Труд взрослых и рукотворный мир 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Труд взрослых и рукотворный мир



Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Происходит обогащение представлений детей о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в до­школьном учреждении (сервировка стола, мытье посуды, процессы, обеспечивающие поддержание чистоты и порядка в групповой ком­нате и на участке детского сада, стирка белья, приготовление пищи и т.д.), а также о труде взрослых в ближайшем окружении (про­давец, шофер, парикмахер и другие). Формирование отчетливых представлений о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда. Дети осоз­нают, что цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужно взять для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению. Так, если повар делает винегрет, то для его приготовления нужны отварные овощи, которые нарезают ножом на доске для резки овощей; для приготовления другого блюда необходимы другие продукты. На ос­нове обобщения трудовых процессов и выделения их направлен­ности на результат (например, повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлены) у детей формируется понятие «профессия».

Взрослый поощряет познавательный интерес детей к профессио­нальной деятельности их родителей (кем работают близкие, чем заня­ты на работе).

Расширяются представления малышей о предметном мире как ре­зультате трудовой деятельности взрослых. Происходит познание пред­метов ближайшего окружения, выделение их особенностей, строения. Обеспечивается переход от выделения в предметах ярко выраженных в них качеств и свойств (цвет, форма, размер) к пониманию связей и отношений, сущностных характеристик, лежащих в основе первых ро­довых понятий («игрушки», «обувь», «одежда», «посуда», «инструмен­ты» и т. п.).

Воспитатель развивает представления детей о многообразии пред­метного мира материалов (бумага, картон, стекло, металл, резина, кожа, ткань, пластмасса), знакомит детей с их отличительными при­знаками (бумага размокает, рвется, горит, стекло бьется). Побуждает детей делать выводы на основе экспериментирования («Этот мате­риал прочный, а этот — ломкий»). Учит выделять качества и свой­ства, присущие предметам и материалам (разнообразие цветов и от­тенков, запахов, вкусовых качеств; мягкость/твердость, прозрач­ность/непрозрачность, гладкость/шероховатость, легкость/тяжесть и т.д.).

У малышей развивается интерес к предметам бытовой техники, которые широко используются дома и в детском саду: пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина. Происходит познание значимости их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека (например, ово­щерезка быстро нарезает овощи ровными, красивыми кусочками; ее используют, когда нужно нарезать много овощей).

Расширяются детские представления о средствах связи (почта, те­лефон), общественном транспорте (автобус, троллейбус, маршрутное такси, поезд, самолет, пароход).

 

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Педагог активно способствует приобщению детей к самообслу­живанию в процессе режимных моментов в повседневной жиз­ни детского сада. Использует возникающие ситуации для со­вершенствования навыков самоконтроля, воспитания самостоя­тельности, способности быстро включаться в процесс, не отвлекаться, доводить дело до конца, быть доброжелательным, ока­зывать взаимопомощь товарищам, например помочь застегнуть сзади пуговицы на одежде, напомнить, что влажные вещи надо отнести в сушильный шкаф. Воспитывает у детей бережное отно­шение к вещам, предметам и оборудованию, которое используется в процессе самообслуживания: учит аккуратно вешать и складывать одежду, класть мыло в мыльницу, тщательно выключать воду после умывания.

За счет новых обязанностей, связанных с освоением процессов хозяйственно-бытового труда, расширяется объем самообслужива­ния.

Воспитатель последовательно проектирует образовательные си­туации, формирующие умение детей переносить представления и навыки в хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную деятельность, выполняя посильные трудовые процессы: сервировку стола, мытье посуды, баночек из-под краски, вытирание пыли, стирку кукольной одежды и мелких детских вещей.

Педагог использует игровые персонажи, позволяющие учить детей ставить цель, выбирать предметы и инструменты, организо­вывать себе рабочее место, выполнять трудовые действия в верной последовательности, осваивать специальные трудовые умения и спо­собы самоконтроля качества выполнения.

Взрослый формирует умения правильно и симметрично расстав­лять столовые приборы, наливать достаточное количество воды, намыливать, тереть губкой (тряпочкой), оттирая грязь, споласки­вать, выжимать, тереть ткань о ткань при стирке, развешивать вещи для просушки.

Взрослый эмоционально поддерживает проявления добросовест­ности, ответственности, активности и инициативности, стремление детей помочь взрослым, товарищам, включиться в трудовые дела, сопереживать трудовым успехам и неудачам ребенка. Радуется, дает почувствовать детям свою умелость.

 

 

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü У ребенка ярко выражен познавательный интерес к труду взрос­лых, к технике. Ребенок интересуется, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе, охотно отражает полу­ченные представления в сюжетно-ролевых играх. Различает раз­ные профессии по существенным признакам.

ü Способен использовать обследовательские действия для выделе­ния качеств и свойств предметов и материалов, самостоятельно составить описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан.

ü Поведение ребенка свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как результату труда взрослых. Характерен осознанный способ безопасного поведения в быту.

ü Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий и до­стижения результата.

ü Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно вклю­чается в совместный труд со взрослыми или сверстниками.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов

и родителей

ü Познавательный интерес к труду неустойчив, крайне редко от­ражает труд взрослых в сюжетно-ролевой игре.

ü Ребенок знает названия некоторых профессий, но связывает их только с конкретным человеком (Нина Петровна — повар, Зоя Ивановна — няня и т.д.).

ü Интерес к технике ярко не выражен, ребенок часто ошибается в назывании предметов близких видов, затрудняется в ответах на вопрос, из чего сделан предмет.

ü Существенные особенности предметов не вычленяет, делает ошибки при их группировке. Описательный рассказ о пред­мете и последовательности его изготовления составить не может.

ü Не всегда пользуется предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами; безопасный способ детского поведения в предметном мире требует разъяснений и указаний, постоянного контроля со стороны взрослого.

ü Ребенок не уверен в себе; стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, зависим от помощи взрослого.

ü В хозяйственно-бытовом труде требуется постоянная помощь взрослого советами и указаниями по подготовке к работе, а также прямая помощь в выполнении отдельных трудовых действий. У В поведении отмечаются случаи небрежного отношения к резуль­татам чужого труда; неохотно помогает взрослым.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Развитие сенсорной культуры

Ребенок познает многообразие свойств и качеств

окружающих предметов, исследует и экспериментирует

 

Задачи воспитания и развития детей

1.Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, зна­комить с новыми способами обследования.

2.Привлекать детей к обследованию предметов, выделению их качественных особенностей, поддерживать способность замечать не только ярко представленные в предмете свойства, но и менее замет­ные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением.

3.Способствовать освоению ребенком соответствующего словаря: самостоятельно называть признаки и качества, действия обследова­ния, понимать значение слов «форма», «размер», «цвет», «материал».

4.Формировать умение соотносить признаки предметов с освоен­ными эталонами (трава зеленая, яблоко крупное, похоже на шар, крыша треугольная, карандаш деревянный, елка высокая).

5.Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Дети совместно со взрослым или самостоятельно выделяют сен­сорные свойства и качества: цвет, форму, величину, характер поверх­ности, материал, вес, пространственное положение предмета и другие. В ходе обследований дети осваивают основные эталонные характерис­тики предметов, круг которых связан прежде всего с деятельностью ребенка — игрой, изобразительной, музыкально-художественной, конструированием, трудом. Знание предметов и их свойств является одним из условий успешного развития продуктивных видов деятель­ности ребенка.

'

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Дети различают и называют цвета спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; два-три оттенка цвета (например, светло-зеленый, темно-зеленый).

Знают геометрические фигуры и их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), умеют воссоздавать фи­гуры из частей.

Используют сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная, коврик квадратной формы, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый).

При побуждении взрослого и самостоятельно используют элемен­тарные способы обследования с помощью органов чувств: смотрят, слушают, трогают руками, пальцами, ладонями, выполняют действия с предметом — пытаются взвесить на ладонях, стучат, прокатывают, надавливают и т. п.

Сравнивают предметы, выделяя признаки отличия и сходства по двум-трем качествам, подбирают предметы в группу преимущественно на основе зрительной оценки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности). Описывают предмет, называя 3—4 основные свойства.

Учитывают признаки и качества предметов в продуктивных видах деятельности, отражают пространственные характеристики, цвет, размер и строение предметов в рисунках, аппликации, конструиро­вании.

 

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Знания о предметах, их свойствах и качествах, о способах ис­пользования ребенок черпает из собственной практической дея­тельности, особенно — в игре-экспериментировании и рисовании. Воспитатель сначала организует целостное восприятие (предметов, звуков речи, действий, отношений), а затем анализирующее вос­приятие. Воспитатель направляет анализ с помощью цепочки во­просов: какой формы, величины, цвета предмет, из какого мате­риала сделан, гладкий или шероховатый, прочный или хрупкий, из каких частей состоит, как они расположены между собой, может ли предмет передвигаться (быстро, медленно), близко расположен или далеко и т.д.

Для выделения более сложных качеств, отношений, системы при­знаков требуется не одиночное действие, а система действий, произ­водимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, воспитатель обращает внимание детей на признаки материала: прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности и т.д. Например, отличительными призна­ками металла будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении, прочность, особенности звучания при ударе.

В процессе рисования формируются пространственные представ­ления ребенка: дробление целого на части, положение предмета в пространстве, отражение форм, а также цвета во всем его разнообра­зии. Рисование (как и другие виды изобразительной деятельности) способствует формированию представлений о типичном строении предмета, эталонов свойств предметов, умений применять их при обобщении сенсорного опыта. В процессе труда формируется система знаний о свойствах материалов, об орудиях труда и инструментах (ис­пользуемых детьми дошкольного возраста), о способах выполнения тех или иных трудовых операций. Разнообразный труд детей в природе дает возможность сформировать у ребенка точные представления о качествах, свойствах, особенностях природных явлений, обогатить способы сенсорного обследования.

Ознакомив детей со способами обследования и качествами предме­тов, нужно организовать упражнения в выделении этих качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений. Для упражнений необходимо отби­рать разные предметы с проявлениями данного качества (например, и апельсин, и чеснок, и лимонад, и мыло — ароматные; если их понюхать, ощущается запах). Воспитатель организует деятельность по упражне­нию в группировке разнообразных предметов по признаку выявляемого качества. Это важно, так как в этих условиях происходит отделение (абстрагирование) качества от конкретного предмета, что является ис­ходным моментом для перехода к новому этапу — формированию обоб­щенных представлений о разных свойствах.

Примерные темы

«Чем похожи такие разные предметы». Цель — упражнять в срав­нении предметов по разным свойствам, выделять сходство в разных предметах.

«Рисуем музыку». Цель — создавать условия для отражения свойств и характера музыки (длительность, содержание, громкость, ритм) в линии и цвете.


«Так бывает?» Цель — уточнять представления детей о предметах окружающего мира и их эталонных качествах на основе наглядности и по представлению.

«Загадки». Цель — развивать умение определять свойства пред­мета с опорой на разные органы чувств (наглядно и по представ­лению).

«Как узнать?» Цели: развивать умение устанавливать связи между способами обследования и познаваемыми свойствами; обогащать сло­варь.

 

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок проявляет интерес к познанию, обследованию незна­комых предметов, их свойствам.

ü Рассматривает, обследует предмет, по-разному действуя с ним по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и результаты обследования.

ü Любит экспериментировать, организует собственную деятельность по исследованию свойств и качеств предметов и материалов.

ü Способен к целенаправленному наблюдению за объектами в процессе организованного взрослым восприятия и в самостоя­тельной деятельности.

ü Умеет выполнять сенсорный анализ, выделяя не только наиболее ярко выраженные, но и скрытые в предметах качества и свойства.

ü Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, верно использует их в своей речи.

ü Адекватно передает отношение цветов, размеров, форм, пропор­ции, структуру в изобразительной и конструктивной деятель­ности.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü У ребенка отсутствует интерес к исследованию новых, незна­комых предметов, он не умеет наблюдать.

ü Не сформированы основные эталонные представления о цвете, форме, величине.

ü Часто неадекватно отображает признаки предметов в продук­тивной деятельности.

ü В процессе организованного взрослым обследования и сравнения у ребенка отсутствуют эмоции, его речевая активность низкая.

 

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской

деятельности в природе

Ребенок открывает мир природы

 

Задачи воспитания и развития детей

1.Постоянно поддерживать активный интерес детей 4—5 лет к окружающей природе, укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность.

2.Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира приро­ды, открывая для него новые растения, животных, людей, признаки живых организмов, объекты неживой природы, свойства природных материалов (воды, глины, почвы и других).

3.В процессе познавательно-исследовательской деятельности раз­вивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследо­вательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

4.Поддерживать свободный разговор ребенка со взрослыми, сверс­тниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатле­ний, поощрять обращения с вопросами и предложениями по проверке суждений и предположений в ходе экспериментирования.

5.Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с ним.

6.Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

Осуществляя экологическое развитие детей 4—5 лет, важно оста­навливать свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ре­бенка, тех, которые содержатся в группе, на участке детского сада, дома и в ближайшем природном окружении. Поэтому познание при­роды детьми осуществляется в уголке природы, на участке детского сада, центре экспериментирования, в книжном уголке, в центре худо- жественно-творческой деятельности, в игротеке и т. п.

Обеспечивать познавательную активность детей следует посредст­вом использования методов наблюдения за природными объектами и явлениями природы, игрового моделирования и экспериментирова­ния, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций, художественных картин, просмотра видеофрагментов, чтения художественной литературы о природе. Важно, чтобы исполь­зуемые методы соответствовали интересам детей, их познавательным возможностям, особенностям отношения к окружающему.

В процессе наблюдений за природой необходимо продолжать накапливать представления об объектах и явлениях природы, далее — создавать условия для их применения в разнообразной деятельности.

Для накопления эмоционально-положительного опыта общения с природой педагог организует праздники, развлечения, проводит экс­курсии в парк, сквер, лес, к водоему.

Данное содержание наиболее тесно интегрируется с такими обра­зовательными областями, как «Художественное творчество», «Социа­лизация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуника­ция», «Музыка».

Интеграция экологического содержания с другими разделами может состоять в следующем:

— использовать разнообразие экологических игр и упражнений (ди­дактических, словесных, подвижных, игр-инсценировок) в содержа­нии разных образовательных областей;

— в содержание образовательной области «Труд» включать уход за растениями и животными уголка природы, а также на участке дет­ского сада при постоянной помощи воспитателя;

— продолжать обогащать и уточнять представления детей в про­цессе чтения художественной литературы; уточнять и закреплять представления детей в процессе бесед («Почему осень называют золотой?», «Что бы ты увидел, сидя на облаке?», «Живые ли дере­вья зимой?», «Зачем белке пушистый хвост?» и т.д.), составления описательных рассказов;

— поощрять желание детей отражать свои впечатления от изме­нений в природе в разнообразной продуктивной деятельности (рисунки, поделки из природного материала); в уголке самостоя­тельной художественной деятельности, в зависимости от времени года, поместить обводки, контуры (фруктов, овощей, грибов, де­ревьев, зверей, птиц, снежинок), тонированную бумагу для изобра­жения, составления пейзажей и натюрмортов; рассматривать реп­родукции;

— использовать наблюдения природы, ее звуки и классическую музыку для того, чтобы помочь детям на эмоциональном уровне воспринять и лучше осознать осваиваемые представления о при­родном мире.

Содержание экологического развития детей в средней группе можно представить в виде нескольких крупных тем, в рамках которых планируется организация образовательных ситуаций, игр, обсуждений, совместных дел, чтения: «Почему осень называют золотой?», «Что нам осень (весна, лето, зима) принесла (подарила)?», «Мой домашний лю­бимец», «О чем грустит растение», «Чему учит мама своих малышей», «Что ты видел интересного по дороге в детский сад?», «Что бы ты увидел, сидя на облаке?».

 

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Живая природа. Новые представители животных и растений. Их сенсорные признаки: цвет, размер, части и органы, их пространствен­ное расположение. Вариативность признаков у разных объектов одно­го вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, до­статочно крупной или небольшой и т. п.). Вкусовые качества плодов огородных и садовых растений и т. п.

Признаки и свойства растений, животных и человека как живых организмов (двигаются, питаются, дышат, растут) и их особенности (ест — что, чем, как; двигается — как, при помощи чего; дышит — чем; растет — как изменяется).

Назначение основных органов и частей растений, животных, че­ловека, хорошо знакомых детям (например, корень у растения всасы­вает воду из земли и служит опорой растению; стебель проводит воду, пищу к другим частям растения и держит их; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветка появляется плод, в котором зреют семена — детки этого растения). Важность сохранения всех органов и частей живого существа для его жизни и здоровья.

Основные потребности знакомых детям растений и животных и собственные потребности: в свете, тепле, влаге, пище, месте для оби­тания, защите от врагов; способы удовлетворения этих потребностей. Труд человека по созданию условий и уходу за живыми существами (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фрук­тов, цветов и др.), отношение к ним; состояние (хорошее, плохое) растений и животных, детей.

Неживая природа, жизнь растений и животных в среде обитания. Разнообразие явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман; снегопад, поземка, метель; ветерок, сильный ветер, ураган, шторм). Свойства и качества природных материалов (сыпучесть песка, вяз­кость глины, липкость мокрого снега, текучесть воды). Существование разных сред обитания — наземной (почва, земля), воздушной (воздух) и водной (вода).

Приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания, выраженное во внешнем строении, по­ведении (животных), способах существования (рыбы живут в воде: вытянутая обтекаемая форма тела и наличие плавников помогает им передвигаться в воде, чешуя защищает от внешних воздействий, цвет маскирует и помогает спасаться от врагов, при помощи жабр рыбка дышит). Домашние и дикие животные: дикие животные самостоятель­но находят пищу, защищаются от врагов, выращивают потомство, строят жилище, домашним животным помогает в этом человек.

Особенности сезонных явлений природы, приспособление растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом: осенью становится холодно, увядают растения, исчезают (пря­чутся, гибнут) насекомые, птицы, которые питаются насекомыми и не могут найти другого корма, улетают на юг, весной становится теплее, греет и ярко светит солнце, вырастают и зацветают растения, появля­ются насекомые, птицы прилетают, начинают вить гнезда и выводить птенцов, летом птенцы растут, учатся летать и вырастают во взрослых птиц, с приходом осени птицы опять улетают на юг.

Рост животных и растений. Животные и их детеныши (кошка — котенок, лиса — лисенок, волчица — волчонок). Изменения во внеш­нем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе их роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность. Необходимость оберегать как молодое, так и взрослое живое существо.

Последовательность процесса посадки и выращивания лука, круп­ных семян растений: цель, предмет труда, инструменты и материалы, трудовые действия в их последовательности, результат труда.

Места произрастания и обитания растений и животных. Обитатели леса, луга, водоема, парка, клумбы, аквариума: на лугу много света, нет высоких деревьев — растут травянистые растения, любящие свет, много невысоких цветущих растений, поэтому там живут разные на­секомые и мелкие зверьки; над лугами летают птицы, которые пита­ются насекомыми.

Человек. Дети, взрослые. Особенности внешнего вида, различия и сходство во внешности со сверстниками и родителями (цвет волос и глаз, рост, вес, длина волос, половая принадлежность). Органы чувств и их назначение: глаза, чтобы видеть, различать цвет, форму предмета, уши — слышать, нос — дышать, различать запахи, язык — различать вкус, помощь в произнесении звуков и т. д. Люди — живые, они пита­ются, передвигаются, дышат воздухом, чувствуют, им нужны пища, чис­тая вода и свежий воздух, тепло, свет. Особенности, присущие только человеку: люди общаются с другими людьми, думают, разговаривают, видят красоту природы, трудятся, заботятся о других людях, растениях, животных, условиях среды, проявляют доброту. Одежда и деятельность человека (взрослых и детей) в разные сезоны.

 

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Исследуем природный мир, экспериментируем. Воспитатель продол­жает развивать умения детей различать объекты и явления природы по их признакам, способствовать выделению совокупности их сенсор­ных признаков — цвет, величину, характер поверхности, твердость- мягкость, запах. В процессе наблюдений помогает детям выбирать способ, который поможет рассказать больше и точнее о наблюдаемом (сравнить, выделить общие наиболее значимые признаки, зарисовать результаты наблюдений за ростом и развитием). Побуждает детей пользоваться всеми способами сенсорного анализа, вместе с воспита­телем сравнивать предметы и явления природы по заданным свойст­вам, постепенно учиться самостоятельно выделять яркие признаки, отличия и основания для сравнения.

Вместе со взрослым дети осуществляют опыты и поисковые дей­ствия, помогающие понять, например, связи между строением органа и его назначением (зачем растению корень); узнать, какие условия жизни нужны растениям и животным: располагать в разных местах по отношению к свету, потребность в определенных световых условиях. С помощью вопросов, обсуждения помогать детям лучше понимать связи между способом поведения живого существа и условиями среды обитания (Почему рыбка плавает? Почему воробей летает? Почему утенок плавает, а цыпленок нет?).

Вовлекая детей в познавательные, практические ситуации в центре экспериментирования, педагог помогает им выявлять свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней, обсуждать полученные результаты.

Воспитатель использует наглядную модель для объединения объ­ектов в группы по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, характер поверхности, пространственное расположение, численность частей и т. п.). В процессе дидактических игр помогает детям объеди­нять животных в группы по особенностям строения и повадок (рыбы, птицы, звери, насекомые).


Использует игровые ситуации «Какой я?» («У кого такого же цвета глаза (такие же волосы)?», «Кто такого же роста, как я?», «На кого я похож?», «Сколько девочек и мальчиков?, «Попробуй и скажи так») для выделения детьми особенностей внешнего вида, строения челове­ка, знакомства со своеобразием собственной внешности. В ходе познавательных ситуаций «Как человек познает мир» дети узнают назна­чение органов чувств человека (нос, глаза, руки, уши и т.д.).

Взрослый беседует с детьми о потребностях человека, создает условия для выделения детьми общих биологических потребностей (в свете, тепле, воздухе, питании) и понимания ими потребностей, присущих только человеку.

Исходя из детских интересов, побуждает дошкольников состав­лять описательный рассказ о растениях или животных, хоро­шо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, срав­нения.

Заботимся о растениях и животных. Вместе со взрослыми до­школьники принимают участие в уходе за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника (поливают, рыхлят почву, уда­ляют пыль с растений разными способами, сажают растения круп­ными и мелкими семенами, луковицами; помогают готовить корм и кормят животных, моют поилки, кормушки). Педагог создает условия для проявления детской самостоятельности. Предоставляет возможность без помощи взрослого выполнять освоенные детьми способы ухода (полить растение), по необходимости напоминает последовательность ухода, радуется достигнутым успехам, видит по­ложительные результаты труда.

Любим природу, радуемся общению с ней. В процессе наблюде­ний, встреч с живыми существами, решения образовательных си­туаций разной направленности воспитатель поддерживает любозна­тельность детей по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных, человека, их самочувствию. Развивает интерес воспитанников к труду человека по уходу за растениями и животными.

Способствует накоплению детьми опыта самостоятельного, дру­жеского общения с живыми существами. В естественных условиях и специально организованных ситуациях поощряет проявления детьми сочувствия, сопереживания живому организму, которому плохо при нанесении ущерба его здоровью. Пребывая на природе вместе с детьми, наблюдая природные явления, взрослый обращает внимание дошкольников на то, что человек испытывает приятные чувства, радость, получает удовольствие. В играх и другой деятель­ности в природе напоминает детям о необходимости проявления доброжелательности и осторожности. Вовлекает в практическую де­ятельность, поддерживает желание детей вместе со взрослым ока­зать посильную помощь обитателям уголка природы, самостоятельно выполнить те или иные поручения. Способствует сдерживанию в поведении детей негативных поступков по отношению к животным, растениям и сверстникам.

Взрослый собственным примером побуждает детей эстетически воспринимать природу, любоваться, восхищаться ее красотой, стре­миться отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.

 

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок проявляет интерес к природным объектам, особеннос­тям их жизни, испытывает радость от общения с животными и растениями — как знакомыми, так и новыми для него.

ü Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями со взрослыми, сверстниками, стремится отразить их в продуктивной деятельности: лепит, создает по­делки из природного материала, рисует животных и растения простыми способами, раскрашивает контурные изображения.

ü С удовольствием включается в поисково-исследовательскую де­ятельность познания природы как вместе со взрослым, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия.

ü Различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных, может рассказать о них, характеризуя как живые существа.

ü Откликается на предложения взрослого поухаживать за расте­ниями, животными в уголке природы, охотно, вместе с воспи­тателем, оказывает им посильную помощь.

ü Эмоционально откликается на красоту природы, проявляет со­чувствие попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü Интерес ребенка к животным и растениям неустойчивый, ситуа­тивный, эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены.

ü Ребенок не задает вопросов, не делится впечатлениями о природе, представления о ней просты и примитивны.

ü Стремление участвовать в опытах неустойчиво, ситуативно, само­стоятельные наблюдения за растениями и животными редки, в основном по предложению взрослого.

ü В поведении ребенка часто повторяются негативные действия по отношению к животным, растениям, он игнорирует предупрежде­ния взрослого.

 

Развитие математических представлений

Делаем первые шаги в математику.

Исследуем и экспериментируем

Задачи воспитания и развития детей

1.Развивать умения различать объекты по свойствам (форма, раз­мер, количество, пространственное расположение), сравнивать (уста­навливать соответствие, порядок следования, находить часть от цело­го) в практических видах деятельности и в играх.

2.Выявлять простейшие зависимости предметов по форме, раз­меру, количеству и прослеживать изменения объектов по одному- двум признакам.

3.Развивать умения сравнивать, обобщать группы предметов, со­относить, вычленять закономерности чередования и следования, опе­рировать в плане представлений, стремиться к творчеству.

4.Проявлять инициативу в деятельности, в уточнении или вы­движении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата.

5.Осваивать умения рассказывать о выполняемом или выполнен­ном действии (по вопросам), разговаривать со взрослыми, сверстни­ками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Освоение задач математического развития осуществляется в ак­тивных практических действиях сравнения, упорядочивания, обоб­щения, распределения, сосчитывания — как в совместно со взрос­лыми, так и самостоятельно. Игры, игровые материалы способствуют освоению счета, свойств и отношений форм, размеров, временных, пространственных и количественных. Это игры:

— на воссоздание и изменение по форме, цвету: «Хамелеон», «Уникуб», «Цветное панно», «Тетрис», «Маленький дизайнер»;

— на плоскостное и объемное моделирование: «Кубики для всех», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Танграм», «Волшебный круг», «Игровой квадрат», «Змейка»;

— на соотнесение карточек по смыслу: игры с пазлами: «Цвета и формы», «Ассоциации», «Часть и целое», «Числа и цифры»;

— на трансфигурацию и трансформацию: «Змейка» (объемная), «Цветок лотоса», «Игры со спичками» (головоломки), «Геометрический конструктор»;

— на освоение отношений «целое—часть»: «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Математический планшет», «Играем вместе»;

— игровые материалы: «Блоки Дьенеша», «Цветные счетные па­лочки Кюизенера» и методические пособия к ним.

Интеграция математического развития с другими направлениями образовательного процесса (изобразительной деятельностью, природо­ведческой, конструированием) осуществляется повседневно через це­левые установки: навести порядок (как?), объединиться по трое, рас­пределить кукол по росту, определить форму листьев комнатных рас­тений (с чем их надо сравнить), отыскать самый высокий из кустарников (как сравнить и для чего).

Интеграция осуществляется и через содержание образования (представления, знания), его развивающее воздействие на детей (упо­рядочивать, обобщать, сравнивать, пользоваться числами, увеличивать и уменьшать по величине и числу).

Дидактические средства — игры, игровые материалы, художествен­ная, познавательная литература, опыты и эксперименты — содержат в себе элементы интеграции разных видов познания.

 

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Дети 4—5 лет осваивают умения пользоваться эталонами с целью определения форм предметов окружения, размеров объектов по длине, ширине, высоте, толщине, что помогает им точнее отображать пред­меты в лепке, аппликации, конструировании.

Дети учатся характеризовать объект, в сравнении с другими, как находящийся слева или справа, впереди или сзади от..., как выше/ниже другого, занимать, например, третье место в ряду, быть выраженным знаком-символом, цифрой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.093 с.)