Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Травматизм, причины его возникновения и меры предупрежденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уроки по лыжной подготовке, внеклассные и внешкольные занятия по лыжному спорту иногда проходят в трудных погодных условиях, на сложном рельефе местности и порой при значительном утомлении занимающихся, что приводит к травмам. При планировании и организации учебно-тренировочного процесса и соревнований необходимо не только учитывать эти факторы, но и их возможные изменения в ходе уроков, занятий и туристских походов. Во время занятий лыжной подготовкой и лыжным спортом со школьниками очень важно для сохранения здоровья и высокой работоспособности полностью исключить любые травмы. Для этого необходимо знать причины их возникновения и меры по их предупреждению. В лыжном спорте наиболее часто встречаются следующие травмы: ушибы, повреждения суставов и связок, чаще нижних конечностей, значительно реже переломы, вывихи, ранения. Весьма редко, но все же встречаются такого рода состояния, которые сопровождаются расстройством общей жизнедеятельности организма: обморок, рефлекторный шок (при длительных напряжениях на выносливость), а также общее переохлаждение (озноб) от длительного пребывания в условиях низких температур. Кроме этого, под воздействием внешних условий, низких температур, ветра и влажности встречаются различного рода обморожения, чаще всего конечностей и открытых частей тела. По сравнению с другими видами спорта в лыжном спорте травматизм встречается реже, чем в играх (футбол, хоккей), единоборствах (бокс, борьба) и гимнастике. Среди видов лыжного спорта количество травм распределяется акже неравномерно: значительно реже в лыжных гонках, чаще -горнолыжном спорте и прыжках на лыжах с трамплина. Анализируя причины возникновения травм, их условно можно азделить на две группы: внешние и внутренние факторы. Внут-енние факторы чаще зависят от самого школьника, от его дис-иплинированности, попыток скрыть от учителя заболевание или едолеченную травму и др. Однако даже в этих случаях роль учи-еля в предупреждении травматизма исключительно велика. Наибольшее количество травм при занятиях лыжной подго-овкой и лыжным спортом обычно связано с теми недочетами и шибками в методике проведения занятий, которые допускают еопытные или безответственные учителя при организации учеб-о-тренировочного процесса (от 51 до 60% от общего количества авм - по данным различных авторов). Ошибки в методике про-едения занятий по лыжному спорту чаще всего связаны с нару-ениями дидактических принципов - постепенности, последова-ельности и систематичности - в обучении и в развитии физиче-ких качеств. Порой учитель предлагает выполнить сложное пражнение на лыжах, не учитывая подготовленность учеников, ли формирует процесс обучения и тренировки, переходя к более сложным упражнениям, не освоив или не закрепив навыки в более ростых движениях. Например, ученики еще не освоили достаточно уверенный спуск по прямой на высокой скорости, а им уже предлагается выполнить повороты на крутых склонах или преодолеть неровности. ~'олько тщательное изучение учителем своих учеников, их технической и физической подготовленности поможет избежать ошибок и травматизма. Длительные перерывы в занятиях, снижение тренированности, допуск к урокам или соревнованиям после болезни или травмы без разрешения врача, недостаточная техническая подготовленность, участие в соревнованиях крупного масштаба на сложных трассах без достаточно длительной и систематической подготовки, проведение обучения сложным упражнениям (поворотам в движении) на фоне заметного утомления -все это тоже может стать причиной травматизма. Учитель должен быть особенно внимателен при занятиях с новичками, так как травмы чаще всего бывают у технически слабо подготовленных школьников, а также после возвращения учащихся на занятия после болезни, даже если врач уже разрешил приступить к урокам. Не менее внимателен должен быть учитель при выявлении скрытых заболеваний или недолеченных травм, так как учащиеся порой скрывают свое болезненное состояние; кроме того, они порой сами не в состоянии оценить истинную опасность таких тренировок. Причиной травматизма может стать и недостаточная разминка (или даже полное ее отсутствие) перед соревнованиями или длительный перерыв после разминки до старта. Подобное может произойти и при излишне удлиненных интервалах отдыха при повторном прохождении отрезков на скорость. Это особенно опасно в условиях низких температур, когда мышцы быстро охлаждаются. Ошибки и нарушения в подготовке мест занятий порой приводят к тяжелым травмам. Чаще всего это случается, если плохо подготовлены спуски на учебно-тренировочных лыжнях или не укатаны учебные склоны. Падение на плохо укатанном (только верхний слой) глубоком снегу, когда лыжи проваливаются и останавливаются, а лыжник продолжает двигаться (вращается), приводит к тяжелейшим травмам суставов и связок нижних конечностей. Наличие на склоне или под снегом посторонних предметов (камней, пней и т.д.) также приводит к тяжелым последствиям. Для исключения указанных ошибок необходимо очень тщательно проводить всю предварительную организационную и методическую работу. При составлении учебного и тренировочных планов, при выборе методики следует учесть физическую подготовленность и тренированность школьников; определить правильную методическую последовательность в прохождении учебного материала; обеспечить верное проведение вводной части занятия и своевременной разминки; точно планировать интервалы отдыха при повторном прохождении отрезков различной длины; не допускать перегрузки учащихся на уроке; при подборе упражнений и дозировке нагрузки с отстающими учениками исходить из их индивидуальной подготовленности, особенно в начале занятий лыжной подготовкой и при вынужденных перерывах. В ходе уроков или учебно-тренировочных занятий необходимо учесть текущее изменение состояния школьников - возможное непредвиденное утомление и т.д. Предупредить травматизм поможет и тщательно продуманный подход к реализации составленных рабочих и учебно-тренировочных планов. Учитель должен предусмотреть организацию учащихся на уроке - размещение при обучении, переходы от учебных площадок на склоны, порядок выполнения и т.д. Учебно-тренировочные занятия и уроки в школе должны всегда проходить под руководством учителя или учащихся старших классов, занимающихся лыжным спортом в ДЮСШ. Руководитель, учитывая порой отдаленность мест занятий от жилья, школы и т.д., должен всегда уходить с тренировки последним. Основное правило: сзади на лыжне никто из учащихся не должен оставаться. Недопустимо оставлять учеников одних на склоне, в лесу на тренировочной лыжне без руководителя, в незнакомой местности или в удалении от жилья с приближением темноты. При передвижении по лыжне целой группой учитель всегда должен выделять замыкающего (из числа хорошо подготовленных школьников-лыжников). К числу внешних факторов, вызывающих травматизм, следует отнести и недочеты, ошибки в организации внеклассных занятий ■в школе, а также при проведении соревнований. В этом случае следует отметить нерациональное размещение школьников при занятиях на склоне (направления спусков и подъемов пересекаются или проходят на одном участке склона), поточное выполнение спусков на сложных и крутых склонах, преждевременное усложнение трасс соревнований без учета тренированности и технической подготовленности школьников (особенно в начале сезона), нерациональное составление расписания занятий, чрезмерно перегруженный календарь соревнований и т.д. Некоторые внутренние факторы также могут стать причиной травматизма: недисциплинированность, недостаточная организованность и невнимательность учащихся, поспешность в выполнении заданий, азартность и умышленная грубость, переоценка своих технических и физических возможностей и др. Примером таких нарушений могут служить спуски по незнакомым склонам без разрешения учителя, спуски в запрещенных местах с неровностями и с недозволенной скоростью, участие в каких-либо соревнованиях без разрешения учителя, преднамеренная грубость на лыжне и при общем старте, пренебрежение разминкой. Предупреждение травматизма в этих случаях должно базироваться на повышении общей требовательности к дисциплине и внимательности учащихся, а также на улучшении всей воспитательной работы в классе. Часто причинами травматизма могут быть низкое качество спортивного инвентаря или плохая его подготовка к занятиям: изношенность скользящей поверхности (особенно кантов лыж), плохая подгонка креплений, несоответствие размера лыж росту учащихся и др. Своевременный и качественный уход за инвентарем способствует предупреждению травматизма. Большое значение имеет уход за обувью - пропитка жировой смазкой делает ботинки мягкими и водонепроницаемыми, что позволяет избежать потертостей и обморожений. Нельзя недооценивать выбор и подготовку одежды в зависимости от условий климата и погоды. Это позволит избежать переохлаждения и простудных заболеваний. При этом необходимо учитывать не только температуру воздуха, но и его влажность, силу и направление ветра, а также наличие защищенных от ветра мест занятий. Одежда должна отвечать следующим основным требованиям: быть легкой и достаточно теплой, не мешать движениям лыжника, легко впитывать потоотделение и в то же время быть непродуваемой. Правильный выбор
размера лыжных ботинок в значительной мере предупреждает потертости и обморожения. Большое значение для предупреждения травматизма имеет освещенность мест занятий (склона, лыжни), прозрачность воздуха. Плохая видимость увеличивает опасность получения травм; поэтому при прохождении сложных спусков в сумерках, в туман, в сильный снегопад необходимо принять меры предосторожности: снизить скорость, увеличить интервалы между учащимися, запретить спуски потоком и без команды учителя. Для предупреждения травматизма помимо выбора и подготовки одежды и обуви большое значение имеет соблюдение температурных норм. При проведении уроков по лыжной подготовке в различных погодных условиях необходимо ориентироваться на рекомендации школьной программы и инструктивные документы органов народного образования и здравоохранения. Для каждой зоны страны разработаны такие нормы с учетом местных условий. Уроки тренировочные занятия в северных районах европейской части и Сибири, где влажность воздуха значительно ниже, можно проводить и при более низких температурах воздуха; при этом необходимо учитывать пол, возраст, физическую подготовленность учащихся. В любом случае температурные нормы должны быть согласованы с органами здравоохранения на местах. Кроме этого, должна быть проведена серьезная профилактическая работа по закаливанию школьников к воздействию неблагоприятных факторов - низких температур, влажности и ветра. При анализе причин, вызывающих травматизм, выяснено, что в большинстве случаев имеет место комплекс факторов, влияющих на увеличение количества повреждений у школьников при занятиях лыжным спортом. Глава IV
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.13.119 (0.007 с.) |