие, себялюбие и самолюбие.

 

Задание 3.

Упражнение на развитие творческого воображения.

Составьте за 10 минут логически связный рассказ со словами: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

 

Задание 4.

Упражнение на развитие памяти: «Заблудившийся рассказчик».

Участники рассаживаются в круг. Ведущий определяет тему разговора. Один из участников начинает ее развивать, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот на кого пал выбор должен «распутать» разговор, т.е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

 

Задание 5.

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕКИЙ ТЕСТ

Психогеометрия как система сложилась в США. Её автор С. Деллицгер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров.Психогеометрия – система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человека какой-либо геометрической фигуры.

Инструкция. Нарисуйте пять геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, руг, зигзаг. Посмотрите на нарисованные фигуры, выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать «Это я!» Запишите ее название под №1. Из оставшихся четырех фигур снова выберите самую близкую вам и запишите её под №2. Так пронумеруйте все пять фигур. Далее в таблице представлены психологические характеристики людей, предпочитающих разные геометрические фигуры. К вам наиболее применимы характеристики людей, выбранные под номерами 1,2. Фигура, оказавшаяся на последнем месте, - это отвергаемые психологические свойства.

Интерпретация:

Фигура Психологические свойства
положительные отрицательные
квадрат Организованный Внимательный к деталям Трудолюбивый Рациональный Благоразумный Эрудированный Упорный, настойчивый Твердый в решениях Терпеливый Бережливый Дотошный, мелочный Трудоголик Холодный, отчужденный Излишне осторожный Не очень богатая фантазия Упрямый, сопротивляющийся Выжидающий, затягивающий решения Скупой  
треугольник Лидер, ведущий за собой Принимающий ответственность на себя Решительный Сконцентрированный на цели Ориентированный на суть дела Конкурентный, нацеленный на победу Уверенный в себе Честолюбивый энергичный Эгоцентричный, эгоистичный Категоричный, не терпящий возражений Нетерпеливый, прерывает дргих Коварный, хитрй Самонадеянный Ориентированный на статус Неудержимый
прямоугольник Активный Ищущий Любознательный Легко усваивающий новое Чувствительный Без лишних амбиций Смелый Напряженный в состоянии замешательства Непоследовательный, непостоянный Легковерный, внушаемый Наивный Эмоционально неустойчивый С низкой самооценкой Безрассудный
круг Дружелюбный, доброжелательный Добродушный Заботливый, поддерживающий, преданный Сочувствующий Великодушный Щедрый Способен убеждать других Спокойный рефлексивный (склонный к самопознанию) Бесконфликтный Нетребовательный, уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый Склонность к самообвинениям Расточительный Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремится к достижениям Нерешительный
зигзаг Творческий подход к жизни Мечтательность, направленность в будущее Интуитивность Остроумие Экспрессивность Прямота Стремление к новизне Восторженность Воодушеаленнос Неорганизованность Непрактичность Нереалистичность Нелогичность, непоследовательность Эксцентричность Несдержанность, непосредственность Непостоянство настроения, поведения и отношений Наивность

 

Итоговый контроль

I. Заполнить пробелы:

1. Формула социальной ситуации развития подросткового периода .

2. Общение подростков носит характер.

3. Типичная черта подростковых групп - .

 

II. Верно или неверно?

1. «Юношеский максимализм» проявляется в ниспровержении авторитетов.

2. Причина кризиса подросткового возраста – формирующееся чувство взрослости.

3. Подростковый возраст – сензитивный для развития процесса памяти.

III. Выберите правильные ответы.

1. Черты кризиса подросткового возраста:

а) эгоцентризм;

б) критичность;

в) негативизм;

г) снижение самооценки;

д) все ответы верны.

2. Подростковый возраст – сензитивный период для развития:

а) памяти

б) общих и специальных способностей

в) речи

г) восприятия

 

Тема: Психология раннего юношеского возраста

Цель занятия: Знать психологические особенности раннего юношеского возраста. Получить представление о мотивах учебной деятельности и их влиянии на учебно-профессиональную деятельность обучащихся.

Информационный материал

Ранний юношеский возраст (16-19 год) выступает как период:

- принятия ответственных решений;

- выбор профессии и своего места в жизни;

- выработка жизненной позиции;

- выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная деятельность.

Условия успешного обучения в вузе:

- довольно высокий уровень общего интеллектуального развития;

- высокая позитивная мотивация или работоспособность;

- скорейшая адаптация к новым условиям обучения;

- хорошая обучаемость, т. е. высокая интеллектуальная лабильность;

- сформированные познавательные и профессиональные интересы;

- способности;

- адекватная самооценка;

- регулярность самостоятельных занятий и др.

В одном из исследований (А.А. Реан) проблемы соотношения мотивационного и интеллектуального факторов обнаружился тот факт, что высокая позитивная мотивация может компенсировать недостаточно высокие способности или недостаточный запас знаний, умений, навыков.

Мотивация – совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающую направленность личности.

Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Учебная деятельность всегда полиомотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние (похвала и порицание, учеба ради престижа, материального вознаграждения и др.) и внутренние (собственное развитие в процессе учения, любознательность, познание нового и др.) мотивы.

По мнению педагогов-психологов, в учебной деятельности должны доминировать внутренние мотивы, сформированные как сдвиг внешнего мотива на цель.

Внешние мотивы, в свою очередь, могут быть положительными (мотив достижения успеха) и отрицательными (мотив избегания неудач). В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудач – с тревожностью и защитным поведением.

Можно выявить мотивы учебной деятельности:

М 1 – направленность на приобретение знаний;

М 2 – направленность на получение профессии;

М 3 – направленность на получение диплома.

Среди мужчин преобладает направленность на получение профессии, в среде женщин – на получение диплома.

Высокую учебную успешность обеспечивает только направленность на приобретение знаний (М 1).

Классический закон Йеркса-Додсона: чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела, достигается некоторый оптимальный уровень, а при дальнейшем увеличении силы мотивации наблюдается падение эффективности деятельности. Закон не распространяется лишь на познавательную мотивацию. Даже постоянное нарастание силы познавательной мотивации не приводит к снижению результативности учебной деятельности.

По другим исследованиям из области педагогической психологии следует, что учебные мотивы «слабых» обучащихся в основном внешние, а для «сильных» - характерна внутренняя мотивация (например, потребность в освоении профессии на высоком уровне).

Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными факторами в отношении успешности профессионального обучения. Проблема формирования позитивной мотивации учебной деятельности является одной из актуальных в педагогической психологии.

Центральный психологический процесс – формирование личнойидентичности (чувство индивидуальной самотождественности), измеряемой степенью профессионального, религиозного, политического самоопределения.

Выделяют 4 этапа развития идентичности:

1) «размытая идентичность» - индивид еще не выбрал профессию;

2) «преждевременная идентичность» - индивид следует чужому примеру;

3) этап «моратория» - индивид выбирает свой вариант развития;

4) этап «зрелой идентичности» - индивид переходит к самореализации.

Важные черты ранней юности:

- открытие своего внутреннего мира;

- проявляются половые психологические различия;

- формируется целостное представление о самом себе;

- осознание зарождающейся сексуальной чувственности;

- развитие интенсивных эмоциональных отношений (дружба, любовь).

Основная литература:

 

1. Лукацкий, М. А. Психология: учебник для медицинских вузов, [рек. УМО по мед. и фармац. образованию для студ. мед. вузов] / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 661 с. - (Психологический компендиум врача).

2. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с.

3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 672 с. - (Высшее образование).

Дополнительная литература:

1. Бандурка, А.М. Основы психологии и педагогики: учебное пособие/ А.М. Бандурка, В.А.Тюрина, Е.И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. -250с. – (Высшее образование)

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: научное издание / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 533,[3] c. - (Психология: Классические труды).

3. Денисова, О.П. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.П. Денисова. – М.: Флинта, 2013. – 240 с. – Режим работы: http://e.lanbook.com/view/book/12978/

4. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.- Ч. 1. - 104 с

5. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.: ил. - (Программа "Обновление гуманит. образования в России")

Работа на занятии

Задание 1.

М Е Т О Д И К А

диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «ДА» или «НЕТ».

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.

11. Усердие – это на основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.199 с.)