Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Закаливание без процедур. Как это.
Где и сколько у нас чувствительных нервных окончаний (на поверхности тела)?Оказалось, "холодовых" - 300 тысяч, а "тепловых" - 30 тысяч. (Кстати, наподошвах "холодовых" тоже в 6 раз больше, чем тепловых!) Почему? Зачем этоПрирода одарила нас таким количеством рецепторов к "холоду"? Она спасает всехживотных таким же образом - зайцев, волков, медведей (всех, кто ходит"босиком" по снегу зимой). Я проверял у своих детей, какова температураподошвы и стопы с помощью электрического безынерционного термометра - онсразу дает показания. Оказалось, температура стопы и подошвы всегда равнатемпературе пола в помещении. Например, у нас она равна 20~C - соответственнотакой же будет температура подошв. "Холодно тебе?" - спрашивает наша бабушка Аню. "Нет," - и побежала. А бабушка: "Она еще маленькая и не понимает, что у неезамерзли ножки." Тогда я спрашиваю старших своих ребят: "Холодно босиком?" -"Нет, не холодно, не чувствуем холода." Оказывается, когда босые ноги холодны и вы так, босиком, ходите постоянно, тоони не мерзнут, такого ощущения нет. Поэтому и пес бегает всю зиму "босиком",и у него лапы не мерзнут. Если, к примеру, измерять температуру подушечек еголап, то она тоже будет равна температуре почвы: на почве 12~C - у него наподушечках 12~C, на почве 5~C, и у него 5~C, а вот при минусовой температуреу него на подушечках всегда 0~C. При нуле не тает снег и лед и, значит, немокнут лапы, и кровь при нуле не замерзает (она соленая), а нормальнофункционирует и "питает" лапы собачьи. Смотрите, как разумна Природа. Так вот дайте же возможность работать этимсамым терморегуляторам у вас и ваших детей. Есть и такие терморегуляторные механизмы. Если вы долго купаетесь летом, кожастановится "гусиной" - это термоадаптивная реакция. А выйдете на берег -дрожите, зуб на зуб не попадает (вы потеряли много тепла, и не успели еще его"создать"). И начинаете прыгать - греться. То есть поддерживаете постояннуютемпературу внутри тела. К чему я веду. Реакции адаптивные надо поддерживать,чтобы они функционировали. Когда ребенок не испытывает перепадов температуры (а мы привыкли постояннодержать его в тепле), у него все терморегулирующие реакции будут отмирать.Как результат: открытое окошко - и простуда. Как мы поступали со своими детьми? Во-первых, до всего доходили сами. Как бы все на ощупь шли. Сначала ребяттолько дома пускали босичком: все дошкольное детство (зимой и летом). Приэтом делал я следующее. Спит кто-то из них под одеялом, а я меряю тамтемпературу: она 32-33~C - термокомфорт, блаженство. В этих условиях организмотдыхает, сердце очень медленно работает, потерь тепла нет, теплоотдачи нет.Утром (я специально записал этот случай, потому что удивил он меня)вскакивает шестилетняя Любашка, спускается (они у нас спят на втором этаже)вниз и - на улицу, потому что не было в доме теплой уборной. Прибегает: "Ой,как в доме тепло, хорошо!" Я смотрю: она, как была в одних трусиках, так и на двор, а там минус 31~C (нубыл такой день в Подмосковье). Понятно, думаю, почему ей "тепло, хорошо",хотя в комнатах около 20~C. А теперь смотрите, сколько температурныхперепадов испытала Люба: комфорт под одеялом 32~C, в комнате 20~C, на улицеминус 31~C. Значит, перепад составил 63~C. И это буквально за 2-3 мин. Вотэто, очевидно, нормальный перепад, на который должен настроиться организм иработать в нем. В медицинской литературе предлагают такой способ закаливания: нагрейте водудо 34~C, опустите в таз губку, "отожмите ее, выньте из-под одеяла обтираемуючасть тела..." Так и написано, буквально почти цитирую, это из сочиненийакадемика Студеникина, а я выучил наизусть. Смех да и только, когда "почастям" вынимают из-под одеяла ребенка. Но не в этом главное, а в другом.Цитирую дальше: "через 5-7 дней снизить температуру на один градус", т.е.вместо 34~C вода должна быть 33~C (!). В природе не бывает перепадатемпературы за неделю в 1~C. Не найдешь такого явления. Вот описанный вышеслучай с Любой от плюс 32~C до минус 31~C - есть! А теперь вопрос: что это - закаливание? И что будет с вашим ребенком, еслиследовать советам академика Студеникина? Ну... когда-нибудь над этим вопросом, надеюсь, задумаются. А сейчас все и всепринимают на веру, друг у друга переписывают "советы" эти по закаливанию.Только один врач пишет, что через три дня следует снижать температуру воды на1~C, другой - через четыре дня, третий - через неделю, а все, как говорится,хрен редьки не слаще. Никакой закалки, конечно, тут не будет. Очень часто меня спрашивают: как же так случается - вот закаливали ребенка, аон вдруг заболел? Дело в том, что болезнь может быть связана с совершеннодругими факторами: с тем, как ваш сын или дочь одеты, как двигаются, как выих кормите. Есть, на мой взгляд, и чисто "психологический секрет": вашеродительское убеждение в том, что он болен и насколько сильно. Так же дело обстоит и с пребыванием в яслях и детских садах и частымиболезнями детишек, их посещающих. И дело, оказывается, не в системезакаливания, а совершенно в другом. Необходимо только внимательней относитьсяк своим детям. Одна моя знакомая, врач, рассказала такой случай. Вызывают ее квторокласснику, мальчику 8 лет. Каждый день у него перед уходом в школутемпература поднимается до 38,3-38,5~C. А по всем симптомам совершенно здоровпарень. Но врач нашлась и предложила: "А может, отправить его на неделю кбабушке? Но, мама, вы чтобы туда ни шагу всю неделю". (Бабушка через дваквартала жила.) Пока мальчик у бабушки находился, никакого повышениятемпературы не было, и со школой все в порядке. Вернулся домой, в первый жедень температура подскочила до 38,3~C перед уходом в школу. Причина? Мама сострахом ждала этой температуры! Этого оказалось достаточно, чтобы у мальчикапо утрам подскакивала температура. А теперь вернемся к проблеме закаливания. Весь первый год старайтесь держатьмалыша в основном в одних трусишках. Ну, рубашонку наденьте. Но ножки должныбыть босыми все время - и днем, и ночью. А после года, когда ваш ребенокпойдет, на мой взгляд, ни одна закаливающая процедура рядом с хождениембосиком поставлена быть не может по силе воздействия. Знаете почему? Из-запродолжительности и постоянства. Закаливающая процедура длится 5-20 мин, иперестройка организма будет пустяковой, а здесь, когда малыш целый день ходитбосиком, длительность и постоянность сыграют положительную роль. И еще одно. Вопрос укрепления иммунитета ребенка. Тем, что вы позволяетеработать терморегуляторным механизмам вашего малыша - от комфортногосостояния под одеялом, комнатной температуры и выскакивания на улицу илибалкон, - вы заставляете его ощущать этот перепад. Где-то я прочитал, чторезультаты закаливания ребенка держатся всего-навсего 5-7 дней. Если вы через5 дней начнете его кутать, - все к черту. Вся его закалка, и все вашизавоевания полетят в тартарары. Ко мне не раз обращались с вопросом: "Если ребенок болеет, нужно липрекращать закаливание по вашему методу?" Для начала расскажу об одномэксперименте. В Воронеже группе из 15 студентов предложили в течение 10 днейв определенном месте и в обусловленное время (был подписан договор, всехждало вознаграждение) стоять на холодном бетонном полу босиком по 15 минут. Впервый же день некоторые сопатили. На другой день все поголовно пришли снасморком. А их приводят опять в подвал и говорят: "Разувайтесь!" - "Да вычто! Мы же больные все! Нам же нельзя!" - "Нет, ребята. Эксперимент.Разувайтесь! Договор подписали?" - "Подписали". - "Разувайтесь!" И так каждыйдень. На четвертый день один из них сказал: "А у меня все прошло - не чихаю ине кашляю..." На девятый день у последнего насморк как рукой сняло. Выпонимаете? Произошла перестройка организма, его адаптация к новым условиям.Этот эксперимент лишь подтвердил мои мысли. Я уже говорил ранее о питании на первом году жизни младенца. О рекомендацияхврачей докармливать малыша при недостатке грудного молока. Эти советы ихнеубедительны. Мало молока - все равно не соглашайтесь, если хотите сохранитьребенку здоровье. Добавки смесей угнетают бифидусфлору (микрофлорукишечника), и у ребенка ухудшится пищеварение, будет пучить животик, а тутслезы, капризы, разом все прочие неприятности. Сколько же времени следует держать малыша на грудном молоке? Французскиеспециалисты считают, не менее трех месяцев, профессор Аршавский - не менеешести. Но есть и такое мнение - не менее девяти месяцев (плюс вода). Я жеутверждаю (и уже говорил об этом) - до первого зуба. Первый зуб - это сигнал,что молока не хватает. А природа "выпустила" зуб, чтобы что-то еще добавить врацион малыша. Он уже сможет скоблить, кусать. Пожалуйста, давайте ребенкусмеси, пюре - все, что угодно, они ему не повредят! Но помните: надо даватьработу только что прорезавшемуся зубу. Как говорят в в народе, "давать назубок" (и сухарик, и яблочко, и морковку). Когда нашей внучке было месяцев десять, она "вспарывала" пальчиком кожурубанана (по длинному волокну), потом доставала оттуда мякоть и ела. Так вотребенок в десять месяцев может сам добывать себе пищу! А Анюта в восемьмесяцев обкусывала маленькое яблочко, еще зеленое, крепкое-крепкое. Онавонзала два своих зуба в яблоко, оттуда сок кислый брызжет, ей приятно. И этосовершенно нормально. Так и должно быть. А бабушка в крик: "Брось, брось этугадость!" Ну что будешь делать с бабушкой? Она не понимает, что Надюша нетолько себе витамины добывает из этого яблочка (там чистая аскорбиноваякислота), но и делает себе своеобразную иммунную прививку, потому что взялаяблочко прямо с земли, где бактерий всяких сколько угодно. Мне бы хотелось рассказать о проблеме диатезов и аллергий. А она связана спитанием малыша на первом году жизни. Сейчас у многих детей на всеаллергическая реакция: на апельсины, на шоколад, на запахи, на пыль... На чтотолько нет аллергий. И больше всего на пищевые продукты. Вы не хотитемучиться от этой ерунды, делайте реальное дело: не лишайте новорожденногомолозива, кормите как можно дольше грудным молоком. Вам, наверное, никогда не доводилось заглядывать в рекомендации медперсоналуродильного дома? Есть там такой пункт #18: "Искусственников, склонных каллергиям, в 10 раз больше, чем естественников". Вот и весь секрет. Еслихотите, чтобы ребенок у вас с аллергиями и диатезами не знался, мамы, кормитеего сами. Как только начнете докармливать смесями, откроете дорогу этимнедугам. А они, естественно, тормозят физическое развитие ребенка, да и нетолько физическое - умственное, как теперь принято говорить,интеллектуальное... ЕЩЕ О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ... И ЗДОРОВЫХ ЗУБАХ
Как же малыша научить двигаться? Это традиционный вопрос. И не только вопрос.Это наипервейшая задача, которую должны решать папа и мама. У нас почему-то восновном все сводится к следующему: напоить, накормить, перепеленать, уложитьспать по часам и т.д. А про физическое развитие забывают! Забывают не толькопапы-мамы, но и врачи. Если вдуматься в своеобразную формулу древних греков"если хочешь быть здоровым - бегай, хочешь быть умным - бегай, хочешь бытькрасивым - бегай", значит, следует с первых дней включать в работу всеотпущенные малышу природой рефлексы. Вот они-то (а я уже основные описалранее) и составят двигательный багаж ребенка, дадут ему возможность расти ифизически, и духовно полноценно. Я все время возвращаюсь к теме питания... и проблеме здоровых зубов. Мы познакомились с эстонцем Ээро Раннаком, преподавателем Тартускогоуниверситета. Приехал он к нам. Одним словом, европеец - с иголочки одет, пригалстуке. Лена, моя жена, в ужасе: "У меня на ужин картошка в мундире даселедка. Как я его буду кормить?.." А он сел за стол и говорит: "Это самаяхорошая, здоровая пища..." Оказывается, в Швейцарии была деревушка, (*)заброшенная ко в горах, практически никакого технического прогресса. Жителиее питались только тем, что сами производили. И у всех были здоровые зубы.После второй мировой войны туда проложили шоссе, построили всевозможныемагазины. А в них, конечно же, белая мука, кондитерские изделия и прочиепродукты пищевой промышленности. А через полтора года туда поехал работатьпервый дантист. (*) Это я его рассказ привожу. Мы все с испорченными зубами, считает Ээро, потому что потребляем очень многопродуктов, прошедших сугубо ромышленную обработку (она лишила их многихценных качеств). И я с ним полностью согласен. И называю продуктырафинированными. Мы едим, на мой взгляд, "нездоровый" хлеб. Во все временалюди брали зерно, обрабатывали его на мельнице и пекли лепешки, полноценныйхлеб. Все шло в дело: и оболочка, и зародыш. В общем все, что сейчасназывается отрубями. А сегодня принцип иной: чем лучше отсеем, тем лучшемука. Да, она действительно белее, вкуснее, но неполноценна. Дома у нас настоле только черный хлеб. Я же - приверженец "докторского" хлеба. Правда,мечтаю, что когда-нибудь будет у нас в продаже хлеб из муки цельного помола. Очень часто привозят к чаю в дом, чтобы доставить ребятишкам удовольствие,торты, печенье, конфеты, шоколад. Я же считаю, что намного полезнее фрукты,орехи, сухофрукты. А орехи с изюмом - это ж исключительно вкусно, ничуть повкусу не хуже шоколада, да и здоровее во сто крат... Ну и, конечно, самый рафинированный продукт - саар. Он вкусный, калорийный,сладкий. Знаете, почему? Его же не надо переваривать: он усваиваетсяорганизмом сразу. На нем вся кондитерская пртмышленность строится. Все, чтоона производит, нездорово. Кондитерские изделия - враг #1 для детских зубов.А мы относились к этому несерьезно. Так вот, Ээро Раннак говорил нам с Леной, что чистка зубов - этокосметическая мера, и для их здоровья ничего не дает. Им прежде всего нужнаработа, а у нас почему-то пищевая промышленность все продукты для детейвыпускает в перетертом виде. Как только появляется первый зуб - ему сразунадо давать работу, я уже говорил об этом чуть раньше. Раннак советует, во-первых, употреблять как можно меньше рафинированныхпродуктов, во-вторых, как ни странно, вводить в детское меню рыбные консервы:оказывается, мелкие рыбные косточки (обработанные) очень нужны для зубов,в-третьих, добавки костной муки в каши, пюре, супы и т.п. Мы как только сталидобавлять по пол-ложечки этой муки в кашу, знаете, совсем перестали ходить кзубным врачам. Ну а теперь вернемся к вопросу о гигиенических навыках. Я вам уже говорил отом, что цивилизованные дети "предпочитают" мокрые пеленки и штанишки, анецивилизованные почему-то всегда чистенькие и сухие. У цивилизованных естьеще один минус. Я о нем вспоминаю, когда вижу очередь за туалетной бумагой. Адело вот в чем. Если мама ребенка не перекармливает, то у него стул"колбаской" и туалетная бумага не нужна. А если он запоносил, тут могут бытьтолько две причины: или перекормлен, или у него расстройство желудка. Обычноже для маленького ребенка туалетная бумага не нужна - это должно быть нормой. Да, при перекармливании у малышей всегда белый язык. Это значит, что сжелудочком неважно и надо денек-другой подержать ребенка на водичке - пока несойдет белый налет на язычке. День-два малыш легко голодает. ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ...
Когда же малыш должен взять в руку ложку? В полгода, в год?.. У нас в семьедети делали это позже. Хочу обратить ваше внимание вот на что: если вывовремя не проследите за тем, когда малыш потянется к ложке, то он можетвпоследствии держать ее неправильно или вообще больше не взять. Если жеребенок совершил такую попытку - ложка его заинтересовала, научите его естьпо всем правилам. Для этого вложите ложку ему в ручку и держите с ней в своейруке, как бы подстраховывая и одновременно вырабатывая необходимый навык. Пусть вам не покажется парадоксальным такой пример. В спецшколах дляслепоглухонемых детей учат есть так же: учитель берет руку ребенка свложенной в нее ложкой в свою и отрабатывает все движения до автоматизма. Тоесть повторяет их до тех пор, пока не ощутит, что ребенок сам потянул ложкуко рту, - вот он, навык! Вам же прежде всего нужно запастись терпением: малыш с самого начала долженбрать ложку только правильно. При этом ему должно быть удобно. И если всепойдет как по маслу, месяцев в 13-14 ребенок будет уверенно держать ложкусам. А теперь перейдем к сути "интеллектуальных" вопросов. Однажды мне задали воттакой вопрос: "Можно ли учить читать ребенка, если ему еще нет годика?" Язнал одну маму, которая прикрепила к колясочке вначале букву "А", затемдругие гласные, и постоянно произносила их вслух. Целую неделю играла смалышкой в буквы. Потом игру забыли на год, а когда девочке исполнилосьполтора годика, она стала активно интересоваться всякими знаками, цифрами,буквами... и начала читать в два года два месяца. У нас в семье такого небыло. Кто ж знал, что игра может вызвать у ребенка в шесть месяцев интерес, апотом дать такой результат? Еще слышал, что один папа дома ко всем предметам приделывал таблички: стоитстул, а на нем бирочка со словом "стул", на столе - "стол" и т.д. Вот мысейчас ждем еще одного внука или внучку, так вот я попробую такие табличкиразвешать. Посмотрим, что выйдет... Обучение малышей иностранным языкам. По этой теме вопросы задаются постоянно.Скольким сразу? Лучше раньше - с года-двух или позже? Я знаю, что в Швейцариив деревнях, где живут немцы, итальянцы и французы, дети говорят на трехязыках. В школе ООН преподавание ведется на французском языке, хотя детиживут в США, где официальный язык английский, а с папой и мамой ониразговаривают на родном языке. Например, по-русски. И из 560 учеников этойшколы нет знающих менее трех языков, потому что каждый ребенок знает столькоязыков, сколько требует от него жизнь и языковая среда. Вы, наверное, слышали о всевозможных способах изучения иностранных языков,знаете о методе "полного погружения"? Сколько нужно времени, чтобы изучитьиностранный язык? Оказывается, что в Америке уже сейчас функционирует такойинститут: приходит туда, допустим, американка и говорит: "Я через три неделиеду в Советский Союз. Мне надо выучить русский". Ей отвечают: "Вполнереально". На следующий день ее встречает в вестибюле русский эмигрант иговорит только по-русски: "Мы с вами начинаем изучать русский язык. Это книга- повторите..." И ни слова на ее родном языке. Затем часа через три онпередает ее другому преподавателю, и тот говорит исключительно по-русски:"Давайте пообедаем", ведет ее в столовую. Выбирает русские блюда. После обедаидут в парк, а там новый педагог... Это своеобразные уроки каждый день с утрадо вечера. И так неделю. На восьмой-девятый день на вопрос: "Ну как вашиуспехи?" отвечает по-русски: "Ничего, я уже разговариваю". Может быть, такойопыт пригодится вам в обучении ваших малышей языкам?.....Теперь хочу вернуться опять к теме физического развития детей. У нас с Леной Алексеевной возникало много проблем с медиками и бабушками поповоду физического развития наших ребят. "Нельзя все время держать ребенкаголым. У него произойдут необратимые физиологические изменения"; "Вообще все,что вы делаете с детьми, - опасно". А чем кончится, они не могли ответить ине знали. Были и комиссии. Одна, помню, приехала в 1965 г., старшему было ужепять лет, говорят: "Все дети у вас отстают по росту и массе тела, и развитиеу них ниже среднего". Почему-то у них физическое развитие - это только рост имасса тела? "Видимо, они у вас так и останутся карликами - не хватит энергиина рост", - вот такое дали заключение. Я стал такие "прогнозы" записывать.Например, предсказывает бабушка Евдокия Александровна: "Будет ревматизм", авот профессор Коларова-Бирюкова: "Нельзя детей подвешивать!" (я тогда сделалОле турничок - 80 см от пола, сделал лесенку с шагом 250 мм, повесилколечки). "Будет воспаление суставных сумок, которое трудно лечить, а такжетендовагиниты..." - я и это записал. "Девочкам нельзя спрыгивать! Нельзяносить тяжести! Девочки у вас пропадут, - жди болезней гинекологических".Исписал я таких предсказаний три тетрадки. А дети выросли, старшие обзавелисьсобственными семьями, а мы внуками, ждем десятого. Остались ли они маленькими? Старший "карлик" ростом 178 см, младший - 182см... При массе тела 60 кг он поднимает, отрывает от пола 180 кг. Нет, стодвадцать наша 12-летняя Любочка отрывала. А Антон отрывает 220 кг. Столько жеотрывает и Иван. А за тяжести ругали нас нещадно. У нас были такие мешочки(от 1 до 20 кг) - Лена сама сшила, мы наполняли их галькой, и ребята их вовсютаскали. Хочу дать пояснения относительно того, стоит ли девочкам подниматьтяжести. Мы с женой их не заставляли: они сами поднимали столько, сколькомогли, - на пределе, предписанном им Природой. И выросли абсолютно здоровыми.Вот у Оленьки две дочки растут. Для первого раза у нее очень хорошо прошлироды - за 3,5-4 часа, а у первородящих обычно, бывает, почти сутки тянутся. Вобщем, теперь, когда многие опасения медиков не оправдались, видим, мы быливо многом правы. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ... В КИЛОГРАММАХ?
В этой главе будет много цифр и таких показателей, каких вы пока еще невстретите ни в официальных таблицах, ни в учебниках для тренеров, ни вмедицинских монографиях. Первая публикация о них вот эта. Но сначала немногооб истории их появления. Спортивная комната в доме, много спортивных сооружений во дворе испортснаряды в роли игрушек с первых шагов ребенка сильно изменили жизньнаших ребят: без уроков и занятий, без расписания и учителей они бегали ипрыгали, лазали, играли, кувыркались - сколько душе было угодно, и, конечно,быстро развивались физически. Мы с удовольствием наблюдали за ними изаписывали в дневники сведения об их успехах и придуманных ими спортивных"номерах". Мы и не подозревали тогда, что из этих записей выйдет. Но когда вжурнале "Семья и школа" (#4, 1964 г., с. 25) мы встретили "нормы" для ихровесников в детском саду, то поразились: шестилетний ребенок, оказывается,должен прыгать в длину с места всего на 60 см, спрыгивать с высоты 60 см,пройти по доске шириной 15 см и пробежать наперегонки... 30 м. У нас этинормы легко выполняла маленькая Оленька, а ей исполнилось лишь 2 года 7месяцев. Старший же сынишка Алеша (5 лет 9 месяцев) перекрывал ихвдвое-втрое: прыгал в длину с места 120 см, спрыгивал с высоты 190 см, шел подоске 4 см (поставленной на ребро) и бегал наперегонки и 300 и 500 м. Но он,кроме того, мог быстро влезать по металлическому шесту, отрывать от землигруз в 50-60 кг и подтянуться на турнике 4 раза подряд, что является нормойтолько для... восьмиклассников. Нас это удивило и обрадовало. Вот,оказывается, что дает "раннее развитие", которым нас так пугали. Вотнасколько крепче и сильнее могут стать все дети, если снять принятыеограничения, если заменить лежание в "конверте" плаванием, ходьбой,гимнастикой и пустить в спортзал не в 7 лет, а... в 7 месяцев. Идея "раннего развития" и открывающихся возможностей ребятишек захватила насеще и потому, что подобные же успехи (и еще более удивительные) открывались ив их умственном развитии. Малыши в игре усваивали буквы и цифры, и стрех-четырех лет начинали читать книги, решать задачки, писать буквы. Такхотелось сохранить эти интереснейшие факты жизни, что мы разрешили студентамВГИКа заснять детей на пленку. Так появился кинофильм "Правы ли мы?"(режиссер М.Игнатов, ВГИК, 1965 г.). На просмотре дипломных фильмов он удивили киноработников, и корреспондентов, и просто зрителей. А когда его фрагментыпоказали по телевидению, колесо событий закрутилось, набирая скорость и малосчитаясь и с нами, и с детьми. Отделение здорового ребенка Института педиатрии АМН СССР предложило нампровести обследование наших детей. Мы этому обрадовались - думали, чтополучим точные научные данные и о здоровье, и о физическом развитии детей, ивсе увидят, насколько возможности детей больше, чем принято считать. Двенедели продолжалось обследование, десятки специалистов у нас дома и винституте, пользуясь самой современной аппаратурой, снимали показатели,делали анализы. Была проведена даже специальная научная конференция, но...то, что там говорилось, показалось нам каким-то страшным, нелогичным,чудовищным. С конференции мы ушли ошарашенные и с тягостным чувством совершающейсянесправедливости. Но в жизни детей ничего не стали менять, потому что, глядяна подвижных, ловких, сильных и жизнерадостных наших малышей, мы не моглиповерить в то, что делаем им что-то во вред. Однако тревога и недоумение точили нас. Вот тогда-то мы и решили самиизмерять их физическое развитие, а для этого познакомились с методамиизмерений. И тут все стало постепенно выясняться. Оказалось, что при оценкефизического развития ребенка основными показателями являются рост, масса,окружность грудной клетки и головы. Поэтому мы оставили рост и вес для "антропометрических данных" и стали искатьдругие критерии, которые действительно говорили бы об уровне физическогосовершенства человека, его скелетно-мышечной системы, той самой, котораяявляется ведущей в организме и на которую "равняются" все остальные системы(И.А.Аршавский). Мы назвали эти критерии "стимулирующими индексами". В чем их суть? Если детисоревнуются по прыжкам в длину с места, то, конечно, высокие прыгнут дальше,чем маленькие, и последним не видать победы. А вот если длину прыжка измеритьв собственных ростах прыгунов, то победит самый "прыгучий". "Мера длины"становится для всех одинаковой - свой рост. Так мы узнали, что у моихребятишек к 4 годам "индекс прыгучести" (ИП) вырастает до единицы, в 5 лет -до 1,1, в 8 лет - 1,3, а чтобы прыгнуть на 1,5, надо уже тренироваться -"кузнечиком" стать не так легко. И в беге побеждает не тот, кто прибежал первым, а кто развил наибольшуюскорость в своих ростах в секунду. Валерий Борзов - олимпийский чемпион -мчится со скоростью 5,48 р/сек, у него самый высокий "скоростной индекс"(СИ), а наш Ваня в полтора года бегал со скоростью 1,7 р/сек, а в 4 года -уже 3,5 р/сек, а к восьми добрался до 4,6 р/сек. Аня и Юлия в 8-9-летнемвозрасте удивляли нас, развивая скорость 5,2-5,4 р/сек - почти как олимпийцы!Но долгие часы сидения за партой в школе ежегодно "съедали" эти показатели на0,1-0,2 р/сек, к концу школы у них осталось только 4,2-4,4 р/сек. Самыйбыстрый в семье сейчас 13-летний Ваня, у него "скоростной индекс" 4,5 р/сек. Система индексов оказалась применима и для метаний, Только папе пришлосьвыточить гранаты весом 150, 200, 250, 300, 400, 500, 600 г, чтобы все бралиодинаковые гранаты - в одну сотую своего веса (0,01 В), а дальность броскаизмерялась опять-таки в собственных ростах. "Метательный индекс" (МИ) растетот 0 до 10-15 р и у чемпиона по метанию будет еще выше. Но самым главным, самым важным показателем физического развития мы все-такисчитаем "силовой индекс" (СИ). "Силовой индекс" показывает, сколько собственных весов может оторвать человекот земли или сколько килимов груза отрывает он на один килограмм своего веса.При измерении его включаются в работу самые крупные группы мышц (ног,корпуса, плечевого пояса, рук), что дает ощущение напряженности всего тела.Техника выполнения настолько проста, что измерения можно делать даже умалышей с полутора-двухлетнего возраста. Индекс у ребенка очень стабилен повеличине (при нескольких попытках разброс ничтожен: 3-5%), но чутко реагируетна состояние здоровья, слабость, усталость. Величина "силового индекса" ребенка растет непрерывно от нуля до 2-3 единиц,а у наших детей даже до 4-5 единиц (Ваня, Аня). Рекордный результат, видимо,покажут штангисты А.Воронин или К.Осмоналиев, т.е. самые сильные людинебольшого веса. Короче, "силовой индекс" - показатель качества мышц всегоорганизма и, видимо, ведущая характеристика физического развития. Система индексов испытывалась в узком кругу нашей семьи и ее ближайшегоокружения, но даже этот ограниченный опыт говорит о ее больших преимуществахи возможностях. Во-первых, индексы объективно выражают меру физического совершенстваорганизма, независимо от антропометрических данных ребенка. Во-вторых, отказываясь от абсолютных результатов (в метрах, секундах,килограммах), "мы перестаем обижать малышей" (по словам учителя физкультурытомской школы #9) и позволяем им на равных со старшими участвовать вспортивных состязаниях и даже одерживать победы. В-третьих, индекс, выражая любое из измеряемых качеств (силу, скорость бега,прыгучесть и др.) численной величиной, может служить каждому человекусредством самоконтроля, а тренеру и ученому позволить исследовать процессыразвития и становления отдельных физических качеств и их возрастныеизменения, объективно сравнивать эффективность различных методов тренировок ирезультаты работы разных групп и школ. Нам система индексов дала возможность увидеть, что высокая подвижность нашихдетей и большие, чем принято допускать, нагрузки удивительно благотворносказываются на здоровье, телосложении и самочувствии детей. Она жеподтвердила, что наивысших результатов дети достигают к 7-10-летнемувозрасту, поступление в школу и резкое снижение двигательной активности ведетк снижению всех показателей физического развития. Если система стимулирующих индексов будет принята в школе, то нам кажется,это поможет и ученикам, и учителям физкультуры вскрыть дополнительные резервыи добиться более высоких результатов в физическом развитии детей. Мы уже упомянули, что дети приняли эту систему оценок их физическойподготовки. Они сочли ее справедливой. Может быть, к этому мнению детейприслушаются и взрослые?
|