История развития ЛФК, Врачебного контроля и Спортивной медицины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития ЛФК, Врачебного контроля и Спортивной медицины.



Развитие лечебной физкультуры (ЛФК). В России движения с лечебной целью начали применять в XVI— XVII вв., причем уже в те времена использовали сочетание движений с тепловы­ми процедурами при травматических повреждениях. В конце XVIII в. многие ученые и общественные деятели (М.В.Ло­моносов, А.П.Протасов, С.Г.Зыбелин и др.) в своих работах развивали профилактическое направление в медицине, отводя значительную роль физическим упражнениям в борьбе за здоровье подрастающего поколения. Среди ученых того времени был хорошо известен основоположник русской терапевтической школы М.Я.Мудров, выступавший за использование физических упражнений и труда с лечебной целью. К сторонникам этого направления относился также Н.И.Пирогов, рекомендовавший применять специальные упражнения после огнестрельных повреждений.

Значительная роль в распространении в России знаний по лечебной гимнастике (ЛГ) и массажу принадлежит Г.К.Со­ловьеву, Е.Н.Залесовой и др.

В работах П.Ф.Лесгафта приведено научное обоснование использования средств физического воспитания с лечебной целью, подчеркивается важность их профилактического значения. Однако в тех условиях ЛГ, преследующая цель всестороннего оздоровительного воздействия, не могла найти полного развития. Она применялась только в виде механотерапии, корригирующей гимнастики.

Впервые лечебная физкультура была введена в санаториях и на курортах в 1923—1924 гг. В 1926 г. И.М.Саркизов-Серази-ни (1887—1964) организовал первую кафедру лечебной физ­культуры, где получили подготовку большинство первых докторов и кандидатов наук в этой области, среди них В.Н.Мошков, В.К.Добровольский, Д.А.Винокуров, К.Н.При-былов и др. Большая заслуга в развитии ЛФК принадлежит первому наркому здравоохранения Н.А.Семашко (1874—1949). По его рекомендации с начала 30-х годов открываются отделения и кабинеты ЛФК в физиотерапевтических и травматологических НИИ, кафедры ЛФК в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах, где разрабатывались методы ее применения при разных заболеваниях.

Богатейший опыт, приобретенный во время Великой Отечественной войны, позволил в послевоенный период значительно расширить сферу применения ЛФК. В настоящее время физические упражнения, массаж как одно из основных средств лечения используются в больницах, санаториях, поликлиниках, на курортах.

Комплексное применение средств ЛФК при различных заболеваниях и повреждениях проводится на основании изучения изменений иммунной системы организма и метаболизма, тестирования физической работоспособности больного с использованием различных методов контроля за функциональным состоянием организма при физических нагрузках. Созданы программы двигательной активности, разработаны методы врачебного контроля в процессе воспитания детей (дошкольного возраста, школьников) и студентов, при занятиях взрослого населения массовыми формами физкультуры. Программы основаны на анализе механизмов адаптации лиц разного пола, возраста, профессиональной принадлежности к физическим нагрузкам разного объема, интенсивности и направленности с учетом уровня физической работоспособности, функционального состояния и критериев здоровья.

ЛФК занимает достойное место в современной медицине, отражая ее профилактическую направленность и задачи полного восстановления здоровья и трудоспособности больного человека.

 

 

Развитие врачебного контроля. Один из основополагающих принципов системы физического воспитания — ее оздо­ровительная направленность. Врачебный контроль (ВК) в процессе занятий физическими упражнениями призван способствовать осуществлению этого принципа. ВК рас­сматривается как государственная система, обеспечивающая правильное использование средств физической культуры и спорта для оздоровления населения.

Теоретические основы ВК в нашей стране были заложены трудами ПФ.Лесгафта и В.В.Гориневского, а первые кабинеты В К стали создаваться в 20-е годы в Главной военной школе физического воспитания и Государственном центральном институте физической культуры*. Первым руководителем отдела, а затем и кафедры ВК стал В.В.Гориневский (1923).

В 1925 г. вышло в свет первое «Руководство по врачебному контролю» (В.В.Гориневский, Г.К.Бирзин); несколько позже — другие методические разработки и инструкции.

Первый большой опыт медицинского обеспечения массовых соревнований был получен на 1-й Всесоюзной спартакиаде в 1928 г., когда впервые были обоснованы показания и про­тивопоказания к занятиям физическими упражнениями, разработаны оценочные таблицы и стандарты для учета влияния физических нагрузок на организм.

В 1930 г. Президиумом ЦИК СССР было принято поста­новление, в соответствии с которым на органы здравоохранения возлагалось руководство ВК и санитарным надзором за местами занятий физическими упражнениями. Это был первый государственный акт, заложивший принципиальные основы системы медицинского обеспечения физкультурников и спортсменов — реализация тезиса первого наркома здраво­охранения Н.А.Семашко: «Без врачебного контроля нет советс­кой физкультуры».

Дальнейшее развитие ВК связано с именами З.П.Соловьева, Б.А.Ивановского, В.Е.Игнатьева и др. Введение Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» явилось основанием для разработки методик ВК при массовых обследованиях спортсменов и физкультурников, принципов нормирования физических нагрузок для лиц разного возраста, пола и уровня физической подготовленности. Началась систематическая подготовка кадров на кафедрах медицинских институтов, открылись лаборатории ВК в разных городах страны, где функционировали НИИ физкультуры (Москва, Ленинград*, Харьков, Тбилиси). Уже к началу Великой Отечественной войны сформировалась широкая сеть кабинетов ВК при спортивных сооружениях и учебных заведениях.

Ведущую роль в развитии ВК играла лаборатория при Центральном НИИ физической культуры (ЦНИИФК), ру­ководимая С.П.Летуновым, по праву считающимся осново­положником современной спортивной медицины. Он не только сформулировал ее методологию и главные направления иссле­дований, но и заложил основы ведущих разделов спортив-ной'медицины. В 40-е годы при ЦНИИФК была создана пер­вая «клиника здорового человека» — стационар для спортсме­нов.

Памятными вехами, сыгравшими значительную роль в становлении врачебно-физкультурной службы, следует считать создание в 1951 г. врачебно-физкультурных диспансеров (ВФД) — учреждений нового типа, решавших задачи профилактики и лечения, а также участия советских спортсменов в Олимпийских играх 1952 г. Ведущую роль в развитии ВК как научной дисциплины сыграли Н.Д.Граевская, Ю.И.Данько, А.Г.Дембо, Д.Ф.Дешин, В.К.Добровольский, С.М.Иванов, В.Л.Карпман, Г.М.Куколевский, Г.И.Красносельский, З.С.Миронова, Р.Е.Мо-тылянская, Г.А.Минасян и др.

Развитие ВК как научной и практической дисциплины, его возрастающая роль в решении проблем физической культуры и спорта привели к тому, что в начале 70-х годов термин «врачебный контроль» был заменен названием «спортивная медицина», что шире отражает содержание этого раздела науч­ных исследований. К сегодняшнему дню определена и меди­цинская специальность — «лечебная физкультура и спортивная медицина».

В 1971 — 1985 гг. был организован НИИ медицинских проблем физической культуры Министерства здравоохранения УССР (Киев). В 1986 г. из состава Всесоюзного НИИ физкультуры был выделен Институт медико-биологических проблем спорта, в котором открылся центр допинг-контроля.

Вопросы предпатологии и патологии в спорте изучались в Ленинграде (А.Г.Дембо, Л.А.Бутченко) и в ряде крупных ВФД страны (М.Б.Казаков, Л.Н.Бахтин, Л.Н.Марков и др.). Успешно разрабатывались также проблемы спортивной кардиологии (В.Л.Карпман, Н.Д.Граевская, В.В.Куколевский и др.). В Центральном НИИ травматологии и ортопедии им. Н.Н.Приорова МЗ России (ЦИТО) сформировалась школа спортивной травматологии во главе с З.С.Мироновой. В Тар­туском университете широко изучаются вопросы гормонально-эндокринной регуляции мышечной деятельности (А.А.Виру). Под руководством Р.Е.Мотылянской, С.В.Хрущева, С.Б.Тихвинского разрабатываются медицинские проблемы детского спорта.

При сборных командах по различным видам спорта возникла новая организационная форма работы — комплексные научные группы по ВК, в состав которых входят спортивные врачи, тренеры и научные сотрудники.

В настоящее время в спортивной медицине (СМ) выделено 5 основных направлений, которые представлены как в элитном спорте, оздоровительной физкультуре, при занятиях с детьми, так и в ВК за физическим воспитанием по государственным программам, в индивидуальных и групповых занятиях.

Основные направления СМ: 1) диспансерное обследование соответствующих контингентов; 2) углубленные медико-биологические обследования (УМО); 3) врачебно-педаго-гические наблюдения; 4) клинические вопросы спортивной ме­дицины; 5) медицинское обеспечение спортивных соревнований.

Каждое из этих направлений имеет свои особенности, отличается методами и методическими подходами.

Научные и практические аспекты СМ касаются не только спорта, но и физической культуры и физического воспитания. Накапливая материал о диапазоне и вариантах так называемой нормы в разных условиях существования организма, о его функциональных резервах и адаптационных возможностях при предъявлении к нему повышенных требований, о пограничных состояниях между нормой и патологией и ранних проявлениях функциональных нарушений, зачастую еще не фиксируемых в клинической практике, СМ внесла существенный вклад в создание науки о здоровом человеке, теории адаптации и тем самым в развитие многих теоретических и клинических медицинских дисциплин [Журавлева А.И., Граевская Н.Д., 1993.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.006 с.)