Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приобщение к изобразительному искусствуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Декоративно-прикладное искусство1 [1] Представление о предметах декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы: предметы народной культуры (назначение предметов, их выразительность и образность, материалы для изготовления предметов — дерево, глина, тесто, лоскут и т. п.). Особенность декоративных образов: выразительность, яркость, нарядность, узорчатость. Связь узоров и орнаментов с окружающим миром (природой). Своеобразие некоторых узоров и орнаментов (кольца, дуги, точки; бутоны, листья; цветовые сочетания). Графика Иллюстрированная книга. Особенности книжной графики: иллюстрации сопровождают текст; украшают книгу; рисунок позволяет раскрыть (дополнить) характер героев, события. Некоторые средства выразительности графики (линия, точка, штрих, цвет), особенности передачи формы, строения, позы, жеста. Художники-иллюстраторы — на конкретных примерах, близких детскому опыту: Е. и Н. Чарушины, Н. Кочергин, Т. Юфа, Т. Маврина, М. Митурич и другие. Живопись Отличие живописных произведений от графических. На конкретных примерах: особенности создания изображения, используемые материалы, особенности образов. Некоторые жанры живописи — натюрморт, пейзаж, портрет (на конкретных примерах). Средства выразительности живописи (цвет, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры, размеров предметов и в явлениях окружающего мира. Скульптура Отличие скульптуры от живописи (на конкретных примерах). Некоторые способы создания скульптуры — пластика, высекание (на конкретных примерах, с помощью демонстрации техники в ситуациях детского экспериментирования с изобразительными материалами: пластилином, снегом и т. п.). Архитектура Представления о том, что окружающие детей дома — это архитектурные сооружения. Сходство и различие домов по используемым материалам, внешним конструктивным решениям (количеству этажей, количеству и форме, размеру окон и дверей). Посещения музея Первое посещение музея. Произведения искусства в музее. Музей игрушек. Правила поведения в музее.
Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети В специальных образовательных ситуациях и повседневной жизни педагог активизирует и поддерживает проявление интереса у детей к предметам народных промыслов, иллюстрациям в, детских книгах, скульптуре малых форм, необычным архитектурным постройкам; побуждает стремление их рассматривать, обыгрывать. Воспитатель развивает у детей умение внимательно и последовательно рассматривать предметы народных промыслов, иллюстрации, скульптурное и живописное изображения, узнавать изображенные предметы, выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, привлекательные предметы, мелкую скульптуру. С помощью вопросов, интересных описаний, образных сравнений воспитатель подводит детей к пониманию образа (что изображено). Обращает внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художник (скульптор, народный умелец) создает яркий образ: на некоторые особенности цвета (как средства передачи эмоционального состояния, настроения, отношения автора к изображенному), рисунка (выразительность линий, форм, штриха, передающих движение, позу, жесты, мимику героя), выделение главного на плоскости листа цветом, положением в пространстве, передачу объема, статику и движение в скульптуре, значимость материала, из которого выполнен скульптурный образ. Обращает внимание детей на выразительность узоров и символов в предметах народных промыслов; развивает умения выделять некоторые элементы декора (цветовое и композиционное решение). Воспитатель формирует умение различать 2—3 вида народных игрушек, называть игрушки, промысел; различать и группировать предметы народных промыслов по используемым материалам и назначению (игрушки, посуда); выделять некоторые особенности (яркость, нарядность, праздничность, красота). Развивает умения различать скульптурные, живописные и графические изображения, изобразительные материалы для создания живописных и графических изображений (краски, мелки, карандаши). Обращает внимание детей на общие и характерные особенности построек (домов, сказочных домиков): по высоте, длине, конструктивным элементам (окна, двери), цвету, элементам декора. В процессе рассматривания произведений педагог знакомит детей с жанрами живописи (на конкретных примерах). Развивает умения откликаться на интересные декоративно-оформительские решения (украшение группы, елки, одежда взрослых, атрибуты игр), замечать новые красивые предметы в пространстве группы. Инициирует стремление детей задавать вопросы о предметах народных промыслов, скульптуре и живописных изображениях, по содержанию текста и иллюстрации; использовать образные слова, сравнения, рассказывать о собственных ассоциациях, предпочтениях. Педагог поддерживает проявления детских предпочтений: выбор детьми любимых книг и иллюстраций, понравившихся скульптурных и живописных образов, предметов народных промыслов. Создает ситуации, способствующие проявлению детьми бережного отношения к книгам, игрушкам, предметам народных промыслов, используемым в игре. Активизирует и развивает интерес, положительное эмоциональное отношение детей к посещению музея (совместные с родителями экскурсии).
РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Изобразительные материалы: бумага разного цвета, формата, фактуры, картон, пластические материалы (глина, пластилин и т.п.), краска гуашевая, цветные мелки, фломастеры, клей. Свойства материалов: бумага рвется, легкая, тонкая, красивая, цветная, приклеивается, на ней можно рисовать разными материалами и т. п.; глина разминается, пластичная, ее можно раскатывать, отрывать маленькие кусочки и т. п. Инструменты: цветные карандаши основных цветов, фломастеры, кисти для рисования, кисти для наклеивания, салфетки для примаки- вания, стеки и т. д. Правила использования инструментов: работа щетинной кистью, сочетания некоторых материалов (гуашь и восковые мелки). Способы создания изображения: на основе основных форм (круга, овала, прямоугольника). Способы получения оттенков и нового цвета: составление нового цветового тона на палитре (зеленый цвет — смешением синего и желтого), накладыванием одной краски на другую, штриховкой цветными карандашами, фломастерами, мелками. Способы и приемы вырезания: по прямой линии коротких и длинных полос («перекладины» для «лесенки», «забора», закладки для книг), перерезать квадраты по диагонали («крыша», «парус»), срезать угол у прямоугольника («лодочка», «крыша домика»), делать косой срез («елочка», «ракета»), вырезать округлые формы из квадрата («яблоко», «помидор», «колеса», «бусины», «тарелки»). Способы лепки: конструктивный и комбинированный. Приемы лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание (уши, клюв), соединение частей сглаживанием пальцами поверхности, прижиманием и примазыванием (присоединение головы к туловищу), вдавливание шара, цилиндра для получения полой формы (чашка, ваза). Способы создания знакомых сооружений (простые постройки: мосты, машины, здания, гаражи — 4—5 вариантов) из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров) и тематического конструктора (деталей разного размера). Способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности, использования перекрытий. Способы складывания различных поделок из бумаги: складывание квадрата по диагонали и пополам с совмещением сторон, углов, отглаживанием сгиба (платочки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики), приклеивание деталей к основной форме (колес к вагончику, трубы к дому).
Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Педагог активизирует проявление интереса детей к изобразительной деятельности, изобразительным материалам и инструментам, желание заниматься изобразительной деятельностью — как совместно со взрослым, так и по собственному желанию. Развивает умения: выделять общие, типичные, характерные признаки предметов и явлений природы, человека; сенсорные, эстетические свойства (разнообразие форм, размеров, пропорций; цветовые тона, изменения цвета в зависимости от сезона, времени года, состояния освещенности); видеть общее и отличное в объектах (например, птицы — петушок и курочка, воробей и синичка); устанавливать ассоциативные связи между свойствами предметов (формой, цветом), деталями конструктора и образами. Развивает у детей умения принимать замысел будущей работы, предложенный педагогом, — рисовать отдельные предметы и простые сюжеты, повторяя изображения одних и тех же предметов (цыплята на лужайке, яркие цветы, грибочки на тарелке) и добавляя другие (солнце, капельки и т. п.). В рисунке, лепке — выразительно предавать образы объектов окружающего мира (овощи, фрукты, сооружения, машины, деревья, кустарники и цветы, животные и человек), изображать типичные и некоторые индивидуальные признаки (например, деревья имеют ствол, ветки, но могут быть разные по длине ветвей и их толщине, высоте стволов, разные по цвету в зависимости от сезона). Педагог поддерживает стремление детей самостоятельно и при поддержке взрослого обыгрывать изображение, желание создавать продукты изобразительной деятельности для разнообразных игр, в подарок близким людям; радоваться процессу и результатам деятельности, стремиться к оценке результатов взрослым и эмоционально откликаться на его похвалу. Обогащает опыт участия в совместном со взрослым и детьми изобразительном творчестве (создание панно, коллажей). Воспитатель стимулирует интеграцию видов деятельности (при инициации взрослого и самостоятельно), например лепка и игра, рисование и лепка, рисование и сочинительство; стимулирует стремление сочетать освоенные техники и материалы, экспериментировать с материалами и инструментами, поддерживать проявление индивидуальных предпочтений в выборе изобразительных материалов, сочетаний техник, создаваемых образов. Поощряет детей эстетически воспринимать созданную работу, радоваться результату, проявлять потребность в создании прекрасного (изготовление подарков близким) и украшении пространства (кукольной комнаты, группы к праздникам). В лепке, аппликации, конструировании воспитатель побуждает детей использовать несложные пооперационные карты (схемы сложения), изменять (частично преобразовывать) постройку, работать в соответствии с условием, заданием педагога. Развивает умение сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ. Создает ситуации освоения детьми обобщенных способов создания изображения (дугой, на основе овала). Изобразительно-выразительные умения Педагог развивает умения: правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально или горизонтально); выделять планы (по всему листу, два плана — небо и земля); выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать отчетливо основные формы; составлять изображение из нескольких частей; передавать в работах позы, движение, жесты персонажей, некоторые детали (бантик у девочки, пуговички на рубашке); соотносить предметы по величине. Педагог создает ситуации подбора детьми цвета, соответствующего изображаемому предмету. Поддерживает желание использовать разнообразные цвета, применять цвет как средство выразительности; передавать состояние, характер образа (добрый — злой, теплый — холодный), свое отношение к герою или явлению, признаки сказочности при рисовании по мотивам сказок (цветовым решением, атрибутами). В сюжетном изображении педагог учит детей передавать пространственные и временные отношения. В декоративном изображении — нарядно украшать предметную (шарфик, шапочку, вазу, кружку) и геометрическую (круг, прямоугольник, квадрат) основы с помощью ритма пятен, геометрических элементов узора; в лепке — посредством налетов, узора стекой. Учит соотносить цвет и элементы декора с фоном, создавать несложную композицию из изготовленных предметов. Технические умения В рисовании педагог формирует у детей умение отбирать изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом (при косвенной помощи педагога). Активизирует использование правильных формообразующих движений для создания образа. Подводит детей к пониманию соотношения качества движения руки с создаваемым образом (легкость, плавность, размах, нажим). Развивает умение уверенно проводить узкие и широкие линии, полосы (плашмя и концом кисти), рисовать кольца, точки, дуги, мазки, трилистник; правильно удерживать карандаш, кисть, фломастеры, цветной и восковой мел; совершать свободные движения рук при рисовании; закрашивать рисунки кистью, карандашом, фломастером, проводя линии только в одном направлении, ритмично нанося мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура. В специальных образовательных ситуациях воспитатель учит детей составлять новый цветовой тон на палитре (зеленый цвет — смешением синего и желтого), накладывать одну краску на другую, штриховать цветными карандашами, фломастерами, мелками, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (гуашь и восковые мелки). Напоминает о необходимости сохранять правильную позу при рисовании, не напрягать спину и руку. Учит аккуратно пользоваться материалами. В аппликации педагог учит детей правильно использовать ножницы (удерживать в пальцах), разрезать бумагу, полукартон. Развивает у детей умения резать по прямой линии короткие и длинные полосы («перекладины» для «лесенки», «забора», закладки для книг), перерезать квадраты по диагонали («крыша», «парус»), срезать угол у прямоугольника («лодочка», «крыша домика»), делать косой срез («елочка», «ракета»), вырезать округлые формы из квадрата («яблоко», «помидор», «колеса», «бусины», «тарелки»). Воспитатель знакомит детей с техникой обрывной аппликации, учит использовать для создания выразительного образа нетрадиционные техники и материалы (соль, пух, перья, стружка, блестки, толченая скорлупа и т. п.), из полос, вырезанных форм составлять изображения разных предметов. Развивает умение аккуратно вырезать и наклеивать детали; набирать достаточное количество клея на кисть, аккуратно прижимать к основе, снимать излишки клея; использовать другие материалы для крепления (пластилин, клеевой карандаш). В лепке педагог обогащает опыт работы с различными материалами — глиной, пластилином, пластической массой, снегом, песком. Знакомит с конструктивным и комбинированным способами создания изображения. Развивает у детей умение использовать приемы лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание (уши, клюв), соединение частей сглаживанием поверхности пальцами, прижиманием и примазыванием, вдавливание шара, цилиндра для получения полой формы (чашка, ваза). Активизирует украшение лепной работы с помощью стеки, налепов, использование элементов декора (семена, бусины, крупы). В конструировании Конструирование из готовых геометрических фигур. Педагог развивает у детей умение анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение. Поощряет создание дошкольниками вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров) и тематического конструктора, деталей разного размера. Развивает умения выполнять простые постройки (мосты, машины, здания, гаражи — 4—5 вариантов каждой темы). При помощи педагога дети учатся создавать варианты постройки (варьируя длину, ширину, высоту), соблюдая принцип конструкции. Взрослый знакомит детей со способами замещения форм, придания им устойчивости, прочности, использования перекрытий. Конструирование из бумаги. Педагог знакомит детей с обобщенными способами складывания различных поделок: складывание квадрата — по диагонали и пополам с совмещением сторон, углов, отглаживанием сгиба (платочки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики), приклеивание деталей к основной форме (колес к вагончику, трубы к дому). Конструирование из природного материала. Воспитатель развивает у детей умение видеть образ в природном материале (сучках, плодах, шишках, ореховой скорлупе, соломе, коре), составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей, пластилин. Активизирует составление детьми простых коллажей из готовых элементов, изготовление простых сувениров (открыток, пригласительных билетов) в технике коллажа, аппликации и дорисовывания, простых рельефов (глина, пластилин) на бумажной и деревянной основе.
Итоги освоения содержания образовательной области Достижения ребенка (Что нас радует) ü Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно. ü Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения (по тематике близкой опыту детей). ü Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течение года. ü В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму), соотносить воспринимаемое с собственным опытом. ü В процессе собственной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты. ü Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в лепке, аппликации, рисовании, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. ü При поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных работ. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей ü Ребенок не проявляет желания общаться с прекрасным, без интереса включается в образовательные ситуации эстетической направленности, равнодушен к занятиям изобразительной деятельностью, с неохотой включается в общение с педагогом. ü С трудом проявляет эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире (предметном, природном), в искусстве — просто перечисляет отдельные свойства рассматриваемого объекта. ü С трудом осваивает приемы изображения образа; рисунки однообразны и маловыразительны, шаблонны. ü Не использует возможности разных изобразительных материалов. ü Без активной поддержки педагога не выражает желание участвовать в выполнении коллективных работ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.132 (0.015 с.) |