Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для обучающихся по специальности 31.05.02 -Педиатрия↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Практикум «Возрастная психология и психология развития» Для обучающихся по специальности 31.05.02 -Педиатрия
Уфа 2016 УДК 159.9+37.01(07) ББК 88+74.58я7 П86 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Амиров кандидат психологических наук, доцент О.В. Денисова Коньшина, Ю.Е. Практикум «Возрастная психология и психология развития» для обучающихся по специальности 31.05.02 -Педиатрия 2-е изд./Ю.Е. Коньшина - Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2016. – 79 с.
Практикум подготовлен в соответствии с ФГОС ВО, учебным планом ОПОП ВО, с рабочей программой по дисциплине «Психология и педагогика» для обучающихся по специальности 31.05.02-Педиатрия. В пособии представлен информационный материал, методический материал, активизирующий деятельность обучающихся, а также практические задания и контрольные тесты, способствующие более глубокому усвоению раздела «Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учет в деятельности врача» дисциплины «Психология и педагогика» и развитию навыков свободного оперирования психологическими знаниями возрастной психологии и психологии развития. Данное методическое пособие поможет обучающимся по специальности «Педиатрия» более эффективно освоить теоретический материал раздела «Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учет в деятельности врача» и закрепить его на практике.
Рекомендовано в печать ЦМК по гуманитарным дисциплинам ГБОУ ВПО БГМУ Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Оглавление Введение ………………………………………………………….. Раздел 1. Возрастная психология…………………………………… Предмет, методы и задачи возрастной психологии …………… Закономерности, факторы и динамика психического и личностного развития в онтогенезе ……………………………... Кризис новорожденности. Младенчество…..…………………… Раннее детство. Кризис трех лет ………………………………... Дошкольный возраст. Кризис 7 лет ….......................................... Психология младшего школьного возраста ……………………. Психология подросткового возраста …………………………… Психология раннего юношеского возраста……………………..
Раздел 2. Психология развития……… ………………………….. Основные теории научения....…………………………………….. Список литературы ……………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Данный практикум предназначен для обучающихся по специальности 31.05.02 - «Педиатрия», для которых знания по возрастной психологии и психологии развития являются одними из базовых психологических знаний в профессиональной подготовке. Пособие содержит обобщенные представления о психологическом содержании возрастных этапов развития человека, основные теории научения. Более глубокое изучение раздела «Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учет в деятельности врача» учебной дисциплины «Психология и педагогика» создает базу для формирования следующих компетенций: - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1) - готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5). В свою очередь практическая подготовка составляет важнейшую часть изучения возрастной психологии, поскольку усвоение психологических знаний немыслимо без овладения техникой психологического исследования. Предложенные в практикуме методики исследования могут быть успешно использованы во всех формах практической подготовки будущих врачей. Выполнение заданий практикума способствует решению ряда задач: - более осмысленному усвоению ключевых теоретических понятий изучаемого раздела; - практическому овладению конкретными методами изучения психики ребенка и подростка, формированию умения проведения психологического исследования; - проверке полученных знаний посредством тестового контроля и решения ситуационных задач; - учету возрастных особенностей и особенностей процесса приобретения человеком индивидуального опыта в профессиональной деятельности врача.
Раздел 1. Возрастная психология Тема: Предмет, методы и задачи возрастной психологии. Цель занятия: Ознакомиться с предметом и методами возрастной психологии. Получить представление о специфике психического развития ребенка. Уметь использовать методы исследования в возрастной психологии в практической деятельности. Информационный материал Детство – это период усиленного развития и обучения. Два основных парадокса детского развития: - чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство; - новорожденный современного человека не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад. Детство как период в жизни человека возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, т.к. ребенок еще не может овладеть орудиями материальной и духовной культуры (орудиями труда и знаковыми системами) в силу их сложности. Детская (возрастная) психология зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце Х1Х века. Основателем ее считается немецкий ученый–дарвинист Вильгельм Прейер, который первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Детская (возрастная) психология – учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Типично детским психологами были Л.С. Выготский, А. Валлон, А. Фрейд, Д.Б. Эльконин и другие. От всякой другой психологии детская психология отличается тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа – это возраст (период развития) – относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Предмет детской психологии: - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе; - установление возрастных периодов этого развития; - выявление причин перехода от одного периода к другому. Что же такое психическое развитие? Чем оно характеризуется? Рост – это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и изменяется в координатах времени. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов и структур. Основные принципы развития: 1) дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; 2) появление новых сторон, элементов; 3) перестройка связей между сторонами объекта. Различают два типа развития: - преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены стадии, которые явление (организм) пройдет, а также результат, который явление достигнет; - непреформированный тип – это тип процесса, который не предопределен заранее. Детское развитие – это непреформированный тип развития, который детерминирован не снизу, а сверху той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Стратегии исследования психического развития ребенка: 1) стратегия наблюдения – для накопления фактов и расположения их во временной последовательности; 2) стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента для установления изучаемого явления при определенных контролируемых условиях; 3) стратегия формирования психических процессов. Методы детской психологии: - тестов (проективных методик); - «поперечных» срезов; - лонгитюдинального изучения одних и тех же детей на протяжении длительного времени; - экспериментально-генетический для выявления качественных особенностей развития высших психических процессов. Сегодня существуют несколько идейосуществления последней (3) стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом: 1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: превращение межличностной во внутриличностную функцию управления. 2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. 3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психической функции происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. 4. Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова Основная литература:
1. Лукацкий, М. А. Психология: учебник для медицинских вузов, [рек. УМО по мед. и фармац. образованию для студ. мед. вузов] / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 661 с. - (Психологический компендиум врача). 2. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с. 3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 672 с. - (Высшее образование). Дополнительная литература: 1. Александров, А. А. Психогенетика / А. А. Александров. - СПб.: Питер, 2010. - 192 с. - (Учебное пособие) 2. Дробинская, А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А. О. Дробинская. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.: табл. - (Учебное пособие для вузов). 3. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие / Н. Н. Заваденко. - [б. м.], 2005. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Психология). 4. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.- Ч. 1. - 104 с 5. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учебное пособие/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004.- 478с.- (Высшее профессиональное образование) 6. Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка: монография / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. - М.: Педагогика, 1991. - 231 с.: рис. - (Образование. Педагогические науки. Возрастная физиология). 7. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.: ил. - (Программа "Обновление гуманит. образования в России")
Работа на занятии Задание 1. Тест «Кинетический рисунок семьи» (тест для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка) Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты». Для выполнения предлагается стандартный лист бумаги, карандаш, ластик. Интерпретация: I. Анализ структуры рисунка (сравнение состава семьи нарисованной с реальной): а) если семья нарисована в полном составе – это признак эмоционального благополучия семьи; б) случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен, или тех, с кем у него существуют конфликты в семье; в) если ребенок не рисует себя или рисует только себя – это обозначает отсутствие чувства общности с семьей; либо наличие эгоцентричности, либо чувство покинутости; г) когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди, не связанные с семьей, это может свидетельствовать о неких травматических переживаниях по поводу семьи; об аутизме; о чувстве покинутости; а также об отсутствии контакта между психологом и ребенком. II. Расположение членов семьи, особенности их взаимодействий: а) семья на рисунке занята одним делом или с соединенными между собой руками – признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в эту ситуацию; б) разобщенность членов семьи на рисунке – большое расстояние между ними, размещение между ними различных предметов (стены) -указывает на низкий уровень эмоциональных связей в семье; в) особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от остальных. III. Последовательность и особенности рисования членов семьи: а) наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализировано; б) неполное (без каких-либо частей тела) или недетализированное изображение какого-либо члена семьи может говорить об отрицательном отношении; в) использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствие эффективных связей; г) если фигура рисовальщика больше или наравне с другими, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем, или братом или сестрой; д) если фигура автора меньше остальных – это требование заботы со стороны родителей или признак чувства незначительности; е) по тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя, можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу. IV. Символика рисунка: а) грязь – символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов; б) вода, лед, дождь, звезда, холодильник – символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции; в) цветы и бабочки – символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности; г) шарики, бумажные змеи – символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться; д) дикие животные, оружие, барабан, грабли – символы агрессии; е) метла, выбивалка для одежды, огромные здания, грузовики – символы власти и угрозы. Итоговый контроль I. Заполнить пробелы: 1. … психология зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце 19 века. 2. … - это относительно замкнутый цикл детского развития. 3. Развитие характеризуется … изменениями, появлением новообразований. II. Верно или неверно? 1. Человек развивается по преформированному типу процесса развития. 2. Чем выше живое существо по эволюционной лестнице, тем беспомощнее оно на момент рождения. 3. Рост – это процесс качественных изменений. III. Выбрать правильный ответ. 1. Исторически понятие детства связывается: а) с биологическим состоянием незрелости; б) с определенным социальным статусом; в) с определенным кругом прав и обязанностей; г) с набором доступных видов и форм деятельности. 2. Основателем детской психологии считается: а) Зигмунд Фрейд; б) Вильгельм Прейер; в) Жан Пиаже; г) Л.С. Выготский. 3. Предмет возрастной психологии: а) раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе; б) психика человека; в) установление возрастных периодов; г) межличностные отношения; д) все указанное.
Тема: Закономерности, факторы и динамика психического и личностного развития в онтогенезе Цель занятия: Установить направления, факторы и закономерности психического и личностного развития ребенка в онтогенезе. Ознакомиться с возрастной периодизацией детства. Получить представление о структуре и динамике психологического возраста. Информационный материал Психическое развитие ребенка идет в двух направлениях: 1) развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и других процессов); 2)развитие личности (интересы, суждения, взгляды, мотивы, поведение). Рассматривая процесс психического развития, следует рассматривать следующие факторы: - биологический фактор – генетическое наследство; - социальный фактор – культурная среда; - активность самого субъекта (ребенка). Факторы непрерывно взаимодействуют, и результатом является неповторимость и уникальность каждого из нас. Основные законы психического развития ребенка: 1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. 2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. 3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития (сензитивный период). С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания: - в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие; - в дошкольном возрасте – память; - в школьном возрасте – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. 4. Закон развития высших психических функций: они возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными формами (функциями) самого ребенка. 5. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе человеческих отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов (см. таблицу 1). Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причинами развития. Таблица 1. Периодизация детства Овладение Кризис социальной Овладение Кризис отношений отношениями ситуации развития предметами «ребенок-взрослый»
В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация (по Д.Б. Эльконину), в основе которой лежит ведущий тип деятельности: – период новорожденности (до 1 месяца) –период младенчества (1-12 месяцев) – непосредственно-эмоциональное общение – период раннего детства (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность – дошкольный период (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра – младший школьный период (7-11 лет) – учебная деятельность – подростковый период (11-15 лет) – интимно-личностное общение – ранняя юность (16-19 лет) – учебно-профессиональная деятельность Основные параметры каждого психологического возраста: 1) социальная ситуация развития – та ситуация отношений, в которую ребенок вступает в обществе; 2) ведущий тип деятельности; 3) основные психологические новообразования; 4) возрастные психологические кризисы. Ведущий тип деятельности и та социальная среда, в которой растет и развивается ребенок, очень быстро начинают вступать в противоречия с новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Именно эти противоречия являются движущими силами развития психики. Основная литература:
1. Лукацкий, М. А. Психология: учебник для медицинских вузов, [рек. УМО по мед. и фармац. образованию для студ. мед. вузов] / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 661 с. - (Психологический компендиум врача). 2. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с. 3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 672 с. - (Высшее образование). Дополнительная литература: 1. Александров, А. А. Психогенетика / А. А. Александров. - СПб.: Питер, 2010. - 192 с. - (Учебное пособие) 2. Дереча, В. А. Общая психопатология: учебное пособие, рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России для студ. мед. вузов, обучающихся по спец. "Клиническая психология" / В. А. Дереча. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 188 с. - (Медицина. Высшее медицинское образование). 3. Дробинская, А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А. О. Дробинская. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.: табл. - (Учебное пособие для вузов). 4. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие / Н. Н. Заваденко. - [б. м.], 2005. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Психология). 5. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.- Ч. 1. - 104 с 6. Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка: монография / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. - М.: Педагогика, 1991. - 231 с.: рис. - (Образование. Педагогические науки. Возрастная физиология). 7. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.: ил. - (Программа "Обновление гуманит. образования в России")
Работа на занятии Задание 1. Эксперимент «Зависят ли взгляды на жизнь от возраста?» (Дж. Кинчер) Приведенные фразы принадлежат людям разного возраста, от 6 лет до 81 года. Читая их, определите возраст «говорящего». Сколько лет? Семь приведенных на этой странице фразпринадлежат семи разным людям. Вот сколько им лет: 6 7 7 19 51 66 81 Читая эти фразы, определите возраст «говорящего»: 1. «Я узнал, что, если бы не было проблем, не было бы и возможностей». 2. «Я узнал, что лист капусты нельзя спрятать в стакане с молоком». 3. «Я узнал, что каждый может чему-нибудь научить». 4. «Я узнал, что если людям улыбаться, то они почти всегда в ответ тоже будут улыбаться». 5. «Я узнал, что если смеяться, когда пьешь лимонад, он пойдет носом». 6. «Я узнал, что, если принимать решение, руководствуясь добрыми чувствами, это, как правило, бывает правильное решение». 7. «Я понял, что если кашу размазать по тарелке, то все будут думать, что много уже съел». Выводы: В чем взгляды тех, кто старше, отличаются от взглядов тех, кто младше? Всегда ли по взглядам молодых определить проще, чем старых? Что общего в ответах пожилых людей?
Дополнительные исследования: Придумайте свой вопросник для того, чтобы узнать, чему люди разного возраста научились от жизни. Или задайте людям разных возрастных групп, разного пола и разного рода занятий один и тот же вопрос и сравните их ответы. Итоговый контроль I. Верно или неверно? 1. Ведущая деятельность – показатель психологического возраста ребенка. 2. Биологический фактор психического развития является первостепенным. 3. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития. II. Поставьте в соответствие. А. Младенчество 1. Сюжетно-ролевая игра В. Дошкольный возраст 2. Учебная деятельность С. Подростковый возраст 3. Непосредственно-эмоциональное общение 4. Интимно-личностное общение III. Выбрать правильный ответ. 1. Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев: а) ведущая деятельность, б) хронологические рамки, в) социальная ситуация развития, г) основные психологические новообразования. 2. Факторы психического развития: а) генетическая наследственность, б) возрастные психологические кризисы, в) социальная среда, г) активность самого субъекта.
Тема: Кризис новорожденности. Младенчество. Цель занятия: Знать отличительные психологические особенности периодов новорожденности и младенчества. Информационный материал Кризис новорожденности – это промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Ребенок наиболее беспомощный в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения, ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности. Период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности (от рождения до 1 месяца). Основные характеристики периода новорожденности: Устанавливается социальная ситуация развития «мы» - единство матери и ребенка. Ведущий тип деятельности пока отсутствует, т.к. еще нет поведения в собственном смысле слова. Поведение – это движение, связанное с выделением какого-то элемента из окружающей жизни. Без ориентировки нет поведения. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование этого периода – комплекс оживления. Э то первый акт поведения, акт выделения взрослого, акт общения. Он знаменует собой конец новорожденности и начало младенческого возраста. Младенчество – от 1 месяца до 1 года. Социальная ситуация развития – это ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация комфорта, ситуация «мы». Показателем существования этой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. Ситуация содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества и приводит к разрушению ситуации развития, которая его породила. Источник развития вне ребенка, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается в процессе общения со взрослыми. Вот почему начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении. Ведущий тип деятельности младенчества – непосредственно-эмоциональное общение. Первые признаки общения: - внимание, интерес к другому человеку; - эмоциональный отклик на появление другого человека; - попытка привлечь к себе внимание. Основные психологические новообразования I подпериод (1-5(6) мес.) характеризуется тем, что: - развивается зрительное и слуховое восприятие; - в 4 месяца появляется реакция на новизну; - развивается тактильная чувствительность; - голосовые реакции перестраиваются в поведенческие акты. Закономерность психического развития: у человека сенсорные процессы в своем развитии опережают развитие двигательной системы. II подпериод (5(6) – 12 мес.) связан с возникновением: - акта хватания; - указательного жеста (закон опережающего знакомства ребенка с миром); - сидения; - акта ходьбы и первого слова (причины кризиса 1 года). Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание – предметная деятельность. Эмоциональное нарушение личности в младенческом возрасте (по Г.М. Бреславу): - отсутствие «комплекса оживления» после 4 месяцев; - отсутствие четких мимических реакций; - неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого; - апатия ребенка в ситуации взаимодействия с другим человеком. Основная литература:
1. Лукацкий, М. А. Психология: учебник для медицинских вузов, [рек. УМО по мед. и фармац. образованию для студ. мед. вузов] / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 661 с. - (Психологический компендиум врача). 2. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с. 3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 672 с. - (Высшее образование). Дополнительная литература: 1. Александров, А. А. Психогенетика / А. А. Александров. - СПб.: Питер, 2010. - 192 с. - (Учебное пособие) 2. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи: [монография] / И. Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с. - (Образование. Педагогические науки: ОПН. Дефектология). 3. Дереча, В. А. Общая психопатология: учебное пособие, рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России для студ. мед. вузов, обучающихся по спец. "Клиническая психология" / В. А. Дереча. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 188 с. - (Медицина. Высшее медицинское образование). 4. Дробинская, А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А. О. Дробинская. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.: табл. - (Учебное пособие для вузов). 5. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие / Н. Н. Заваденко. - [б. м.], 2005. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Психология). 6. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.- Ч. 1. - 104 с 7. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учебное пособие/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004.- 478с.- (Высшее профессиональное образование) 8. Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка: монография / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. - М.: Педагогика, 1991. - 231 с.: рис. - (Образование. Педагогические науки. Возрастная физиология). 9. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.: ил. - (Программа "Обновление гуманит. образования в России")
Работа на занятии Задача (ситуационная) №1. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, всем телом. Объясните это явление. Как в этом случае должна мама одевать малыша? Задача (ситуационная) №2. Что такое «комплекс оживления»? Какова роль взрослого на этом этапе развития ребенка? Задача (ситуационная) №3. Как взрослые должны удовлетворять потребность младенца в общении? Как развивать такое общение? Задача (ситуационная) №4. Является ли ребенок существом социальным с самого рождения? Задача (ситуационная) №5. В чем значение такого фактора психического развития ребенка, как овладение прямой походкой? Задача (ситуационная) №6. Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала. Почему это случилось? Задача (ситуационная) №7. Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома - говорит и говорит, напевает песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!» Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка? Задача (ситуационная) № 8. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает и снова бросает на пол. Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами? Задача (ситуационная) №9. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон. Назовите причину этого явления. Задача (ситуационная) №10. Жене 1 год. Она ходит, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается. Что должны делать родители?
Итоговый контроль I. Заполнить пробел: 1. Главное в … – это предопределенное отношение к внешней среде. 2. Психологическим критерием конца кризиса новорожденности является …. 3. Первая потребность, которая формируется у ребенка – это потребность в …. 4. Главное в акте ходьбы то, что ребенок … себя от взрослого и то, что … пространство ребенка. II. Верно или неверно? 1. Социальная ситуация развития младенца – это ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого. 2. В ходе антропогенеза у человека исчезли почти все инстинктивные функциональные системы. 3. Источник развития находится внутри ребенка. III. Выбрать правильный ответ. 1. Основные новообразования младенческого возраста, ведущие к кризису 1 года: а) акт ходьбы; б) комплекс оживления; в) появление первого слова; г) слуховое и зрительное сосредоточение;
2. «Комплекс оживления» - это: а) первый акт общения; б) попытка воздействовать на взрослого; в) первый акт поведения; г) все ответы верные.
3. Дефицит общения в младенчестве приводит: а) к задержке предречевого и речевого развития; б) к нарушению в эмоциональной сфере; в) к появлению «комплекса оживления»; г) к аутизму; д) все ответы неверные.
Тема: Раннее детство. Кризис трех лет Цель занятия: Установить психологические особенности развития ребенка раннего возраста с года до трех лет. Знать причины и симптомы кризиса трех лет. Информационный материал Ранний возраст (1-3 года) связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями: 1) прямохождение; 2) речевое общение; 3) предметная деятельность. Возникает новая социальная ситуация развития – ситуация совместной деятельности ребенка с взрослым: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Взрослый делает не вместо ребенка, а совместно с ним. Социальная ситуация развития содержит в себе противоречие: способ действия с предметом принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальные действия. Ведущим типом деятельности этого возрастного периода становится предметно-манипулятивная деятельность. Предметная деятельность – деятельность, связанная с усвоением общественно выработанных способов действий с предметами. Мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. На основе предметного действия формируются все психические процессы, поэтому понять предметное действие означает понять развитие. (см. таблицу 2) местное действие уже потому, что оно предметно, содержит в себе свою гибель. В возрасте 1-3 лет ребенок также овладевает речью, как орудием. Основные тенденции развития речи: - пассивная речь в развитии опережает активную; - ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название; - в начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения; - на границе 2-го и 3-го года жизни ребенок интуитивно открывает связь слов в предложении; - фонематический слух опережает развитие артикуляции; - к концу раннего возраста ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке. Основные психические новообразования раннего детства: 1) психические функции развиваются «вокруг, через и с помощью восприятия». Восприятие аффективно окрашено; 2) память еще непроизвольная, приблизительно с 3 лет долговременная; 3) мышление наглядно-действенное. Таблица 2. |
|||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.223.120 (0.019 с.)