Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В практике взаимодействия педагогов и родителей

Поиск

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА

С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности.

Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок переходит на новую ступень личностного развития — у него возникает потребность в познавательном общении со взрослыми, он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («когда я был маленьким...») и настоящего. Основные «источ­ники информации» о своем прошлом для ребенка — его родители, близкие.

В своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год, и обращает внимание на изменения в развитии до­школьников, на то, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.

Основные приоритеты совместного с родителями развития ребенка:

ü развитие детской любознательности;

ü развитие связной речи;

ü развитие самостоятельной игровой деятельности детей;

ü установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и

ü развитие дружеских взаимоотношений;

ü воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской

ü деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пя­того года жизни, приоритетными задачами его физического и психи­ческого развития.

2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ре­бенка, умение оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.

3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобще­ние ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.

4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и обще­ния.

5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.

6. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной дея­тельности.

7. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоя­тельности.

НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА

С РОДИТЕЛЯМИ

Педагогический мониторинг

Продолжая изучение особенностей семейного воспитания, пе­дагог знакомится с традициями семейного воспитания, обращает внимание на благополучие детско-родительских отношений в раз­ных семьях, проблемы конкретных родителей в воспитании детей, изучает удовлетворенность родителей совместной деятельностью с педагогом.

Решая эти задачи, воспитатель проводит анкетирование родителей «Семейное воспитание», «Мы и наш ребенок», беседу с родителями «Традиции нашей семьи».

Понять особенности внутрисемейных отношений и роль ребенка в семье педагогу помогут беседа с ребенком «Ты и твоя семья» (автор А. И. Захаров) и диагностическая игра «Почта».

Для изучения удовлетворенности родителей в совместной деятель­ности воспитатель проводит анкетирование родителей «Вместе с дет­ским садом», диагностическую беседу «Какой я родитель».

В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбранных направлений сотрудничества педагога с родителями (пе­дагогического образования родителей) и конкретных проблем, выяв­ленных в ходе диагностики.

 

Педагогическая поддержка

В средней группе воспитатель не только стремится установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родительского коллектива группы — возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми про­водить свободное время. Для того чтобы педагогу лучше узнать осо­бенности семей своих воспитанников, сплотить родительский кол­лектив, сблизить родителей со своими детьми, можно предложить родителям вместе с детьми составить рассказы на темы: «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это вся моя семья».

Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать со­вместное оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья?», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей». Фотоальбом «По секрету всему свету» позволит узнать о жизни каждой семьи: о любимых занятиях, увлечениях, о совместных делах взрослых и детей, семейных праздниках, походах. Каждая семья оформляет свою страницу альбома, посвященную традициям, интересам детей и взрослых.

В ходе взаимодействия с родителями педагог подчеркивает, что эф­фективное интеллектуальное развитие детей невозможно без участия семьи, близких. Педагог знакомит родителей с приемами активизации детской любознательности, обогащения представлений об окружающем мире, развития речевых способностей. С этой целью он предлагает ро­дителям игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют много времени и специального оборудования: «На кого похожи облачка? (камешки, листья)», «Найди вокруг как можно больше красных (округлых, деревянных) предметов», «Отгадай, какие слова я пропустила в рассказе, и составь сам „неполный" рассказ», «Как, посмотрев в окно, узнать, холодно ли на улице?»

Поскольку представления детей о социальном окружении склады­ваются на основе конкретных детских впечатлений о своей улице, районе, родном городе, педагогу важно заинтересовать родителей зна­комством ребенка с родным городом. Для этого может быть проведена викторина «Знаем ли мы свой город?».

В газетах, тематических информационных бюллетенях для родите­лей воспитателю необходимо представить информацию о том, что рассказать дошкольнику о своем районе и городе, как лучше позна­комить его с достопримечательностями, какие «заветные» уголки род­ного города можно посетить с детьми разного возраста, как помочь ребенку выразить свои впечатления об увиденном.

Педагогическое образование родителей

Благодаря усилиям педагога у родителей появляются четко офор­мившиеся образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя). Для удовлетворения образовательных запросов педагог использует разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги; уместно создание клубов для родителей: «Традиции семьи», «Вундеркинд», «Узнаем наш город».

Так, при создании клуба «Традиции семьи» педагогу важно вызвать у родителей интерес к проблеме семейных традиций, желание приоб­щать к ним своих детей. Для решения этой задачи он организует устный журнал для родителей «Традиции семьи: вчера, сегодня, за­втра», в ходе которого обсуждаются традиции, которые возможно воз­родить в современных семьях, и среди них семейные игры (анаграм­мы, арифмограммы, лото), семейные вечера для маленьких с участием всех членов семьи, совместное чтение по вечерам любимых сказок и рассказов, сотворчество детей и родителей. Этот разговор с родителя­ми поможет поддержать интерес родителей к семейному чтению ху­дожественной литературы.

Для родителей, желающих возродить семейные традиции, в клубе организуются тематические встречи «Создание семейного музея», «До­машний театр — с чего начать?», «Проведение семейных праздников». Итоговой может стать встреча за «круглым столом» «А у нас в семье так», на которой родители обсуждают, какие семейные традиции до­ступны пониманию дошкольников, как лучше приобщать к ним детей, делятся воспоминаниями о том, какие семейные традиции и ритуалы больше всего запомнились им из собственного детства.

Исходя из пожеланий родителей, при поддержке медицинской и психологической службы воспитатель реализует с родителями ком­плексные программы психолого-педагогического образования: «Учим­ся общаться с ребенком», «Вместе с папой», «Знаю ли я своего ребен­ка», «Растем здоровыми». Задача таких программ — расширение зна­ний родителей о различных подходах в воспитании, развитие умений видеть и понимать своего ребенка, совершенствование умений роди­телей развивать своих детей в различных видах деятельности.

Воспитатель обращает внимание и на особые педагогические по­требности родителей, помогает им решить проблемы воспитания. Для этого он организует родительские встречи на темы - «Наш маленький капризуля», «Растем без папы», «Легко ли быть послушным?».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.63 (0.011 с.)