Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение лыж в военном делеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
О раннем использовании лыж в военных действиях в древности можно судить по народному эпосу. В сагах, легендах и былинах, очевидно, находили свое отражение и реальные события. В предыдущем разделе упоминалось о древней саге, где описывается поход основателя Норвегии - Нора, который пришел в Скандинавию на лыжах и разбил лапландцев. Первые достоверные упоминания о применении лыж в военных действиях относятся к 1199 г. Историк А.Саксо описывает войну финнов на лыжах. В марте 1200 г. в сражении под Осло шведский король Сверкер приказал начальнику корпуса лыжников Павлу Бельте предварительно провести разведку на лыжах. На Руси лыжи в те времена также широко применялись в военных действиях. Во времена зимних походов формировалась лыжная рать из числа людей, умеющих ходить на лыжах. В Никоновской летописи сообщается об успешном походе 1444 г. русской лыжной рати, отправленной великим князем Василием на защиту
Рязани от хана Мустафы из Золотой Орды. Возглавляемый воеводами Василием Оболенским и Федором Голятевым, лыжный отряд окружил и уничтожил татарскую конницу. В 1499 г. Иван III послал лыжную рать во главе с князем Семеном Курбским для освобождения Югорской земли от татар. Югорской землей называлась в то время часть Северо-Западной Сибири, расположенной между Полярным Уралом и рекой Обью. Широко применялись лыжи в походах русских отрядов через Уральские горы в Сибирь при освобождении русских земель от татаро-монгольского ига. Успешно использовались лыжи в походах сибирских казаков против хана Кучума (вторая половина XVI в.). Отряды, возглавляемые казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем, в зимнее время одержали ряд побед над татарской конницей. Русские лыжные отряды воевали и на западных границах. В 1534 г. в походе на Литву успешные действия лыжной рати оказали решающее влияние на исход всей военной компании. В северных странах в период средневековья в войнах постоянно принимали участие лыжники. Имеются сведения применения лыж в разведке или даже о сражениях целых лыжных отрядов. Известно, что в 1550 г. по приказу норвежского министра формировались лыжные роты «из лучших и быстрейших мужчин, каких^ только можно найти и какие пожелали бы добровольно и охотно пойти на службу». В XVII в. на Руси также имелись воинские лыжные формирования. Так, в 1608-1610 гг. в боях против польской конницы при снятии осады с Троицко-Сергиевской лавры успешно действовал пятитысячный лыжный отряд под командованием М.Скопина-Шуйского. Упоминает это событие Н.М.Карамзин: «Князь Иван Куракин с россиянами выступил на лыжах из лавры к Дмитрову и под стенами его увидел Сапегу. Началось кровопролитное дело, в коем россияне блестящим мужеством заслужили громкую хвалу». Имеются сведения о том, что в шведско-русской войне в 1610 г. со стороны шведов также принимал участие лыжный отряд в количестве 4000 человек под командованием полковника де ля Гарди. В дальнейшем у шведов, норвежцев и датчан лыжники принимали участие в военных действиях, но постоянной «правильной» организации их лыжные отряды не имели. Казачьи отряды и русские землепроходцы, открывавшие и осваивавшие новые земли на востоке, в своих походах пользовались лыжами: Семен Иванович Дежнев в 1648 г. на Колыме и Анадыре, Ерофей Павлович Хабаров (1649-1651) на Амуре и др. В русских армиях в период царствования Петра I и Екатерины II лыжи использовались в военных действиях. Во время сражений в 1774 г. между отрядами Пугачева и правительственны- ми войсками, возглавляемыми полковником Михельсоном, с обеих сторон участвовали не только отдельные лыжники, но и целые лыжные отряды. В XVIII в. Норвегия первой из северных стран стала уделять больше внимания развитию лыж в воинских частях. В 1733 г. было издано первое наставление по лыжной подготовке для воинских частей. В то же время военное ведомство Норвегии стремилось к развитию лыж среди гражданского населения, рассчитывая тем самым пополнить лыжные отряды за счет рекрутов, уже владеющих лыжами. Позднее в целях развития лыжного дела в воинских частях и поощрения солдат проводятся соревнования по обширной программе. К участию в них допускалось и гражданское население. Так, в положении о таких воинских соревнованиях в 1767 г. прямо указывалось: «Никому не может быть отказано в допущении к соревнованию на указанные призы с лыжной ротой и, следовательно, по возможности и своевременно осведомлены о времени, месте и о всех обстоятельствах». А программа этих соревнований была составлена по «4-м классам» (видам состязаний). Несколько победителей в каждом «классе» награждались призами. Программа соревнований включала: 1-й класс - 2 приза. При спуске с умеренного склона попасть из ружья в цель на расстоянии 40-50 шагов. 2-й класс - 4 приза. На лесистом склоне спуститься между кустов, не падая и не ломая лыж. 3-й класс - 6 призов. Спуститься с крутого склона, не пользуясь палками. 4-й класс - 8 призов. Пройти на скорость равнинную дистанцию (1/4 мили) с полной выкладкой и ружьем. Все эти мероприятия сказались на подготовке солдат-лыжников, и в 1808 г. норвежские лыжные роты успешно участвовали в войне против шведов. В войне России со Швецией (в Финляндии) в 1808-1809 гг. имело место применение лыж в военных действиях с обеих сторон. Так, в бою при Пюхэиоки при морозе около 30 °С быстрые передвижения русских стрелковых цепей на лыжах и несколько удачных охватов принудили шведов с большим уроном отходить с одной позиции на другую. В этом же бою шведский отряд в составе 20 пехотинцев и 18 драгун был окружен русскими лыжниками и едва не попал в плен, отступив с большими потерями. В бою при Револаксе отряд шведов численностью в 150 человек атаковал отряд генерала Булатова. Русские, получив подкрепление, потеснили шведов, но шведы послали лыжника за подкреплением. Подошедшие отряды под командованием графа Кронстедта на лы-
жах атаковали отряд Булатова. Одновременно егерский батальон шведов совершил обход на лыжах. Русские отступили с большими потерями. Недооценка применения лыж в этой войне со стороны русского командования позволила шведам одержать несколько побед в отдельных сражениях. Лыжи в шведской армии использовались для наступления и связи между отрядами. Кроме того, шведские партизанские отряды постоянно беспокоили русских быстрыми и неожиданными атаками на лыжах. В Отечественной войне 1812 г. неизвестно ни одного случая применения лыж в широких масштабах, но их использование партизанскими отрядами внесло определенный вклад в разгром войск Наполеона. В войне Швеции с Данией, как говорилось в документах того времени, «лыжи принесли большую пользу делу». Все это побудило правительство Швеции и Норвегии принять меры к организации и обучению войск передвижению на лыжах. С целью развития лыжного спорта военное ведомство Норвегии провело в Осло в 1814 г. военно-спортивный смотр егерского лыжного корпуса. Солдаты в присутствии многочисленных зрителей продемонстрировали на Егербергском холме свое умение владеть лыжами. С 1826 г. обучение лыжному делу было введено во всех пехотных частях. В Швеции стрелковые части поротно каждую зиму проводи* ли учения на лыжах, а на военных интендантских складах постоянно хранились большие партии лыж. Сторожевая и патрульная службы проходили исключительно на лыжах. Известно о проведении в феврале 1891 г. маневров на лыжах отрядов Стокгольмского гарнизона. Хорошо было поставлено лыжное дело во второй половине XIX в. в финских стрелковых батальонах, входивших тогда в состав русской армии (они были упразднены в 1901 г.). В каждом батальоне имелось 500 пар лыж (на весь состав батальона), кроме того, было 6 пар «индейских» (ступающих) лыж на роту и другой зимний спортивный инвентарь. Каждую неделю один день отводился на занятия на лыжах (одиночные и ротные учения). Все офицеры также хорошо владели лыжами и принимали участие в учениях. В конце каждой зимы совершались дальние походы с решением тактических задач для егерских («охотничьих») команд. Так, в 1891 г. команда 6-го С.-Михельского батальона прошла 115 верст, 7-го Тавастгусского батальона - 90 верст и т.д. Регулярно проводились в конце зимы и военные зимние праздники, в программу которых входили и состязания на лыжах. Победители награждались недорогими призами, ценными не столько в денежном выражении (серебряные жетоны, портсигары, ложки, ножи, миниатюрные лыжи и т.д.), сколько в мо- ральном отношении, как поощрение особенно отличившимся. Рота-победительница также получала символический приз - гигантскую лыжу. В целом в русской армии XIX в. лыжи не получили широкого распространения, в подразделениях имелись только «охотничьи» (лыжные) команды. Считалось, что с тактической точки зрения, трудно маневрировать большими массами лыжников, достаточно иметь небольшие команды в каждой части, У ряда военных все-таки существовали передовые взгляды на значение лыж для физической подготовки солдат. Подпоручик Грендаль отмечал, что «как спорт, здоровый и оживляющий физически и нравственно, бег на лыжах и коньках заслуживает большего внимания и его можно горячо рекомендовать всем, кому дорог бодрый веселый дух, здоровье и нравственность солдат». В 1893 г. Главный штаб русской армии с целью развития лыжного дела в других частях издал циркуляр № 193, где указывалось: «На упражнения в пользовании лыжами надлежит обратить особое внимание, распространив занятия этим не только на охотников, но по возможности и на прочих нижних чинов части». Но желаемого улучшения в работе по лыжам в воинских частях это предписание не принесло. Лишь в егерских частях Москвы и Петербурга проводилась работа по лыжам. Для лыжных команд гвардейских частей Петербургского округа ежегодно разыгрывался специальный приз. Заслуживает внимания переход команды лыжников (67 человек) Измайловского полка, которая прошла на лыжах за 20 суток около 1000 км. Были и другие лыжные переходы на большие расстояния. В русско-японской войне 1904-1905 гг., во время первой мировой войны были отдельные попытки применить лыжи в санитарной службе и в линейных воинских частях. К началу первой мировой войны практически все крупные страны Западной Европы имели лыжные части, которые затем принимали участие в военных действиях в 1914-1918 гг. Такие горнострелковые и егерские части особенно эффективно использовались в Альпах, Вогезах и Карпатах как со стороны Австро-Венгрии и Германии, так и со стороны Франции и Италии. В первые годы после Октябрьской революции лыжный спорт широкого распространения не имел. Сказалась экономическая разруха после революции и гражданской войны. В 1918 г. были организованы всеобщее военное обучение рабочих и крестьян в возрасте до 40 лет и допризывная подготовка молодежи начиная с 16 лет (Всевобуч). В программу Всевобуча было включено и военно-лыжное дело. Позднее пункты Всевобуча стали центрами развития лыжного спорта. Проведенный Всевобучем учет показал, что в 1919 г. было зарегистрировано более ста спортивных организаций, где занимались лыжным спортом. Лыжные отряды, сформированные на учебных пунктах Всевобуча, участвовали в боевых операциях во время гражданской войны. С учетом первых успехов бойцов-лыжников было принято решение об организации лыжных отрядов. Уже до конца года было подготовлено 75 лыжных рот, а в последующие месяцы еще 12. Инструкторами Всевобуча работали сильнейшие лыжники П.Бычков, Н.Васильев, А.Немухин и др. Всевобуч не только проводил подготовку лыжных отрядов, но и готовил на своих курсах инструкторов. Были выпущены первые руководства по лыжному спорту: «Наставление по обучению лыжных частей», «Положение об отдельных лыжных ротах и командах». Лыжные роты и отряды внесли важный вклад в победу на фронтах гражданской войны, что способствовало широкому распространению лыжного спорта и признанию его оборонного и прикладного значения. Лыжи стали важным средством физической подготовки во всех родах войск Красной Армии и в последующие годы были введены в программу военных учебных заведений. Среди воинских частей и подразделений проводились соревнования по лыжному спорту, в том числе и по прикладному виду «гонке патрулей» (командные соревнования на дистанцию 30 км со стрельбой). Одним из самых массовых соревнований в предвоенные годы стали первенства Красной Армии по лыжному спорту. Особенно популярными стали длительные лыжные переходы и пробеги. Большой вклад в организацию и проведение этих переходов внесли красноармейцы и командиры РККА. Важным событием того времени стал первый лыжный пробег, который совершили четыре красных командира-Л.Бархаш, И.Гребенщиков, П.Скалкин, Н.Хитров. С 21 декабря 1923 г. по 20 января 1924 г. они прошли 1300 км от Архангельска до Москвы. В последующие годы такие переходы и пробеги стали проходить в различных воинских частях и подразделениях Красной Армии. Особенно много было проведено переходов в 1934-1936 гг. Советское правительство высоко оценило значение этих переходов для развития лыжной подготовки и лыжного спорта, 38 участников этих пробегов были награждены орденами СССР. Помимо популяризации лыжного спорта эти пробеги решали задачи испытания одежды, обуви, снаряжения и различных типов лыж. Наиболее выдающимся достижением в истории лыжных переходов был переход пяти пограничников - К.Бражникова, В.Егорова, А.Куликова, И.Попова и А.Шевченко - от Байкала до Мурманска. Мужественным участникам этого беспримерного пе- рехода в суровых условиях Сибири и Севера удалось преодолеть за 151 день 8200 км. Специалисты, разрабатывавшие маршрут по заданию военного командования, считали нереальным осуществление этого пробега. Участникам пришлось преодолевать Байкальский хребет, пересечь великие сибирские реки Лену, Енисей, Обь, 16 дней идти по азимуту, провести 22 ночевки в полевых условиях, сменить несколько оленьих и собачьих упряжек, на которых везли продукты и снаряжение. Несмотря на все эти трудности, они достигли намеченной цели. Кроме того, было совершено еще несколько крупных переходов. Вот некоторые из них: Иркутск - Москва, командиры и красноармейцы РККА, участники пробега преодолели за 83 ходовых дня 5800 км со средней скоростью 75 км в сутки; Бочкарево (Дальневосточный край) - Москва, группа командиров прошла 8134 км за 87 дней со средней суточной скоростью 93 км. В советско-финляндской войне зимой 1939/40 г. отличились лыжные отряды, сформированные из студентов Ленинградского института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. Студенты-лыжники прославились дерзкими рейдами в тылы противника, где они уничтожали штабы, нарушали связь. Так, отряд под командованием Александра Лодейникова углубился на 80 км за линию фронта, вышел на офицерскую базу, окружил ее и забросал гранатами. Особенно отличился отряд под командованием чемпиона страны по лыжным гонкам Владимира Мягкова. Его имя было известно во всех действующих частях. Отряд В.Мягкова успешно выполнял все задания командования в тылу врага. Во время одного из рейдов в тыл противника отряд уходил от преследования. Бойцы устали от длительных переходов, боеприпасы были на исходе, но важные разведанные необходимо было доставить командованию. Спасая товарищей, В.Мягков один остался прикрыть отход отряда. Он до последней минуты отстреливался, дав тем самым своим бойцам уйти за линию фронта. За мужество и отвагу В.Мягкову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В память о герое-лыжнике в городе на Неве ежегодно стартуют лыжники в соревнованиях на приз имени Владимира Мягкова. За воинскую доблесть и боевые подвиги правительство наградило орденами и медалями 69 студентов-лыжников. Большие мужество и героизм проявили советские лыжники на фронтах Великой Отечественной войны. Вся спортивная работа с началом войны была направлена на физическую подготовку воинов. Лучшие лыжники нашей страны, как и в годы гражданской войны на площадках Всевобуча, стали инструкторами лыжной подготовки в частях и подразделениях Красной Армии. За очень короткое время в сложных условиях необходимо было научить
призывников и солдат способам передвижения на лыжах, стрельбе и метанию гранат с лыж и преодолению препятствий. Уже в первую военную зиму десятки тысяч лыжников были в первых рядах защитников нашей Родины. Большая часть лыжников-спортсменов воевала в тылу врага в специальных подразделениях и в партизанских отрядах. В декабре 1941 г. свирепая метель разыгралась в самый разгар контрнаступления наших войск под Москвой. Двое суток непрерывно валил снег. Замело все дороги, в сугробах застревали даже мощные орудийные тягачи. Темп наступления упал, отступающий враг мог оторваться, увести технику и живую силу и закрепиться на новых рубежах. Командир гвардейского корпуса генерал-майор С.Иванов принял решение бросить в тыл врага лыжный штурмовой батальон. За ночь, в пургу и бездорожье, в полной темноте предстояло пройти по тылам 40 км, закрепиться на пути отступающего врага и удержать его до подхода наших главных сил. Приказ был выполнен точно в срок. Два отступающих полка фашистов были остановлены и понесли большие потери. За шесть часов лыжный батальон под командованием гвардии майора Николая Дьяченко отбил одиннадцать отчаянных атак превосходящих, сил противника. Сломить бойцов-лыжников фашистам не удалось. Противник запросил подкрепление. Батальон, заняв круговую оборону, продолжал удерживать противника. Отряд потерял две трети личного состава убитыми и ранеными, но приказ выполнил. Подоспевшие с фронта основные силы корпуса завершили разгром. Было захвачено много пленных, оружия и ценных документов. И на других участках фронта в битве за Москву участвовала «снежная кавалерия» - лыжные батальоны. Они устраивали засады на дорогах отступающего врага, уничтожали склады, штабы и командные пункты, взрывали поезда. Отряд особого назначения под командованием старшего лейтенанта Кирилла Ланзюка получил задание уничтожить полроты фашистов, засевших в деревне Хлуднево. Противник решил устроить там заслон нашим наступающим частям. Отряд совершил более чем 30-километровый бросок на лыжах по тылам врага и подошел к вечеру на исходный рубеж для атаки. Разведка показала, что в деревне не полроты, а целый гарнизон фашистов. Но это не остановило мужественных бойцов. По сигналу командира они забросали дома с гитлеровцами гранатами, а выбегавших расстреливали из автоматов. Неожиданная атака лыжников привела в ужас фашистов, и они побежали, бросая оружие. Но на беду неожиданно в бой вступила оказавшаяся рядом вражеская автоколонна. Силы были неравны. Превосходящие части противника окружили наших бойцов. Последний оставшийся в живых боец Л.Поперник вышел навстречу врагу и подорвал себя и окруживших его фашистов противотанковой гранатой. Мужественные воины-лыжники, отдавшие жизнь за освобождение нашей земли, были награждены орденами Ленина, а заместителю политрука Л.Попернику посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Под Москвой во время генерального сражения за столицу и в ходе контрнаступления действовало более 30 специальных лыжных батальонов, составленных из лучших спортсменов страны. Под Ленинградом партизанские отряды из числа студентов-лыжников, используя свои умения и навыки в лыжном спорте и других военно-прикладных видах спорта, наводили ужас на фашистов. Враги прозвали эти отряды «лыжной смертью». Только за первый год войны они уничтожили около 3000 солдат и офицеров противника, взорвали 87 железнодорожных мостов, пустили под откос более 1000 вагонов с войсками и военными грузами, совершили нападение на 24 аэродрома фашистов. Геройски сражались лыжники в партизанских отрядах Смоленщины. При выполнении заданий командования особенно отличалась чемпионка страны предвоенных лет по лыжным гонкам Любовь Кулакова. Прекрасное владение лыжами позволило ей успешно выполнять все труднейшие задания командования -ходить на далекие расстояния в тыл врага, доставлять в срок важные донесения. За героизм, проявленный в боях, Любовь Кулакова награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно). В тылу вся спортивная работа была подчинена фронту. Для бойцов Советской Армии изготавливался лыжный инвентарь, который использовался в партизанских отрядах и отрядах особого назначения. Большой вклад в подготовку резервов для Красной Армии в военный период внесли Центральный и Ленинградский институты физической культуры, которые перебазировались в Свердловск и Фрунзе и продолжали подготовку физкультурных кадров. Преподавателями и студентами Центрального института физической культуры было подготовлено 113000 бойцов-лыжников, а также 5000 инструкторов по военно-лыжной подготовке. В послевоенные годы лыжная подготовка была введена во всех воинских частях, подразделениях различных родов войск Советской Армии и военных учебных заведениях. Лыжный спорт получил широкое развитие в спортивных клубах Советской Армии.
Развитие лыжного спорта в дореволюционной России Лыжный спорт в России начал развиваться в конце прошлого столетия. Это стало одной из причин, почему довольно длительное время лыжники России уступали спортсменам Скандинавии, кроме того, в конце XIX в. занятия лыжами носили больше развлекательный характер. Любители лыжного спорта совершали прогулки, да и круг любителей лыж был весьма ограничен. Первые соревнования по лыжному спорту были проведены в нашей стране 13 февраля 1894 г. Петербургским кружком любителей спорта. Победителем на дистанции 1/4 версты, которая была проложена по льду Невы, с результатом 1 мин 35 с, вышел А. Деревецкий. На следующий год на той же дистанции, на том же месте победили П.Москвин с результатом 1 мин 13 с, а у женщин Т.Юрьева - 1 мин 57,5 с. В то же время лыжный спорт начал свое развитие и в Москве. В 1894 г. 7 любителей лыжных прогулок и 13 спортсменов - членов Московского клуба велосипедистов - организовали кружок лыжников. Руководители кружка за полгода проделали большую организационную работу, разработали устав будущего Московского клуба лыжников (МКЛ) и провели первое организационное, соревнование на звание лучшего лыжника кружка (19.02.1895 г.). 8 соревнованиях на дистанции 1 и 3 км приняло участие всего 9 человек. Министр внутренних дел России 3 марта 1895 г. разрешил открытие клуба, а генерал-губернатор Москвы утвердил его устав. Учредительное собрание клуба 25 августа 1895 г. избрало руководящий орган - комитет в составе 11 человек, который возглавил И.П.Росляков. В первый год своего существования клуб насчитывал 36 членов. Клуб стал организатором и пропагандистом лыжного спорта в Москве и других городах. Были учреждены призы за победы в соревнованиях и за наибольшее количество верст, пройденных за сезон на лыжах. Любопытно, что в первый год приз МКЛ за наибольшее расстояние, пройденное на лыжах в течение зимнего сезона, был вручен И.П.Рослякову, прошедшему 202 версты. Клубом были проведены и первые официальные соревнования на звание лучшего лыжника, которые состоялись 28 января 1896 г. на Ходын-ском поле на дистанции 3 версты. Через два года подобный клуб под названием «Полярная звезда» был организован в Петербурге. В 1901 г. в Москве создается еще один лыжный клуб под названием «Общество любителей лыжного спорта» (ОЛЛС). Его создание сыграло важную роль в развитии спорта в Москве, стало возможным проводить интересные соревнования между клубами. В 1902 г. было проведено первое соревнование на звание лучшего лыжника Москвы на необычно длинную для того времени дистанцию 25 верст - от Пушкино до Сокольников. По свидетельству современников, на этой дистанции победил М.Реммерт (МКЛ) с результатом 2:58.30. В последующие годы первенство Москвы разыгрывалось на той же дистанции. Наиболее успешно выступал А.Лебедев, который три года подряд (1907, 1908 и 1909) становился чемпионом Москвы. С 1903 г., в московских соревнованиях стали принимать участие и женщины. Но несмотря на создание клуба, массовость лыжного спорта в Москве возрастала медленно. В бюллетене МКЛ «Спутник лыжника» за 1903-1904 гг. отмечалось как значительное событие в жизни клуба, когда впервые за 8 лет на лыжную станцию собралось на вылазку 50 членов и гостей. Заниматься лыжным спортом в России могли далеко не все желающие. Вход в лыжные клубы широким массам был практически закрыт, так как для занятий необходимо приобрести дорогостоящий лыжный инвентарь, заплатить значительную сумму денег при вступлении в клуб и представить рекомендации трех действительных членов клуба. Несмотря на то, что в последующие годы было создано еще несколько лыжных клубов в Москве, Петербурге, Туле, Рязани, Костроме, Ярославле, Смоленске и других городах, лыжный спорт в начале XX в. не получил широкого распространения в нашей стране. Некоторые льготы, предоставленные учащимся при пользовании инвентарем в клубах для взрослых, не привели к значительному распространению лыжного спорта среди подростков и учащейся молодежи. По имеющимся данным, в Москве за весь зимний сезон 1907 г. в лыжных вылазках участвовало только 37 (!) учеников. МКЛ вносил большой вклад в развитие лыжного спорта в Москве и способствовал популяризации его в России. По договоренности между клубами был создан неофициальный Объединяющий комитет обществ. 7 февраля 1910 г. в Москве состоялись первые соревнования на первенство России на дистанцию 30 км. Кроме представителей московских клубов в соревнованиях участвовали лыжники Петербурга и Новгорода. Победу с результатом 2:26.47 одержал П.Бычков. В тот же день была проведена и гонка для мальчиков на 1 версту, победителем с результатом 6 мин 7 с вышел Градов (ОЛЛС). П.Бычков выгодно отличался от других лыжников техникой ходьбы на лыжах, особенно он хорошо владел «русским ходом» (попеременным двухшажным ходом по современной терминологии). Он же стал чемпионом и в 1911 г. В течение зимнего сезона 1909/10 г. в Москве состоялось уже 18 межклубных соревнований, а на первенстве города стартовал уже 21 человек - большое по тем временам число участников. Большой популярностью пользовались в то время ежегодные эстафеты вокруг Москвы, ас 1912 г. - гонка Звенигород - Москва на 60 верст («Большая гонка»). Деятельность Объединяющего комитета в сезоне 1909/10 г. подтвердила необходимость создания единой организации, координирующей работу всех лыжных клубов. Так, весной 1910 г. была учреждена Московская лига лыжебежцев (МЛЛ). Она объединила 10 клубов. Благодаря деятельности МЛЛ значительно увеличилось количество соревнований по лыжному спорту, но, главное, она стала руководящим органом, что немало способствовало дальнейшему развитию лыжного спорта. МЛЛ не имела ни материальных, ни организационных возможностей, ни юридических прав, чтобы руководить деятельностью лыжных клубов страны. Назрела необходимость создания Всероссийской организации. МЛЛ подготовила учредительное собрание и устав будущей организации, который был принят 2 января 1911 г. представителями всех спортивных организаций России, культивирующими лыжный спорт. Первая организация, руководившая лыжным спортом, получила название Всероссийский союз лыжников. (ВСЛ). Но ВСЛ был официально признан царским правительством лишь в 1912 г. Особого влияния на развитие лыжного спорта в России он не оказал, так как не имел материальной поддержки от правительства, а денежные взносы клубов, входящих в его состав, были незначительны. Кроме этого, материальная база, которой располагали лыжные клубы, была невелика. По существу, те 30 клубных лыжных станций, существовавших в России, были домиками, арендованными у частных лиц. Эти «станции» служили и раздевалками для любителей лыжного спорта, и местом хранения инвентаря, и местом размещения правлений клубов. Несмотря на некоторое оживление, лыжный спорт в этот период не получил широкого распространения в России. По свидетельству М.Гостева, участника первого перехода Москва - Петербург, «... в культе спорта наше отечество настолько отстало от других стран, что о массовом движении в пользу его, т.е. о таком явлении, когда спорт становится делом чуть ли не всего народа, мы можем мечтать только лишь в более или менее отдаленном будущем» (Ежегодник МКЛ. - 1912). Анкета, разосланная в 1909 г. лыжебежцам в различные города и края, где только можно было подозревать о наличии занимающихся лыжным спортом, показала, что «лыжебежный спорт в России находится только в зачатке». Вместе с тем в 1900-1909 гг. уже появилась различная литература, в которой излагались вопросы техники передвижения на лыжах, обучения и оборудования. Эти издания в основном имели своей целью популяризацию лыжного спорта среди населения. С накоплением опыта в последующие годы (1910-1912) появились значительные работы, где давались уже первые методические советы по тренировке, представляющие определенный интерес, особенно для начинающих. В этих работах нашла отражение односторонняя направленность на преимущественное развитие выносливости, что характерно для тренировки гонщиков дореволюционного периода. Соревнования в России проводились тогда только на равнинной местности. Лыжники пользовались длинными (до 3-3,5 м) лыжами, палками в рост человека и выше. Крепления и обувь (пьексы, с загнутыми носами) применялись мягкие. В основном лыжный инвентарь завозился из Финляндии и Швеции - гоночные узкие лыжи типа «Идеал» и «Хааповеси». В России лыжный инвентарь в массовом порядке не производился. Лыжные мази начали применяться только с 1913 г. Все это определило и технику передвижения - спортсмены применяли только «русский ход». С одновременными ходами лыжники ознакомились лишь в 1913 г. на международных соревнованиях - «Северных играх», проходивших в г. Дьюрегольме (Швеция). На эти соревнования выезжали лучшие лыжники П.Бычков и А.Немухин, однако первое выступление русских лыжников за рубежом было неудачным. В те годы Москва была, по существу, центром развития лыжных гонок. В сезоне 1912 г. на старт различных соревнований вышел 571 лыжник (для сравнения стартовало 402 человека), а в 1913 г. их было уже более 700. 1913 г. характеризуется не только увеличением количества участников, но и ростом спортивных результатов. Так, на первенстве России 13 февраля 1913 г. в гонке на 30 км известный лыжник Н.М.Васильев показал результат 2:17.04 Сильнейшим лыжником страны Н.М.Васильев стал в 19 лет. Передовые педагоги и врачи России понимали необходимость занятий лыжным спортом. Так, В.В.Гориневский в 1913 г. писал: «Лыжный спорт прекрасен, и его необходимо культивировать в школе не только потому, что этот способ передвижения в русских школах имеет много преимуществ, а потому, что в нем заключается так много образовательных элементов воспитания и он, по существу, восстанавливающий, т.е. принадлежит к гигиеническим упражнениям тела». В последующие годы наметился некоторый сдвиг в развитии лыжного спорта среди учащихся. Соревнования школьников Москвы в 1916 г. показали рост спортивных результатов юных лыж- ников - время победителей на дистанциях 5-10-15 км соответственно 24.42, 50.37 и 1:27.00. Улучшение спортивной подготовленности учащихся показали и соревнования, проведенные в 1917 г. в Нижнем Новгороде. Но в целом в дореволюционной России лыжный спорт среди учащейся молодежи и подростков широкого распространения не получил. Значительным событием в истории лыжного спорта, положившим начало дальним переходам русских и советских лыжников, явился переход из Москвы в Петербург, который совершили в сезон 1911-1912 гг. известные московские лыжники А.Елизаров, М.Гостев, И.Захаров и А.Немухин. В трудных условиях они преодолели 680 км за 12 суток 6 ч 22 мин. Помимо этого в дореволюционной России было совершено еще несколько лыжных переходов. Горнолыжный спорт стал развиваться в России несколько позднее. В 1906 г. общество «Полярная звезда» в Парголово (под Санкт-Петербургом) построило первый трамплин, с которого можно совершать прыжки на лыжах на 8—10 м. В 1909 и 1912 гг. в Юкках (также под Санкт-Петербургом) были построены два трамплина с длиной прыжка до 20 м. В Москве на Воробьевых горах тоже сооружались трамплины. Кроме того, здесь впервые были проведены соревнования по лыжным гонкам по пересеченной местности. Любители лыжного спорта прилагали много сил к широкому распространению любимого вида, но это были усилия одиночек, которые в условиях нехватки инвентаря, спортивных баз не могли добиться многого.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.015 с.) |