Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способный ребенок - не дар природы

Поиск

Как рождаются способности?

Б.П.: В основу умственного развития наших детей положены все те же наши "трикита": богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода исамостоятельность детей в занятиях и играх и наша искренняязаинтересованность во всех их делах. Мне и здесь хотелось бы еще разподчеркнуть, что мы не ставили себе целью научить их всему как можно раньше,мы старались создать условия для развития их способностей - по ихвозможностям и желаниям. Мы не знали и не могли взять на себя смелость определять, что и когдаразвивается у малышей, и в своих действиях исходили из того простогонаблюдения, о котором уже упоминали в первой части книги: с младенцемразговаривают со дня его рождения, когда он еще и не понимает ничего.Наступает момент (для каждого индивидуальный), и малыш скажет первое слово.Если с ним не говорить, то это первое слово может быть не сказано и в год, ив два, и в три. Ну а если по отношению ко всем прочим человеческимспособностям поступить так же? Не определять сроки заранее, а просто создатьблагоприятные условия и посмотреть, как будет развиваться ребенок. В поискеэтих условий мы и выработали те самые принципы, о которых я говорил. Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта,для которых у нас были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенокеще только начинал говорить, а у него уже были среди прочих вещей и игрушеккубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, проволочные буквы и цифры. Вместе с великим множеством понятий и слов, входящих в эту пору в мозгребенка, четыре десятка значков, называемых А, Б, В... 1, 2, 3, 4... и т.д.,запоминались без всякого труда к полутора-двум годам. А все потому, что мы неделали из этого тайны, не говорили, что "тебе рано", просто называли малышубуквы, как называли прочие предметы: стол, стул, окно, лампа и т.д. Ирадовались, когда он запоминал, узнавая их в любом тексте. Так же было и с математикой (счеты, счетною палочки, цифры, таблица: сотни итысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики,мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом(спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе). Самым главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условияхдети очень многое начинали раньше, чем это предписывалось им по медицинским ипедагогическим нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре - понималиплан и чертеж, в пять - решали простые уравнения, с интересом путешествовалипо карте мира и т.д. И дело было не только в постижении некоторых школьныхпремудростей, которыми они легко овладевали до школы (беглое чтение, устныйсчет, письмо), но и в том, что они при этом становились самостоятельнее,инициативнее, любознательнее, ответственнее - тоже не по годам. Мы их моглиоставить дома одних (с 6-7-летним старшим) часа на три-четыре и знали, чтоничего не случится. Мы могли спокойно послать семилетнего в Москву(электричка, метро) или одиннадцатилетнего в Горький (он сам брал себе билет,ехал без всякой опеки проводника или кого-либо из взрослых). И все это неделало из них старичков - таких выдумщиков и озорников еще поискать! Но обэтом речь еще впереди. Сначала мы этому только удивлялись, а затем всерьез заинтересовалисьпроблемой раннего развития детей. Оказалось, что изучением потенциальныхвозможностей человеческого мозга давно занимается мировая наука и практика.Ученые пришли к выводу, что резервы мозга колоссальны, а используются они втечение жизни человека ничтожно мало, что гениальность - это наиболее полноепроявление интеллектуального потенциала, которым обладает любой нормальныйчеловек. От чего же зависит реализация этого потенциала? От чего зависит уровеньразвития способностей? Ответить на этот вопрос - значит, найти способ раститьталанты, не искать их среди обыкновенных, а растить всех талантливыми людьми.А это позволит избавить школу от неуспевающих и второгодников, детей - отперегрузок, родителей - от бессилия и удобного предрассудка: "Такой уж он уменя уродился". Просто невозможно было не попытаться принять участие в поискеответа на вопрос, откуда берутся таланты? Ну, конечно, мы ни в какой степени не считаем, что нашли способ выращиваниявундеркиндов. Вундеркинд - это чудо-ребенок, исключение из правил, покамалообъясненное явление. Я же говорю о другом: как каждого, буквально каждогомалыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже талантливым. Ведьэто требование времени - научно-технической революции, всевозрастающейответственности человечества за все, что делается на земле, необходамостипредвидения и осмысленности каждого шага человека, живущего на нашей планете. Л.А.: Я думаю, что ответственность зависит не столько от талантливости,сколько от совестливости. Можно быть сверхталантливым, но при этом корыстными эгоистичным человеком, живущим по принципу: "После меня хоть потоп..." Б.П.: Это наш старый спор, мы к нему еще вернемся. Я только скажу, что сейчаснужен не только знающий человек, но и творчески осмысливающий свое дело, своеместо в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие способности иумение применять их на практике, в труде, на любом рабочем месте, в любойжизненной ситуации. Как этого добиться?

Главное - своевременное начало

Важнейшим условием развития всех способностей я считаю своевременное начало.За этими двумя словами годы наблюдений, размышлений, исследований. Итогомэтой работы была "Гипотеза возникновения и развития творческих способностей"(сб. "Социологические и экономические проблемы образования". Новосибирск,"Наука", 1969, с. 78-124). В ней впервые появилось непривычное слово НУВЭРС,составленное из первых букв названия процесса, который происходит вчеловеческом мозгу: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного РазвитияСпособностей. Трудно вкратце изложить содержание большой работы, но суть еезаключается в следующем: каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладаетколоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческойдеятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастомпостепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднееразвивать его способности. Вот почему так важно, чтобы условия опережали развитие. Это даст наибольшийэффект в развитии, которое будет просто своевременным, а вовсе не "ранним",как считают те, кто называет так развитие наших детей. Кстати сказать, мы-то сами теперь считаем развитие наших ребятишек не тольконе ранним, а запаздывающим во многих отношениях. Ведь условия, которые мысумели создать, конечно, еще очень далеки от возможного идеала. Этоестественно: домашними силами и средствами такую проблему не поднять. Вот несколько примеров. Не смогли мы создать даже удовлетворительных условийдля занятий ребят в области изобразительного искусства, биологии, иностранныхязыков и многого другого. И развитие ребят здесь явно отстает от ихвозможностей. А теперь нагонять упущенное очень трудно: иностранный язык,например, никто из них толком так и не знает, несмотря на школьные пятерки ичетверки. А могли бы знать, если бы кто-нибудь из нас владел иностраннымязыком, и просто говорил на этом языке с детьми со дня рождения, как этоделает со своими малышами инженер В.С.Скрипалев. Для Олега Скрипалеваизучение английского языка проблемы не составит: он говорит на нем так же,как и на русском, совсем свободно. Итак, условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее.Вот для этого и нужна - все равно: в доме ли, в детском ли учреждении -гораздо более богатая обстановка, чем та, в которой сейчас растут дети вомногих семьях.

И широкое поле деятельности

Конечно, под богатой обстановкой я понимаю не ковры, хрусталь, польскуюмебель и т.п. Все это предназначено для отдыха взрослых, а ребенку от такогобогатства пользы мало: полированным миром вещей-недотрог можно лишьлюбоваться, а делать в нем ничего нельзя. Правда, для ребятишек в возрасте додвух лет даже простое разглядывание предметов и их изображений занимает до 20процентов всего времени их бодрствования и является важным развивающимфактором. Но чем старше становится ребенок, тем менее его удовлетворяет односозерцание, и он тянется к каждому предмету рукой и начинает его пробоватьсначала "на вкус", потом "на стук", потом на всякое другое его применение. Новедь хрусталь для этого не годится, а вот если малышу рано попадают в рукикарандаши, мел, бумага, клей, ножницы, молоток, картон, краски, пластилин,кубики - все то, чем можно работать (действовать, строить, делать), тембогаче условия его развития. Мы рано заметили, что малыши предпочитают манипулировать не игрушками (они имбыстро надоедают), а предметами домашнего обихода, которыми пользуютсявзрослые: кухонной утварью, письменными и швейными принадлежностями,инструментами, приборами... А заметив это, разрешили малышам "войти" в нашвзрослый мир и исследовать его неигрушечные свойства и опасности. Мы ужеписали в первом разделе книги, как мы начинаем знакомить малышей с этимсложным миром реальных вещей. Того же принципа самостоятельности мыпридерживаемся и в дальнейшем, не требуя от малышей "не брать без спроса", нотребуя "класть на место". При этом, приветствуя исследовательскуюдеятельность, мы запрещаем ломать, рвать, портить вещи "просто так" - "созла" или от нечего делать. Доступность вещей не означает, однако, что детям позволено все трогать ибрать без разрешения. У нас есть вещи - и их действительно огромноебольшинство, - которыми дети могут пользоваться в любое время по своемуусмотрению. Перечислять их бессмысленно: это все то, что не входит в двезапретные категории: чужие и ценные вещи. Под "чужими" понимаются буквальночужие, а кроме того, личные вещи - на папином или мамином столе, в дедушкинойкомнате, в чьей-то сумке или портфеле, которые неприкосновенны. Эти вещиможно брать только с разрешения. А ценные вещи - на них также налагался,безусловно, строгий запрет - это часы, магнитофон, фотоаппараты, пишущаямашинка и т.п., тонкие механизмы, которые ребенок по незнанию может легкоиспортить. Мы не прятали их от детей, не убирали подальше, но давали понять спервого же знакомства, что эти вещи трогать нельзя. И я не помню случая,чтобы по вине малышей что-нибудь из дорогих вещей вышло из строя, хотя онибыли всегда доступны, а дети часто оставались с ними наедине. Думаю, так получалось потому, что подобных запретных вещей было очень немногои они не были детям совершенно незнакомы. Обычно малыши рассматривали ихвместе с кем-нибудь из взрослых или старших, и они переставали бытьпритягательными своей неизвестностью. А главное, у детей нашими стараниямивсе больше появлялось других интересных, всегда доступных для них вещей,начиная от спортивных снарядов и кончая всевозможными инструментами истроительными материалами, все это, помимо обычных игрушек, кукол, которых удетей тоже много. В нашей комнате-мастерской можно резать, клеить, лепить,пилить, забивать гвозди, рубить, колоть, сверлить, точить. Были как-то у насв гостях целую неделю два брата - двухлетний Витя и шестилетний Дима. Как жеони были довольны, что молотки бывают разного роста и гвозди тоже и что доскуможно прибивать гвоздями к обрубку бревна на полу. С каким усердием онивколачивали в бедную доску гвозди один за другим, получалось это у них вселучше и лучше. А мы с их мамой - доктором - глядели на "мастеров" и говорилидруг другу: "Как же не хватает малышам в современной квартире вот такогонастоящего дела!" Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявитьсебя в каком бы то ни было творчестве. Заметили, что малыш любит писатьмелом, - сделали из куска линолеума доску; заметили, что его интересует в"Детской энциклопедии" карта, - повесили большую карту полушарий на стенку.Так у нас на стенах появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные иписьменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянныекирпичи, конструкторы, всевозможные игры и, конечно, книги, множество книг -от сказок и книжек-малышек до энциклопедий и научно-популярной литературы.Вот это-то мы и назьваем богатой обстановкой. Для ребенка в ней открываетсябогатое поле деятельности. Один профессор, вспоминая детство, удивлялся, с какой живостью и точностью онможет представить рисунок на обоях в детской и даже форму трещин на беломпотолке. Так почему же, недоумевал он, не дать для запоминания "на всю жизнь"таких сгустков человеческих знаний, какими являются географическая карта илитаблица Менделеева? Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудитьинтерес к какой-то области знания и даже развить определенные способностиребенка. Те, кто знаком с биографией женщины-математика Софьи Ковалевской, моглиобратить вниманне на такую деталь: стены ее детской были оклеены страницамииз математической книги. Но мало кто верит в связь между этими страничками сформулами и чертежами и ярким математическим талантом девочки Сони. У нас в семье, видимо, точно так же "сработала" таблица Менделеева, накоторую обратил внимание в "Детской энциклопедии" трехлетний Антон. А позженачались дымы, запахи, вспышки, появился конструктор "Юный химик") целаястена в мастерской, забитая химической посудой и химикатами. Потомхимико-механический техникум, победа в химической олимпиаде и, наконец,химфак МГУ.

Любимые учебные пособия

Этой чуткостью и восприимчивостью детского ума мы постарались воспользоватьсяи в обучении грамоте, счету, в знакомстве детей с мерами длины, веса,времени, с чертежом, планом и т.д. Касса больших (60 миллиметров) письменных букв, согнутых из проволоки, нетолько позволяла составлять слова-поезда: "МАМА", "АНЯ", "ДОМ", но и обучатьсоставителя поездов письму. Он не догадывался об этом, но, составив "поезд",обязательно "проверял" все "вагоны", обводя пальчиком все буквы по порядку. Дедушке трудно рассмотреть на маленьком термометре за окном, какой сегодняморозец. Ему помогут малыши, Ваня и Люба, - они установят точно такую жетемпературу на учебном термометре метрового роста, где очень крупные деленияи подвижная красно-белая ленточка позволяет установить любую температуру,какая бывает на нашей земле. Со стены можно снять и часы с большим циферблатом, в которых часовая стрелкапередвигается в 12 раз медленнее минутной, как на настоящих часах, нопоказать они могут любое время, стоит только малышу покрутить шестеренкусзади. Эта игрушка позволяет ребятишкам на несколько лет раньше сверстниковосвоить часы и измерение времени. Есть у нас "игрушка", которая учит завязывать узлы. На рамке из дюралевыхуголков и трубок в верхней половине завязаны образцы: 14 различных узлов, отсамых простых до очень сложных, вроде альпинистского "узла укорачивания". А внижней 14 "концов" из капронового шнура позволяют завязывать копии этихузлов, что и взрослым не всегда удается. Чтобы малыши познакомились с картой и планом, у нас есть и глобус, и пландома, физическая карта мира и учебная школьная, где рядом с планом местностиизображен и ее рисунок. Уже пяти-шестилетние ребятишки с удовольствиемнаходят, где на плане дорога, лес или село, нарисованные на рисунке, илинаоборот. А когда научатся читать, то задают друг другу задачи по карте мираи знают не только материки, океаны и моря, но и много государств, столиц, реки гор и любят совершать путешествия по суше и по морю. Даже простая на первый взгляд таблица сотни дает малышам много пищи дляразмышлений и возможности задавать друг другу массу задач. Сначала они простопоказывают пальчиком числа и называют их по порядку: кто дальше? И быстроуясняют, что после "двадцать девять" идет не "двадцать десять", а "тридцать",то есть усваивают порядок чисел, а потом начинают сосчитывать разныепредметы. Когда все числа уже знакомы, мы даем задачки: кто быстрее найдетчисло 27? 49? 93? Затем по этой же таблице ребята овладевают сложением,находя, например, сумму чисел, расположенных по вертикали, горизонтали,диагонали. При этом они изобретают разные способы сложения и быстро привыкаютк математической терминологии. С началами геометрии дети знакомятся по разнообразным геометрическим фигурам,вырезанным из цветной бумаги и приклеенным к стене. Здесь же указаны основныелинии фигур и их названия, высота, медиана, диаметр, радиус... И малыши оченьрано отличают угол от треугольника, квадрат от ромба, круг от окружности ит.п. А в строительных наборах есть и шары, и цилиндры, и конусы, и пирамиды,и мы называем все эти геометрические тела их "математическим именем". В нашей мастерской учебными пособиями фактически служат и измерительныеприборы: весы, динамометры, секундомеры, штангенциркули и пр.; иразнообразные материалы: от фанеры и жести до всевозможных пластмасс; иразные инструменты для обработки дерева и металлов, в том числеэлектроинструменты, требующие умения и осторожности в обращении. Наконец, игры. В первую очередь это конструкторы: пластмассовые с крупнымидеталями для малышей; конструкторы-механики и даже большой электронныйконструктор, которым увлекаются старшие. Особое место среди всех учебных пособий занимают наши развивающие игры,которые мы назвали ступеньками творчества. Это игры необычные, они родились вобщении с детьми и при их непосредственном участии. В них можно играть уже навтором году жизни, как только малыш начинает различать форму и цвета, и в нихже с удовольствием играют подростки и даже взрослые. Что же такое развивающие игры? При всем своем разнообразии они объединены подобщим названием не случайно: все они исходят из общей идеи и обладают однимии теми же характерными особенностями. Лучше всего проследить это на примере.Вот игра "Сложи узор". Шестнадцать ее кубиков окрашены необычно - все шестьграней по-разному. К ним приложены почти сто рисунков с узорами, начиная спростейших, доступных детишкам в полтора-два года и кончая очень сложными, скоторыми справится не всякий взрослый. И каждое это усложнение узора малышдолжен понять и преодолеть самостоятельно, как бы сделать для себя маленькоеоткрытие. Первые узоры могут быть легкими, то есть ниже его возможностей, но,поднимаясь как по лесенке от узора к узору, он подходит и к таким, которыезаставляют его напрячься полностью, включить все умственные и волевыеспособности "на полную мощность". Этот процесс очень радует ребенка - онвидит свои успехи, испытывает огромное удовольствие от того, что трудно, аполучилось, и просит еще. Но вот на каком-то узоре малыш остановится - не сумеет его сложить; например,дошел до узора, где нужны двухцветные грани ("домик", "фонарик"). Он крутиткубики и так и сяк - нет, "домик" никак не получается! Значит, он добрался допотолка своих нынешних возможностей. Это критическая точка и для ребенка, идля старшего: подсказывать ни словом, ни жестом нельзя! Можно только утешитьогорченного малыша и обязательно обнадежить его: "Еще и еще раз попробуешь -получится!" И когда завтра или через несколько дней, даже недель, наконецпреодолена и следующая ступенька, это воспринимается ребенком как большоедостижение, возбуждает желание двигаться все дальше и дальше. И этодействительно достижение - ребенок самостоятельно решил эту задачу, котораяеще вчера ему не давалась, была ему не под силу. И при этом ему никто не подсказывал, не показывал. Он додумался сам, чтокрыша домика должна получаться из двух кубиков, сложенных особым образом:оказывается, прямой угол может получиться и так! Это целое открытие! А оновлечет за собой сдвиг в пространственном воображении, в умении комбинировать.Сделан пусть крохотный, но шаг в развитии творческих способностей! Подобную картину можно наблюдать и зо время игры в "Уникуб", в "Кирпичики","Внимание": те же задания-ступеньки, то же максимальное напряжениеинтеллектуальных сил, та же радость совершающего открытия и как результатразвития каких-то сторон творческих способностей ребенка. В основуразвивающих игр положены два принципа обучения - это от простого к сложному и"самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразунесколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннеговозраста. Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитиеспособностей. В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенокразвивается наиболее успешно. В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своемусодержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создаютатмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы незаметно для себяприобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самомуразмышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и долженсделать сам. Первая же попытка ввести развивающие игры даже в небольшой дозе (два-три разав неделю по полчаса) в практику работы со старшей группой детского садапоказала, что темп умственного развития малышей может возрасти почти вдвое. Конечно, игры вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который"через день по столовой ложке" можно достичь желаемых результатов.Развивающие игры не могут заменить "этих грязных железок" и верстака синструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода клюбым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей,и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий междупринципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которыхстроится вся система обращения с детьми в семье.

Вместе с детьми

Да, очень нужен для малыша в квартире уголок не только с игрушками, но и соспортснарядами, и с рабочими инструментами, и со строительными материалами. Иеще очень важно: в этом уголке должно быть место не для одного, а для двух,трех: для брата, сестры, товарища и для папы или мамы - обязательно и для нихтоже, иначе может получиться так: купили, достали, сделали, развесили,установили... а все зря: ребенку скучно. Что же нужно, чтобы ребенок взялсяза дело, занимался им увлеченно и добился результатов? Это очень важный вопрос, на который мы одно время не могли дать верногоответа. Говорили обычно так: "Главное - создать условия для разнообразныхзанятий и впустить туда ребенка, предоставив ему максимальную свободудеятельности. А там уж все пойдет само собой". Это заблуждение держалось внас довольно долго. Мы просто не замечали, не осмысливали собственногобольшого участия в самых разнообразных делах малышей. А заставило нас задуматься об этом одно обстоятельство. У нас появился рояль.Кроме того, я накупил разных музыкальных инструментов: гитару, балалайку,"Мелоди ку", ксилофон. Нам подарили трехрядную гармонь, губную гармошку.Появились ноты, самоучитель, даже настенный плакат - схема клавиатуры рояля.Но все это лежало мертвым грузом, почти не вызывая интереса у малышей."Почему?" - огорчались мы и не знали, что предпринять: сами-то играть мы неумели. Так прошло два, три, четыре года. Потом старший сын поступил впедучилище, в программе которого обязательны музыкальные занятия. И зазвучалнаш старенький рояль. Мы очень радовались Алешиным скромным успехам... Воттут-то неожиданно и началось повальное увлечение музыкой всех ребят. Этираньше непонятные для них запятые и точки на пяти линейках вдруг зазвучалиразными голосами и стали сливаться в знакомые мелодии. Это было чудо, котороеоказалось доступным каждому. За какие-нибудь два-три месяца четверо старшиховладели нотной грамотой. Правда, музыкальный слух так и остался у нихнеразвитым - поздновато, наверное, оказалось, - но младшие "пошли как надрожжах", даже мелодии несложные стали сочинять. Вот тогда-то мы и призадумались: оказывается, обстановка - это еще не все. Стали вспоминать. Мастерская у нас была сначала совсем крохотная - 3квадратных метра, но работали там малыши вместе с папой или с кем-нибудь изстарших приятелей. Всегда у нас было так: если мама шьет, обязательнопримостится рядышком еще одна "швея"; если папа пишет, то рядом на том жестоле, на тех же листах бумаги, с тем же серьезным видом работает еще один"писатель" или "художник". А общая работа или просто даже работа рядом - этообязательно интерес и к процессу труда, и его результатам друг у друга, этоповод для разговора, это обмен мнениями и критическими замечаниями, это общаярадость, когда получилось хорошо у кого-нибудь, короче, это общение в самомлучшем его варианте - в совместной деятельности. При этом и времени не так ужмного тратится: ведь отдельных специальных "уроков" мы не проводили. Вспомнили еще вот что, очень важное: с самого начала у нас повелось так - мыстарались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и нерешать за него, если он сам может додуматься и решить. Наоборот, мы еще иподсовывали ребятишкам то задачки на сообразительность, которые они оченьлюбят до сих пор; то разные житейские задачи: как перевести через шоссе"невнимательную маму", как не потеряться в зоопарке или что делать, еслипотеряешься, как найти свое место в театре, как заплатить деньги в кассу ипроверить сдачу и т.д. Заранее подобные ситуации мы, конечно, не планировали,но старались не упускать возможности воспользоваться ими, чтобы ребенок САМсообразил, решил, сделал, проявил себя, преодолел боязнь, нерешительность. Вообще в любых занятиях детей мы стараемся поощрять творчество, не навязыватьсвоих мнений, а тем более решений, не торопимся обязательно предотвратитьошибку или сразу указать на нее. Ребятишки поэтому редко обращаются спросьбами: "Мам, помоги; пап, покажи!" Даже, наоборот, протестуют: "Несмотри, я еще не сделал" - и пытаются до всего докопаться сами, а нампоказывают какой-нибудь конечный результат. В случае неудачи мы стараемся неупрекать, не стыдить, а вот если получилось что-то хорошо, не скупимся напохвалу. Л.А.: Тут важно, чтобы получалось действительно хорошо, не кое-как. Надопризнаться, бывало у нас - хвалили не всегда по заслугам, и прошло немаловремени, пока мы поняли, что это сильно вредит ребятам. Чем? Ну, во-первых,отсюда идут ростки тщеславия, когда в общем-то незаслуженная похвала несмущает, не тяготит, а радует, вызывает удовлетворение. А во-вторых, этоприучает к небрежности, к низкому качеству работы, к "тяпляпству", к неумениювыкладываться в деле до донца. А зачем выкладываться? И так похвалят! Помню, я долго не могла решиться выразить неудовольствие по поводу наспехсделанных подарков, которые преподносили малыши нам или друг другу к разнымпраздникам. Беру в руки, в душе огорчаюсь: сделано хуже, чем мог бы, труда истарания вложено немного, но смотрю на сияющие глазенки и не хватает духупоругать или упрекнуть. "Спасибо, - говорю да еще и похвалю: - Молодец, мнеочень нравится". Как я сейчас себя за это ругаю! Почему я тогда не вспомниламудрую сдержанность своего отца, который никогда не выражал восторгов поповоду наших с братом поделок, а всегда оценивал их примерно так: "Ничего,молодцы, но, знаете, вот здесь можно все-таки было и получше сделать". Помнюотчетливо: мы выкладывались до последней степени доступного для нассовершенства, чтобы заслужить вот такую его нещедрую похвалу. И научилисьценить качество в своей работе, которого так не хватает некоторым из нашихребят. Сначала мы не придавали большого значения тому, о чем только что рассказали.Видимо, все складывалось как бы само собой потому, что нам было простоинтересно с детьми и мы никогда не оставались равнодушными к тому, что и какони делают, что у них получается. Это был не контроль, не слежение, не опека,не уроки с проверкой, а совершенно искренний интерес к жизни ребятишек, к ихразнообразной, кипучей деятельности.

Гарантия от перегрузок

"А не чересчур ли - такая сплошная да еще интенсивная деятельность? Неперегружен ли мозг ребенка информацией? Не ведет ли это к переутомлению,расстройству сна, раздражительности?" - такие опасения нам высказываютнередко. А мы удивляемся: какая же тут может быть перегрузка, если ребенокзанимается по своему желанию тем, что ему интересно, и столько, сколько самхочет. К тому же известно, что лучший отдых - это перемена занятий, а длянаших ребят это не проблема: возможностей для такой перемены очень много.Больше того, возможны сочетания занятий. Доска для мела у нас была рядом соспортивными снарядами, и мы могли, например, наблюдать такую картину: кто-тоиз малышей пишет примеры на доске, а другой решает их, вися на турнике внизголовой или раскачиваясь на канате. Эти непринужденность, раскованность оченьприближались к игровой. Да фактически это и была игра, в которой главное -свобода творчества, свобода проявления своих возможностей, проба своих сил.При этом возникает естественное соревнование: каждому хочется проявить себякак можно лучше: кто точнее решит, кто лучше придумает, кто быстреесообразит, кто выразительнее прочитает и т.д. В таких условиях, насыщенныхрадостью, эмоциональным подъемом, стимулировалась большая интенсивностьумственного труда, которой никогда не до6иться в условиях принудительныхзанятий. И тут, правда, есть свои опасности, которые мы тоже не сразу рассмотрели:соревнование не должно переходить в соперничестю, когда желание во что бы тони стало быть первым порождает зависть, злость, неприязнь к соперникам. Тутуж не до радости и эмоционального подъема. Мы сначала принимали детские слезыкак естественную реакцию на неудачу, проявление так называемой спортивнойзлости. Однако дело оказалось посложней. Когда я однажды увидела, как"побежденный" готов кинуться в драку с "победителем", какие при этом были и утого и у другого чужие глаза, я ужаснулась: злость-то оказалась далеко неспортивной. К счастью, это понимание пришло к нам не слишком поздно, и мыпостарались исправить положение: стали учить малышей радоваться успехудругого так же, как своему. Что же касается перегрузки, то, по-моему, она возможна только тогда, когдародители по своему усмотрению будут определять, чем, когда и как должензаниматься их ребенок. Иногда, наслышавшись о трудностях современной школьнойпрограммы, о непременной разносторонности развития, стремясь "ничего неупустить", не жалея средств, силой тянут ребенка в "вундеркинды": учительницапо музыке, учитель по французскому, с бабушкой на фигурное катание, сдедушкой в бассейн, с мамой с 6 до 7 - чтение, с папой с 8 до 9 - ариф... тобишь математика. Ребенок сам себе не хозяин, за него решают другие, к тому женередко против его желания, без учета его интересов и сил, помимо егособственной воли. Как же в таких условиях, найти оптимальную дозировку и повремени, и по количеству материала для занятий? Переборщить очень и оченьнетрудно. А результаты? Ребенок начинает тихо ненавидеть все, чем приходитсязаниматься, и рвется на улицу, в свободную стихию никем не контролируемыхотношений и дел. Предоставив своим ребятишкам максимум свободы, мы, как мне кажется, избежалисразу трех зол: и перегрузки, и возможного отвращения детей от нужных иполезных дел, и тяги к уличным соблазнам, которые оказываются кудапримитивнее и скучнее, чем их насыщенная разнообразной деятельностью домашняяжизнь.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.027 с.)