ТОП 10:

Подготовленность лыжника-гонщика и спортивная форма



Целенаправленное и систематическое применение разнообраз­ных средств и методов тренировки приводит к положительным из­менениям в организме лыжника-гонщика, которые определяют уро­вень его подготовленности. Спортивная подготовленность харак­теризуется целым комплексом изменений, происходящих под влия­нием проведения различных видов подготовки лыжника-гонщика: технической, физической, тактической и т.д. Под воздействием на­грузок растет тренированность отдельных органов и систем, повы­шается уровень развития физических и волевых качеств и др.

Об уровне подготовленности лыжника-гонщика принято су­дить прежде всего по спортивным результатам. Однако в лыжных гонках, как ни в одном другом виде спорта, при оценке уровня достижений (результатов) необходимо учитывать ряд переменных факторов: рельеф местности и условия скольжения, масштаб со­ревнований и состав участников и др. Высокий результат в лыж­ных гонках (во временных показателях) не может служить объек­тивным критерием подготовленности. Так же и победа даже со значительным отрывом от остальных гонщиков на соревнованиях небольшого масштаба над соперниками недостаточной квалифи­кации еще не говорит о высоком уровне подготовленности. И на­оборот, небольшой проигрыш сильнейшим лыжникам-гонщи­кам по времени, даже при весьма низком занятом месте (но при dхорошей плотности результатов), указывает на достаточно высо­кий уровень подготовленности. Поэтому только комплексная ■оценка дает объективное представление об уровне подготовлен­ности в лыжных гонках. Здесь следует учитывать: результаты раз­личных по масштабу и составу участников соревнований, победы над известными спортсменами, данные врачебного, педагогиче­ского контроля и самоконтроля лыжника, уровень технической подготовки и психологической устойчивости и др.

При оценке подготовленности лыжника-гонщика необходимо учитывать и его индивидуальные особенности, положительные сдвиги в отдельных компонентах нагрузки, темп прироста резуль­татов и показателей контрольных испытаний, а также имеющиеся недостатки (например, в развитии силы отдельных мышечных групп, пробелы в технической подготовке). Повышение уровня подготовленности лыжника-гонщика - процесс многолетний, он происходит прежде всего под влиянием тренировочных нагрузок


 




различного характера, объема интенсивности и направленности. Вместе с тем на повышение уровня подготовленности оказывает действенное влияние и целый ряд других факторов - рациональ­ный режим (сочетание) работы и отдыха, условия проведения за­нятий и восстановления после тренировочных нагрузок, актив­ность и целеустремленность лыжников и др.

Правильное построение процесса многолетней подготовки обеспечивает ежегодное повышение уровня спортивной подго­товленности (с небольшими ее колебаниями в годичных циклах -снижение в переходном периоде). Вместе с тем временное сниже­ние подготовленности в переходном периоде является обязатель­ным условием для ее дальнейшего повышения на новых качест­венном и количественном уровнях в очередном годичном цикле. Все это связано с биологическими законами развития, становле­ния и временного снижения спортивной подготовленности и но­сит фазовый характер.

В процессе многолетней подготовки при оптимальном планиро­вании нагрузок в соответствии с возможностями лыжника-гонщика спортивная подготовленность может повышаться из года в год, в течение всего времени активных занятий лыжным спортом (до определенного возраста). В прошлом известны случаи, когда лыж­ники-гонщики в возрасте 35-36 лет показывали высокие резуль­таты и даже становились чемпионами страны. В настоящее время известно немало случаев, когда и после 30-летнего возраста еще наблюдается рост спортивной подготовленности.

В годичном цикле тренировки подготовленность постепенно по­вышается от начала подготовительного периода и к моменту на­ступления соревновательного периода достигает высокого уровня, что позволяет лыжнику-гонщику успешно стартовать в различных состязаниях. Особенно высокими темпами повышается уровень подготовленности на зимнем этапе подготовительного периода в ноябре и декабре. Это позволяет лыжнику к началу основных со­ревнований (обычно в январе) достигнуть спортивной формы.

Спортивная форма - это состояние оптимальной готовности лыжника-гонщика, которое позволяет ему успешно выступать в соревнованиях и показывать высокие спортивные результаты. Спортивная форма - состояние весьма динамичное. Лыжник-гон­щик от старта к старту повышает уровень подготовленности и к моменту наиболее ответственных соревнований сезона достигает состояния наивысшей спортивной формы (максимального уровня для данного сезона).

Лыжники любой квалификация при рациональном планирова­нии могут достигнуть своего уровня спортивной формы, однако у спортсменов различной квалификации качественные и количест-


венные характеристики этого состояния далеко не одинаковые. Лыжник-гонщик показывает наивысшие результаты для данной ступени спортивного мастерства. Процесс развития и становле­ния спортивной формы состоит из трех фаз: приобретение, сохра­нение и снижение (временная утрата) спортивной формы. Лыжни­ки-гонщики обычно достигают наивысшей спортивной формы к февралю - марту, когда планируются наиболее ответственные со­ревнования. С окончанием соревновательного периода подготов­ленность лыжников-гонщиков заметно снижается и нарастает в следующем годичном цикле (с начала подготовительного перио­да) на новом качественном и количественном уровнях. Таким об­разом, подготовленность лыжников при оптимальном повышении нагрузок и их правильном сочетании и планировании из года в год повышается, так как каждый следующий годичный цикл про­ходит на фоне повышенной подготовленности, оставшейся от предшествующего цикла. Принципиальная кривая повышения тре­нированности в годичном цикле подготовки лыжника-гонщика вы­глядит следующим образом: она постепенно повышается на первых двух этапах подготовительного периода, а на третьем (зимнем) этапе происходит более быстрый подъем. К концу этого этапа (к январю) лыжник приходит к такому уровню подготовленности (спортивной форме), который позволяет ему успешно выступать в соревнованиях. Далее, в соревновательном периоде, уровень под­готовленности продолжает повышаться и достигает своего пика к основным соревнованиям сезона. В переходном периоде следует крутой спад в подготовленности лыжника. Затем цикл повторяет­ся на более высоком уровне. Но это только принципиальная кри­вая, фактически подготовленность претерпевает волнообразные изменения, что обусловлено необходимостью повышения трениро­вочных нагрузок перед соревнованиями (развивающие циклы), а затем их снижения после состязаний (восстанавливающие или под­держивающие циклы).

Лыжник-гонщик в силу закономерностей в развитии подготов­ленности не может длительное время находиться в наивысшей спортивной форме. Однако путем целенаправленного воздействия тренировочными нагрузками можно временно снизить пик спор­тивной формы, а затем вновь поднять работоспособность до наи­высшей точки к следующим важнейшим соревнованиям. Таких пиков спортивной формы в течение соревновательного сезона обычно может быть не более 2-3.

Спортивная форма характеризуется различными показателями в физической, технической, морально-волевой и т.д. подготов­ленности. В этом состоянии наблюдается: более быстрая враба-тываемость организма; способность быстро переключаться с од-


 




ного уровня деятельности на другой (менять темп, ритм, скорость передвижения и т.д.); ускоренное протекание восстановительных процессов как между отдельными повторениями или упражне­ниями, так и между занятиями; высокая стабильность и вариатив­ность техники способов передвижения на лыжах при меняющихся внешних условиях (рельеф, скольжение и др.); улучшение специ­фических восприятий лыжника («чувства лыж», «чувства скорости и темпа» и т.д); увеличение диапазона волевых усилий (способ­ности «терпеть» - переносить длительные и интенсивные нагрузки в период тренировок и участия в соревнованиях и др.). В период нахождения в спортивной форме улучшаются и данные врачебно­го контроля. При оценке состояния подготовленности лыжника необходимо опираться и на результаты контрольных испытаний, и функциональных проб в условиях, максимально приближенных к специфической деятельности лыжника-гонщика.

Сроки нахождения лыжника-гонщика в состоянии повышенной подготовленности (в «обычной» спортивной форме) весьма ин­дивидуальны и во многом зависят от правильного построения и управления всей подготовкой в течение годичного цикла. Мето­дически грамотное чередование нагрузки и отдыха, их соответст­вие возможностям спортсмена, волнообразное изменение нагруз­ки, применение адекватных средств и методов подготовки, ис­пользование различных вариантов циклов, соблюдение режима, применение различных средств восстановления и многое другое обеспечивают сохранение и улучшение спортивной формы порой довольно продолжительнее время. Регулярное участие в соревно­ваниях при оптимальных интервалах между ними в свою очередь стимулирует достижение высоких результатов и более длительное сохранение спортивной формы. Сильнейшие лыжники, имеющие многолетний опыт достижения спортивной формы и управления ее уровнем, могут сохранять высокую спортивную подготовлен­ность на протяжении всего зимнего сезона и показывать высокие результаты с конца декабря и до начала апреля. Уровень спор­тивной формы и ее дальнейшее повышение тесно связаны с функ­циональным состоянием центральной нервной системы. Рацио­нальное планирование объема и интенсивности тренировочных нагрузок, продолжительность и характер отдыха, постоянный врачебный и педагогический контроль позволяют спортсменам и тренерам целенаправленно управлять работоспособностью цен­тральной нервной системой. Это позволяет лыжнику повышать свою спортивную работоспособность именно ко дню важнейших соревнований и добиваться большего или меньшего ее повышения к другим соревнованиям в зависимости от их значимости. В то же время лыжники могут несколько снизить подготовленность между


ответственными соревнованиями. Такое снижение проходит под контролем со стороны спортсмена, оно управляемо за счет пла­нирования нагрузки и отдыха.

Длительное проведение тренировочных занятий с большими по объему и интенсивности нагрузками, на фоне недовосстанов-ления может привести к перегрузке нервной системы и переутом­лению. В таких случаях своевременно предоставленный отдых в течение 3-7 дней (в зависимости от переутомления) или снижение нагрузки позволяют обычно ликвидировать неблагоприятные яв­ления. Если своевременно не будут внесены соответствующие коррективы в тренировочный процесс и лыжник будет продол­жать тренировки с большими нагрузками, то переутомление мо­жет перерасти в перетренировку. Такое состояние требует вмеша­тельства врачей и прекращения занятий на несколько дней.

Занятия после перетренировки и лечения возобновляются только по разрешению врача. Как правило, первыми субъектив­ными симптомами перетренировки являются: нежелание трениро­ваться, бессоница, потеря аппетита, раздражительность, головные боли и т.п. Объективно это состояние характеризуется заметным снижением результатов, падением веса, ухудшением координации движений и т.п., а также данными врачебного контроля.

Этапы многолетней подготовки в лыжном спорте

Достижение высоких результатов в лыжных гонках возможно только при многолетней и круглогодичной подготовке в течение

}

ряда лет, начиная с юношеского возраста. Сильнейшие лыжники-гонщики (мужчины) становятся победителями и призерами круп­нейших соревнований (Олимпийских игр и чемпионатов мира) чаще всего в возрасте 25-27 лет. Аналогичная картина наблюда­ется и у женщин. Это говорит о том, что данный возраст является оптимальным для достижения наивысших результатов. Вместе с тем в равной степени успешно соревнуются и достигают высоких результатов спортсмены в возрасте с 22 до 32 лет. Данный возрас­тной период следует считать зоной высоких результатов. Учиты­вая эти данные, всю подготовку в лыжных гонках следует плани­ровать с целью подведения спортсменов к наивысшим результа­там именно в этом возрасте. Вместе с тем, особенности лыжных гонок, биологические законы развития отдельных органов и сис­тем и организма в целом требуют от лыжников определенного числа лет систематических занятий физической культурой и спор­том, чтобы пройти путь от новичка до мастера спорта, а затем до сильнейшего спортсмена. В лыжных гонках такой период занима­ет в среднем около 10 лет. Учитывая эти данные (стаж занятий и


возраст наивысших достижений), можно с достаточной вероятно­стью определить время начала регулярных тренировок.

Однако это не означает, что вся подготовка должна начинаться именно в этом возрасте - систематические занятия физической культурой следует начинать значительно раньше. Вполне естест­венно, что и на этом временном отрезке могут быть индивидуаль­ные различия. Вместе с тем практика работы по лыжному спорту показывает порой, что юные лыжники, слишком рано приступив­шие к систематическим тренировкам, достигают (и относительно рано) высоких результатов. Однако, как правило, раннее дости­жение успехов в лыжных гонках очень часто приводит к тому, что лыжники останавливаются в спортивном росте, полностью не рас­крывают свои возможности или рано заканчивают выступления. Не следует считать, что это связано с длительным (с раннего воз­раста) занятием лыжным спортом. Причины следует искать в не­верном построении многолетнего процесса подготовки, чаще всего в чрезмерном завышении объема нагрузки, односторонней подго­товке, слишком ранней специализации по лыжным гонкам.

Тренеры при планировании многолетней подготовки часто пре­вышают допустимые объемы нагрузки, забывая о разносторонней подготовке юных лыжников. Такое планирование порой приносит быстрый прирост результатов, но затем сверстники, даже поздно приступившие к занятиям лыжными гонками, опережают юных лыжников, рано достигших высоких (относительно возраста) ре­зультатов. Термин «ранняя специализация» неприменим в отноше­нии лыжных гонок, следует говорить о своевременной специализа­ции с учетом возрастных особенностей развивающегося организма. Вся многолетняя подготовка лыжников-гонщиков должна быть построена так, чтобы подвести спортсмена к высшим достижениям именно в указанный возрастной период. При построении много­летней подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого естественного развития отдельных физических качеств, что по­зволит успешно проводить физическую подготовку в целом.

Исходя из специфики лыжных гонок как вида спорта, требую­щего полной зрелости организма, а также естественного развития физических и психических возможностей организма спортсмена, весь процесс многолетней подготовки гонщика в настоящее время можно разделить на шесть основных этапов, которые охватывают следующие возрастные периоды:

1. Предварительная подготовка (возраст 9-12 лет). Важнейшими задачами на этом этапе следует считать: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Для решения поставленных задач применяется широкий круг средств, в том числе при занятиях


на лыжах уделяется внимание освоению элементов горнолыжной техники и отдельных способов передвижения на лыжах. Средства лыжного спорта используются в плане общей физической подго­товки, как и другие упражнения. При занятиях на этом этапе большое внимание уделяется развитию общей координации дви­жений, равновесия и других качеств, и в первую очередь быстро­ты движений и скорости двигательных реакций. К концу данного возрастного этапа обращается внимание и на воспитание скорост-но-силовых качеств. С этой целью применяются различные прыжки и прыжковые упражнения и другие динамические упражнения. За­нятия в основном проводятся игровым методом, возможно и при­менение «круговых» занятий. Следует подчеркнуть, что все занятия проводятся в плане общей физической подготовки.

2. Всесторонняя физическая подготовка (возраст 12-16 лет). Ос­новными задачами, как и на первом этапе подготовки, здесь явля­ются: всестороннее физическое развитие, дальнейшее укрепление здоровья и закаливание, изучение техники различных видов спор­та (легкой атлетики, спортивных игр, плавания и др.). Одновре­менно изучается и совершенствуется техника всех видов лыжного спорта - лыжных гонок и горнолыжного спорта. Большое внима­ние уделяется подготовке к сдаче нормативов по физической под­готовке. В зимнее время особое внимание уделяется обучению и совершенствованию техники спусков на высокой скорости, пово­ротов в движении и лыжных ходов. Летом и осенью включаются упражнения из других видов спорта - легкой атлетики (бег, прыжки), плавания (различными стилями), гребли (на спортивных судах и прогулочных лодках) и различных спортивных игр (баскет­бола, ручного мяча и футбола). Юные спортсмены выступают в соревнованиях по различным видам спорта, в том числе и по ви­дам лыжного спорта (гонки, слалом и др.). Однако на этом этапе не ставится задача достижения высоких спортивных результатов. Необходимо тщательно спланировать количество соревнований и их сроки на весь год с тем, чтобы не допустить перегрузки юных лыжников соревновательной нагрузкой. Большое внимание на первом и втором этапах уделяется воспитанию юных спортсме­нов. Особое внимание в учебно-воспитательном процессе уделя­ется воспитанию волевых качеств (дисциплинированности, тру­долюбия, смелости и т.д.).

3. Специальная подготовка в лыжных гонках (возраст 16-18 лет). На этом этапе многолетней подготовки главными задачами явля­ются: углубленное изучение и совершенствование техники всех способов передвижения на лыжах, дальнейшее повышение уровня ОФП, воспитание волевых качеств. В рамках ОФП основное внимание по-прежнему уделяется развитию скоростно-силовых


 




качеств, а к этому добавляется еще и задача развития динамической силы. На прочной базе ОФП, созданной на предыдущих этапах, начинается специальная подготовка по лыжным гонкам, где боль­шее внимание уже начинают уделять развитию выносливости. В ходе специальной подготовки на этом этапе лыжники участву­ют в соревнованиях, где совершенствуются технические навыки, изучается тактика, воспитываются волевые качества. Количество стартов за сезон и длина дистанций соревнований должны строго соответствовать возрасту лыжников; не следует допускать пре­вышения норм, установленных правилами соревнований и офи­циальными программами по лыжному спорту (например, про­граммами для ДЮСШ).

При планировании нагрузок необходимо внимательно отно­ситься к определению общих объемов тренировочных заданий. В этом возрасте недопустимо форсированное увеличение общего объема тренировочной нагрузки и суммарного объема передвиже­ния на лыжах с высокой интенсивностью. На предыдущем этапе подготовки и чаще всего на этом допускаются серьезные ошибки в планировании нагрузок (в сторону недопустимого увеличения), что и приводит к прекращению роста результатов в последующие годы. Такое направление (увеличение нагрузок) порой привлекает тренеров довольно быстрым тренировочным эффектом - резуль­таты юношей растут, а последствия этого скажутся только на по­следующих этапах подготовки. Иногда последствия такой работы проходят мимо внимания тренеров ДЮСШ и других организа­ций, работающих с лыжниками указанного возраста. После окон­чания школы спортсмены уходят в вузы, на производство, в ряды Российской Армии, где с ними работают уже другие тренеры, ко­торые иногда вынуждены отчислять ставших бесперспективными еще молодых лыжников.

4. Углубленная специализация по лыжным гонкам (возраст 19-21 год). На этом этапе продолжается дальнейшее совершенствование техники способов передвижения на лыжах, повышение уровня фи­зических качеств, укрепление здоровья и др. Но важнейшей зада­чей в этом возрастном периоде является достижение высокого уровня специальной подготовки. На четвертом этапе проводятся специализированные занятия со все возрастающей тренировочной нагрузкой как по объему, так и по интенсивности. Здесь заклады­ваются прочные основы высокого спортивного мастерства в спе­циальной подготовке - в развитии специальной выносливости как основного физического качества, необходимого лыжнику-гонщику, большое внимание уделяется и дальнейшему совершенствованию скоростно-силовых качеств основных групп мышц. Продолжается работа и по повышению уровня общей выносливости. Вместе с


тем при планировании нагрузки необходимо учитывать, что про­должительность данного этапа достаточно велика - целых три года. Ясно, что возможности организма лыжников в 19 и 21 год далеко не одинаковы. Поэтому, несмотря на значительное повы­шение всех видов нагрузок, требуется неукоснительное соблюде­ние основных принципов многолетней подготовки, и прежде все­го принципов постепенности и индивидуализации даже в этом, казалось бы в близком полной зрелости, возрасте.

5. Спортивное совершенствование (с возраста 22 года). Основная задача - специализированная подготовка по лыжным гонкам с применением высоких тренировочных нагрузок и достижение наи­высших спортивных результатов. Принцип индивидуализации тре­нировки реализовывался и на всех других этапах многолетней под­готовки, но здесь все занятия проходят по индивидуальному плану, что особенно важно, так как спортсмены выполняют здесь исклю­чительно высокие по объему и интенсивности нагрузки. На этом этапе можно выделить зону наивысших достижений (24-28 лет), когда спортсмены, как правило, показывают наиболее высокие результаты и добиваются успехов на крупнейших соревнованиях по лыжным гонкам. Возраст олимпийских чемпионов, победите­лей мировых первенств, чемпионатов страны в подавляющем большинстве случаев не выходит из этих пределов. Период высо­ких спортивных результатов в лыжных гонках продолжается до 33-36-летнего возраста, хотя в истории лыжного спорта известны случаи, когда спортсмены показывали высокие результаты и позднее, до 40-42 лет.

6. Прекращение активных занятий спортом (в возрасте 33-36 лет). Начиная с этого возраста, необходимо постепенно отказать­ся от официальных соревнований крупного масштаба и снижать тренировочную нагрузку. Это период «выхода» из большого спорта проходит у каждого лыжника индивидуально. Однако с целью поддержания высокого уровня общей работоспособности и укрепления здоровья необходимо еще несколько лет продолжать выступления в местных и внутренних соревнованиях по лыжным гонкам. Затем необходимо перейти к оздоровительным, нерегу­лярным занятиям на лыжах. Целесообразно продолжить выступ­ления в соревнованиях ветеранов по своей возрастной группе, в соревнованиях, посвященных дням здоровья, в стартах Дня лыж­ника, а также в различных пробегах и лыжных марафонах, по­священных знаменательным датам (хотя термин «марафон» чисто условный, длина дистанции зависит от возраста и уровня физиче­ской подготовленности).

В настоящее время существует большой интерес к занятиям лы­жами с оздоровительной направленностью. На старты соревнова-


 




ний ветеранов и различных пробегов все больше и больше выходят люди зрелого возраста, что способствует продлению активного долголетия и укреплению здоровья. Однако занятия с оздорови­тельной направленностью и участие в пробегах должны проходить под контролем врачей и только с их разрешения. Здесь не ставятся задачи достижения высоких результатов. Главное в этот период, особенно в пожилом возрасте, - регулярные занятия на лыжах.

Первые три этапа в многолетней системе подготовки лыжника приходятся на период обучения в школе и ПТУ. Поэтому при от­боре школьников в секции и группы ДЮСШ, при планировании средств, методов и нагрузки должны учитываться возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности юных лыжников. Именно в этом возрасте закладывается фундамент будущих успехов и от правильного построения процессов обуче­ния и всей подготовки во многом зависит уровень спортивного мастерства в зрелом возрасте. Все три этапа работы тесно взаимо­связаны, причем деление учащихся по календарному возрасту не­сколько условно, так как по уровню физического развития школьники в одной возрастной группе порой значительно отли­чаются друг от друга. Все это требует особого внимания, и прежде всего в период активного полового созревания. При отборе зани­мающихся в учебные группы школьной секции и ДЮСШ, при ор­ганизации и планировании работы необходимо учитывать осо­бенности развития организма, а также периоды естественного ак­тивного развития отдельных физических качеств. На каждом этапе подготовки в соответствии с возрастными особенностями развития организма школьников ставятся и решаются конкретные задачи по развитию физических и воспитанию морально-волевых качеств, по обучению и совершенствованию техники способов передвижения на лыжах и тактике лыжных гонок.

Привлекать школьников к занятиям на лыжах наиболее целе­сообразно в 11-12 лет. Начало занятий в более поздние сроки приводит к увеличению плотности подготовки, так как возникает необходимость компенсировать пробелы (например, в техниче­ской подготовке), наверстывать время. Постоянно следует пом­нить, что речь, по существу, идет о начале занятий на лыжах как одном из средств физического воспитания школьников, а не о систематических специализированных тренировках. Здесь дело не только в терминах, а в сущности построения подготовки лыжни­ков, в первую очередь в плане общей физической подготовки.

Перспективное планирование подготовки юных лыжников предусматривает составление программы подготовки на 4-6 лет. В планах многолетней подготовки по этапам определяются ос­новные цели и время их достижения. На основе перспективного


планирования ставятся конкретные задачи обучения, физической подготовки и воспитания в целом (и волевых качеств, в частности) на каждый годичный цикл. При разработке многолетнего плана подготовки детей, подростков и юношей по лыжному спорту необ­ходимо учитывать нормы физических нагрузок (с учетом возраста), главные задачи на каждом этапе, а также сроки, необходимые для достижения высоких результатов в лыжных гонках, возраста зани­мающихся (время начала активных занятий физическими упражне­ниями) и закономерности их физического развития.

В тренировке взрослых квалифицированных лыжников-гон­щиков перспективный план составляется на 2-4 года с учетом воз­раста, динамики и стабильности спортивных результатов за по­следние годы, общей тенденции развития лыжного спорта в дан­ный период, индивидуальных особенностей спортсмена. Прежде, чем приступить к составлению перспективного плана, необходи­мо внимательно изучить и проанализировать всю подготовку спортсмена за последние годы (на основе данных его личного тренировочного дневника). В этой работе следует обратить вни­мание и на предложения и замечания самого лыжника, и на дан­ные предыдущего тренера (если лыжник пришел из ДЮСШ или другой спортивной организации). Двухгодичное или четырехго­дичное планирование связано с цикличностью крупнейших со­ревнований - чемпионатов мира, Олимпийских игр, спартакиад народов России. В таком перспективном плане основные средства и методы для достижения целей и решения поставленных задач повторяются ежегодно, но в каждом годичном цикле на более вы­соком качественном и количественном уровне. Достижение наи­высшей спортивной формы каждый год планируется с учетом ка­лендаря соревнований.

В многолетнем плане подготовки устанавливаются основные цели и задачи, которые необходимо решить для их достижения, планируются результаты соревнований и контрольных испыта­ний и отдельных упражнений, количество занятий и соревнова­ний в течение каждого года по периодам и этапам, объем основ­ных средств для развития физических качеств и для обучения и совершенствования техники, цикличность на различных этапах подготовки.

На основе многолетнего плана составляются общие и инди­видуальные годичные и месячные планы тренировки с учетом периодизации, принятой в лыжном спорте. В годичных планах необходимо особо выделить работу по ликвидации недостатков, отмеченных в физической, технической и волевой подготовке лыжника-гонщика в предыдущем годичном цикле, и обратить самое серьезное внимание на их исправление.


Планирование и управление процессом подготовки

Вся многолетняя подготовка лыжника-гонщика должна рас­сматриваться как управляемая система, нацеленная на достижение наивысших результатов в соответствии с динамикой возрастного развития, индивидуальными особенностями спортсмена и прин­ципами и закономерностями становления спортивного мастерства в лыжных гонках.

Процесс многолетней подготовки лыжника весьма сложный и динамичный. В настоящее время благодаря усилиям практики лыжного спорта и данным научных исследований вполне воз­можно (такие попытки уже сделаны) разработать достаточно полную и объективную модельную характеристику (во всех ее составных частях). Однако использование таких модельных ха­рактеристик (сильнейших лыжников-гонщиков) в практике много­летней подготовки чрезвычайно затруднено, так как в настоящее время не имеется объективных промежуточных модельных харак­теристик на каждый год (или хотя бы этап) многолетней подго­товки от подростка-новичка до сильнейшего взрослого лыжника-гонщика.

Поэтому система управления многолетней подготовкой спортс­менов в массовое лыжном спорте (а не только в сборных коман­дах) должна быть по возможности простой, легко применяемой в практике работы в школах, ДЮСШ, вузах. В дальнейшем с рос­том наших знаний, с разработкой аппаратуры, дающей срочную информацию о функциональных возможностях различных орга­нов и систем (при массовом их производстве) и т.д., несомненно, появится возможность внедрить систему управления многолетней подготовки, гарантирующую в определенной мере достижение высоких результатов в лыжных гонках в пределах спортивной одаренности каждого спортсмена.

Вся многолетняя подготовка в лыжных гонках начинается с отбора одаренных в спортивном отношении подростков и с изу­чения их индивидуальных особенностей и функциональных воз­можностей. На протяжении многолетней подготовки проводится многоступенчатый отбор лыжников-гонщиков. В школьную сек­цию зачисляются все учащиеся, желающие заниматься лыжным спортом. Из числа наиболее одаренных школьников, занимающих­ся в школьных секциях, комплектуются учебно-тренировочные группы ДЮСШ.

В дальнейшем отбор идет по пути комплектования сборных команд района, города и т.д. При переходе во взрослую возрас­тную группу отбор идет в основном в сборные команды города, области, республики,страны.


В группы ДЮСШ принимаются юные лыжники, учащиеся об­щеобразовательных школ, средних специальных учебных заведе­ний, школ-интернатов, профессионально-технических училищ и молодежь, работающая на производстве. Важно не только уком­плектовать учебные группы ДЮСШ учащимися, изъявившими желание заниматься лыжным спортом, но и провести отбор наи­более способных юных лыжников. Для этого необходимо при­влечь к конкурсному отбору возможно большее число школьни­ков близлежащих общеобразовательных школ и учащихся других учебных заведений. Следовательно, преподавателям и тренерам ДЮСШ необходимо постоянно поддерживать тесные связи с учи­телями школ и преподавателями других средних специальных за­ведений, регулярно бывать на уроках физической культуры, заня­тиях школьных секций, на различных школьных и юношеских со­ревнованиях по лыжным гонкам, проводимых в районе города и даже в близлежащих районах, где нет отделений ДЮСШ по лы­жам. Всегда можно наиболее способного юного лыжника с согла­сия родителей перевести на учебу в ближайшую к ДЮСШ школу-интернат. Важно охватить такой просмотровой работой возмож­но большее число учащихся. Преподаватели школ, в свою оче­редь, должны сами направлять для занятий в группы ДЮСШ наиболее способных своих учеников. Это поднимает престиж школы, позволяет пополнить школьную секцию другими учащи­мися и тем самым увеличить ряды юных лыжников. Кроме того, ДЮСШ помогает школе в этом случае готовить физкультурный актив - инструкторов-общественников и судей по спорту. Целесо­образно организовать при школах подготовительные группы и сдачу контрольных нормативов. Набор в спортивные школы сле­дует широко афишировать, привлекая к этому стенную печать в школах, используя школьное радио или даже публикуя объявления в местных газетах, давая их по местному радио и телевидению. Тренерам важно не только дать объявление о приеме, но и высту­пить в печати, по радио и телевидению с рассказом о задачах и успехах юных спортсменов и выпускников ДЮСШ. Если выпуск­ники школы добились заметных спортивных успехов, то целесо­образно их также привлечь к этой пропагандистской работе.

После отбора и комплектации группы (школьной секции и ДЮСШ) тренер, приступая к систематическим занятиям, должен основное внимание уделить изучению индивидуальных особенно­стей юных лыжников: функциональных возможностей; переноси­мости различных по характеру, объему и интенсивности нагрузок; способности к быстрому восстановлению; волевых качеств и др. Кроме того, тренеру необходимо знать бытовые условия семьи, материальную обеспеченность, отношение родителей к занятиям


 




их ребенка лыжным спортом. Одновременно тренер должен под­держивать тесные контакты с учителями общеобразовательных предметов и постоянно интересоваться успехами в учебе школь­ников, занимающихся в группе лыжного спорта.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.015 с.)