Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребенок – предмет – взрослыйСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Противоречие этой социальной ситуации развития состоит в том, что ребенок есть член общества, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной связи с миром. Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности Игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Предметом сюжетно-ролевой игры дошкольника является взрослый человек. Компоненты сюжетно-ролевой игры: 1) роль взрослого; 2) игровые действия; 3) мнимая ситуация; 4) правила. Игра – это ведущий, но не единственный вид деятельности дошкольника. Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка: - создается внутренний идеальный план деятельности; - расширяется эмоциональная жизнь; - идет подготовка к письменной речи и др. Роль восприятия сказок в дошкольном возрасте: - способствует повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем; - становится своего рода психотерапией; - способствует развитию воображения; - усваивает жизненно важную информацию; - ставит и помогает решить моральные проблемы. Основные тенденции в развитии психических процессов: - в центре сознания в дошкольном возрасте стоит память. Возникает намеренное запоминание, долговременная память; - восприятие – усвоение сенсорных эталонов; - м ышление – характерны два главных признака (по Ж.Пиаже): эгоцентризм и синкретизм. Улучшается наглядно-образное и начинает активно формироваться словесно-логическое мышление. В дошкольном возрасте начинает формироваться личность: - возникает цельное детское мировоззрение; - возникают первые этические инстанции; - возникает соподчинение мотивов; - возникает произвольное поведение. Возникновение личного сознания – осознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослыми – приводит к кризису 7 лет. Симптомы кризиса 7 лет: 1) потеря непосредственности; 2) манерничанье, паясничание; 3) симптом «горькой конфеты». У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая влияет на внешнюю жизнь. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений: ребенок должен вступить в отношения с обществом, как с совокупностью людей, осуществляющих общественно-полезную деятельность. Эта тенденция в наших условиях выражается в стремлении скорее пойти в школу.
Основная литература:
1. Лукацкий, М. А. Психология: учебник для медицинских вузов, [рек. УМО по мед. и фармац. образованию для студ. мед. вузов] / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 661 с. - (Психологический компендиум врача). 2. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с. 3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 672 с. - (Высшее образование). Дополнительная литература: 1. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи: [монография] / И. Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с. - (Образование. Педагогические науки: ОПН. Дефектология). 2. Дробинская, А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А. О. Дробинская. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.: табл. - (Учебное пособие для вузов). 3. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие / Н. Н. Заваденко. - [б. м.], 2005. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Психология). 4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2004. 5. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.- Ч. 1. - 104 с 6. Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка: монография / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. - М.: Педагогика, 1991. - 231 с.: рис. - (Образование. Педагогические науки. Возрастная физиология). 7. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.: ил. - (Программа "Обновление гуманит. образования в России")
Работа на занятии Задача 1(ситуационная). Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните причину подобного явления. Задача 2 (ситуационная). Мать Пети (3 г. 7 м.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становится все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может это наследственность?» – спросила мама. Оправдано ли волнение мамы? Дайте обоснование. Какие факторы психологического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Задача 3 (ситуационная). Предлагаем поразмышлять над такими примерами. 1. Воспитатель спросил у детей старшего дошкольного возраста, кем работают их родители. Саша сказал, что его мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братиком, ходит в магазин, стирает, варит обед и убирает комнату. 2. Папа спросил Сережу (4 г.): «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» «Она не работает, она с нами играет и занимается», – ответил Сережа. Проанализируйте ответы, объясните, чем они вызваны. Задача 4 (ситуационная). Дети 4-5 лет часто употребляют выражения «землетрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый - босутый» и т.п. Какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях? Приведите свои примеры. Задание 5. Заполните таблицу «Структура психологической готовности ребенка к школьному обучению» (совместно с преподавателем) Таблица 3
Задание 6. Вам предлагается методика, помогающая родителям соотнести требования школы с возможностями ребенка (д.п.н. Л. Венгер, к.п.н. А. Венгер) Умеет ли ваш ребенок слушать и выполнять указания взрослого? Возьмите лист «в клетку» и предложите ребенку «порисовать узоры». Диктуйте: «1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо и т.д.» (∏_∏_∏) Можно поправлять, т.к. это тренировочный узор. Главное, чтобы он понял инструкцию. Ваша задача – дать три рисунка, не считая тренировочного. Требования: - 2-3 повтора вслух, далее до конца строки ребенок продолжает самостоятельно; - ошибки уже не исправляются; - никаких дополнительных указаний. Оценка результатов: 1) по вашим указаниям - безошибочное воспроизведение с голоса – 4 балла - 1-2 ошибки – 3 балла - больше, чем 1-2 ошибки – 2 балла - ошибок больше, чем правильных участков – 1 балл - правильных участков нет – 0 баллов _______________________________________ к концу 7 г., за 2-3 месяца до школы 7 баллов 2) самостоятельное продолжение – норма 5 баллов
Развита ли у вашего ребенка механическая память? Зачитываете 10 слов, не связанных по смыслу: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Просите повторить. Проводите четыре проверки, пятую через час. Показатели хорошей памяти: - с первого раза запомнил не меньше 5 слов; - в итоге выучено 9-10 слов; - за час забыто не более 2 слов; - не было «провалов». Можно повторить упражнение через несколько дней. Развита ли у вашего ребенка логическая память? Объясните, что хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова: «Я буду говорить слова, а ты к каждому из них сделай рисунок. Не важно, будет ли он хорошим, главное, чтобы помог потом напомнить слово». Диктуйте 10-12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка: - нужна картинка, напоминающая слово, а не воспроизводящая; - следующее слово говорить, только когда рисунок готов; - проверка через 1-1,5 часа: «Для какого слова?» Можно задавать дополнительные вопросы. Оценка результатов: - если рисунок крупный, подробный – непонимание задачи; - если пока рисует помнит слово, но позднее воспроизвести не может – частичное понимание. Допустимо, если до школы не менее полугода. Если осталось 1-2 месяца, то могут возникнуть сложности с запоминанием учебного материал.
|
||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |