Ребенок – предмет – взрослый 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребенок – предмет – взрослый



Противоречие этой социальной ситуации развития состоит в том, что ребенок есть член общества, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной связи с миром.

Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности

Игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Предметом сюжетно-ролевой игры дошкольника является взрослый человек.

Компоненты сюжетно-ролевой игры:

1) роль взрослого;

2) игровые действия;

3) мнимая ситуация;

4) правила.

Игра – это ведущий, но не единственный вид деятельности дошкольника.

Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка:

- создается внутренний идеальный план деятельности;

- расширяется эмоциональная жизнь;

- идет подготовка к письменной речи и др.

Роль восприятия сказок в дошкольном возрасте:

- способствует повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем;

- становится своего рода психотерапией;

- способствует развитию воображения;

- усваивает жизненно важную информацию;

- ставит и помогает решить моральные проблемы.

Основные тенденции в развитии психических процессов:

- в центре сознания в дошкольном возрасте стоит память. Возникает намеренное запоминание, долговременная память;

- восприятие – усвоение сенсорных эталонов;

- м ышление – характерны два главных признака (по Ж.Пиаже): эгоцентризм и синкретизм. Улучшается наглядно-образное и начинает активно формироваться словесно-логическое мышление.

В дошкольном возрасте начинает формироваться личность:

- возникает цельное детское мировоззрение;

- возникают первые этические инстанции;

- возникает соподчинение мотивов;

- возникает произвольное поведение.

Возникновение личного сознания – осознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослыми – приводит к кризису 7 лет.

Симптомы кризиса 7 лет:

1) потеря непосредственности;

2) манерничанье, паясничание;

3) симптом «горькой конфеты».

У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая влияет на внешнюю жизнь.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений: ребенок должен вступить в отношения с обществом, как с совокупностью людей, осуществляющих общественно-полезную деятельность. Эта тенденция в наших условиях выражается в стремлении скорее пойти в школу.

 

Основная литература:

 

1. Лукацкий, М. А. Психология: учебник для медицинских вузов, [рек. УМО по мед. и фармац. образованию для студ. мед. вузов] / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 661 с. - (Психологический компендиум врача).

2. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с.

3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 672 с. - (Высшее образование).

Дополнительная литература:

1. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи: [монография] / И. Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с. - (Образование. Педагогические науки: ОПН. Дефектология).

2. Дробинская, А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А. О. Дробинская. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.: табл. - (Учебное пособие для вузов).

3. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие / Н. Н. Заваденко. - [б. м.], 2005. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Психология).

4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2004.

5. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.- Ч. 1. - 104 с

6. Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка: монография / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. - М.: Педагогика, 1991. - 231 с.: рис. - (Образование. Педагогические науки. Возрастная физиология).

7. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.: ил. - (Программа "Обновление гуманит. образования в России")

 

Работа на занятии

Задача 1(ситуационная).

Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?»

Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает.

Объясните причину подобного явления.

Задача 2 (ситуационная).

Мать Пети (3 г. 7 м.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становится все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может это наследственность?» – спросила мама.

Оправдано ли волнение мамы? Дайте обоснование.

Какие факторы психологического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика?

Задача 3 (ситуационная).

Предлагаем поразмышлять над такими примерами.

1. Воспитатель спросил у детей старшего дошкольного возраста, кем работают их родители.

Саша сказал, что его мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братиком, ходит в магазин, стирает, варит обед и убирает комнату.

2. Папа спросил Сережу (4 г.): «Что делает воспитательница в саду, как она работает?»

«Она не работает, она с нами играет и занимается», – ответил Сережа.

Проанализируйте ответы, объясните, чем они вызваны.

Задача 4 (ситуационная).

Дети 4-5 лет часто употребляют выражения «землетрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый - босутый» и т.п.

Какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях?

Приведите свои примеры.

Задание 5.

Заполните таблицу «Структура психологической готовности ребенка к

школьному обучению» (совместно с преподавателем)

Таблица 3

Личностная готовность Интеллектуальная готовность Социально-психологическая готовность
     

 

Задание 6.

Вам предлагается методика, помогающая родителям соотнести требования школы с возможностями ребенка (д.п.н. Л. Венгер, к.п.н. А. Венгер)

Умеет ли ваш ребенок слушать и выполнять указания взрослого?

Возьмите лист «в клетку» и предложите ребенку «порисовать узоры». Диктуйте: «1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо и т.д.» (∏_∏_∏)

Можно поправлять, т.к. это тренировочный узор. Главное, чтобы он понял инструкцию.

Ваша задача – дать три рисунка, не считая тренировочного.

Требования:

- 2-3 повтора вслух, далее до конца строки ребенок продолжает самостоятельно;

- ошибки уже не исправляются;

- никаких дополнительных указаний.

Оценка результатов:

1) по вашим указаниям

- безошибочное воспроизведение с голоса – 4 балла

- 1-2 ошибки – 3 балла

- больше, чем 1-2 ошибки – 2 балла

- ошибок больше, чем правильных участков – 1 балл

- правильных участков нет – 0 баллов

_______________________________________

к концу 7 г., за 2-3 месяца до школы 7 баллов

2) самостоятельное продолжение – норма 5 баллов

 

Развита ли у вашего ребенка механическая память?

Зачитываете 10 слов, не связанных по смыслу: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Просите повторить. Проводите четыре проверки, пятую через час.

Показатели хорошей памяти:

- с первого раза запомнил не меньше 5 слов;

- в итоге выучено 9-10 слов;

- за час забыто не более 2 слов;

- не было «провалов».

Можно повторить упражнение через несколько дней.

Развита ли у вашего ребенка логическая память?

Объясните, что хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова: «Я буду говорить слова, а ты к каждому из них сделай рисунок. Не важно, будет ли он хорошим, главное, чтобы помог потом напомнить слово».

Диктуйте 10-12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка:

- нужна картинка, напоминающая слово, а не воспроизводящая;

- следующее слово говорить, только когда рисунок готов;

- проверка через 1-1,5 часа: «Для какого слова?» Можно задавать дополнительные вопросы.

Оценка результатов:

- если рисунок крупный, подробный – непонимание задачи;

- если пока рисует помнит слово, но позднее воспроизвести не может – частичное понимание. Допустимо, если до школы не менее полугода. Если осталось 1-2 месяца, то могут возникнуть сложности с запоминанием учебного материал.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.211.141 (0.026 с.)