Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребенок – предмет – взрослыйСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Противоречие этой социальной ситуации развития состоит в том, что ребенок есть член общества, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной связи с миром. Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности Игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Предметом сюжетно-ролевой игры дошкольника является взрослый человек. Компоненты сюжетно-ролевой игры: 1) роль взрослого; 2) игровые действия; 3) мнимая ситуация; 4) правила. Игра – это ведущий, но не единственный вид деятельности дошкольника. Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка: - создается внутренний идеальный план деятельности; - расширяется эмоциональная жизнь; - идет подготовка к письменной речи и др. Роль восприятия сказок в дошкольном возрасте: - способствует повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем; - становится своего рода психотерапией; - способствует развитию воображения; - усваивает жизненно важную информацию; - ставит и помогает решить моральные проблемы. Основные тенденции в развитии психических процессов: - в центре сознания в дошкольном возрасте стоит память. Возникает намеренное запоминание, долговременная память; - восприятие – усвоение сенсорных эталонов; - м ышление – характерны два главных признака (по Ж.Пиаже): эгоцентризм и синкретизм. Улучшается наглядно-образное и начинает активно формироваться словесно-логическое мышление. В дошкольном возрасте начинает формироваться личность: - возникает цельное детское мировоззрение; - возникают первые этические инстанции; - возникает соподчинение мотивов; - возникает произвольное поведение. Возникновение личного сознания – осознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослыми – приводит к кризису 7 лет. Симптомы кризиса 7 лет: 1) потеря непосредственности; 2) манерничанье, паясничание; 3) симптом «горькой конфеты». У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая влияет на внешнюю жизнь. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений: ребенок должен вступить в отношения с обществом, как с совокупностью людей, осуществляющих общественно-полезную деятельность. Эта тенденция в наших условиях выражается в стремлении скорее пойти в школу.
Основная литература:
1. Лукацкий, М. А. Психология: учебник для медицинских вузов, [рек. УМО по мед. и фармац. образованию для студ. мед. вузов] / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 661 с. - (Психологический компендиум врача). 2. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с. 3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 672 с. - (Высшее образование). Дополнительная литература: 1. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи: [монография] / И. Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с. - (Образование. Педагогические науки: ОПН. Дефектология). 2. Дробинская, А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А. О. Дробинская. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.: табл. - (Учебное пособие для вузов). 3. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие / Н. Н. Заваденко. - [б. м.], 2005. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Психология). 4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2004. 5. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.- Ч. 1. - 104 с 6. Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка: монография / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. - М.: Педагогика, 1991. - 231 с.: рис. - (Образование. Педагогические науки. Возрастная физиология). 7. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.: ил. - (Программа "Обновление гуманит. образования в России")
Работа на занятии Задача 1(ситуационная). Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните причину подобного явления. Задача 2 (ситуационная). Мать Пети (3 г. 7 м.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становится все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может это наследственность?» – спросила мама. Оправдано ли волнение мамы? Дайте обоснование. Какие факторы психологического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Задача 3 (ситуационная). Предлагаем поразмышлять над такими примерами. 1. Воспитатель спросил у детей старшего дошкольного возраста, кем работают их родители. Саша сказал, что его мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братиком, ходит в магазин, стирает, варит обед и убирает комнату. 2. Папа спросил Сережу (4 г.): «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» «Она не работает, она с нами играет и занимается», – ответил Сережа. Проанализируйте ответы, объясните, чем они вызваны. Задача 4 (ситуационная). Дети 4-5 лет часто употребляют выражения «землетрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый - босутый» и т.п. Какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях? Приведите свои примеры. Задание 5. Заполните таблицу «Структура психологической готовности ребенка к школьному обучению» (совместно с преподавателем) Таблица 3
Задание 6. Вам предлагается методика, помогающая родителям соотнести требования школы с возможностями ребенка (д.п.н. Л. Венгер, к.п.н. А. Венгер) Умеет ли ваш ребенок слушать и выполнять указания взрослого? Возьмите лист «в клетку» и предложите ребенку «порисовать узоры». Диктуйте: «1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо и т.д.» (∏_∏_∏) Можно поправлять, т.к. это тренировочный узор. Главное, чтобы он понял инструкцию. Ваша задача – дать три рисунка, не считая тренировочного. Требования: - 2-3 повтора вслух, далее до конца строки ребенок продолжает самостоятельно; - ошибки уже не исправляются; - никаких дополнительных указаний. Оценка результатов: 1) по вашим указаниям - безошибочное воспроизведение с голоса – 4 балла - 1-2 ошибки – 3 балла - больше, чем 1-2 ошибки – 2 балла - ошибок больше, чем правильных участков – 1 балл - правильных участков нет – 0 баллов _______________________________________ к концу 7 г., за 2-3 месяца до школы 7 баллов 2) самостоятельное продолжение – норма 5 баллов
Развита ли у вашего ребенка механическая память? Зачитываете 10 слов, не связанных по смыслу: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Просите повторить. Проводите четыре проверки, пятую через час. Показатели хорошей памяти: - с первого раза запомнил не меньше 5 слов; - в итоге выучено 9-10 слов; - за час забыто не более 2 слов; - не было «провалов». Можно повторить упражнение через несколько дней. Развита ли у вашего ребенка логическая память? Объясните, что хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова: «Я буду говорить слова, а ты к каждому из них сделай рисунок. Не важно, будет ли он хорошим, главное, чтобы помог потом напомнить слово». Диктуйте 10-12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка: - нужна картинка, напоминающая слово, а не воспроизводящая; - следующее слово говорить, только когда рисунок готов; - проверка через 1-1,5 часа: «Для какого слова?» Можно задавать дополнительные вопросы. Оценка результатов: - если рисунок крупный, подробный – непонимание задачи; - если пока рисует помнит слово, но позднее воспроизвести не может – частичное понимание. Допустимо, если до школы не менее полугода. Если осталось 1-2 месяца, то могут возникнуть сложности с запоминанием учебного материал.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.80 (0.01 с.) |