Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вместо заключения, или немного повторений
Стерильность. Она нужна при операциях, родах. А когда ребенок родился,стерильность - это преступление против него и его иммунной системы. Мы, например, поили своих грудных детей некипяченой водой. У врачей - паника.Но мы это делали. До чего дойдут медики, я не знаю. Мне рассказывал педиатр, работающий вроддоме: "Мы приходим на работу и всю одежду снимаем. Надеваем всеспециальное, хранящееся в роддоме. От нас еще теперь требуют, чтобы мыпринимали душ и протирались хлорамином". Это, на мой взгляд, может привести ккатастрофе. К счастью детей, еще не научились стерилизовать воздух, иначе всяиммунная система не работала бы! Получилось бы как с экспериментальнымимышками, выросшими в стерильной обстановке: они умирают отбактериологического шока после того, как их выпускают на волю. Перекармливание. Толстый, перекормленный ребенок - для мам, бабушек ирекламы. А это трагедия. Вы видели когда-нибудь ожиревших подростков в 15лет? Не поймешь, юноша это или девушка. Это больной человек. У нас ксожалению, пока этого не понимают. В Англии рацион питания рассчитан на то,чтобы на тарелке ничего не оставалось. А у нас же наоборот - до отвала! Иэтот "идеал" почему-то укрепился. Грудное вскармливание. Ребенок трудится, когда сосет грудь. А если дать емусоску, у него разовьется пассивная жизненная позиция, формирующаяся такимобразом рано. Плавательный рефлекс. Есть такой И.Чарковский. Его теория, да и практика,строятся на следующем. Новорожденного, как только обработана и перевязанапуповина, сразу опускают в бассейн или ванну - он не тонет и незахлебывается. Но если рядом стоит мама, убежденная, что он сейчасзахлебнется, не пробуйте этого делать! Мамино убеждение на ребенка страшнодействует, и он на самом деле может утонуть. Наука это сбрасывает со счетов -воздействие матери на ребенка и ребенка на мать. Раннее закаливание. Профессор Аршавский вывел один закон: "Адаптивныевозможности ребенка самые высокие во время новорожденности". (*)Новорожденного, например, можно три раза окунуть в прорубь - такое купание вледяной воде ему не страшно. Сделав же это через месяц, ребенка можноотправить на тот свет: адаптивные возможности уже значительно снизились. (*) Адаптивные возможности - это способность приспособляться к окружающейсреде. Крещение. Один врач наблюдал 1,5 года крещение в деревне и записывал, когокрестят в теплой воде, а кого в холодной, статистика у него получилась такая:из 22 детей, крещенных в теплой воде, на первом году жизни умерло 9 человек(41% смертности), а из 43, крещенных в холодной воде, умер 1 (2,4%смертности). Родилась двойня: один крупный, крещен в теплой воде - умер,второй маленький, хилый, крещен в холодной - выжил. О вреде в перерывах в ночном кормлении. Недавно мы узнали у профессораАршавского, что ни одно существо на земле не делает ночного перерыва вкормлении и не отстраняет на ночь от себя детеныша. Почему? Потому что этопротивоестественно! Мы всех своих детей этому научили. Для ребенка, когдарядом мама, все в мире хорошо. Можно спать спокойно, чувствуя ее тепло. Чегоему волноваться? Мама рядом. Видимо, играет свою роль и биополе матери. Вот цыпленок, потерявший квочку, бегает, пищит - для него это катастрофа, ион не успокоится, пока не найдет маму. Также и ребенок. Не всех ведь удаетсяприучить спать в кроватке сразу. А вы и не мучайтесь: положите рядом - и вамлегче, и ребенок спокоен. Делать это следует до 1-1,5 лет. А все опасения"заспать", "приспать", придавить ребенка вряд ли обоснованы. Скелетно-мышечная система в организме новорожденного - ведущая. Что этозначит? Если вы бежите, давая нагрузку скелетно-мышечной системе, то черезнекоторое время у вас начинает чаще биться сердце, участится дыхание и т.п.Все остальные системы организма как бы тянутся за скелетно-мышечной,запускаются, убыстряя свою деятельность. Илья Аркадьевич Аршавский пишет: "Ведущая роль принадлежит скелетно-мышечнойсистеме. Все остальные - дыхательная, пищеварительная, эндокринная,сердечно-сосудистая - развиваются коррелятивно". Что это значит? Если увашего ребенка хорошая скелетно-мышечная система, значит, будет хорошеесердце, хорошее пищеварение, хорошая дыхательная система и все остальныесистемы организма. Они просто вынуждены выходить на режим большегоблагоприятствования из-за этой, ведущей, системы. Поэтому, когда малыш лежит"полешком" в первые месяцы жизни, весь его организм не развивается, так какне работает костно-мышечная система. Если вы хотите видеть своего ребенказдоровым, - занимайтесь с ним гимнастикой с первых же дней. В нашей семьеникто ни на сердце, ни на почки, ни на что другое не жалуется. Все болезниэтих органов, да, впрочем, и других, - следстствие пресловутого лежания"полешком". "У семи нянек дитя без глаза". Вот здесь о чем речь - постоянно следим заребенком, чтобы он не попал в трудную, опасную ситуацию. Вот на плите горячийчайник - малыш к нему тянется, мы в крик или шепотом: "Не смей, горячо!" Унас в семье делалось так: "Алеша, чайник горячий", - предупреждаю сына, и онтянет ручку, не чувствуя опасности, но все-таки осторожен. Все же дотронулся,ощутил, что это такое, - сам все понял! "Прячьте спички от детей!", "Вы, родители, в ответе, если спички взяли дети!"Мне в этом случае хочется подойти и подписать: "Потому что нет лучшегоспособа подготовить пожар". Ведь раз вы прячете спички, малыш будет их искатьи обязательно найдет. Раз запрещено, значит, очень интересно и нужно. А еслинельзя еще и зажигать, он обязательно зажжет, когда вас не будет, и пожаробеспечен. А что делал я? Берет трехлетняя Аня спички, предупреждаю: "Обожжешься!" Онаспичку за самый конец берет, но пока не обожглась. Огонь все ближе, ближе (яведь спичку-то зажег), уже подобрался к пальчикам. Малышка в крик и слезы, нотеперь есть опыт: спички - не игрушка! Можно обжечься! Алешка потянулся к трансформатору: напряжение у меня там до 280 В и клеммынаружу. Я говорю: "Алеша, дернет!" Но он не понимает, что такое "дернет", наменя смотрит, а сам к трансформатору. Что делать? Хорошо, что было магнето оттрактора, я подключил его к трансформатору, железку на стул, а проводаспрятал. Только он за трансформатор, я магнето начал вращать. Магнето,знаете, тряхнет основательно, но убить не может - напряжение высокое, а токслабый. Алеша в крик, бабушка меня ругать. На следующий день заходит ко мне вмастерскую, увидел трансформатор - стороной обходит. Думаю: "Хорошо". ВзялАлеша карандаш и в розетке им ковыряет. Я ему: "А ты знаешь, что здесь тожедернет?" Сразу понял и в сторону. А как быть с острыми предметами? Я уже писал раньше. Но дополню. Мы давали, ивы давайте. Если у кого-то из ребят видели иголку в руках, говорили:"Колется!" - и кололи пальчики, чтобы чувствительно было. То есть надообучать так, чтобы ребенок реально ощутил опасность. "Умные родители иногдапозволяют своим детям обжигать пальцы" - есть такая поговорка у народовИндии. Но в противоположность ей поговорка: "Чем бы дитя не тешилось, лишь быне плакало" - концентрация народной глупости. И это бывает. Итак, лучший способ оградить ребенка от опасности - познакомить его с нею какможно раньше. Ограничение свободы в познании мира. Это, во-первых, пеленки, во-вторых,манеж (я считаю его клеткой, тюрьмой для ребенка). Американцы провели такойэксперимент. Дети приходят в школу в шесть лет, и их сразу тестируют. А затемделят на три группы: группа A - блестящие способности (особая группа дляподготовки будущих ученых, исследователей), группа B - средние способности,группа C - у нас их называют "пограничники" (не умный и не дурак). Но чемменьше дети, тем хуже делятся на эти группы. А вот десятимесячные - всеодинаковые! Эксперимент продолжили в другом направлении. Составили программунаблюдения за 70 семьями (шла она 1,5 года). И пришли к выводу: достаточноодного дня, чтобы определить, какая мама воспитывает детей для группы A.Оказывается, это те малыши, которых пускают ползать по комнате, по квартире идаже по двору. А дети, которые воспитывались в кроватках или манежах,попадали в группы B и C. Сколько времени мама должна находиться с малышом? Эпизод. Молодая мамажалуется, что ее ребенок не развивается, хоть она бросила работу и всесвободное время товодит с ним. Я не мог понять, в чем дело, и пошел к ним вгости в одну из суббот. Мы с папой сидим на диване и смотрим, как мамавоспитывает годовалого сына. Полтора часа мы вместе наблюдали и сделали общийвывод: малышу не хватает занятой мамы, а от свободной он не знает кудадеться. Такая ситуация вполне закономерна. Поэтому ребенок по крайней мереполовину своего свободного времени должен посвящать личным занятиям, причемсамостоятельно. И такие полярности, как полная заброшенность или чрезмерное внимание состороны родителей, уродливы. Применение антибиотиков при лечении младенца. Есть антибиотики, например,аминоглюкозидного ряда (мономицин, каномицин, стрептомицин и т.п.),приводящие к глухоте, если их давать малышу. Сначала потеря слуха идет навысоких частотах, потом ниже, ниже, и ребенок может оглохнуть совсем, а затемнаступает и слепота. По даннным загорской школы для слепоглухонемых, 30%детей ослепли и оглохли от применения антибиотиков. Употребление антибиотиков противопоказано кормящей матери. Так, пенициллинвызывает сенсибилизацию организма, т.е. его повышенную чувствительность ковсему, предрасполагает к аллергиям, тетрациклины - эти просто токсичны вчистом виде, сульфаниламиды усиливают желтуху (болезнь Боткина), а не было ееу малыша, так может появиться; левомицетины приводят к тому, что ребенокотказывается от груди, появляется рвота, расстройство желудка и нарушаетсякостномозговое кроветворение, налидиксиновая кислота может вызвать гемолиз(распад) эритроцитов и белокровие. Это лишь только известные врачам "побочныедействия" лекарств. Раннее физическое развитие. Часто возникает у молодых родителей вопрос: "Акак же головка? Ребенок ее еще не держит. Вдруг сломаются шейные позвонки?"Эти страхи безосновательны: африканки и японки с первых дней привязываютмалышей за спину. И ничего, никто голову им не поддерживает. Для развития мышц шеи кладите ребенка почаще на животик. (Наш Антон,например, как только смог переворачиваться, спал только на животе. Но вырос сочень строптивым характером!) Да, не забудьте, положив малыша на животик,убрать подушку. Гарантирую, через 2-3 недели он начнет хорошо держать голову. Приведу выдержку из одной чешской книжки: "Новорожденного брать осторожно,подложив свою руку под его спинку..." Я считаю, что с ребенком нужнообращаться смело, так, чтобы он в ответ на ваши действия затрачивал какую-тоэнергию. С трех месяцев в коляске закрепите палочку толщиной в палец на такойвысоте, чтобы ручки малыша без напряжения дотягивались до нее. Он будетхватать ее, подтягиваться, пробовать сесть. (По мере роста малыша палочкуподнимайте.) С четырех месяцев ребенка можно ставить на ножки. Не бойтесь,что он перетрудится! Дети чутко реагируют на усталость: как только им нехватает сил, они плюх - и садятся. Самое любимое движение в три-четыре месяца- приседание. Причем приседать малыш может очень долго: у вас уже руки недержат, а он все приседает. Установите палочку в коляске или кроватке нанужной высоте - пусть приседает сколько хочет. Следующий этап в физическом развитии - ребенок, начав стоять, начинаетползать. Этот момент важно, как говорится, поймать и, конечно же, развить.Если ребенок начал ползать, выпускайте его на пол. Не страшно, что полтвердый: природа наделила детей значительно большим количествомчерепно-мозговой жидкости, чем взрослых. Удары им не страшны: они почтибезболезненны и проходят без последствий. У многих вызывает опасение падение малыша с дивана, тахты и т.п. И если онпадает, обязательно стараются его подстраховать. При этом малыш совершенно незнакомится с "краем". Пусть лучше свалится: обычное падение с дивана непринесет беды. А вам будет спокойнее, он научится бояться "края". Что делать, чтобы при ползании малыш быстрее становился на ножки? Можносделать такое приспособление: очистите раскладушку от ткани и пружин.Оставшийся каркас закрепите на полу и сажайте в нее "ползунка". Раскладушканизкая, он обязательно дотянется у любого ее края до бортика, и начнетходить. Для этого также можно использовать натянутый на удобной для ребенкавысоте канат или же водить его за руку при условии, что ребенок сам будетдержаться за ваш палец. По американскому методу шаговый рефлекс можно развивать со дня рождения иребенок пойдет самостоятельно в 6-8 месяцев. Детям нравится ходить по доскам, рельсам. Видимо, так у них развиваетсявестибулярный аппарат. Есть еще природный снаряд - сваленные деревья. Моидети с большим удовольствием ходили по бревну, вторая половина которого незакреплялась (консоль). Сколько же любимых движений у детей: 1) вис (на пальцах, на турнике); 2)качание (на кольцах, качелях и т.п.); 3) скатывание (с горки и с перил); 4)хождение (по доскам, рельсам и т.п.); 5) вращение (закручивание на кольцах,качелях); 6) прыжки (на ручках, сетке, батуте). Много и часто сейчас жалуются родители на плоскостопие у детей. Все детирождаются плоскостопыми. Когда же начинает формироваться стопа? Когда ребенокначинает ходить, бегать, прыгать, т.е. когда стопа начинает выполнятьрессорную функцию. Поэтому надо задавать работу стопе: пусть бегает досыта. Иникакого плоскостопия! Для пятилетних малышей провели такое исследование: шагомером измерили,сколько может "находить" свободный ребенок. Оказалось, 25000-30000 шагов.Поэтому старайтесь сделать так, чтобы ваш малыш как можно больше двигался. Подведем итог: не ограничивайте свободу ребенка, раньше знакомьте его сопасностями и запускайте в действие все заложенные природой рефлексы.
КОВАРСТВО КОМФОРТА
Интервью с профессором И.А.Аршавским Свое мнение о принципиально новых методах воспитания детей высказывает вбеседе с журналистом О.Франценом заведующий лабораторией возрастнойфизиологии и патологии Научно-исследовательского института общей патологии ипатофизиологии Академии медицинских наук СССР, доктор медицинских наук,профессор Илья Аркадьевич Аршавский, который на протяжении многих летнаблюдал семью Никитиных. - Илья Аркадьевич, многих читателей смущает двойственное отношение прессы ксистеме Никитиных. Действительно, с одной стороны, журналисты вроде быпропагандируют, а с другой - при каждом удобном случае предостерегают оттого, чтобы родители немедленно использовали полученную информацию какруководство к действию. Что вы об этом думаете? - Пресса, безусловно, поступает правильно. Система прогрессивная, у неебольшое будущее, поэтому она заслуживает всяческого внимания, как научного,так и общественного. И в то же время нельзя ни на минуту забывать, что этопоиск не только увлекательный, но и опасный. В истории науки было немало случаев, когда исследователи ставили рискованныеопыты на себе. Это требовало готовности к самопожертвованию, большогомужества. Очевидно, эксперимент на своих детях требует гораздо большегомужества. Тем более что в начале эксперимента педагоги Никитины не имелипрямого отношения к науке. К чести супругов Никитиных, надо сказать, что им присущи чрезвычайнаяответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Этикачества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, гдеученые-специалисты беспомощно разводят руками (или досадливо отмахиваются,что еще хуже). Но это же обстоятельство означает, что владение системой внынешнем ее виде можно уподобить искусству, где успех зависит прежде всего отталанта исполнителя. Нужно еще немало поработать, чтобы систему можно былоприменять широко, чтобы устранить сомнения, которых немало. Но главное уже ясно - основа здесь правильная, научная. - Многие считают, что не только сама система Никитиных особенная, но и дети,к которым можно ее применять, тоже должны быть особенными. Если этодействительно так, то ценность ее значительно снижается. - Это не так. Особую ценность она имеет не для исключительных детей и даже недля нормальных, а для неблагополучных. - Но ведь система Никитиных отличается прежде всего повышенными нагрузками.Как же выдержит их ослабленный организм? - А вы вспомните, из-за чего все началось у Никитиных. Их подтолкнула кэкспериментированию суровая необходимость. Сын-первенец страдал жестокимдиатезом. Чего только не предпринимали родители, к каким только врачам необращались! И вот Лена Алексеевна в поисках спасительного средства сталавыходить с младенцем в холодный тамбур у входной двери. И - о чудо! - ребенокперестал плакать, ему стало заметно лучше. Этот эпизод, положивший начало многолетним экспериментам в семье-лаборатории,может быть воспринят как случайность. Но и у следующих детей Никитиных былиподобные предрасположенности, которые удалось устранить. - И все-таки это не очень-то понятно... - Дело в том, что система Никитиных - только часть более общей и сложнойпроблемы. Чтобы понять ее, нужно окунуться в физиологию, а это уведет нас навремя от самой системы Никитиных. Причем придется познакомиться не только суже очевидным, но и со спорным, пока еще не устоявшимся. Согласны? - Думаю, читатели будут "за". Ведь очень интересно узнать о научной подоплекесистемы Никитиных. - Сейчас все больше говорят о наследственных заболеваниях. На одной изпоследних сессий Академии медицинских наук СССР была названа цифра: 1500таких недугов! Единственное кардинальное решение этой проблемы - геннаяинженерия, к которой даже подступы пока неясны. Но, думается, значение наследственных заболеваний, безусловно, имеющих место,сильно преувеличивается. Создается впечатление, что после периода непризнаниягенетики маятник качнулся в другую сторону. К ней относят многое из того, чтонепонятно. Вот и получается, что решение ряда проблем откладывается назавтрашний день, тогда как сделать это можно еще сегодня. К болезням этоимеет самое непосредственное отношение. Берусь утверждать, что многие такназываемые наследственные заболевания имеют совсем другую причину. Возникают они не из-за поломки генов, а из-за неправильно протекающейбеременности, мешающей реализовать наследственную программу. В результатеблагополучные в наследственном отношении родители дают неблагополучных детей.При этом возникают не истинные мутации - изменения в генах, передающиесяпотомству, а фотокопии их - изменения, существующие лишь в одном поколении(хотя в дальнейшем они также могут стать наследственными, еслинеблагоприятные воздействия будут повторяться). - Это подтверждается результатами исследований? - Да, более чем 40-летним опытом работы нашей лаборатории. Причем я имею ввиду не только длительные наблюдения за беременными женщинами, но иэкспериментально вызванные нарушения у животных, разумеется. Вот вам пример. Пара кроликов генетически хорошо изучена и дает хорошеепотомство. У крольчихи вызывается так называемый экспериментальный неврозшумом, током под металлическим полом и т.п. Если это происходит в началебеременности, возникают различные уродства: заячья губа, волчья пасть,дефекты конечностей, отсутствие части или всего мозга... Неблагоприятныевоздействия в более поздний период, когда формирование органов в основномзавершено, дают физиологически незрелые, ослабленные организмы. Физиологически зрелый не только не погибнет, но и не заболеет! Афизиологически ослабленного поджидают всякие напасти. Если они и минуют его вдетстве, что случается редко, то обязательно дадут знать о себе позже.Результаты наших исследований говорят, что проблема #1 не рак исердечно-сосудистые заболевания сами по себе, а физиологическая незрелость,являющаяся основным поставщиком как этих, так и других недугов. - Это может быть справедливым лишь в одном случае: если ослабленных рождаетсямного. - К сожалению, так оно и есть. Их рождается все больше и больше. - Но отчего же, ведь условия жизни и медицинское обслуживание становятся вселучше? - Причина все в том же стрессе, о котором так много сейчас говорят. Толькообычно имеют в виду вред, причиняемый взрослым людям, тогда как гораздобольшая опасность грозит наиболее слабому звену жизни - зарождающемусясуществу. Стрессовых факторов, способных навредить будущему ребенку, много. К тому жефизиологически незрелый организм, достигнув половой зрелости, сам становитсясвоеобразным стрессовым фактором и может оставить после себя толькофизиологически незрелый организм. Порочный круг, каждый виток которогоувеличивает неблагоприятные изменения! Природа в таких случаях пускает в ход жестокое, но действенное оружие -естественный отбор. Современная медицина отвела от человечества это страшноеоружие. Некоторые западные ученые считают, что как раз здесь и кроется кореньзла, и предлагают все вернуть на круги своя. Конечно же, это от непонимания ибессилия. Но и не видеть здесь никакой проблемы тоже неверно. Да, мы добились огромных успехов в охране материнства и снижении детскойсмертности, и это прекрасно. Но почивать на лаврах ни в коем случае нельзя.Раз уж мы взяли у природы "бразды правления", то должны пользоваться имичрезвычайно ответственно, встречать возникающие трудности во всеоружии. Надопризнать честно: наука не была в полной мере готова к решению проблемы, окоторой идет речь. Во многом это объясняется тем, что недостаточно развита физиологиябеременности как наука и даже возрастная физиология в целом. Возникший вакуумстараются заполнить энтузиасты из числа акушеров и педиатров, но никто неможет заменить здесь именно физиолога. К сожалению, этой проблемой занимаетсятолько наша небольшая лаборатория. Настало время резко расширить фронт работ. - Но не могут ли ваши исследования уже сейчас подсказать какой-то выход изпорочного круга? - Лет тридцать назад физиологически незрелых организмов рождалось не более15-20 процентов. Это означает, что их сравнительно немного среди тех молодыхлюдей, которые сейчас сами становятся родителями. Они способны уменьшитьпроцент ослабленных новорожденных. С этого и надо начинать. Решать эту задачупредстоит не только ученым и врачам, но и самим молодым людям. Главное - необходимо гораздо ответственнее относиться к гигиене материнскогоорганизма. Заботиться о будущей матери после того, как беременность сталазаметной, поздно. Начинать надо гораздо раньше. Как я говорил, особенноуязвимы начальные стадии беременности, когда плод только формируется.Вообще-то отпуск был бы нужен в это время - другое дело, что физическиженщине труднее работать во вторую половину беременности. Во всяком случае,женщину в этот период нужно оградить от конфликтных ситуаций, нервотрепки,обеспечить максимально спокойные и здоровые условия для работы. Это,думается, вполне выполнимо, достаточно лишь желания членов коллектива.Разумеется, такое же отношение должно быть и в семье. Сильнейший стрессовый фактор - половая жизнь. Природа создала надежныймеханизм, защищающий плод: после зачатия влечение тормозится. У людей он, ксожалению, расшатан. Поэтому приходится полагаться на сознание. Я считаю, чтополовая жизнь во время беременности недопустима. Очень вредно и избыточное питание. Представление о том, что будущая матьдолжна есть за двоих, оправдывало себя лишь тогда, когда пищи действительноне хватало. Зародившийся организм будто знает о том, что "необходимость - двигательпрогресса". Природа так распорядилась, что он получает от матери питательныевещества и кислород строго в обрез, поэтому должен самостоятельно добывать"хлеб насущный". Рефлекторно активизируются скелетные мышцы, кровь бежитбыстрее, а вместе с ней пища и кислород. Наконец плод удовлетвореннозамирает. Но получил он гораздо больше, чем ему требовалось просто дляподдержания жизни! За счет своего труда он быстро растет. Повторяющиеся циклы- это движение не по кругу, а по спирали: с каждым витком образуются новыеэнергетические уровни. А если питательные вещества поступают от матери в избытке? Тогда нет стимулак развитию. Вместо спирали получается круг. Развитие либо прекращается, чтоозначает смерть, либо задерживается, что приводит к физиологическойнезрелости. Запомнился мне случай, происшедший во время войны. В одной палатележали две роженицы. Одна питалась, как и все в то тяжелое время. Другойзаботливый муж разве что не птичье молоко в дом приносил. И как же убиваласьпоследняя женщина, сетуя на несправедливость судьбы, когда у нее родилсяослабленный ребенок, а у соседки по палате - крепыш! Мы-то с вами уже знаем,что это закономерно. Добавлю, что подобное явление мы вызывали и специально, в опытах с животными.Причем использовали как пищу, так и кислород. Излишек его тормозит развитие,недостаток стимулирует. Да еще какой недостаток! Естественное для плодапоступление кислорода соответствует условиям на высоте Эвереста - величайшейгорной вершины на Земле. А ведь это почти девять километров! Для взрослогоорганизма эти условия пагубны. Альпинисты, покоряющие Эверест, пользуютсякислородными аппаратами, а мы превышали в своих опытах этот уровень, то естьделали содержание кислорода еще меньше. И что же? Плод адаптируется и к этимусловиям! Разумеется, всему есть предел. Если перейти определенную границу, плодупросто нечего будет добывать, как бы активен он ни был... Из множества неблагоприятных факторов хочу назвать еще один. Часто считают,что токсикозы говорят о неблагополучном течении беременности. И вот уже в ходидут без ведома врача различные лекарства, приносящие облегчение. А ведьхорошо известно, что лекарства - это палка о двух концах. Матери онодействительно может помочь, а для ребенка окажется сильным стрессовымфактором. Между тем ранние токсикозы - это истинное спасение для нормальнойбеременности, и тревогу должно выбывать скорее их отсутствие. Ведь с ихпомощью из материнского организма удаляются губительные для плода вещества иустанавливается благоприятная среда. Если же защитные силы женщины ослаблены,нарастают неблагоприятные изменения. А вот поздние токсикозы, хотя это тожеприспособительные реакции, уже ненормальны, особенно тяжелые формы. Значит,организм матери до сих пор не справился со своей задачей. Еще раз приходится напоминать о том, как важны знания о собственноморганизме. И как важно воспитывать еще со школы уважительнейшее отношение кженщине, основываясь не на чем-то абстрактном, а на физиологической ее роли. - Итак, если представители "физиологически зрелого" поколения будут соблюдатьтребования, это позвонит разорвать порочный круг. Но ведь среди них все-такиесть ослабленные, у которых будет такое же потомство. - В детстве можно в значительной степени компенсировать то, что упущено вматеринском организме. Если, конечно, действовать умело. Вот здесь и способеноказать неоценимую помощь опыт Никитиных. Разумеется, взятый не "один кодному", а с коррективами - над ними еще предстоит поработать. Вот поэтому я и говорил, что система Никитиных имеет особое значение именнодля ослабленных детей. Когда они наверстывают упущенное, догоняют своихсверстников, эффект особенно заметен. Но важно вовремя начать действовать,иначе может быть поздно. Основная заслуга Никитиных в том, что они нашлиприемы, которые можно использовать с самого рождения. - А как, собственно, узнать, физиологически зрелый родился ребенок или нет? - Вы правы, это важный момент. Ведь физиологически незрелый организм внешнеможет и не отличаться от нормального. Это объясняет, кстати, почему до насникто не обнаружил явление физиологической незрелости и почему оно сейчас стаким трудом получает признание. Отличия здесь внутренние. Они вызванынесоответствием физиологических особенностей ребенка его возрасту.Исследование дыхательной и сердечно-сосудистой систем, мочи и крови,рефлексов вполне определенно указывает на эти отличия. Конечно же, подвергать каждого новорожденного всесторонним исследованиям былобы сложно. Поэтому наша лаборатория создала доступные практикам методы. Оничитывают частоту и периодичность дыхания, частоту сердечных сокращений,мышечный тонус и двигательные рефлексы. Особенно показательны, наглядны рефлексы. Это характерные внешние проявленияфизиологических особенностей новорожденного. Ими вполне могут пользоваться иродители. Большинство рефлексов связано с тем, что до полутора месяцев умалыша как бы сгибательная поза, в которой он преимущественно находился вматеринском организме. Например, рефлекс Робинзона. Если вложить в ладони младенцу по пальцу, он стакой силой их сожмет, что можно даже поднять его. Этот рефлекс ошибочносчитают хватательным. Нет, хватание в данный период еще ложное! Характерно ирефлекторное сгибание ножек при раздражении подошвы. Очень важен открытыйнами пяточный рефлекс. Достаточно слегка надавить на пяточную кость, какмладенец напрягается, вскидывает руки, на личике появляется гримаса плача -ничего общего, кстати, не имеющая с настоящим плачем. Все это происходиттолько с физиологически зрелым, у ослабленного рефлексы плохо выражены иливовсе отсутствуют. - Итак, мы выяснили, что такой-то новорожденный физиологически незрелый. Чтодальше? - Я думал, что обойдусь без объяснения энергетического правила скелетныхмышц, чтобы не вдаваться в подробности. Теперь вижу, что не удастся. Этоправило мы выдвинули в противовес энергетическому правилу поверхности,сформулированному известным немецким физиологом Максом Рубнером игосподствующему в науке с прошлого столетия по сей день. Согласно Рубнеру природа выдала всем млекопитающим одинаковую энергию наединицу веса: 180-190 тысяч килокалорий на килограмм. Использовал свой запас- умирай. А поскольку животные малых размеров неэкономно расходуют энергию (уних гораздо больше приходится поверхности на единицу массы, а значит, итеплоотдача больше), то исчерпывают они свой энергетический фонд быстрее.Действительно, мышь живет два с половиной года, а слон 80 лет. Мы тоже, начиная свои исследования, находались в плену у этого правила,которому подчиняются "все, от слона до мыши". А потом обратили внимание нанесоответствия. Например, кролик и заяц одинаковы по величине и весу. Значит,энергетические запасы и продолжительность жизни также должны совпасть. Нонет! Заяц гораздо активнее и тратит знергии больше. Еще бы, ведь он мчится соскоростью поезда, спасаясь от хищника! Получается, что заяц быстрее должен"съесть" свой жизненный лимит. Однако живет он в два-три раза дольше своего"расчетливого" собрата! Еще пара: крыса и белка. Поверхность тела у ниходинаковая. Первая живет два с половиной года, вторая - двенадцать-пятнатьлет. И таких примеров у нас набиралось все больше. В конце концов мы вывели другую закономерность: жизнь организма, его рост иразвитие зависят от двигательной активности, позволяющей реализоватьнаследственную программу. Прямо противоположное тому, что утверждал Рубнер!Ведь из его правила вытекает, что каждое движение - неизбежное зло, так какистощает "жизненную копилку". Нет, оно эту "копилку" пополняет! Именноблагодаря движению организм восполняет не только потраченное, но и создаетзапас, задел для дальнейшего развития. Пассивность снижает приспособительныевозможности организма и делает его беззащитным перед неблагоприятнымиусловиями среды, перед заболеваниями. Активность же выступает как посредник,увязывающий генетическую программу с информацией извне. Без этого эволюциябыла бы невозможна. Природа очень дорожит законом активности и жестоконаказывает за его нарушения. Энергетическое правило скелетных мышц начинает действовать, как мы уже знаем,еще до рождения ребенка. - С плодом вроде бы все ясно. Но вот новорожденный... Он дышит, сосетмолоко... Значит, активен! Разве этого недостаточно, разве принцип активностине соблюден уже? Или все-таки необходимо что-то еще? - Опять же сошлюсь на наши опыты. Четырех-пятидневные щенки в достаточномколичестве получали от матери молоко. Некоторым из них вводили вещества,блокирующие двигательную активность. И если вес остальных щенков превысилчерез месяц килограмм, то у этих остался прежним, на уровне четырех-пятидней! Результаты таких опытов трудно укладываются в голове, онипереворачивают существующие представления. Но беспристрастный язык фактовсвидетельствует: пища не сама по себе определяет рост и развитие, а только всочетании с мышечной активностью. Младенцу нужна работа всех мышц. - Вы убедили меня в том, что энергетическое правило скелетных мышц - общаязакономерность, благодаря которой и достигается максимальная активность,столь необходимая для оптимального развития организма. Но что "включает" еепосле рождения? Возможно, сильный холод, который должно ощутить крохотноесущество, появившееся на свет? - Да, новая среда встречает температурой вдвое меньшей, чем была у матери!Представляете, какая сложная задача у новорожденного: самостоятельновосстановить утраченные восемнадцать градусов? Ведь потери тепла у него вомного раз больше, чем у нас с вами. Тут Рубнер, безусловно, прав.Новорожденный согревается, почти беспрерывно двигая ручками и ножками. Этоему явно на пользу: он быстро прибавляет в весе, растет и крепнет. Увы, как часто, превратно понимая уязвимость, хрупкость новорожденного,стремятся обеспечить ему максимальный комфорт - держат в жаркой комнате даеще стягивают пеленками! И действие механизма, созданного природой,нарушается тем больше, чем сильнее "забота". Примерно при 32-34 градусахмускулатура полностью расслабляется... - А какая температура нужна? - Точно этого пока сказать нельзя. Югославские ученые поставили интересныйопыт. Крысы, которые должны вот-вот родить, могли поселиться в ячейках слюбой температурой, но все, как одна, устраивались там, где было 15 градусов.В самом гнезде, конечно, теплее, но воздух, которым дышали крысята, именнотакой. Мы получили хорошие результаты, на время понижая температуру и до 10градусов. Это время, пока мышцы у крысят еще напряжены. Еслипереусердствовать, мышцы также расслабляются, и развитие тормозится. Междупрочим, крысы считаются удобной моделью для изучения человека. С полной уверенностью в своей правоте мы ненадолго ставили на живот ребенкастакан воды со льдом около 5 градусов. Температура тела не понижаласьнапротив, поднималась на 0,5-1 градус. Как только она начинала снижаться,стакан снимали. Это очень тонизировало малыша. Однако призываю родителей не увлекаться. Повторяю, точных рекомендаций наэтот счет пока не существует Определенно можно говорить лишь о верхнейгранице. Она не должна превышать 20-22 градуса. 25-26 градусов в родильныхдомах плохо. Хорошо кратковременно держать новорожденного (первые 7-8 дней его жизни) притемпературе не выше 18 градусов обнаженным, набирая 2,5-3 часа в сутки. Дляфизиологически зрелых сеансы могут быть 10-15 минут, для незрелых - меньше.Во всех случаях сигналом к прекращению процедуры служит снижение двигательнойактивности. И спать ребенку следует не в жаркой комнате. Даже зимой можно оставлять егона закрытой веранде или балконе. Если, конечно, нет сильного мороза. В этомслучае полезно держать открытой форточку или же периодически проветриватьпомещение. Напомню, что с помощью таких процедур Никититиным удалосьликвидировать у своих детей диатез. Но, повторяю, важно не перейти рамкиадаптивных возможностей организма. С ослабленным младенцем необходимообращаться особенно осторожно. Тем не менее для него эти воздействия стольэффективны, что он все больше и больше наверстывает упущенное и медленно, новерно догоняет в развитии своих сверстников. - Вы нелестно отозвались о стягивании пеленками. А оно чем плохо? Это векамисуществующий обычай. Бытует мнение: так ребенку спокойнее. Он не будетбеспокоиться, пугаться своих ручек, травмировать себя ими. И если малышактивен во время бодрствования, так как получает прохладные воздушные ванны,и если спит на холоде, но затянут пеленками, - противоречит ли это вашиммыслям? Ведь во сне он отдыхает. Какая уж тут активность? - Дело в том, что борьбы с холодом, так пугающей многих родителей, ещенедостаточно! В самом деле, вначале ребенок спит почти все время. Так что же,позволить ему практически постоянно бездельничать? Природа не может этогодопустить! Она ищет дополнительные резервы. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительног
|